Иранские календари или Иранская хронология (персидский : گاهشماری ایرانی, Gāh-Šomāri-ye Irāni) - это последовательность календарей, изобретенных или использовавшихся более двух тысячелетий в Иране, также известном как Персия. Иранский календарь - одна из самых длинных хронологических записей в истории человечества. На протяжении своей истории он неоднократно изменялся в соответствии с административными, климатическими и религиозными целями.
Современный иранский календарь в настоящее время является официальным календарем в Иране. Оно начинается в полночь, ближайшую к моменту весеннего равноденствия, как определено астрономическими расчетами для иранского стандартного времени меридиана (52,5 ° E или UTC + 03: 30 ). Таким образом, это календарь, основанный на наблюдениях, в отличие от григорианского, который основан на правилах.
Иранский год обычно начинается в день 21 марта по григорианскому календарю. Ниже представлена краткая таблица соответствия годов между персидским и григорианским календарями.
Самые ранние свидетельства иранских календарных традиций относятся к второму тысячелетию до нашей эры и, возможно, даже предшествуют появлению иранских календарей. пророк Зороастр. Первый полностью сохранившийся календарь - это календарь Ахеменидов, царской династии V века до н.э., породившей зороастризм. На протяжении всей письменной истории персы были увлечены идеей и важностью наличия календаря. Они были одними из первых культур, которые использовали солнечный календарь и долгое время отдавали предпочтение солнечному, а не лунному и лунно-солнечному подходам. Солнце всегда было религиозным и божественным символом в иранской культуре и является источником фольклора, касающегося Кира Великого.
Староперсидских надписей и табличек указывают на то, что ранние иранцы использовали 360-дневный календарь, основанный непосредственно на наблюдениях за Солнцем и модифицированный с учетом их убеждений. Дни не назывались. В месяцах было два или три деления в зависимости от фазы луны. Двенадцать месяцев по 30 дней были названы в честь праздников или мероприятий пастырского года. 13-й месяц добавлялся каждые шесть лет, чтобы календарь синхронизировался с временами года.
В следующей таблице перечислены староперсидские месяцы.
Порядок | Соответствующие юлианские месяцы | Староперсидские | эламское написание | Значение | Соответствующее вавилонский месяц |
1 | март – апрель | Адуканайша | Хадуканнаш | неопределенный | Нисанну |
2 | апрель – май | Шуравахара | Турмар | Возможно «(Месяц) сильной весны» | Айяру |
3 | Май – июнь | Цайграциш | Сакурризиш | «Месяц сбора чеснока» | Симану |
4 | июнь – июль | Гармапада | Кармабаташ | «Жара -станция (месяц) " | Дуузу |
5 | июль – август | – | Турнабазиш | – | Āбу |
6 | август – сентябрь | – | Карбашияш | – | Улулу |
7 | сентябрь – октябрь | Багаядиш | Бакейятиш | «(Месяц) поклонения баге (богу, возможно Митре )» | Ташриту |
8 | октябрь – ноябрь | * Врказана | Маркашанаш | «(Месяц) убийства волков» | Арахсамна |
9 | ноябрь – декабрь | çiyādiya | Гашиятиш | «(Месяц) поклонения огню» | Кисилиму |
10 | декабрь – январь | Анамака | Ханамакаш | «Месяц безымянного бога (?)» | Тебету |
11 | январь – февраль | * wayauvā | Самиямаш | «Ужасный» | Шабалю |
12 | Февраль – март | Виякс (а) на | Мияканнаш | «Выкапывание (месяц)» | Аддару |
Было четыре праздника сельского хозяйства, симметрично относительно майдёшахем:
Фестиваль | Время с предыдущего |
---|---|
хамаспатмаидием | 75 дней |
майдёшахем | 105 дней |
аятрем | 105 дней |
майдьярем | 75 дней |
Позже были добавлены еще два фестиваля, создавая шесть гаханбар:
Фестиваль | Время из предыдущего |
---|---|
хамаспатмаидима (конец выхода на пенсию) | 75 дней |
майдёзарем (весна) | 45 дней |
майдёшахем (середина лета) | 60 дней |
пайтишахем (урожай) | 75 дней |
аятрем (конец лета) | 30 дней |
майдьярем | 75 дней |
Первые календари, основанные на зороастрийской космологии, появились в более поздний период Ахеменидов (с 650 по 330 год до нашей эры). Они развивались веками, но названия месяцев до сих пор мало менялись.
Объединенная империя Ахеменидов требовала особого иранского календаря, и один был разработан в египетской традиции, с 12 месяцами по 30 дней, каждый из которых посвящен yazata (Эйзад) и четыре части, напоминающие семитскую неделю. Четыре дня в месяц были посвящены Ахура Мазде, а семь были названы в честь шести Амеша Спента. Тринадцать дней были названы в честь Огня, Воды, Солнца, Луны, Тири и Геуша Урвана (души всех животных), Митры, Сраоша (Соруш, язата молитвы), Рашну (Судья), Фраваши, Бахрам (язата победы), Раман (Рамеш означает мир) и Вата, божество ветер. Три были посвящены женским божествам: Даэна (язата религии и персонифицированного сознания), Аши (язата удачи) и Арштат (справедливость). Остальные четыре были посвящены Асману (повелителю неба или Небес), Зам (земле), Мантре Спенте (Щедрому Священному Слову) и Анагра Раоча («Бесконечному Свету» рай).
Названия месяцев и их современные версии приведены в следующей таблице.
Порядок | авестийское имя Язата (в родительном падеже ) | Примерное значение имени | Пехлеви Среднеперсидский | Современный Иранский Персидский | ||
Романизированный | Английский | Романизированный | Родной алфавит | Романизированный | ||
1 | Fravašinąm | (духи-хранители, души праведников) | Frawardīn | فروردین | Farvardīn | |
2 | Ашахе Вахиштахе | «Самая лучшая правда» / «Лучшая справедливость» | Ардвахишт | اُردیبهشت | Ordībehešt | |
3 | Haurvatātō | «Целостность» Совершенство " | Хордад | رداد | Хордад | |
4 | Тиштрыхе | « Сириус » | Тир | تیر | Тир | |
5 | Амуртато | «Бессмертие» | Амурдад | مرداد | Мордад | |
6 | Xšaθrahe Vairyehe | «Желаемое доминион» | Шахревар | ریور | Шахривар | |
7 | Miθrahe | «Завет» | Михр | مهر | Мехр | |
8 | Apąm | «Waters» | bān | بان | bān | |
9 | θrō | «Fire» | Ādur | ر | zar | |
10 | Daθušō | «Творец» (т.е. Ахура Мазда) | Дэй | دی | Дей | |
11 | Вамхуш Манаху | «Добрый дух» | Вахман | بهمن | Bahman | |
12 | Spəntayā̊ rmatōiš | «Holy Devotion» | Spandarmad | اسفند | Esfand |
Календарь оказал значительное влияние на соблюдение религиозных обрядов. Он зафиксировал пантеон основных божеств, а также обеспечил частое называние их имен, поскольку при каждом зороастрийском поклонении использовались язаты дня и месяца. Это также прояснило характер празднеств; например, Митраканна или Мехреган отмечался в день Митры месяца Митра, а праздник Тири (Тираган) отмечался в день Тири месяца Тири.
В 538 г. до н.э. Кир Великий (не уверен, был ли он зороастрийцем) завоевал Вавилон, и вавилонский лунно-солнечный календарь стал использоваться в гражданских целях. Камбиз завоевал Египет в 525 году до нашей эры. Его сопровождал Дарий, зороастриец, который стал правителем Персидской империи в 517 году до нашей эры. Зороастрийцы приняли блуждающий египетский солнечный календарь, состоящий из двенадцати месяцев из тридцати дней плюс пять эпагоменальных дней. Поскольку их год начался весной (с праздником норуз), они были размещены непосредственно перед норузом.
В Египте звезда Сириус имела значение, поскольку каждые 1460 лет (сотический цикл ) ее гелиакальный восход (незадолго до восхода солнца) отмечал египетский Новый год и разлив Нила. В Персии звезда также имела значение, поскольку ее гелиакальный восход там также совпал с приходом дождя. Четвертым персидским месяцем был Тиштрия (Сириус, звезда дождя). Весеннее равноденствие в Гринвиче приходилось на первый день первого месяца с 487 по 483 год до нашей эры (включительно). Приняв для реформы дату С.Х. Такизаде 28 марта 487 г. до н.э., календарь на этот год выглядит следующим образом:
египетский месяц | первый день | персидский месяц | Первый день |
---|---|---|---|
4 | 23 марта | 1 | 23 * –28 марта |
5 | 22 апреля | 2 | 27 апреля |
6 | 22 мая | 3 | 27 мая |
7 | 21 июня | 4 | 26 июня |
8 | 21 июля | 5 | 26 июля |
9 | 20 августа | 6 | 25 августа |
10 | 19 сентября | 7 | 24 сентября |
11 | 19 октября | 8 | 24 октября |
12 | 18 ноября | 9 | 23 ноября |
1 | 18 * –23 декабря | 10 | 23 декабря |
2 | 22 января | 11 | 22 января |
3 | 21 февраля | 12 | 21 февраля |
Четвертый месяц включает 20 июля, дату гелиакального восхода Сириус. В первый год люди продолжали использовать старый календарь, опережая даты праздников на пять дней. Поскольку каждый день назван в честь бога, важно отмечать праздники в нужный день. Таким образом, праздник фравазиса, который в старом календаре проводился между закатом 30-го месяца Спандармад и рассветом 1-го фрауордина, теперь наблюдался во всем эпагемонай. На второй год реформы старые 30 спандармадов были новыми 25 спандармадами, так что с тех пор фестиваль длился одиннадцать дней, вплоть до нового 1 фравардина. Однако пяти дней было достаточно для других фестивалей.
Во всех странах, где использовался персидский календарь, эпагемонаи помещались в конце года. Чтобы компенсировать разницу между сельскохозяйственным годом и календарным годом (сезон сбора налогов начинался после сбора урожая), начало года араджи (земельного налога) откладывалось на один месяц каждые 120 лет. Римский историк Квинт Курций Руф, описывая церемонию 333 г. до н.э., пишет:
За волхвами следовали триста шестьдесят пять молодых людей, одетых в пурпурные одежды, что соответствует количеству дней в году; ибо персы также разделили год на это количество дней.
После завоеваний Александра Македонского и его смерти персидские территории перешли к одному из его полководцев, Селевку (312 г. до н.э.), положив начало династии Селевкидов Ирана. Основываясь на греческой традиции, Селевкиды ввели датировку по эпохам, а не по правлению отдельных царей. Их эпоха стала известна как эпоха Александра или позднее эпоха Селевкидов. Поскольку новые правители не были зороастрийцами, зороастрийские жрецы утратили свою функцию при королевских дворах и поэтому возмутились Селевкидами. Хотя они начали датироваться эпохами, они установили свою собственную эпоху Зороастра.
Это была первая серьезная попытка определить даты, связанные с жизнью пророка Зороастра. Священники не имели зороастрийских исторических источников и поэтому обращались к вавилонским архивам, известным в древнем мире. Из них они узнали, что большое событие в персидской истории произошло за 228 лет до эпохи Александра. Фактически, это было завоевание Вавилона Киром Великим в 539 г. до н.э. Но священники неверно истолковали эту дату как время, когда "истинная вера" была открыта их пророку, и поскольку авестийская литература указывает, что откровение произошло, когда Зороастру было 30 лет, 568 г. до н.э. был принят за год его правления. рождение. Дата вошла в письменные источники как начало эры Зороастра, и действительно, Персидской Империи. Эта неправильная дата до сих пор упоминается во многих современных энциклопедиях как дата рождения Зороастра.
Парфяне (династия Аршакидов) приняли ту же календарную систему с небольшими изменениями и датировали свою эпоху от 248 г. до н.э., дата, когда они наследовали Селевкидам. Их названия месяцев и дней являются парфянскими эквивалентами ранее использовавшихся авестийских, немного отличающихся от среднеперсидских имен, используемых сасанидами. Например, во времена Ахеменидов современный персидский месяц «День» назывался Дадва (Творец), в парфянском - Датуш, а сасаниды называли его Дадв / Дай (Дадар на Пехлеви).
Когда в апреле 224 г. н.э. парфянская династия пала и была заменена Сасанидами, новый царь, Ардашир I отменил официальный вавилонский календарь и заменил его зороастрийским. Это включало исправление мест гаханбара, которые смещались в зависимости от сезона, так как они были исправлены. Они были помещены восемь месяцев спустя, как и дни epagemonai, «Gatha» или «Gah» после древних зороастрийских гимнов с таким же названием. Другие страны, такие как армяне и хорезмисты, не приняли изменения. Новые даты были:
№ | Имя | Ахемениды | Хорезмийские | Сасанидские | Время с предыдущего |
---|---|---|---|---|---|
1 | maidyozarem | (11-) 15 ii (Ardawahisht) | 15 v | (11-) 15 x (Day) | 45 дней |
2 | maidyoshahem | (11-) 15 iv (Tir) | 15 vii | (11-) 15 xii (Spandarmad) | 60 дней |
3 | пайтишахем | (26-) 30 vi (Шахривар) | 30 IX | (26-) 30 ii (Ардавахишт) | 75 дней |
4 | айатрем | (26-) 30 vii (Михр) | 30 x | (26-) 30 iii (Хордад) | 30 дней |
5 | майдьярем | (11-) 15 x (день) | 10 i | (11-) 15 vi (Shahrewar) | 75 дней |
6 | hamaspathmaidyem | (1-) 5 Epagomene | 30 iii | (1-) 5 Epagomene | 80 дней |
В 224 году нашей эры весеннее равноденствие в Гринвиче упал в полдень 21 марта, что было 22 Шахревара. Сразу после реформы 21 марта соответствовало 27 Шахревар. Вот календарь для 225–6 гг. Нашей эры:
Армянский. месяц | Первый день | Египетский. месяц | Первый день | персидский. месяц | Первый день |
---|---|---|---|---|---|
1 | 26 * сентябрь – 1 октября | 4 | 26 сентября | 1 | 26 сентября |
2 | 31 октября | 5 | 26 октября | 2 | 26 октября |
3 | 30 ноября | 6 | 25 ноября | 3 | 25 ноября |
4 | 30 декабря | 7 | 25 декабря | 4 | 25 декабря |
5 | 29 января | 8 | 24 января | 5 | 24 января |
6 | 28 февраля | 9 | 23 февраля | 6 | 23 февраля |
7 | 30 марта | 10 | 25 марта | 7 | 25 марта |
8 | 29 апреля | 11 | 24 апреля | 8 | 24 апреля |
9 | 29 мая | 12 | 24 мая | 9 | 24 * –29 мая |
10 | 28 июня | 1 | 23 * –28 июня | 10 | 28 июня |
11 | 28 июля | 2 | 28 июля | 11 | 28 июля |
12 | 27 | 3 | 27 августа | 12 | 27 августа |
Это изменение вызвало замешательство и было чрезвычайно непопулярным. Новые эпагемонаи стали называть «грабительскими днями». Люди теперь отмечали «Великий» Навруз 6 Фравардина, который был днем рождения Зороастра и соответствовал 1 Фравардину в старом календаре. Новый 1 фравардин наблюдался как «меньший» навруз. Хормизд I (272–273 гг. Н. Э.) Также превратил промежуточные дни в праздники. В 273 г. н.э. точка весеннего равноденствия в 0 ° приходилась на 05:00 UTC 21 марта.
Йездигерд I правил с 399–420 гг. В 400 г. н.э. равноденствие приходилось на 19 марта, то есть на 9 Абана. Согласно аль-Бируни, в то время было двойное изменение начала года араджи. Астроном десятого века Абу'л-асан Кусяр заметил, что во время правления Осроу II (589–628 гг. Н. Э.) Солнце вошло в Овен в Адуре. Так происходило на протяжении всего его правления. Эра араджи была введена с 621 года нашей эры, а эра Яздегерди датируется 16 июня 632 года нашей эры, поэтому эпоха Яздегерди отстает от араджи на одиннадцать лет.
Мусульманские правители, пришедшие к власти с середины седьмого века, использовали исламский календарь для управления, что вызывало трудности, потому что год был короче, т.е. налог, который раньше взимался после сбора урожая, теперь должен был быть уплачен до сбора урожая. Традиционно считается, что халиф Омар повторно ввел персидский календарь для сбора налогов.
В 895 году нашей эры произошла еще одна двойная корректировка начала года араджи. Он переместился с 1 фравардина (12 апреля) на 1 хордада (11 июня). К 1006 году нашей эры весеннее равноденствие, 15 марта, снова совпало с новрузом, 1 фрауордином. Таким образом, в том году эпагемони были отложены на четыре месяца, переместившись с конца Абана на свое старое положение в конце Спандармада. Это календарь на 1006/7 год нашей эры:
армянский. месяц | первый день | старый. египетский. месяц | Первый день | Персидский. месяц | Первый день |
---|---|---|---|---|---|
1 | 15 * –20 марта | 4 | 15 марта | 1 | 10 * –15 марта |
2 | 19 | 5 | 14 апреля | 2 | 14 апреля |
3 | 19 мая | 6 | 14 мая | 3 | 14 мая |
4 | 18 июня | 7 | 13 июня | 4 | 13 июня |
5 | 18 июля | 8 | 13 Июль | 5 | 13 июля |
6 | 17 августа | 9 | 12 августа | 6 | 12 августа |
7 | 16 сентября | 10 | 11 сентября | 7 | 11 сентября |
8 | 16 октября | 11 | 11 октября | 8 | 11 Октябрь |
9 | 15 ноября | 12 | 10 ноября | 9 | 10 ноября |
10 | 15 декабря | 1 | 10 * –15 декабря | 10 | 10 декабря |
11 | 14 января | 2 | 14 января | 11 | 9 января |
12 | 13 февраля | 3 | 13 февраля | 12 | 8 февраля |
Гаханбар не совсем переместился на свои старые места, потому что пятый переместился на 20-й день, который был старым 15-м днем, таким образом увеличив интервал между с четвертого и пятого до восьмидесяти дней и сокращение интервала между пятым и шестым до 75 дней. Новые даты:
№ | Имя | Дата | Время с предыдущего |
---|---|---|---|
1 | maidyozarem | (11-) 15 ii ( Ardawahisht) | 45 дней |
2 | maidyoshahem | (11-) 15 iv (Tir) | 60 дней |
3 | paitishahem | (26-) 30 vi (Шахривар) | 75 дней |
4 | ayathrem | (26-) 30 vii (Mihr) | 30 дней |
5 | майдьярем | (16-) 20 x (День) | 80 дней |
6 | hamaspathmaidyem | (1-) 5 Epagomene | 75 дней |
В 1079 году нашей эры, по приказу Джалал ад-Дин Шаха Сельджуки, Исламский календарь (который был и основан на лунной системе) был заменен в Персии календарем Омара Хайяма и назывался календарем Джалали. Хайям и его команда проработали 8 лет в Исфахане, столице Ирана во время династии Сельджуков. Исследование и создание календаря Хайям финансировалось Джалал Аль Дин Шахом. Хайям разработал свой календарь, в котором начало нового года, сезона и месяца совмещены, и назвал первый день весны и новый год Норруз (также пишется Новруз). До календаря Хайяма Норуз не был фиксированным днем, и каждый год мог приходиться на конец зимы или начало весны. Иранцы обязаны выживанию Норруз Хайяму, потому что он установил Норруз как первый день весны и Нового года, и его нельзя изменить.
С 15 марта 1079 г., когда календарь сдвинулся еще на восемнадцать дней, календарь араджи был реформирован путем повторения первых восемнадцати дней фравардина. Таким образом, 14 марта было 18 Frawardin qadimi (старый) или фарси (персидский), а 15 марта - 1 Frawardin jalali или Maleki (царский). Этот новый календарь был рассчитан астрономически, поэтому в нем не было epagemonai - месяцы начинались, когда солнце входило в новый знак зодиака.
Примерно через 120 лет после реформы 1006 г. н.э., когда весеннее равноденствие начало приходить в Ардавахишт, зороастрийцы снова заставили его совпасть с наврузом, добавив второго Спандармада. Этот календарь шенсай на месяц отставал от кадими, которые все еще использовались в Персии, и использовался только зороастрийцами в Индии, парсами. 6 июня 1745 года (старый стиль ) некоторые парсы повторно приняли календарь кадими, а в 1906 году некоторые приняли календарь фасли, в котором 1 фрауордин приравнивался к 21 марта, так что был шестым эпагоменальным днем каждые четыре года. В 1911 году календарь джалали стал официальным национальным календарем Персии. В 1925 году этот календарь был упрощен, а названия месяцев были изменены. 1 Фарвардин - день, начало полуночи которого ближе всего к моменту весеннего равноденствия. В первых шести месяцах 31 день, в следующих пяти - тридцать, а в двенадцатом - 29 дней и 30 високосных лет. Некоторые зороастрийцы в Персии теперь используют календарь фасли, начав переходить на него в 1930 году.
Настоящий иранский календарь был официально принят 31 марта 1925 года. при ранней династии Пехлеви. Закон гласил, что первый день года должен быть первым днем весны в «истинном солнечном году», «как это всегда было». Он также фиксировал количество дней в каждом месяце, которое раньше варьировалось по годам с сидерическим зодиаком. Он возродил древние персидские имена, которые используются до сих пор. В нем указано , что источником календаря является Хиджра Мухаммеда от Мекки до Медины в 622 году нашей эры). Он также осудил 12-летние циклы китайско-уйгурского календаря, которые не были официально санкционированы, но широко использовались.
Соответствие солнечного календаря хиджры и григорианского календаря (солнечные високосные годы хиджры отмечены *)
33-летний. цикл | год солнечного хиджри | григорианский год | год по солнечной хиджре | по григорианскому календарю |
---|---|---|---|---|
1 | 1354* | 21 марта 1975 г. - 20 марта 1976 г. | 1387 * | 20 марта 2008 - 20 марта 2009 |
2 | 1355 | 21 марта 1976 - 20 марта 1977 | 1388 | 21 марта 2009 - 20 марта 2010 |
3 | 1356 | 21 марта 1977 г. - 20 марта 1978 г. | 1389 | 21 марта 2010 г. - 20 марта 2011 г. |
4 | 1357 | 21 марта 1978 г. - 20 марта 1979 г. | 1390 | 21 марта 2011 г. - 19 марта 2012 г. |
5 | 1358* | 21 марта 1979 г. - 20 марта 1980 г. | 1391 * | 20 марта 2012 - 20 марта 2013 |
6 | 1359 | 21 марта 1980 - 20 марта 1981 | 1392 | 21 марта 2013 - 20 марта 2014 |
7 | 1360 | 21 марта 1981 - 20 марта 1982 | 1393 | 21 марта 2014 - 20 марта 2015 |
8 | 1361 | 21 марта 1982 - 20 марта 1983 | 1394 | 21 марта 2015 г. - 19 марта 2016 г. |
9 | 1362* | 21 марта 1983 г. - 20 марта 1984 г. | 1395 * | 20 марта 2016 г. - 20 марта 2017 |
10 | 1363 | 21 марта 1984 - 20 марта 1985 | 1396 | 21 марта 2017 - 20 марта 2018 |
11 | 1364 | 21 марта 1985 - 20 марта 1986 | 1397 | 21 марта 2018 - 20 марта 2019 |
12 | 1365 | 21 марта 1986 - 20 марта 1987 | 1398 | 21 марта 2019 г. - 19 марта 2020 г. |
13 | 1366* | 21 марта 1987 г. - 20 марта 1988 г. | 1399 * | 20 марта 2020 г. - 20 марта 2021 г. |
14 | 1367 | 21 марта 1988 г. - 20 марта 1989 г. | 1400 | 21 марта 2021 г. - 20 марта 2022 г. |
15 | 1368 | 21 марта 1989 г. - 20 марта 1990 г. | 1401 | 21 марта 2022 г. - 20 марта 2023 г. |
16 | 1369 | 21 марта 1990 г. - 20 марта 1991 г. | 1402 | 21 Март 2023 г. - 19 марта 2024 г. |
17 | 1370* | 21 марта 1991 г. - 20 марта 1992 г. | 1403 * | 20 марта 2024 г. - 20 марта 2025 г. |
18 | 1371 | 21 марта 1992 г. - 20 марта 1993 г. | 1404 | 21 марта 2025 года - 20 марта 2026 года |
19 | 1372 | 21 марта 1993 года - 20 марта 1994 года | 1405 | 21 марта 2026 г. - 20 марта 2027 г. |
20 | 1373 | 21 марта 1994 г. - 20 марта 1995 г. | 1406 | 21 марта 2027 г. - 19 марта 2028 г. |
21 | 1374 | 21 марта 1995 г. - 19 марта 1996 г. | 1407 | 20 марта 2028 г. - 19 марта 2029 г. |
22 | 1375* | 20 марта 1996 г. - 20 марта 1997 г. | 1408 * | 20 марта 2029 г. - 20 марта 2030 г. |
23 | 1376 | 21 марта 1997 г. - 20 марта 1998 г. | 1409 | 21 марта 2030 г. - 20 марта 2031 г. |
24 | 1377 | 21 марта 1998 г. - 20 марта 1999 г. | 1410 | 21 марта 2031 г. - 19 марта 2032 г. |
25 | 1378 | 21 марта 1999 г. - 19 марта 2000 г. | 1411 | 20 марта 2032 г. - 19 марта 2033 г. |
26 | 1379* | 20 марта 2000 г. - 20 марта 2001 г. | 1412 * | 20 марта 2033 г. - 20 марта 2034 г. |
27 | 1380 | 21 марта 2001 г. - 20 марта 2002 г. | 1413 | 21 марта 2034 г. - 20 марта 2035 г. |
28 | 1381 | 21 млн лет rch 2002 - 20 марта 2003 | 1414 | 21 марта 2035 - 19 марта 2036 |
29 | 1382 | 21 марта 2003 - 19 марта 2004 | 1415 | 20 марта 2036 г. - 19 марта 2037 г. |
30 | 1383* | 20 марта 2004 г. - 20 марта 2005 г. | 1416 * | 20 марта 2037 г. - 20 Март 2038 г. |
31 | 1384 | 21 марта 2005 г. - 20 марта 2006 г. | 1417 | 21 марта 2038 г. - 20 марта 2039 г. |
32 | 1385 | 21 Март 2006 г. - 20 марта 2007 г. | 1418 | 21 марта 2039 г. - 19 марта 2040 г. |
33 | 1386 | 21 марта 2007 г. - 19 марта 2008 г. | 1419 | 20 марта 2040 - 19 марта 2041 |