Фатема Мернисси | |
---|---|
Фатема Мернисси (Премия Эразма 2004) | |
Родное имя | فاطمة مرنيسي |
Родился | (1940-09-27) 27 сентября 1940 года. Фес, Марокко |
Умер | 30 ноября 2015 (2015-11-30) (75 лет). Рабат, Марокко |
Род занятий | Социолог |
Национальность | Марокко |
Альма mater | Парижский университет. Университет Брандейса |
Литературное движение | Феминистское |
Известные награды | Премия принца Астурийского |
Фатема Мернисси (Арабский : فاطمة مرنيسي, романизированный : Fāṭima Marnīsī; 27 сентября 1940 - 30 ноября 2015) была марокканской феминисткой писатель и социолог.
Фатема Мернисси родилась 27 сентября 1940 года в Фесе, Марокко. Она выросла в гареме своей богатой бабушки по отцовской линии вместе с различными родственницами и служанками. Она получила начальное образование в школе, основанной националистическим движением, а среднее образование - в школе для девочек, финансируемой французским протекторатом. В 1957 году она изучала политологию в Сорбонне и в Университете Брандейс, получив там докторскую степень. Она вернулась к работе в Университете Мохаммеда V и преподавала на факультете литературы с 1974 по 1981 год по таким предметам, как методология, семейная социология и психосоциология. Мернисси известна своими социально-политическими подходами к обсуждению гендерной и сексуальной идентичности, особенно тех из них, которые сосредоточены в Марокко. На международном уровне она стала известна главным образом как исламская феминистка.
Мернисси была лектором в Университете Мохаммеда V в Рабате и научным сотрудником Университетского института научных исследований. в том же городе. За завесой: динамика мужчин и женщин в мусульманском обществе была написана для ее кандидатской диссертации, а затем опубликована в книге, в которой признается сила мусульманских женщин по отношению к исламу. Она считается одной из влиятельных феминистских фигур Марокко, поскольку она успешный ученый, педагог, писатель и социолог. Она умерла в Рабате 30 ноября 2015 года.
Первая монография Мернисси, Beyond the Veil, была опубликована в 1975 году. Пересмотренное издание было опубликовано в Великобритании в 1985 году. и в США в 1987 году. «По ту сторону завесы» стала классикой, особенно в области антропологии и социологии, посвященной женщинам в арабском мире, Средиземноморье или мусульманских обществах в целом. Как исламская феминистка, Мернисси в основном интересовалась исламом и ролью женщин в нем, анализируя историческое развитие исламской мысли и ее современные проявления. Подробно исследуя природу преемственности Мухаммеда, она поставила под сомнение достоверность некоторых из хадисов (приписываемых ему высказываний и преданий) и, следовательно, подчиненности женщин, которых она видит в исламе, но не обязательно в Коране. Она внесла произведение «Дочь купца и сын султана» в антологию Сестричество глобально: Антология международного женского движения (1984), отредактированная Робин Морган. Самая известная ее книга, как исламской феминистки, «Покров и мужская элита: феминистская интерпретация ислама» - это квазиисторическое исследование роли жен Мухаммеда. Впервые она была опубликована на французском языке в 1987 году и переведена на английский в 1991 году. Книга была запрещена в Марокко, Иране и арабских государствах Персидского залива.
Как социолог, Мернисси в основном проводил полевые исследования в Марокко. Несколько раз в конце 1970-х и начале 1980-х она проводила интервью, чтобы выявить преобладающее отношение к женщинам и работе. Она проводила социологические исследования для ЮНЕСКО и МОТ, а также для властей Марокко. В тот же период Мернисси публиковал статьи в периодических изданиях и других публикациях о женщинах в Марокко, женщинах и исламе как в современной, так и в исторической перспективе. Ее работа была названа источником вдохновения для других мусульманских феминисток, например, тех, кто основал Musawah. В своей книге «Ведение ежедневной битвы: интервью с марокканскими женщинами» (1991) она брала интервью у крестьянок, рабочих, ясновидящих и служанок. В 1994 году Мернисси опубликовал мемуары Dreams of Trespass: Tales of a Garem Girlhood (в США книга изначально называлась The Harem Within: Tales of a Moroccan Girlhood, и до сих пор известна под этим названием. в Великобритании).
Постоянной темой для многих ее работ является Шехеражда и цифровая сфера. В ее статье «Спутник, принц и Шахерада: рост женщин как коммуникаторов в цифровом исламе» исследуются случаи, когда женщины принимают участие в онлайн-СМИ, в то время как «Цифровые шахерезады в арабском мире» освещают темы онлайн-активности, меняющей культурные традиции. В своем эссе она упоминает, как быстро распространяются технологии - одним из основных источников является Всемирная паутина - и анализирует роль и вклад женщин в это движение. Она много писала о жизни в гаремах, гендере, общественной и частной сферах. Размер 6: Западный женский гарем - это эссе из ее книги «Шахерезада идет на запад: разные культуры, разные гаремы», в котором обсуждаются репрессии и давление, с которыми женщины сталкиваются просто из-за их внешнего вида. Будь то анализ женщин в марокканском обществе или на Западе, кажется, что они должны соответствовать стереотипным стандартам, таким как размеры одежды. Мернисси сравнивает размер одежды 6 с гаремами и заявляет, что эти методы изолируют женщин и плохо обращаются с ними.
Работы Мернисси сосредоточены на предоставлении голоса угнетенным и маргинализированным женщинам. Она проливает свет на вклад женщин в экономику и признает роли, которые влияют на то, как женщины рассматриваются в исламских культурах. На протяжении всей своей карьеры Мернисси активно выступала в защиту прав и равенства женщин, а также исповедовала ислам. Она использует историко-религиозные исследования, чтобы заявить о своей современной феминистской позиции.
В 2003 году Мернисси была удостоена премии Принца Астурийского вместе с Сьюзен Зонтаг. Мернисси представила свою речь, Ковбой или Синдбад? освещая тему глобализации, и получила признание за ее задумчивый подход, рассматривающий как проблему, так и влияние культуры. В 2004 году она была удостоена Премии Эразма вместе с Садиком Аль-Асмом и Абдолкаримом Сорушом. Она была признана за ее социокультурное влияние, так как награда была посвящена «Религии и современности». В 2017 году Ассоциация исследований Ближнего Востока учредила Книжную премию Фатимы Мернисси в ее честь, чтобы отметить женщин и гендерные исследования.
Наследие Фатимы Мернисси можно во многом отнести к ее научному и литературному вкладу в раннее феминистское движение. Мернисси занимается такими проблемами, как европоцентризм, интерсекциональность, транснационализм и глобальный феминизм в своих известных публикациях, в том числе: Beyond the Veil, The Forgotten Queens of Islam, Women’s Rebellion Islamic Memory и Islam and Democracy: Fear of the Modern World.
В 1975 году была опубликована первая книга Фатимы Мернисси «По ту сторону пелены», и она была революционной. Мернисси разрушила этноцентрические стереотипы, которые западное общество выработало в отношении ислама, особенно исламских женщин. Она отделила исламских женщин от гомогенизированной группы «женщин третьего мира», созданной западным феминизмом. Мернисси также боролась за преодоление западных представлений о том, что мусульманские женщины были беспомощными жертвами как своей религии, так и мужчин своей религии. Западные стереотипы подвергали остракизму мужчин-мусульман, которые не соответствовали белой, мужской, гегемонистской модели, господствовавшей в обществе первого мира, развивая расистские идеи в сторону религии, которая, как считалось, угнетала женщин. Однако Мернисси указала, что мусульманские женщины не были жертвами своих религиозных обрядов точно так же, как западные женщины были жертвами патриархата; обе группы женщин были угнетены особыми социальными институтами в рамках религии или общества, созданными для получения прибыли от маргинализации других. Кроме того, Мернисси объяснила, что западные женщины носили чадру, как и мусульманки, но западные чадры были гораздо более сдержанными. Она утверждала, что молодость и красота скрывают западных женщин, и когда у женщины их больше нет, общество вряд ли признает ее. Мернисси сломал этноцентрический подход, который использовал западный феминизм, и написал, чтобы внести больше ясности в разнообразие, необходимое в глобальном женском движении. Наследие Мернисси является революционным, потому что она создала пространство в изначально преимущественно западном движении, которое позволило мусульманским женщинам участвовать без ущерба для их религиозных практик. Работа Мернисси подчеркнула, как западный феминизм может нанести ущерб расширению прав и возможностей женщин во всем мире, если ему не хватает межсекторального подхода к женским проблемам.
В книге «Забытые королевы ислама» Фатима Мернисси использует интерсекциональный подход, чтобы понять положение женщин на протяжении всей ранней исламской истории через социальные и политические идентичности, которые созданы режимы дискриминации. Ее цель заключалась в том, чтобы выявить значительный вклад женщин в раннюю исламскую историю и развенчать неправильные представления об отсутствии женщин как политических и авторитетных фигур. Она делает это, исследуя руководящие роли, в которых женщины играли на протяжении всей истории ислама, и изменяет то, как женщины изображаются в историографии. Она утверждает, что женщины занимали влиятельные политические должности, несмотря на религиозные титулы, присвоенные мужчинам. Это подтверждается многочисленными историческими отчетами о пятнадцати женщинах и их активными ролями, которые они играли в политике до современного ислама. Например, роль рабынь в руководстве восстаниями рабов против религиозных правителей без применения насилия (Mernissi, 1994). Более того, Мернисси проводит различие между «политическим исламом», периодом, когда произошли радикальные изменения, когда роли женщин игнорировались или забывались, и «исламом Рислала», когда жизнь женщин была преобразована (Mernissi, 1994). Она сыграла основополагающую роль в создании общей академической литературы о роли женщин в истории ислама за пределами их традиционных ролей, подчеркивая их участие в политике, религии и культурных изменениях.
В книге «Восстание женщин и исламская память» Фатима Мернисси анализирует роль женщин в мире современного ислама. В своей работе она исследует идею сексуальной идентичности и гендерных ролей в исламском мире и помогает переосмыслить повествование, окружающее ее. Мернисси обсуждает некоторые из наиболее важных вопросов, связанных со статусом мусульманских женщин, такие как сокрытие вклада женщин в экономику арабских государств (Mernissi, 1996). Кроме того, Мернисси исследует различные демографические группы, включая образование и грамотность. Она использует это, чтобы объяснить важность этих факторов не только для расширения прав и возможностей женщин в исламе, но и для их здоровья (Mernissi, 1996). Кроме того, Мернисси анализирует роль государства в гендерных ролях, а также результаты государства, которое в конечном итоге поддерживает неравенство (Mernissi, 1996). В конечном итоге Мернисси утверждает, что свобода от этих контролирующих традиций и ожиданий женщин - единственный способ развития арабского мира. Работа Мернисси имеет огромное влияние на исламский феминизм, интерсекциональность и глобальный феминизм, поскольку она сосредоточена на проблемах, связанных с мусульманскими женщинами в арабском мире. Эта книга, в частности, смогла пролить свет на конкретные проблемы, с которыми женщины сталкиваются в исламском мире, такие как вопросы сексуальной идентичности и гендерных ролей, а также на то, какое влияние это может оказать на расширение прав и возможностей женщин и их здоровье.
В своей книге «Ислам и демократия: страх перед современным миром» Фатима Мернисси использует транснациональный подход для анализа социально-политического контекста Арабско-исламский мир вскоре после войны в Персидском заливе. Она обсуждает, может ли установившийся фундаментализм, господствующий на Ближнем Востоке, когда-либо быть совместим с демократическими процессами, используемыми в западных обществах. Мернисси поднимает вопросы о неуверенности мусульман в отношении «неисламской» формы правления, которая может поставить под угрозу их исламский образ жизни, включая мораль и ценности, такие как скромность. Более того, она исследует такие вопросы, как страх перед исламской религией, демократия, Устав Организации Объединенных Наций, свобода мысли и индивидуализм (Mernissi, 2002). Например, она смотрела на то, как фундаментализм контролирует то, что женщина может носить, поэтому демократическое общество, позволяющее женщинам одеваться, как им заблагорассудится, могло казаться угрозой для гипер-мужской культуры. Она утверждает, что живая демократия должна допускать юридические и конституционные возможности не соглашаться с государством. Затем Мернисси предлагает способы, с помощью которых прогрессивные мусульмане, в том числе феминистки, которые предпочитают защищать демократию и сопротивляться фундаментализму, должны черпать из тех же священных текстов, что и те, кто пытается их угнетать, чтобы доказать, что ислам в своей основе не против женщин.