Иранские календари

редактировать
Календари, используемые в Иране

Иранские календари или Иранская хронология (персидский : گاه‌شماری ایرانی, Gāh-Šomāri-ye Irāni) - это последовательность календарей, изобретенных или использовавшихся более двух тысячелетий в Иране, также известном как Персия. Иранский календарь - одна из самых длинных хронологических записей в истории человечества. На протяжении своей истории он неоднократно изменялся в соответствии с административными, климатическими и религиозными целями.

Современный иранский календарь в настоящее время является официальным календарем в Иране. Оно начинается в полночь, ближайшую к моменту весеннего равноденствия, как определено астрономическими расчетами для иранского стандартного времени меридиана (52,5 ° E или UTC + 03: 30 ). Таким образом, это календарь, основанный на наблюдениях, в отличие от григорианского, который основан на правилах.

Иранский год обычно начинается в день 21 марта по григорианскому календарю. Ниже представлена ​​краткая таблица соответствия годов между персидским и григорианским календарями.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Древние календари
      • 1.1.1 Староперсидский календарь
      • 1.1.2 Зороастрийский календарь
      • 1.1.3 Изменения парфян, Ардашир I, Хормизд I, Язджерд III
    • 1.2 Мусульманское завоевание
    • 1.3 Средневековая эпоха: календарь Джалали
    • 1.4 Современный календарь: Солнечный Хиджри (SH)
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Цитаты
    • 3.2 Библиография
  • 4 Внешние ссылки
История

Древние календари

Самые ранние свидетельства иранских календарных традиций относятся к второму тысячелетию до нашей эры и, возможно, даже предшествуют появлению иранских календарей. пророк Зороастр. Первый полностью сохранившийся календарь - это календарь Ахеменидов, царской династии V века до н.э., породившей зороастризм. На протяжении всей письменной истории персы были увлечены идеей и важностью наличия календаря. Они были одними из первых культур, которые использовали солнечный календарь и долгое время отдавали предпочтение солнечному, а не лунному и лунно-солнечному подходам. Солнце всегда было религиозным и божественным символом в иранской культуре и является источником фольклора, касающегося Кира Великого.

Староперсидского календаря

Староперсидских надписей и табличек указывают на то, что ранние иранцы использовали 360-дневный календарь, основанный непосредственно на наблюдениях за Солнцем и модифицированный с учетом их убеждений. Дни не назывались. В месяцах было два или три деления в зависимости от фазы луны. Двенадцать месяцев по 30 дней были названы в честь праздников или мероприятий пастырского года. 13-й месяц добавлялся каждые шесть лет, чтобы календарь синхронизировался с временами года.

В следующей таблице перечислены староперсидские месяцы.

ПорядокСоответствующие юлианские месяцыСтароперсидские эламское написание ЗначениеСоответствующее вавилонский месяц
1март – апрельАдуканайшаХадуканнашнеопределенныйНисанну
2апрель – майШуравахараТурмарВозможно «(Месяц) сильной весны»Айяру
3Май – июньЦайграцишСакурризиш«Месяц сбора чеснока»Симану
4июнь – июльГармападаКармабаташ«Жара -станция (месяц) "Дуузу
5июль – августТурнабазишĀбу
6август – сентябрьКарбашияшУлулу
7сентябрь – октябрьБагаядишБакейятиш«(Месяц) поклонения баге (богу, возможно МитреТашриту
8октябрь – ноябрь* ВрказанаМаркашанаш«(Месяц) убийства волков»Арахсамна
9ноябрь – декабрьçiyādiyaГашиятиш«(Месяц) поклонения огню»Кисилиму
10декабрь – январьАнамакаХанамакаш«Месяц безымянного бога (?)»Тебету
11январь – февраль* wayauvāСамиямаш«Ужасный»Шабалю
12Февраль – мартВиякс (а) наМияканнаш«Выкапывание (месяц)»Аддару

Было четыре праздника сельского хозяйства, симметрично относительно майдёшахем:

ФестивальВремя с предыдущего
хамаспатмаидием75 дней
майдёшахем105 дней
аятрем105 дней
майдьярем75 дней

Позже были добавлены еще два фестиваля, создавая шесть гаханбар:

ФестивальВремя из предыдущего
хамаспатмаидима (конец выхода на пенсию)75 дней
майдёзарем (весна)45 дней
майдёшахем (середина лета)60 дней
пайтишахем (урожай)75 дней
аятрем (конец лета)30 дней
майдьярем75 дней

Зороастрийский календарь

Первые календари, основанные на зороастрийской космологии, появились в более поздний период Ахеменидов (с 650 по 330 год до нашей эры). Они развивались веками, но названия месяцев до сих пор мало менялись.

Объединенная империя Ахеменидов требовала особого иранского календаря, и один был разработан в египетской традиции, с 12 месяцами по 30 дней, каждый из которых посвящен yazata (Эйзад) и четыре части, напоминающие семитскую неделю. Четыре дня в месяц были посвящены Ахура Мазде, а семь были названы в честь шести Амеша Спента. Тринадцать дней были названы в честь Огня, Воды, Солнца, Луны, Тири и Геуша Урвана (души всех животных), Митры, Сраоша (Соруш, язата молитвы), Рашну (Судья), Фраваши, Бахрам (язата победы), Раман (Рамеш означает мир) и Вата, божество ветер. Три были посвящены женским божествам: Даэна (язата религии и персонифицированного сознания), Аши (язата удачи) и Арштат (справедливость). Остальные четыре были посвящены Асману (повелителю неба или Небес), Зам (земле), Мантре Спенте (Щедрому Священному Слову) и Анагра Раоча («Бесконечному Свету» рай).

Названия месяцев и их современные версии приведены в следующей таблице.

Порядокавестийское имя Язата (в родительном падеже )Примерное значение имениПехлеви Среднеперсидский Современный Иранский Персидский
РоманизированныйАнглийскийРоманизированныйРодной алфавитРоманизированный
1Fravašinąm (духи-хранители, души праведников)FrawardīnفروردینFarvardīn
2Ашахе Вахиштахе «Самая лучшая правда» / «Лучшая справедливость»АрдвахиштاُردیبهشتOrdībehešt
3Haurvatātō «Целостность» Совершенство "ХордадردادХордад
4Тиштрыхе « Сириус »ТирتیرТир
5Амуртато «Бессмертие»АмурдадمردادМордад
6Xšaθrahe Vairyehe «Желаемое доминион»ШахреварریورШахривар
7Miθrahe «Завет»МихрمهرМехр
8Apąm «Waters»bānبانbān
9θrō «Fire»Ādurرzar
10Daθušō «Творец» (т.е. Ахура Мазда)ДэйدیДей
11Вамхуш Манаху «Добрый дух»ВахманبهمنBahman
12Spəntayā̊ rmatōiš «Holy Devotion»SpandarmadاسفندEsfand

Календарь оказал значительное влияние на соблюдение религиозных обрядов. Он зафиксировал пантеон основных божеств, а также обеспечил частое называние их имен, поскольку при каждом зороастрийском поклонении использовались язаты дня и месяца. Это также прояснило характер празднеств; например, Митраканна или Мехреган отмечался в день Митры месяца Митра, а праздник Тири (Тираган) отмечался в день Тири месяца Тири.

В 538 г. до н.э. Кир Великий (не уверен, был ли он зороастрийцем) завоевал Вавилон, и вавилонский лунно-солнечный календарь стал использоваться в гражданских целях. Камбиз завоевал Египет в 525 году до нашей эры. Его сопровождал Дарий, зороастриец, который стал правителем Персидской империи в 517 году до нашей эры. Зороастрийцы приняли блуждающий египетский солнечный календарь, состоящий из двенадцати месяцев из тридцати дней плюс пять эпагоменальных дней. Поскольку их год начался весной (с праздником норуз), они были размещены непосредственно перед норузом.

В Египте звезда Сириус имела значение, поскольку каждые 1460 лет (сотический цикл ) ее гелиакальный восход (незадолго до восхода солнца) отмечал египетский Новый год и разлив Нила. В Персии звезда также имела значение, поскольку ее гелиакальный восход там также совпал с приходом дождя. Четвертым персидским месяцем был Тиштрия (Сириус, звезда дождя). Весеннее равноденствие в Гринвиче приходилось на первый день первого месяца с 487 по 483 год до нашей эры (включительно). Приняв для реформы дату С.Х. Такизаде 28 марта 487 г. до н.э., календарь на этот год выглядит следующим образом:

* обозначает 1 эпагомена
египетский месяцпервый деньперсидский месяцПервый день
423 марта123 * –28 марта
522 апреля227 апреля
622 мая327 мая
721 июня426 июня
821 июля526 июля
920 августа625 августа
1019 сентября724 сентября
1119 октября824 октября
1218 ноября923 ноября
118 * –23 декабря1023 декабря
222 января1122 января
321 февраля1221 февраля

Четвертый месяц включает 20 июля, дату гелиакального восхода Сириус. В первый год люди продолжали использовать старый календарь, опережая даты праздников на пять дней. Поскольку каждый день назван в честь бога, важно отмечать праздники в нужный день. Таким образом, праздник фравазиса, который в старом календаре проводился между закатом 30-го месяца Спандармад и рассветом 1-го фрауордина, теперь наблюдался во всем эпагемонай. На второй год реформы старые 30 спандармадов были новыми 25 спандармадами, так что с тех пор фестиваль длился одиннадцать дней, вплоть до нового 1 фравардина. Однако пяти дней было достаточно для других фестивалей.

Во всех странах, где использовался персидский календарь, эпагемонаи помещались в конце года. Чтобы компенсировать разницу между сельскохозяйственным годом и календарным годом (сезон сбора налогов начинался после сбора урожая), начало года араджи (земельного налога) откладывалось на один месяц каждые 120 лет. Римский историк Квинт Курций Руф, описывая церемонию 333 г. до н.э., пишет:

За волхвами следовали триста шестьдесят пять молодых людей, одетых в пурпурные одежды, что соответствует количеству дней в году; ибо персы также разделили год на это количество дней.

После завоеваний Александра Македонского и его смерти персидские территории перешли к одному из его полководцев, Селевку (312 г. до н.э.), положив начало династии Селевкидов Ирана. Основываясь на греческой традиции, Селевкиды ввели датировку по эпохам, а не по правлению отдельных царей. Их эпоха стала известна как эпоха Александра или позднее эпоха Селевкидов. Поскольку новые правители не были зороастрийцами, зороастрийские жрецы утратили свою функцию при королевских дворах и поэтому возмутились Селевкидами. Хотя они начали датироваться эпохами, они установили свою собственную эпоху Зороастра.

Это была первая серьезная попытка определить даты, связанные с жизнью пророка Зороастра. Священники не имели зороастрийских исторических источников и поэтому обращались к вавилонским архивам, известным в древнем мире. Из них они узнали, что большое событие в персидской истории произошло за 228 лет до эпохи Александра. Фактически, это было завоевание Вавилона Киром Великим в 539 г. до н.э. Но священники неверно истолковали эту дату как время, когда "истинная вера" была открыта их пророку, и поскольку авестийская литература указывает, что откровение произошло, когда Зороастру было 30 лет, 568 г. до н.э. был принят за год его правления. рождение. Дата вошла в письменные источники как начало эры Зороастра, и действительно, Персидской Империи. Эта неправильная дата до сих пор упоминается во многих современных энциклопедиях как дата рождения Зороастра.

Изменения парфян, Ардашир I, Хормизд I, Язджерд III

Парфяне (династия Аршакидов) приняли ту же календарную систему с небольшими изменениями и датировали свою эпоху от 248 г. до н.э., дата, когда они наследовали Селевкидам. Их названия месяцев и дней являются парфянскими эквивалентами ранее использовавшихся авестийских, немного отличающихся от среднеперсидских имен, используемых сасанидами. Например, во времена Ахеменидов современный персидский месяц «День» назывался Дадва (Творец), в парфянском - Датуш, а сасаниды называли его Дадв / Дай (Дадар на Пехлеви).

Когда в апреле 224 г. н.э. парфянская династия пала и была заменена Сасанидами, новый царь, Ардашир I отменил официальный вавилонский календарь и заменил его зороастрийским. Это включало исправление мест гаханбара, которые смещались в зависимости от сезона, так как они были исправлены. Они были помещены восемь месяцев спустя, как и дни epagemonai, «Gatha» или «Gah» после древних зороастрийских гимнов с таким же названием. Другие страны, такие как армяне и хорезмисты, не приняли изменения. Новые даты были:

ИмяАхеменидыХорезмийскиеСасанидскиеВремя с предыдущего
1maidyozarem(11-) 15 ii (Ardawahisht)15 v(11-) 15 x (Day)45 дней
2maidyoshahem(11-) 15 iv (Tir)15 vii(11-) 15 xii (Spandarmad)60 дней
3пайтишахем(26-) 30 vi (Шахривар)30 IX(26-) 30 ii (Ардавахишт)75 дней
4айатрем(26-) 30 vii (Михр)30 x(26-) 30 iii (Хордад)30 дней
5майдьярем(11-) 15 x (день)10 i(11-) 15 vi (Shahrewar)75 дней
6hamaspathmaidyem(1-) 5 Epagomene30 iii(1-) 5 Epagomene80 дней

В 224 году нашей эры весеннее равноденствие в Гринвиче упал в полдень 21 марта, что было 22 Шахревара. Сразу после реформы 21 марта соответствовало 27 Шахревар. Вот календарь для 225–6 гг. Нашей эры:

* = 1 Эпагомена
Армянский. месяцПервый деньЕгипетский. месяцПервый деньперсидский. месяцПервый день
126 * сентябрь – 1 октября426 сентября126 сентября
231 октября526 октября226 октября
330 ноября625 ноября325 ноября
430 декабря725 декабря425 декабря
529 января824 января524 января
628 февраля923 февраля623 февраля
730 марта1025 марта725 марта
829 апреля1124 апреля824 апреля
929 мая1224 мая924 * –29 мая
1028 июня123 * –28 июня1028 июня
1128 июля228 июля1128 июля
1227327 августа1227 августа

Это изменение вызвало замешательство и было чрезвычайно непопулярным. Новые эпагемонаи стали называть «грабительскими днями». Люди теперь отмечали «Великий» Навруз 6 Фравардина, который был днем ​​рождения Зороастра и соответствовал 1 Фравардину в старом календаре. Новый 1 фравардин наблюдался как «меньший» навруз. Хормизд I (272–273 гг. Н. Э.) Также превратил промежуточные дни в праздники. В 273 г. н.э. точка весеннего равноденствия в 0 ° приходилась на 05:00 UTC 21 марта.

Йездигерд I правил с 399–420 гг. В 400 г. н.э. равноденствие приходилось на 19 марта, то есть на 9 Абана. Согласно аль-Бируни, в то время было двойное изменение начала года араджи. Астроном десятого века Абу'л-асан Кусяр заметил, что во время правления Осроу II (589–628 гг. Н. Э.) Солнце вошло в Овен в Адуре. Так происходило на протяжении всего его правления. Эра араджи была введена с 621 года нашей эры, а эра Яздегерди датируется 16 июня 632 года нашей эры, поэтому эпоха Яздегерди отстает от араджи на одиннадцать лет.

Мусульманское завоевание

Мусульманские правители, пришедшие к власти с середины седьмого века, использовали исламский календарь для управления, что вызывало трудности, потому что год был короче, т.е. налог, который раньше взимался после сбора урожая, теперь должен был быть уплачен до сбора урожая. Традиционно считается, что халиф Омар повторно ввел персидский календарь для сбора налогов.

В 895 году нашей эры произошла еще одна двойная корректировка начала года араджи. Он переместился с 1 фравардина (12 апреля) на 1 хордада (11 июня). К 1006 году нашей эры весеннее равноденствие, 15 марта, снова совпало с новрузом, 1 фрауордином. Таким образом, в том году эпагемони были отложены на четыре месяца, переместившись с конца Абана на свое старое положение в конце Спандармада. Это календарь на 1006/7 год нашей эры:

* обозначает 1 эпагомена
армянский. месяцпервый деньстарый. египетский. месяцПервый деньПерсидский. месяцПервый день
115 * –20 марта415 марта110 * –15 марта
219514 апреля214 апреля
319 мая614 мая314 мая
418 июня713 июня413 июня
518 июля813 Июль513 июля
617 августа912 августа612 августа
716 сентября1011 сентября711 сентября
816 октября1111 октября811 Октябрь
915 ноября1210 ноября910 ноября
1015 декабря110 * –15 декабря1010 декабря
1114 января214 января119 января
1213 февраля313 февраля128 февраля

Гаханбар не совсем переместился на свои старые места, потому что пятый переместился на 20-й день, который был старым 15-м днем, таким образом увеличив интервал между с четвертого и пятого до восьмидесяти дней и сокращение интервала между пятым и шестым до 75 дней. Новые даты:

ИмяДатаВремя с предыдущего
1maidyozarem(11-) 15 ii ( Ardawahisht)45 дней
2maidyoshahem(11-) 15 iv (Tir)60 дней
3paitishahem(26-) 30 vi (Шахривар)75 дней
4ayathrem(26-) 30 vii (Mihr)30 дней
5майдьярем(16-) 20 x (День)80 дней
6hamaspathmaidyem(1-) 5 Epagomene75 дней

Средневековая эпоха: календарь Джалали

В 1079 году нашей эры, по приказу Джалал ад-Дин Шаха Сельджуки, Исламский календарь (который был и основан на лунной системе) был заменен в Персии календарем Омара Хайяма и назывался календарем Джалали. Хайям и его команда проработали 8 лет в Исфахане, столице Ирана во время династии Сельджуков. Исследование и создание календаря Хайям финансировалось Джалал Аль Дин Шахом. Хайям разработал свой календарь, в котором начало нового года, сезона и месяца совмещены, и назвал первый день весны и новый год Норруз (также пишется Новруз). До календаря Хайяма Норуз не был фиксированным днем, и каждый год мог приходиться на конец зимы или начало весны. Иранцы обязаны выживанию Норруз Хайяму, потому что он установил Норруз как первый день весны и Нового года, и его нельзя изменить.

С 15 марта 1079 г., когда календарь сдвинулся еще на восемнадцать дней, календарь араджи был реформирован путем повторения первых восемнадцати дней фравардина. Таким образом, 14 марта было 18 Frawardin qadimi (старый) или фарси (персидский), а 15 марта - 1 Frawardin jalali или Maleki (царский). Этот новый календарь был рассчитан астрономически, поэтому в нем не было epagemonai - месяцы начинались, когда солнце входило в новый знак зодиака.

Примерно через 120 лет после реформы 1006 г. н.э., когда весеннее равноденствие начало приходить в Ардавахишт, зороастрийцы снова заставили его совпасть с наврузом, добавив второго Спандармада. Этот календарь шенсай на месяц отставал от кадими, которые все еще использовались в Персии, и использовался только зороастрийцами в Индии, парсами. 6 июня 1745 года (старый стиль ) некоторые парсы повторно приняли календарь кадими, а в 1906 году некоторые приняли календарь фасли, в котором 1 фрауордин приравнивался к 21 марта, так что был шестым эпагоменальным днем ​​каждые четыре года. В 1911 году календарь джалали стал официальным национальным календарем Персии. В 1925 году этот календарь был упрощен, а названия месяцев были изменены. 1 Фарвардин - день, начало полуночи которого ближе всего к моменту весеннего равноденствия. В первых шести месяцах 31 день, в следующих пяти - тридцать, а в двенадцатом - 29 дней и 30 високосных лет. Некоторые зороастрийцы в Персии теперь используют календарь фасли, начав переходить на него в 1930 году.

Современный календарь: солнечный хиджри (SH)

Настоящий иранский календарь был официально принят 31 марта 1925 года. при ранней династии Пехлеви. Закон гласил, что первый день года должен быть первым днем ​​весны в «истинном солнечном году», «как это всегда было». Он также фиксировал количество дней в каждом месяце, которое раньше варьировалось по годам с сидерическим зодиаком. Он возродил древние персидские имена, которые используются до сих пор. В нем указано , что источником календаря является Хиджра Мухаммеда от Мекки до Медины в 622 году нашей эры). Он также осудил 12-летние циклы китайско-уйгурского календаря, которые не были официально санкционированы, но широко использовались.

Соответствие солнечного календаря хиджры и григорианского календаря (солнечные високосные годы хиджры отмечены *)

33-летний. циклгод солнечного хиджригригорианский годгод по солнечной хиджрепо григорианскому календарю
11354*21 марта 1975 г. - 20 марта 1976 г.1387 *20 марта 2008 - 20 марта 2009
2135521 марта 1976 - 20 марта 1977138821 марта 2009 - 20 марта 2010
3135621 марта 1977 г. - 20 марта 1978 г.138921 марта 2010 г. - 20 марта 2011 г.
4135721 марта 1978 г. - 20 марта 1979 г.139021 марта 2011 г. - 19 марта 2012 г.
51358*21 марта 1979 г. - 20 марта 1980 г.1391 *20 марта 2012 - 20 марта 2013
6135921 марта 1980 - 20 марта 1981139221 марта 2013 - 20 марта 2014
7136021 марта 1981 - 20 марта 1982139321 марта 2014 - 20 марта 2015
8136121 марта 1982 - 20 марта 1983139421 марта 2015 г. - 19 марта 2016 г.
91362*21 марта 1983 г. - 20 марта 1984 г.1395 *20 марта 2016 г. - 20 марта 2017
10136321 марта 1984 - 20 марта 1985139621 марта 2017 - 20 марта 2018
11136421 марта 1985 - 20 марта 1986139721 марта 2018 - 20 марта 2019
12136521 марта 1986 - 20 марта 1987139821 марта 2019 г. - 19 марта 2020 г.
131366*21 марта 1987 г. - 20 марта 1988 г.1399 *20 марта 2020 г. - 20 марта 2021 г.
14136721 марта 1988 г. - 20 марта 1989 г.140021 марта 2021 г. - 20 марта 2022 г.
15136821 марта 1989 г. - 20 марта 1990 г.140121 марта 2022 г. - 20 марта 2023 г.
16136921 марта 1990 г. - 20 марта 1991 г.140221 Март 2023 г. - 19 марта 2024 г.
171370*21 марта 1991 г. - 20 марта 1992 г.1403 *20 марта 2024 г. - 20 марта 2025 г.
18137121 марта 1992 г. - 20 марта 1993 г.140421 марта 2025 года - 20 марта 2026 года
19137221 марта 1993 года - 20 марта 1994 года140521 марта 2026 г. - 20 марта 2027 г.
20137321 марта 1994 г. - 20 марта 1995 г.140621 марта 2027 г. - 19 марта 2028 г.
21137421 марта 1995 г. - 19 марта 1996 г.140720 марта 2028 г. - 19 марта 2029 г.
221375*20 марта 1996 г. - 20 марта 1997 г.1408 *20 марта 2029 г. - 20 марта 2030 г.
23137621 марта 1997 г. - 20 марта 1998 г.140921 марта 2030 г. - 20 марта 2031 г.
24137721 марта 1998 г. - 20 марта 1999 г.141021 марта 2031 г. - 19 марта 2032 г.
25137821 марта 1999 г. - 19 марта 2000 г.141120 марта 2032 г. - 19 марта 2033 г.
261379*20 марта 2000 г. - 20 марта 2001 г.1412 *20 марта 2033 г. - 20 марта 2034 г.
27138021 марта 2001 г. - 20 марта 2002 г.141321 марта 2034 г. - 20 марта 2035 г.
28138121 млн лет rch 2002 - 20 марта 2003141421 марта 2035 - 19 марта 2036
29138221 марта 2003 - 19 марта 2004141520 марта 2036 г. - 19 марта 2037 г.
301383*20 марта 2004 г. - 20 марта 2005 г.1416 *20 марта 2037 г. - 20 Март 2038 г.
31138421 марта 2005 г. - 20 марта 2006 г.141721 марта 2038 г. - 20 марта 2039 г.
32138521 Март 2006 г. - 20 марта 2007 г.141821 марта 2039 г. - 19 марта 2040 г.
33138621 марта 2007 г. - 19 марта 2008 г.141920 марта 2040 - 19 марта 2041
См. Также
  • флаг Иранский портал
Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Панаино, Антонио (1990). «КАЛЕНДАРЬ, т. Е. Доисламские календари». Энциклопедия Iranica. 4. ISBN 0-7100-9132-X.
  • Такизада, Сайид Хасан, Гахшумари дар Шран-и Кадим, Тегеран (Чапхана-йи Маджлис) 1316 / 1937-1938, (перепечатано с автором примечания, назначенные к первому изданию в 10-м томе Opera omnia, под ред. Э. Афшара, Тегеран, 1357 / 1978-79). Полное итальянское издание: Х. Такизаде, Il computo del tempo nell'Iran antico, изд. и перев. С. Кристофоретти, Roma (ISIAO), 2010. ISBN 978-88-6323-290-5
Внешние ссылки
Онлайн-календари и конвертеры
Программирование

Последняя правка сделана 2021-05-24 06:23:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте