Хала

редактировать

Хала
Challah Bread Six Braid 1.JPG Хала, посыпанная семенами кунжута
Альтернативные названияХаллах, хала, хале, халка, китке, берхес, барч, бухте, дачер, койлач, койлитш, штрицл
ВведитеХлеб
Регион или штатИзраиль и еврейская диаспора
Основные ингредиентыЯйца, тонкая белая мука, вода, дрожжи, сахар и соль

Хала (, иврит : חַלָּה Halla или ; множественное число: challot, Challoth или challos ) - это особый хлеб в еврейской кухне, обычно плетеный в косу и его едят в торжественных случаях, таких как Шаббат и основные еврейские праздники (другие чем Песах ). Приемлемая для ритуала хала делается из теста, небольшая часть которого откладывается в качестве подношения.

Слово имеет библейское происхождение. Подобные плетеные хлеба - такие как калач, калач, колач или колак - встречаются в Восточной Европе, хотя неясно, повлияли ли они на традиционную ашкеназскую халу или на них повлияла.

Содержание

  • 1 Имя и происхождение
    • 1.1 Варианты названий
  • 2 Ингредиенты и приготовление
  • 3 Ритуалы и религиозное значение
    • 3.1 Традиционная процедура субботней трапезы
      • 3.1.1 Соление
  • 4 Особая хала
    • 4.1 Рош ха-Шана
    • 4.2 Шлиссель хала
    • 4.3 Булочки для халы
  • 5 Подобные хлеба
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Имя и происхождение

Термин хала на библейском иврите означал вид хлеба или торта. Для его перевода дано арамейское слово גריצא (мн. גריצן ), а какое слово (вар. Сирийский ܓܪܝܨܐ / ܓܪܝܣܐ ) Payne Smith определяется как «пирог или буханка» или «кусок хлеба».

В раввинистической терминологии хала часто относится к части теста, которую необходимо отделить перед выпечкой и отложить как десятина для Коэна, поскольку библейский стих, который предписывает эту практику, называет отделенное тесто "халой". Практика разделения этого теста стала известна как «разделение халы» (הפרשת חלה) или «взятие халы». Блюда, приготовленные из остатков теста, также называют халой. Обязательство распространяется на любую буханку хлеба, а не только на субботний хлеб. Тем не менее, «разделение халы» могло быть более распространенным явлением при выпечке субботнего хлеба, чем в другое время, потому что разделение халы требуется только для больших партий теста (с использованием более 10 чашек муки), которое может быть приготовлено для особых случаев.

Имена вариантов

Хала теперь также известна как хлеб чолла. Хлеб был принят пекарями в Польше и Российской империи и известен как чалка (уменьшительное от chała) в Польше и khala (хала) в Беларуси, России и Украине.

Идиш общины в разных регионах Европы называли хлеб кхале, берхес или барч, бухте, дачер, китке, койлач или койлитш, или штрицл. Некоторые из этих названий используются до сих пор, например, китке в Южной Африке.

Термин койлач родственен названиям подобных плетеных хлебов, которые в особых случаях потребляются другими культурами, не относящимися к еврейской традиции, в количество европейских кухонь. Это русский и украинский калач, сербский колач, венгерский калач и румынский colac. Эти названия произошли от протославянского коло, означающего «круг» или «колесо», и относятся к круглой форме хлеба.

Ингредиенты и подготовка

Приготовление плетеной халы

В большинстве традиционных ашкеназских рецептов халы используются многочисленные яйца, тонкая белая мука, вода, сахар, дрожжи, масло (например, растительное или рапс) и соль, но также существует «водяная хала», приготовленная без яиц и имеющая текстуру, не похожую на французские багеты. В современных рецептах белая мука может быть заменена на цельнозерновую, овсяную или полбовидную муку или сахар медом или патокой.

Среди сефардских евреев водная хала предпочтительна для ритуальных целей, потому что сефардские минхаг не требуют разделения приношения теста, если тесто содержит яйца или сахар.. Хотя хлеб, очень похожий на ашкеназскую яичную халу, встречается в сефардской кухне, обычно их не называют халой, а считают разновидностями региональных хлебов, таких как чёрек, которые едят евреи и неевреи. одинаково.

Яичная хала иногда также содержит изюм и / или шафран. После первого подъема тесто раскатывается на кусочки в форме веревки, которые плетутся как местными (руки в Литве, рыба или руки в Тунисе ) и сезонными (круглые, иногда с голова птицы в центре) разновидности тоже существуют. Мак или кунжут (ашкенази) и анис или кунжут (сефардские) семена могут быть добавлены в тесто или посыпаны сверху. И яичная, и водяная хала перед запеканием обычно промывается яичной жидкостью, чтобы придать ей золотистый блеск.

Хала - это обычно парве (не содержащая ни молочных продуктов, ни мяса, что важно по законам Кашрута ), в отличие от бриошей и других обогащенных европейских хлебов., которые содержат масло или молоко.

Израильская хала содержит яйца или оливковое масло в тесте, а также воду, сахар, дрожжи, соль, мед и изюм. Он увенчан кунжутом.

Ритуалы и религиозное значение

Подготовленный субботний стол с халой на переднем плане

Согласно иудейской традиции, три субботней трапезы (вечер пятницы, суббота обед и суббота поздно вечером ) и два праздничных обеда (один вечером и обед на следующий день) начинаются с двух полных буханок хлеба. Этот "двойной хлеб" (на иврите: lechem mishneh) увековечивает память манны, упавшей с небес, когда израильтяне странствовали по пустыне после Исхода. Манна не падала ни в субботу, ни в праздники; вместо этого двойная порция выпадала за день до праздника или субботы, чтобы хватило на оба дня.

Согласно некоторым обычаям, каждая буханка ткется из шести нитей теста. Вместе у хлебов двенадцать нитей, намекающих на двенадцать хлебов хлебного предложения в Храме. Другое количество обычно используемых нитей - три, пять и семь. Иногда используются двенадцать, называемые халой «Двенадцать колен».

Традиционная процедура субботней трапезы

Два самодельных хала, покрытых традиционной вышитой крышкой для халы

Обычно вечернюю и дневную субботу и праздничные трапезы начинают с следующая последовательность ритуалов:

  • Хала покрыта. Для этой цели принято использовать специальную ткань, называемую крышкой для халы, хотя допустимо любое импровизированное покрытие.

Что-то, часто называемое доской для халы, находится под халой, хотя простая салфетка допустима, если ничего другого нет. «Под» и «покров» должны напоминать о росе, упавшей до и после манны. Он также служит разделочной доской для нарезки халы.

(Другая причина для покрытия состоит в том, что обычно в порядке произнесения благословений хала предшествует вину; поэтому мы закрываем присутствие халы.)

  • Кидуш читается над чашей вина.
  • Каждый посетитель ритуально моет руки перед тем, как съесть хлеб. (Принято не говорить между мытьем и употреблением хлеба.)
  • Крышка халы снимается.
  • В хлебе делается зарубка с помощью ножа для резки.
  • Два хлеба держатся вместе.
  • Глава семьи произносит благословение над хлебом: «Барух атах Адонай, элохейну мелех ха'олам, хамотзи лехем (Ле Хемех) мин хаарец» (Перевод: «Благословен Ты Господь Бог наш, Царь Вселенной, производящий хлеб из земли»).
  • Хлеб разрезан (или разорван, в зависимости от минхаг ) и солят, и куски раздают каждому человеку во время трапезы.

Конкретная практика варьируется. Некоторые обмакивают хлеб в соль перед благословением хлеба. Другие произносят благословение: разрезают или разрывают халу на куски и только потом обмакивают кусочки в соль или посыпают солью, прежде чем их съесть.

Обычно между мытьем рук не принято разговаривать. и ест хлеб. Однако, по мнению некоторых, если соль не была помещена на стол, разрешается попросить кого-нибудь принести соль перед чтением благословения на хлеб.

Соление

Соление халы - это считается важнейшим компонентом еды. Обычаи меняются, окунают ли халу в соль, присыпают солью или соль просто кладут на стол.

Тора требует, чтобы храмовые жертвы приносились Богу с солью. После разрушения Второго Храма, раввинистическая литература предполагала, что сервированный стол для трапезы символически заменяет храмовый алтарь; поэтому благословение пищи следует произносить только при наличии соли на столе. Если кто-то ест, не выполняя заповедь, завет соли защищает его.

Для раввинов трапеза без соли не считалась едой. Кроме того, в Торе соль символизирует вечный завет между Богом и Израилем. Как консервант, соль никогда не портится и не разлагается, что означает бессмертие этой связи.

Особая хала

Рош ха-Шана

Рош ха-Шана Еврейский Новый год, хала может быть скатана в круглую форму (иногда ее называют «тюрбан-хала»), символизирующая цикл года, и иногда ее выпекают с изюмом в тесте. У некоторых есть обычай продолжать есть круговую халу с Рош ха-Шана в течение праздника Суккот.

. Иногда верхняя часть покрыта медом, что символизирует «сладкий новый год». Согласно некоторым традициям, халу, которую едят на Рош ха-Шана, не окунают и не присыпают солью, а вместо этого окунают или опрыскивают медом. Как указано выше, некоторые продолжают использовать мед вместо соли во время праздника Суккот.

Шлиссел хала

Шлиссел хала

В Шаббат Мевархим, предшествующий Рош Ходеш Ияр (т.е. первый Шаббат после окончания Пасхи ), у некоторых евреев-ашкенази есть обычай выпекать шлиссель халу («ключевую халу») как сегула (благоприятный знак) для парнаса (средств к существованию). Некоторые создают впечатление ключа на верхней части халы перед выпечкой, некоторые кладут кусок теста в форме ключа на верхнюю часть халы перед выпечкой, а некоторые выпекают настоящий ключ внутри халы.

Самый ранний письменным источником этого обычая является сефер Охев Исраэль раввина Авраама Иегошуа Хешеля, Аптер рав, написанный в 1800-х годах. Он называет шлиссель халу «древним обычаем» и предлагает несколько каббалистических интерпретаций. Он пишет, что, проведя сорок лет в пустыне, израильтяне продолжали есть манну, пока не принесли жертву Омера на второй день Пасхи. С того дня они больше не ели манну, а только пищу, выращенную в Земле Израиля. Поскольку теперь им приходилось беспокоиться о пропитании, а не о том, чтобы его вручали им каждое утро, ключ от халы - это форма молитвы Богу, чтобы он открыл врата к существованию.

Раньше был обычай. подвергается критике за то, что якобы имеет своим источником христианские или языческие обычаи.

Хала-роллы

Шаббат-хала, известная как билькеле, или балкеле, или билкель, или балкель (множественное число: билкелех; идиш : בילקעלע) baigiel (польский) - это булочка, сделанная с яйцами, похожая на булочку халы. Его часто используют в качестве хлеба для шаббата или праздничных трапез.

Подобные хлеба

Подобные плетеные, обогащенные яйца хлеба делаются в других традициях: болгарский козунак, румынский cozonac, чешский vánočka, словацкий vianočka, Армянский чорег, греческий цоуреки, польский чалка, финский pulla и турецкий çörek. Zopf - аналогичный хлеб из Германии, Австрии и Швейцарии. Бриошь - это не плетеный хлеб из яиц. Многие из этих видов хлеба также содержат масло и молоко.

См. Также

Викиучебники Поваренная книга содержит рецепт / модуль по
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Халлой.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 04:47:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте