Социальная справедливость - это концепция справедливых и просто отношений между индивиду и обществом, измеряемых распределение, возможности для личной деятельности и социальные привилегии. В западных, а также в более старых азиатских культурах концепция социальной справедливости часто относилась к процессу того, чтобы люди выполняли свои социальные роли и были то, что была их должностью от общества. В текущих глобальных массовых движениях за социальную справедливость упор делается на преодолении барьеров для социальной мобильности, создание сетей социальной защиты и экономическая справедливость. Социальная справедливость устанавливает права и обязанности в > общества, что позволяет людям получать блага и бремя сотрудничества. Соответствующие учреждения часто включают налогообложение, социальное страхование, общественное здравоохранение, государственную школу, общественные услуги, трудовое законодательство и регулирование рынки для обеспечения справедливого распределения богатства и равных возможностей.
Интерпретации, связывающие справедливость с взаимными отношениями с обществом, опосредованы различиями в культурных традициях, некоторые из подчеркивают индивидуальную ответственность перед обществом, а другие - равновесие между доступом к власти и ее ответственным использованием. Таким образом, сегодня к социальной справедливости обращаются при переосмыслении исторических фигур как Бартоломе де лас Касас, в философских дебатах о различных отношениях между людьми, в усилиях по обеспечению гендерного, этнического и социального равенства, за защиту справедливости для мигрантов, заключенных, окружающей среды, а также с физическими и умственными недостатками .
. В то время как концепция социальной справедливости может быть прослежена через теологию Августин Гиппопотам и философия Томаса Пейна, термин «социальная справедливость» стал явно положением в 1780-х. Иезуит священник по имени Луиджи Тапарелли, как правило, считается автором этого терминала, и он распространился во время революций 1848 года благодаря работам Антонио Росмини- Сербати. Однако недавние исследования доказали, что выражение «социальная справедливость» стало употребляться раньше (даже до XIX века). В англо-этот американский город появляется в «Записки федералиста», № 7: «Мы наблюдали склонность к ответным мерам, возникшую в Коннектикуте, совершенных законодательным собранием Род-Айленда;
В конце индустриальной революции прогрессивные, когда мы разумно сделать вывод, что в других случаях при других обстоятельствах, не пергаментная, а меча, наказывала бы такие ужасные нарушения моральных обязательств и социальной ответственности ". американские ученые-правоведы стали чаще использовать этот термин, особенно Луи Брандейс и Роско Паунд. С начала 20 века он был также включен в международное право и его институты; в преамбуле к учреждению организации труда напоминается, что «всеобщий и прочный мир может быть установлен только в том случае, если он основан на социальной справедливости». 63>общественного договора, главным образом Джоном Ролзом в Теории справедливости (1971). В 1993 г. Венская декларация и Программа действий рассматривают социальную справедливость как цель образования в области прав человека.
Различные концепции справедливости, обсуждаемые в древней западной философии, обычно были сосредоточены на сообществе.
. После Возрождения. и Реформация, современная концепция социальной справедливости как развивающего потенциала, начала работать в нескольких работах авторов. Барух Спиноза в Об улучшении понимания (1677) утверждал, что единственной целью истинной жизни должно быть обретение «человеческого характера, гораздо более стабильного, чем [собственное] собственное», и для достижения этого «Уровня совершенства... Главное благо в том, чтобы он, вместе с другими индивидуумами, если возможно, овладел вышеупомянутым характером». Во время просвещения и в ответ на Французскую и американскую революцию, Томас Пейн аналогичным образом писал в Права человека (1792 г.) общество должно дать «гению справедливый и универсальный шанс», и поэтому «построение правительства должно быть таким, чтобы выдвигать... всю ту степень возможностей, которая всегда проявляется в революциях».
Хотя нет уверенности относительно использования этого термина « Социальная справедливость », ранние источники можно найти в Европе 18 века. Некоторые ссылки на использование этого выражения есть в статьях журналов, соответствующих духу Просвещения, в котором социальная справедливость описывается как обязанность монарха; также этот присутствует в книгах, написанных католическими итальянскими теологами, особенно членами Общества Иисуса. Таким образом, согласно этому источнику и контексту, справедливость была другим термином для «справедливости общества», справедливости, которая управляет отношениями между людьми в обществе, без какого-либо упоминания социально-экономического равенства или человеческого достоинства.
Использование этого термина стало более частыми католическими мыслителями с 1840-х годов, в том числе иезуитом Луиджи Тапарелли в Civiltà Cattolica, основанном на работе Св. Фома Аквинский. Он утверждал, что конкурирующие капиталистические и социалистические теории, основанные на субъективном картезианском мышлении, подрывают единство общества, присутствующее в томистическом метафизика, поскольку ни одна из них не была достаточно озабочена моральной философией. В 1861 году влиятельный британский философ и экономист Джон Стюарт Милль в статье Утилитаризм писал в 1861 году о своей точке зрения, что «Общество одинаково хорошо относиться ко всем, кто заслужил его одинаково хорошо., т. Е. которые одинаково хорошо заслужили абсолютно. Это наивысший абстрактный стандарт социальной справедливости и справедливости в распределении доходов;
В конце 19-го и начале 20-го века социальная справедливость стала темой американской политической и правовой философии, особенно в рамках всех институтов и усилий всех добродетельных граждан, которые должны быть в максимальной степени развития сближения ». работой Джона Дьюи, Роско Паунда и Луи Брандейса. Одной из главных проблем была эпоха Лохнера решения Верховного суда США об отмене законодательства, принятого правительствами штатов и федерального правительства в целях улучшения социальной и экономической ситуации, например восьмичасовой рабочий день или право вступать в После профсоюз. Использует ту же организацию труда использует ту же методику в своей преамбуле, заявив, что «мир может быть установлен, только если он основан на социальной справедливости». дискурс.
В 1931 году Папа Пий XI впервые сформулировал это выражение в католическом социальном учении в энциклике Quadragesimo anno. Затем снова в Divini Redemptoris церковь указала, что реализация социальной справедливости зависит от поощрения достоинства личности. Divini Redemptoris на его составителей, Конституция Ирландии была первой, которая установила этот термин как принцип экономики в государстве, а в других странах вокруг мира сделал то же самое самое. на протяжении всего 20 века, даже при социалистических режимах, таких как Конституция Кубы 1976 года.
В конце 20 века несколько либеральных и консервативных мыслейтели, в частности Фридрих Хайек, отвергли эту концепцию, заявив, что она ничего не значила или значила слишком много вещей. Однако концепция оставалась очень влиятельной, особенно благодаря ее продвижению такими философами, как Джон Ролз. Несмотря на то, что социальное справедливо справедливо, в современных теориях о ней можно по крайней мере три общих элемента: обязанности государства распределять важные жизненно важные средства (такие как экономические, социальные, и культурные права ), защита человеческих достоинств и позитивные действия для продвижения равных возможностей для всех.
Работа Хантера Льюиса, продвигающая естественное здравоохранение и устойчивую экономику, отстаивает Сохранение как ключевую функцию социальной справедливости. Его манифестальными устойчивыми связывает продолжающееся процветание жизни с реальными условиями, окружающей средой, поддерживающей эту жизнь, и связывает несправедливость с пагубными последствиями непреднамеренных последствий человеческих действий. Цитируя классических греческих мыслителей, таких как Эпикур о добре стремления к счастью, Хантер также цитирует орнитолога, натуралиста и философа Александра Скатча в своей книге «Основы морали»:
Общая черта, которая объединяет деятельность, являющуюся одним из основных видов системы моральных цивилизованных народов, состоит в том, что по самой природе они могут быть разрушены условиями, которые делают их возможными.
Папа Бенедикт XVI цитирует Тейяра де Шарден в виденииа как «живого хозяина», охватывающего понимание экологии, которое включает в себя отношения человечества с другими, что загрязнение влияет не только на мир природы, но и на межличностные отношения. Космическая гармония, справедливость и мир взаимодействаны:
Если вы хотите культивировать мир, защищайте творение.
В «В поисках космической справедливости» Томас Соуэлл пишет, что поиск утопии, хотя и прекрасен, может иметь катастрофические последствия, если не принимать во внимание экономические основы, поддерживающие современное общество.
Политический философ Джон Ролз опирается на утилитарную идеи Бентама и Милля, идеи общественного договора Джона Локка и идеи категорического императива из Канта. Его первое принципиальное заявление было сделано в «Теории справедливости», где он обладает предположительной неприкосновенностью, основанной на справедливости, которая не может преодолеть даже благосостояние общества в целом. По этой причине отрицает, что потеря справедливости является правильным благодаря большему благу, деонтологическое положение, которое перекликается с Кантом в формулировке морального блага справедливости в абсолютистских терминах. окончательно изложены в Политическом либерализме, где общество рассматривается «как справедливая система сотрудничества во времени от одного поколения к другому».
Все имеют базовые социальные, экономические и политические институты, как формальных, Проверяя, проверяет, что эти элементы сочетаются и работают вместе, Ролз основал ключевой тест на легитимность теорий общественного договора., утвержден, что для определения того, является ли легитимна какая-либо конкретная система коллективно навязываемых социальных механизмов, нужно искать согласование со стороны людей, которые ей подчиняются, но не обязательно к объективному понятию с праведливости, основанного на последовательной идеологической основе. Очевидно, что каждый гражданин может принять участие в опросе, чтобы определить его или ее согласие на каждое предложение, в котором присутствует определенная степень принуждения. Ролз привел аргумент в пользу двухэтапного процесса определения гипотетического согласия гражданина:
Это относится к одному человеку, который представляет собой небольшую группу (например, организатор общественных мероприятий, устанавливающий дресс-код) так же, как и национальным правительствам, являющимися конечными попечителями, обладающими представительскими полномочиями на благо всех граждан в пределах своих территориальных границ. Правительство, которые не могут обеспечить благополучие своих граждан в соответствии с принципами справедливости, не являются законными. Чтобы общий принцип подчеркивал принцип, согласно которому справедливость должна исходить от народа, а не быть продиктованной законной власти полномочиями правительства, Ролз утверждал, что «существует... общая презумпция против введения и других ограничений на поведение без достаточных оснований. Но эта презумпция не создает особого приоритета для какой-либо конкретной свободы ". Это поддержка не имеющего рейтинга набора свобод, который разумные граждане во всех штатах должны уважать и поддерживать - в некоторой степени список, предложенный Ролзом, соответствует нормативным правам человека, которые имеют международное признание и прямое соблюдение в некоторых национальных государствах, где граждане нуждаются в поддержке. действовать таким образом, чтобы зафиксировать большую степень равенства результатов. По словам Ролза, основными свободами, которые должно гарантировать каждое хорошее общество, являются:
Аргументы Томаса Погге относятся к стандарту социальной справедливости, который создает дефицит прав человека. Он возлагает ответственность на тех, кто активно сотрудничает в разработке или создании социального института, можно предвидеть, что этот порядок нанесет вред бедноте во всем мире и его можно разумно избежать. Pogge утверждает, что социальные институты имеют негативную обязанность не причинять вреда бедным.
Погге говорит об «институциональном космополитизме» и возлагает ответственность на институциональные схемы за нарушение прав человека. Приведен пример рабства и третьих лиц. Третья сторона не должна признавать рабство или обеспечивать его соблюдение. Институциональный порядок должен нести ответственность только за нарушения прав человека, которые он устанавливает или санкционирует. По его словам, нынешняя институциональная структура систематически наносит ущерб развивающимся экономикам, позволяя компаниям уклоняться от уплаты налогов, совершать незаконные финансовые потоки, коррупцию, торговлю людьми и оружием. Джошуа Коэн оспаривает свои утверждения, основываясь на том факте, что некоторые бедные страны преуспели с нынешним институциональным дизайном. Элизабет Кан утверждает, что некоторые из этих обязанностей должны применяться во всем мире.
Организация Объединенных Наций называет социальную справедливость «основополагающим принципом мирного и процветающего сосуществования внутри и между странами.
В документе Организации Объединенных Наций 2006 г. «Социальная справедливость в открытом мире: роль Организации Объединенных Наций» говорится, что «социальную справедливость в широком смысле можно понимать как справедливое и сострадательное распределение плодов экономического роста...»
Термин «социальная справедливость» рассматривался ООН «как заменитель защиты прав человека [и] впервые появился в текстах Организации Объединенных Наций во второй половине 1960-х годов. По инициативе Советского Союза и при поддержке развивающихся стран этот термин был использован в Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969 году ».
В том же документе говорится:« Из всеобъемлющего глобального В перспективе, сформированной Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека, пренебрежение стремлением к социальной справедливости во всех ее аспектах превращается в де-факто принятие будущего, омраченного насилием, репрессиями и хаосом ». В отчете делается вывод: «Социальная справедливость невозможна без сильной и последовательной политики перераспределения, разработанной иосуществляемой государственными учреждениями ».
В том же документе ООН содержится краткая история: "[T] понятие социальной справедливости является относительно новым. Ни один из великих философов истории - ни Платон, ни Аристотель, ни Конфуций, ни Аверроэс, ни даже Руссо или Кант Эта концепция впервые появилась в западной теории и на политическом языке после промышленной революции и параллельного развития социалистической доктрины. После революций, потрясших Европу в середине 1800-х годов, социальная справедливость стала объединяющим призывом для прогрессивных мыслителей и политических. труда, и как центр разработки мер по улучшению жизни людей. активистов... К середине двадцатого века концепция социальной справедл ивости стала центральным элементом идеологий и программ практически все левые и центристские политические партии по всему миру... "
С момента своего основания методизм был христианским движением за социальную справедливость. Под руководством Джона Уэсли методисты стали лидерами во многих социальных справедливости того времени, включая тюремную реформу и движения за отмену. Сам Уэсли был одним из первых, кто проповедовал права рабов, что вызвало значительную оппозицию.
Сегодня социальная справедливость играет роль в Объединенной методистской церкви. Книга Дисциплины Объединенной методистской церкви говорит: «Мы возлагаем на правительство ответственность за защиту без права людей на свободные и справедливые выборы и на свободу слова, религии, собрании, средств массовой информации и петиции о возмещении без страха репрессий; к праву на неприкосновенность частной жизни ; и гарантии прав на достаточное питание, одежду, жилище, образование и медицинское обслуживание ». Объединенный методистская церковь также учит контролю над населением как часть своей доктрины.
Время Журнал Отметим, что молодые евангелисты также все чаще занимаются социальной справедливостью. Джон Стотт проследил призыв к социальной справедливости еще до креста: «Крест - это откровение справедливости Бога, а также Его любви. Вот почему сообщество креста должно заботиться о социальной справедливости, а также о благотворительности ».
Католическое социальное учение состоит из тех услуг римско-католической доктрины, которые имеют отношение к вопросам Уважение к индивидуальной жизни. Отличительной чертой католической социальной доктрины является забота о беднейших и наиболее уязвимых членах общества. Две из семи основных целей имеют отношение к социальной справедливости:
Катехизис католической церкви (§§ 1928–1948) содержит более подробную информацию о взглядах церкви на социальную справедливость.
В мусульманской истории исламское управление часто ассоциировалось с социальной справедливостью. справедливость. Установление социальной справедливости было одним из мотивирующих факторов восстания Аббасидов против Омейядов. Шииты верят, что возвращение Махди ознаменует «мессианскую эпоху справедливости», а Махди вместе с Исой (Иисусом) положит конец грабежу, пыткам, угнетению и дискриминации.
Для Братья-мусульмане реализация социальной справедливости отказа от консьюмеризма и коммунизма. Братство решительно отстаивало право на частную собственность, а также в личном благосостоянии из-за таких факторов, как тяжелый труд. Однако Братство считало, что мусульмане должны помогать нуждающимся мусульманам. В нем говорилось, что закят (раздача милостыни) не является добровольной благотворительностью, но бедные право на помощь от более удачливых. Поэтому исламских правительств соблюдение закята с помощью налогов.
В книге «Исцелить расколотый мир: этика ответственности» раввин Джонатан Сакс утверждает, что социальная справедливость занимает центральное место в иудаизме. Одна из наиболее характерных и сложных идей иудаизма - это его этика ответственности, отраженная в концепциях симха («радость» или «радость»), цдака («религиозная обязанность осуществлять благотворительность и благотворительность "), хесед (" добрые дела ") и тиккун олам (" исправление мира ").
Современная иерархия джати претерпевает изменения по разным причинам, включая социальную справедливость, которая является политически популярной позицией в демократической Индии. социальном поведении джати - исключительных эндогамных сообществ, основанных на привычных занятиях - вызывают к различным реформаторским движениям в индуизме. 198>
Кит айская концепция Тянь Мина иногда воспринимается как проявление социальной справедливости. Посредством этого низложения несправедливых правителей оправдано тем, что гражданское недовольство и экономическое бедствие лишаются как Небеса, вызывающие Императора своей благосклонности. Успешное восстание считается несомненным доказательством, что Император не годится к власти.
Социальная справедливость - это также понятие, которое используется для описания движения к социальному справедливому миру, например, Движение за глобальную справедливость. В этом контексте социальная справедливость основана на концепциях прав человека и может быть определена как «способ того, как проявляются права человека в повседневной жизни на всех уровнях».
Несколько движений работают над достижением социальной справедливости в обществе. Эти движения работают над созданием мира, в котором все члены общества, независимо от того, имеют ли они происхождения права человека и равный доступ к благам своего общества.
Теология освобождения - это движение в христианской теологии, которое выражает учение Иисуса Христа в терминах освобождения от несправедливых, политических или социальных условий. Его сторонники описывают его как «христианскую веры через страдания бедных, их интерпретацию борьбой и надежду, и критику общества, католическую веры и христианства глазами бедных», а клеветники - как христианство, извращенное Марксизм и Коммунизм.
Хотя теология освобождения превратилась в международное и межконфессиональное движение, она зародилась как внутри церкви католической церкви в Латинской Америке в 1950-х годах - 1960-е гг. В этом мире возникла проблема как моральная реакция на нищету. Он получил известность в 1970-х и 1980-х годах. Этот термин был придуман перуанским священником Густаво Гутьерресом, написавшим одну из самых известных книг движения «Теология освобождения» (1971). По ее словам, «Маркс обязательно возьмется за дело, - пишет она, - с присвоением своих работ в религиозном контексте... нет никакого способа согласовать взгляды Маркса на религию с взглядами Гутьерреса, они просто несовместимы. Несмотря на это, с точки зрения понимания необходимости справедливого и праведного мира и почти неизбежных препятствий на этом пути, у них много общего; и, особенно в первом издании [Теологии освобождения], использование теории марксизма вполне очевидны ".
Другие известные представители - Леонардо Бофф из Бразилии, Карлос Муджика из Аргентины, Джон Собрино из Эль Сальвадор и Хуан Луис Сегундо из Уругвая.
Социальная справедливость совсем недавно нашла свое место в области биоэтики. Обсуждение затрагивает такие темы, как доступный доступ к медицинскому обслуживанию, особенно для домохозяйств и семей с низкими доходами. Обсуждение также поднимает такие вопросы, как должно ли общество нести расходы на здравоохранение для семей с низким доходом и является ли глобальный рынок лучшим способом распространения медицинских услуг. Рут Фейден из Института биоэтики Джона Хопкинса Бермана и Мэдисон Пауэрс из Джорджтаунского университета сосредотачивают свой анализ социальной справедливости на том, какое неравенство имеет наибольшее значение. Они разрабатывают теорию социальной справедливости, которая дает ответы на некоторые из этих вопросов в конкретных условиях.
Социальная несправедливость возникает, когда существует предотвратимая разница в состоянии здоровья среди населения. Эта социальная несправедливость принимает форму несправедливости в отношении здоровья, когда негативные состояния здоровья, такие как недоедание и инфекционные заболевания, более распространены в бедных странах. Эти негативные состояния здоровья часто могут быть предотвращены за счет предоставления социальных и экономических структур. Интеграция справедливости со здоровьем по своей социальной социальные детерминанты модели здоровья без обесценивания роли биомедицинской модели.
Венская декларация и Программа действий подтверждают, что «образование в области прав человека должно образоваться, демократию, развитие и социальную справедливость, как изложено. в международных и региональных документах по правам человека, для достижения общего понимания и осведомленности для всеобщей приверженности человека. «
Принципы социальной справедливости заложены в более широком экологическом движении. Третий принцип Хартии Земли - это социальная и экономическая справедливость, которая описывается как стремление искоренить бедность как этический, социальный и экологический императив, устойчивость, что экономическая деятельность и институты на всех уровнях способствуют человеческому развитию на справедливой и устойчивой основе. утверждать равенство и справедливость в качестве предварительного надлежащего общественного обеспечения, общественного здравоохранения и общественного здравоохранения. правам народов и меньшинств.
Движения за климатическую справедливость и за экологическую справедливость также включают принципы, идеи и практики. Климатическая справедливость и экологическая справедливость, как движения в рамках более крупного экологического и экологического движения, каждое из них включает социальную справедливость особым образом. Климатическая справедливость включает заботу о социальной справедливости в отношении парниковых газов, вызванного климатом изменения окружающей среды, а также смягчения последствий изменения климата и адаптации. Экологическая справедливость включает заботу о социальной справедливости в отношении экологических выгод или загрязнения окружающей среды на основе их справедливого распределения между различными-экономическими расслоениями или другими препятствиями на пути к правосудию.
Многие авторы критикуют идею о существовании объективного стандарта социальной справедливости. Моральные релятивисты отрицают, что существует какой-либо объективный стандарт справедливости в целом. Некогнитивисты, скептики морали, моральные нигилисты и большинство логических позитивистов отрицают эпистемическую возможность объективных представлений о справедливости. Политические реалисты полагают, что любая социальная справедливость в конечном итоге полностью оправдана статус-кво.
Майкл Новак утверждает, что социальная справедливость редко получает адекватное определение, утвержддая:
[W] О социальной социальной написаны целые книги и трактаты, никогда не давая ей определения. Ему разрешено парить в воздухе, как будто каждый узнает его экземпляр, когда он появится. Эта неопределенность кажется неизбежной. В ту минуту, когда человек начинает определять социальную справедливость, он сталкивается с неприятными интеллектуальными трудностями. Чаще всего это становится термином искусства, операционное значение которого звучит так: «Нам нужен закон против этого». Другими словами, он становится инструментом идеологического запугивания с целью обретения силы правового принуждения.
Многие другие люди принимают некоторые основные принципы социальной справедливости, такие как идея о том, что все люди согласны с принципами, которые следуют за выводами, которые могут следовать из этого. Одним из примеров является заявление Х. Г. Уэллс, что все люди «в равной степени имеют право на уважение своих собратьев».
Фридрих Хайек из австрийской школы экономика отвергает идею социальной справедливости как бессмысленную, противоречивые и идеологические, предполагая какую-либо степень социальной справедливости невозможно, и что попытка сделать это должно уничтожить всю социальную справедливость свободу:
Не может быть никакого теста, с помощью которого мы можем быть «социальным несправедливым». 'потому что нет полномочий, с помощью которого может быть совершена такая несправедливость, и этого нет правил индивидуального поведения, соблюдение которого в рыночном порядке определено бытовое (в отличие от процедуры определен) явится нам. [Социальная справедливость] относится не к категории ошибок, а к категории бессмыслицы, как и термин «моральный камень».
Хайек утверждал, что сторонники социальной справедливости к моральной добродетель, но их описанию к безличному положению вещей (например, неравенству доходов, бедности), которые называются «социальной несправедливостью». Хайек утверждал, что социальная справедливость - это либо добродетель, либо нет. Если это так, то это можно приписать только действиям отдельных лиц. Однако кто использует этот термин, приписывают его социальным системам, так что «социальная справедливость» на самом деле регулирующий порядок порядка; их интересует не добродетель, а сила. Для Хайека это понятие личными судебными органами, что люди руководствуются конкретными внешними указаниями, а не внутренними правилами справедливого поведения. Далее, ответственность за собственное поведение, поскольку это было бы «обвинением жертвы». По словам Хайека, функция социальной справедливости заключается в том, чтобы обвинять кого-то еще, часто приписываемого «системы» или тех, кто, согласно мифам, должен ее контролировать. Таким образом, он основан на привлекательной идее «вы страдаете; ваши страдания вызваны сильными мира сего; эти угнетатели должны быть уничтожены ».
Бен О'Нил из Университета Нового Южного Уэльса и Институт Мизеса утверждает:
[Для сторонников «социальной справедливости»] понятие «права» - это просто термин, свидетельствующий о притязании на возможное желаемое благо, неважно важным или тривиальным, абстрактным или осязаемым, недавним или древним. Это просто утверждение желания и декларация о намерении использовать язык прав для достижения желания. Фактически, как программа социальной справедливости неизбежно включает в себя требования о предоставлении товаров, оплаченных усилиями других, этот термин относится к обеспечению своих желаний. Не для того, чтобы заработать желаемые блага рациональными мыслями и действиями, производственным иольным обменом, чтобы пойти туда и насильно забрать товары у тех, кто может их предоставить!
![]() | Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Социальная справедливость |