Геоним

редактировать

Геоним (Иврит : גאונים; Иврит: ; также переведено Gaonim - единственное число Гаон) были президентами двух великих вавилонских талмудистов. Академии из суры и в Аббасидском халифате, и были общепризнанными духовными лидерами еврейской общины во всем мире в раннюю средневековую эпоху, в в отличие от Реш Галута (Exilarch ), который обладал светской властью над евреями в исламских странах.

Геоним - множественное число от גאון (Гаон '), что означает «гордость» или «величие» на библейском иврите, а с 19 века «гений», как в современном иврите. Как титул президента вавилонского колледжа это означало что-то вроде «Его Превосходительство».

Геонимы сыграли выдающуюся и решающую роль в передаче и обучении Торы и еврейского закона. Они учили Талмуду и решали вопросы, по которым не было вынесено никаких постановлений в период Талмуда. Геонимы были также духовными лидерами еврейской общины своего времени.

Содержание

  • 1 Эпоха
  • 2 Роль в еврейской жизни
  • 3 Название «Гаон»
  • 4 Произведения геонимов
    • 4.1 Респонса
    • 4.2 Другие произведения
  • 5 Ярчей Каллах
  • 6 Отдельные геонимы
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Эра

Период геонимов начался в 589 г. н.э. (дата на иврите : 4349), после периода Севораим, и закончился в 1038 году (дата на иврите: 4798). Первым гаоном суры, согласно Шерире Гаон, был тот, кто вступил в должность в 609. Последним гаоном суры был Самуил бен Цофни, который умер в 1034 году н. последним гаоном Пумбедиты был Езекия Гаон, который был замучен до смерти фанатиками из династии Буидов в 1040 году; следовательно, деятельность геонимов охватывает период почти 450 лет.

Было две главных геонических академии, одна в Суре, а другая в Пумбедите. Академия Сур первоначально была доминирующей, но ее авторитет ослаб к концу геонического периода, и Гаонат получил господство (Луи Гинзберг в Геонике).

Роль в еврейской жизни

Геонимы исполняли обязанности, в последнюю очередь, в качестве директоров академий, продолжая как таковую образовательную деятельность Амораима и Сабораим. Ибо в то время как амораимы, через свою интерпретацию Мишны, породили Талмуд, и в то время как сабораим окончательно отредактировали его, задачей геонимов было его толкование; для них он стал предметом изучения и обучения, и они принимали религиозно-правовые решения в соответствии с его учением.

В геонический период вавилонские школы были главными центрами еврейского образования; Геонимы, главы этих школ, были признаны высшими авторитетами в еврейском законе. Несмотря на трудности, препятствовавшие нерегулярному общению в тот период, евреи, жившие даже в самых отдаленных странах, отправляли этим властям в Вавилонии запросы относительно религии и закона.

В последние века геонического периода, с середины десятого до середины одиннадцатого, их превосходство уменьшилось, поскольку изучение Талмуда стало уделяться больше внимания в других странах. Постепенно жители этих регионов стали задавать вопросы руководителям школ своих стран. В конце концов они практически перестали задавать вопросы вавилонским геонимам.

Титул «Гаон»

Титул гаон стал применяться к главам двух вавилонских академий Суры и Пумбедиты, хотя он не вытеснил оригинал титул рош ешива Геон Яаков (иврит, глава академии, гордость Иакова). Используемый арамейский термин был Решметивта.

Титульный гаон правильно обозначал должность главы академии. Название стало популярным примерно в конце 6-го века. Поскольку академии Суры и Пумбедиты были наделены судебной властью, гаон исполнял обязанности верховного судьи.

Организация вавилонских академий напоминала древний синедрион. Во многих респонсах геонимов упоминаются члены школ, принадлежавшие к «великому синедриону», а другие - к «малому синедриону». Перед председательствующим и лицом к нему сидели семьдесят членов академии в семь рядов по десять человек в каждом, каждый на своем месте, и все вместе с гаоном составляли так называемый «великий синедрион».. Гаон Амрам называет их в ответном письме «посвященными учеными, которые занимают место великого синедриона». (Обычное рукоположение («семихах ») здесь, конечно, не подразумевается: этого не было в Вавилонии, только торжественное рукоположение имеет место.)

Гаон Хемам упоминается в ответе на «Древние ученые первого ряда, занимающие место большого синедриона». Семь мастеров, или «аллуфим» и «каберим», трое самых выдающихся среди других членов коллегии, сидели в первом из семи рядов. Каждому из семи аллуфим подчинялись девять синедрионов, которые, вероятно, контролировали наставления, данные в течение всего года своими подчиненными. Нерукоположенные члены академии сидели за семью рядами синедрионов.

Труды геонимов

Респонса

См.: История респонса: геонимы

В начале эпохи геонов большинство задаваемых им вопросов было отправлено из Вавилонии и соседние земли. У еврейских общин в этих регионах были религиозные лидеры, которые были в некоторой степени знакомы с Талмудом и могли иногда посещать еврейские академии в Вавилоне. Разработана литература вопросов и ответов, известная как литература респонса.

Вопросы обычно ограничивались одним или несколькими конкретными случаями, в то время как ответ на такой запрос давал постановление, краткую причину его принятия вместе с подтверждающими цитатами из Талмуда и часто опровержением любых возможных возражение.

Более дискурсивными были респонсы более поздних геонимов после первой половины IX века, когда вопросы стали отправляться из более отдаленных регионов, жители которых были менее знакомы с Талмудом и были менее способны посетите вавилонские академии, которые тогда были единственными центрами изучения Талмуда.

Более поздние геонимы не ограничивались Мишной и Талмудом, но использовали решения и респонсы своих предшественников, чьи высказывания и традиции обычно считались авторитетными. Эти респонсы более поздних геонимов часто были эссе на талмудические темы, а поскольку одно письмо часто отвечало на многие вопросы, оно часто становилось размером целой книги. Двумя важными примерами таких книг являются Сидур из Амрама Гаона, адресованное евреям Испании в ответ на вопрос о законах молитвы, и Послание Шериры. Гаон, в котором излагается история Мишны и Талмуда в ответ на вопрос Туниса.

Некоторые из дошедших до нас респонсов сохранились в своей первоначальной форме, тогда как другие сохранились только в виде цитат в более поздних работах. Многие из них были найдены в Каире Гениза.

Примеры коллекций респонса:

  • Halakhot Pesukot min ha-Geonim (Краткие постановления геонимов): Константинополь 1516
  • Шиелот у-Тшувот ме-ха-Геоним: Константинополь 1575
  • Шааре Цедек (Врата правосудия), отредактированный Ниссимом бен Хайимом: Салоники 1792, содержащий 533 респонса, расположенные по тематике и указателю редактора
  • Тешувот Ха-Геоним, изд. Муссафия: Лик 1864
  • Тшувот ха-Геоним: Шааре Тешува с комментарием Ийе ха-Ям Исраэля Моисея Хазана : Ливорно 1869; ссылка здесь
  • Шаарей Тешувах ха-Шалем, изд. Leiter: New York 1946
  • Тешувот Геоне Мизрах у-Маарав, изд. Мюллер: Берлин 1888
  • Левин, Б.М., Отзар ха-Геоним: Тезаурус Гаонических ответов и комментарии после ордена Талмудических трактатов (13 томов): Хайфа 1928
  • Ассаф, Симха, Тшувот ха-Геоним: Иерусалим 1927 г. (второй том 1942 г.)

Другие произведения

Отдельные геонимы часто составляли трактаты и комментарии. Три руководства по еврейскому праву:

  • Галахот Песукот из Иегудай Гаон (не путать с одноименным сборником респонсов): это было основой многих других сокращений
  • Шеилтот из Ачай Гаон
  • Галахот Гедолот, автор Симеон Кайяра.

Самым известным автором среди геонимов был Саадия Гаон, написавший библейские комментарии и многие другие произведения: он наиболее известен благодаря философской работе Эмунот ве-Деот.

Ярчеи Каллах

Два месяца в году обозначались как ярчеи каллах, или «месяцы невесты» (имеется в виду Талмуд ) - еврейские месяцы из Адар и Элул. За это время в академии собрались иностранные студенты для совместного обучения.

В течение первых трех недель ярчеи каллах ученые, сидевшие в первом ряду, рассказывали о Талмуде трактате, предназначенном для изучения в предыдущие месяцы; на четвертой неделе были приглашены другие ученые, а также некоторые ученики. Последовали обсуждения, и перед гаоном были изложены трудные моменты, которые также принимали видное участие в дебатах и ​​открыто осуждали любого члена колледжа, который не соответствовал стандартам учености. В конце ярчей каллах гаон обозначал талмудический трактат, который члены собрания были обязаны изучать в течение месяцев, предшествующих следующему собранию. Студенты, которым не были предоставлены места, были освобождены от этой задачи, поскольку они могли свободно выбирать предмет для изучения в соответствии со своими потребностями.

Во время ярчей калла гаон поставил перед собранием ряд вопросов, которые были присланы в течение года со всех частей диаспоры. Необходимые ответы были обсуждены и, наконец, записаны секретарем академии в соответствии с указаниями гаона. В конце ярчеи каллах вопросы вместе с ответами были зачитаны собранию, и ответы были подписаны гаоном. Таким образом возникло большое количество геонических респонсов ; но многие из них были написаны соответствующими геонимами без консультации с собраниями каллах, созванными весной.

Геоним

Шананель Бен Чушиэль (Раббейну Шананел) (990–1053) и Ниссим Гаон (990–1062) из ​​Кайруана, хотя и не являются обладателями должности Гаона, часто попадают в ранг среди геонимов. Другие, возможно, более логично, считают их составляющими первое поколение ришонимов. Маймонид (1135–1204) иногда использует термин «геонимы» в расширенном смысле, чтобы означать «ведущие авторитеты», независимо от того, в какой стране они жили.

См. Также

Ссылки

Общие коллекции геонических материалов, включая, но не ограничиваясь, респонсы:

  • Гинзберг, Луи, Геоника
  • Гинце Шехтер
  • Торатан шел Геоним (7 томов)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 03:46:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте