Zmanim (на иврите : זְמַנִּים, буквально «времена», единственное число zman) - определенные времена дня в еврейском законе.
Для любой цели статус значение сумерек часов сразу после заката или непосредственно перед восходом неоднозначно. Иудаизм дает свои собственные определения этого периода; в то же время различные раввинские авторитеты расходятся во мнениях о том, как эти определения должны применяться для разных целей.
Талмуд часто приводит расчеты этих зманим в терминах времени, необходимого для прохождения некоторого расстояния, указанного в мил. Большинство авторитетов считают, что время, необходимое для прохождения одного мила, составляет 18 минут, хотя есть мнения до 24 минут. Многие авторитеты считают такие расчеты абсолютными: если за заходом солнца следует ночь, на «количество времени, которое требуется, чтобы пройти четыре мили», например, это означает ровно «72 минуты после захода солнца» во всех местах и в любой день. Другие авторитеты, особенно те, кто живет в высоких широтах, отметили, что темнота неба через 72 минуты после захода солнца (например) может существенно варьироваться от места к месту и от даты к дате. Поэтому они считают, что «72 минуты после захода солнца» на самом деле относятся к тому, насколько темным будет небо через 72 минуты после захода солнца в Иерусалиме в день равноденствия. Затем эта степень темноты считается истинной, когда солнце упало на определенное количество градусов ниже горизонта (например, на 7 ° 5 ′ ниже горизонта), и это становится фактическим стандартом, используемым для всех мест и всех дат.
Вечером заканчивается один календарный день и начинается следующий день. Талмуд утверждает, что существует неопределенность относительно того, заканчивается ли день на закате или с наступлением темноты, поэтому промежуточное время имеет статус сомнительного. Талмуд в Песахим утверждает, что между закатом и наступлением темноты четыре библейских мили (мил). Однако Талмуд в трактате Шаббат утверждает, что между закатом и наступлением темноты есть три четверти мили.
Согласно первому мнению, наступает ночь. 13½ -18 минут после захода солнца (или, что то же самое, солнце опускается на 3–4 ° ниже горизонта). Согласно второму мнению, ночь наступает ровно через 72 минуты после захода солнца (или, что то же самое, солнце опускается на 6–16 ° ниже горизонта). горизонт).
На практике, когда вопрос заключается в том, не слишком ли поздно делать что-то, что нужно делать днем, практика заключается в том, чтобы следовать одному из более ранних мнений. Когда вопрос заключается в том, слишком рано, чтобы делать что-то, что должно быть сделано ночью, практика заключается в том, чтобы следовать одному из более поздних мнений. Для расчета конца Шаббата или больших праздников, желание не заканчивать Шаббат рано, а также Талмудское описание окончания Шаббата с точки зрения появления звезд на небе приводит к использованию более поздних мнений. (См. Конец Шаббата ниже.)
Есть также разногласия относительно того, когда можно начинать делать то, что нужно делать в течение дня. :
Талмуд в Песахим (см. Выше) придерживается симметрично времени между рассветом и восход солнца - это также время, за которое можно пройти четыре мили. Для утренних расчетов рассветом обычно считается, когда солнце опускается на 16,1 ° ниже горизонта, или за фиксированные 72 или 90 минут до восхода солнца.
Почти для всех галахических целей каждый день делится на двенадцать равных " часов ". Есть два основных мнения:
В результате получается, что «Маген Авраам» времена "раньше утром, чем" времена Виленского Гаона "; на практике есть сообщества, которые следуют каждому из этих стандартов. Во второй половине дня время Виленского Гаона раньше и почти повсеместно соблюдается.
Эти часы называются «сезонными » или «переменными» часами, потому что они зависят от продолжительности времени между восходом (или рассветом) и закатом (или наступлением темноты) и меняются в течение года.. Например, около Нью-Йорка «сезонный час», основанный на расчетах Виленского Гаона, длится около 45 минут в период зимнего солнцестояния, около 60 минут в периоды равноденствий и около 75 минут перед летним солнцестоянием.
Рассвет (עֲלוֹת הַשַּׁחַר, Алот Хашачар) относится к тому моменту, когда первые лучи света видны утром.
восход солнца (הַנֵץ הַחַמָּה, Ханец Хахама) не используется. шар солнца поднимается над горизонтом. Технически предпочтительно молиться утренней Шмой непосредственно перед этим временем и начинать Амида сразу после этого, хотя в наши дни это делается редко. Большинство мицвот, которые необходимо выполнять в течение дня (например, Четыре вида или Галлель ), следует выполнять после этого времени ab initio.
Соф Зман Крият Шма (סוֹף זְמַן קְרִיאַת שְׁמַע) означает «конец времени, чтобы произносить [утро] Шма ». Это три галахических часа в сутках. Эти часы являются переменными / сезонными часами и относятся к одной двенадцатой времени между рассветом и наступлением темноты (согласно Magen Avraham ) или одной двенадцатой времени между восходом и заходом солнца (согласно Vilna Гаон ).
Соф Зман Тфила (סוֹף זְמַן תְּפִלָּה) означает «конец времени, чтобы произносить Шахарит Амида». Это четыре (переменная) часа в сутках. Приведенные выше комментарии применимы и здесь. Однако, поскольку Амида требуется только раввински (в отличие от Шмы, которая предписана Священным Писанием), принято полагаться на более позднее время, поэтому только несколько календарей публикуют более раннее время.
Полдень (חֲצוֹת הַיּוֹם, Chatzot Hayom или просто Chatzot) означает середину между восходом и закатом или, что эквивалентно, между рассветом и закатом. Абсолютно самое позднее время для Шахарит Амида, постфактум, - это время. В Шаббат и в праздники предполагается, что есть до этого времени (кроме Рош ха-Шана ). В Тиша Баав в это время можно сидеть на стуле, и те, кто постятся в Эрев Рош ха-Шана, обычно едят в это время.
Минча Гедолах (מִנְחָה גְּדוֹלָה, буквально большее Минча ), половина переменного часа после полудня, является самым ранним временем читать Минча, хотя следует стараться, если возможно, дождаться Минча Кетана (буквально меньшего Минча). В Йом Киппур община должна начать муссаф к этому времени, потому что в противном случае они должны были бы молиться в первую очередь более частой молитвой (Минха).
Минча Кетана (מִנְחָה קְטַנָּה, буквально меньшее [окно молитвы] Минча), за два с половиной переменных часа до захода солнца является предпочтительным самое раннее время для чтения Минча.
Plag Hamincha (פְּלַג הַמִּנְחָה, буквально половина Минча) - это середина между Минча Кетана и закатом, то есть за одну и одну четверть переменный час до заход солнца. Если кто-то молился Минча до этого времени, он может читать Маарив после (по завершении субботы это может быть сделано только при смягчающих обстоятельствах). В противном случае нужно дождаться заката, если только он не молится всей общиной.
Закат (שְׁקִיעַת הַחַמָּה, Шкият Хахама - часто упоминается просто как ШКиа / Sh'Kia / SheKia) - время, когда солнечный шар опускается за горизонт. С этого момента начинается новый день практически для всех целей. Например, календарная дата меняется.
Заповеди, которые должны выполняться в течение дня, больше нельзя выполнять ab initio. Минча не следует откладывать. Маарив можно читать сейчас, хотя многие ждут до наступления темноты.
Эффекты изменения календарной даты заката включают знание того, как сопоставить светскую дату кончины с датой Ярцайт.
Бейн Хашемашот (בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת, буквально между солнцами) - это период между закатом и наступлением темноты и считается временем сомнительного статуса. В субботу, праздники и дни поста действуют строгие требования как в предыдущие, так и в последующие дни. Например, если пост Тиша Баав следует сразу за Субботой, в период Бейн Хашемашот запрещено есть, пить и работать. Однако иногда бывают снисхождения.
Сумрак (צֵאת הַכּוֹֹכָבִים, Цет Хакочавим) подробно описан выше. После наступления темноты это определенно считается следующим днем. Все ограничения предыдущего дня отменяются, и любые мицвот, которые должны выполняться ночью (например, вечерний Шма, седер или Бедикас Хамец, могут
מוצאי שבת, Конец Шаббата (или, что эквивалентно, конец праздника или поста), описывается в Талмуде как время, когда «три средних звезды [видны] на небе ». Что это означает, много обсуждают, и, чтобы не заканчивать Шаббат« слишком »рано, это, как правило, истолковывается строго на практике. Существуют различные наблюдаемые практики, все из которых имеют поддержку в галахическая литература:
Полночь (חֲצוֹת הַלַּילָה, Chatzot Halaylah или просто Chatzot) - середина между наступлением темноты и рассветом или эквивалент между закатом и восходом солнца. К этому времени должна быть прочитана вечерняя Шма, а к этому времени следует съесть афикоман на Песах. Талмуд в Брахоте гласит, что все «ночные» мицвот должны выполняться Хатзотом, по крайней мере ab initio, на случай, если человек в противном случае заснет, а затем не сможет выполнить мицвот. Некоторые встают в это время и читают Тиккун Чацот, серию мольбы о восстановлении Храма.
Накануне Пасхи, хамец нельзя есть по прошествии четырех переменных часов, и их нужно сжечь до пяти переменных часов..
Муссаф молитву желательно читать до семи переменных часов, в дни, когда она читается.