Блот

редактировать
Жертвенный праздник в германском язычестве Дисаблот, Август Мальмстрём

Блот термин для «кровавой жертвы » в норвежском язычестве. Блот мог быть посвящен любому из норвежских богов, духов земли или предков. Жертвоприношение включало аспекты причастной трапезы или пира.

Родственный термин blōt или geblōt в древнеанглийском относился бы к сопоставимым традициям в англосаксонском язычестве, и сравнение также может быть реконструировано для более широкого (доисторического) Немецкий Индоевропейский.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Обряды и верования
  • 3 Даты
  • 4 Местонахождения
    • 4.1 Дания
      • 4.1. 1 Lejre
    • 4.2 Норвегия
      • 4.2.1 Mre
    • 4.3 Швеция
      • 4.3.1 Gotland
      • 4.3.2 Uppsala
  • 5 Конкретные голубые
  • 6 Сегодня
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Этимология

Слово blót - это древнескандинавское сильное существительное среднего рода (родительный падеж blóts). Соответствующий древнеанглийский средний род bl (t (родительный падеж blōtes) может находиться под влиянием древнеанглийского языка; Древнеанглийские евангелия имеют префикс ge-blōt "жертвоприношение".

Реконструированная протогерманская форма существительного - * blōtą «жертвоприношение, поклонение». С этим связан протогерманский сильный глагол * blōtaną с потомками в готическом 𐌱𐌻𐍉𐍄𐌰𐌽 (blōtan), древнескандинавском blóta, староанглийском blōtan и древневерхненемецком bluozan, все из которых означают «приносить в жертву, приносить, поклоняться».

Это слово также появляется в составе, засвидетельствованном на древнескандинавском языке как blót-hús «молитвенный дом», а на древневерхненемецком языке как bluoz-hūz «храм». С другим именительным аффиксом та же основа встречается в протогерманском существительном * blōstrą «жертва» - засвидетельствовано в готическом * 𐌱𐌻𐍉𐍃𐍄𐍂 (* blostr) в 𐌾𐌿𐌸-𐌱𐌻𐍉𐍃𐍄𐍂𐌴𐌹𐍃 (guþ-blostreis) «поклонник Бога» и древневерхненемецком языке. bluostar "подношение, жертва"). Считается, что эта основа связана с протогерманским глаголом * blōaną «дуть; цвести, цвести», как и слова, обозначающие «кровь» (протогерманский * blōþą) и «цвести» (протогерманский * blōmô). Софус Бугге был первым, кто предположил связь между блотом и латинским фламеном (< *flădmen), and both words can be traced back to the протоиндоевропейским корнем * bhlād- " пузыриться; бормотать, роптать, болтать ".

Обряды и верования

Глагол blóta означал" поклоняться кровавой жертвой "или" укреплять ". Жертвоприношение обычно состояло из животные или военнопленные, в частности свиньи и лошади. Мясо варили в больших кухонных ямах с нагретыми камнями в помещении или на открытом воздухе. Кровь считалась чтобы содержать особые силы, и он был окроплен статуями богов, стенами и самими участниками.

Раздавался напиток пиво или мед.

Особый тост был зарезервирован для празднования Джола: til árs ok friðar, «за хороший год и frith (мир)».

Даты

осенний блот проводился в середине октября (примерно через четыре недели после осеннего равноденствия), Wi nter Nights, обозначающий начало зимы. Великий зимний блот, или Йол, имел место в середине января. Фрейр был самым важным богом середины зимы и осеннего блута, и рождественской ветчины (свинья была для Фрейра) до сих пор остается основным рождественским блюдом в некоторых частях Скандинавии. Летний блот проводился в середине апреля (примерно через четыре недели после весеннего равноденствия) и был отдан Одину. Затем они пили за победу в войне, и этот блот стал датой начала экспедиций и войн викингов.

Для ранних англосаксов ноябрь был известен как Blōtmōnaþ, как указывает этот более поздний древнеанглийский отрывок:

Se mónaþ находится на Léden Novembris, а на úre geþeóde blótmónaþ, forðon úre yldran, ðá hý hǽðene wǽron, на am mónþe hý bleóton á, am mónþe hý bleóton á, am mónþe hý bleóton á, ist is, ðæt hý bethton и benémgy

Месяц назван на латинском языке Novembris, а в нашей речи blót-month, потому что наши предки, когда они были язычниками, всегда в этом месяце болтали, то есть брали и посвящали своим идолам скот, которого они желали. предлагать.

Места

Здание, в котором произошел взрыв, называлось хов (ср. Немецкий Hof ), и есть много названий мест, полученных от этого, например, в Скания, Западный Гёталанд и Восточный Гёталанд. Раскопки средневековых церквей Мэре в Трёнделаг и в Старой Уппсале представляют собой несколько исключений, когда церковные места связаны с более ранними церквями.

Были также другие священные места под названием Хёргр, , Лунд и Хауг. Hörgr означает алтарь, возможно, состоящий из груды камней, Lund означает «роща », а Ve просто «священное место». Христианские законы запрещали поклонение в хауге или хаугре, что означает «курган » или «курган ".

Дания

Лейре

Немец Титмар писали до 932 года, что данер имел свой главный культовый центр в Зеландии в Лейре, где они собирались каждые девять лет и приносили в жертву 99 человек, но также и лошадей, собаки и куры. Однако нет никаких исторических записей из скандинавских источников или каких-либо археологических находок, подтверждающих это. Археологические раскопки действительно показали, что Лейре имеет большое значение и фактически является резиденцией королевской семьи, датируемой по крайней мере железным веком. Не существует убедительных доказательств того, что Лейре был местом расположения главного культового центра, но раскопки вокруг озера Тиссо недалеко на западе обнаружили древнюю хоф большое значение.

Норвегия

Mære

Снорри Стурлусон рассказывает о встрече крестьян Трёнделага с королем Хоконом I Норским. way, встреча, закончившаяся религиозной враждой вокруг блот. Хокон был воспитан при христианском английском суде и вернулся, чтобы претендовать на трон своего отца Харальда Фэйрхейра (объединителя Норвегии) ​​и намеревался христианизировать страну. Несмотря на то, что крестьяне избрали Хокона королем на Тинг, они выступали против его религиозных идей.

Это был старый обычай: когда должно было быть принесено жертвоприношение, все bóndi s [свободные владельцы] должны приходить на то место, где стоял храм, и приносить с собой все, что им требовалось во время фестиваля жертва продолжалась. На этот праздник все мужчины принесли с собой эль; и весь скот, а также лошади были забиты, и вся кровь, которая исходила от них, называлась хлаут, а сосуды, в которые она собиралась, назывались хлаут-сосудами. Делались хлаут-посохи, похожие на ершики для окропления, которыми окропляли все жертвенники и стены храма, как снаружи, так и внутри, а также окропляли кровью людей; но мясо было сварено в пикантное мясо для присутствующих. Огонь находился посреди пола храма, и над ним висели котлы, а полные кубки передавались через огонь; и тот, кто делал пир и был вождем, благословлял полные кубки и всю пищу жертвы. И первый кубок Одина был пуст для победы и власти его короля; после этого - кубки Ньорда и Фрейи за мир и хороший сезон. Тогда у многих был обычай опорожнять кубок из хвороста (1); а затем гости опорожнили кубок в память об ушедших друзьях, названный памятным кубком.

Сага о Хаконе Добром, раздел 16, веб-сайт Sacred Texts.

В этой церемонии также должен был участвовать король., хотя он был христианином, и ему пришлось выпить меда, предложенного и освященного для Одина, Ньорда и Фрейи. Крестьяне тоже хотели, чтобы он ел мяса, но он только смотрел на ручку котла и держал льняную ткань между ртом и мясом. Крестьянам совсем не нравился король, который не принимал полноценного участия в блоте. Однако король был серьезно оскорблен и позже обратился в старую веру. По преданию, его хоронили по старинке.

Швеция

Готланд

В Гутасага рассказывается о блоте на острове Готланд в Балтийском море. :

Фири Хан тима ок ленги эптир сиþан. Troþu menn a hult. ок а хауга. Wi. ок. stafgarþa. oc a haiþin guþ. blotaþu þair synnum oc dydrum sinum Oc fileþi. миþ матдж ок мундгати. þet gierþu air eptir wantro sinnj. земля alt. hafþi сэр hoystu blotan miþ fulki. эллар hafþi huer þriþiungr. сэр. Эн смери þing hafþu mindri blotan meþ fileþi. мат. Oc mungati. сум хаита суннаутар. þi et air suþu allir saman.

До этого времени и долгое время после этого они верили в рощи и курганы, святилища и священные ограды, а также в языческих богов. Они сделали это из-за своих суеверий. Во всей стране (альтинг) был самый большой блот с жертвоприношением людей, в противном случае у каждого тритинга был свой блеск, а у более мелких вещей был меньший блот со скотом, едой и напитками. Их называли кулинарами, братьями, потому что они вместе готовили еду.

Упсала

Немецкий летописец Адам Бременский описал, как это было сделано в Храме в Упсале в Старой Упсале в Швеция, ок. 1070:

Тор был самым могущественным богом и правил громом и молнией, ветром и дождем, солнцем и посевами. Он сидел в центре с молотком (Мьёльнир) в руке, а по бокам были Один, бог войны, в полных доспехах, и Фрей, бог мира и любви, которому приписывался огромный выпрямленный фаллос. У всех языческих богов есть священники, приносящие им народные жертвы. Если есть болезнь или голод, они приносят жертвы Тору, если война - Одину, а если свадьба - Фрею.

Каждый девятый год бывает девятидневный праздник, общий праздник для всех в Швеции. Затем они приносят в жертву по девять мужчин каждого вида, даже мужчин, и тела подвешивают на ветвях рощи возле храма. Никто не освобожден от этого блота, и все посылают дары святыне, даже короли. Христиане должны заплатить пошлину, чтобы не участвовать в блоте.

Адам Бременский счел этот финансовый штраф очень суровым.

Изображение Годи, ведущего людей в жертву идолу Тора на этой картине Дж. Л. Лунд.

Возможно, что последний девятидневный блот проводился в 1078 году. Храм в Уппсале, вероятно, был разрушен королем Ингольдом I в 1087 году. раз в девять лет между христианами и язычниками происходила гражданская война, и это был год последней битвы.

Согласно Снорри, в феврале в Храме в Уппсале прошел главный блот, Дисаблот, во время которого они приносили жертвы за мир и победы короля. Блот также проводился, чтобы увидеть, насколько большим будет следующий урожай. Затем был проведен Вещь всех шведов и была большая ярмарка Дистинг. Дистинг пережил христианство, и традиция никогда не прерывалась. Ярмарка по-прежнему проводится каждый первый вторник февраля в Уппсале, хотя иногда дату переносили в пределах месяца. В 1968 году возобновилась традиция обсуждения официальных вопросов.

Конкретные блоты

Старый норвежский календарь состоял из летнего полугодия и зимнего полугодия, а не четырех сезонов года, к которым современные европейцы привыкли. Зимняя половина года начиналась с середины-конца октября, летняя - с середины-конца апреля. С этими поворотными моментами были связаны некоторые блуты.

Начало зимнего полугодия
  • Зимние ночи,
  • Haust blót «осеннее жертвоприношение», упомянутое в саге Ynglinga и в других текстах
  • Völsi blót: Вёльси был пенис жеребца и окружающие его обряды описаны в Völsa áttr. Он был взят у жеребца во время осенней разделки, и говорят, что хозяйка усадьбы считала его своим богом и хранила его в гробу вместе с бельем и луком-пореем (см. Также жертвоприношение коня ). Вечером все собрались в главном корпусе. Хозяйка преподнесла член из гроба, встретила его молитвой и пропустила от человека к человеку. Все приветствовали его религиозной фразой: «Пусть Мёрнир получит священное жертвоприношение!».
    • álfablót, или Эльфийский блат, был небольшим по размеру и проводился в усадьбе и проводился его хозяйкой. Об этих обрядах мало что известно, так как они были окружены секретом, и посторонние не приветствовались во время ритуалов. Однако, поскольку эльфы были коллективными силами, тесно связанными с предками, некоторые предполагают, что это имело отношение к культу предков и жизненной силе семьи.
    • Дисаблот
Зимой
  • Йоль, важное жертвоприношение, которое отмечается через некоторое время после зимнего солнцестояния. Когда христианство пришло в Скандинавию, yuleblót / winterblót отмечался 12 января (примечание: дата по предыдущему юлианскому календарю. Следовательно, это не 12 января по текущему календарю.)
В середине зимней половины год
Начало летнего полугодия

Этот момент времени известен как Первый день лета в современной Исландии

  • Dísablót
  • Sigrblót: в саге об Инглингах говорится, что один из величайших праздников календаря проводится в сумри, þat var sigrblót «летом для победы».
В наши дни

дохристианские скандинавские традиции оставили след в скандинавском фольклоре. Сознательное возрождение скандинавского язычества также имело место в 19 веке в романтическом национализме, а с конца 20 века под названием Асатру или германское неоязычество.

В скандинавских Йоль или, в частности, рождественских традициях, таких как рождественская каша, из которой часто подают дополнительную миску и выносят ее на улицу, потому что это трапеза, которую разделяют с хранителем усадьбы, tomte (nisse в датском и норвежском, tonttu в финском ), земля wight.

orrablót - исландская традиция, введенная в 19 веке, сознательно возвращаясь к термину блот, связанному с дохристианскими временами.

Современные приверженцы реконструктивизма германского неоязычества (в англоязычных странах также известного как «язычество ») развили традиции блотских ритуалов. отмечается в современном контексте с 1970-х гг.

См. также
Примечания
Ссылки
  • Баммесбергер, Альфред (1990). Die Morphologie der urgermanischen Nomens. Гейдельберг: Carl Winters Universitätsverlag. ISBN 3-533-04230-8.
  • Нэсстрём, Бритт-Мари (Осло, 2001). Пятно: Все предложения от производителя Norden. ISBN 82-530-2146-1.
  • Орел, Владимир (2003). Справочник по германской этимологии. Лейден: Брилл. ISBN 90-04-12875-1.
  • Стейнсленд, Г. ; Меуленграхт Соренсен, П. (1998). Människor och makter i vikingarnas värld. ISBN 91-7324-591-7.
Внешние ссылки
Найдите blót в Wiktionary, бесплатном словаре.
Найдите blót в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-12 11:47:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте