Кир Великий

редактировать

Основатель Империи Ахеменидов
Кир Великий. 𐎤𐎢𐎽𐎢𐏁
Группа Illustrerad Verldshistoria I Ill 058.jpg Кир Великий с короной Хемхема, или четырехкрылым Херувимом божеством-покровителем, с рельефа в резиденции Кира в Пасагардах.
Царь царей Империи Ахеменидов
Правление559–530 гг. До н.э.
ПредшественникСоздание империи
ПреемникКамбиз II
Царь Персии
Правление559–530 гг. До н.э.
ПредшественникКамбиз I
ПреемникКамбиз II
Король Медиа
Правление549–530 до н. Э.
ПредшественникАстиаг
ПреемникКамбиз II
Король Лидии
Правление547–530 до н.э.
ПредшественникКрез
ПреемникКамбиз II
Царь Вавилона
Правление539–530 гг. До н.э.
ПредшественникНабонид
ПреемникКамбиз II
Родилсяc.600 г. до н.э.. Аншан, Персис
Умер4 декабря 530 г. до н.э. (в возрасте 70 лет). Вдоль Сырдарьи
захороненияПасаргады
супругаКассандан
ВыпускКамбиз II. Бардия. Артистон. Атосса. Роксана
Дом Тейспид
ОтецКамбиз I
МатьМандан Медиа

Кир II Персидский (древнеперсидский : 𐎤𐎢𐎽𐎢𐏁 Куруш; новоперсидский : کوروش Kuruš; ок. 600 - 530 гг. До н.э.), широко известный как Кир Великий, также называемый Киром Старшим греками, был основателем Империя Ахеменидов, первая Персидская империя.

Под его властью империя охватила все предыдущие цивилизованные государства древнего Ближнего Востока, значительно расширилась и в итоге завоевала большую часть Западная Азия и большая часть Средней Азии. От и Геллеспонта на западе до реки Инд на востоке Кир Великий создал самую большую империю, которую когда-либо видел. При преемниках империя в итоге простиралась его максимальная степень от частей Балкан (Болгария - Пеония и Фракия - Македония ) и Восточная Европа собственно на западе, до долины Инда на востоке.

Его царские титулы в полной мере были: Великий царь, царь Персии, царь Аншана, царь Мидии, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада и царь четырех углов мира.. Хроники Набонида отмечает изменение его титула с основным «царь Аншана», города, на «царь Персии». Ассириолог Франсуа Валла писал, что «Когда Астиаг выступил против Кира, Кир был назван« царем Аншана », но когда Кир пересекает Тигр по пути в Лидию, он становится« царем Персии ». Таким образом, произошел переворот между этими двумя событиями ».

Правление Кира Великого длилось около тридцати лет. Кир построил свою империю, сначала завоевав Срединную империю, затем Лидийская империя, а Нововавилонская империя. Он возглавил экспедицию в Среднюю Азию, которая привела к крупным кампаниям, которые, по описанию, привели к «подчинению всех без исключения народов». не отправился в Египет и, как утверждается, погиб в бою, сражаясь с массагетами вдоль Сырдарьи в декабре 530 г. до н.э. Его наследовал его сын Камбиз II, которому удалось завоевать Египет, Нубию и Киренаику во своего короткого правления.

Кир Великий уважал обычаи и религии завоеванных им земель. Это стало очень успешной моделью централизованного управления и создания правительства, работающего на благо и выгоду своих подданных. Управление империей через сатрапов и жизненно важные операции правительства в Пасаргадах были делами операции правительства. То, что иногда называют Эдиктом Восстановления (на самом деле два эдикта), описываемым в Библии как изданный Киром Великим, оставило прочное наследие иудейской религии. Согласно Исайи 45: 1 из Еврейской Библии, Бог помазал Кира для выполнения этой задачи, даже назвав его мессией (букв. «Помазанник»).), и он единственный нееврейский персонаж в Библии, которого так называют.

Кир Великий также хорошо известен своими достижениями в правах человека, политике и военная стратегия, а также его влияние на очную восточную и западную цивилизацию. Происходя из Персиды, примерно современной современной иранской провинции Фарс, Кир играет решающую роль в оценке национальной идентичности современного И. Влияние Ахеменидов в древнем мире в конечном итоге распространилось до Афин, где афиняне из высшего сословия восприняли аспекты культуры правящего класса Ахеменидской Персии как свои собственные.

Кир - это культовая фигура среди современных иранцев, с его могилой, почитаемой миллионами людей. В 1970-е годы последний шах Ирана Мохаммад Реза Пехлеви назвал свою знаменитую прокламацию на Кира старейшей известной декларации прав человека., и Цилиндр с тех пор популяризируется как таковой. Эта точка зрения была подвергнута критике некоторыми историками как неправильное понимание общей теории, которая делает новые монархи в начале своего правления.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Династическая история
  • 3 Ранняя жизнь
    • 3.1 Мифология
  • 4 Восстание и военные кампании
    • 4.1 Срединная империя
    • 4.2 Лидийская империя и Малая Азия
    • 4.3 Нововавилонская империя
  • 5 Смерть
    • 5.1 Погребение
  • 6 Наследие
    • 6.1 Религия и философия
    • 6.2 Политика и управление
    • 6.3 Цилиндр Сайруса
  • 7 Семейное древо
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки
Этимология

Имя Кир - это латинизированная форма, производная от греческого Κῦρος, Kỹros, сам из древнеперсидского Куруш. Имя и его значение записаны в древних надписях на разных языках. Древнегреческие историки Ктесий и Плутарх заявили, что Кир был назван в честь Куроса, Солнца, концепция, которая была интерпретирована как означающая «подобный Солнцу» (Хурваш), отмеченная связь ее к персидскому существительному, означающему солнце, хор, при использовании -ваш в качестве суффикса сходства.

Карл Хоффманн привлеченный перевод, основанный на значении индоевропейского корня «унижать», и соответственно «Кир» означает «унизитель врага в словесном состязании». В персидском языке и особенно в Иране имя Кира записывается как وروش . В Библии известен как Корея (иврит : כורש).

Некоторые ученые, с другой стороны, считают, что ни Кир, ни Камбиз не были иранцами. имена, предполагающие, что Кир был эламитским по происхождению и что это означало «Тот, кто дарует заботу».

Династическая история
Четырехкрылая фигура-хранитель, представляющая Кира Великого или, возможно, четырехкрылый Херувим божество-покровитель. Барельеф найден в Пасаргадах, поверх которого была начертана фраза: «Я царь Кир, Ахеменид."

Персидское господство и царство на иранском плато началось расширением династии Ахеменидов, которое расширило свое прежнее господство, возможно, с IX века до нашей эры. Одноименным основателем этой династии был Ахемен (от древнеперсидского Хаксаманиш). Ахемениды "потомки Ахеменидов" как Дарий Великий, девятый царь династии, ведет свою родословную от него и заявляет, что «по этой причине мы называемся Ахеменидами». Ахемен построил государство Парсумаш на юго-западе Ирана, и ему наследовал Тейспес, который принял титул «Король Аншана после захвата города Аншан и дальнейшее расширение своего королевства, в нем собственно Парс. Древние документы регистрируют, что у Тейспеса был сын по имени Кир I, который также стал преемником своего отца как царь Аншана. Кир имел родного брата, имя которого записано как Ариарамнес.

. В 600 г. до н. Э. Кир I насал его сын, Камбиз I, который правил до 559 г. до н. Э. Кир II «Великий» был сыном Камбиза I, назвал своего сына в честь своего отца, Кира I. Есть несколько надписей Кира Великого и более поздних царей, которых я называю «великий царь» и «царь». Кир называет себя «сыном Камбиза, великого царя, царя Аншана». Другие надписи (от CM) Камбиз I упоминается как «могущественный царь» и «ахеменидец», что, по признанию известных ученых, было признано более поздней подделкой Дария. Однако дед Камбиза II по материнской линии, Фарнасп, назван историком Геродотом тоже «ахеменидцем». В рассказе Ксенофонта в Киропидии жену Камбиза также называют Мандане, а Камбиза - королем Ирана (Древняя Персия). Это согласуется с собственными надписями Кира, поскольку Аншан и Парса были разными названиями одной и той же земли. Они также согласуются с другими неиранскими рассказами, за исключением одного из Геродота, утверждающего, что Камбиз был не царем, а «персом из хорошей семьи». Однако в некоторых других отрывках Геродот ошибается также в отношении имени сына Чишпиша, которого он называет как Камбиза, но, по мнению современных ученых, должно быть Киром I.

. Традиционная точка зрения, основанная на археологических исследованиях и генеалогии, приведенной в Бехистунской надписи и Геродоте, утверждает, что Кир Великий был Ахеменидом. Однако М. Уотерс предположил, что Кир не имеет отношения к Ахеменидам или Дарию Великому и что его семья была из тейспидов и аншанитов, а не ахеменидов.

Ранние годы
"Я царь Кир, ахеменидов " на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Она известна как «надпись CMa», высеченная на колонне дворца P в Пасаргаде. Эти надписи от имени Кира, вероятно, были сделаны позже Дарием I, чтобы подтвердить его происхождение, используя древнеперсидский шрифт, который он разработал.

Кир родился Камбиз I, царь Аншана, и Мандане, дочь Астиага, царя Мидии, в период 600–599 гг. До н. Э.

По его собственному мнению, которое сейчас считается верным, Киру передали как король его отец Камбиз I, дед Кир I и прадед Тейспес. Кир женился на Кассандане, которая была ахеменидкой и дочерью Фарнаспа, которая родила ему двух сыновей, Камбиза II и Бардию вместе с тремя дочерьми, Атосса, Артистон и Роксана. Сайрус и Кассандан, как известно, очень любили друг друга - Кассандана сказала, что ей было горько оставить Сайруса, чем покинуть свою жизнь. После ее смерти Сайрус настаивал на публичном трауре по всему королевству. В Хрониках Набонида говорится, что Вавилония оплакивала Кассандана шесть дней (идентифицировано с 21 по 26 марта 538 г. до н.э.). После смерти отца Кир унаследовал персидский трон в Пасаргадах, который был вассалом Астиага. Греческий историк Страбон сказал, что Кир был назван Аградами его приемные родители. Вероятно, что, воссоединившись со своей первоначальной семьей, следуя обычаям именования, отец Кира, Камбиз I, назвал его Киром в честь своего деда, которому был Кир I. Существует также сообщение Страбона, в котором утверждено, что Аграды возле имени Кир в честь реки Пасаргад.

Мифология

Изображение царя Астиага посыло Гарпага в убить молодого Кира

Геродот далекое мифологическое повествование о ранней жизни Кира. В этом рассказе Астиагу приснились два пророческих сна, в которых наводнение, ряд плодоносящих лоз возникли из таза его дочери Мандане и покрыли все королевство. Это было истолковано его советниками как предсказание того, что однажды его внук восстанет и заменит его царем. Астиаг вызвал Мандан, в то время беременную Сайрусом, обратно в Экбатану, чтобы убить ребенка. Генерал Гарпаг поручил эту задачу Митридату, одному из пастырей Астиага, который вырастил ребенка и передал своего мертворожденного сына Гарпагу как мертвого младенца Кира. Сайрус жил в секрете, но когда ему исполнилось 10 лет, во время детской игры он избил сына знатного человека, когда тот отказался подчиняться приказам Сайруса. Так как это было неслыханным делом для сына пастуха, чтобы он совершил такое действие, Астиаг привел к своему двору и допросил его и его приемного отца. По признанию пастуха, Астиаг отправил Кира обратно в Персию, чтобы он жил со своими биологическими родителями. Однако Астиаг вызвал сына Гарпага и в отместку разрубил его на куски, зажарил одни порции, и другие варил, и обманом заставил своего советника съесть его ребенка во время большого банкета. После еды слуги Астиага принесли Гарпагу голову, руки и ноги его сына на тарелках, чтобы он мог осознать свой непреднамеренный каннибализм. По другой версии, Кир был представлен как сын из бедной семьи, работавшей при мидийском дворе.

Восстание и военные кампании

Срединная империя

Деталь Кира, охотящегося на кабана, автор Клод Одран Младший, Версальский дворец

Кир Грейтил на престол в 559 г. до н.э. после смерти своего отца; однако Кир еще не был независимым правителем. Как и его предшественники, Кир должен был признать мидианское господство. Астиаг, последний царь Мидийской Империи и дед Кира, возможно, правил большей части Древнего Ближнего Востока, начиная с лидийцев граница на западе с парфянами и персами на востоке.

Согласно Хроникам Набонида, Астиаг начал нападение на Кира, «царя Ансана». Согласно историку Геродоту, известно, что Астиаг поставил Гарпага командовать мидийской армией, чтобы победить Кира. Однако Гарпаг связался с Сайрусом и поддержал его восстановление против Мидии, прежде чем в итоге дезертировать вместе с предоставлением знати и частью армии. Этот мятеж подтверждается Хрониками Набонида. Хроники предполагают, что военные действия продолжались не менее трех лет (553–550), а финальная битва привела к захвату Экбатаны. Это было подробно описано в абзаце, предшествующем записи о 7 Набонида, в которомывалась победа Кира и пленение его деда. Согласно историкам Геродоту и Ктесию, Кир сохранил жизнь Астиагу и женился на его дочери Амитиде. Этот брак умиротворил нескольких вассалов, включая бактрийцев, парфян и саков. Геродот отмечает, что Кир также подчинил и включил Согдию в империю во время своих военных кампаний 546–539 гг. До н.э.

После того, как Астиаг оказался у власти, все его вассалы (включая родственников Кира)) теперь находились под его командованием. Его дядя Аршам, который был царем города-государства Парса при мидянах, поэтому должен был бы отказаться от своего престола. Однако эта передача власти в семье, похоже, прошла гладко, и вполне вероятно, что Арсамес все еще был номинальным губернатором Парсы под властью Кира - больше принцем или великим князем, чем королем. Его сын, Гистасп, который также был троюродным братом Кира, был сделан сатрапом Парфии и Фригии. Кир Великий, таким образом, объединил двойные ахаменидские царства Парса и Аншан в собственно Персию. Арсам дожил до того, как его внук стал Дарием Великим, шаханшахом Персидским, после смерти обоих сыновей Кира. Завоевание Киром Мидии было начало его войн.

Лидийская империя и Малая Азия

Победа Кира над Лидией Крезом в <163 году>Битва при Фимбре, 546 г. до н.э.

Точные даты лидийского завоевания неизвестны, но оно должно было произойти между свержением Киром Мидийского царства (550 г. до н.э.) и его завоеванием Вавилона (539 г. до н.э.). В прошлом было принято называть 547 г. до н.э. завоевания из-за годом некоторых интерпретаций Хроник Набонида, но в настоящее время эта позиция не очень популярна. Лидийцы сначала напали на город империи Ахеменидов Птерия в Каппадокии. Крез осадил и захватил город, поработив его жителей. Тем временем персы пригласили граждан Ионии, которые были частью Лидийского царства, чтобы восстать против своего правителя. Предложение было отклонено, и Кир собрал армию и выступил против лидийцев, увеличивая свое число, проходя через народы на своем пути. Битва при Птерии фактически зашла в тупик, обе стороны понесли тяжелые потери к ночи. На следующее утро Крез отступил в Сарды.

Находясь в Сардах, Крез отправил своим союзникам просьбу о помощи Лидии. Однако ближе к концу зимы, прежде чем союзники смогли объединиться, Кир Великий подтолкнул войну к Лидийской территории и осадил Крез в его столице, Сардах. Незадолго до финальной битвы при Тимбре между двумя правителями Гарпаг посоветовал Киру Великому поставить своих дромадеров перед своими воинами; Лидийские лошади, не привыкшие к запаху дромадеров, очень испугались бы. Стратегия сработала; Лидийская конница была разбита. Кир победил и захватил Креза. Кир занял столицу Сарды, завоевав Лидийское царство в 546 году до нашей эры. Согласно Геродоту, Кир Великий сохранил жизнь Креза и сохранил его в качестве советника, но этот рассказ противоречит переводам современной Хроники Великим после завоевания Вавилонии, которые интерпретируют, что царь Лидии был убит.

Крез на костре. Чердак краснофигурная амфора, 500–490 гг. До н.э., Лувр (G 197)

Перед возвращением в столицу лидийцу по имени Пактий доверили Кир Великий, чтобы отправить сокровищницу Креза в Персию. Однако вскоре после отъезда Кира Пактий нанял наемников и вызвал восстание в Сардах, восставшее против персидского сатрапа Лидии, Табала. С рекомендации Креза умы лидого народа к роскоши, Кир послал Мазара, одного из командиров, чтобы подавить восстание, но потребовал вернуть Пактия живым. По прибытии Мазареса Пактий сбежал в Ионию, где нанял новых наемников. Мазарис двинул свои войска в греческую страну и покорил города Магнезия и Приена. Конец Пактия неизвестен, но после пленения он, вероятно, был отправлен к Киру и казнен после серии пыток.

Мазарес продолжил завоевание Малой Азии, но умер от неизвестных причин во время своей кампании в Ионии.. Кир послал Гарпага завершить завоевание Мазарецом Малой Азии. Гарпаг захватил Ликию, Киликию и Финикию, используя технику строительства земляных валов, чтобы пробить стены осажденных городов - метод, неизвестный грекам. Он закончил свое завоевание области в 542 г. до н.э. и вернулся в Персию.

Нововавилонская империя

К 540 году до нашей эры Кир захватил Элам (Сусиана) и его столицу Сузы. В Хрониках Набонида говорится, что перед битвой (битвами) Набонид приказал перенести культовые статуи из отдаленных вавилонских городов в столицу, предполагаемая, что конфликт, возможно, начался зимой 540 г. до н.э. В начале октября 539 г. до н.э. Кир участвовал в битве при Описе в стратегическом прибрежном городе Опис на реке Тигр, к северу от Вавилона, или около него. Вавилонская армия была разбита, и 10 октября Сиппар был взят без боя, практически без сопротивления со стороны населения. Вероятно, Кир вел переговоры с вавилонскими полководцами, чтобы добиться с их стороны компромисса и, следовательно, избежать конфликта столкновения. Набонид, отступивший в Сиппар после поражения при Описе, бежал в Борсиппу.

Древний Ближний Восток около 540 г. до н.э., до вторжения в Вавилон Кир Великого

Два дня спустя, 12 октября (пролептический григорианский календарь ), войска Губару вошли в Вавилон, снова без какого-либо сопротивления со стороны вавилонских войск, и задержали Набонида. Геродот объясняет, что для совершения этого подвига персы, используя бассейн, выкопанный ранее вавилонской царицей Нитокрисой для защиты Вавилона от атак мидийцев, перевели реку Евфрат в канал, так что уровень воды упал «до середины бедра человека», что войскам пройти прямо через русло реки и войти в нее ночью. Вскоре после этого Набонид вернулся из Борсиппы и сдался Киру. 29 октября сам Кир вошел в город Вавилон.

Дожения Кира в Вавилон Нововавилонская империя завоевала множество королевств. В дополнение к самой Вавилонии Кир, вероятно, включил в свою Империю ее субьезные образования, включая Сирию, Иудею и Аравию Петрею, хотя прямых доказательств этого нет. этот факт.

После взятия Вавилона Кир Великий провозгласил себя «царем Вавилона, царем Шумера и Аккада, царем четырех концов света» в знаменитом Цилиндре Кира - надпись, хранящаяся в основании храма Эсагила, посвященная главному вавилонскому богу Мардуку. Текст цилиндра осуждает Набонида как нечестивого и изображает победоносного Кира, угодного богу Мардуку. В нем рассказывается, как Кир улучшил жизнь жителей Вавилонии, репатриировал перемещенных лиц и восстановил храмы и культовые святилища. Хотя некоторые утверждали, что цилиндр представляет собой форму хартии прав человека, историки обычно изображают его в контексте давней месопотамской традиции, когда новые правители начинали свое правление с деклараций реформ.

Владения Кира Великого. составляющую самую большую империю, которую мир когда-либо видел на момент. В конце правления Кира империя Ахеменидов простиралась от Малой Азии на западе до реки Инд на востоке.

Смерть

Подробности смерти Кира различаются в зависимости от аккаунта. Повествование Геродота из его историй дает вторую по величине деталь, в которой встретил свою судьбу в ожесточенной битве с массагетами, племенем из южных пустынь Хорезм и Кызылкум в самой южной части степей регионов современного Казахстана и Узбекистана, следуя совету из Креза, чтобы атаковать их на своей собственной территории. Массагеты были родственниками скифов по одежде и образу жизни; они воевали верхом и пешком. Чтобы завладеть ее королевством, Кир сначала послал предложение руки и сердца их правителю, императрице Томирис, но она отклонила это предложение.

Ахеменидские воины, сражающиеся против скифов, V век до эры. Цилиндровая печать оттиск (рисунок).

Затем он начал свою захватить территорию массагетов силой (ок. 529 г.), начав со строительства мостов и возвышенных боевых лодок вдоль своего берега реки Оксус, или Амударья, которая их разделяла. Послав ему предупреждение о прекращении его посягательств (предупреждение, которое, по ее словам, она ожидала, что он все равно проигнорирует), Томирис бросила ему вызов со своими войсками в честной войне, вызов его в ее стране в однодневном переходе от реки, где их проигнорирует две армии формально вступили бы в бой. Он принял ее, но, узнав, что массагеты незнакомы с вином и его опьяняющими эффектами, разбил лагерь и покинул лагерь с большим количеством вина, взяв с собой лучшие солдат и оставив предложение назвее способных.

Генерал армии Томириса, Спаргапис, который также был ее сыном, и третье массагетских войск убили группу, оставленную Сайрусом, и обнаружив, что лагерь хорошо снабженцеванием. и вино, невольно напившись до опьянения, уменьшило их способность защищаться, когда их настигла внезапная атака. Они были успешно побеждены, и, хотя он был взят в плен, Спаргаписес покончил с собой самоубийством, как только вернулся к трезвости. Узнав о том, что произошло, Томирис осудила тактику Сайруса как закулисную и поклялась отомстить, возглавив вторую волну войск в битве. Кир Великий в конечном итоге был убит, а его войска понесли огромные потери в том, что Геродот назвал самым жестоким сражением в своей карьере и древнем мире. Когда все было закончено, Томирис приказал принести ей тело Кира, затем обезглавил его и погрузил его голову в сосуд с кровью в символическом жесте мести за его кровожадность и смерть ее сына. Однако некоторые ученые ставят под сомнение, в основном потому, что это было событие одной из многих версий смерти, которое он сказал ему, что никого не было, чтобы увидеть последствия.

Королева Томирис из массагетов получает голову Кира.

Геродот также рассказывает, что Кир видел во сне старшего сына Гистаспа (Дарий I ) с крыльями на его плечах, затеняя одним крылом Азию, а другим - Европу. Археолог сэр Макс Маллоуэн объясняет это утверждение Геродота и его связь с четырехкрылатой барельефной фигурой Кира Великого следующим образом:

Следовательно, Геродот, как я предполагаю, мог знать о Тесной связи между этим типом крылатой фигуры и образом иранского величия, который он ассоциировал со сном, предсказывающим смерть царя перед его последней роковой кампанией через Оксус.

Мухаммад Дандамаев говорит, что персы могли захватить Кира 'тело вернулось от массагетов, в отличие от того, что утверждал Геродот.

Согласно Хроникам Михаила Сирийца (1166–1199 гг.) Кир был убит своей женой Томирис, королевой массагетов. (Максата), на 60-м году еврейского плена.

Ктесий в своей Персике имеет самый длинный отчет, в котором говорится, что Кир встретил свою смерть, подавив сопротивление пехоты Дербиков, при поддержке других скифских лучников и кавалерии, а также индейцев и их войны лефанты. По его словам, это событие произошло к северо-востоку от истока Сырдарьи. Альтернативный рассказ из Киропедии Ксенофонта противоречит другим, утверждая, что Кир мирно умер в своей столице. Окончательная версия смерти Кира исходит от Бероса, который сообщает только о том, что Кир встретил свою смерть, сражаясь с дахайскими лучниками к северо-западу от истоков Сырдарьи.

Захоронение

Гробница Кира в Пасаргаде, Иран, объект всемирного наследия ЮНЕСКО (2015)

Останки Кира Великого могут быть похоронены в его столице Пасаргадах, где сегодня все еще существует известняковая гробница (построенная около 540–530 гг. До н.э.), которую считают его. Страбон и Арриан дают почти идентичные описания гробницы, образец на свидетельстве очевидца Аристобула Кассандрейского, который по просьбе Александра Велик дважды посетил гробницу. Хотя сам город сейчас находится в руинах, место захоронения Кира Великого осталось в степени нетронутым, а гробница была частично восстановлена, чтобы противостоять ее естественному разрушению за столетия. Согласно Плутарху, его эпитафия гласила:

О человеке, кем бы вы ни были и откуда вы ни пришли, я знаю, что вы придете, я Кир, завоевал персам их империю. Поэтому не жалей мне этого куска земли, покрывающего мои кости.

Клинописные свидетельства из Вавилона доказывают, что Кир умер около декабря 530 г. до н.э., и что его сын Камбиз II стал царем. Камбиз продолжил политику экспансии своего отца и захватил Египет для Империи, но вскоре умер всего за семь лет правления. Тот насал другой сын Кира Бардия, либо самозванец, выдававший себя за Бардию, который стал единоличным правителем Персии в течение семи месяцев, пока не был убит Дарием Великим.

. Римские и греческие источники дают яркое описание гробницы как геометрически, так и эстетически; геометрическая форма гробницы с годами мало изменилась, все еще сохранившийся большой камень четырехугольной формы у основания, за которым следовала пирамидальная последовательность меньших прямоугольных камней. окошка сбоку, через этот самый худощавый мужчина мог протиснуться.

Внутри здания находился золотой гроб, покоящийся на стол с золотыми опорами, внутри которого было погребено тело Кира Великого. На его месте отдыха было покрытие гобеленом и портьеры, используемые из лучших доступных вавилонских материалов с использованием тонкой мидийской обработки; под его ID был прекрасный красный ковер, покрывающий узкую прямоугольную часть его могилы. В переведенных греческих источниках говорится, что гробница размещена в плодородных садах Пасаргады, в окружении деревьев и декоративных кустарников, с группой ахеменидских защитников, называемых «волхвами», которые стояли поблизости, чтобы защитить здание от кражи или повреждений.

Годы спустя, в хаосе, созданном вторжением Александра Великого в Персию и после поражения Дария III, гробница Кира Великого была взломана, и большая часть ее предметов роскоши были разграблены. Когда Александр подошел к гробнице, он был в ужасе от того, как с гробницей обращались, допросил волхвов и предал их суду. По некоторым данным, решение Александра привлечь волхвов к суду было больше связано с его попыткой подорвать их влияние и демонстрацией силы в недавно завоеванной империи, чем с заботой о могиле Кира. Однако Александр восхищался Киром, с раннего возраста читая Киропедию Ксенофонта, в которой описывается героизм Кира в битве и управлении как царя и законодателя. Тем не менее, Александр Македонский приказал Аристобулу улучшить состояние гробницы и восстановить ее интерьер. Несмотря на свое восхищение Кира Великим и его попытки восстановить свою гробницу, шесть лет назад (330 г. до н. Э.) Александр разграбил Персеполь, роскошный город, для которого Кир, возможно, выбрал это место, и либо приказал сжечь его в качестве акта прогреческой пропаганды, либо поджечь его во время пьяных пирушек.

Здание выдержало испытание временем через вторжения, внутренние разделения, сменяющие друг друга империи, смену режима и революции.. Последней видной персидской фигурой, обратившей внимание на гробницу, был Мохаммад Реза Пехлеви (шах Ирана), последний официальный монарх Персии, во время его празднования 2500-летия монархии. Как и Александр Великий до него, шах Ирана хотел апеллировать к наследию Кира, чтобы узаконить свое собственное правление путем расширения. Организация Объединенных Наций признает гробницу Кира Великого и Пасаргады объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наследие
В Библии говорится, что Кир Великий освободил евреев от Вавилонское пленение для переселения и восстановления Иерусалима, что принесло ему почетное место в иудаизме.

Британский историк Чарльз Фримен предполагает, что «По масштабам и степени его достижения [ Кир] занимал намного больше места, чем царь Македонии Александр, который должен был разрушить империю [Ахеменидов] в 320-х годах, но не смог предоставить какой-либо стабильной альтернативы ». Кир был личным героем для многих людей, в том числе Томаса Джефферсона, Мохаммада Реза Пехлеви и Давида Бен-Гуриона.

Достижения Кира Великого на протяжении всей древности очевидны. отражено в том, как его помнят сегодня. Его собственная нация, иранцы, считали его «Отцом», тем самым титулом, который использовался во времена самого Кира многими завоеванными им народами, как согласно Ксенофонту :

И тем он относился к ним с уважением и уважением, как если бы они были его собственными детьми, в то время как его подданные сами уважали Кира как своего «Отца»... Какой еще человек, кроме «Кира», после свержения империи, когда-либо умер с титулом «Отец» от людей, которых он привел под свою власть? Ведь это очевидный факт, что это имя для того, кто дарует, а не для того, кто забирает!

Вавилоняне считали его «Освободителем»

Книга Ездры повествует историю о первом возвращении изгнанников в первый год Кира, в котором Кир провозглашает: «Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Его. дом в Иерусалиме, который находится в Иудее ». (Ездра 1: 2 )

Кир отличался одинаково государственным деятелем и солдатом. Отчасти благодаря созданную им политическую инфраструктуру империя Ахеменидов пережила долгое время после его смерти.

Возвышение Персии под властью Кира оказало глубокое влияние на ход мировой истории. Иранская философия, литература и религия все играли доминирующую роль в мировых событиях следующего тысячелетия. Несмотря на исламское завоевание Персии в 7 веке нашей эры исламским халифатом, Пер sia продолжала оказывать огромное влияние на Ближнем Востоке во время Золотого века ислама и сыграла особенно важную роль в росте и расширении ислама.

многих иранских династий после империи Ахеменидов и их короли считали себя наследниками Кира Великого и утверждали, что продолжают линию, начатую Киром. Тем не менее, среди ученых существуют разные мнения. в битве и управлении и его способности как короля и законодателя. Во время своего визита в Пасаргады он приказал Аристобулу украсить внутреннюю часть гробницы гробницы Кира.

Наследие Кира ощущалось даже в Исландии и колониальной Америки. Многие мыслители и правители классической античности, а также эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, а также праотцы Соединенных Штатов Америки черпали вдохновение у Кира Великого. Великолепно благодаря таким работам, как Киропедия. Томас Джефферсон, например, владел двумя экземплярами Cyropaedia, одна с параллельными греческими и латинскими переводами на лицевых страницах, показывающими отмеченными отметками Джефферсона, которые показывают степень влияния книги на создание Декларация независимости Соединенных Штатов.

По словам профессора Ричарда Нельсона Фрая, Сайрус - чьи способности как завоевателя и администратора, по словам Фрая, подтверждаются долголетием и энергией Империи Ахеменидов, - почти мифическая роль среди персов, «подобная роли Ромула и Рема в Риме или Моисея для израильтян», с историей, которая «во многих деталях повторяет истории героев и завоевателей из других мест древнего мира». Фрай пишет: «Он стал воплощением великих качеств, которых ожидали от правителя в древности, и он приобрел героические черты завоевателя, который был терпимым и великодушным, а также храбрым и отважным. Его личность в глазах греков повлияла на них и на Александра. Великий, и, поскольку традиция была передана римлянами, может считаться влияющим на наше мышление даже сейчас ».

По другому мнению, профессор Патрик Хант заявляет:« Если вы Если посмотреть на величайших персонажей в истории, которые повлияли на мир, Кир Великий - один из немногих, кто заслуживает этого эпитета, тот, кто заслуживает называться «Великим». Империя, которой правил Кир, была самой большой из тех, что когда-либо видел Древний мир, и может быть по сей день самой большой империей из когда-либо существовавших ».

Религия и философия

Кир Великий (в центре) со своим генералом Гарпаг позади него, поскольку он получает представление Астиага (гобелен 18 века).

Хотя обычно считается, что учение Заратуштры сохраняло влияние на Кира. действий и политики, до сих пор не было найдено четких доказательств того, что Кир исповедовал определенную религию. Пьер Бриан писал, что, учитывая скудную информацию, которой мы располагаем, «кажется совершенно безрассудным пытаться реконструировать, какой могла быть религия Кира».

Политика Кира в отношении лечения религий меньшинств задокументированы в вавилонских текстах, а также в еврейских источниках и рассказах историков. Кир проводил общую политику религиозной терпимости во всей своей огромной империи. Вопрос о том, была ли это новая политика или продолжение политики вавилонян и ассирийцев (как утверждает Лестер Граббе), является спорным. Он принес мир вавилонянам и, как говорят, держал свою армию подальше от храмов и восстановил статуи вавилонских богов в их святилищах.

Его обращение с евреями во время их изгнания в Вавилоне после Навуходоносора II разрушенного Иерусалима, о котором говорится в Библии. Еврейская Библия Кетувим заканчивается в Второй Паралипоменон указом Кира, который возвращал изгнанников в Землю Обетованную из Вавилона вместе с поручение восстановить храм.

Так говорит Кир, царь Персидский: Господь, Бог небесный, дал Мне все царства земли; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто из вас из всего народа Его - Господь, Бог его, да пребудет с ним, - пусть идет туда. - (2 Паралипоменон 36:23 )

Этот указ также полностью воспроизведен в Книге Ездры.

В первый год правления царя Кира царь Кир издал указ: «О доме Боже в Иерусалиме, пусть храм, место, где приносятся жертвы, будет восстановлен, и пусть будет сохранен его фундамент высотой 60 локтей и шириной 60 локтей, с тремя слоями огромных камней и одним слоем бревен. стоимость будет уплачена из царской сокровищницы. Также пусть золотые и серебряные принадлежности дома Божия, которые Навуходоносор взял из храма в Иерусалиме и привез в Вавилон, будут возвращены и принесены на свои места в храме в Иерусалиме; и вы должны поместите их в дом Божий ». - (Ездра 6: 3–5 )

Улица Кира, Иерусалим, Израиль

Евреи почитали его как достойного и праведного царя. В одном библейском отрывке Исайя упоминает его как Мессия (букв. «Его помазанник»). один ") (Исайя 45: 1 ), что делает его единственным язычником, на которого ссылаются так. В другом месте в Исаии Бог описывается как говорящий: «В праведности моей воздвигну Кира; все пути его сделаю прямыми. Он восстановит мой город и освободит моих пленных, но не за плату. или награда, говорит Всемогущий Бог ». (Исайя 45:13 ) Как следует из текста, Кир в конечном итоге освободил народ Израиль из плена без компенсации или дани. Эти конкретные отрывки (Исайя 40–55, часто упоминаемые как Второзаконие-Исайя ), по мнению большинства современных критических ученых, были добавлены другим автором ближе к концу вавилонского плена. (ок. 536 г. до н. э.).

Иосиф, еврейский историк первого века, излагает традиционный взгляд евреев на предсказание Кира в книге Исайи Древности евреев, книга 11, глава 1:

В первый год правления Кира, который был семидесятым с того дня, когда наш народ был переселен из своей земли в Вавилон, Бог сочувствовал плену и бедствиям этих бедных людей, согласно как он предсказал им через пророка Иеремию перед разрушением города, что после того, как они будут служить Навуходоносору и его потомкам и после того, как они пройдут это рабство семьдесят лет, он снова вернет их в землю их отцов, и они должны построить свой храм и наслаждаться своим древним процветанием. И это Бог дал им; ибо он возбудил разум Кира и заставил его написать это по всей Азии: «Так говорит Кир, царь: поскольку Всемогущий Бог назначил меня царем на обитаемой земле, я верю, что он - тот Бог, который народ поклоняются израильтяне, ибо он действительно предсказал мое имя через пророков, и что я построю ему дом в Иерусалиме, в стране Иудейской ». Кир узнал об этом, читая оставленную им книгу пророчеств Исайи; ибо этот пророк сказал, что Бог так сказал ему в тайном видении: «Моя воля состоит в том, чтобы Кир, которого я назначил царем над многими великими народами, отправил мой народ обратно в их собственную землю и построил мой храм. " Это было предсказано Исаией за сто сорок лет до того, как храм был разрушен. Соответственно, когда Кир прочитал это и восхитился Божественной силой, его охватило искреннее желание и честолюбие исполнить то, что было написано; поэтому он призвал самых выдающихся иудеев, которые были в Вавилоне, и сказал им, чтобы они разрешили им вернуться в свою страну и восстановить свой город Иерусалим и храм Божий, потому что он будет их помощник, и что он напишет правителям и правителям, находившимся по соседству с их страной Иудеи, чтобы они пожертвовали им золото и серебро для строительства храма, и, кроме того, животных для их жертвоприношений.

Изображение Даниила и Кира до идола Бел

Кир был восхвален в Танах (Исайя 45: 1–6 и Ездра 1 : 1–11 ) за освобождение рабов, гуманитарное равенство и внесенные им дорогостоящие репарации. Тем не менее, его критиковали иудеи после того, как ему солгали куфиты, которые хотели остановить строительство Второго Храма. Они обвинили евреев в заговоре с целью восстания, поэтому Кир, в свою очередь, остановил строительство, которое не было завершено до 515 г. до н.э., во время правления Дария I. Согласно Библии, именно царь Артаксеркс был убежден остановить строительство храма в Иерусалиме. (Ездра 4: 7–24)

Статуя Кира Великого в Олимпийском парке в Сиднее

Исторический характер этого указа подвергается сомнению. Профессор Лестер Л. Граббе утверждает, что указа не было, но существовала политика, позволяющая изгнанникам вернуться на родину и восстановить свои храмы. Он также утверждает, что археология предполагает, что возвращение было "тонкой струйкой", происходившей, возможно, в течение десятилетий, что привело к максимальной численности населения, возможно, 30 000 человек. Филип Р. Дэвис назвал подлинность указа «сомнительной, "цитируя Граббе и добавляя, что Дж. Бриенд возражал против" подлинности Ездры 1.1–4, - это Дж. Бриенд в статье, представленной в Institut Catholique de Paris 15 декабря 1993 г., который отрицает, что она похожа на форму официального документа. но отражает скорее библейские пророческие идиомы ". Мэри Джоан Винн Лейт считает, что указ в книге Эзры может быть подлинным, и вместе с Цилиндром Кир, как и предыдущие правители, посредством этих указов пытался заручиться поддержкой тех, кто мог быть стратегически важен, особенно тех, кто был близок к Египту, которым он хотел завоевать. Он также писал, что «призывы к Мардуку в цилиндре и Яхве в библейском указе демонстрируют стремление персов кооптировать местные религиозные и политические традиции в интересах имперского контроля».

Некоторые современные мусульманские ученые считают предположил, что кораническая фигура Зуль-Карнайн является изображением Кира Великого. Зул-Карнайн, (арабский : و القرنين 'ū al-qarnayn, IPA :), или Zulqarnayn, «он двух рогов «(или образно« он из двух веков ») появляется в суре 18 стихи 83-101 Корана как фигура, уполномоченная Аллахом возводить стена между человечеством и Гогом и Магогом, символ хаоса. Эта теория была предложена суннитскими учеными, такими как Маулана Маудуди и Абул Калам Азад и одобрен шиитскими учеными Аллахом Табатабаи в его Тафсир аль-Мизан и Макарем Ширази.

Политика и управление

Кир основал империю как государство империю, управляемую четырьмя столицами: Пасаргады, Вавилон, Сузы и Экбатана. Он разрешил определенную степень региональной автономии в каждом штате в виде системы сатрапии. Сатрапия была административной единицей, обычно организованной на географической основе. с. «сатрап » (губернатор) был вассалом королем, который управлял регионом, «генерал» контролировал военную вербовку и обеспечивал порядок, а «государственный секретарь» вел официальные записи.. Генерал и государственный секретарь подчинялись непосредственно сатрапу, а также центральному правительству.

Во время своего правления Кир поддерживал контроль над обширным регионом завоеванных королевств, достигнутый путем удержания и расширения сатрапий. Дальнейшая организация вновь завоеванных территорий в провинции, управляемые сатрапами, была продолжена преемником Кира Дарием Великим. Империя Кира была основана на дани и призывниках из многих частей его королевства.

Благодаря своей военной смекалке Сайрус создал организованную армию, включая Бессмертных. отряд, состоящий из 10 000 высококвалифицированных солдат. Он также сформировал новаторскую почтовую систему по всей империи, основанную на нескольких ретрансляционных станциях под названием Чапар Ханэ.

Завоевания Кира положили начало новой эре в эпоху строительства империи, когда огромное сверхгосударство, состоящее из многих десятков стран, рас, религий и языков, управлялось единой администрацией, возглавляемой центральным правительством. Эта система просуществовала века и была сохранена как вторгшейся династией Селевкидов во время их контроля над Персией, так и более поздними иранскими династиями, включая парфян и сасанидов.

17-го до н. вековой бюст Кира Великого в Гамбурге, Германия.

10 декабря 2003 г., при получении Нобелевской премии мира, Ширин Эбади - воскликнул Кир, говоря:

Я иранец, потомок Кира Великого. Этот император на пике власти 2500 лет назад провозгласил, что он «не будет править людьми, если они этого не пожелают». Он пообещал никого не заставлять менять свою религию и веру и гарантировал всем свободу. Хартия Кира Великого должна быть изучена в истории прав человека.

Кир известен своими нововведениями в строительных проектах; он далее развил технологии, которые он нашел в завоеванных культурах, и применил их при строительстве дворцов Пасаргад. Он также был известен своей любовью к садам ; недавние раскопки в его столице показали существование Пасаргадского Персидского сада и сети оросительных каналов. Пасаргады были местом для двух великолепных дворцов, окруженных величественным королевским парком и обширными садами; Среди них были четырехчетвертные стенные сады «Paradisia » с более чем 1000 метров каналов, сделанных из резного известняка, предназначенные для заполнения небольших бассейнов через каждые 16 метров и воды различных типов. дикой и домашней флоры. Дизайн и концепция Paradisia были исключительными и с тех пор использовались в качестве модели для многих древних и современных парков.

Английский врач и философ сэр Томас Браун написал доклад, озаглавленный Сад Кира в 1658 году, в котором Кир изображен как типичный «мудрый правитель» - в то время как протекторат Кромвеля правил Британией.

«Кир-старший, выросший в Лесах и Горах, когда время и сила позволяли, следовал велению своего воспитания и приводил сокровища поля в порядок и ограниченность. Так благородно украсил висячие Сады Вавилона, что он также считается автором этого ".

Штандарт Кира, описываемый как беркут, установленный на «высокой древке», оставался официальным знаменем Ахеменидов.

Цилиндр Кира

Цилиндр Кира, современный клинопись, провозглашающая Кира законным царем Вавилона.

Одним из немногих сохранившихся источников информации, которые можно датировать непосредственно временем Кира, является Цилиндр Кира (персидский : استوانه کوروش), документ в виде глиняного цилиндра с надписью аккадский клинопись. Он был заложен в основании Эсагилы (храм Мардука в Вавилоне ) в качестве залежи фундамента после персидского завоевания в 539 г. до н. э. Он был обнаружен в 1879 году и сегодня хранится в Британском музее в Лондоне.

Текст цилиндра осуждает свергнутого вавилонского царя Набонида как нечестивого и изображает Кира как угодно главному богу Мардук. В нем описывается, как Кир улучшил жизнь жителей Вавилонии, репатриировал перемещенных лиц и восстановил храмы и культовые святилища. Хотя это специально не упоминается в тексте, репатриация евреев из их «вавилонского плена » интерпретировалась как часть этой общей политики.

В 1970-х годах шах Ирана принял цилиндр Кира как политический символ, используя его «как центральный образ в праздновании 2500-летия иранской монархии». и утверждая, что это была «первая в истории хартия прав человека». Некоторые оспаривали эту точку зрения как "довольно анахроничную" и тенденциозную, поскольку современная концепция прав человека была бы совершенно чуждой современникам Кира и не упоминалась в цилиндре. Тем не менее, цилиндр стал рассматриваться как часть культурной самобытности Ирана.

Организация Объединенных Наций объявила реликвию «древней декларацией прав человека» с 1971 года, одобренной тогдашним генеральным секретарем Ситу У Тан, после того, как ему «подарила копию сестра шаха Ирана ». Британский музей описывает цилиндр как «инструмент древней месопотамской пропаганды», который «отражает давнюю традицию Месопотамии, где еще в третьем тысячелетии до нашей эры короли начали свое правление с деклараций реформ». Цилиндр подчеркивает преемственность Кира с предыдущими вавилонскими правителями, утверждая его добродетель как традиционного вавилонского царя, при этом очерняя своего предшественника.

Нил МакГрегор, директор Британского музея, заявил, что цилиндр был «первой известной нам попыткой. об управлении обществом, государством разных национальностей и вероисповеданий - новый вид государственного управления ». Он пояснил, что «это даже было описано как первая декларация прав человека, и хотя это никогда не было целью документа - современная концепция прав человека почти не существовала в древнем мире - он стал воплощением надежд и чаяний. многих. "

Семейное древо
См. также
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
  • Амели Кухрт: Древняя история Ближнего Востока: случай Кира Великого из Персии. В: Хью Годфри Мэтьюрин Уильямсон: понимание истории древнего Израиля. Oxford University Press 2007, ISBN 978-0-19-726401-0, стр. 107–28
  • Бикерманн, Элиас Дж. (Сентябрь 1946 г.). «Эдикт Кира в 1 Ездре». Журнал библейской литературы. 65 (3): 249–75. doi : 10.2307 / 3262665. JSTOR 3262665. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Догерти, Раймонд Филип (1929). Набонид и Валтасар: Изучение последних событий Нововавилонской Империи. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  • Дрюс, Роберт (октябрь 1974 г.). «Саргон, Кир и месопотамская народная история». Журнал ближневосточных исследований. 33 (4): 387–93. doi : 10.1086 / 372377. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Харматта, Дж. ( 1971). «Расцвет Древней Персидской империи: Кир Великий». Acta Antiquo. 19 : 3–15. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лоуренс, Джон М. (1985). «Кир: Мессия, политик и генерал». Бюллетень Ближневосточного археологического общества. Ns 25 : 5–28. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лоуренс, Джон М. (1982). «Отношение неоассирийцев и нововавилонян к иностранцам и их религии». Бюллетень Ближневосточного археологического общества. ns 19 : 27-40. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Mallowan, Ma х (1972 г.). «Кир Великий (558–529 до н.э.)». Иран. 10 : 1–17. doi : 10.2307 / 4300460. JSTOR 4300460. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Wiesehöfer, Josef (1996). Древняя Персия: с 550 г. до н.э. по 650 г. н.э. Азизе Азоди, перевод Лондон: IB Tauris. ISBN 1-85043-999-0.
  • Джови, Александр (2011). Я Сайрус: История настоящего принца Персии. : Garnet Publishing. ISBN 978-1-85964-281-8.
Внешние ссылки
Кир Великий династия Ахеменидов Дата рождения: ок. 600 г. до н.э. Умер: 530 г. до н.э.
Новый титул . Ранее не установленЦарь царей Персидской империи. ? –530 г. до н.э.Преемник. Камбиз II
Предшествующий. Камбиз I Царь Персии. 559–530 г. до н.э.
Предшествовать d от. Астиага Царя Мидии. 550–530 гг. до н.э.
Предшествовал. Крез Царь Лидии. 547–530 гг. Предшественник. Набонид царь Вавилона. 539–530 гг. До н.э.
Последняя правка сделана 2021-05-16 13:15:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте