Шадр ад-Дин Мухаммад Ширази (Мулла Шадра) | |
---|---|
Личное | |
Родился | c. 1571/2 г. н. Э. / 980 г. Шираз |
Умер | c. 1635/40/1050 хиджры Басра |
Религия | ислам |
Эра | Постклассическая исламская философия |
Область | Сефевидская Персия |
Номинал | Шииты |
Creed | Шиллинг |
Основной интерес (и) | Исламская философия, иллюминационизм, трансцендентная теософия, Ирфан, Тафсир |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии о шиитском исламе |
Двенадцать |
---|
Четырнадцать непогрешимых |
Принципы |
Другие верования |
Практики |
Другие практики |
Святые города |
Группы |
Другие родственные секты и группы |
Стипендия |
Сборники хадисов |
Источники из иджтихада или источники правоведения |
похожие темы |
Шиитский исламский портал |
|
Часть серии об исламском суфизме |
---|
Могила Абдула Кадира Гилани, Багдад, Ирак |
Идеи |
Практики |
Суфийские приказы Сунниты
Шииты Неконфессиональный |
Список суфиев |
Темы в суфизме |
Исламский портал |
|
Садр ад-Дин Мухаммад Ширази, также называемый Мулла Садра ( персидский : ملا صدرا ; Arabic : صدر المتألهین) (.. С 1571/2 - с 1635/40 CE / 980 - 1050 AH), был персидский Twelver Ши» i Исламский мистик, философ, теолог и Алим, возглавивший иранский культурный ренессанс в 17 веке. По словам Оливера Лимана, мулла Садра, возможно, является самым важным и влиятельным философом мусульманского мира за последние четыреста лет.
Хотя он и не является его основателем, он считается мастером философской школы иллюминаторов (или Ишраги или Ишраки ), выдающейся фигурой, которая синтезировала многие разделы философии исламского золотого века в то, что он назвал трансцендентной теософией или аль-хикмах аль. -muta'āliyah.
Мулла Садра принес «новое философское понимание природы реальности » и создал «важный переход от эссенциализма к экзистенциализму » в исламской философии, хотя его экзистенциализм не следует слишком легко сравнивать с западным экзистенциализмом. Это был вопрос экзистенциалистской космологии, относящейся к Богу, и поэтому он значительно отличается от индивидуальных, моральных и / или социальных вопросов, лежащих в основе русского, французского, немецкого или американского экзистенциализма.
Философия Муллы Садра амбициозно синтезируется авиценнизма, Шахаб ад-Дин Сухраварди «s ишракизм философии, Ибн Араби » s суфийские метафизику, и богословие в суннитский Ашари школы Калама в рамках Twelver Shi'asm.
Его основная работа - «Трансцендентная философия четырех путешествий интеллекта» или просто « Четыре путешествия».
Мулла Садра родился в Ширазе, на территории современного Ирана, в семье известных придворных в 1571 или 1572 году. Во времена Муллы Садры Ираном правила династия Сефевидов. Сефевидские короли предоставили независимость провинции Фарс, которой правил брат короля, отец муллы Садры, Хваджа Ибрагим Кавами, знающий и чрезвычайно верный политик. Как правитель обширной области провинции Фарс, Ходжа был богат и занимал высокое положение. У него не было детей, но после долгой молитвы и мольбы Бог дал ему сына, которого в семье назвали Мухаммадом, но звали Садра. Спустя годы Садра получил прозвище «Мулла», то есть «великий ученый». Садра был единственным ребенком Хваджи. В то время было принято, что дети аристократов получали образование у частных учителей в собственном дворце. Садра был очень умным, строгим, энергичным, прилежным и любознательным мальчиком и за очень короткое время освоил все уроки, связанные с персидской и арабской литературой, а также искусством каллиграфии. Следуя старым традициям своего времени и до достижения половой зрелости, он также изучил верховую езду, технику охоты и борьбы, математику, астрономию, некоторые виды медицины, юриспруденцию и исламское право. Однако его в основном привлекала философия, особенно мистическая философия и гнозис.
В 1591 году мулла Садра переехал в Казвин, а затем, в 1597 году, в Исфахан, чтобы получить традиционное институциональное образование в области философии, теологии, хадисов и герменевтики. В то время каждый город был последовательной столицей династии Сефевидов и центром двунадесятых шиитских семинарий. Учителями Садры были Мир Дамад и Баха ад-Дин аль-Эмили.
Мулла Садра стал мастером науки своего времени. По его собственному мнению, наиболее важной из них была философия. В Казвине Садра приобрел большую часть своих научных знаний у двух выдающихся учителей, а именно Баха ад-Дина аль-Эмили и Мир Дамада, которых он сопровождал, когда столица Сефевидов была перенесена из Казвина в Исфахан в 1006 г.х. / 1596 г. н.э. Шейх Баха был экспертом в области исламских наук, но также был мастером астрономии, теоретической математики, инженерии, архитектуры, медицины и некоторых областей секретных знаний. Мир Дамад также знал науку своего времени, но ограничивал свои владения юриспруденцией, хадисами. и в основном философия. Мир Дамад был мастером перипатетической (аристотелевской) и иллюминаторской школ исламской философии. Мулла Садра получил большую часть своих знаний в области философии и гнозиса от Дамада и всегда представлял Дамада как своего истинного учителя и духовного наставника.
После того, как он закончил учебу, Садра начал исследовать неортодоксальные доктрины, и в результате был осужден и отлучен от церкви некоторыми шиитскими мулами. Затем он удалился на длительный период времени в деревню под названием Кахак, недалеко от Кума, где он занимался созерцательными упражнениями. Находясь в Кахаке, он написал ряд второстепенных произведений, в том числе «Рисала фи 'ль-Хашр» и «Рисала фи Удут аль-Халам».
В 1612 году Али Кули Хан, сын Аллахвирди Тхана и могущественный правитель Фарса, попросил Муллу Садру покинуть изгнание и вернуться в Шираз, чтобы учить и руководить недавно построенным медресе ( Школа Хан, персидский : مدرسه خان). Мулла Садра посвятил остаток своей жизни обучению интеллектуальным наукам, особенно своему собственному учению Трансцендентной теософии.
Во время своего пребывания в Shīrāz, Садр начал писать трактаты, которые синтезируются широкими пряди существующего исламских систем мышления в Хан школе. Идеи его школы, которую можно рассматривать как продолжение школы Исфахана Мира Дамада и Шейха Бахаи, были провозглашены после смерти Садры его учениками, некоторые из которых сами стали бы востребованными мыслителями, например,, Мулла Мухсин Файм Кашани ( зять Муллы Садры) и Абд Раззах Лахиджи.
Хотя влияние Шадры оставалось ограниченным в поколениях после его смерти, оно заметно возросло в 19 веке, когда его идеи помогли вдохновить возродившуюся тенденцию Ахбари в двунадесятном шиизме. В последнее время его работы изучаются в Иране, Европе и Америке. Он умер в Басре после хаджа и был похоронен в современном городе Наджаф в Ираке.
Хотя нынешнее определение экзистенциализма не идентично определению Муллы Садры, он был первым, кто ввел это понятие. По словам Муллы Садры, «существование предшествует сущности и, таким образом, является главным, поскольку что-то должно сначала существовать, а затем иметь сущность». Примечательно, что для Муллы Садры это был вопрос, который относился конкретно к Богу и его положению во вселенной, особенно в контексте согласования положения Бога в Коране с космологической философией Золотой эры ислама, находящейся под влиянием Греции.
Метафизика Муллы Садры отдает приоритет существованию над сущностью (т. Е. Сущностью ). Другими словами, сущности изменчивы и определяются в соответствии с экзистенциальной «интенсивностью» (если использовать определение Генри Корбина). Таким образом, сущности не неизменны. Преимущество этой схемы состоит в том, что она приемлема для фундаментальных утверждений Корана, даже если она не обязательно подрывает аристотелевские или платонические основы любого предыдущего исламского философа.
Действительно, Мулла Садра обеспечивает неизменность только Богу, внутренне связывая сущность и существование друг с другом, а также с властью Бога над существованием. Поступая таким образом, он обеспечил власть Бога над всеми вещами, одновременно решая проблему знания Бога в деталях, в том числе в тех, которые являются злыми, не будучи по своей сути ответственными за них - даже в качестве власти Бога над существованием вещей, которые обеспечивают основу для зло существовать. Это умное решение обеспечивает свободу воли, верховенство Бога, бесконечность Божьего знания, существование зла и определения существования и сущности, которые оставляют эти два понятия неразрывно связанными в том, что касается людей, но принципиально разделенными в том, что касается Бога.
Возможно, наиболее важно то, что примат существования дает возможность для Божьего суда без прямого или косвенного воздействия осуждаемого зла на Бога. Богу не нужно обладать грехом, чтобы знать грех: Бог может судить о степени тяжести греха, как Бог воспринимает существование.
Одним из результатов экзистенциализма Садры является «Единство интеллекта и постижимого » (араб. Иттихад аль-Акил ва ль-Макул. Как описывает Генри Корбин :
Все уровни способов бытия и восприятия управляются одним и тем же законом единства, который на уровне постижимого мира есть единство интеллекта, интеллигентного субъекта и интеллигентной формы - такое же единство, что и у интеллигентного мира. любовь, любимый и любимый. С этой точки зрения мы можем понять, что Садра имел в виду под объединяющим союзом человеческой души, в высшем осознании ее актов знания, с активным Разумом, которым является Святой Дух. Речь идет никогда не об арифметическом единстве, но о постижимом единстве, допускающем взаимность, которая позволяет нам понять, что в душе, которую она преобразует, Форма - или Идея, интеллигентная посредством активного Разума, есть Форма, которая интеллигентирует сама себя, и что в результате активный Разум, или Святой Дух, проявляет себя в акте разума души. В свою очередь, душа как форма интеллигенции сама себя интеллектуализирует себя как форму, интеллигентную активным интеллектом.
Другой центральной концепцией философии Муллы Садры является теория « субстанциального движения » (араб. Аль-харакат аль-джавхарияйа), которая «основана на предпосылке, что все в порядке природы, включая небесные сферы, претерпевает существенные изменения и трансформации. в результате автомодельного течения ( sarayan аль-wujud) и проникновения будучи ( Файд), которая дает каждому конкретному индивидуальной сущности своей доли бытия. в отличие от Аристотеля и Авиценны, который согласился изменения только в четырех категориях, то есть, количество ( камм), качество ( кайф), положение ( вад ') и место ( ' айн), Садра определяет изменение как всепроникающую реальность, пронизывающую весь космос, включая категорию субстанции ( джавхар) ».
Мулла Садра придерживался мнения, что Реальность есть Существование. Он считал, что сущность сама по себе является общим понятием и, следовательно, в действительности не существует.
Перефразируя Фазлура Рахмана на экзистенциальную космологию Муллы Садры: Существование - это единственная реальность. Следовательно, существование и реальность идентичны. Существование - это всеобъемлющая реальность, вне которой нет ничего. Негативные сущности требуют некой реальности и, следовательно, существуют. Следовательно, существование нельзя отрицать. Следовательно, существование нельзя отрицать. Поскольку Существование нельзя отрицать, само собой разумеется, что это Существование есть Бог. Бога не следует искать в сфере существования, но он является основой всего сущего. Реальность по-арабски - это «Аль-Хак», и в Коране она указывается как одно из Имен Бога.
Перефразируя логическое доказательство Бога Муллы Садры:
Садра утверждал, что все случайные существа нуждаются в причине, которая устанавливает баланс между существованием и небытием в пользу первого; ничто не может возникнуть без причины. Поскольку мир зависит от этого Первого Акта, не только должен существовать Бог, но Бог также должен нести ответственность за этот Первый акт творения.
Садра также считал, что причинный регресс невозможен, потому что причинная цепочка может работать только в том случае, когда есть начало, середина и конец:
Причинная Nexus Муллы Садра была форма экзистенциальной Онтология в космологической Framework, что ислам поддерживается. Для Муллы Садры причинный «конец» так же чист, как и соответствующее ему «начало», что поучительно помещает Бога как в начало, так и в конец творческого акта. Способность Бога измерять интенсивность экзистенциальной реальности путем измерения причинной динамики и их взаимосвязи с их происхождением, в отличие от знания их последствий, обеспечивала приемлемую с исламской точки зрения основу для Божьего суждения о реальности, не будучи испорченной ее особенностями. Это было гениальное решение вопроса, который преследовал исламскую философию почти тысячу лет: как Бог может судить грех, не зная греха?
Для Муллы Садры истинное утверждение - это утверждение, которое соответствует конкретным существующим фактам. Он придерживался метафизической, а не формальной идеи истины, утверждая, что мир состоит из независимых от разума объектов, которые всегда истинны, а истина - это не то, что рационально приемлемо в рамках определенной теории описания. По мнению Муллы Садры, невозможно получить доступ к реальности бытия: доступен только лингвистический анализ. Эта теория Истины имеет два уровня: утверждение, что утверждение истинно, если оно соответствует вещам в действительности; и что предложение может быть истинным, если оно соответствует самой действительности.
Джанан Изади считает, что Хикмат Мутаалийя является метаязыком, согласно Мехди Хаэри Язди. Такой подход позволяет оценить силу эпистемологии в философских взглядах Муллы Садры. Однако есть две основные группы по методологии Муллы Садры. Одна группа принципиально не согласна с какой-либо систематизацией знаний и методологическим подходом в Хекмат Мутаалийя. Другая группа верит в то, что они структурируют точку зрения Муллы Садры. Они утверждают, что Мулла Садра придерживается последовательного и методологического подхода. Фактически, метаязычный подход может рассматриваться во втором, а не в первом.
День памяти Муллы Садры (персидский: روز بزرگداشت) ежегодно отмечается в Иране в первый день Хордада (третий месяц солнечного календаря хиджры ); с другой стороны, этот день (1-й Хордад) внесен в число поводов иранских календарей.