Церемония Мевлеви Сема | |
---|---|
Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО | |
Вращающиеся дервиши в Стамбул, Турция | |
Страна | Иран |
Ссылка | 100 |
Регион | Европа и Азия |
История надписей | |
Надпись | 2008 (3-я сессия) |
Сама (турецкий : сема, персидский, урду и арабский : سَمَاع - samā ') - это суфийский обряд, проводимый как зикр. Сама означает «слушать», а зикр означает «памятование». Эти ритуалы часто включают пение, игру на инструментах, танцы, чтение стихов и молитв, ношение символической одежды и другие ритуалы. Это особенно популярная форма поклонения в суфизме.
В 2008 году ЮНЕСКО подтвердило «Мевлеви Церемония Сама» в Турции как один из Шедевров устного и нематериального Наследие человечества.
Этот термин происходит от глагола-корня, означающего принятие традицией, от которого происходят слова سَمْع (сам) и اِسْتِمَاع ('истима', слушание), часто в паре с نَقْل (накл) и تَقْلِيد (таклид, традиция). Возможно, он использовался с 10 века для обозначения типа зикра (поминовение Бога ), духовного концерта, церемонии, используемой различными суфиями приказы, в частности орден Чишти субконтинента . Это часто связано с молитвами, песнями и танцами.
Происхождение Самы в Ордене суфиев Мевлеви приписывают Руми, суфийскому мастеру и создателю Мевлевис. История создания этой уникальной формы зикра состоит в том, что однажды Руми шел по городскому рынку, когда он услышал ритмичный стук молотков. Считается, что Руми услышал зикр, لا إله إلا الله «la ilaha ilallah », или по-английски «Нет бога, кроме Аллаха» в избиении учеников золотом, и, очарованный счастьем, он растянулся. из обеих рук и начал вращаться по кругу (суфийское кружение ). Так родилась практика Самы и дервишей из ордена Мевлеви.
Точно так же Абу Саид (357 г. от хиджры) (967 г. н. Э.) Родился в Майхане, городе недалеко от Сарахса в Иране, на границе с Туркменистаном. Он известен тем, что установил правила поведения в ханаке, а также ввел музыку (сама), поэзию и танец в рамках суфийского коллективного религиозного ритуала зикра.
Вращающиеся дервиши из ордена Мевлеви, вероятно, самые известные практикующие Сама. Практикующие сема мевлеви - взрослые посвященные в орден, что исторически означало только мужчин. Участники движутся группой по кругу, при этом поворачиваясь каждый индивидуально.
Сема занимает видное место в церемониях алевитской общины Турции и тесно связанного с ним Ордена бекташи.
Наиболее распространенные формы сема алеви включают кирклар семахи (сема сорока) и турналар семахи (сема крана). Их выполняют подростки мужского и женского пола, часто в смешанных группах, и участники поворачиваются друг к другу парами или небольшими группами и не обязательно кружатся по отдельности. Многие cemevleri (Alevi) организовали сема-группы, которые выступают на таких мероприятиях, как ежегодный фестиваль Hacı Bektaş Veli.
В Египте форма мевлеви Самы известна как танноура и была принята (с некоторыми изменениями) другими суфийскими орденами. также. Он также исполняется как народный и концертный танец.
Сама представляет собой мистическое путешествие духовного восхождения человека через разум и любовь к совершенству. Обращаясь к истине, последователь растет через любовь, покидает свое эго, находит истину и достигает совершенства. Затем он возвращается из этого духовного путешествия как человек, достигший зрелости и большего совершенства, чтобы любить и служить всему творению. Руми сказал относительно Сама ': «Для них это Сама этого мира и другого. Даже в большей степени для круга танцоров внутри Сама», которые вращаются и имеют среди них свою собственную Каабу ». Это связывает Саму с паломничеством в Мекку, поскольку оба предназначены для того, чтобы приблизить всех вовлеченных к Богу.
Сама делает упор на пении, но также включает игру на инструментах, особенно для вступлений и сопровождения. Однако используются только инструменты, которые являются символическими и не считаются оскорбительными. Самые распространенные из них - бубен, колокольчики и флейта. Это часто включает пение гимнов, называемых кавл и байт. Поэзия также часто включается в церемонию, потому что, хотя она неадекватна сама по себе, она работает вместе с помощью в духовном созерцании. Любые стихи, даже эротические, можно приложить к Богу и, таким образом, использовать для этой церемонии. Однако прежде всего сердце слушателя должно быть чистым, иначе танцевальные составляющие слова «сама» наполняют этих людей похотью, а не любовью к Богу. Кроме того, любовь к человеку, а не к Богу, омрачает разум человека, когда он слушает эротическую поэзию. Стихи из Корана никогда не используются для этой цели, и не только потому, что их значение, как говорят, несколько притупляется из-за повторения. Стихи Корана ни в коем случае нельзя использовать для медитации, ни украшать, ни импровизировать, чтобы они оставались священными текстами.
Сама - это средство медитации на Бога посредством сосредоточения на мелодии и танцы. Это проявляет любовь человека к Богу, очищает душу и является способом найти Бога. Считается, что эта практика раскрывает то, что уже есть в сердце, а не вызывает эмоции. Все сомнения человека исчезают, и сердце и душа могут напрямую общаться с Богом. Ближайшая цель сама '- достичь ваджда, то есть состояния экстаза, подобного трансу. Физически это состояние может включать в себя различные и неожиданные движения, возбуждение и все виды танцев. Еще одно состояние, которого люди надеются достичь через сама, - это кхамра, что означает «духовное опьянение». В конечном итоге люди надеются достичь раскрытия тайн и получить духовные знания с помощью ваджда. Иногда переживание ваджда становится настолько сильным, что наступает обморок или даже, в крайних случаях, смерть.
Ожидается, что участники сама будут хранить молчание и оставаться под контролем на протяжении всей церемонии, если не произойдет ваджда. Таким образом можно достичь более высокой степени духовного созерцания. Участники должны воздерживаться от движения и плача до тех пор, пока не достигнут точки, в которой они больше не могут сдерживаться. На этом этапе можно достичь ваджда. Очень важно, чтобы подобное трансу переживание ваджда было подлинным, а не фальсифицированным по какой-либо причине. Кроме того, люди должны сохранять правильное намерение, и действия должны присутствовать на протяжении всей сама »; в противном случае они не смогут ощутить предполагаемый положительный эффект церемонии.
Мусульмане делятся на две группы по вопросу о сама и использовании музыки в целом: 1) Противники, в частности секты салафитов / ваххабитов. 2) Адвокаты, большинство из которых являются шиитами.
Адвокаты рассматривают песнопения как обязательную практику для духовного роста. Аль-Газзали написал главу, озаглавленную «О музыке и танцах как средствах религиозной жизни», в которой он подчеркнул, как практика музыки и танца приносит пользу мусульманам, если их сердца чисты до того, как приступить к этим практикам.
Оппоненты считают музыку инновацией бида и ассоциируются с неверностью. Они сравнивают физические ощущения, испытываемые человеком в состоянии ваджда, с состоянием физического опьянения и поэтому не оправдывают этого.
Из-за различий в культуре между мусульманскими группами участие в музыкальном представлении допускается одними и считается сомнительным в других. В исламе разрешены медитация и суфийские практики, если они не выходят за рамки шариата (исламского закона). Участвовать могут люди всех сословий и слоев общества, хотя суфии и законники спорят о том, способны ли суфии-новички и более продвинутые в своей вере достичь таких же положительных результатов от сама ». Те же споры ведутся о молодых, способны ли они преодолеть свою похоть и очистить свои сердца для поклонения Богу.