Ачай Гаон

редактировать
Для Савора мудреца см. Ахай.

Ачай Гаон(также известный как Ахай из Шабиили Ага из Шабаи, иврит : רב אחא [אחאי] משַׁבָּחָא) был ведущим ученым в период геонимов, Талмудист 8-го века с высокой известностью. Он получил честь быть первым раввинским автором, известным истории после завершения Талмуда.

, поскольку он фактически никогда не становился Гаоном ни одной из двух академий, описание «Гаон» к его имени прилагается неправильное название. Когда гаон умер, Аха был повсеместно признан самым подходящим человеком, чтобы сменить его. Но личная обида, которую питал эксилаарх Соломон бар Хасдай, побудила последнего уйти от Аи и назначить Натроная бен Неемия, секретарем Аи, человеком весьма значительным. его хуже в обучении и общих приобретениях. Возмущенный этим пренебрежением, Ага покинул Вавилонию и поселился в Израиле, около 752-753 гг., Где оставался до своей смерти. Несмотря на ошибочное утверждение Штейншнейдера, что он умер в 761 году, точная дата его смерти неизвестна.

Содержание
  • 1 Aḥa's Sheiltot
    • 1.1 Место композиции
    • 1.2 Style
    • 1.3 Impact
    • 1.4 Editions
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
Aḥa's Sheiltot

Sheiltot (שאלתות), также известный как Sheiltot d'Rav Achai или Sheiltos, представляет собой собрание проповедей (одновременно узнаваемых и популярных) по еврейскому закону и этике, написанным Акой.

Место сочинения

Аха, должно быть, написал Sheiltot («Quæstiones» в смысле исследования) в Земле Израиля, поскольку арамейское слово sheilta использовалось в чувство quæstio (научное исследование вопроса) только евреями Израиля. «Шейлта» имеет палестинское происхождение, о чем свидетельствуют слова buẓina и bisha, которые его сопровождают. С. Мендельсон совершенно прав в своем объяснении этого термина. Если, таким образом, Симеон Кайяра использовал «Шейлтот» в своем «Галахот Гедолот», как теперь известно, утверждение Авраама ибн Дауда (согласно которому работа Симеона была завершена в 750) должно быть ошибочным, так как Аха не покинул Палестину до 752 г.; и мы знаем, что преемник которого он должен был стать, умер не раньше 751-752 гг. Есть и другие свидетельства палестинского влияния в творчестве Аги. Например, в его трактате указывается, что помимо Вавилонского Талмуда (который, естественно, был его главным авторитетом) он часто использовал Иерусалимский Талмуд и палестинский Мидраш, Левит Раба, Экклезиаст Раба и Танзума, все из которых в то время были совершенно неизвестны в Вавилонии (действительно, даже Саадия Гаон почти двести лет спустя знал о них сравнительно мало).

Естественно, поэтому Шейлтот имеет характер скорее палестинского, чем вавилонского произведения. Современные конспекты вавилонских раввинов Иегудаи Гаона и Симеона Кайяры ограничиваются важными решениями Талмуда, с опущением всех дискуссий и с добавлением кратких пояснений слов - поскольку эти работы были предназначены для ученых а не простые люди. Ага, напротив, писал для внимательных мирян. Трактаты Аи о библейских и раввинских законах (их насчитывается 190 или 191, с добавлением более поздних авторов) были написаны с особым упором на выполнение таких моральных обязанностей, как доброжелательность, любовь, уважение к родителям и любовь к истине. Они основаны на порядке парашота, еженедельных чтений Торы.

Стиль

Начало четвертой «Шейлты», основанной на еженедельных уроках по «Ной,» может служить образцом «Шейлтот». израильтянам категорически запрещалось воровство или грабеж; и божественное наказание за нарушение этого повеления более сурово, чем за другие преступления. Таким образом, поколения библейского потопа были наказаны исключительно за свое насилие, как сказано: «Конец всякой плоти предстал предо мною; ибо земля наполнилась насилием через них». Аха развивает это моральное осуждение, цитируя из Талмуда и Мидраша многие отрывки, касающиеся подлости и безбожия подобных преступлений. Он следует этому утверждению (которому предшествует вводная формула: «Однако это сомнительно» [beram arik]) с казуистическими вопросами; например, следует ли включать в определение грабежа, в отношении которого Закон требует двойной реституции, случай кражи, совершенной в интересах потерпевшего.

Эта иллюстрация показывает, что работа предназначена не только для ученых, но и для массового обучения. Однако утверждение (часто повторяемое со времен Мейри ) о том, что Sheiltot была книгой просто для обучения молодежи, также безосновательно. Скорее всего, это сборник агадских - галахических проповедей, которые Ага произнес в Палестине, где, безусловно, пользовался большим уважением. С упадком раввинских знаний в Палестине, Аха нашел бы очень мало учеников для чистого галахического обучения; и поэтому он добавил к своим лекциям агадические элементы, подчиняясь общему настрою палестинцев, которые как раз тогда отдавали предпочтение агаде.

Этот взгляд лучше всего объясняет слово «дерашах» (лекция), которое встречается в Шейлтоте около тридцати раз в связи с цитированием отрывков из Талмуда. Если Sheiltot действительно были заимствованы из проповедей, их можно должным образом рассматривать в той форме, в которой они появляются, как отрывки или отрывки из таких проповедей, дающие введение и заключение первоначального дераша; в то время как собственно дерашах (который, несомненно, состоит из агадических и галахических цитат из Талмуда и Мидраша) упоминается только заголовок. Если рассматривать их как части проповедей, частые повторения, которые встречаются в Sheiltot, не являются чем-то странным, поскольку это случалось бы с лучшими проповедниками; тогда как их было бы трудно объяснить, если бы они были обнаружены в строго литературных произведениях одного человека. Конечно, до тех пор, пока рукопись не будет исследована, не может быть определенных выводов относительно состава «Шейлтота». Печатный текст, хотя и содержит много более поздних материалов, не имеет многого из того, что, по мнению более старых авторитетов, было включено ранее. Точное издание Sheiltot было бы очень ценно для текстологической критики Вавилонского Талмуда, как и для арамейской филологии в целом, поскольку Аха писал на арамейском народном языке.

Воздействие

Сочинение Аи очень скоро завоевало большое уважение, а произведение Халакот Гедолот, которое датируется не 750 годом, но принадлежит к старейшей литературе эпохи гаонный раз, копирует не менее 150 отрывков из Шейлтота. Шерира Гаон и его сын Хай Гаон упоминают книгу по названию; Раши и автор Arukh.

Editions

с ним также свободно консультировались. Первое издание "Sheiltot" появилось в Венеции в 1546 году, и его сменили следующим образом:

  • Издание с кратким комментарием Исайи Берлина (Dyhernfurth, 1786);
  • Другое под названием תועפות ראם, с комментарием Исаака Пардо, Salonica, 1800–01;
  • С расширенным комментарием Нафтали Цви Иегуды Берлин (Вилна, 1861, 1864, 1867). Это издание содержит комментарий Исайи Берлина, а также ряд вариантов прочтения, взятых из рукописи 1460 года, и краткий комментарий автора, который, вероятно, жил в первой половине XIV века.
  • Пятитомное издание Сэмюэля К. Мирски с обширными примечаниями и альтернативными чтениями рукописей, а также комментариями к средневековым рукописям, последний из которых был посмертным (Нью-Йорк и Иерусалим, 1960–1974).

Рукописи Шейлто, но с существенными расхождениями с печатным текстом, можно найти среди еврейских рукописей в Bibliothèque Nationale, Париж, № 308, 309, и в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд, № 539, 540, 1317. В последней библиотеке можно найти также еще не напечатанные комментарии (541) и (542).

См. Также
Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Аха (Ахай) из Шабхи». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk & Wagnalls. Библиография:

Предшественник.Гаон из Академии Сур . 756Преемник. Иегудай бен Нахман
Последняя правка сделана 2021-06-08 21:12:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте