Шуша

редактировать

Город в Шуши, Арцах
Шуша / Шуши. Шуша / Շուշի
Город
Достопримечательности Шуши / Шуши, слева вверху: Собор Газанчецоц • Мечеть Юхари Говхар Ага Крепость Шуша • Национальная галерея История Музей • Центральный парк Шуши на горизонте • Натаванский дом Достопримечательности Шуши / Шуши, слева вверху:. Собор ГазанчецоцМечеть Юхари Говхар Ага. Крепость Шуша • Национальная галерея. Исторический музей • Центральный парк. Линия горизонта Шуши • Натаван дом
Герб Шуши / Шуши Герб
Шуша / Шуши находится в Азербайджане Шуша / Шуши Шуша / Шуши Расположение Шуши в пределах Азербайджана (желтый). и Республики Арцах (полосатый)
Координаты: 39 ° 45,5'N 46 ° 44,9'E / 39,7583 ° N 46,7483 ° E / 39,7583; 46.7483
де-факто СтранаАрцах
де-факто Провинция Шуши
де-юре СтранаАзербайджан
де-юре Район Шуша
Правительство
Мэр Карен Авагимян (де-факто). Байрам Сафаров (в ссылке)
Площадь
• Земля5,5 км (2,1 кв. Мили)
Наивысшая отметка1800 м (5900 футов)
Наименьшая отметка1400 м (4600 футов)
Население (2015)
• Всего4064
азербайджанская администрация функционирует в изгнании

Шуша (азербайджанский : Şuşa Об этом звуке (слушать) ) или Шуши (Армянский : Շուշի), город в спорном районе Нагорный Карабах в Южный Кавказ. В настоящее время де-факто находится в ведении самопровозглашенной Республики Арцах, хотя де-юре находится в международных границах Азербайджана. Расположенный на высоте 1400–1800 метров (4600–5900 футов) в горах Карабаха, Шуша была горным курортом в советское время.

Согласно некоторым источникам, город Шуша был основан в 1752 году Панах Али Хан. С середины 18 века до 1822 года Шуша была столицей Карабахского ханства. Город стал одним из культурных центров Южного Кавказа после русского завоевания Кавказского региона в первой половине XIX века над Каджарским Ираном. Со временем он стал городом и домом для многих азербайджанских интеллектуалов, поэтов, писателей и особенно музыкантов (например, ашиков, исполнителей мугама, кобуз игроки).

Другие источники предполагают, что Шуша служила городом и древней крепостью в армянском княжестве Варанда в средние века и на протяжении XVIII века. Это был один из двух главных армянских городов Закавказья и центр самоуправляющегося армянского княжества со средневековья до 1750-х годов. Он также имел религиозное и стратегическое значение для армян, поскольку в нем находились собор Газанчецоц, церковь Канач Жам, две другие церкви, монастырь и обслуживающий (наряду с Лачинский район на западе) как сухопутная связь с Арменией.

На протяжении всей новейшей истории город в основном способствовал развитию смешанного армяно-азербайджанского населения. После резни в Шуше в 1920 году азербайджанскими войсками и их турецкими сторонниками, армянская половина населения города была в основном убита или изгнана, и город превратился в город с преобладающим азербайджанским населением. После захвата Шуши в 1992 году армянскими войсками его население снова резко сократилось и теперь почти полностью армянское.

Содержание

  • 1 Спорный контроль
  • 2 Этимология
  • 3 История
    • 3.1 Фонд
    • 3.2 Конфликт с каджарами
    • 3.3 Шуша в составе Российской империи
    • 3.4 Начало 20 века
    • 3.5 Советское время
    • 3.6 Нагорно-карабахская война
  • 4 Культура
    • 4.1 Исторический музей Шуши / Шуши
    • 4.2 Государственный геологический музей Г.А. Габриелянца
  • 5 Демография
  • 6 Экономика и туризм
  • 7 Города-побратимы - города-побратимы
  • 8 Известные уроженцы
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Источники
  • 11 Внешние ссылки

Спорный контроль

Расположенный в районе Нагорного Карабаха, он был захвачен армянскими войсками в 1992 году во время войны в Нагорном Карабахе. Однако он де-юре является частью Азербайджанской Республики со статусом административной единицы окружающего Шушинского района. Согласно Генеральной Ассамблее ООН резолюцией №62 / 243, территориальная целостность Азербайджана была признана, и они включают требование вывода армянских сил.

Этимология

Шуша буквально означает «стакан» и происходит от новоперсидского Шиша («стакан, сосуд, бутылка, фляга»). Согласно Оксфордскому краткому словарю мировых топонимов, когда иранский правитель Ага Мохаммад Хан Каджар подошел к городу со своей армией, он, как сообщается, сказал Ибрагиму Халил Хану :

Бог поливает камнями твоя голова. Не сидите тогда в своей стеклянной крепости.

Панахабад («Город Панаха»), прежнее название Шуши, был данью Панах Али-хану, первому правителю Карабахского ханства.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона название города происходит от близлежащего села Шушикент, что буквально на армянском языке означает «город Шуши».

История

Основание

Мечеть Юхари Говхар Ага, открыта в 1885 г. Церковь Пресвятой Богородицы «Канач Жам», открыта в 1818 г.

Шуша как поселение впервые упоминается как Шуши в средние века, с Освещенное армянское Евангелие XV века, хранящееся в Матенадаране Еревана (архивный номер 8211), является самым ранним известным артефактом из города. Евангелие было создано в Шуше каллиграфом Тер-Мануэлем в 1428 году.

Согласно нескольким источникам, поселение под названием Шуши служило древней крепостью в армянском княжестве Варанда и традиционно принадлежало Мелик- Княжеская династия Шахназарян. Город и форт Шуша упоминались как опора одного из восточноармянских военных округов, называемых «сыгнах», сыгравших ключевую роль в походе армянского полководца Авана Юзбаши против османских войск в 1720-х годах. и 1730-е годы, во время турецкого вторжения на Южный Кавказ.

Кехва Челеби, армянский патриот, который поддерживал переписку между меликами Карабаха и российскими властями в в сообщении 1725 года Шуши упоминается как город и крепость:

… Ближайшей армянской крепостью… был Шуши. Шуши находится в четырех днях пути от Шемахи. Его охраняют вооруженные армяне под командованием Авана Юзбаши. После встречи с руководителями Армении, в том числе с патриархом, они вернулись в Дербент через Шемахи. Город Шуши окружают скалистые горы. Количество вооруженных армян не установлено. Ходят слухи, что армяне нанесли поражение туркам в ряде стычек в Карабахе...

В письме 1769 г. русскому дипломату графу П. Панину, грузинскому королю Иракли II задокументировано, что «существовала« древняя »крепость, которую обманом захватил один человек из мусульманского племени джеваншир». Эту же информацию о «древней» крепости подтверждает русский фельдмаршал Александр Суворов в письме князю Григорию Потемкину. Суворов пишет, что армянский князь Варандский Мелик Шахназар сдал свою крепость Шушикала «некоему Панаху», которого он называет «вождем незначительной части кочевых мусульман, живущих у границ Карабаха». Обсуждая Карабах и Шушу в XVIII веке, русский дипломат и историк С.М. Броневский (1763-1830) в своих Исторических записках имел в виду, что Шуша была владением клана Мелик-Шахназарян. Русский историк П.Г. Бутков (русский: П. Г. Бутков (1775-1857) подтверждает это. Джозеф Вольф во время своей миссии на Ближнем Востоке посетил «Шуши, в провинции Карабах, в Большой Армении».

Дворец Хуршидбану Натаван, дочери последнего правителя Карабахского ханства, конец XIX - начало XX вв. Армянские кварталы Шуши - с собором Святой Спаситель на заднем плане - в начале 20 века, до их уничтожения азербайджанскими воинскими частями в 1920 году.

азербайджанские и некоторые армянские источники 19 века, в том числе Мирза Джамал Джаваншир Карабаги, Мирза Адигезал бек, Аббасгулу Бакиханов, Мирза Юсуф Нерсесов и Раффи, подтверждают Основание города Шуша в 1750-1752 (по другим данным 1756-1757) Панах-Али ханом Джаваншир (р. 1748-1763), основатель и первый правитель Карабахского ханства (1748–1822), в которое входили как Низменный, так и Нагорный Карабах. Основание середины 18 века подтверждается Энциклопедией ислама, Энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона и Большой советской энциклопедией.

По Мирзе Джамалу Джаванширу Карабахи (1773–1853)), автор текста на персидском языке История Карабаха, одной из самых значительных хроник по истории Карабаха 18-19 веков, карабахская знать собралась, чтобы обсудить опасность вторжения из Ирана и сказал Панах Али Хану: «Мы должны построить среди непроходимых гор такой неприкосновенный и недоступный форт, чтобы ни один сильный противник не смог его взять». Мелик Шахназар из Варанды, который первым из армянских меликов (князей) принял сюзеренитет Панах Али-хана и останется его верным сторонником, предложил место для новой крепости. Таким образом была основана Панахабад-Шуша.

Согласно Мирзе Джамал Джаванширу, до того, как Панах Али хан построил крепость, там не было построек, и она использовалась в качестве пахотных земель и пастбищ жителей близлежащей деревни Шоши. Панах-хан переселил в Шушу население Шахбулага и некоторых близлежащих деревень и построил сильные укрепления.

Другой отчет представлен Раффи, армянским писателем и историком, в его труде «Княжества Хамсы», который утверждает, что место, на котором была построена Шуша, было заброшено и необитаемо до приезда Панах-Али-хана. Он заявляет: «[Панах-Али-хан и Мелик-Шахназар из Варанды] вскоре завершили строительство (1762 г.) [крепости] и переселили армянское население из близлежащего села Шош (Շոշ), также называемого Шоши или Шуши, в крепость. ″

Первоначально город назывался Панахабад, в честь его основателя. Во время правления Ибрагим-Халил-хана (годы правления 1763-1806), сына Панах Али-хана, город получил свое нынешнее название от соседнего армянского села под названием Шуши, также известного как Шушикент («село Шуши») или Шош.

Конфликт с Каджарами

карта 19 века

Хотя Панах Али-хан находился в конфликте с Надир-шахом, но новый правитель Персии Адиль-шах издал фирман (указ), признав Панах Али ханом Карабаха. Менее чем через год после основания Шуши Карабахское ханство подверглось нападению Мохаммад Хасан Хан Каджар, одного из основных претендентов на иранский престол. Во время Империи Сефевидов Карабахом почти два столетия управляла семья Зияд-оглы из клана Каджаров (тюркского происхождения), и поэтому Мухаммед Хасан хан считал Карабах своим потомственным имением.

Мухаммед Хасан-хан осадил Шушу (в то время Панахабад), но вскоре вынужден был отступить из-за нападения на его территорию его главного противника на иранский престол, Карим-хана Занда. Его отступление было настолько поспешным, что он даже оставил свои пушки под стенами Шушинской крепости. Панах Али хан контратаковал отступающие войска Мохаммад Хасан хана и даже ненадолго взял Ардебиль через реку Арас.

. В 1756 (или 1759) году Шуша и Карабахское ханство подверглись новой атаке с Фатх-Али Хан Афшар, правитель Урмии. Со своим 30-тысячным войском Фатали-хану удалось заручиться поддержкой меликов (феодальных вассалов) Джраберда и Талиша (Гулистан), однако мелик Шахназар из Варанды продолжал поддерживать Панах Али-хана. Осада Шуши длилась шесть месяцев, и Фатали-хану пришлось отступить.

Когда Карим-хан Занд взял под свой контроль большую часть Ирана, он вынудил Панах-хана прийти в Шираз (столица), где он умер в качестве заложника. Сын Панах-Али-хана Ибрагим-Халил-хан был отправлен обратно в Карабах в качестве губернатора. При нем Карабахское ханство стало одним из сильнейших государственных образований, и Шуша выросла. По словам путешественников, побывавших в Шуше в конце XVIII - начале XIX веков, в городе было около 2 000 домов и около 10 000 жителей.

Крепость Шуша

Летом 1795 г. Шуша подверглась крупному нападению Ага Мохаммад-хана Каджара, сына Мохаммад-Хасан-хана, напавшего на Шушу в 1752 г. Целью Ага-Мохаммад-хана Каджара было феодальной раздробленности и восстановления старого государства Сефевидов в Иране. К началу 1795 года он уже захватил материковый Иран и сразу после этого был готов вернуть весь регион Кавказ обратно в иранские владения. С этой целью он также хотел провозгласить себя шахом (королем) Ирана. Однако, согласно сефевидской традиции, шах должен был взять под свой контроль весь Южный Кавказ и Дагестан до своей коронации. Таким образом, Карабахское ханство и его укрепленная столица Шуша были первым и главным препятствием для достижения этих целей.

Ага Мохаммад Хан Каджар осадил Шушу центральной частью 70-тысячного войска, переправившись через реку Арас. Правое и левое крыло были отправлены на повторное подчинение Ширвана - Дагестана и Эривани соответственно. Сам Ага Мохаммад-хан возглавил центральную часть основной армии, осаждая Шушу с 8 июля по 9 августа 1795 года. Ибрагим-Халил-хан мобилизовал население для долговременной обороны. Число ополченцев в Шуше достигло 15 тысяч. Женщины сражались вместе с мужчинами. Армянское население Карабаха также активно участвовало в этой борьбе с иранцами и сражалось бок о бок с мусульманским населением, совместно организовывая засады в горах и лесах.

Осада длилась 33 дня. Не имея возможности захватить Шушу, Ага Мохаммад-хан на данный момент прекратил осаду, и двинулся к Тифлису (современный Тбилиси ), который, несмотря на отчаянное сопротивление, был оккупирован и подвергся беспрецедентным разрушениям.. Карабахский хан Ибрагим-хан в конце концов сдался Мохаммад-хану после обсуждений, включая уплату регулярной дани и сдачу заложников, хотя силам Каджара по-прежнему запрещен вход в Шушу. Поскольку главной целью была Грузия, Мохаммад-хан хотел на данный момент обеспечить Карабах этим соглашением, поскольку он и его армия впоследствии двинулись дальше.

В 1797 году Ага Мохаммад Шах Каджар, успешно повторно покорив Грузию и все остальное. Кавказ, и к тому времени уже сумел объявить себя шахом, соблюдающим те же традиции Надир-шах, что и на близлежащей равнине Муган (в настоящее время разделена между Азербайджанской Республикой. и Иран) решили нанести второй удар по Карабаху.

Пытаясь отомстить за предыдущее унизительное поражение, Каджар опустошил окрестные деревни недалеко от Шуши. Население не могло оправиться от предыдущего нападения 1795 года, а также пострадало от серьезной засухи, которая длилась три года. Артиллерия противника также нанесла серьезный урон защитникам города. Так, в 1797 г. Ага Мохаммад-шаху удалось захватить Шушу, и Ибрагим-Халил-хану пришлось бежать в Дагестан.

Однако через несколько дней после захвата Шуши Ага-Мохаммад-хан был убит при загадочных обстоятельствах своими телохранителями в городе. Ибрагим Халил-хан вернулся в Шуши и приказал, чтобы тело шаха было с честью захоронено до дальнейших указаний от племянника и наследника Ага Мохаммад-шаха, Баба-хана, который вскоре принял титул Фатх-Али-шах. Ибрагим хан, чтобы сохранить мирные отношения с Тегераном и сохранить свое положение хана Карабаха, отдал свою дочь Агу Бегом, известную как Агабаджи, в качестве одной из жен нового шаха.

Шуша в пределах Российская империя

С начала 19 века русские стремятся на Кавказе увеличивать свои территории за счет соседнего Каджарского Ирана и Османская Турция начала восстание. После аннексии Грузии в 1801 году некоторые из ханств сразу же приняли протекторат России. В 1804 году русский генерал Павел Цицианов непосредственно вторгся в Каджарский Иран, положив начало русско-персидской войне 1804-1813 гг.. Во время войны, в 1805 году, между Карабахским ханством и Российской Империей было заключено соглашение о передаче Карабахского ханства России во время войны, но оно практически не использовалось, поскольку обе стороны все еще оставались во время войны, и русские были неспособны консолидировать какое-либо эффективное владение Карабахом.

Мечеть Ашаги Говхар Ага, открыта в 1876 году

Российская Империя укрепила свою власть в Карабахском ханстве после Гулистанского договора в 1813 году, когда Иран был вынужден признать принадлежность Карабахское ханство вместе с большинством других ханств, которыми они владели на Кавказе, до России, включая современный Дагестан и большую часть Азербайджана Республика, официально уступив также и Грузию, безвозвратно потеряв большую часть своих кавказских территорий. Абсолютное укрепление российской власти над Карабахом и недавно завоеванными частями Кавказа у Ирана было подтверждено исходом русско-персидской войны 1828-1828 гг. и последующим Туркменчайским миром 1828 г.

Собор Газанчецоц, открыт в 1887 г.

Во время русско-персидской войны 1826-1828 гг. цитадель в Шуше продержалась несколько месяцев и ни разу не пала. После этого Шуша перестала быть столицей ханства, которое было распущено в 1822 году, и вместо этого стала административной столицей сначала Карабахской губернии (1822–1840 гг.) После уступки Персии России, а затем Шушинского уезда (уезда). Элизабетпольской губернии (1840–1923). Шуша росла и развивалась, в город сменяли друг друга мигранты, в особенности армяне.

Исследование, подготовленное властями Российской империи в 1823 году, за несколько лет до миграции армян из Персии в недавно созданную Армянскую провинцию в 1828 году., показывает, что все армяне Карабаха компактно проживали в его нагорной части, то есть на территории пяти традиционных армянских княжеств, и составляли абсолютное демографическое большинство на этих землях. На более чем 260 страницах обзора было зафиксировано, что в Хаченском районе было двенадцать армянских сел и ни одного татарского (мусульманского) селения; В Джалаперте (Джраберд) было восемь армянских деревень и ни одного татарского; В Дизаке было четырнадцать армянских сел и одно татарское село; В Гулистане было двенадцать армянских и пять татарских деревень; а в Варанде было двадцать три армянских селения и одно татарское село.

Начиная с 1830-х годов город был разделен на две части: тюркоязычные мусульмане жили в восточных нижних кварталах, а армянские христиане поселились в относительно новых западные верхние кварталы города. Мусульманская часть города была разделена на семнадцать кварталов. В каждом квартале была своя мечеть, турецкая баня, источник, а также представитель квартала, который избирался среди старейшин (аксакалов) и выполнял функции своего рода глава нынешнего муниципалитета. Армянская часть города состояла из 12 кварталов, пяти церквей, городской и районной школы и женской семинарии.

Население города в основном занималось торговлей, коневодством, ковроткачеством, производством вина и водки. Шуша была также крупнейшим центром производства шелка на Кавказе. Большая часть мусульманского населения города и Карабаха в целом занималась овцеводством и коневодством и, следовательно, вела полукочевой образ жизни, проводя зиму в низменном Карабахе на зимних пастбищах, а весной и летом на летних пастбищах в Шуше и других местах. горные районы.

В 19 веке Шуша был одним из величайших городов Кавказа, более крупным и процветающим, чем Баку или Ереван. Стоя посреди сети караванных путей, он имел десять караван-сараев. Он был хорошо известен своей торговлей шелком, мощеными дорогами, яркими коврами, большими каменными домами и хорошими лошадьми. В 1824 году через город проезжал Джордж Кеппель, граф Альбемарль. Он обнаружил в городе две тысячи домов, в которых три четверти жителей - азербайджанцы, а четверть - армяне. Кроме того, он отметил относительно города:

(...) Этот язык является диалектом турецкого; но его жители, за исключением армян, в основном читают и пишут по-персидски. Торговля ведется в основном армянами между городами Шеки, Накшеван, Хой и Тебриз."

Начало 20 века

Фотография сделана в 1918 году комиссией по примирению Карабаха, состоящей из религиозных лидеров и старейшин армянской и азербайджанской общин. Армянская половина Шуши, разрушенная азербайджанскими вооруженными силами в 1920 году, с оскверненным собором Святого Спасителя и церковью Агулецоц на заднем плане Развалины армянской части Шуши после погрома 1920 года с церковью Пресвятой Богородицы «Канач жам» на заднем плане

Начало 20 века ознаменовало собой первые армяно-татарские столкновения на всей территории Азербайджана. У этого нового явления было две причины. Во-первых, это было результатом усиления напряженности между местным мусульманским населением и армянами, численность которых увеличивалась на протяжении 19 века в результате политики переселения русских. Во-вторых, к началу ХХ века народы Кавказа, как и другие нерусские народы на периферии Российской империи, начали искать культурную и территориальную автономию. Поэтому в начале ХХ века в самой России был период буржуазных и большевистских революций, на периферии эти движения приобрели характер национально-освободительного движения.

Первые столкновения между этническими армянами и азербайджанцами произошли в Баку в феврале 1905 года. Вскоре они перекинулись на другие части Кавказа, а 5 августа В 1905 году произошел первый конфликт между армянскими и азербайджанскими жителями Шуши. В результате взаимных погромов и убийств сотни людей погибли и было сожжено более 200 домов.

После Первой мировой войны и последующего распада Российской Империи, Карабах был провозглашен Азербайджаном частью Азербайджанской Демократической Республики, решение, которое горячо оспаривается соседней Арменией и армянским населением Карабаха, которое провозгласило Карабах частью Первой Республики Армения. После поражения Османской империи в Первой мировой войне армянские войска под командованием Андраника Озаняна нанесли поражение азербайджанским войскам под командованием Хосров бека Султанова в Абдалляра, и направились по лачинскому коридору в сторону Шуши. Незадолго до прибытия Андраника британские войска подкомандованием генерала У. М. Томсон призвал его отступить, поскольку военная деятельность может отрицательно сказаться на статусе, который будет определен на Парижской мирной конференции 1919 года. Доверяя Томсону, Андраник ушел, британские войска заняли Карабах. Британское командование временно утвердило Султанова (назначенного правительством Азербайджана) генерал-губернатором Карабаха и Зангезура в ожидании окончательного решения Парижской мирной конференции.

местных армян сдаться в период правления Азербайджана Султанов применил против них самые суровые меры, такие как террор, блокада и голод.

В августе 1919 года Карабахский национальный совет был вынужден заключить временное договорное соглашение с правительством Азербайджана, признав правительство Азербайджана до тех пор, пока вопрос о горной части Карабаха не будет решен на Парижской мирной конференции. Несмотря на подписание Соглашения, правительство государства постоянно нарушало его условия, действует еще более жесткие меры против армянского населения. В регионе начал разгораться этнический конфликт. Согласно Майклу П. Круассану, 5 июня 1919 года 600 армянских жителей деревень, окружающих Шушу, были убиты азербайджанскими и курдскими нерегулярными войсками. Султанов утверждал, что эти нерегулярные органы находятся под его контролем. Борьба завершилась армянским восстанием, которое было подавлено азербайджанской армией. В конце марта 1920 года британский журналист сообщил, что армянская половина полицейских убила азербайджанскую половину во время традиционного празднования Новруз байрам. Внезапное нападение армян было организовано и координировано силами Армянской Республики. Возмущение азербайджанцев по поводу этого внезапного нападения привело к наступлению погрому марта 1920, в котором от 500 до 20 000 армянского населения Шуши было убито, и многие были вынуждены бежать.

По описанию азербайджанского коммуниста Оджахкули Мусаева:

... началось безжалостное уничтожение беззащитных женщин, детей, старух, стариков и т. Д. Армяне подверглись массовой резне.... красивых армянских девушек изнасиловали, затем расстреляли.... По приказу... Хосров-бека Султанова; погромы продолжались более шести дней. Дома в армянской части были частично снесены, разграблены и превращены в пепел, все увели женщин, чтобы подчиниться воле палачей мусаватистов. Во время этих исторически хитрых форм наказания Хосров-бек Султанов в своих обращениях к мусульманам говорил о священной войне (джихаде) и призвал их окончательно покончить с мусульманами города Шуши, не щадя женщин, детей и т. Д.

Надежда Мандельштам писала о Шуше в 20-е годы прошлого века, «в этом городе, который раньше, конечно, был здоровым и со всеми удобствами, ужасно наглядно выглядела картина катастрофы и погромов... Говорят, после погромов все колодцы были полны трупов... Мы никого не видели на улицах на горе. Только в центре - на рыночной площади, было много людей, но среди них не было ни одного армянина. ; все были мусульманами ".

Советское время

Вид из города

В 1920 году большевистская 11-я Красная Армия вторглась в Азербайджан, а в

Для того, чтобы заручиться дипломатической сферу, конфликт за контроль над Карабахом и его центральным городом Шуша переместился с поля боя в дипломатическую сферу. Поддержка армянской общественности, большевики пообещали решить вопрос спорных территорий, в том числе Карабаха, пользуется Арменией. Однако 5 июля 1921 года (Кавбуро) Коммунистической партии было принято следующее решение относительно будущего статуса Карабаха: «Исходя из необходимости страны мира между мусульманами и армянами и экономические связи между верхним (горным) и нижним Карабах, с его постоянными связями с Азербайджаном, горный Карабах должен остаться в составе АзССР, получив широкую региональную автономию с административным цес ентром в Шуше, которая должна быть включена в автономную область ». В результате в 1923 году в составе Азербайджанской ССР была образована Нагорно-Карабахская автономная область.

A Танк Т-72 стоит в качестве памятника захвату Шуши армянскими войсками

решение в пользу Азербайджана было связано со Сталиным, который знал, что в том числе спорного и затем большинство армяно-населенной области в границах Азербайджана, это обеспечило бы позиции в качестве источника брокера.

Ханкенди (переименован в Степанакерт в лидера армянских коммунистов Степана Шаумяна ), небольшое село, которое ранее было известно под армянским названием Вараракн, стало новой региональной столицей Нагорно-Карабахской автономной области И вскоре стал его самым большим городом.

Город начал оставался полуразрушенным до 1960-х годов, когда город начал постепенно возрождаться благодаря своему рекреационному потенциалу. В 1977 году был создан Шушинский государственный историко-архитектурный заповедник, и город стал одним из лучших курортных городов бывшего СССР.

Армянский квартал продолжал лежать в руинах до начала 1960-х годов. В 1961 году коммунистическое руководство Баку наконец приняло решение расчистить большую часть руин, хотя многие старые здания все еще можно было отремонтировать. Три армянские и одна русская церкви были снесены, а армянская часть города застроена простыми зданиями, типичными для хрущевской эпохи.

Нагорно-карабахская война

Часть Шуши в руинах в 2010 году

С началом нагорно-карабахской войны в 1988 году Шуша стала важнейшим опорным азербайджанцев в Карабахе, откуда азербайджанские войска постоянно обстреливали столицу Степанакерт. 9 мая 1992 г. город был захвачен армянскими войсками, и азербайджанское население бежало. Город был разграблен и сожжен армянами. По состоянию на 2002 год, десять лет спустя после захвата города армянскими войсками, около 80% города было в руинах.

После окончания войны город был заселен армянами, в основном беженцами из Азербайджана. и части Карабаха, а также другие члены армянской диаспоры. Хотя население города составляет лишь половину от довоенного числа, демография города изменилась с преимущественно азербайджанской на полностью армянскую, наблюдается медленное восстановление. Автомагистраль Горис - Степанакерт проходит через город и транзитным и туристическим объектом для многих. В городе есть несколько, и работы по их реконструкции продолжаются, в частности, недавно завершившийся собор Газанчецоц проходит реставрацию.

После войны в качестве памятника поставили танк Т-72, ​​которому командовал армянин Карабаха Гагик Авшарян. Танк был подбит при захвате города, погибли водитель и наводчик, но Авшарян выскочил из люка. Танк был отреставрирован, и его номер 442, перекрасили в белый цвет сбоку.

Во время нагорно-карабахского конфликта 2020 года Армения обвинила азербайджанскую армию в обстреле населенных пунктов и городских Собор Газанчецоц. Трое журналистов были ранены, когда они находились внутри собора, чтобы снимать разрушения во время предыдущего обстрела в тот же день. Министерство обороны Азербайджана отрицает обстрел собора, заявив, что «разрушена церковь в Шуше. не имеет никакого отношения к деятельности Азербайджанской армии »Дом культуры также сильно пострадал в ходе боевых действий.

Культура

Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков (вверху слева) с его семья в Шуше, 1915 г.

В силу исторических особенностей Шуша содержит как армянские, так и азербайджанские памятники культуры, а на прилегающих территориях также много древних армянских деревень.

Шуша - один из армянских религиозных и культурных центров и преимущественно армянские города Кавказа. Восточноармянский вариант четырех Евангелий (Библия ) был завершен в 1830 году в Шуше, а затем впервые был опубликован в Москве.

Город также был одним из ведущих центров азербайджанской культуры. Город Шуша связан с музыкальными традициями азербайджанского народа. Шуша является домом для одной из ведущих школ мугама, традиционного азербайджанского жанра вокального и инструментального искусства. Шуша особенно известна этим искусством.

Шуша также хорошо известна силех коврами, напольными покрытиями с Южного Кавказа. Возможно, кавказские были сотканы в окрестностях Шуши. Подобный восточноанатолийский тип обычно показывает другую цветовую гамму.

Исторический музей Шуши / Шуши

Расположен в особняке середины 19 века, в г. центр исторического квартала, музей истории Шуши - это собрание артефактов, иллюстрирующих многовековое прошлое древнего города-крепости, в том числе богатый археологический материал эллинистического периода, изменивший прежние представления о том, что Шуша была основана. в 18 веке. В коллекции музея много этнографических материалов, в том числе изделия местных мастеров. Предметы домашнего обихода XIX века иллюстрируют быт шушинцев. Коллекция фотографий и репродукций, размещенная на стендах музейных залов, делает культурную жизнь города того периода весьма ощутимой. В других материалах рассказывается о запустении Шуши в 1920 году. Особый стенд посвящен военной операции по захвату Шуши 9 мая 1992 года. Здесь расположена диорама сражения, в мельчайших деталях воссоздающая историю боев.

Г. Государственный геологический музей им. А. Габриелянца

Официально открыт в городе Шуша в 2014 году. Создатель музея, профессор, армянский геолог, в 1989–91 гг. Был министром геологии СССР. В музее есть около 40 видеоматериалов о различных явлениях природы, которые служат обучающим материалом на конференциях для детей школьного возраста. Особый интерес представляет комната флуоресценции, которую мы называем «волшебным миром».

Демография

Историческое население и этнический состав Шуши
ГодАрмянеАзербайджанцыДругиеВсего
1851
15,194
1886
15,188
56,7%
11,595
43,3%
23
0,1%
26,806
1897
14,420
55,7 %
10,778
41,6%
683
2,6%
25,881
1904
56,5%
43,2%
25,656
1916
23,396
53,3%
19,121
43,6%
1,352
3,1%
43,869
март 1920 г.: резня и изгнание армянского населения Азербайджаном
1926 г.
93
1,8%
4,900
96,4%
111
2,2%
5,104
1939
1,476
27,2%
3,701
68,2%
247
4,5%
5,424
1959
1,428
23,3%
4,453
72,8%
236
3,9%
6,117
1970
1,540
17,7%
6,974
80,2%
179
2,1%
8,693
1979
1,409
13,1 %
9216
85,5%
159
1,5%
10,784
сентябрь 1988 г.: нагорно-карабахский конфликт : изгнание а рмянского населения
1989 г.
98%
15,039
май 1992 г.: захват армянами силы. Изгнание азербайджанского населения
2005
3,105
100%
3,105
2009
3,900
100%
3,900
2015
4,064
100%
4 064

Согласно переписи населения России 1823 года, проведенной российскими первыми чиновниками Ермоловым и Могилевским, в Шуше было 1111 (72,5%) мусульманских семей и 421 (27,5%) армянских семей. Семь лет спустя, по данным 1830 года, количество мусульманских семей в Шуше уменьшилось до 963 (55,8%), а количество армянских семей увеличилось до 762 (44,2%).

Джордж Кеппель, граф Альбемарль, который в 1824 году на обратном пути в Англию из Индии прибыл в Карабах из Персии, писал, что «Шиша состоит из двух тысяч домов: три части жителей - татары, остальные армяне».

Шуша / Шуши в 2015 году

Обзор, подготовленный российскими имперскими властями в 1823 году, показывает, что все армяне Карабаха компактно проживали в его нагорной части, то есть на территории пяти пяти армянских княжеств, и составляло абсолютное демографическое большинство на этих землях. На более чем 260ах обзора было зафиксировано 57 армянских деревень и семь татарских деревень.

XIX век также внесены некоторые изменения в этническую демографию региона. После вторжений из Ирана (Персии), русско-персидских войн и подчинения Карабахского ханства России многие мусульманские семьи эмигрировали в Иран, а многие армяне перебрались в Шушу.

В 1851 году население Шуши составляло 15 194 человека., в 1886 году - 30 000, в 1910 году - 39 413 и в 1916 году - 43 869 человек, из которых 23 396 (53%) были армянами, а 19 121 (44%) - татарами (азербайджанцами).

К концу 1880-х гг. процент мусульманского населения, проживающего в Шушинском районе (часть бывшего Карабахского велаята) снизился еще больше и составил всего 41,5%, в то время как процент армянского населения, проживающего в том же районе, увеличился до 58,2% в 1886 году.

Ко второй половине 19 века Шуша стала крупнейшим городом в Карабахском регионе и вторым по величине городом на Кавказе после Тбилиси. Однако после погрома армянского населения в 1920 году и сожжения города Шуша превратилась в небольшой провинциальный городок с населением около 10 000 человек. Армяне начали возвращаться только после Второй мировой войны. Только в 1960-х годах армянский квартал начали восстанавливать.

Согласно последней переписи населения 1989 года, в городе Шуша проживало 17000 человек, а в Шушинском районе - 23000 человек. 91,7% населения Шушинского района и 98% города Шуша составляли азербайджанцы. В горной части Карабаха, где была построена Шуша, традиционно большинство населения составляли армяне. Обсуждая Карабах и Шушу в XVIII веке, русский дипломат и историк С.М. Броневский в своих «Исторических записках» указывает, что Карабах, который, по его словам, «находится в Великой Армении », имел аж 30-40 человек. тысяч вооруженных армянских мужчин в 1796 году.

После захвата Шуши армянскими войсками в 1992 году азербайджанское население города бежало, и нынешнее население состоит из более чем 4000 армян, в основном беженцев из Баку и другие части Карабаха и Азербайджана. В результате войны в Шуше сегодня нет азербайджанцев.

Экономика и туризм

Шуша / Шуши, вид с дороги, идущей к городу

Были предприняты попытки возродить пост- военная экономика Фондом возрождения Шуши, ArmeniaFund и местным правительством. Инвестиции в туризм приводят к открытию Шуши, Аван Шуши Плаза и Гранд Отеля Шуши. Также открылся первый в Нагорно-Карабахской бюро туристической информации. Две армянские церкви были отремонтированы, открыты школы, музеи и Институт искусств Нарегаци.

Города-побратимы - города-побратимы

Известные коренные жители

См. Также

Литература

Примечания

Источники

Внешние ссылки

В Wikivoyage есть путеводитель по Шуши.
На Викискладе есть медиа относящийся к Шуша (город).
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Шуша.

Координаты : 39 ° 45,5'N 46 ° 44,9'E / 39,7583 ° N 46,7483 ° E / 39,7583; 46.7483

Последняя правка сделана 2021-06-08 07:19:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте