Феминистское богословие

редактировать
Движение за пересмотр богословской доктрины

Феминистское богословие - это движение, встречающееся в нескольких религиях, включая буддизм, христианство, иудаизм и новая мысль, чтобы пересмотреть традиции, практики, священные писания и теологию этих религий от феминистки перспектива. Некоторые из целей феминистской теологии включают повышение роли женщин среди духовенства и религиозных авторитетов, переосмысление мужских образов и слов о Боге, определение женщин место по отношению к карьере и материнству, а также изучение образов женщин в священных текстах религии и матриархальной религии.

Содержание
  • 1 Методология
    • 1.1 Развитие феминистской теологии
    • 1.2 Доисторическая религия и археология
    • 1.3 Пол и Бог
    • 1.4 Движение новой мысли
  • 2 Внутри определенных религий
    • 2.1 Иудаизм
    • 2.2 Христианство
    • 2.3 Ислам
    • 2.4 Сикхизм
    • 2.5 Индуизм
    • 2.6 Неоязычество
    • 2.7 Буддизм
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Методология

Разработка феминистское богословие

Хотя нет конкретной даты, чтобы определить начало этого движения, его истоки можно проследить до статьи 1960-х годов «Человеческая ситуация: A Fe minine View », написанная Валери Сэйвинг (Гольдштейн). Ее работа подвергала сомнению теологию, написанную мужчинами для мужчин в современной перспективе, чтобы затем разрушить то, что она создавала за долгие годы, патриархальные системы, угнетающие женщин. После того, как работа Сэйвинг была опубликована, многие ученые подхватили ее идеи и развили их, что привело к дальнейшему развитию движения феминистского богословия. Гренц и Олсон рассматривают шаги феминистской теологии по тройке: во-первых, теологи-феминистки критикуют обращение с женщинами в прошлом, во-вторых, они определяют альтернативные библейские / религиозные тексты, поддерживающие феминистские идеологии, и в-третьих, они заявляют о богословии, которое придерживается таких стандарты, путем исправления, отмены и / или пересмотра. Гренц и Олсон также упоминают, что, хотя все феминистки согласны с тем, что в системе есть изъян, существуют разногласия по поводу того, насколько далеко за пределами Библии и христианских традиций женщины готовы пойти за поддержкой своих идеалов. Эта концепция также важна, когда феминистское богословие имеет отношение к другим религиям или духовным связям за пределами христианства.

Доисторическая религия и археология

Примат монотеистической или почти монотеистической "Великой Богини" защищается некоторыми современными матриархистами как женская версия, предшествующая или аналог, Авраамический Бог, связанный с историческим подъемом монотеизма в Средиземноморье Эпоха Оси.

Мать-Природа (иногда называемая Мать-Земля) обычное представление природы, которое сосредотачивается на животворных и заботливых свойствах природы, воплощая ее в форме матери. Изображения женщин, олицетворяющих мать-землю и мать-природу, вне времени. В доисторические времена богиням поклонялись за их связь с плодородием, плодородием и сельскохозяйственной щедростью. Жрицы владели аспектами инков, ассирийцев, вавилонян, славян, римлян, греков., индийская и ирокезская религии за тысячелетия до появления патриархальной религии.

Пол и Бог

Другие, исповедующие феминизм духовность может вместо этого придерживаться феминистской интерпретации западных монотеистических традиций. В этих случаях понятие Бога как имеющего мужской пол отвергается, и Бог не упоминается с использованием мужских местоимений. Феминистская духовность может также возражать против образа Бога, который они воспринимают как авторитарного, родительского или дисциплинарного, вместо этого подчеркивая «материнские» атрибуты, такие как забота, принятие и творчество.

Кэрол П. Крист является автором книги широко переиздаваемое эссе «Зачем женщинам нужна богиня», в котором аргументируется идея существования древней религии верховной богини. Это эссе было представлено в качестве основного выступления перед аудиторией из более чем 500 человек на конференции «Возрождение Великой Богини» весной 1978 года и впервые было опубликовано в журнале «Ереси: Великая Богиня» (1978), стр. 8-13. Кэрол П. Крист также была соредактором классических антологий феминистской религии «Плетение видений: новые образцы феминистской духовности» (1989) и «Восстание женского духа» (1979/1989); последний включал ее эссе «Почему женщинам нужна богиня».

Движение «Новая мысль»

«Новая мысль» как движение не имело единого происхождения, а скорее продвигалось рядом духовных мыслителей и философов и возникла через различные религиозные конфессии и церкви, в частности, Церковь Единства, Религиоведение и Церковь Божественной науки. Это было феминистское движение, в котором большинство учителей и учеников составляли женщины; известными среди основателей движения были Эмма Кертис Хопкинс, известная как «учитель учителей» Миртл Филлмор, Малинда Крамер и Нона Л.. Брукс ; с его церквями и общественными центрами с 1880-х годов до наших дней, в основном возглавляемыми женщинами.

В рамках определенных религий

Иудаизм

Еврейский феминизм - это движение, которое стремится сделать религиозным политический и социальный статус еврейских женщин равен статусу еврейских мужчин. Феминистские движения с различными подходами и успехами открылись во всех основных деноминациях иудаизма.

В еврейской общине существуют разные подходы и версии феминистской теологии.

Некоторые из этих теологий продвигают идею о том, что важно иметь женскую характеристику Бога в сидур (еврейский молитвенник) и служении. Они бросают вызов учениям раввинов-мужчин, которые подчеркивают только Бога как человека с мужскими чертами.

В 1976 году Рита Гросс опубликовала статью «Язык женского Бога в еврейском контексте» (Davka Magazine 17), которую еврейский ученый и феминистка Джудит Пласкоу считает " вероятно, первая статья, которая теоретически рассматривает проблему женского Бога-языка в еврейском контексте ». Гросс сама в то время была еврейкой.

Реконструктивист Раввин Ребекка Альперт (Реформистский иудаизм, зима 1991) комментирует:

Опыт молитвы с Сидуром Нашимом [ первый еврейский молитвенник, обращающийся к Богу с использованием женских местоимений и образов, опубликованный Маргарет Вениг и Наоми Яновиц в 1976 году]... изменил мои отношения с Богом. Впервые я понял, что значит быть сотворенным по образу Бога. Думать о Боге как о женщине, подобной мне, видеть Ее как могущественную и заботливую, видеть Ее в образе с женским телом, с маткой, с грудью - это был опыт высшей важности. Были ли такие отношения с Богом у людей на протяжении всех этих тысячелетий? Как прекрасно получить доступ к этим чувствам и восприятиям.

В 1990 году раввин Маргарет Вениг написала проповедь «Бог - женщина, и она стареет», которая по состоянию на 2011 год была опубликована десять раз (трижды на немецком языке) и проповедовал раввины от Австралии до Калифорнии.

Раввин Паула Реймерс («Феминизм, иудаизм и Бог-Мать», консервативный иудаизм 46 (1993)) комментарии:

Те, кто хочет использовать язык Бога / Она, хотят утвердить женственность и женский аспект божества. Они делают это, подчеркивая то, что наиболее четко отличает женский опыт от мужского. Мужское или женское божество может творить с помощью речи или действия, но метафора творения, которая является исключительно женской, - это рождение. Как только Бога называют женщиной, метафора рождения и отождествление божества с природой и ее процессами становится неизбежной

Ахува Захе утверждает, что использование мужского и женского языка для Бога может быть положительным моментом, но напоминает ей о реформе. Еврейские читатели утверждают, что Бог вне пола (Является ли Бог мужчиной, женщиной, обоими или ни одним из них? Как мы должны сформулировать наши молитвы в зависимости от пола Бога?), В «Айторе» Союза реформистского иудаизма, [2] ):

Женский образ Бога никоим образом не угрожает иудаизму. Напротив, это улучшает еврейское понимание Бога, которое не должно ограничиваться мужскими метафорами. Любой язык, который люди используют для описания Бога, - всего лишь метафора. Использование мужских и женских метафор для обозначения Бога - это один из способов напомнить себе, что гендерные описания Бога - это просто метафоры. Бог вне пола.

Эти взгляды весьма противоречивы даже в либеральных еврейских движениях. Ортодоксальные евреи и многие консервативные евреи считают, что неправильно использовать английские женские местоимения для обозначения Бога, рассматривая такое использование как вторжение современной западной феминистской идеологии в еврейскую традицию. Либеральные молитвенники, как правило, также избегают специфических для мужчин слов и местоимений, стремясь, чтобы все ссылки на Бога в переводах были сделаны на гендерно-нейтральном языке. Например, Сиддур Лев Чадаш из британского либерального движения (1995) поступает так же, как и британское реформаторское движение «Формы молитвы» (2008). В Мишкан Т'фила, еврейском молитвеннике американских реформ, выпущенном в 2007 году, упоминания Бога как «Он» были удалены, и всякий раз, когда упоминаются еврейские патриархи (Авраам, Исаак и Иаков), также являются матриархами (Сара, Ребекка, Рахель и Лия). В 2015 году был выпущен молитвенник реформаторов-евреев Высокие святые дни ; он задуман как компаньон Мишкан Т'фила. Он включает в себя версию молитвы о Святых Днях Авину Малкейну, которая называет Бога одновременно «Любящим Отцом» и «Сострадательной Матерью». Другими заметными изменениями являются замена строки из более раннего молитвенника реформаторского движения «Врата покаяния», в которой конкретно упоминалась радость жениха и невесты, строкой «Радость с парами под хупой [свадебным балдахином]» и добавление третий, негендерный вариант того, как верующие призываются к Торе, предлагая «мибейт», что на иврите означает «из дома», в дополнение к традиционным «сыну» или «дочери».

В 2003 году была опубликована первая полноценная феминистская теология Холокоста «Женское лицо Бога в Освенциме: еврейская феминистская теология Холокоста», написанная Мелиссой Рафаэль. Джудит Пласкоу снова стоит на ногах. на Синае: Иудаизм с феминистской точки зрения (1991) и Рэйчел Адлер «Зарождение иудаизма: инклюзивное богословие и этика» (1999) - единственные две полнометражные еврейские феминистские работы, полностью посвященные теологии в общие (а не конкретные аспекты, такие как теология Холокоста). Эта работа феминистки Богословие в отношении иудаизма также контекстуализирует другие цели этого движения, чтобы изменить исторические тексты и то, как они преподаются. Это не только то, как рассматривается Бог, но и историческая роль женщин, и то, как к ним относятся сегодня в новом феминистском свете. Хотя существует определенная оппозиция, еврейские общины считают феминизм слишком западным и не подтверждают иудаизм, но есть также одобрение инсайдерской феминистской точки зрения, которая принимает во внимание традиции и современную мысль.

Христианство

Христианство феминизм - это аспект феминистской теологии, который стремится продвигать и понимать равенство мужчин и женщин в моральном, социальном, духовном отношении и в лидерстве с христианской точки зрения. Это происходит через реформацию в русле феминистской мысли в отношении их религии. Христианские феминистки утверждают, что вклад женщин в этом направлении необходим для полного понимания христианства.

Эти теологи считают, что Бог не различает На основе биологически детерминированных характеристик, таких как пол и раса. Их основные проблемы включают рукоположение женщин, мужское доминирование в христианском браке, признание равных духовных и нравственных способностей, репродуктивные права и поиск женского или трансцендентного с гендерной точки зрения божественного. Христианские феминистки часто опираются на учения из более исторических текстов, которые подтверждают, что феминизм не идет против христианства, но всегда присутствует в его текстах.

Мэри Дейли выросла ирландской католичкой, и все ее образование было получено через католиков. школы. Она имеет три докторские степени: одну в колледже Святой Марии в области священного богословия, а затем две в Университете Фрибурга, Швейцария, в области теологии и философии. Хотя в своих ранних работах Дейли выражала желание реформировать христианство изнутри, позже она пришла к выводу, что христианство не способно осуществить необходимые изменения как таковые. Согласно книге Форда «Современные богословы», «Мэри Дейли сделала больше, чем кто-либо, чтобы прояснить проблемы, с которыми женщины сталкиваются в связи с центральным символом христианства и его влиянием на их самопонимание и их отношения с Богом». Дейли является ярким примером того, как некоторые феминистские богословы приходят к выводу, что восстановление и реформа больше не являются жизнеспособным вариантом, что осуждение - единственный выход.

Розмари Рэдфорд Рютер пишет о важных дополнительных интерпретациях того, как христианин феминистское богословие находится под влиянием всего мира. Рютер выросла в католической церкви и посещала католические школы на втором курсе средней школы. Она изучала классику в Колледже Скриппса, работала в Министерстве Дельты в 1965 году и преподавала в Школе религии Университета Ховарда с 1966 по 1976 год. «Розмари Рютер писала по вопросу христианской достоверности с особым вниманием. экклезиологии и ее вовлечению в церковно-мировые конфликты; Еврейско-христианские отношения…; политика и религия в Америке; и феминизм ».

В 1970-х Филлис Трайбл стала пионером христианского феминизма подхода к библейской науке, используя подход риторических Критика, разработанная ее научным руководителем, Джеймсом Мюленбургом.

Христианское феминистское богословие постоянно подвергалось критике за то, что оно сосредоточено преимущественно на белых женщинах. Это привело к развитию таких движений, как женское богословие с акцентом на афроамериканских женщин, созданных в трудах Элис Уокер азиатское феминистское богословие и богословие муджеристов, введенное Адой Марией Исаси-Диа в отношении латиноамериканцев.

Термин христианин эгалитаризм иногда предпочитают те, кто выступает за гендерное равенство и равенство среди христиан, которые не хотят ассоциировать себя с феминистским движением. Женщины-апологеты стали более заметными в христианской академической среде. Их защита веры отличается более личной, культурный подход и подход к слушанию ch "движимый любовью".

См. также: Церковь Единства, Христианская наука, Христианская богословская практика и Постмодернистское христианство.

Ислам

Исламский феминизм - это форма феминизма, связанная с ролью женщин в исламе. Он направлен на полное равенство всех мусульман, независимо от пола, в общественной и частной жизни. Исламские феминистки отстаивают права женщин, гендерное равенство и социальную справедливость, основанные на исламских рамках. Хотя основоположники движения уходят корнями в ислам, пионеры этого движения также использовали светские и европейские или немусульманские феминистские дискурсы и признают роль исламского феминизма как части интегрированного глобального феминистского движения. Сторонники движения стремятся подчеркнуть глубоко укоренившееся учение о равенстве в Коране и поощряют подвергать сомнению патриархальное толкование исламского учения через Коран. (священная книга), хадис (изречения Мухаммада ) и шариат (закон), направленные на создание более равного и справедливого общества. Это делается посредством защиты женской автономии в соответствии с положениями Корана. Феминистские богословы, такие как Азиза аль-Хибри, профессор права в Университете Ричмонда, основали КАРАМА: мусульманские женщины-юристы за права человека. Еще одна форма притязаний на права у власти состоит в том, что в нескольких странах с мусульманским большинством родилось более семи женщин глав государств, в том числе Беназир Бхутто из Пакистана., Маме Мадиор Бойе из Сенегала, Тансу Чиллер из Турции и Мегавати Сукарнопутри из Индонезия. Бангладеш была первой страной в мире, в которой последовательно избирались женщины-главы государства: Халеда Зия и Шейх Хасина. Феминистское богословие и ислам также используются для укрепления духовной связи с женщинами ислама, когда они переживают тяжелую травму, для защиты прав человека, особенно женщин. Книга Фатимы Мернисси «Забытые королевы ислама», является важнейшим элементом феминистской теологии ислама и его отношения к незападному государству. Среди других теологов: Риффат Хассан, Амина Вадуд и Асма Барлас. Это богословие использовалось для просвещения, переосмысления религии, позиционирования в качестве строительного блока для мира и продвижения прав женщин в законодательстве и в обществе.

Сикхизм

В Сикхизм женщины равны мужчинам. Стих из сикхского писания Гуру Грантх Сахиб гласит, что:

от женщины рождается мужчина; внутри женщины зачат мужчина; женщине он помолвлен и женат. Женщина становится его другом; через женщину приходят будущие поколения. Когда его женщина умирает, он ищет другую женщину; к женщине он привязан. Так зачем называть ее плохой? От нее рождаются короли. От женщины рождается женщина; без женщины не было бы вообще никого.

— Гуру Нанак, Гуру Грант Сахиб

По мнению таких ученых, как Никки-Гуниндер Каур Сингх, феминистская теология в сикхизме также является феминизацией ритуалов, таких как церемониальный обряд кто зажигает погребальный костер. Сингх далее заявляет, что это возрождение религии, чтобы вдохновить «личное и социальное обновление перемен», и что эти богословы рассматриваются как гуру, а не просто женщины или ученые. Учения Гуру Нанака сосредоточены на сингулярности между мужчинами и женщинами, с осуждением всего, что отличается. Он приводит пример того, что происхождение и традиции проистекают от женщин в качестве руководителей и контролеров, а также от вовлеченных в историю, таких как Май Бхаго, которая сплотила мужчин для сражаться вместе с ней против имперских сил в битве при Мукцаре в 1705 году.

Индуизм

В древнем индуизме женщины пользовались равным почетом с мужчинами. Манусмрити за Пример гласит: общество, которое обеспечивает уважение и достоинство женщин, процветает благодаря благородству и процветанию. И общество, которое не ставит женщин на такой высокий пьедестал, должно сталкиваться с несчастьями и неудачами, независимо от того, сколько благородных дел они совершают в противном случае. Глава Манусмрити 3 Стих 56.

В рамках Вед индуистских священных текстов женщинам оказывалось высочайшее уважение и равенство. Ведический период прославился этой традицией. Многие риши действительно были женщинами, поэтому некоторые из них написали множество шлок, стихотворений, пословиц или гимнов в Ведах. Например, в Ригведе есть список женщин-риши. Вот некоторые из них: Гоша, Годха, Гарги, Вишвара, Апала, Упанишад, Брахмджая, Адити, Индрани, Шарма, Ромша, Майтрейи, Катьяини, Урваши, Лопамудра, Ями, Шри, Лакша и многие другие. В ведический период женщины могли свободно входить в брахмачарью, как и мужчины, и достигать спасения.

. Во время индуистских свадеб церемоний женихи произносят следующие шлоки: тем не менее, в последние годы их важность понимается все реже, без особого желания анализировать их подробно, чтобы прийти к выводам, которые изображались:

«О невеста! Я принимаю вашу руку, чтобы увеличить нашу общую удачу. Я молю тебя принять меня как своего мужа и жить со мной до нашей старости... "Ригведа Самхита, часть -4, сукта 85, шлока 9702

" О невеста! Да будешь ты подобна императрице вашей свекрови, тестя, невесток и шуринов (сестер и братьев жениха). Пусть ваш судебный приказ действует в вашем доме ». Ригведа Самхита, часть -4, сукта 85, шлока 9712

В этой шлоке из Атхарваведы ясно говорится, что женщина ведет, а мужчина следует: «Бог Солнца следует за первой просвещенной и просвещенной богиней Ушей (рассветом) в мире. так же, как мужчины подражают женщинам и следуют за ними ". Атрававеда Самхита, Часть 2, Канда 27, сукта 107, шлока 5705.

Женщины считались воплощением великой добродетели и мудрости. Таким образом, мы имеем: «О невеста! Пусть знание Вед будет перед вами и позади вас, в вашем центре и в ваших целях. Пусть вы будете вести свою жизнь после обретения знания Вед. Да будьте доброжелательны, предвестник удачи и здоровья, живите в большом достоинстве и действительно освещайте дом вашего мужа ». Атхарва Веда 14-1-64. Женщинам была предоставлена ​​полная свобода вероисповедания. «Жена должна совершать агнихотру (яджну), сандхью (пуджу) и все другие ежедневные религиозные ритуалы. Если по какой-то причине ее муж отсутствует, только женщина имеет все права на проведение яджны». Ригведа Самхита, часть 1, сукта 79, шлока 872.

Движение вперед к монотеистической эре индуизма, когда такие идеалы, как шиваизм и вайшнавизм, являются особым божеством ведь феминистическое поклонение возникло в рамках ветви шактизма. С точки зрения индуизма, по сравнению с мужчинами женщины во всех отношениях равны, исторические тексты утверждают это и являются основой индуизма, признавая женщин ценными и взаимосвязанными между мужчинами и женщинами. Шакти, имя, означающее силу и относящееся к женскому аналогу Шивы, обладает связанными силами, которые принадлежат не только мужчине или женщине, но, скорее, работают вместе, в равной степени зависимые друг от друга. Ученые-индуисты-феминистки не ограничиваются реконструкцией текстов, но также реставрируют общество и индуизм на практике.

Неоязычество

Некоторые течения неоязычества, в частности Викка, имеют дитеистическую концепцию единой богини и единого бога, которые в hieros gamos представляют собой единое целое. Политеистические реконструкторы сосредотачиваются на восстановлении политеистических религий, включая различных богинь и фигур, связанных с культурами коренных народов.

Термин теалогия иногда используется в контексте движения неоязычных богинь, каламбура на теологии и θεά «богиня», предназначенных для обозначения феминистский подход к теизму.

Движение Богини - это свободная группа социальных и религиозных явлений, выросшая из феминизма второй волны, преимущественно в Северной Америке, Западной Европе, Австралии, и Новая Зеландия в 1970-х, а также метафизическое сообщество. Вдохновленные представлением о том, что во многих религиях к женщинам относятся несправедливо, некоторые женщины обратились к женскому божеству как к более созвучному их духовным потребностям. Художественное образование стало средством изучения философов-гуманитариев, таких как Дэвид Хьюм в то время. Объединяющей темой этого разнообразного движения является женственность Божества (в отличие от патриархального Бога ).

Богиня верования принимают разные формы: некоторые люди в движении Богини признают несколько богинь, некоторые также включают богов, в то время как другие чтят то, что они называют «Богиней», что не обязательно считается монотеистическим, но является часто понимается как всеобъемлющий, всеобъемлющий термин, включающий в себя множество богинь из разных культур. Термин «Богиня» может также пониматься как включающий множество способов рассматривать божество, олицетворенное как женщина, или как метафору, или как процесс. (Christ 1997, 2003) Термин «Богиня» может также относиться к концепции Единой Божественной Силы или традиционно почитаемой «Великой Богини» древних времен.

Во второй половине 20-го века феминизм оказал влияние на подъем неоязычества в Соединенных Штатах, и особенно дианической традиции. Некоторые феминистки считают, что поклонение богине, а не богу соответствует их взглядам. Другие - политеисты и поклоняются нескольким богиням. Коллективный набор верований, связанный с этим, иногда известен как теалогия, а иногда также упоминается как движение Богини. См. Также Дианическая Викка.

Буддизм

Буддийский феминизм стремится продвигать и понимать равенство мужчин и женщин в моральном, социальном, духовном и лидерском отношении с буддийской точки зрения и в рамках буддизма. Хотя некоторые основные верования в буддизм могут вызывать трения с западным феминизмом, буддийская феминистская теология стремится найти точки соприкосновения и баланс между традициями и целями этого движения. Перенося учение буддизма, теологи-феминистки критикуют общую феминистскую идеологию как «чужих» мужчин. Эта идея противоречит буддийским верованиям о взаимосвязи между всеми. Враг - это не «другой», а идея о том, что нет особой связи и быть одним и тем же. Буддийские феминистские теологии принимают во внимание религиозные идеологии, бросают вызов западным феминистским взглядам и возвращают то, что буддизм является его ядром, взаимосвязанным и принимающим.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Ford, David F., ed. (1997). Современные богословы: Введение в христианское богословие в двадцатом веке (2-е изд.). Мальден, Массачусетс: Б. Блэквелл. ISBN 978-0-631-19592-4.
  • Гренц, Стэнли Дж.; Олсон, Роджер Э. (1997). Богословие 20-го века: Бог и мир в переходную эпоху. Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN 978-0-8308-1525-8.
  • Рютер, Розмари Рэдфорд. Женщины и искупление: теологическая история (2-е изд.). Миннеаполис: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-9816-4.
Библиография
  • Андерсон, Памела Сью. Феминистская философия религии: рациональность и мифы религиозных убеждений (Oxford; Malden, Mass: Blackwell, 1998) ISBN 978-0-631-19383-8.
  • Андерсон, Памела Сью; Clack, Beverley (eds.) Feminist Philosophy of Religion: Critical Readings (Лондон: Рутледж, 2004) ISBN 978-0-415-25749-7.
  • Кассиан, Мэри А. • Феминистское Евангелие: движение за объединение феминизма с церковью. Wheaton, Ill.: Crossway Books, 1992. ISBN 0-89107-652-2
  • Стоун, Мерлин, составитель. Древние зеркала женственности: сокровищница знаний богини и героинь со всего мира. Обновлено с новым прив. Бостон: Beacon Press, 1990. Примечание: информация об издании появляется на обложке книги в мягкой обложке, но не на т. П. или его оборотная сторона. ISBN 0-8070-6751-2
  • Стоун, Мерлин. Когда Бог был женщиной. Сан-Диего, Калифорния: Harcourt-Brace-Jovanovich Publishers, коп. 1976. ISBN 0-15-696158-X.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:35:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте