История евреев в Армения

редактировать
Местоположение Армении в Евразии
Армянские евреи
Общая численность населения
300–500 (оценка)
Языки
Русский, Армянский, Иврит
Религия
Иудаизм
Родственные этнические группы
Евреи, Армянский народ

История евреев в Армении (Армянский : Հայաստանի հրեական համայնք Hayastani hreakan hamaynq) насчитывает более 2000 лет.

Содержание
  • 1 Историческая Армения
  • 2 Современный период
  • 3 Настоящее время
  • 4 Права человека
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Историческая Армения

Существуют исторические записи, свидетельствующие о присутствии евреев в языческой Армении до распространения христианства в регионе св. Григорием Просветителем в 301 г. н.э. / н.э. Раннесредневековые армянские историки, такие как Моисей Хоренаци, считали, что во время завоевания армянским царем Тиграном Великим (95–55 до н.э.) он привел с собой 10 000 еврейских пленников в древние времена. 114>Армянское царство (которое включало так называемую Великую Армению ), когда он отступил из Иудеи из-за нападения римлян на Армению (69 г. до н.э.). Тигран II вторгся в Сирию и, вероятно, также на север Израиля. Большое еврейское население было заселено в Армении с I века до нашей эры. В частности, один город, Варткесаван, стал важным торговым центром. Таким образом была создана еврейская община Армении. Как и все остальное население Армении, они пострадали от последствий попыток региональных держав разделить и завоевать страну. К 360–370 годам нашей эры иммиграция евреев-эллинистов в Армению резко возросла; многие армянские города стали преимущественно еврейскими. В этот период (4 век нашей эры), после завоевания Армении Сасанидским царем Шапуром II он депортировал тысячи еврейских семей из Персидской Армении и переселил их. в Исфахане (современный Иран ).

Еврейское кладбище в Ехегис, 13 век

В 1912 году археолог Николай Марр объявил об открытии в 1910 году. надгробия в селе Ехегис с надписью на иврите. В 1996 году исследования в Ехегисе, в провинции Вайоц Дзор Армении, обнаружили останки средневековое еврейское кладбище, принадлежащее ранее неизвестной еврейской общине. В 2000 году группа из Еврейского университета Иерусалима раскопала южную сторону реки Ехегис, напротив деревни, еврейское кладбище с 40 надгробиями с надписями на иврите, датируемыми 1266 и 1497. Одно нееврейское слово в надписях может указывать на происхождение общины. Михаил Носоновский заявил, что «Слово Хаваджа имеет персидское происхождение и, вероятно, указывает на то, что евреи, поселившиеся в Ехегисе, прибыли из Персии и сохранили персидский в качестве разговорного языка. Библейские цитаты и талмудические формулы свидетельствуют о высоком уровне обучения в общине ". Группа армянских и израильских археологов и историков проводила раскопки на этом месте в 2001 и 2002 годах и обнаружила еще 64 надгробия. Некоторые из них украшены мотивами царства Орбелянов. археологическая группа также обнаружила три мельницы, которые, по словам епископа, показывают, что у общины был бизнес, потому что одна мельница могла прокормить несколько семей. На двадцати из этих надгробий были надписи, все на иврите, за исключением двух, которые были на арамейском Самый старый камень датирован 1266 годом, а самая поздняя - 1336/7.

Современный период
Историческое армянское еврейское население
ГодНаселение.±%
1926335
1939512+ 52,8%
19591042+ 103,5%
19701049+ 0,7%
1979962-8,3%
1989747- 22,3%
2002100-86,6%
2010100+ 0,0%
Источник:.

В 1828 году русско-персидская война подошла к концу, и Восточная Армения (ныне Республика Армения ) была присоединена к Российская империя с Туркменчайским миром. Польские и иранские евреи начали прибывать, а также субботники (субботники, русские крестьяне, изгнанные на окраины царской России во время время правления Екатерины II. Они были иудействующими христианами и в основном обращались в господствующий иудаизм или ассимилировались). С 1840 г. они начали создавать общины ашкенази и мизрахи соответственно в Ереване. До 1924 года сефардская синагога Шиек Мордехай была ведущим учреждением еврейской общины.

Согласно переписи населения Российской империи 1897 года , в Александрополе проживало около 415 человек. (Гюмри) и 204 в Эривани (Ереван ), родным языком которых был «еврейский», и значительно меньшее количество в других местах: 6 в Вагаршапате, 15 в Ново-Баязет. В других населенных армянами районах Российской империи, которые сейчас находятся за пределами Армении, количество говорящих на еврейском языке было следующим: 4 в Шуше (Карабах), 93 в Елизаветполе (Гянджа, Азербайджан), 4 в Игдыре (ныне Турция), 424 в Карсе (Турция), 111 в Ардахане (Турция), 189 в Ахалкалаки (Грузия), 438 в Ахалцихе (Георгия), 72 в Шулавери ( Грузия).

Что касается Западной Армении (Турецкая Армения), согласно официальным османским данным за 1914, 3822 еврея жили в «Шести вилайетах », где проживало значительное количество армян: 2085 в Диярбекирском вилайете, 1383 в Ван Вилайет, 344 в Сивас Вилайет, 10 в Эрзурум Вилайет и ни одного в Битлисе и Мамурете -ул-Азиз (Харпут). В исторической Киликии было еще 317 евреев: 66 в Адана Вилайет и 251 в Мараш Санджак.

Русские еврейские общины переселились в Армению в больших масштабах во время Советский период, стремление к атмосфере терпимости на территории, которая отсутствовала в Российской ССР или Украинской ССР.

после Второй мировой войны, еврейское население выросло примерно до 5 000 человек. В 1959 году численность еврейского населения в Советской Армении достигла своего пика - примерно 10 000 человек. В период с 1965 по 1972 год в страну прибыла еще одна волна еврейских иммигрантов, в основном интеллигенция, военные и инженеры. Эти евреи прибыли из России и Украины, привлеченные к более либеральному обществу. Однако с распадом Советского Союза многие из них уехали из-за нагорно-карабахского конфликта. В период с 1992 по 1994 год более 6000 евреев иммигрировали в Израиль из-за политической изоляции и экономической депрессии Армении. Сегодня еврейское население страны сократилось примерно до 750 человек. В 1995 году в Ереване был основан Дом Хабада.

Сегодняшний день
Еврейский мемориал Холокоста в Ереване

В Армении в настоящее время проживает около 300–500 евреев, в основном в столице Ереване. В основном они имеют ашкеназское происхождение, а некоторые - мизрахи и грузинские евреи.

. Существует крошечная община субботников (считается иудаистское сообщество, которое произошло от молокан духовных христиан ), чьи предки обратились в иудаизм и которые быстро сокращаются.

Еврейскую общину в Ереване в настоящее время возглавляет главный раввин Гершон Бурштейн из Хабад-Любавич, а общественно-политические вопросы решает Еврейский совет Армении.

Права человека

Президент еврейской общины Армении Рима Варжапетян-Феллер 23 января 2015 года заявила, что «еврейская община чувствует себя защищенной. в Армении, и власти уважают их права, культуру и традиции. В Армении нет антисемитизма, и у нас хорошие отношения с армянами. Конечно, у общины есть определенные проблемы, которые проистекают из общей ситуации в стране.. "

В 2005 году Армен Аветисян, откровенно антисемитский лидер Армянского арийского союза, небольшой ультранационалистической партии, утверждал, что в Армении насчитывается до 50 000" замаскированных "евреев. Он пообещал, что будет добиваться их изгнания из страны. Он был арестован в январе 2005 года по обвинению в разжигании межнациональной розни.

В 2007 и 2010 годах было зарегистрировано два случая вандализма со стороны неизвестных лиц на еврейской стороне Мемориала совместных трагедий в парке Арагаст. Ереван, знаменующий как Геноцид армян, так и Холокост. Этот памятник заменил памятник меньшего размера, который несколько раз разрушался и сносился.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте