Координаты : 30 ° 00′21 ″ N 31 ° 13′52 ″ E / 30,0058 ° N 31.2310 ° E / 30.0058; 31.2310
Документ с вавилонской вокализациейКаир Гениза, альтернативно пишется Гениза, представляет собой собрание около 400000 еврейских фрагментов рукописей и Фатимидов административные документы, которые были обнаружены в генизе или кладовой синагоги Бен Эзра в Фустате или Старом Каире, Египет. Эти рукописи описывают 1000-летний континуум (с 870 г. до н.э. до XIX века) еврейской истории Ближнего Востока и Северной Африки и составляют самую большую и самую разнообразную коллекцию средневековых рукописей в мире. Тексты Генизы написаны на разных языках, особенно на иврите, арабском и арамейском, в основном на пергаменте и бумаге, но также на папирусе и ткани. В дополнение к содержанию еврейских религиозных текстов, таких как библейские, талмудические и более поздние раввинистические труды (некоторые из которых находятся в первоначальных руках авторов), Гениза дает подробную картину экономической и культурной жизни регионов Северной Африки и Восточного Средиземноморья, особенно в период 10-13 вв. В настоящее время он рассредоточен по ряду библиотек, включая библиотеки Кембриджского университета и Манчестерского университета. Некоторые дополнительные фрагменты были найдены на кладбище Басатин к востоку от Старого Каира, и коллекция включает в себя ряд старых документов, купленных в Каире в конце девятнадцатого века.
Первым европейцем, который заметил коллекцию, был, по-видимому, Симон ван Гельдерен (двоюродный дед Генриха Гейне ), посетивший синагогу Бен Эзра и сообщил о Каирской Генизе в 1752 или 1753 году. В 1864 году путешественник и ученый Якоб Сапфир посетил синагогу и исследовал Генизу в течение двух дней; хотя он не назвал какой-либо конкретной значимой вещи, он предположил, что возможно ценные предметы могут быть в запасе. В 1896 году шотландские ученые и сестры-близнецы Агнес С. Льюис и Маргарет Д. Гибсон вернулись из Египта с фрагментами из Генизы, которые они сочли интересными, и показали их Соломон Шехтер «их неудержимо любопытный друг-раввин» в Кембридже. Шехтер, который уже знал о Генизе, но не знал о ее значении, сразу же осознал важность материала. При финансовой поддержке своего коллеги и друга из Кембриджа Чарльз Тейлор Шехтер совершил экспедицию в Египет, где с помощью главного раввина отсортировал и вывез большую часть содержимого камеры Генизы.. Агнес и Маргарет присоединились к нему по дороге на Синай (их четвертый визит за пять лет), и он показал им комнату, которую, по словам Агнес, «просто неописуемо».
Фрагменты Генизы теперь хранятся в различных библиотеках поблизости мир. Коллекция Тейлора -Шечтера в Кембридже - самая большая, на сегодняшний день, единственная коллекция, насчитывающая почти 193 000 фрагментов (137 000 полочных знаков). В Еврейской теологической семинарии Америки имеется еще 31 000 фрагментов. Библиотека Университета Джона Райлендса в Манчестере содержит коллекцию из более чем 11 000 фрагментов, которые в настоящее время оцифровываются и загружаются в онлайн-архив. Бодлианская библиотека в Оксфордском университете имеет коллекцию из 25000 генизских фолиантов.
Вестминстерский колледж в Кембридже хранил 1700 фрагментов, которые были депонированы Льюисом и Гибсоном в 1896. В 2013 году две библиотеки Оксбриджа, Бодлианская библиотека в Оксфорде и библиотека Кембриджского университета, объединились для сбора средств на покупку Вестминстерской коллекции после того, как она была выставлена на продажу за 1,2 миллиона фунтов стерлингов. Это первый раз, когда две библиотеки объединились для такого сбора средств.
Многие из фрагментов, найденных в Каирской Генизе, могут быть датированы ранними веками второго века. тысячелетие нашей эры, и есть немало более ранних предметов, а также ряд предметов девятнадцатого века. Рукописи в Генизе включают священные и религиозные материалы, а также большое количество светских писаний. Материалы Genizah включают в себя широкий спектр контента. Среди литературных фрагментов наиболее популярными категориями являются литургические тексты, библейские и родственные им тексты, а также раввинистическая литература. Есть также материалы с философскими, научными, мистическими и лингвистическими произведениями. Среди нелитературных предметов - юридические документы и частные письма. Также были обнаружены школьные упражнения и бухгалтерские книги торговцев, а также различные коммунальные записи.
Обычной практикой для генизот (мн. Гениза) было периодически убирать содержимое и хоронить его на кладбище. Многие из этих документов были написаны на арамейском языке с использованием еврейского алфавита. Поскольку евреи считали иврит языком Бога, а еврейское письмо - буквальным письмом Бога, тексты не могли быть уничтожены даже спустя долгое время после того, как они послужили своей цели. Евреи, написавшие материалы в Генизе, были знакомы с культурой и языком своего современного общества. Эти документы неоценимы как свидетельство того, как разговорный арабский того периода использовался и понимался. Они также демонстрируют, что евреи, составившие документы, были частью своего современного общества: они занимались теми же профессиями, что и их мусульмане и христиане соседи, включая сельское хозяйство; они покупали, продавали и арендовали недвижимость.
Невозможно переоценить важность этих материалов для реконструкции социально-экономической истории периода с 950 по 1250 год. Ученый-иудаист Шеломо Дов Гойтейн создал индекс для этого периода времени, который охватывает около 35 000 человек. Сюда входило около 350 «выдающихся людей», среди них Маймонид и его сын Авраам, 200 «более известных семей», а также упоминания о 450 профессиях и 450 товарах. Он идентифицировал материалы из Египта, Палестины, Ливана, Сирии (но не Дамаска или Алеппо ), Тунис, Сицилия и даже торговля с Индией. Упомянутые города варьируются от Самарканда в Центральной Азии до Севильи и Сиджилмасы, Марокко на западе; от Адена на север до Константинополя ; Европа представлена не только средиземноморскими портовыми городами Нарбонна, Марсель, Генуя и Венеция, но даже Киев и Руан иногда упоминаются.
В частности, различные записи о выплатах рабочим за содержание здания и т.п. образуют, безусловно, самую большую коллекцию записей о поденной заработной плате в исламском мире. для раннесредневекового периода, несмотря на трудности в интерпретации приведенных денежных единиц и других аспектов данных. Они неизменно упоминались в обсуждениях средневековой исламской экономики с 1930-х годов, когда этот аспект коллекции исследовался, в основном, французскими учеными.
Синагога Бен-ЭзрыМногие предметы в Каире Гениза не являются полной рукописью, а представляют собой фрагменты из одного или двух листов, многие из которых сами повреждены. Точно так же страницы одной рукописи часто разделялись. Нередко можно найти страницы одной рукописи в трех или четырех различных современных библиотеках. С другой стороны, нелитературные произведения часто теряли свою ценность с течением времени и оставались в Генизе в более или менее нетронутом виде.
Материалы включают огромное количество книг, большинство из них фрагменты, которые, по оценкам, насчитывают около 280 000 листов, включая части еврейских религиозных писаний и фрагменты из Корана. Особый интерес для библеистов представляют несколько неполных рукописей Сираха.
нелитературных материалов, в том числе судебных документов, юридических писаний и переписки местной еврейской общины (например, Письмо Караимские старейшины Аскалона ) несколько меньше, но все же впечатляют: Гойтейн оценил их размер примерно в 10 000 предметов некоторой длины, из которых 7 000 представляют собой самостоятельные единицы, достаточно большие, чтобы их можно было рассматривать как документы, имеющие историческую ценность. Только половина из них сохранилась более или менее полностью ».
Количество документов, добавленных к Генизе, менялось с годами. Например, количество добавленных документов было меньше между 1266 и примерно 1500 годами, когда большая часть еврейской общины перебралась на север, в собственно Каир, и увеличилось примерно в 1500 году, когда местная община увеличилась на беженцев из Испания. Именно они привезли в Каир несколько документов, проливающих новый свет на историю Хазарии и Киевской Руси, а именно Хазарская переписка, Письмо Шехтера и Киевское письмо. Гениза использовалась до тех пор, пока ее не опустошили западные ученые, жаждущие материала.
Ряд других генизотов сделали более мелкие открытия по всему Старому Свету, особенно в Италии, такие как Перуджа. В 2011 году была найдена афганская Гениза XI века.
Фрагменты Каирской Генизы были тщательно изучены, каталогизированы и переведены Полом Э. Кале. Его книга The Cairo Geniza была опубликована Blackwell в 1958 году, а второе издание - в 1959 году.
Еврейские банкиры в Старом Каире использовали систему двойной записи, которая предшествовала любому известному использованию. такой формы в Италии, записи которого сохранились с 11 века нашей эры, найдены среди Каирской Генизы.
Коллекции Каирской Генизы в Университете Пенсильвании и в Библиотеке Еврейской духовной семинарии является предметом гражданско-научного проекта на сайте Zooniverse. Добровольцы проекта привлекаются для сортировки оцифрованных фрагментов Каирской Генизы, чтобы облегчить исследование фрагментов.
На Викискладе есть материалы, связанные с Каирской Генизой. |