Персидские сады

редактировать
Тип сада из Ирана Сад Эрам - знаменитый исторический персидский сад в Ширазе, Иран

Традиция и стиль садового дизайна представлены персидскими садами или иранскими садами (персидскими : باغ ایرانی), пример райского сада, повлиял на дизайн садов от Андалусии до Индии и за ее пределами. Сады Альгамбры демонстрируют влияние персидской садовой философии и стиля в мавританском дворцовом масштабе эпохи аль-Андалуса в Испании.. Гробница Хумаюна и Тадж-Махал имеют одни из самых больших персидских садов в мире, относящиеся к эпохе Империи Великих Моголов в Индии.

Содержание

  • 1 Понятие и этимология
  • 2 История
  • 3 Элементы персидского сада
  • 4 Описания
  • 5 Стили
    • 5.1 Хаят
    • 5.2 Мейдан
    • 5.3 Чахар Баг
    • 5.4 Парк
    • 5.5 Баг
  • 6 Объекты всемирного наследия
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Концепция и этимология

Схема персидского сада. Обратите внимание на четырехстороннюю структуру с водным элементом, соединяющими акведуки и окружающие деревья, а также на расположение дворца

Со времен империи Ахеменидов идея земного рая распространилась по Персидская литература и пример для других культур, как эллинистических садов Империи Селевкидов, и Птолемеев в Александрии. авестийское слово pairidaēza-, древнеперсидское * paridaida-, срединное * paridaiza- (окруженный стеной, т.е. окруженный стеной сад ), был заимствован в аккадский, а затем в греческий древнегреческий : παράδεισος, романизированный : parádeisos, затем преобразованный в Латинский paradīsus, а оттуда вошел в европейские языки, например, французский paradis, немецкий Paradies и английский рай.

Как выражается это слово, такие сады были бы огорожены. Целью сада было и есть место для защищенного отдыха различными способами: духовным и неторопливым (например, встречи с друзьями), по сути, рай на земле.. Обычное иранское слово для обозначения «замкнутого пространства» было * pari-daiza- (авестийская пара-даэза-), термин, принятый христианской мифологией для описания сада. Эдема или рая на земле.

Конструкция сада может быть формальной (с акцентом на структуру) или случайной (с акцентом на природе), следуя нескольким простым правилам проектирования. Это позволяет максимизировать функциональные и эмоциональные возможности того, что можно делать в саду.

История

Сады за пределами дворца Дария I Персидского в Персеполе.

Персидские сады могут возникать еще в 4000 г. до н.э., но очевидно, что это Традиция началась с династии Ахеменидов около 6 века до нашей эры. Украшенная керамика того времени отображает типичный крест персидского сада. Наброски Пасаргады, построенного около 500 г. до н.э., можно увидеть и сегодня. Классические иранцы рассматривались греками как «великие садовники» древности; Кир II (известный также как Кир Младший) якобы сказал спартанскому полководцу Лисандр, что он ежедневно занимался садом, когда не участвовал в кампании, и сам разбил парк в Сардисе, который назвал своим «раем». (греческое искажение древнеперсидского слова «сад»).

Во время сюзеренитета Сасанидской Империи, под влиянием зороастризма, вода в искусстве становилась все более важной. Эта тенденция проявилась в дизайне садов с большим акцентом на фонтаны и пруды в садах.

В периоды Омейядов и Аббасидов эстетический аспект сада приобрел большее значение, превзойдя полезность. За это время возросло значение эстетических правил, регулирующих сад. Примером этого является chahār bāgh (چهارباغ), форма сада, которая пытается подражать авраамическому понятию Эдемского сада, с четырьмя реками и четырьмя квадрантами, которые представляют Мир. Иногда конструкция выходит на одну ось длиннее поперечной оси и может иметь водные каналы, которые проходят через каждый из четырех садов и соединяются с центральным бассейном.

При династии Аббасидов (8 век нашей эры) этот тип сада стал неотъемлемой частью изобразительной архитектуры.

Персидский сад - это ландшафтный сад, спроектированный индивидуально и намеренно созданный как пространство, встроенное в эстетическое и духовное контекст его прошлого и современной культурной, политической и социальной среды. Отличительными чертами этих официальных садов являются геометрическая планировка, соответствующая геометрическим и визуальным принципам, воплощенная в природе с помощью водных каналов и бассейнов, которые делят замкнутое пространство на четко определенные кварталы, принцип, который стал известен как Чахар Баг (четыре сада), гидротехнические сооружения с каналами, бассейны, фонтаны и каскады, павильоны, выдающиеся центральные оси с видом и плантации с множеством тщательно подобранных деревьев и трав. и цветы. Древнеиранское слово для таких садов «пари-даизи» выражает понятие земного рая, присущего им. Как таковые, они являются метафорой божественного порядка, объединения и защиты тех, кто творит добро. аналоги на Земле выполняют аналогичную функцию. Эти принципы доведены до совершенства в садах императора как «хорошего садовника».

Несмотря на формальную стандартизацию, ландшафтные сады также отражают разнообразие и развитие, обязанные функционировать, региональные и хронологические характеристики, а также технологические особенности, личные предпочтения, амбиции и потребности. Персидские сады многофункциональны: они не только служат для созерцания и расслабления, но также являются представлением и проявлением силы. Проектирование и реализация сада демонстрирует занятие земли, проведение аудиенций и празднование побед или браков в этих садах свидетельствует о превосходстве или социальных и политических связях. Начиная с 12 С 1-го по 13-е века гробницы членов королевской семьи или важных личностей были помещены в такие официальные сады, что давало верующим возможность извлечь выгоду из духовности почитаемого человека и особой ауры сада.

Вторжение в Персию монголы в тринадцатом веке привели к новому акценту на очень богато украшенную структуру в саду. Примеры этого включают древовидные пионы и хризантемы. Затем монголы перенесли персидские садовые традиции в другие части своей империи (особенно в Индию ).

Баг-е Бабур в Кабуле, Афганистан Сады Моголов в Тадж-Махале

Император Великих Моголов Бабур представил Персидский сад в Индию, пытаясь воспроизвести прохладную, освежающую ауру своей родины в Ферганской долине посредством строительства садов в персидском стиле, как и в других тимуридских городах, таких как Самарканд и Герат. Бабур был усердным садовником и лично спроектировал и руководил по крайней мере десятью садами в своей столице Кабуле в современном Афганистане, таких как Баг-е Бабур, где он зафиксировал очарование природы он посадил гранатовые, вишневые и апельсиновые деревья. Хотя его империя вскоре расширилась до северо-центральной Индии, он ненавидел застоявшуюся жару и унылую атмосферу жарких пыльных равнин Индии; таким образом, он был похоронен в Баг-и-Бабуре в Кабуле своей вдовой в 1544 году.

Арам Баг в Агре был первым из многих персидских садов, которые он создал в самой Индии. Сады Великих Моголов имеют четыре основных требования, символизирующих четыре аллегорических существа для загробной жизни: тень, фрукты, аромат и проточная вода, и этот образец использовался для создания многих персидских садов по всему Индийскому субконтиненту, таких как Сады Шалимар Лахора, Шалимар Баг и Нишат Баг Кашмира и сады Тадж-Махала. Сады Тадж-Махала воплощают персидскую концепцию идеального райского сада и были построены с оросительными каналами и каналами, протекающими с реки Ямуна. Эти сады недавно были восстановлены в их былой красоте после десятилетий загрязнения со стороны индийских властей, которые вырубили фруктовые и тенистые растения сада.

Династия Сефевидов ( с семнадцатого по восемнадцатый век) построил и развил грандиозные и эпические планы, которые вышли за рамки простого расширения дворца и стали его неотъемлемой эстетической и функциональной частью. В последующие века европейский садовый дизайн начал оказывать влияние на Персию, особенно на дизайн Франции и, во вторую очередь, России и Соединенного Королевства. Западное влияние привело к изменениям в использовании воды и видов, используемых в подстилке.

Традиционные формы и стиль все еще применяются в современных иранских садах. Они также появляются в исторических местах, музеях и прикрепляются к домам богатых.

Элементы персидского сада

Чехель Сотун павильон и сад в Исфахане

Солнечный свет и его эффекты были важным фактором структурного дизайна в персидских садах. Текстуры и формы были специально выбраны архитекторами, чтобы использовать свет.

Сухая жара Ирана делает тень важной в садах, которые без нее было бы практически невозможно использовать. Деревья и решетки в основном имеют биотический оттенок; павильоны и стены также структурно заметны, блокируя солнце.

Высокая температура также делает воду важной как в дизайне сада, так и в уходе за ним. Может потребоваться ирригация, которая может осуществляться через туннель qanat, по которому вода транспортируется из местного водоносного горизонта. Структуры, подобные колодцу, затем соединяются с канатом, позволяя забирать воду. В качестве альтернативы, управляемая животными персидская скважина могла бы выводить воду на поверхность. Такие колесные системы также перемещали воду по поверхностным водным системам, например, в стиле чахар-баг. Деревья часто сажали в канаву, называемую соковыжималкой, что предотвращало испарение и позволяло воде быстро проникать к деревьям корни.

Персидский стиль часто пытается объединить внутреннее и внешнее пространство через соединение окружающего сада с внутренним двором. Дизайнеры часто размещают архитектурные элементы, такие как сводчатые арки, между внешней и внутренней областями, чтобы разделить их.

Описания

Сад Шазде - один из крупнейших садов провинции Керман.

Найдено раннее описание (с первой половины четвертого века до нашей эры) персидского сада. в книге Ксенофонта Экономик, в которой он Сократа рассказывает историю о визите спартанского генерала Лисандра к персидскому принцу Кир Младший, показывающий греку свой «рай в Сардах». В этой истории Лисандр «поражен красотой деревьев внутри, посаженных через равные промежутки времени, длинными прямыми рядами развевающихся ветвей, совершенной регулярностью, прямоугольной симметрией всего целого и множеством сладких ароматов, которые витали вокруг них, словно они ходили по парку »

Фин Гарден в Кашан

Самые старые репрезентативные описания и иллюстрации персидских садов были получены от путешественников, прибывших в Иран с запада. Эти записи включают Ибн Баттута в четырнадцатом веке, Руи Гонсалес де Клавихо в пятнадцатом веке и Энгельберт Кемпфер в семнадцатом веке. Баттута и Клавихо лишь вскользь упоминали сады и не описывали их дизайн, но Кемпфер сделал тщательные чертежи и преобразовал их в подробные гравюры после своего возвращения в Европу. На них изображены сады типа чарбаг с ограждающей стеной, прямоугольными бассейнами, внутренней сетью каналов, садовыми беседками и пышной растительностью. Сохранившиеся примеры этого типа сада есть в Йезде (Даулатабад) и в Кашане (Fin Garden ). Местоположение садов Кемпфер, проиллюстрированных в Исфахан, можно определить.

Стили

Шесть основных стилей персидского сада можно увидеть в следующей таблице, которая помещает их в контекст их функции и стиля. Сады не ограничены определенным стилем, но часто объединяют разные стили или имеют участки с разными функциями и стилями.

КлассическийФормальныйПовседневный
ПубличныйХаятПарк
ЧастныйХаятЧахар Баг Баг

Хаят

Нагш- Площадь и Джахан, Королевская площадь Чарбагх (Майдан) в Исфахане, построенная между 1598 и 1629 годами Закат в Нишат Баг Сады Парк Лалех, Тегеран

Публично это классический персидский макет с большим упором на эстетику над функциональностью. Особое значение имеют искусственные сооружения в саду с арками и бассейнами (которые можно использовать для купания). Земля часто покрыта гравием, покрытым камнем. Посадки обычно очень простые - например, ряд деревьев, которые также обеспечивают тень.

В частном порядке эти сады часто сосредоточены вокруг бассейна и, опять же, структурны. Бассейн служит средоточием и источником влажности окружающей атмосферы. Растений мало, часто из-за нехватки воды в городских районах.

Мейдан

Это общественный, формальный сад, в котором больше внимания уделяется биотический элемент, чем хаят, и это минимизирует структуру. Растения варьируются от деревьев, до кустарников, до кустарников, до трав. Опять же, есть такие элементы, как бассейн и гравийные дорожки, разделяющие лужайку. Когда используются конструкции, их часто строят, как в случае павильонов, для обеспечения тени.

Чахар Баг

Эти сады частные и формальные. Базовая структура состоит из четырех квадрантов, разделенных водными путями или путями. Традиционно богатые использовали такие сады в служебных целях (например, для развлечения послов ). Эти сады уравновешивают структуру с зеленью, причем растения часто находятся по периметру бассейна и структуры, основанной на дорожках.

Парк

Как и многие другие парки, персидский парк выполняет повседневную общественную функцию с акцентом на жизнь растений. Они обеспечивают проходы и места для сидения, но в остальном обычно имеют ограниченные конструктивные элементы. Назначение таких мест - релаксация и социализация.

Баг

Как и другой случайный сад, парк, баг подчеркивает естественный и зеленый аспект сада. В отличие от парка, это частная территория, часто прикрепленная к домам и часто состоящая из лужаек, деревьев и наземных растений. Водные пути и тропы выделяются меньше, чем в более формальных аналогах, и в основном функциональны. Основная функция таких зон - семейное расслабление.

Объекты всемирного наследия

Персидский сад
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Местоположение Иран
Включает
  1. Древний сад Пасаргады
  2. Баг-э Эрам
  3. Баг-е Чехель Сотун
  4. Баг-и Фин
  5. Баг-и Шахзаде
Критерии Культурные: (i), (ii), (iii), (iv), (vi)
Ссылка1372
Надпись2011 (35-я сессия )
Площадь716,35 га (2,7658 кв. Миль)
Буферная зона9,740,02 га (37,6064 кв. Миль)
  1. Сад Пасаргад в Пасаргаде, Иран (WHS 1372-001)
  2. Сад Эрам, Шираз, Иран (WHS 1372-002)
  3. Чехель Сотун, Исфахан, Иран (WHS 1372-003)
  4. Фин Гарден, Кашан, Иран (WHS 1372-004)
  5. , Аббасабад, Мазандаран, Иран (WHS 1372-005)
  6. Сад Шазде, Махан, Провинция Керман, Иран (WHS 1372-006)
  7. , Йезд, Иран (WHS 1372-007)
  8. , Иран (WHS 1372-008)
  9. , Провинция Южный Хорасан, Иран (WHS 1372 -009)
  10. Тадж-Махал, Агра, Индия (WHS 252)
  11. Могила Хумаюна, Нью-Дели, Индия (WHS 232bis)
  12. Сады Шалимар, Лахор, Пакистан (WHS 171-002)
  13. Сады Бабура, Кабул, Афганистан (WHS -)
  14. Хенералифе, Гранада, Испания (WHS 314-001)
Персидские сады расположены в Юго-Западной Азии 122 33 4 4 56 6 7 8 9 10 10 1111 1212 13 13 Расположение объектов всемирного наследия «Персидский сад»

См. Также

  • icon Портал садоводства
  • Портал садов

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Дариуш Борбор, «Влияние персидских садов на исламское оформление», в Architecture Formes Fonctions / Architektur Form Funktion / Architecture Forms Functions / Arquitectura Formas Functiones vol. 14, Editions Anthony Krafft, Lausanne, 1968, стр. 84–91.
  • ماره ۱۸ ، تهران ، تابستان ، صص
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2014). «Роль исторических персидских садов в состоянии здоровья современных городских жителей». Journal of EcoHealth, 11 (3), 308-321.
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2015). Устойчивые города и вклад исторических Городские зеленые насаждения: пример исторических персидских садов, Journal of Sustainability, 7, 13290-13316.
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит., Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2015)). Успешные общественные места, тематическое исследование исторических персидских садов, Журнал городского лесного хозяйства и городского озеленения, In Press, doi: 10.1016 / j.ufug.2015.08.011
  • Ростами, Рахелех., Хасануддин, Ламит, Хошнава, С. Мейсам., Ростами, Расул (2011). «Вклад исторических персидских садов в устойчивое развитие городов и окружающей среды: уроки жаркого засушливого региона Ирана». American Transaction on Engineering and Applied Sciences 1 (3), 281-294.
  • Хонсари, Мехди; Могтадер, М. Реза; Явари, Миноуч (1998). Персидский сад: отголоски рая. Издатели магов. ISBN 0-934211-46-9.
  • Несколько авторов (2010). «Сад». Encyclopædia Iranica.
  • Newton Wilber, D (1979). Персидские сады и садовые беседки. Вашингтон.
  • Мишель Конан, Думбартон-Окс (2007). Ближневосточные садовые традиции: единство и разнообразие.

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Садами в Иране.
  • Аудио слайд-шоу: [2] (5 мин 58 сек).
  • Аудио слайд-шоу: [3] (6 мин. 16 сек.).
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:52:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте