Гутасага (Гутасаган) - это сага об истории Готланда до его христианизации. Он был записан в 13 веке и сохранился только в единственной рукописи - Codex Holm. B 64, датируемый ок. 1350, хранится в Национальной библиотеке Швеции в Стокгольме вместе с Гуталагом, юридическим кодексом Готланда. Он был написан на древнегутниском языковом разнообразии, относящемся к древнескандинавскому.
Сага начинается с открытия Готланда человеком по имени Киелуар (Тьялве) (Гутниш : Тьелвар ). Он был мифической фигурой, дважды появляющейся в Прозе Эдде и один раз в Гутасаге. Готланд находится под заклинанием и находится под водой днем и выходит из воды только ночью, заклинание, которое разрушает Чиелуар, разжигая огонь на острове. Сын Киелуара (Хавде) и его жена Витастьерна (Гутниш : Хвитастьерна) имели трех сыновей по имени Грейп, Гут и Гунфьяун, предков Гутов. После первой совместной ночи Хавде и Витастьерны ей приснились три змеи, обвившиеся у нее на груди. Это интерпретировалось как символ того, что все вещи связаны кругами и что у них будет три сына. Субъект изображен на некоторых из картинных камней на Готланде.
В саге говорится, что после смерти его отца Гуте был назначен вождем и дал свое имя обоим остров и гутнийцы. Они делили Готланд, где Гут держал середину, Грейп - северную, а Гуннфьяун - южную часть. Готланд был разделен на три части, разделение, которое отразилось в разделении Готланда на три тредингара, разделение, которое оставалось юридически до 1747 года и до сих пор остается внутри церкви, которая до сих пор сохраняет это разделение на три Благочинные.
«Все связано в круги» из ГутасагиСага повествует об эмиграции, которая связана с исторической миграцией готов в течение периода миграции :
То, что готы должны были уйти «в землю греков», согласуется с их первым появлением в классических источниках: Евсевий Кесарийский сообщил, что они опустошили «Македонию, Грецию, Понтий и Азию в 263 году
Эмиграция произошла бы в I веке нашей эры, и свободный контакт с их родиной сохранялся бы еще два столетия, комментарий о том, что в языке эмигранта «все еще есть что-то общее», свидетельствует о понимании диалектного разделения. События должны были передаваться устно в течение почти тысячелетия, прежде чем текст был записан.
Упоминание реки Двина хорошо согласуется с культурой Вильбарка. Исторически готы следовали за Вислой, но в эпоху викингов водный путь Двина- Днепр сменил Вислу как главный торговый путь в Грецию. для гутов (или готар в стандарте древнескандинавский ), и неудивительно, что он также заменил Вислу в традициях переселения.
Гутасага содержит несколько ссылок на отношения между Готландом и Швецией и утверждает, что они основаны на взаимных договоренностях, а также отмечает обязанности и обязательства шведского короля и епископа в отношении Готланда. Таким образом, это не только попытка записать историю Готланда, но также попытка отстоять независимость Готланда от Швеции.
Это дает как человек, заключивший взаимовыгодное соглашение с королем Швеции, и событие должно было произойти до конца IX века, когда Вульфстан из Хедебю сообщил, что остров находится под властью шведов. (См. Объединение Швеции )
Тьельвар и несколько других имен людей из Гутасага используются для обозначения мест, учреждений и других связанных с Готландом вещей, таких как веб-сайты. каменный корабль в Боге называется могилой Тьельвара. Боге также является местом для бухты Тьелдерсвик и острова Тьелдерсхольм. Дигерройр пирамида в Гарде также известен как Graips rojr.
В 2011 году Шведское астрономическое общество организовало конкурс на присвоение имени недавно обнаруженному астероиду в пояс астероидов находился в Висбю. Он был назван 137052 Тьельвар в честь Тьельвара, мифологического первого человека, принесшего огонь на остров.