Снорри Стурлусон

редактировать
Исландский историк, поэт и политик (1179–1241)
Снорри Стурлусон
Снорре Стурлусон-Кристиан Крог.jpg Снорри Стурлусон, автор Кристиан Крог (1890s)
Родился1179 (1179). [is ], Даласисла, Исландское Содружество
Умер23 сентября 1241 (1241-09-24) (61 год). Рейкхольт, Исландия
Род занятийЗаконодатель, писатель, поэт, историк, политик
Родитель (и)Стурла Тордарсон. Гудни Бёдварсдоттир
Печатное издание Эдды Снорри 1666 года

Снорри Стурлусон (исландский: в исландский парламент Альтинг. Он был автором Прозаической Эдды или Младшей Эдды, которая состоит из Gylfaginning («одурачение Гильфи»), повествования о скандинавской мифологии, Skáldskaparmál, книга поэтического языка, и Háttatal, список стихотворных форм. Он также был автором Heimskringla, истории норвежских королей, которая начинается с легендарного материала в саге об Инглингах и продолжается до раннего средневековья Скандинавская история. По стилистическим и методологическим причинам Снорри часто считается автором саги об Эгиле. Он был убит в 1241 году людьми, считавшимися агентами короля Норвегии.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Национальная жизнь
    • 1.3 Неудача в Исландии
    • 1.4. конец Снорри и Содружество
  • 2 Наследие
  • 3 Мемориалы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь

Долина Скегги в Хваммуре

Снорри Стурлусон родился в [is ] (обычно переводится как Хвамм или Хваммр) в богатой и могущественной Семья Стурлунгаров из Исландского содружества в 1179 году. Его родителями были Стурла Тордарсон, старший из Хваммура, и его вторая жена, Гудны Бёдварсдоттир. У него было два старших брата, Тор Стурлусон (р. 1165) и Сигватр Стурлусон (р. 1170), две сестры (Хельга и Вигдис) и девять сводных братьев и сестер.

Снорри вырос из возраст трех (или четырех) лет, сделанный Йоном Лофтссоном, родственником норвежской королевской семьи, в Одди, Исландия. Когда Стурла пытался уладить тяжбу со священником и вождем (годоросмадром) Паллом Сёльвасоном, жена Палла (Торбьорг Бьярнардоттир) внезапно набросилась на него с ножом, по ее словам, намереваясь сделать его похожим на своего одноглазого героя Один - но случайные прохожие отразили удар ему по щеке. Образовавшееся поселение привело бы к разорению Палла, но Йон Лофтссон вмешался в альтинг, чтобы смягчить приговор и, чтобы компенсировать Стурле, предложил воспитывать и обучать Снорри.

Таким образом, Снорри получил отличное образование и наладил связи, которые он мог бы иначе не сделали. Он учился в школе Сомундра Фрози, деда Йона Лофтссона, в Одди, и никогда не возвращался в дом своих родителей. Его отец умер в 1183 году, и его мать как опекун вскоре растратила долю Снорри в наследстве. Йон Лофтссон умер в 1197 году. Затем в 1199 году обе семьи заключили брак между Снорри и Хердис, дочерью Берси Вермундарсон. От своего отца Снорри унаследовала поместье в Борге и вождь. Вскоре он приобрел больше собственности и вождей.

Снорри и Хердис прожили вместе четыре года в Борге. У них было по крайней мере двое детей, Хальбера и Йон. Брак уступил разврату Снорри, и в 1206 году он поселился в Рейкхольте как управляющий имением там, но без Хердиса. Он сделал значительные улучшения в поместье, включая горячую ванну на открытом воздухе (Snorralaug). Баня и постройки в некоторой степени сохранились. В первые годы в Рейкхольте он родил пятерых детей от трех разных женщин: Гудрун Хрейнсдоттир, Оддни и Дуридур Халсдоттир.

Национальная жизнь

Снорри быстро стал известен как поэт, но был также и юрист. В 1215 году он стал законодателем Альтинга, единственной государственной должности Исландского содружества и занимающей высокое положение. Летом 1218 года он оставил должность законодателя и отплыл в Норвегию по королевскому приглашению. Там он познакомился с юным королем Хаконом Хаконарсоном и его соправителем Ярлом Скули. Он провел зиму в гостях у ярла. Они осыпали его дарами, в том числе корабль, на котором он плыл, а он в ответ написал о них стихи. Летом 1219 года он встретил своего шведского коллегу, законодателя Эскила Магнуссона и его жену Кристину Нильсдоттер Блейк в Скаре. Они оба были родственниками королевской семьи и, вероятно, дали Снорри представление об истории Швеции.

Снорри в основном интересовался историей и культурой. Однако норвежские регенты взрастили Снорри, сделали его skutilsvein, старший титул, примерно эквивалентный рыцарю, и получили клятву верности. Король надеялся расширить свое королевство до Исландии, что он мог сделать по решению альтинга, ключевым членом которого был Снорри.

В 1220 году Снорри вернулся в Исландию и к 1222 году вернулся в качестве законодателя альтинга, которым он занимал это время до 1232 года. Основой его избрания была целиком его слава как поэта. Политически он был представителем короля, поддерживая союз с Норвегией, платформу, которая приобрела у него врагов среди вождей. В 1224 году Снорри женился на Халлвейг Ормсдоттир (ок. 1199–1241), внучке Йона Лофтссона, ныне богатой вдовы с двумя молодыми сыновьями, и заключил с ней договор о совместной собственности (или helmingafélag). Их дети не дожили до взрослой жизни, но сыновья Халлвейг и семеро детей Снорри дожили до взрослой жизни.

Снорри был самым могущественным вождем Исландии в период с 1224 по 1230 год.

Неудача в Исландии

Многие другие вожди сочли его положение королевского чиновника противоречащим их интересам, особенно другому Стурлунгар. Стратегия Снорри, похоже, заключалась в консолидации власти над ними, после чего он мог предложить Исландию королю. Его первые шаги были гражданскими. После смерти в 1222 году Сомундура, сына Йона Лофтссона, он стал поклонником своей дочери Сольвейг. Молчаливое голосование Херда не повлияло на его костюм. Его племянник Стурла Сигватссон, политический противник Снорри, женился на ней в 1223 году, за год до того, как Снорри встретил Халлвейг.

Последовал период клановой вражды. Снорри, возможно, понимал, что только решительные действия, подобные саге, могут достичь его цели, но в этом случае он оказался не желающим или неспособным их выполнить. Он собрал вооруженный отряд под началом другого племянника Бёдвара Тордарсона и под своим сыном rækja, с намерением нанести первый удар по его брату Сигватур и Стурла Сигватссон. Накануне битвы он распустил эти силы и предложил своему брату условия.

Сигнатур и Стурла с отрядом в 1000 человек выгнали Снорри в сельскую местность, где он искал убежища среди других вождей. Rokkja предпринял партизанские операции во фьордах западной Исландии, и война продолжалась.

Хокон IV попытался вмешаться издалека, пригласив всех вождей Исландии на мирную конференцию в Норвегии. Этот маневр был прозрачен для Сигнаура, который понимал, чего, по-видимому, не понимал Снорри, что могло случиться с вождями в Норвегии. Вместо того, чтобы убивать своих противников, он начал настаивать на том, чтобы они приняли его предложение.

Такова была судьба rkja, который был схвачен Стурлой во время якобы мирных переговоров в Рейкьяхолте, а также Торлейфуром Тордарсоном, двоюродным братом Снорри, который пришел к нему на помощь с 800 мужчинами и был оставлен Снорри на берегу моря. вспыхнувшее поле боя из-за цепочки командования. В 1237 году Снорри решил присоединиться к королю.

Конец Снорри и Содружества

Правление Хокона IV (Хакон Хаконарсон), короля Норвегии, было обеспокоено гражданской войной относился к вопросам правопреемства и в разное время подразделялся на квазинезависимые регионы по претендентам. Всегда были заговоры против короля и вопросы лояльности, но тем не менее ему удалось построить норвежское государство из того, чем оно было раньше.

Когда Снорри прибыл в Норвегию во второй раз, королю стало ясно, что он больше не был надежным агентом. Конфликт между Хоконом и Скули начинал перерастать в гражданскую войну. Снорри остался с ярлом, или вождем, а его сын и ярл сделали его ярлом, надеясь добиться его преданности. В августе 1238 года Сигнатур и четверо его сыновей (Стурла, Маркус, Кольбейнн и Тордур Крокур, два последних были казнены после битвы) были убиты в битве при Орлыгсстадире в Исландии против Гиссур Торвальдссон и Кольбейн Молодой, вожди, которых они спровоцировали. Снорри, Оркья и Чорлейфур попросили разрешения вернуться домой. Поскольку теперь король не мог предсказать поведения Снорри, в разрешении было отказано. Ему было прямо приказано оставаться в Норвегии на основании его почетного звания. Скули, с другой стороны, дал разрешение и помог им оформить отрывок.

Снорри, должно быть, имел свои собственные представления о положении короля и обоснованности его приказов, но в любом случае он решил не подчиняться им; его слова, согласно саге о Стурлунге, «út vil ek» (буквально «я хочу уйти», но идиоматически «я пойду домой») стали пословицей в исландском языке. Он вернулся в Исландию в 1239 году. Король был отвлечен необходимостью противостоять Скули, который объявил себя королем в 1239 году. Он потерпел военное поражение и был убит в 1240 году. Тем временем Снорри возобновил свое правление и попытался сокрушить Гиссура, преследуя его. в суде по делу о смерти Сигвата и Стурлы. Встреча альтинга была назначена на лето 1241 года, но Гиссур и Кольбейн прибыли с несколькими сотнями человек. Снорри и 120 человек собрались вокруг церкви. Гиссур предпочел заплатить штрафы, а не атаковать.

Между тем, в 1240 году, после поражения ярла, но до того, как его убрали с места происшествия, Хокон отправил двух агентов в Гиссур с секретным письмом с приказом убить или захватить Снорри. Теперь Гиссура приглашали присоединиться к профсоюзному движению, которое он мог принять или отказаться, как ему заблагорассудится. Его первоначальная попытка схватить Снорри на Альтинге провалилась.

Халлвейг умер естественной смертью. Когда семья поссорилась из-за наследства, сыновья Халлвейга, Клаинг и Орм, попросили помощи у своего дяди Гиссура. Проведя встречу с ними и Колбейном Младшим, Гиссур вынес письмо. Орм отказался. Вскоре после этого Снорри получил письмо в шифровальных рунах, предупреждающее его о заговоре, но он не мог их понять.

Гиссур повел семьдесят человек в дерзкий набег к своему дому, достигнув полной неожиданности. Снорри Стурлусон был убит в своем доме в Рейкхольте осенью 1241 года. Неясно, была ли ему предоставлена ​​возможность сдаться. Он сбежал в подвал. Там Симон Кнутур попросил Арни Горького ударить его. Тогда Снорри сказал: Eigi skal höggva! - «Не бей!» Симон ответил: "Högg þú!" - "Бей сейчас!" Снорри ответил: Eigi skal höggva! - «Не бей!» и это были его последние слова.

Этот поступок не был популярен ни в Исландии, ни в Норвегии. Чтобы уменьшить ненависть, король настоял на том, чтобы, если бы Снорри подчинился, его бы пощадили. Тот факт, что он мог привести такой аргумент, показывает, насколько далеко зашло его влияние в Исландии. Хокон продолжал подкупать вождей Исландии. В 1262 году альтинг ратифицировал унию с Норвегией, и в Исландии была установлена ​​королевская власть. Каждый член принес клятву личной верности королю, и эта практика продолжалась по мере того, как каждый новый король вступал на престол, пока абсолютная и наследственная монархия не была официально принята исландцами в 1662 году.

Наследие

Работы Снорри Стурлусона предоставляют информацию и указания относительно лиц и событий, влияющих на народы, населявшие Северную Европу в периоды, когда соответствующая информация является скудной: таким образом, например, его можно использовать для освещения отношений между Англией и Скандинавией в течение 10 и 11 веков.. Снорри считается фигурой непреходящей важности в этом отношении, Халвдан Кохт описывает свои работы как «превосходящие все, что средневековье оставило нам историческую литературу». Он также представил ранний отчет об открытии Винланда.

В некоторой степени наследие Снорри Стурлусона также сыграло роль в политике спустя долгое время после его смерти. Его сочинения можно было использовать в поддержку утверждений более поздних норвежских королей относительно почтения и степени их правления. Позже Хеймскрингла внесла свой вклад в установление национальной идентичности во время норвежского романтического национализма середины XIX века.

Исландское восприятие Снорри в XX веке и до настоящего времени было окрашено историческими взглядами принята, когда они стремились разорвать свои связи с Данией, и при любом пересмотре этого документа по-прежнему приходится бороться с сильными националистическими настроениями. Чтобы служить таким взглядам, Снорри и других ведущих исландцев его времени иногда судят с некоторым презентизмом на основе концепций, которые вошли в моду лишь столетия спустя, таких как государство, независимость, суверенитет и нация.

Хорхе Луис Борхес и Мария Кодама изучили и перевели Gylfaginning на Испанский, в прологе приводится биографический отчет о Снорри.

«Девять миров, которые я помню», один из эпиграфов к главе IV книги Карла Сагана Космос, это цитата из Эдды Снорри.

Мемориалы

  • Ворота Снорреса, улица в районе Св. Ханшауген в Осло был назван в его честь в 1896 году. Есть также Сноррабраут, улица в Восточно-Центральном Рейкьявике, Исландия, датируемая 1940-ми годами.
  • Статуя Снорри Стурлусона, Густав Вигеланд, находится в Рейхольт. Правительство Норвегии подарило статую исландскому народу в 1947 году. Первоначальное намерение подарить статую в 700-ю годовщину смерти Снорри было предотвращено Второй мировой войной. Копия статуи Рейкхольта была открыта в Бергене, Норвегия в 1948 году.
  • Модель статуи Рейкхольта появилась на исландской памятной почтовой марке в 1941 году.
  • 700-летие со дня его смерти было также отмечено выпуском набора из шести норвежских памятных почтовых марок в 1941 году. На каждой марке были изображены иллюстрации из Heimskringla норвежского художника Харальда Дамслета.
  • Культурный / исследовательский центр Сноррастофа в Рейкхолте была основана 6 сентября 1988 года с церемонии открытия, на которой присутствовали Вигдис Финнбогадоттир, президент Исландии и король Олав V Норвегии.

См. Также

Примечания

Ссылки

Источники

  • Багге, Сверре (1991). Общество и политика в Heimskringla Снорри Стурлусона. (Калифорнийский университет Press). ISBN 0-520-06887-4.
  • Браун, Нэнси Мари (2012) Песня викингов: Снорри и создание скандинавских мифов (издательство St. Martin's Press) ISBN 0230338844

Дополнительная литература

На норвежском языке

  • Finn Hødnebø (Ed) Snorres Kongsoger (Utgivelsesår: 2003) ISBN 9788205314641

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Снорри Стурлусоном.
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Снорри Стурлусон

.

Последняя правка сделана 2021-06-08 07:18:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте