чаша для кидуша, субботние свечи и хала покрывают | |
галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Исход 20 : 7–10, Второзаконие 5: 12–14 и многие другие. |
Мишна : | Шаббат, Эрувин |
Вавилонский Талмуд : | Шаббат, Эрувин |
Иерусалимский Талмуд : | Шаббат, Эрувин |
Мишне Тора : | Сефер Зманим, Шаббат 1-30; Ерувин 1-8 |
Шулхан Арух : | Орах Хаим, Шаббат 244-344; Eruvin 345-395; Techumin 396-416 |
Другие раввинские коды : | Китцур Шулхан Арух гл. 72-96 |
Шабат (или ; Иврит : שַׁבָּת, «покой» или «прекращение»), Шаббат (, иврит ашкенази и идиш : שבת), или суббота, это день отдыха иудаизма в седьмой день недели, т.е. суббота. В этот день религиозные евреи вспоминают библейскую историю, описывающую сотворение неба и земли за шесть дней, и с нетерпением ждут грядущей мессианской эпохи. Поскольку в еврейском религиозном календаре дни отсчитываются от заката до заката, Суббота начинается вечером того, что по светскому календарю считается пятницей.
Соблюдение шаббата влечет за собой воздержание от трудовой деятельности, часто с великая строгость и участие в успокаивающих делах в честь дня. Традиционная позиция иудаизма состоит в том, что непрерывный шаббат седьмого дня зародился среди еврейского народа как его первый и самый священный институт, хотя некоторые предполагают другое происхождение. Вариации Шаббата широко распространены в иудаизме, а также в Авраамических и многих других религиях.
. Согласно Галахе (еврейский религиозный закон), Шаббат соблюдается с за несколько минут до захода солнца в пятницу вечером до появления на небе трех звезд в субботу вечером. Шаббат открывается зажжением свечей и произнесением благословения. Традиционно съедается три праздничных трапезы : первое - в пятницу вечером, второе - традиционно в обеденное время в субботу, а третье - во второй половине дня. Ужин и полдник обычно начинаются с благословения, называемого кидуш, и еще одного благословения, произносимого над двумя буханками халы. Во время третьего приема пищи Кидуш не читается, но у всех есть два хлеба. Суббота закрывается вечером в субботу с благословения хавдала.
Шабат - праздничный день, когда евреи освобождаются от обычных трудов повседневной жизни. Это дает возможность поразмышлять о духовных аспектах жизни и провести время с семьей.
Слово «Шаббат» происходит от еврейского глагола шават (иврит : שָׁבַת). Хотя это часто переводится как «отдых» (существительное или глагол), другой точный перевод этих слов - «прекращение [от работы]», поскольку отдых не обязательно означает отдых. Родственное современное еврейское слово шевита (забастовка ) имеет такое же значение активного, а не пассивного воздержания от работы. Представление об активном прекращении труда также считается более совместимым с деятельностью всемогущего Бога на седьмой день Сотворения согласно Бытие. Другие важные значения - это шевет (שֶּׁבֶת), что означает сидеть или стоять, и шева (שֶׁבַע), что означает семь, поскольку Шаббат - седьмой день недели; другие дни недели не имеют названий, но называются их порядковыми номерами.
Субботе присвоен особый статус как священный день в самом начале Тора в Бытие 2: 1–3. Это первое повеление после Исхода из Египта, в Исход 16:26 (касающемся прекращения манны ) и в Исход 16:29. (в отношении расстояния, на которое можно пройти пешком в субботу), как и в Исход 20: 8–11 (как одна из Десяти заповедей ). Суббота заповедана и рекомендована много раз в Торе и Танахе ; вдвое больше обычного количества животных жертвоприношений, которые должны приноситься в день. Суббота также описана пророками Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Амос и <160.>Неемия.
Давняя традиционная еврейская позиция заключается в том, что непрерывный седьмой день Шаббат возник среди еврейского народа, как их первое и самое священное установление.. Истоки Шаббата и семидневной недели не ясны ученым; Моисеев традиция заявляет о своем происхождении от библейского творения.
Суббота седьмого дня не возникла у египтян, которым он был неизвестен; и другие теории происхождения, основанные на дне Сатурна или на планетах в целом, также были отвергнуты.
Первое небиблейское упоминание о субботе находится в остракон, найденный при раскопках в Месад Хашавьяху, который датируется 630 г. до н.э.
О вавилонской концепции сапатту или сабатту см. здесь.
Связь с соблюдением субботы была предложена в обозначении седьмого, четырнадцатого, девятнадцатого, двадцать первого и двадцати восьми дней лунного месяца в ассирийском религиозном календаре как «священный день», также называемый «злыми днями» (что означает «неподходящий» для запрещенной деятельности). Запреты в эти дни с интервалом в семь дней включают воздержание от езды на колесницах и отказ короля от еды мяса. В эти дни чиновникам запрещалось заниматься различными видами деятельности, а простым людям запрещалось «загадывать желания», и, по крайней мере, 28-е число было известно как «выходной». Универсальная еврейская энциклопедия выдвинула теорию ассириологов, таких как Фридрих Делич (и Марчелло Кравери ), что Шаббат первоначально возник из лунный цикл в вавилонском календаре, содержащий четыре недели, заканчивающиеся субботой, плюс один или два дополнительных неучтенных дня в месяц. Сложности этой теории включают согласование различий между непрерывной и лунной неделями и объяснение отсутствия текстов, называющих лунную неделю субботой на любом языке.
Танах и сидур описывают Шаббат как имеющий три цели:
Иудаизм придает Шабату статус радостного священного дня. Во многих отношениях еврейский закон придает Шабату статус самого важного священного дня в еврейском календарь:
Соблюдение Шаббата (кавод Шаббат) в День Подготовки (Пятница) включает купание, стрижку, уборку и украшение дома (например, цветами). Дни в еврейском календаре начинаются с наступлением темноты, поэтому многие еврейские праздники начинаются в такое время. Согласно еврейскому закону, Шабат начинается за несколько минут до захода солнца. Свечи в это время горят. Во многих общинах принято зажигать свечи за 18 минут до захода солнца (тосефет Шаббат, хотя иногда и за 36 минут), и большинство печатных еврейских календарей придерживаются этого обычая. Служба Каббалат Шаббат - это молебен, приветствующий наступление Шаббата. Перед ужином в пятницу вечером принято петь две песни, одна из которых «приветствует» двух ангелов Шаббата в доме (Шалом-Алейхем - Мир вам), а другая восхваляет женщину дома за всю работу, которую она проделала за это время. на прошлой неделе (Айшес Чайил - Доблестные женщины). После благословения вина и халы подается праздничная трапеза. Пение является традиционным для субботних трапез. В наше время многие композиторы написали духовную музыку для использования во время соблюдения Каббалат Шаббат, в том числе Роберт Страсбург и Самуэль Адлер.
Согласно раввинской литературе, Бог через Тора повелевает евреям соблюдать (воздерживаться от запрещенных действий) и помнить (словами, мыслями и действиями) шаббат, и эти два действия символизируются обычными двумя субботними свечами. Свечи обычно зажигает хозяйка дома (или одинокий мужчина). Некоторые семьи зажигают больше свечей, иногда в зависимости от количества детей.
Шаббат - это день празднования, а также молитва. Обычно принято есть три праздничных приема пищи: ужин в канун Шаббата (вечер пятницы), обед в день Шаббата (суббота) и третий прием пищи (Сеуда Шлишит / "Шалош Сеудот") ближе к вечеру. (Суббота). В Шаббат также принято носить красивую одежду (отличную от будней) в честь дня.
13 июня 2014 года организация Фонда Ам Исраэль в Шаббат Белый Город установила Книгу рекордов Гиннеса за самый большой в мире шаббатный ужин. Мероприятие, проведенное в ангаре 11 в порту Тель-Авива, посетило 2226 человек, в том числе Алан Дершовиц, мэр Тель-Авива Рон Хулдай, звезда израильского баскетбола Тал Броуди и бывший посол США Майкл Орен. Мероприятие готовилось почти год и включало «60 дней краудсорсингового сбора средств, 800 бутылок израильского вина, 80 бутылок водки, 50 бутылок виски, 2000 рулетов халы., 80 длинных столов, 1800 кусков курицы, 1000 порций говядины и 250 вегетарианских блюд ». В общей сложности на ужин записалось 2300 посетителей, а еще 3000 были внесены в список ожидания.
Многие евреи посещают службы синагоги в Шаббат, даже если они не делают этого в течение недели. Богослужения проходят в канун Шаббата (вечер пятницы), утро Шаббата (утро субботы) и поздний полдень Шаббата (полдень субботы).
За исключением Йом Киппур, дни общественного поста откладываются или продлеваются, если они совпадают с Шаббатом. Скорбящие, сидящие шива (неделя траура после смерти супруга или родственника первой степени родства), внешне ведут себя нормально в течение дня, и им запрещено демонстрировать публичные признаки траура.
Хотя большинство законов Шаббата носят ограничительный характер, четвертая из Десяти заповедей в Исход взята в Талмуд и Маймонид, чтобы сослаться на положительные заповеди Шаббата. К ним относятся:
Хавдала (На иврите: הַבְדָּלָה, «разделение») - еврейская религиозная церемония, которая знаменует символическое завершение Шаббата и знаменует начало новой недели. По окончании Шаббата с наступлением темноты, после появления на небе трех звезд, благословение хавдала читается за чашей вина с использованием ароматных специй и свечи, обычно плетенной. Некоторые общины откладывают хавдалу до поздней ночи, чтобы продлить Шаббат. Существуют разные обычаи относительно того, сколько времени следует ждать после того, как звезды всплыли на поверхность, до тех пор, пока суббота технически не закончится. Некоторые люди держатся на 72 минуты позже, а другие дольше и короче.
Еврейский закон (галаха) запрещает совершать мелаху в любой форме (מְלָאכָה, множественное число мелахот) в Шаббат, кроме тех случаев, когда острая человеческая или медицинская необходимость угрожает жизни. Хотя melakhah обычно переводится как «работа» на английском, лучшее определение - «преднамеренная деятельность» или «умение и мастерство». Всего существует 39 категорий мелах:
39 мелахотов - это не столько виды деятельности, сколько «категории деятельности». Например, хотя «просеивание» обычно относится исключительно к отделению половы от зерна, а «отбор» относится исключительно к отделению мусора от зерна, они относятся к талмудическому значению к любому разделению смешанных материалов, которое делает съедобным то, что было несъедобным. Таким образом, фильтрация непригодной для питья воды, чтобы сделать ее пригодной для питья, попадает в эту категорию, как и сбор мелких костей у рыбы (gefilte fish - одно из решений этой проблемы).
Категории работ, запрещенных в Шаббат, экзегетически выведены - из-за библейских отрывков, сопоставляющих соблюдение Шаббата (Исход 35: 1–3 ) с соблюдением Скиния (Исход 35: 4 и т.д. ) - что это виды работы, которые были необходимы для строительства Скинии. Они прямо не перечислены в Торе; Мишна отмечает, что «законы Шаббата... подобны горам, висящим на волоске, потому что это небольшое Писание, но множество законов». Многие ученые-раввины отмечали, что эти труды имеют общую деятельность, которая является «творческой», или которая обеспечивает контроль или господство над окружающей средой.
В дополнение к 39 мелахот, дополнительные виды деятельности были запрещено раввинами по разным причинам.
Термин шомер Шаббат используется для лица (или организации), последовательно соблюдающего законы Шаббата. (Строгое) соблюдение субботы часто рассматривается как критерий ортодоксальности и действительно имеет юридическое значение в отношении еврея ортодоксальным религиозным судом в отношении их принадлежности к иудаизму.
Ортодоксальные и некоторые консервативные органы власти постановили, что включение и выключение электрических устройств запрещено как мелаха; однако власти не пришли к единому мнению о том, какой именно. Согласно одной из точек зрения, при замыкании цепи в переключателе образуются крошечные искры, и это будет представлять собой разжигание огня (категория 37). Если прибор предназначен для освещения или обогрева (например, лампа накаливания или электрическая духовка), то осветительные или нагревательные элементы могут рассматриваться как тип огня, который подпадает как под разжигание огня (категория 37) и приготовление пищи (т. е. выпечка, категория 11). Выключение света означало бы тушение пожара (категория 36). Другая точка зрения состоит в том, что завершение электрической цепи составляет здание (категория 35), а его поворот - это снос (категория 34). Некоторые школы считают, что использование электричества запрещено только предписанием раввинов, а не мелакой.
Обычное решение проблемы электричества включает заранее установленные таймеры (субботние часы ) для электроприборов, чтобы включать и выключать их автоматически, без вмешательства человека в сам Шаббат. Некоторые консервативные власти полностью отвергают аргументы в пользу запрета использования электричества. Некоторые православные также нанимают "шабат гоев ", язычника, для выполнения запрещенных задач (например, выключателей рабочего освещения) в шаббат.
Ортодоксальные и многие консервативные власти полностью запрещают использование автомобилей в Шаббат как нарушение нескольких категорий, включая зажигание огня, тушение пожара и перемещение между доменами (категория 39). Однако комитет консервативного движения по еврейскому закону и нормам разрешает вождение в синагогу в Шаббат в качестве экстренной меры на том основании, что, если евреи потеряют связь с жизнью в синагоге, они будут потеряны для еврейского народа.
Халахически разрешенный режим Шаббата, добавленный к силовому самокату мобильному самокату, может использоваться при соблюдении Шаббата для людей с ограничениями при ходьбе, что часто называют Субботний самокат. Он предназначен только для людей, ограниченная мобильность которых постоянно зависит от скутера или автомобиля в течение недели.
Внешне «запрещенные» действия могут быть выполнены путем модификации технологии таким образом, чтобы фактически не нарушались никакие законы. В режиме Sabbath "Sabbath лифт " автоматически останавливается на каждом этаже, позволяя людям входить и выходить без необходимости нажимать какие-либо кнопки, что обычно необходимо для работы. (Динамическое торможение также отключается, если оно обычно используется, т. Е. Маневрирование энергии, собранной при движении вниз, и, следовательно, гравитационной потенциальной энергии пассажиров, в сеть резистора.) Однако, Многие раввинские авторитеты рассматривают использование таких лифтов теми, кто в противном случае способен, как нарушение Шаббата, при этом такие обходные пути служат пользе для слабых и инвалидов и не соответствуют духу дня.
Многие соблюдающие евреи избегают запрета на ношение, используя эрув. Другие превращают свои ключи в планку для галстука, часть пряжки ремня или брошь, потому что законный товар одежду или украшения разрешается носить, а не носить. Ремень может считаться эластичной лентой с зажимами на обоих концах и ключами, помещенными между ними в качестве неразъемных звеньев.
Субботние лампы были разработаны для того, чтобы свет в комнате можно было включать или выключать по желанию, при этом электричество остается включенным. Специальный механизм блокирует свет, когда нужно выключить положение, не нарушая шаббат.
Приложение Shabbos - это предлагаемое приложение для Android, заявленное его создателями для обеспечения возможности Orthodox евреев и всех евреев Соблюдающие субботу: использовать смартфон для текстовых сообщений в еврейскую субботу. Это встретило сопротивление со стороны некоторых властей.
В случае, если человеческая жизнь находится в опасности (пикуач нефеш), еврею не только разрешено, но и необходимо нарушать любые галахический закон, стоящий на пути к спасению этого человека (за исключением убийства, идолопоклонства и запрещенных половых актов). Представление о том, что жизнь находится в опасности, интерпретируется широко: например, требуется, чтобы нарушивший Шаббат доставил роженицу в больницу. Малые раввинские ограничения часто нарушаются при гораздо менее неотложных обстоятельствах (если пациент болен, но не в критическом состоянии).
Мы сделали все, чтобы спасти жизни, несмотря на Шаббат. Люди спрашивали: «Почему ты здесь? Здесь нет евреев», но мы здесь, потому что Тора велит нам спасать жизни... Мы с гордостью оскверняем Шаббат.
— Мати Гольдштейн, командир еврейского ЗАКА спасательная миссия после землетрясения на Гаити в 2010 годуРазличные другие правовые принципы четко определяют, какие действия представляют собой осквернение шаббата. Примеры этого включают принцип shinui («изменение» или «отклонение»): нарушение не считается серьезным, если запрещенное действие было совершено способом, который в будний день считался бы ненормальным. Примеры включают письмо не доминирующей рукой, по мнению многих раввинских авторитетов. Этот правовой принцип действует bedi'avad (ex post facto ) и не приводит к разрешению запрещенной деятельности, за исключением смягчающих обстоятельств.
Как правило, приверженцы реформистского и реконструкционистского иудаизма считают, что каждый еврей определяет, следовать ли запретам Шаббата или нет. Например, некоторые евреи могут посчитать такие занятия, как письмо или приготовление пищи для досуга, приятным дополнением к Шабату и его святости, и поэтому могут поощрять такие практики. Многие евреи-реформисты считают, что «работа» у каждого человека разная, и что запрещено только то, что человек считает «работой». Радикальный реформаторский раввин Самуэль Холдхейм выступал за перенос субботы на воскресенье, поскольку многие больше не соблюдали его, шаг, предпринятый десятками общин в Соединенных Штатах в конце 19 века.
Реформа, более традиционная с раввинской точки зрения. и евреи-реконструктивисты верят, что эти галахоты в целом могут быть действительными, но что каждый человек сам решает, как и когда применять их. Небольшая часть евреев в прогрессивной еврейской общине принимает эти законы почти так же, как ортодоксальные евреи.
Талмуд, особенно в трактате Шаббат, определяет ритуалы и действия как для «запоминания», так и «соблюдения» субботы, а также для ее освящения дома и в синагоге. Помимо воздержания от творческой работы, освящения дня посредством благословения над вином, приготовления особых субботних блюд и участия в молитве и Изучение Торы требовалось как активная часть соблюдения Шаббата, чтобы способствовать интеллектуальной деятельности и духовному возрождению в день отдыха от физического творения. Талмуд утверждает, что лучшая пища должна быть приготовлена для субботы, поскольку «тот, кто любит субботу, исполняет желания своего сердца» (BT, Shabbat 118a-b).
Все Еврейские деноминации поощряют следующие занятия в Шаббат:
Особый Шаббат - это Шаббат, предшествующий важным еврейским праздникам : например, Шаббат ГаГадол (Шаббат перед Песахом ), Шаббат Захор (Шаббат предшествующий Пурим ) и Шаббат Шува (Шаббат между Рош ха-Шана и Йом Киппур ).
Большинство христиан не соблюдают субботу, субботу, а вместо этого соблюдают еженедельный день поклонения в воскресенье, которое часто называют «День Господень ». Несколько христианских конфессий, такие как Церковь адвентистов седьмого дня, Церковь Бога (седьмой день), баптисты седьмого дня и многие другие, соблюдайте субботу седьмого дня. Этот праздник отмечается с заката пятницы до заката субботы.
Принцип еженедельной субботы существует и в других верованиях. Примеры включают вавилонский календарь, буддийский упосатха и церковь Объединения Ан Ши Иль.
Найдите Shabbat или shabbat в Викисловаре, бесплатном словаре. |
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Шаббат. |