Горские евреи

редактировать
Горские евреи יהודי ההרים Dağ yəhudiləri
джуһур Кухуро
Горные евреи men.jpg
Всего населения
2004: 150 000 - 270 000 (оценка) 1970: 50 000–53 000 1959: 42 000 - 44 000 (оценка) 1941: 35 000 1926: 26 000 (оценка) 1897: 31 000
Регионы со значительной численностью населения
  Израиль 100 000–140 000
  Азербайджан 22 000–50 000
  Соединенные Штаты 10 000–40 000
  Россия 762 (2010)
  Австрия 220 (2012)
Языки
Иврит, иудео-тат, русский, азербайджанский
Религия
Иудаизм
Родственные этнические группы
Таты, персидские евреи, грузинские евреи, бухарские евреи, евреи-мизрахи, русские евреи, другие еврейские этнические группы

Горские евреи или кавказские евреи также известные как Juhuro, Juvuro, Juhuri, Juwuri, Juhurim, Kavkazi евреи или Горских евреи ( иврит : יהודי קווקז Yehudey Kavkaz или יהודי ההרים Yehudey он-Harim ; Азербайджан : Dağ Yəhudiləri ; русские : Горские евреи, романизированные : Горские Евреи) - евреи Восточного и Северного Кавказа, в основном Азербайджана, и различных республик Российской Федерации : Чечни, Ингушетии, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Они потомки персидских евреев из Ирана. Горские евреи сформировались как община после того, как Каджарский Иран уступил территории, в которых они жили, Российской империи в рамках Гулистанского договора 1813 года.

Община горских евреев возникла в Древней Персии, начиная с V века до нашей эры; их язык, называемый иудео-тат, является древним языком юго-западного Ирана, который объединяет многие элементы древнего иврита.

Считается, что они попали в Персию из Древнего Израиля еще в 8 веке до нашей эры. Они продолжали мигрировать на восток, заселяя горные районы Кавказа. Горские евреи пережили множество исторических превратностей, поселяясь в чрезвычайно отдаленных и горных районах. Они были известны как опытные воины и всадники.

Основное поселение горских евреев в Азербайджане - Гырмызы Гасабу, также называемое Кавказским Иерусалимом. На русском языке Гырмызы Касабу когда-то называли Еврейская Слобода (транслит. Еврейская Слобода), «еврейская деревня»; но в советское время его переименовали в Красную Слобода (транслит. Красная Слобода), «Красная деревня».

Горские евреи отличаются от грузинских евреев этих гор Кавказа. Эти две группы отличаются культурно и этнически, говорят на разных языках и имеют много различий в обычаях и культуре.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 «Еврейская долина»
    • 1.3 Советское время, холокост и современная история
  • 2 Экономика
  • 3 Религия
  • 4 Учебные заведения, язык, литература
  • 5 Культура
    • 5.1 Военная традиция
    • 5.2 Платье
    • 5.3 Кухня
    • 5.4 Музыка
  • 6 выдающихся горских евреев
  • 7 Галерея
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки
История

История ранних веков

Синагога в Гырмызы Гасабе, Азербайджан

Горские евреи, или евреи Кавказа, населяли Кавказ с V века нашей эры. Будучи потомками персидских евреев из Ирана, их миграция из Персии собственно на Кавказе имело место в Сасанидской эры (224-651). Считается, что они прибыли в Персию из Древнего Израиля еще в 8 веке до нашей эры. Другие источники подтверждают, что горские евреи проживали в регионе Азербайджана, по крайней мере, с 457 года до нашей эры. община после Каджара Иран уступил территории, в которых они жили, Российской империи согласно Гулистанскому договору 1813 года.

У горских евреев есть устная традиция, передаваемая из поколения в поколение, что они происходят от Десяти потерянных племен, которые были изгнаны царем Ассирии (Ашуром), правившим северным Ираком из Мосула (через реку Тигр от древнего города). из Ниневии ). Скорее всего, имеется в виду Салманасар, царь Ассирии, который упоминается во 2 Царств 18: 9-12. Согласно местной еврейской традиции, около 19000 евреев покинули Иерусалим (используется здесь как общий термин для Земли Израиля) и прошли через Сирию, Вавилонию и Персию, а затем, направившись на север, вошли в Мидию.

В Чечне горские евреи частично ассимилировались в чеченское общество, образовав еврейский тейп, Жугтий, в то время как три других тейпа, Шуоной, Зилой и Чартой, также были предположительно связаны с евреями. В чеченском обществе этнические меньшинства, проживающие в районах, где демографически доминируют чеченцы, имеют возможность сформировать тейп, чтобы должным образом участвовать в развитии чеченского общества, например, заключать союзы и получать представительства в Мехк Хелле, высшем этнонациональном совете, который иногда бывает по сравнению с парламентом. Тейпы из числа меньшинств также были изготовлены этническими поляками, немцами, грузинами, армянами, кумыками, русскими, калмыками, черкесами, андийцами, аварцами, даргинцами, лакцами, персами, арабами, украинцами и ногайцами, при этом был сформирован немецкий тейп. совсем недавно, в 1940-х годах, когда немцы в сибирской ссылке, живущие среди чеченцев, ассимилировались.

Горские евреи сохранили сильные военные традиции. По этой причине некоторые историки считают, что они могут быть потомками еврейских военных колонистов, поселившихся парфянскими и сасанидскими правителями на Кавказе в качестве пограничников от вторжений кочевников из степи Понтии.

Исследование, проведенное в 2002 году генетиком Дрором Розенгартеном, показало, что гаплотипы горских евреев по отцовской линии «были общими с другими еврейскими общинами и соответствовали средиземноморскому происхождению». Кроме того, тестирование Y-ДНК горских евреев показало, что у них есть гаплотипы Y-ДНК, связанные с гаплотипами других еврейских общин. Семитское происхождение горских евреев также проявляется в их культуре и языку.

«Еврейская долина»

К началу 17 века горские евреи образовали множество небольших поселений в горных долинах Дагестана. Одна долина, расположенная в 10 км к югу от Дербента, недалеко от берега Каспийского моря, была населена преимущественно горскими евреями. Их соседи-мусульмане назвали этот район «Еврейской долиной». Еврейская долина превратилась в полунезависимое еврейское государство с духовным и политическим центром, расположенным в крупнейшем поселении Аба-Сава (1630-1800). Долина процветала до конца 18 века, когда ее поселения были жестоко разрушены в войне между шейх-Али-ханом, присягнувшим на верность Российской империи, и Сурхай-ханом, правителем Кумуха. Многие горские евреи были убиты, а оставшиеся в живых бежали в Дербент, где они получили защиту Фатали-хана, правителя Кубинского ханства.

В XVIII – XIX веках евреи переселились из высокогорья в прибрежные низменности, но несли с собой название «горские евреи». В деревнях ( аулах ) горские евреи селились отдельными участками. В низинных городах они также жили концентрированными районами, но их жилища не отличались от жилищ их соседей. Горские евреи сохранили одежду горцев. Они по-прежнему соблюдают еврейские законы о питании и подтверждают свою веру в семейную жизнь. В 1902 году The New York Times сообщила, что в отдаленных регионах Восточного Кавказа были обнаружены кланы туземцев, несомненно, еврейского происхождения, которые придерживаются многих обычаев и основных форм религиозного поклонения своих предков.

Советское время, холокост и современная история

Синагога в квартале Гилаки в Кырмызы Касабу, которая была вновь открыта в 1941 году после того, как первоначально была закрыта большевиками.

К 1926 году более 85% горских евреев в Дагестане уже относились к городским. Горские евреи были в основном сосредоточены в городах Махачкала, Буйнакск, Дербент, Нальчик и Грозный на Северном Кавказе; и Губа и Баку в Азербайджане.

Во время Второй мировой войны некоторые поселения горских евреев на Северном Кавказе, включая часть их территории в Кабардино-Балкарии, были оккупированы немецким вермахтом в конце 1942 года. За это время они убили несколько сотен горских евреев, пока немцы не отступили. начало 1943 г. 20 сентября 1942 г. немцы убили 420 горских евреев в районе села Богдановка. Около 1000–1500 горских евреев были убиты во время Холокоста. Однако многие горские евреи выжили, потому что немецкие войска не достигли всех своих районов; Кроме того, удалось убедить местные немецкие власти в том, что эта группа была «религиозными», а не «расовыми» евреями.

Успехи Советской Армии в этом районе обеспечили защиту жителей Нальчика. Община горских евреев Нальчика была крупнейшей общиной горских евреев, оккупированной нацистами, и подавляющее большинство населения выжило. С помощью своих соседей- кабардинцев горские евреи Нальчика убедили местные власти Германии в том, что они таты, коренной народ, похожий на другие горские народы Кавказа, не связанный с этническими евреями, которые просто приняли иудаизм. Уничтожение горских евреев было приостановлено на основании расового расследования. Хотя нацисты внимательно следили за деревней, раввин Нахамил бен Хизкиягу спрятал Сефер Торы, похоронив их в фальшивой церемонии захоронения. Через несколько месяцев город был освобожден.

В 1944 году НКВД депортировал все чеченское население, окружавшее горских евреев в Чечне, и переселило другие этнические группы в их дома; Горские евреи в большинстве своем отказывались брать дома депортированных чеченцев, в то время как есть сообщения о том, что депортированные чеченцы доверили свои дома евреям, чтобы обеспечить их безопасность.

Учитывая заметные изменения, произошедшие в 1990-е годы после распада Советского Союза и роста национализма в регионе, многие горские евреи навсегда покинули свои родные города на Кавказе и переехали в Москву или за границу. Во время Первой чеченской войны многие евреи уехали из-за российского вторжения и неизбирательных бомбардировок мирного населения российскими военными. Несмотря на исторически близкие отношения между евреями и чеченцами, многие также пострадали от похищений и насилия со стороны вооруженных этнических чеченских банд, которые выкупили свою свободу перед «Израилем и международной еврейской общиной». Многие горские евреи эмигрировали в Израиль или США. Кырмызы Касабу в Азербайджане остается самым большим поселением горских евреев в мире, с нынешним населением более 3000 человек.

Экономика

В то время как в других частях Российской империи евреям было запрещено владеть землей (за исключением евреев Сибири и Средней Азии ), в конце 19 - начале 20 века горские евреи владели землей и занимались земледелием и садоводством. в основном зерно. Самым старым их занятием было выращивание риса, но они также разводили шелкопряда и выращивали табак. Особенно примечательны еврейские виноградники. Евреи и их соседи-христиане-армяне были основными производителями вина, поскольку мусульманам по их религии запрещалось производить или употреблять алкоголь. Иудаизм, в свою очередь, ограничил потребление некоторых видов мяса. В отличие от своих соседей, евреи выращивали мало домашних животных. В то же время они были известными кожевниками. Дубление было третьим по важности видом экономической деятельности после сельского хозяйства и садоводства. В конце 19 века этим ремеслом занималось 6% евреев. Ремесленниками и торговлей в основном занимались евреи в городах.

В советские власти связала горских евреев в колхозы, но позволил им продолжать свое традиционное выращивание винограда, табака и овощей; и изготовление вина. Практически евреи больше не изолированы от других этнических групп.

По мере роста урбанизации и советизации к 1930-м годам начал формироваться слой интеллигенции. К концу 1960-х академические специалисты, такие как фармацевты, врачи и инженеры, были довольно обычным явлением в обществе. Горские евреи работали на более профессиональных должностях, чем грузинские евреи, хотя и меньше, чем советская община ашкенази, проживавшая в крупных городах России. Значительная часть горских евреев работала в индустрии развлечений Дагестана. Республиканским танцевальным ансамблем «Лезгинка» в течение двадцати одного года (1958–79) руководил горный еврей Танхо Исраилов.

Религия
Горский еврей Эрик Сирени и его семья с чохой отдыхают после рабочего дня.

Горские евреи - это не сефарды (с Пиренейского полуострова) и не ашкенази (из Центральной Европы), а скорее персидские евреи по происхождению, и они следуют некоторым обычаям мизрахи. Горские евреи стойко придерживались своей религии на протяжении веков, развивая свои собственные уникальные традиции и религиозные обычаи. Традиции горских евреев пропитаны учениями каббалы и еврейского мистицизма.

Горские евреи традиционно придерживались двухуровневого раввината, проводя различие между раввином и «даяном». «Раввин» - это титул, присваиваемый религиозным лидерам, выполняющим функции литургических проповедников ( маггидов ) и канторов ( хаззанов ) в синагогах («нимаз»), учителей в еврейских школах ( хедерс ) и шочетов. Даян был главным раввином города, руководил бейт-динсом и представлял высшую религиозную власть в городе и близлежащих небольших поселениях. Даяны были избраны лидерами общины демократическим путем.

Религиозное выживание общины не обходилось без трудностей. Во времена процветания Еврейской долины (примерно 1600-1800 гг.) Духовный центр горских евреев находился в поселении Аба-Сава. На Аба-Саве написано много сочинений религиозного значения. Здесь Елисей бен Шмуэль Ха-Катан написал несколько своих пиютов. Богослова Гершон бен Лала Moshke Nakdi, который жил в Аба-Сава в 18 - м веке, написал комментарий к Мишне Тора из Маймонида. Раввин Маттафия бен Шмуэль ха-Коэн написал каббалистическое эссе «Кол Хамевасер» в «Аба-Сава». Однако с жестоким разрушением Аба-Савы (около 1800 г.) религиозный центр горских евреев переместился в Дербент.

В число выдающихся раввинов горских евреев девятнадцатого века входили: раввин Гершом, сын раввина Реувена из Кирмызы Касаба, Азербайджан, Шалом бен Мелек из Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск ), главный раввин Дагестана Якоб бен Исаак и раввин Хизкияху бен Авраам Нальчик, чей сын раввин Нахамиил бен Хизкиягу позже сыграл решающую роль в спасении еврейской общины Нальчика от нацистов. В первые десятилетия существования Советского Союза правительство предприняло шаги по подавлению религии. Так, в 1930-е годы Советский Союз закрыл синагоги, принадлежавшие горским евреям. Такие же процедуры применялись в отношении других национальностей и религий. Советские власти пропагандировали миф о том, что горские евреи вообще не являются частью мирового еврейского народа, а являются членами татской общины, поселившейся в этом регионе. Советская антисионистская риторика усилилась во время правления Хрущева. Некоторые синагоги были вновь открыты в 1940-х годах. Закрытие синагог в 1930-х годах было частью коммунистической идеологии, которая сопротивлялась любой религии.

Еврейское кладбище в Нальчике

В начале 1950-х годов во всех основных общинах горских евреев были синагоги. К 1966 году, как сообщается, осталось шесть синагог; некоторые были конфискованы советскими властями. В то время как горские евреи соблюдали ритуалы обрезания, бракосочетания и погребения, а также еврейские праздники, другие заповеди иудейской веры соблюдались менее тщательно. Несмотря на советские усилия, этническая идентичность общины оставалась непоколебимой. Случаи смешанных браков с мусульманами в Азербайджане или Дагестане были редкими, поскольку обе группы практикуют эндогамию. После распада Советского Союза горские евреи пережили значительное религиозное возрождение, и более молодое поколение начало соблюдать религиозные обряды.

Учебные заведения, язык, литература
Урок в начальной горской еврейской школе в Губе. Начало 1920-х гг.

Горские евреи говорят на иудео-татском языке, также называемом джухури, разновидностью персидского языка ; он принадлежит к юго-западной группе иранского подразделения индоевропейских языков. Иудео-тат имеет семитские (иврит / арамейский / арабский) элементы на всех лингвистических уровнях. Среди других семитских элементов иудео-тат имеет еврейский звук « айин » (ע), тогда как ни в одном из соседних языков его нет. Вплоть до раннего советского периода язык был написан полукорсивным еврейским алфавитом. Позднее иудео-татские книги, газеты, учебники и другие материалы были напечатаны с использованием латинского алфавита и, наконец, кириллицы, которая до сих пор является наиболее распространенной. Первая иудео- татоязычная газета « Захметкеш» (« Трудящиеся») вышла в 1928 году и действовала до второй половины ХХ века.

Первоначально синагогальные школы получали образование только мальчиков. Начиная с 1860-х годов многие зажиточные семьи перешли на домашнее обучение, наняв частных репетиторов, которые учили своих сыновей не только ивриту, но также русскому и идишу. В начале 20 века, с наступлением советизации, иудео-тат стал языком обучения в недавно основанных начальных школах, в которых учились как мальчики, так и девочки из горских евреев. Эта политика продолжалась до начала Второй мировой войны, когда школы перешли на русский язык, поскольку центральное правительство сделало упор на приобретение русского языка в качестве официального языка Советского Союза.

Община горских евреев имела видных деятелей в области здравоохранения, образования, культуры и искусства.

В 21 веке правительство поощряет культурную жизнь меньшинств. В Дагестане и Кабардино-Балкарии курсы иудео-тата и иврита введены в традиционно горских еврейских школах. В Дагестане поддерживают возрождение иудео-татоязычного театра и издание газет на этом языке.

Культура
Горская еврейка, нарисованная Максом Тильке в начале 20 века.

Военная традиция

Горный еврей Эрик Сирень носить чох и папаху на его голове. Около 1898 года.

А мы, таты Мы, воины Самсоновы, наследники Бар-Кохбы. .. мы шли в битвы и ожесточенно, героически боролись за свою свободу "Песнь горских евреев"

Горские евреи известны своими военными традициями и исторически считались жестокими воинами. Некоторые историки предполагают, что группа берет свое начало от персидско-еврейских солдат, которые были размещены на Кавказе сасанидскими царями в пятом или шестом веке для защиты области от нападений гуннов и других кочевых захватчиков с востока. Мужчины обычно были хорошо вооружены, и некоторые спали, не снимая оружия.

Одеваться

Еврейские девушки Кавказа в Дагестане (1913).

Со временем горские евреи переняли одежду своих соседей- мусульман. Мужчины обычно носили чокху и покрывали голову папахой, многие разновидности которой могли символизировать социальный статус мужчины. Одежда более состоятельных мужчин была украшена множеством украшений, включая оружие, украшенное серебром и золотом, булавки, цепи, ремни или кисеты (небольшой кошелек, используемый для хранения табака или монет). Женские платья, как правило, были более простого дизайна в темных тонах, из шелка, парчи, бархата, атласа, а затем из шерсти. Ткань украшали бусинами, золотыми булавками или пуговицами, а также позолоченными серебристыми поясами. Вне дома незамужние и замужние женщины покрывали волосы платками.

Кухня

Кухня горских евреев вобрала в себя типичные блюда разных народов Кавказа, азербайджанской и персидской кухни, при этом некоторые рецепты были изменены в соответствии с законами кашрута. Типичные блюда горских евреев включают в себя чуду (разновидность мясного пирога), шашлык, долму, курзе или душпаре, ярпаги, хинкали, тара (тушеные травы с кусочками мяса), нермов (тушеное мясо из курицы или другого мяса с пшеницей и фасолью), плов. (плов), buglame (карри, как рагу из рыбы или курицы едят с рисом ( ошской)) и т.д. еврейские праздники -themed блюда включают Eshkene, персидский суп, приготовленный для Песаха, а также разнообразные hoshalevo (мед на основе лакомства сделал с семенами подсолнечника или грецкими орехами), как правило, готовится к Пуриму.

Музыка

Музыка горских евреев в основном основана на стандартной литургии, молитве и праздновании праздников. Праздничная музыка, играемая во время свадеб и подобных мероприятий, обычно оптимистична с различными инструментами, чтобы добавить слоёв к звуку.

Известные горские евреи
Галерея
Смотрите также
использованная литература
дальнейшее чтение
внешние ссылки
  • juhuro.com, сайт, созданный Вадимом Алхасовым в 2001 году. Ежедневные обновления отражают жизнь общины горских евреев (джухуро) по всему миру.
  • newfront.us, New Frontier - ежемесячная газета горских евреев, основанная в 2003 году. Международное распространение через ее веб-сайт.
  • keshev-k.com, израильский сайт горских евреев
  • gorskie.ru, Горские евреи, сайт на русском языке
  • «Дзюдо-тат», этнолог
Последняя правка сделана 2023-03-19 08:07:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте