Крымчаки

редактировать
Этническая группа в Крыму
Крымчаки. Кримч аки (украинский ). Крымчаки
Общая численность населения
1,200–1,500 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Израиль 600–700
Украина 406 (2001 )
Россия 90 (2010 )
Языки
Русский, Крымчак
Религия
Ортодоксальный иудаизм

Крымчаки (Крымчак : множественное число: кърымчахлар, qrımçahlar, единственное число: кърымчах, qrımçah) - еврейские этнорелигиозные общины Крыма, происходящие от тюркских - говорящие приверженцы раввинистического иудаизма. Исторически они жили в непосредственной близости от крымских караимов, которые также являются тюрками, но исповедуют караимский иудаизм.

Сначала крымчак был русским описательным словом, используемым для отличия их от их евреев-ашкеназов. единоверцы, а также другие еврейские общины бывшей Российской империи, такие как грузинские евреи, но во второй половине XIX века это название было принято крымчаками. самих себя. До этого их самоназвание было «Срель балалары» (Срел балалары) - буквально «Дети Израиля». крымские татары называли их zuluflı çufutlar («евреи с pe'ot »), чтобы отличить их от караимов, которых называли zulufsız çufutlar (« Евреи без пе'от »).

Содержание
  • 1 Язык
  • 2 Происхождение
  • 3 Средние века
  • 4 Татарское правление
  • 5 Русское и советское правление
  • 6 Холокост и после
  • 7 Культура
  • 8 См. Также
  • 9 Источники
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Язык

Крымчаки говорят на модифицированной форме крымскотатарского языка, называемой Крымчакский язык. Это еврейский нареч, или этнолект крымскотатарского языка, который является кыпчакским тюркским языком. Крымчак - это не отдельный язык, а лишь одна составляющая крымскотатарского. До русской революции 1917 года крымчаки были по крайней мере двуязычными: они говорили на крымчакском этнолекте и в то же время в основном использовали иврит для своей религиозной жизни и для письменного общения. Крымчаки придерживались своего тюркского языка до Второй мировой войны, но позже начали терять свою языковую идентичность. Теперь они стараются возродить свой язык. Многие лингвистические характеристики крымчакского языка можно найти в крымскотатарском языке. Кроме того, он содержит множество слов на иврите и арамейском заимствованных словах и традиционно был написан еврейскими буквами (теперь он написан кириллицей ).

Происхождение

Крымчаки, вероятно, являются результатом различного происхождения, чьи предки, вероятно, включали евреев-сефардов и ашкенази из Византийской империи, Генуи, Грузии и других мест.

Другое более умозрительные теории включают то, что крымчаки, вероятно, частично произошли от еврейских беженцев, которые поселились вдоль Черного моря в древние времена. Еврейские общины существовали во многих греческих колониях в этом регионе в поздний классический период. Надписи, недавно обнаруженные в Крыму, указывают на присутствие евреев, по крайней мере, еще в I веке до нашей эры. В некоторых городах Крыма существовали монотеистические языческие культы, называемые sebomenoi theon hypsiston («Поклоняющиеся Всевышнему Богу» или «Богобоязни »). Эти квази-прозелиты соблюдали иудейские заповеди, но оставались необрезанными и сохраняли некоторые языческие обычаи. В конце концов, эти секты исчезли, так как их члены приняли либо христианство, либо нормативный иудаизм. Другая теория состоит в том, что после подавления восстания Бар-Кохбы императором Адрианом, те евреи, которые не были казнены, были сосланы на Крымский полуостров.

Поздняя классика. произошли большие потрясения в регионе, так как Крым был оккупирован готами, гуннами, булгарами, хазарами и другими народами. Еврейские купцы, такие как радханиты, начали развивать обширные контакты в Понтийском регионе в этот период и, вероятно, поддерживали тесные отношения с прото-крымчакскими общинами. Считается, что хазарское господство в Крыму в раннее средневековье оказало, по крайней мере, частичное влияние на демографию Крымчака.

Средние века

В конце VII века большая часть Крыма перешла к хазарам. Неизвестно, в какой степени крымчаки повлияли на окончательное обращение хазар и развитие хазарского иудаизма. В период правления хазар, смешанные браки между крымскими евреями и хазарами были вероятны, и крымчаки, вероятно, поглотили многочисленных хазарских беженцев во время упадка и падения Хазарского царства (хазарское государство-преемник, управляемое Георгий Цул, был сосредоточен в Керчи ). Известно, что обращенные в иудаизм кипчаки существовали, и возможно, что от этих обращенных крымчаки переняли свой особый язык.

Во времена, когда Крым принадлежал Византийской империи, а затем, там селились волны византийских евреев. Эти новоприбывшие в большинстве случаев были купцами из Константинополя и принесли с собой еврейские обычаи романиотов (Bonfil 2011).

Монголы завоеватели Понтийско-Каспийской степи были сторонниками религиозной свободы и генуэзской оккупации Южного Крыма (1315–1475 гг.)) увидел рост числа еврейских поселений в регионе. Еврейская община делилась на тех, кто молился по обрядам сефардов, ашкенази и романиот. В 1515 году различные традиции были объединены в особый крымчакский молитвенник, который представлял романиотский обряд рабби Моше Га-Голаха, главного раввина из Киева, который поселился в Крыму.

В 18 веке общину возглавлял Давид Бен Карасубазар Лехно Элиэзер (ум. 1735), автор введения к молитвеннику обряда «Каффа» и Мишкан Давид («Обитель Давида»), посвященный к грамматике иврита. Он также был автором монументальной еврейской исторической хроники «Девар сефатаим» («Изречение уст») по истории Крымского ханства.

татарское правление

В период Крымского ханства евреи жили в отдельных кварталах и платили зимми налог (джизья ). Ограниченная судебная автономия была предоставлена ​​в соответствии с системой Османской просо. Открытые жестокие преследования случались крайне редко.

По словам антрополога С.Вайзенберга, «происхождение крымчаков теряется во мраке веков. Можно сказать только одно, что они несут в себе меньше тюркской крови, чем караимы, хотя определенное родство между двумя народами. и хазар вряд ли можно отрицать. Но крымчаки в Средние века и в наше время постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. Была примесь итальянских евреев времен генуэзцев с прибытие семей Ломброзо, Пястро и других. Случаи смешанных браков с русскими евреями произошли в последнее время.

Общих работ по этнографии крымчаков нет. Доступное резюме фольклорных материалов не является полным. Обширные антропонимические данные были собраны с конца 19-го и начала 20-го веков, но не охватывают более ранние периоды, для которых существуют архивные материалы. Изучение каждого этих групп источников могут пролить свет на этногенез e Крымчакское национальное меньшинство.

Русское и советское правление

Российская Империя аннексировала Крым в 1783 году. После этого Крымчаки подверглись таким же религиозным преследованиям, как и другие Евреи в России. В отличие от своих соседей-караимов, крымчаки полностью пострадали от антиеврейских ограничений.

В 19 веке многие ашкенази из Украины и Литвы начали селиться в Крыму. По сравнению с этими ашкеназами крымчаки казались несколько отсталыми; например, уровень их неграмотности был довольно высоким, и они придерживались многих суеверий. Смешанные браки с ашкеназами резко сократили численность отдельной крымчакской общины. К 1900 году в Крыму было 60 000 ашкеназов и только 6 000 крымчаков.

В середине 19 века Крымчаки стали последователями раввина, известного также по названию своей работы Седей Чемед, сефардского раввина, родившегося в Иерусалиме, который прибыл в Крым из Стамбула. Его последователи присвоили ему титул гаон. Поселившись в крупнейшей крымчакской общине в Крыму, раввин Медини всю жизнь повышал уровень их образования.

Раввин Хаим Чизкиягу Медини, «хахам» евреев Крымчаки, с женой, дочерьми, зятьями и внуками. Снято незадолго до его отъезда в Эрец Исроэль.

На изображении Седеи Хемеда здесь неверно написано: Крымчак, крымский еврей (автор Сдеи Хемеда, раввин Хаим Езекия Медини). Сам Седей Чемед не был крымчаком, но он женился на одной, поэтому его дети были Крымчаки, и у него до сих пор есть потомки Крымчаки. (Устно высказано бывшим главой крымчакской общины Виктором Ломброзо и другими.)

К 1897 году крымчаки перестали быть «большинством талмудических евреев на Крымском полуострове».

После революции 1917 года в России гражданская война разорвала Крым на части. Многие крымчаки были убиты в боях между Красной Армией и Белым движением. Еще больше умерли от голода в начале 1920-х - начале 1930-х годов. Многие эмигрировали в Святую Землю, Соединенные Штаты и Турцию.

. При Иосифе Сталине крымчакам запрещалось писать на иврите и приказал использовать кириллицу для написания собственного языка. Синагоги и ешивы были закрыты постановлением правительства. Крымчаков заставляли работать на заводах и колхозах.

Холокост, а после
Крымчак, крымский еврей (автор Сдей Хемеда, Рабби Хаим Езекия Медини )

В отличие от Крымские караимы, крымчаки были мишенью для уничтожения нацистами. Шесть тысяч крымчаков, почти 75% их населения, были убиты нацистами. Более того, по возвращении советских власти в регионе, многие крымчаки оказались депортированными в Среднюю Азию вместе со своими крымскотатарскими соседями.

К 2000 году на территории бывшего Советского Союза проживало всего около 600 крымчаков, примерно половина в Украине и остальная часть в Грузии, России и Узбекистане. Около 600–700 крымчаков все еще цепляются за свои Крымчане живут в Израиле, другие - в Соединенных Штатах.

Культура

Крымчаки исповедуют православный или талмудический иудаизм. Уникальный ритуал среди них называется Ритуал Кафы, возникший во время XVI век.

Традиционными занятиями крымчаков были земледелие, торговля и виноградарство.

Одежда и обычаи крымчаков походили на соседних караимов и крымских татар.

Кымчаки считали себя отдельной группой и редко вступали в брак с караимами или крымскими татарами. Крымчаки практиковали многоженство, но затем к концу 19 века приняли моногамию.

См. Также
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 14:43:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте