Исайя

редактировать
Израильский пророк
Исайя
Jesaja (Michelangelo).jpg Фреска с потолка Сикстинской капеллы от Микеланджело
Пророк
Родился8 век до нашей эры. Иуда
Умер7 век до нашей эры
ПочиталИудаизм. Католицизм. Восточное Православие. Восточное Православие. Ислам
Праздник 9 мая
Атрибуты Седоволосый старик с бородой в руке со свитком со словами из Исайи 7:14, (по-латыни) ecce virgo concipiet et pariet filium et vocabitur nomen eius Emmanuel, «вот, девственница зачнет и родит сына, и имя ему будет Эммануил
Основные трудыКнига Исайи

Исайя был израильским пророком в 8 веке до н.э., в честь которого названа Книга Исаии.

В тексте Книги Исаии, Исайя Самого себя называют "пророком", но точное соотношение между Книгой Исайи и любой такой исторической Исайей сложно. По общему мнению, все 66 глав книги Исайи были написаны одним человеком, Исайей, возможно, в два периода между 740 г. до н.э. и ок. 686 г. до н.э., разделенных примерно 15 годами, и что книга включает драматические пророческие заявления Кира Великого в Библии, направленные на восстановление народа Израиля из вавилонского плена. Другое широко распространенное мнение состоит в том, что части первой половины книги (главы 1–39) были созданы историческим пророком и перемежаются комментариями в прозе, написанными во времена царя Иосии сто лет спустя, и что Остальная часть книги датируется непосредственно до и сразу после окончания изгнания в Вавилон, почти через два столетия после времен исторического пророка.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 В христианстве
    • 2.1 Движение Святых последних дней
  • 3 В исламе
  • 4 В раввинской литературе
    • 4.1 Происхождение и призвание
    • 4.2 Его смерть
  • 5 Археология
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Русский Икона пророка Исайи, 18 век (иконостас из Церковь Преображения, Кижи монастырь, Карелия, Россия ) Картина Исаии Антонио Балестра

Первый стих книги Исаии заявляет, что Исайя пророчествовал во время во время правления Озии (или Азарии), Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудеи (Исайя 1: 1 ). Правление Озии длилось 52 года в середине 8-го века до нашей эры, и Исайя, должно быть, начал свое служение за несколько лет до смерти Озии, вероятно, в 740-х годах до нашей эры. Исаия дожил до четырнадцатого года правления Езекии (который умер 698 г. до н.э. ). Возможно, он несколько лет был современником Манассии. Таким образом, Исайя мог пророчествовать до 64 лет.

Согласно некоторым современным интерпретациям, жену Исайи называли «пророчицей» (Исайя 8: 3 ) либо потому, что она была одарена. с пророческим даром, например Девора (Судей 4: 4 ) и Олда (4 Царств 22: 14–20 ), или просто потому, что она была «женой пророка». У них было три сына, старшего звали Шеар-джашуб, что означает «остаток возвратится» (Исайя 7: 3 ), следующего Иммануил, что означает « Бог с нами »(Исаия 7:14 ), и младший, Махер-Шалал-Хаш-Баз, что означает« быстро разоряйте, скоро грабите »(Исаия 8 : 3 ).

Исаия получает видение дома Господа. Витраж на ул. Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Матфея в Чарльстоне, Южная Каролина.

Вскоре после этого Салманасар V решил покорить Израильское царство, захватив и разрушив Самарию (722 г. до н.э. ). Пока правил Ахаз, царство Иудеи не было затронуто ассирийской властью. Но когда Езекия взошел на престол, он был побужден восстать «против царя Ассирийского» (4 Царств 18: 7 ) и вступил в союз с царем Египта ( Исаия 30: 2–4 ). Царь Ассирии угрожал царю Иудеи и, наконец, вторгся в эту землю. Сеннахирим (701 г. до н.э. ) повел мощную армию в Иудею. Езекия был доведен до отчаяния и покорился ассирийцам (4 Царств 18: 14–16 ). Но после небольшого перерыва снова вспыхнула война. Снова Сеннахирим повел войско в Иудею, один отряд которого угрожал Иерусалиму (Исайя 36: 2–22 ; 37: 8 ). Исаия в этом случае призвал Езекию сопротивляться ассирийцам (37: 1–7 ), после чего Сеннахирим послал Езекии письмо с угрозами, которое он «распространил перед Господом» (37:14 ).

Тогда Исаия, сын Амоса, послал к Езекии сказать: «Так говорит Господь, Бог Израилев: Ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского,

вот слово, которое имеет Господь сказал о нем: Дева, дочь Сиона, презирала тебя и насмехалась над тобою; дочь Иерусалима покачала головой над тобой.

Кого ты издевалась и оскорбляла? И против кого возвышал голос твой «Да, ты вознес очи твои на высоту против Святого Израилева!» (37: 21–23 )

Согласно рассказу в 4 Царств 19 (и его производному счету во 2 Паралипоменон 32)) ангел Божий напал на ассирийскую армию, и за одну ночь было убито 185000 ее людей ». Подобно Ксерксу в Греции, Сеннахирим так и не оправился от m потрясением бедствия в Иудее. Он больше не совершал походов ни в Южную Палестину, ни в Египет ».

Оставшиеся годы правления Езекии были мирными (2 Пар. 32: 23–29 ). Исайя, вероятно, дожил до конца, и, возможно, в правление Манассии. Время и способ его смерти не указаны ни в Библии, ни в других первоисточниках. Более поздняя еврейская традиция говорит, что он принял мученическую смерть, будучи распилено на две части по приказу Манассии.

Книга Исаии, наряду с книгой Иеремии, выделяется в еврейской Библии тем, что прямо изображает «гнев Господень» как представлено, например, в Исаии 9:19, где говорится: «Гневом Господа Саваофа потемнела земля, и народ будет как топливо в огне».

В христианстве

Изображение Пророка Исайи, иллюстрирующее прозаический перевод Евангелий XIV века

Вознесение Исайи, псевдоэпиграфический христианский текст, датированный t o где-то между концом 1-го века и началом 3-го, дает подробный рассказ о противостоянии Исайи злому лжепророку и заканчивается тем, что Исайя принял мученическую смерть - ни одна из этих историй не упоминается в оригинальном библейском повествовании..

Григорий Нисский (ок. 335–395) считал, что Пророк Исайя «лучше всех других знал тайну религии Евангелия». Иероним (ок. 342–420) также восхваляет пророка Исайю, говоря: «Он был больше евангелистом, чем пророком, потому что он так ярко описал все Тайны Церкви Христовой, что вы предположим, что он не пророчествовал о будущем, а скорее составлял историю прошлых событий ». Особо следует отметить песни Страдающего Раба, которые, по словам христиан, являются прямым пророческим откровением о природе, цели и деталях смерти Иисуса Христа.

Книгу Исаии много раз цитируют авторы Нового Завета. Десять из этих упоминаний относятся к Страдающему Слуге, как он будет страдать и умрет, чтобы спасти многих от их грехов, быть похороненным в гробнице богача и быть светом для язычников. Евангелие от Иоанна говорит, что Исаия «видел славу Иисуса и говорил о нем»

Восточная Православная Церковь прославляет Святого Исайю Пророк 9 мая.

Движение Святых последних дней

В Книге Мормона Иисус Христос утверждает, что «велики слова Исаии» и что все пророчествует Исайей были и будут исполнены. Книга Мормона и Учение и Заветы также цитируют Исаию больше, чем любой другой пророк Ветхого Завета. Кроме того, члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней считают основание церкви Джозефом Смитом в 19 веке выполнением Исайи 11, перевод Книги Мормона как исполнение Исайи 29, а строительство храмов Святых последних дней как выполнение Исайи 2 : 2.

В исламе

Исайя, или его арабское имя أشعياء (транслитерация: Иша'йа), не упоминается по имени в Коране или хадисах, но часто появляется как пророк в исламских источниках, таких как Кисас аль-Анбийя и Тафсир. Табари (310/923) дает типичное описание исламских традиций относительно Исайи. Он далее упоминается и принимается как пророк другими исламскими учеными, такими как Ибн Касир, Аль-Талаби и Кисаи, а также современными учеными, такими как как Мухаммад Асад и Абдулла Юсуф Али. Согласно мусульманским ученым, Исайя предсказал пришествие Иисуса и Мухаммеда, хотя упоминание Мухаммеда оспаривается другими религиозными учеными. Повествование Исайи в исламской литературе можно разделить на три части. Первая утверждает, что Исайя является пророком Израиля во время правления Езекии ; во втором рассказывается о действиях Исаии во время осады Иерусалима Сеннахиримом ; а третий предупреждает нацию о грядущей гибели. Параллельно с еврейской Библией, исламская традиция утверждает, что Езекия был царем Иерусалима во времена Исаии. Езекия послушался совета Исаии и повиновался ему, но не смог подавить волнения в Израиле. Эта традиция утверждает, что Езекия был праведником и что после него беспокойство только усилилось. После смерти царя Исайя сказал народу не оставлять Бога и предупредил Израиль прекратить его упорный грех и непослушание. Мусульманская традиция утверждает, что нечестивые израильтяне в гневе пытались убить Исаию. В смерти, напоминающей смерть, приписываемую Исайе в Жизни пророков, мусульманская экзегеза рассказывает, что Исайя был замучен израильтянами, будучи распиленным надвое.

В судах Ала. -Ма'мун, седьмой Аббасид халиф, Али ар-Рида, правнук Мухаммеда и выдающийся ученый (Имам ) его эпохи, был допрошен верховным иудеем раввином, чтобы доказать через Тору, что и Иисус, и Мухаммад были пророками. Среди нескольких своих доказательств имам ссылается на Книгу Исайи, где говорится: «Шайя (Исайя), Пророк, сказал в Торе о том, что вы и ваши товарищи говорите:« Я видел двух всадников, которым (Он) освещал землю.. Один из них был на осле, а другой - на верблюде. ​​Кто всадник на осле, а кто всадник на верблюде? »Раввин не смог ответить с уверенностью. Аль-Рида далее заявляет, что «Что касается всадника на осле, то это Иса (Иисус); а что касается всадника на верблюде, то он Мухаммад, да благословит Аллах его и его семью. Вы отрицаете это? это (утверждение) есть в Торе? " Раввин отвечает: «Нет, я этого не отрицаю».

В раввинской литературе

Ссылки в еврейской раввинской литературе на Исаию содержат различные расширения, разработки и заключения, выходящие за рамки того, что представлено в тексте самой Библии.

Происхождение и призвание

Согласно древним раввинам, Исайя был потомком Иуды и Фамарь, а его отец Амос был братом царя Амасии.

Когда Исайя, как говорится в Мидраше, ходил взад и вперед по своему кабинету, он услышал Бог, говорящий: «Кого я должен Отправить?" Тогда Исайя сказал: "Вот я; пошли меня!" Вслед за этим Бог сказал ему: «Мои дети беспокойные и чувствительные; если ты готов к оскорблениям и даже побоям с их стороны, ты можешь принять Мое послание; если нет, тебе лучше отказаться от него». Исаия принял эту миссию и был самым терпеливым и самым патриотичным из пророков, всегда защищая Израиль и умоляя о прощении за его грехи. Когда Исайя сказал: «Я живу среди народа нечистых уст», Бог упрекнул его за то, что он так говорил со Своим народом.

Его смерть

Это рассказывается в Талмуд, что раввин Симеон бен Аззай нашел в Иерусалиме сообщение, в котором было написано, что царь Манассия убил Исайю. Царь Манассия сказал Исаии: «Моисей, твой господин, сказал:« Никто не может увидеть Бога и остаться в живых »; но ты сказал:« Я видел Господа, сидящего на престоле своем »»; и продолжил указывать на другие противоречия - между Второзаконием 4: 7 и Исайей 40: 6 ; между Исходом 33:23 и 2 Царств 20: 6. Исайя подумал: «Я знаю, что он не примет мои объяснения; зачем мне увеличивать его вину?» Затем он произнес тетраграмматон, кедр раскрылся, и Исайя исчез в нем. Царь Манассия приказал распилить кедр, и когда пила достигла его уст, Исайя умер; таким образом он был наказан за то, что сказал: «Я живу среди народа нечистых уст».

Несколько иная версия этой легенды дана в Иерусалимском Талмуде. Согласно этой версии, Исайя, опасаясь царя Манассии, спрятался в кедровом дереве, но его присутствие было выдано бахромой его одежды, и царь Манассия приказал распилить дерево пополам. В отрывке из Таргума к Исайе, цитируемого Иоловичем, говорится, что, когда Исайя убежал от преследователей и укрылся на дереве, и дерево было распилено пополам, хлынула кровь пророка. Легенда о мученической смерти Исайи распространилась из талмудических кругов до арабов.

Согласно раввинской литературе, Исайя был дедушкой по материнской линии Манассии из Иудеи.

Археология

В феврале 2018 г. археолог Эйлат Мазар объявила, что она и ее команда обнаружили небольшой отпечаток печати с надписью «[принадлежит] Исайе нви» (может быть реконструирован и прочитан как «[принадлежит] пророку Исайе») во время Раскопки Офела, к югу от Храмовой горы в Иерусалиме. Крошечный булла был найден «всего в 10 футах» от того места, где в 2015 году той же командой была обнаружена целая булла с надписью «[принадлежит] Иудейскому царю Езекии». Хотя имя «Исайя» в палеоеврейском алфавите безошибочно, повреждение в левой нижней части печати вызывает трудности с подтверждением слова «пророк» или имени «нави», вызывая некоторые сомнения действительно ли эта печать принадлежит пророку Исайе.

Примечания

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся в настоящее время в общественном достоянии : Зингер Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Исайя». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.

Дополнительная литература

  • Baltzer, Klaus (2001). Второзаконие Исаии: комментарий к Исаии 40–55. Миннеаполис: Fortress Press.
  • Бак, Кристофер (1990). Анатомия фигурации: экзегезис естественных конвульсий Маймонида в апокалиптических текстах (Руководство II.29). Университет Калгари.
  • Чайлдс, Бревард С. (2001). Исайя: комментарий. Луисвилл, Кентукки: Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22143-0.
  • Черч, Брук Питерс (1953). Частная жизнь пророков и времена, в которые они жили. Нью-Йорк: Райнхарт.
  • Кохон, Берил Д. (1939). Пророки: их личности и учения. Нью-Йорк: Скрибнер.
  • Герберт, Артур Самнер (1975). Книга пророка Исаии: Комментарий. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-08624-0.
  • Герберт, Артур Самнер (1975). Книга пророка Исаии, главы 40–66. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20721-8.
  • Краелинг, Эмиль Г. (1969). Пророки. Чикаго: Рэнд МакНалли.
  • Мисколл, Питер Д. (1993). Исайя. Шеффилд, Англия: JSOT Press. ISBN 978-1-85075-435-0.
  • Куинн-Мисколл, Питер Д. (2001). Чтение Исайи: стихи и видение. Луисвилл: Вестминстерская пресса. ISBN 978-0-664-22369-4.
  • Филлипс, Дж. Б. (1963). Четыре пророка, Амос, Осия, Первый Исайя, Миха: современный перевод с иврита. Нью-Йорк: Макмиллан.
  • Сойер, Джон Ф. А. (1996). Пятое Евангелие: Исайя в истории христианства. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44007-3.
  • Скотт Р. Б. Я. (1968). Актуальность пророков. Macmillan: London.
  • Смит, Дж. М. Повис (1941). Пророки и их времена. Чикаго: Чикагский университет.

Внешние ссылки

  • Цитаты, связанные с Исайей в Wikiquote
  • Работы, связанные с Исайей в Wikisource
  • СМИ, связанные с Исайя (библейская фигура) на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:26:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте