Хабад

редактировать
Хасидская династия

Хабад, также известный как Любавич, Хабад и Хабад-Любавич (Иврит : חב"ד), ортодоксальной еврейской династией хасидов. Хабад - один из самых известных хасидских

Основана в 1775 году раввином Шнеуром Залманом Лиади, имя «движения, особенно благодаря своей пропагандистской деятельности. Хабад »(חב״ד) является аббревиатурой, образованной из трех слов на иврите: Хохма, Бина, Да 'at (חכמה, בינה, דעת): «Мудрость, понимание и знание» - которые предоставляют интеллектуальную основу движения. Название Любавичи происходит от города, в котором с 1813 по 1915 гг. других, нелубавичские отпрыски Хабада либо исчезли, либо слились в линию Любавичей. В 1930-х годах шестой Ребе Хабада, раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон, перенес центр движения Хабад из России в Польшу. После начала Второй мировой войны он перенес центр движения в Соединенных Штатах.

В 1951 году раввин Менахем Мендель Шнеерсон стал седьмым Хабадским Ребе. Он превратился в одно из самых распространенных еврейских движений в современном мире. Под его руководством Хабад создал большую сеть учреждений, которые стремятся удовлетворить социальные, социальные и гуманитарные потребности во всем мире. Учреждения Хабада обеспечивают работу с независимыми евреями гуманитарную помощь, а также религиозную, культурную и образовательную деятельность. Особо широко распространенные, широкоизолированные, широко используются во всем мире и обслуживают секуляризованных евреев. Многие из его последователей такжеали Шнеерсона Мессией, и его собственная позиция по этому поводу обсуждается среди ученых. Мессианская идеология Хабада вызвала споры в еврейском ортодоксальном мире, вызвав взаимные обвинения в адрес Хабада. Смерть раввина Шнеерсона в 1994 году шокировала последователей. Движение не назначено нового лидера и разделено на «умеренных», которые предпочитают не обсуждать мессианский вопрос, и «мессианцев», которые утверждают, что на самом деле не умер и появится снова.

В 2018 году Марцин Водзинский подсчитал, что движение Хабад составляло 13% мирового хасидского населения. Общее количество семей Хабада оценивается от 16 000 до 17 000. Число тех, кто время от времени или регулярно посещает мероприятия Хабада, намного больше; в 2005 г. Иерусалимский центр по связям с общественностью сообщил, что до миллиона евреев посещают службы Хабада не реже одного раза в год.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Лидерство
    • 1.2 Угнетение и возрождение в России
    • 1.3 Отношения с другими хасидскими группами
  • 2 Философия
    • 2.1 Таня
  • 3 Сообщество
    • 3.1 Демография
    • 3.2 Соединенные Штаты
      • 3.2.1 Студенчество в США
    • 3,3 Израиль
    • 3,4 Франция
    • 3,5 Канада
    • 3,6 Объединенные Арабские Эмираты
    • 3,7 Ашкенази и сефарды
  • 4 Таможня и праздники
    • 4,1 Таможня
    • 4,2 Праздники
  • 5 Влияние
  • 6 Организации
    • 6.1 Учреждения
      • 6.1.1 По географическому региону
    • 6.2 Дом Хабад
    • 6.3 Сбор средств
  • 7 Мероприятия
    • 7.1 Образование
    • 7.2 Информационно-просветительская деятельность
      • 7.2.1 Кампании мицвы
      • 7.2.2 Шлухим (эмиссары)
      • 7.2.3 Резервирование мицвы
      • 7.2.4 Работа с общественностью
      • 7.2.5 Подростковая организация
      • 7.2.6 Молодые профессионалы Хабада
    • 7.3 Публикация
      • 7.3.1 СМИ
        • 7.3. 1.1 Chabad.org
        • 7.3.1.2 Сайты сообщества
    • 7.4 Летние лагеря
    • 7.5 Полити ческая деятельность
      • 7.5.1 Библиотечный спор с Россией
  • 8 Противоречия
    • 8.1 Споры о наследовании и ответвления групп
    • 8.2 Мессианизм Хабада
  • 9 Искусство
    • 9.1 Искусство
    • 9.2 Музыка
    • 9.3 Литература
    • 9.4 Кино и телевидение
      • 9.4.1 Другое телевидение
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

История

Движение Хабадло возникло после Первого раздела Польши в городе Лиозно, Псковская губерния, Российская Империя (ныне Лиозна, Беларусь ), в 1775 году раввином Шнеуром Залманом из Ляди, ученик раввина Довбера бен Авраама, «Маггида из Мезрича», преемника основателя хасидизма раввина Исраэля Баал Шем Това. Движение было перенесено в Любавичи (Любавичи) вторым Ребе Хабада, раввином Довбером Шнеури, в 1813 году. Движение было сосредоточено в Любавичах в течение столетия, пока пятый Ребе, раввин Шалом Довбер, не покинул деревню в 1915 г. и переехал в город Ростов-на-Дону. В межвоенный период, после преследований большевиков, движение Хабад-Любавич под руководством Шестого Ребе, раввина Йосефа Ицхака, было сосредоточено в Риге, а затем в Варшаве. Начало Второй мировой войны к тому, что Шестой Ребе переехал в Соединенные Штаты. С 1940 года центр движения находился в районе Краун-Хайтс в Бруклине.

. На всей своей истории движение порождало ряд ответвлений групп, «Хабад- Любавичская ветвь - единственная, которая еще действует, что делает ее основной сохранившейся линией движения. Историк Джонатан Сарна охарактеризовал Хабад как самый быстрый из еврейских религиозных движений в период 1946–2015 годов.

В начале 1900-х годов Хабад-Любавич юридически зарегистрировал себя в соответствии с Агудас Часидей Хабад («Ассоциация хабадских хасидов»).

Лидерство

Движение Хабад глобет череда хасидских ребе. Основная линия движения, Хабад-Любавич, насчитывала семь ребе:

  • Раввин Шнеур Залман из Лиади (1745–1812), основавший движение Хабад в городе Лиозна. Позже он перенес центр движения в город Лиади. Раввин Шнеур Залман был самым молодым учеником раввина Довбера из Мезрича, главного ученика и преемника раввина Исраэля Баал Шем Това, основателя хасидизма. Движение Хабад началось как отдельная школа мысли внутри хасидского движения, сосредоточившая внимание на распространении хасидских учений с использованием логических рассуждений (создание своего рода еврейского «рационального мистицизм»). Основное произведение Шнеура Залмана - Таня (или Сефер Шел Бейноним, Книга обывателя). Таня - это центральная книга мысли Хабада, которые ежедневно изучают последователи движения Хабад. Среди других работ Шнеура Залмана - собрание сочинений о хасидской мысли и Шулхан Арух ха-Рав, переработанная версия кодекса еврейского закона, оба из которых регулярно изучаются последователями Хабад. Преемники Шнеура Залмана носили такие фамилии, как «Шнеури» и «Шнеерсон» (позже «Шнеерсон»), что означает их происхождение от основателя движения. Его обычно называют Альтер Ребе (идиш : אַלטער רבי) или Адмур Хазокен (иврит : אדמו״ר הזקן) («Старый Ребе»).
  • Раввин Довбер Шнеури (1773–1827), сын раввина Шнеура Залмана, руководил движением Хабад в городе Любавичи (Любавичи). Его лидерство в использовании оспаривалось раввином Аароном Галеви из Строселье, однако Доввин был в целом признан законным преемником своего отца и лидером движения. Рабби Довбер опубликовал ряд своих работ по хасидской мысли, значительно расширив деятельность своего отца. Он также опубликовал некоторые произведения своего отца. Многие работы раввина Довбера были переизданы движением Хабад. Его обычно называют Миттелерским Ребе (идиш : מיטעלער רבי) или Адмур Хаэмцой (иврит : אדמו״ר האמצעי) (Средний Ребе).
  • Раввин Менахем Мендель Шнеерсон (1789–1866), внук раввина Шнеура Залмана и зять раввина Довбера. После его убедить движение Хабад принять его зятя или дядю в качестве ребе, раввин Менахем Мендель принял титул ребе Хабада, также руководя движением из города Любавичи (Любавичи). Он опубликовал ряд своих работ как по хасидской мысли, так и по еврейскому праву. Раввин Менахем Мендель также опубликовал некоторые работы своего деда, раввина Шнеура Залмана. Его обычно называют Цемах Цедек, по названию его респонса.
  • раввина Шмуэля Шнеерсона (1834–1882), седьмого и младшего сына раввина Менахема Менделя. Он принял титул ребе в городе Любавичи (Любавичи), а несколько его братьев титул ребе в других городах, образовав свои группы. Спустя годы после его смерти его учение было опубликовано движением Хабад. Его обычно называют Махарашем, что является аббревиатурой от «Морейну ха-рав Шмуэль» («наш учитель, рабби Шмуэль»).
  • раввин Шалом Довбер Шнеерсон (1860–1920), Шмуэль. второй сын, сменивший отца как ребе. Раввин Шалом Довбер подождал некоторое время, прежде чем официально принять титул ребе, не обидеть своего старшего брата Залмана Аарона. Он основал ешиву под названием Томчеи Темимим. Во время Первой мировой войны он переехал в Ростов-на-Дону. Многие из его сочинений были опубликованы после его смерти и регулярно изучаются в ешивах Хабада. Его обычно называют Рашаб, сокращение от «Рабби Шалом Бер».
  • Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон (1880–1950), единственный сын Шолома Довбера, наследовавший его отцу. как ребе Хабада. Раввин Йосеф Ицхак был изгнан из России после попыток большевистского правительство казнить его. Он руководил движением от Варшавы, Польши до начала Второй мировой войны. После бегства от нацистов раввин Йосеф Ицхак до своей смерти жил в Бруклине, Нью-Йорк. Он создал большую часть нынешней организационной структуры Хабада, основав несколько его центральных организаций, а также другие институты Хабада, как местные, так и международные. Он опубликовал своих сочинений, а также ряд своих предшественников. Его обычно называют Раяцем, или Фриердикер Ребе («Предыдущий Ребе»).
  • Раввин Менахем Мендель Шнеерсон (1902–1994), зять раввина Йосефа Ицхак, правнук третьего Любавичского Ребе, принял титул Ребе через год после смерти своего тестя. Раввин Менахем Мендель значительно расширил глобальную сеть Хабада, основав сотни новых центров Хабада по всему миру. Он опубликовал свои собственные собственные работы, а также работы своих предшественников. Его учение регулярно изучается последователями Хабада. Его обычно называют «Любавичским Ребе» или просто «Ребе». Даже после его смерти продолжают почитать его как лидера движения Хабад.

Угнетение и возрождение в России

Движение Хабад подверглось правительственному гнету в России. Российское правительство, сначала при царе, а затем при большевиках, заключило вму всех хабадских ребе, кроме одного. Большевики также заключили в тюрьмы, сослали и казнили ряд хабадских хасидов. После распада Советского Союза в 1991 году государственное преследование Хабада прекратилось. Главный раввин России, Берл Лазар, эмиссар Хабада, поддерживает теплые отношения с президентом России Владимиром Путиным. Лазарь также получил от себя медали Ордена Дружбы и «Заслуги перед Отечеством».

Отношения с другими хасидскими группами

Отношения между седьмым Хабадским Ребе и лидерами других православных групп были зафиксированы Хабада раввином Шалом Дов Вольпо в его трехтомной антологии под названием «Шемен Сассон» МеЧавейреча ».

В 1980-х годах возникли трения между Хабадом и сатмарскими хасидами стороны в результате нескольких нападений на хабадских хасидов со сатмарских хасидов.

Философия

Хабад Хасидская философия фокусируется на религиозных и духовных концепциях, таких как Бог, душа и значение еврейских заповедей. Классические иудейские писания и еврейский мистицизм, особенно Зоар и Каббала рабби Исаака Лурия, часто цитируются в трудах Хабада. Эти тексты используются как источники учения Хабада и как материал, требующий интерпретации авторами Хабада. Философия Хабада уходит корнями в учение раввинов Исроэля бен Элиэзера (Баал Шем Това, основателя хасидизма) и Довбера бен Авраама, «Маггида из Мезрича» (преемника раввина Исроэля

Многие действия Хабада сегодня воспринимаются как применение учения Шнеура Залмана.

Таня

Таня (иврит : תניא) - книга раввина Шнеура Залмана впервые опубликовано в 1797 году. хасидской моральной философии и ее метафизических основ.

Согласно Тане, интеллект из трех взаимосвязанных процессов: В то время как другие ветви хасидизма основные в первую очередь на идее о том, что «Бог желает сердца», Шнеур Залман утверждал, что Бог также желает разума и что разум является «воротами» к сердцу. разум над сердцем, утверждая, что «понимание - мать страха и любви к Богу».

Таня состоит из пяти разделов. Первоначальное название первого раздела - «Сефер Шел Бейноним», «Книга посредников». Он также известен как Ликутей Амарим («Собрание изречений»). «Сефер Шел Бейноним» анализирует внутреннюю борьбу личности и путь к разрешению. Цитируя библейский стих «дело очень близко к тебе, в твоих устах, твоем сердце, чтобы представить твое мнение», философия на основе представлении о том, что человек является злом по своей природе; скорее, у каждого человека есть внутренний конфликт, который отличается разными наклонностями, хорошими и плохими.

Хабад часто противопоставлял себя тому, что называется чагатскими школами хасидизма. В то как все школы хасидизма уделяет определенное внимание эмоциям, Чагат рассматривает эмоции, как эмоции, такие как танцы, пение или красота. Шнеур Залман, с другой стороны, учил, что эмоциями должен руководить разум, и поэтому в центре мысли Хабада должно быть изучение Торы и молитва, а не эзотеризм и песни.. Как талмудист Шнеур Залман стремился поставить каббалу и хасидизм на рациональную основу. «Тане» он определяет свой подход, как моах шалит ал халев (иврит : מוח שליט על הלב, «мозг, управляющий сердцем»).

Сообщество

A Лаг БаОмер парад перед штаб-квартирой Хабада по адресу 770 Eastern Parkway, Бруклин, Нью-Йорк, в 1987 году

Сторонника Хабада называют хасидом ( или хасидом) Хабада (иврит : חסיד חב"ד), любавич (идиш : ליובאַוויטשער), хабадник (иврит : חבדניק) или хабадскер (идиш : חבדסקער Приверженцы Хабада включают как последователей хасидов, так и нехасидов, которые присоединились к синагогам Хабада и другим учреждениям, управляемым Хабадом.

Сообщество Хабада состоит из последователей (хасидов ) Хабадские Хабада охватывает весь земной шар; сообщества с концентрацией хасидских последователей Хабада включает Краун-Хайтс, Бруклин и Кфар-Хабад, Израиль. 109>

По мнению социолога Изучая современное еврейство, движение Хабад не входит ни в стандартную категорию харедим, ни в соврем енную ортодоксальную среди ортодоксальных евреев. Частично это связано с наличием у ряда сторонников и организаций Хабада, которые не являются православными (некоторые ученые называют «неправославными хасидами»).

Демография

В 2018 году первая глобальная демографическая оценка хасидов была проведена на основе справочников хасидских общин. По оценкам, демографический размер Хабада составляет примерно 13% хасидов во всем мире, что составляет 16 000–17 000 домашних хозяйств или 90 000–95 000 человек. До этого исследования демографические описания движения Хабад сильно различались. По сравнению с другими хасидскими группами, Хабад считался либо другим, либо третьим или четвертым по величине хасидским движением. Часто сообщается, что сторонников Хабада насчитывается около 200 000 человек. Некоторые утверждают, что число последователей составляет 40 000 человек, которые подтверждают это утверждение, в то время как некоторые утверждают, что число представителей Хабада составляет 40 000 человек. к синагогам Хабада. В 2018 году Марцин Водзинский выпустил свой Исторический атлас хасидизма, в котором с использованием справочников общины Хабада установлено, что Хабад включает более 16 000 хасидских семей, что составляет более 90 000 человек, что делает эту группу по хасидской группе общиной после Сообщество Сатмара.

США

Президент Рональд Рейган получает менору от «Американских друзей Любавича», Белый дом, 1984

Оценки Хабада и других хасидских групп часто основаны на экстраполяции из ограниченной информации, доступной в данных переписи населения США по некоторым районам проживания хасидов. Оценка 2006 года была получена из исследования монреальского сообщества Хабад (определение среднего размера домохозяйства), в сочетании с языком и другими избранными показателями из данных переписи населения США, по оценкам, Хабад в Соединенных Штатах включает около 4000 домохозяйств, в которых проживает от 22000 и 25000 человек. Что касается отношения Хабада к другим хасидским группам, то в пределах мегаполиса Нью-Йорка Хабад в районе Нью-Йорка составляет около 15% от всего хасидского населения Нью-Йорка. По оценкам, ежегодный рост Хабада составляет 3,6%.

  • Краун-Хайтс - Предполагаемый размер общины Хабада в Краун-Хайтс составляет от 10 000 до 12 000 или от 12 000 до 16 000 человек. В 2006 году, экстраполировав данные переписи, было подсчитано, что община Хабад в Краун-Хайтс составляет около 11 000 человек. Было подсчитано, что от 25% до 35% хабадских хасидов в Краун-Хайтс говорят на идиш. Эта цифра значительно ниже, чем у других хасидских групп, и может быть объяснена присоединением к общине ранее нехасидских евреев. Также было подсчитано, что более 20% хабадских хасидов в Краун-Хайтс говорят на иврите или русском языке. Община Хабад Краун Хайтс имеет свой собственный Бейс Дин (раввинский суд) и Совет еврейской общины Краун Хайтс (CHJCC).
    • Хипстеры Хабада - С конца 2000-х по 2010-е годы в Нью-Йорке появилась небольшая тенденция перекрестной аккультурации хабадских хасидов и современной хипстерской субкультуры еврейской общины. Согласно The Jewish Daily Forward, значительное число членов хабадской хасидской общины, в основном проживающих в Краун-Хайтс, Бруклин, похоже, теперь восприняли различные культурные черты местных хипстеров. субкультура. Этих членов называют хипстерами Хабада или хипстерскими хасидами.

Студенческое объединение в Соединенных Штатах

Отчет о результатах исследований еврейских дневных школ и дополнительного еврейского образования в Соединенных Штатах показывают, что количество учащихся, обучающихся в настоящее время примерно в 295 школах Хабада, превышает 20 750 человек. Хотя в это число входят дети хабадских хасидов, а также дети, не принадлежащие к Хабаду.

Израиль

  • Кфар-Хабад - предполагаемый размер Кфар-Хабада составляет 5100 человек; Считается, что все жители города являются приверженцами Хабада. Эта оценка основана на данных, опубликованных Израильским бюро переписи. По другим оценкам, население общины составляет около 7000 человек. Главный раввин Кфар-Хабада - раввин Меир Ашкенази.
  • Цфат - Община Хабад в Цфате (или Цфате) возникла в результате волны восточноевропейской иммиграции в Израиль 1777–1840 гг. Община Хабад основала синагоги и учреждения в Цфате. Раннее поселение пришло в упадок к 20-му веку, но было возобновлено по инициативе седьмого ребе в начале 1970-х годов, который восстановил общину Хабад в городе. Раввин Йешая Ха-Леви Горовиц (1883–1978), уроженец Цфата и прямой потомок раввина Йешая Горовица, автора «Шней Лучот аБрит», служил раввином общины Хабад в Цфате с 1908 года до своей иммиграции в США во время Первой мировой войны. Члены общины Хабад проводятряд информационно-просветительских мероприятий во время еврейских праздников. Мероприятия включают в себя в себя подуть шофар для пожилых людей в Рош ха-Шана, чтение Мегиллы для пациентов в Пурим и установку сукки на пациентах. главная улица города во время праздника Суккот.

Франция

Община Хабад во Франции насчитывает от 10 000 до 15 000 человек. Большинство членов общины Хабад во Франции являются потомками иммигрантов из Северной Африки (в частности, из Алжира, Марокко и Туниса) в 1960-е годы.

Канада

  • Монреаль - примерный размер общины Хабад в Большом Монреале составляет 1,590. Оценка взята из исследования сообщества 2003 года. Община Хабад в Монреале возникла где-то до 1931 года. Ранние исследователи задокументировали рассказы Хабада в Канаде, начиная с 1900-х и 1910-х годов, ранних периодов истории канадского еврейства. отмечает, что есть упоминание о двух общинах Хабада в статье 1915 года в Canadian Jewish Chronicle, где представаты первой. Одна община указана как Хабад Торонто, а другая просто указана как "Конгрегация Либавицер". Социолог Уильям Шаффир отметил, что некоторые хабадские хасиды и сочувствующие действительно проживали в Монреале до 1941 года, но не уточняет. Стивен Лапидус отмечает, что в некрологе 1931 года, опубликованном в Кенедер Одлер, канадской идишской газете, покойный раввин указан как основатель Аншей Хабад в Монреале и синагоги Нусах Ари. Таким образом, присутствие Хабада в Монреале предшествовало 1931 году.

Объединенные Арабские Эмираты

Ашкенази и сефарды

Хотя движение Хабад было основано в Восточной Европе, центре ашкеназского еврейства, оно имеет привлекательное большое число евреев-сефардов как приверженцев в последние несколько десятилетий. Некоторые общины Хабада в настоящее время представляют собой смесь ашкеназских и сефардских хабадских хасидов. В Монреале около 25% семей Хабада состоят из родителей-сефардов.

Обычаи и праздники

Обычаи

Приверженцы Хабада следуют традициям и молебны на основе лурианской каббалы. Общие обычаи Хабада, называемые минхагим (или минхагей Хабад), отличают это движение от других хасидских групп. Некоторые из основных обычаев Хабада - это второстепенные обычаи, выполняемые в соответствии с еврейские праздники :

  • Пасха - В общинах Хабада принято ограничивать контакт мацы (пресный хлеб). ели на Пасху) с водой. Этот обычай называется геброкц (идиш : געבראָכטס, букв. «Сломанный»). Однако в последний день Пасхи принято намеренно контактировать мацу с водой.
  • Ханука - Хабадские хасиды имеют обыкновение помещать Хануку менору напротив дверной косяк комнаты (а не на подоконнике).
  • Молитва - Основатель Хабада написал очень специфическую литургию для ежедневных и праздничных молитв, основанную на учении каббалистов, в первую очередь Аризаля.
  • Основатель Хабада также издал другие галахические постановления, в том числе об использовании ножей из нержавеющей стали для забоя животных перед употреблением их в пищу, что теперь повсеместно признано всеми сектами иудаизма.

Праздники

Есть несколько дней, отмеченных движением Хабад как особые. Основные праздники даты выпуска лидеров движения, ребе Хабада, другие соответствуют дням лидеров, годовщинам смерти и другим жизненным событиям.

Дни освобождения лидеров отмечаются движением Хабад как «Дни освобождения» (на иврите : יום גאולה (Йом Геула)). Самый известный день - Юд Тес Кислев - Освобождение раввина Шнеура Залмана из Лиади, основателя движения Хабад. Этот день также называют «Новым годом хасидизма».

Ежегодно отмечаются дни рождения нескольких лидеров, в том числе день рождения раввина Шнеура Залмана из Лиади, основателя движения Хабад, и Юд Алеф Ниссан, день рождениявина Менахема Менделя Шнеерсона, седьмого ребе Хабада.

Годовщины смерти, или Ярцайт, из числа лидеров движения, отмечаемых каждый год, в том числе Юд Шват, ярцайт рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой ребе Хабада, Гиммель Таммуз, ярцайт раввина Менахема Менделя Шнеерсона, седьмого ребе Хабада, и Чоф Бейс Шват, ярцайт Хая Мушка Шнеерсон, жена раввина Менахема Менделя Шнеерсона.

Влияние

Влияние Хабада на мировое еврейство стало далеко идущим со времен Второй мировой войны. Хабад пионером еврейского пропагандистского движения после Второй мировой войны , которое распространило иудаизм среди многих ассимилированных евреев по всему миру, произошло появление значительного числа баалей тшува («возвращенцев» в иудаизм). Любавичский ребе основал первую ешиву / раввинский колледж для такого баалей тшува, Хадар Хатора. Сообщается, что до миллиона евреев посещают службы Хабада по крайней мере один раз в год.

Согласно Стивену И. Вайсу, идеология Хабада сильно повлияла на пропагандистскую практику евреев-нехасидов.

Из-за своего охвата евреев, в том числе тех, кто совершенно отчужден от религиозных еврейских традиций, Хабад был описан как единственная ортодоксальная группа, которая вызывает огромную симпатию у широких евреев американского еврейства.

Организации.

Карта стран с эмиссарами Хабад-Любавич

Центральную организацию Хабада, представляющую движение в целом, Агудас Хасидей Хабад, флагет раввин Авраам Шемтов. Образовательные, информационные и социальные службы, Merkos L'Inyonei Chinuch и Махне Исраэль раввином Иегудой Крински, а также издательством Дом Хабад-Любавичей, Публикационное общество Кехот.

Местные центры и учреждения Хабада обычно зарегистрированы как отдельные юридические лица.

Учреждения

По состоянию на 2020 год насчитывалось более 3500 центров Хабада в 100 странах. В онлайн-справочнике движения Хабад перечислено около 1350 учреждений Хабада. В это число входят школы и другие связанные с Хабадом учреждения. Количество центров Хабада рассматривается в зависимости от страны; Большинство находится в Штатах и ​​Израиле. Есть более 100 стран с небольшим присутствием Хабада.

Всего, согласно его справочнику, Хабад поддерживает присутствие в 950 городах по всему миру: 178 в Европе, 14 в Африке, 200 в Израиле, 400 в Северной Америке, 38 в Южной Америке и около 70 в Азии (исключая Израиль, включая Россию).

По географическому региону

Главный раввин России Берл Лазар (слева) беседует с президентом России Владимиром Путиным, 28 декабря 2016 г.

Присутствие Хабада вариируется от региона к региону. Континент с наибольшей концентрацией Хабада - Северная Америка. Континент с наименьшим количеством - это Африка.

Географическое положениеХабадские учреждения
Северная Америка2894
Южная Америка208
Европа1,133
Азия615
Африка55
Океания67
Всего4,972

Дом Хабада

Дом Хабада - это форма еврейского общинного центра, в основном служащая как образовательным, так и религиозным целям. Часто, пока община не может поддерживать свой собственный центр, дом Хабада предоставляет в доме шалиаха, а гостиная используется как «синагога». Прилагаются методы для использования атмосферы, в которой используются ненаблюдающие некие методы воспринимаемого контраста между незнанием еврейской практики и передовыми некоторыми людьми. Термин «Дом Хабада» возник создателем первого такого информационного центра в кампусе UCLA раввином Шломо Кунином. Ключ от дома Хабада был дан Ребе, и он спросил, означает ли это, что новый дом был его домом. Его сказал «да», и он ответил: «Моя рука будет на двери этого дома, чтобы держать ее двадцать четыре часа в сутки для молодых и старых, мужчин и женщин».

В Нападения в Мумбаи в 2008 г., нападение на дом Хабада. Местные эмиссары Хабада, раввин Гавриэль Хольцберг и его жена Ривка, и четверо других евреев были замучены и убиты исламскими террористами. Хабад получил соболезнования со всего мира.

Сбор средств

Финансирование деятельности центра Хабада полностью зависит от местного сообщества. Центры Хабада не получают финансирования от штаб-квартиры Любавич. Для повседневных операций эмиссары собирают средства самостоятельно.

Эмиссары Хабада часто просят поддержки у местных евреев. Средства используются для покупки или ремонта центров Хабада, синагог и микв.

Мероприятия

Движение Хабад принимает участие в многочисленных мероприятиях в современной еврейской жизни. Эти мероприятия включают в себя еврейское образование для разных возрастных групп, работу с евреями, не являющимися членами организации, издание еврейской литературы и летние лагеря для детей, а также другие мероприятия.

Образование

Хабад управляет рядом учебных заведений. Большинство из них - дневные еврейские школы ; другие предлагают среднее образование и образование для взрослых.

  • Дневные школы - В Соединенных Штатах имеется около 300 дневных школ и дополнительных школ, которыми управляет Хабад.
  • Средние школы - Хабад управляет несколькими учреждениями среднего образования, наиболее известными из которых являются Томчеи Тмимим для юношей и Баис Ривка для девушек.
  • Образование для взрослых - Хабад проводит образовательные программы для взрослых, включая программы, организованные Рорским еврейским учебным институтом, и еврейским учебным заведением Сеть.

Информационно-пропагандистская деятельность

Групповое фото Хабад Шлухим (эмиссаров) в 2015 году

Большая часть деятельности движения сосредоточена на просветительской деятельности. Это связано с тем, что раввин Менахем Мендель Шнеерсон побуждал своих последователей обращаться к другим евреям. Информационно-пропагандистская деятельность Хабада включает в себя деятельность по продвижению соблюдения еврейских заповедей (кампании мицвы ), а также другие формы еврейской просветительской деятельности. Большая часть деятельности Хабада осуществляется эмиссарами Хабада (см. Шалиах (Хабад) ).

Кампании мицвы

Ребе Хабада обратились ко всем евреям с призывом привлечь несоблюдающих евреев к соблюдению ортодоксальных иудейских обрядов, указав, что эта деятельность является частью процесса достижения Мессия. Раввин Менахем Мендель Шнеерсон призвал каждого еврея: «Даже если вы не полностью привержены жизни Торы, делайте что-нибудь. Начните с мицвы - любой мицвы - ее ценность не будет уменьшена этим фактом. что есть другие, к которым вы не готовы ».

Шнеерсон также предложил десять конкретных заповедей, которые, по его мнению, идеально подходят для того, чтобы эмиссары могли познакомить их с несоблюдающими евреями. Их называли мивцоим - что означает «кампании» или «усилия». Это зажигание свечей перед Шаббатом и еврейскими праздниками еврейскими женщинами, надевание тфилин, прикрепление мезузы, обычное Изучение Торы, раздача цдака, покупка еврейских книг, соблюдение кашрута (кошерный), доброта к другим, еврейское религиозное образование и соблюдение законов семейной чистоты.

Кроме того, Шнеерсон подчеркивал важность распространения информации о подготовке и наступлении мошиаха в соответствии с его философией. Он написал об обязанности с любовью научить каждого еврея и умолял всех евреев поверить в неизбежное пришествие мошиаха, как это объяснил Маймонид. Он утверждал, что искупление зависит от евреев, совершающих добрые дела, и что неевреи должны быть осведомлены о Ноахидских законах.

. Шнеерсон подчеркивал необходимость поощрять и обеспечивать качественное образование для каждого ребенка, еврея и нееврея.. В честь усилий Шнеерсона в области образования Конгресс США провел День образования и обмена в день рождения Ребе на иврите (11 Ниссан ).

Шлухим (Эмиссары)

По инициативе раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона раввин Менахем Мендель Шнеерсон стимулировал движение к тому, что стало известно как shlichus («служение в качестве эмиссара [проведение разъяснительной работы]] ") в 1950–1951 гг. В результате Хабад шлухим («эмиссары», поет. Шлиах) переместились по всему миру с заявленной миссией - побуждать несоблюдающих евреев принять ортодоксальные еврейские обряды. Они помогают евреям со всеми их религиозными потребностями, а также физической помощью, духовным руководством и обучением. Заявленная цель состоит в том, чтобы побудить евреев больше узнать о своем еврейском наследии и практиковать иудаизм.

Движение Хабад, движимое Шнеерсоном, обучило и рукоположило тысячи раввинов, учителей, ритуалов. забойщики и ритуальные обрезатели, которых затем сопровождают их супруги во многие места по всему миру. Как правило, молодой Любавичский раввин и его жена, которым немного, с одним или двумя детьми, переедут в новое место, и по мере их заселения вырастут большую семью, которая, как семейная единица, будет стремиться выполнять свой мандат по привлечению евреев. людей, близких к ортодоксальному иудаизму и призывающих неевреев придерживаться Семи идей Ноя. На сегодняшний день существует около 5000 шлухим в 100 разных странах.

Танк для мицвы

Хабад-Любавич Танк-мицва в Голдерс-Грин, Лондон

Танк-мицва - это транспортное средство, используемое членами Хабада, участвующими в просветительской работе, в качестве портативного «образовательного и просветительского центра» и «мини-синагоги» (или «минагоги»). Танки мицвы обычно используются для продвижения кампаний мицвы. Танки-мицвы были обычным явлением на улицах Нью-Йорка с 1974 года. Сегодня они используются по всему миру, в странах, где используется Хабад.

Работа с кампусом

Последние годы Хабад значительно расширил охват университетов и колледжей. Студенческие центры Хабада более чем в 100 университетских городках, а Хабад предлагает разнообразные мероприятия еще в 150 университетах по всему миру. Профессор Алан Дершовиц сказал: «Присутствие Хабада в кампусах колледжа сегодня абсолютно необходимо» и «мы не можем успокоиться, пока Хабад не появится в кампусах всех колледжей в мире».

Подростковая организация

CTeen - это программа и молодежное движение, созданное для подростков в возрасте от 13 до 18 лет, программа направлена ​​на объединение веселья и иудаизма для молодежи. CTeen присутствует в нескольких странах, где используются специальные учебные материалы к нескольким еврейским праздникам, различные мероприятия, которые используются их местными группами, и постоянные советы, которые помогают им развить эти исследования и мероприятия в лучшем виде. путь для них.

Молодые профессионалы Хабада

Нацеленная на демографическую группу молодых специалистов, новая инициатива Хабада сосредоточена на общественных мероприятиях и деловых контактах, чтобы поддержать еврейскую активность в жизни молодых специалистов. Благодаря семинарам по продвижению по службе, общественным встречам по случаю еврейских праздников и возможности общаться с другими евреями-единомышленниками в этом районе, Chabad Young Professionals (CYP) объединяет сети и значимость в жизни многих молодых людей.

Издательская деятельность

Хабад издает и распространяет еврейскую религиозную литературу. В рамках Издательского общества Кехот, главного издательства Хабада, еврейская литература была переведена на 12 различных языков. Кехот регулярно предлагает книги по сниженным ценам и устраивает книжные аукционы. Кехот обычно распространяет книги, написанные или переписанные ребе Хабада, известные хасиды и другие авторы, написавшие еврейские материалы.

Кехот - это подразделение Merkos L'Inyonei Chinuch, образовательного подразделения движения.

СМИ

Больше, чем любое другое еврейское движение, Хабад использовал СМИ как часть своего религиозного, социального и политического опыта. Их последний лидер, Менахем Мендель Шнеерсон, был самым документированным еврейским лидером в истории.

Chabad.org

Движение Хабад публикует множество еврейских материалов в Интернете. Главный веб-сайт Хабада Chabad.org - это один из первых еврейских веб-сайтов и первое и самое большое виртуальное собрание. Он обслуживает не только своих членов, но и евреев по всему миру.

Веб-сайты сообществ

Популярные сайты сообществ Хабада включает collive.com, CrownHeights.info, Chabad.org, Shmais.com, Chdailynews. com и еврейский сайт COL.org.il.

Летние лагеря

Хаб создал первую обширную сеть лагерей по всему, большинство из которых использует название Ган Исраэль, имя, выбранное Шнеерсоном, хотя ночным лагерем был женский лагерь под название Кэмп Эмуна. Есть 1200 сайтов, обслуживающих 210 000 детей, большинство из которых не из православных семей. Из них 500 лагерей находятся в Штатах.

ическая деятельность

Шнеерсон сам участвовал в делах, связанных с разрешением израильско-арабского конфликта. Он утверждал, что в соответствии с еврейским законом любая территориальная уступка со стороны Израиля может поставить под угрозу жизнь всех евреев в Земле Израиля и поэтому запрещена. Он также настаивал на том, что даже обсуждение таких уступок показывает слабость, нарушет атаки арабов и, следовательно, подвергает опасности жизни евреев.

Во внутренней политике США Шнеерсон поддерживал участие в образовании и приветствовал создание Министерство США в 1980 году, но при этом настаивало на том, что часть образовательной миссии школы заключалась в внедрении ценностей, закрепленных в Семи законах Ноя. В начале учебного дня и побуждать учеников использовать это время для таких улучшающих мыслей или молитв, которые могут предложить их родители.

В 1981 году Шнеерсон публично призвал к использованию солнечной энергии. Шнеерсон считал, что США могут достичь энергетической независимости, развивая технологии солнечной энергии. Он утверждал, что зависимость от иностранной нефти может привести к компромиссу страны с ее принципами.

Библиотечный спор с Россией

В 2013 году федеральный судья США Ройс Ламберт решение по делу. в пользу юристов Хабада, которые требовали неуважения к трем российской организации за возвращение библиотеки Шнеерсона - 12000 книг, принадлежащих раввину Йосефу Шнеерсону, захваченных и национализированных большевиков в 1917–1818 гг. Бруклин Библиотека Хабада. Раввин Хабада Берл Лазар, главный раввин России, неохотно принял просьбу Путина о переводе библиотеки Шнеерсона в Еврейский музей и Центр толерантности в Москве как форму компромисса, что подверглось критике со стороны библиотеки Хабада..

Споры

За 200-летнюю историю Хабада произошло несколько споров в масштабах всего движения. Два основных спора о преемственности руководства произошли в 19 веке: один произошел в 1810-х годах после смерти основателя движения, другой - в 1860-х годах после смерти третьего Ребе. Две другие второстепенные ответвления группы были сформированы позже в истории движения. Другой крупный спор этого движения - мессианизм Хабада, зародившийся в 1990-х годах.

Споры о наследовании и ответвления групп

Ряд групп отделились от движения Хабад, образовав свои собственные хасидские группы и временами позиционируя себя как возможных преемников предыдущих ребе Хабада. После смерти первого и третьего ребе Хабада возникли споры по поводу их преемственности.

После смерти раввина Шнеура Залмана из Лиади, первого хабадского ребе, спор о его преемственности привел к разрыву внутри движения. Признанным преемником был раввин Довбер Шнеури, ученик раввина Шнеура Залмана, раввин Аарон Халеви принял титул ребе и возглавил ряд последователей из города Страшелье. В новой группе было два ребе, раввин Аарон и его сын раввин Хаим Рефаэль. Новая группа в конце концов распалась после смерти раввина Хаима Рефаэля. Один из основных моментов, по которым разошлись два раввина, было место духовного экстаза в молитве. Р 'Аарон поддерживал эту идею, в то время как раввин Довбер подчеркивал, что настоящий экстаз может быть только результатом медитативного созерцания (hisbonenus ). Раввин Довбер опубликовал свои аргументы по этому поводу в сборнике под названием Kuntres Hispa'alus («Трактат об экстазе»).

После смерти третьего хабадского ребе, раввина Менахема Менделя Шнеерсона (Цемах Цедек), спор по поводу его преемственности привел к образованию нескольких групп Хабада. Хотя раввин Шмуэль Шнеерсон был признан наследником линии Хабад-Любавич, несколько его братьев образовали собственные группы в городах Копыса (образовав династию Капуста ), Нежин (образующий династию Нежиных ), Ляды (образующий династию Ляди ) и Овруч (образующий Династия Аврачей ). Продолжительность жизни этих групп была разной; У Нежина и Авруча было по одному ребе, у Лиади - два ребе, а у Капуста - четыре. После смерти последних ребе эти группы распались.

Две другие второстепенные ответвления группы были сформированы хабадскими хасидами. Малахи были сформированы как квазихасидская группа. Группа утверждает, что признает учения первых четырех ребе Хабада, таким образом соперничающих с более поздними ребе Хабада. Первый и единственный ребе Малахима, раввин Хаим Авраам Дов Бер Левин ха-Коэн (1859 / 1860–1938), также известный как «Малах» (букв. «Ангел»), был последователем четвертого и пятый ребе Хабада. В то время как сын Левина предпочел не унаследовать его, группа Малахима продолжает поддерживать ешиву и миньян в Вильямсбурге, Бруклин.

После смерти седьмого Хабадского Ребе, раввина Менахема Менделя Шнеерсона, Попытка Шауля Шимона Дойча сформировать отколовшееся движение Хабад с Дойчем как «Лиозна Ребе» не получила народной поддержки.

Мессианизм Хабада

В конце 1980-х годов Ребе призвал своих последователей принять участие в просветительской деятельности с целью наступления еврейской мессианской эпохи. Заявления о продвижении мессианской эпохи были фактором, приведшим к спорам вокруг мессианских верований некоторых членов движения. Некоторые хабадские хасиды, называемые машичистами, «еще не приняли ухода Ребе» и даже после его смерти считают его (живым) «Царем Мессией» и «Моисеем поколения».

В искусстве

Искусство

Хабадские хасидские художники Хендель Либерман и Залман Кляйнман нарисовали ряд сцен, изображающих хасидскую культуру Хабад, включая религиозные церемонии, учеба и молитва. Художник Хабада Мичоэль Мучник нарисовал сцены кампании мицвы.

Художник и шалиах Ицхок Мулли адаптировал методы шелкографии, яркие цвета и еврейские и хасидские изображения, чтобы создать форму. хасидского поп-арта.

Музыка

Вокалисты Авраам Фрид и Бенни Фридман включили записи традиционных песен Хабада в свои альбомы современных Ортодоксальная еврейская музыка. Художник блюграсс Энди Статман также записал духовные мелодии Хабада (ниггуним).

Регги-исполнитель Матисьяху включил в некоторые свои песни отрывки из хабадских ниггуним и тексты на философские темы Хабада.

Литература

В конце 1930-х годов доктор Фишл Шнеерсон, психиатр, педагогический теоретик и потомок основателя Хабада, написал роман на идиш под названием «Хаим Гравитцер: Повесть о погибшем. Мир Хабада. Роман исследует духовную борьбу хабадского хасида, который сомневается в своей вере и, наконец, находит мир в благотворительной деятельности.

Романист Хаим Поток написал произведение Меня зовут Ашер Лев, в котором подросток-хасид борется между своими художественными пристрастиями и нормами общества. Сообщество «Ладовер» - это тонко завуалированная ссылка на любавичскую общину в Краун-Хайтс.

Поэт Хабада Цви Яир написал стихи на философские темы Хабада, в том числе Ратцо В'Шов (духовное стремление).

Американский еврейский писатель и издатель, Клиффорд Мет, написал небольшой научно-фантастический рассказ, изображающий будущих последователей «70-го Ребе» Хабада и их пропагандистские усилия на чужой планете под названием Тау. Кита IV. История рассказана глазами юного инопланетного студента ешивы.

Кино и телевидение

Община Хабад-Любавич снялась в ряде документальных фильмов. Эти фильмы включают:

  • Искра - 28-минутный фильм, снятый в 1974 году, дающий обзор Любавичей и Сатмара Нью-Йорка. Режиссер фильма Мел Эпштейн.
  • Возвращение: опыт хасидов - документальный фильм 1979 года о евреях, присоединившихся к движению Хабад, режиссер Исраэль Лифшуц и Барри Ральбаг.
  • Что Еврей? - документальный фильм 1989 года о Хабаде, снятый BBC для серии Everyman.
  • King of Crown Heights - 60-минутный фильм 1993 года о любавичских хасидах Колумбийского университета студент Роггерио Габбай
  • Пожары в зеркале: Краун-Хайтс, Бруклин и другие личности - телеадаптация 1993 года по пьесе от одного лица Анны Девере Смит. В нем исследуются точки зрения чернокожих и хасидов людей, прямо или косвенно связанных с беспорядками в Краун-Хайтс. Адаптация была произведена PBS как часть серии American Playhouse.
  • Возвращение дочерей Сары - документальный фильм 1997 года, в котором противопоставляются три еврейские женщины, одна из которых присоединяется к Хабаду.
  • Чернокожие и евреи - документальный фильм 1997 года, написанный и снятый Деборой Кауфман и Аланом Снитоу о беспорядках в Краун-Хайтс и других инцидентах, связанных с межгрупповым конфликтом.
  • Добро пожаловать в семью Вакс - a Документальный фильм 2003 года о семье Хабад в Австралии.
  • Покидая пазуху - документальный фильм 2008 года о молодых мужчинах и женщинах, покинувших еврейскую хасидскую общину. Режиссер фильма Эрик Р. Скотт, и в его рассказах участвуют бывшие евреи-хасиды, живущие в Соединенных Штатах, Израиле и Канаде. В фильме показаны два молодых человека из семьи Хабад в Монреале, а также французский раввин Любавич.
  • Gut Shabbes Vietnam - документальный фильм 2008 года о семье Хабад во Вьетнаме. Автор и режиссер Идо и Яэль Занд.
  • Восстание Шекины - 70-минутный документальный фильм 2013 года, исследующий перспективы студенток школы Хабад в Монреале
  • Катманду - в эфир телесериала 2012 года по израильскому телевидению, основанный на жизнях эмиссаров Хабада в Катманду, Таиланд.
  • Проект 2x1 - 30-минутный документальный фильм 2013 года о хабадских хасидах и жителях Вест-Индии в Краун-Хайтс. Google Glass вместо обычных технологий камеры
  • Code of Silence - австралийский документальный фильм о сексуальном насилии над детьми в хасидском сообществе.
  • Раввин идет на запад - документальный фильм 2019 года о раввин Хабада, который переезжает в Монтану.

Другое телевидение

  • Религиозная Америка: Любавич - 28-минутный эпизод документального сериала, 1974 г. PBS, посвященный одному дню из жизни любавича. мужчина
  • Раввины необжитой местности - (2018) 50-минутный телевизионный сегмент австралийской телесети SBS, охватывающий регион и сельские районы Австралии ARA) программа Хабада. Режиссер Дэнни Бен-Моше. Изображено в сериале SBS "Нерассказанная Австралия".

См. Также

Ссылки

  • Менахем Мендель Шнеерсон (1994). Хайом Йом. Издательское общество Кехот. ISBN 978-0-8266-0669-3.

Дополнительная литература

  • Вызов: встреча с Любавич-Хабадом, Фонд Любавич в Великобритании, 1973 ISBN 0-8266-0491-9
  • Дрейк, Кэролайн. «Вера растет в Бруклине». National Geographic (февраль 2006 г.)
  • Эрлих, Аврум М. Лидерство в движении Хабад: критическая оценка лидерства, истории и преемственности Хабада, Джейсон Аронсон, 2000 г. (ISBN 0-7657-6055-X )
  • Фельдман, Ян Л. Любавичеры как граждане: парадокс либеральной демократии, Cornell University Press, 2003 (ISBN 0-8014-4073-4 )
  • Фишкофф, Сью. Армия Ребе: в мире Хабада-Любавича, Шоккен, 2003 г. (ISBN 0- 8052-4189-2 )
  • Хейлман, Самуэль и Менахем Фридман. Ребе: жизнь и загробная жизнь Менахема Менделя Шнеерсона (Princeton University Press ; 2010) 400 страниц
  • Хоффман, Эдвард. Несмотря на все трудности: История Любавича. Саймон и Шустер, 1991 (ISBN 0-671-67703-9 )
  • Джейкобсон, Саймон. К осмысленной жизни: мудрость Ребе, Уильям Морроу, 2002 г. (ISBN 0-06-051190-7 )
  • Кац, Майя Балакирски, «Торговые марки веры:» Хабад и Ханук ах в Америке », Современный иудаизм, 29,2 (2009), 239–267.
  • Миллер, Хаим. Поворачивая иудаизм вовне: биография раввина Менахема Менделя Шнеерсона, седьмого Любавичского Ребе. Кол Менахем, 2014.
  • Миндел, Ниссан. Философия Хабада. Исследовательский центр Хабад, 1973 (ISBN 082660417X )
  • Оберландер, Борух и Элькана Шмоткин. Ранние годы: годы становления Ребе, раввина Менахема М. Шнеерсона, как говорится в документах и архивные данные, Kehot Publication Society. 2016. (ISBN 978-1-932349-04-7 ).
  • aSchneerson, Menachem Mendel. On the Essence of Chasidus: A Chasidic Discourse Раввин Менахем Мендель Шнеерсон из Хабад-Любавич. Merkos L'Inyonei Chinuch, 2003 (ISBN 0-8266-0466-8 )
  • Steinzaltz, Adin Even Israel. My Rebbe. Koren Publishers, 2014.
  • Танненбаум, Михал и Хагит Коэн. 2018. Политика языкового образования на службе групповой идентичности: случай Хабада. Языковая политика, том 17, выпуск 3, стр. 319–342.
  • Телушкин, Джозеф. Ребе: Жизнь и учение Менахема М. Шнеерсона, самого влиятельного раввина в современной истории. Harperwave, 2014.
  • Вайс, Стивен И. «Православное переосмысление кампуса. " Еврейская газета Вперед (20 января 2006 г.)

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Хабадом.
Последняя правка сделана 2021-05-14 04:12:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте