скифы (; от греч. Σκύθης, Σκύθοι), также известные как скиф, сака, Сакаэ, Искузаи или Аскузай, были кочевым народом, который доминировал в Понтийской степи примерно с 7 века до нашей эры. вплоть до 3 века до нашей эры. Они были частью более широких скифских культур, простирающихся по евразийской степи, в которую входили многие народы, отличные от скифов. Иногда использовалось широкое понятие, относящееся ко всем ранним евразийским кочевникам как «скифы». В рамках этой концепции настоящие скифы по-разному именуются понтийскими скифами . Однако использование термина «скифы» для обозначения всех ранних евразийских кочевников привело к большой путанице в литературе, и обоснованность такой терминологии вызывает споры. Поэтому предпочтительны другие названия этой концепции.
Считается, что скифы имели иранское происхождение. Они говорили на языке скифской ветви иранских языков и практиковали вариант древнеиранской религии. Среди первых народов, освоивших конную войну, скифы заменили киммерийцев в качестве доминирующей державы в Понтийской степи в 8 веке до нашей эры. В это время они и связанные с ними народы стали доминировать над всей евразийской степью от Карпат на западе до плато Ордос на востоке, создав то, что было названо первым центральноазиатским империя кочевников. Основанные на территории современной Украины и юга России, скифы называли себя сколотами, и их возглавляла аристократия кочевых воинов, известная как королевская Скифы .
В VII веке до нашей эры скифы пересекли Кавказ и часто совершали набеги на Ближний Восток вместе с киммерийцами, сыграв важную роль в политическом развитии региона. Около 650–630 гг. До н.э. скифы ненадолго доминировали на мидянах западного иранского нагорья, распространив свое влияние до границ Египта. Потеряв контроль над Мидией, скифы продолжили вмешиваться в дела Ближнего Востока, сыграв ведущую роль в разрушении Ассирийской империи в разграблении Ниневии в 612 г. до н.э. Впоследствии скифы часто вступали в конфликты с империей Ахеменидов. Скифы потерпели крупное поражение против Македонии в 4 веке до н.э. и впоследствии были постепенно завоеваны сарматами, родственным иранским народом, жившим к их востоку. В конце II века до н.э. их столица в Скифском Неаполе в Крыму была захвачена Митридатом VI, а их территории вошли в Боспорское царство. К этому времени они в основном были эллинизированы. К III веку нашей эры сарматы и последние остатки скифов находились во власти аланов и были подавлены готами. К началу средневековья скифы и сарматы были в значительной степени ассимилированы и поглощены ранними славянами. Скифы сыграли важную роль в этногенезе осетин, которые, как считается, произошли от аланов.
Скифы играли важную роль в Шелковый путь, обширная торговая сеть, соединяющая Грецию, Персию, Индию и Китай, возможно, способствуя современному процветанию эти цивилизации. Оседлые слесари изготавливали для скифов переносные предметы декора. Эти предметы сохранились в основном из металла, образуя своеобразное скифское искусство.
Имя скифов сохранилось в районе Скифии. Ранние авторы продолжали использовать термин «скифы», применяя его ко многим группам, не связанным с изначальными скифами, таким как гунны, готы, тюрки, авары, Хазары и другие безымянные кочевники. Научное изучение скифов называется Скифология .
Лингвист Освальд Семереньи изучал синонимы различного происхождения для r скиф и дифференцировал следующие термины: скутес Σκύθης, скудра, суг (у) да и сака.
Название «Скифский» происходит от названия, использованного для них древними греками. Искузай или Аскузай - имя, данное им ассирийцами. Древние персы использовали термин сака для всех кочевников евразийской степи, включая скифов.
Геродот говорил, что правящий класс скифы, которых он называл царскими скифами, называли себя сколотоями.
В науке термин скифы обычно относится к кочевому иранскому народу, который доминировали в Понтийской степи с VII века до нашей эры до III века до нашей эры.
Скифы имеют несколько общих культурных черт с другими народами, живущими к востоку от них, в частности, похожее оружие, конское снаряжение и Скифское искусство, которое было названо скифской триадой. Культуры, обладающие этими характеристиками, часто назывались скифскими культурами, а их народы - скифами. К народам, связанным со скифскими культурами, относятся не только сами скифы, составлявшие особую этническую группу, но также киммерийцы, массагеты, саки, сарматы и различных малоизвестных народов лесостепи, таких как ранние славяне, балты и финно-угорские народы. В рамках этого широкого определения термина скифы настоящие скифы часто отделялись от других групп с помощью терминов классические скифы, западные скифы, европейские скифы или понтийские скифы.
скифолог Аскольд Иванчик отмечает с тревогой из-за того, что термин «скиф» использовался как в широком, так и в узком контексте, что привело к большой путанице. Он резервирует термин «скифы» для иранского народа, господствовавшего в Причерноморских степях с 7 века до нашей эры до 3 века до нашей эры. Никола Ди Космо пишет, что широкое понятие «скифы» «слишком широкое, чтобы его можно было понять. жизнеспособный », и что термин« ранний кочевой »предпочтительнее.
Скифы впервые появились в исторических источниках в 8 веке до нашей эры. Геродот сообщил о трех противоречащих друг другу версиях происхождения скифов, но больше всего верил в эту версию:
Есть еще одна другая история, которую нужно рассказать, в которую я более склонен верить, чем в любую другую. Дело в том, что странствующие скифы когда-то жили в Азии и воевали там с массагетами, но без особого успеха; поэтому они покинули свои дома, пересекли Аракс и вошли в землю Киммерии.
. Геродот представил четыре различные версии скифского происхождения:
Свидетельства Геродота о скифском происхождении недавно были опровергнуты; хотя его рассказы о скифских набегах, современные его сочинениям, были сочтены более надежными.
Современная интерпретация исторических, археологических и антропологических свидетельств предложила две широкие гипотезы о скифском происхождении.
Первая гипотеза, ранее более поддерживаемая советскими, а затем российскими исследователями, примерно следовала (третьей) версии Геродота, утверждая, что скифы были восточными Группа, говорящая на иранском языке, прибывшая из Внутренней Азии, то есть из района Туркестана и Западной Сибири.
Вторая гипотеза, согласно Роман Гиршман и другие предполагают, что скифский культурный комплекс возник из местных групп срубнской культуры на побережье Черного моря, хотя это также связано с киммерийцами. Согласно Павлу Долуханову, это предположение подтверждается антропологическими данными, которые показали, что скифские черепа подобны предыдущим находкам из культуры срубна и отличаются от черепов среднеазиатских саков. Тем не менее, согласно Дж. П. Мэллори, археологические свидетельства скудны, и андроновская культура и «по крайней мере восточные выбросы культуры деревянных могил» могут быть идентифицированы как индоиранские
В 2017 году генетическое исследование скифов показало, что скифы в конечном итоге произошли от ямнской культуры и возникли в Причерноморской степи независимо от народов, принадлежащих к скифским культурам. восток. Основываясь на анализе митохондриальных линий, другое исследование, проведенное позднее в 2017 году, показало, что скифы были прямым потомком срубной культуры. Более поздний анализ отцовских линий, опубликованный в 2018 году, обнаружил значительные генетические различия между срубной и скифами, предполагая, что срубная и скифы вместо этого прослеживают общее происхождение в ямной культуре, со скифами и родственными народами, такими как, возможно, сарматы. прослеживая их происхождение от восточно-Причерноморских степей и южного Урала. Другое исследование 2019 года также пришло к выводу, что миграции, должно быть, сыграли свою роль в становлении скифов как доминирующей державы в Понтийской степи.
Геродот дает первое подробное описание скифов. Он классифицирует киммерийцев как отдельное автохтонное племя, изгнанное скифами с северного побережья Черного моря (Hist. 4.11–12). Геродот также утверждает (4.6), что скифы состояли из, катиарой, или «царских скифов».
В начале VII века до нашей эры скифы и киммерийцы записаны в ассирийских текстах как завоевавшие Урарту. В 670-х годах скифы под предводительством своего царя Бартатуа совершили набег на территории Ассирийской империи. Ассирийский царь Асархаддон сумел заключить мир со скифами, выдав свою дочь замуж за Бартатуа и заплатив большую дань. Бартатуа наследовал его сын Мадий ок. 645 г. до н.э., после чего они начали большой набег на Палестину и Египет. Впоследствии Мадиус покорил Срединную империю. В это время Геродот отмечает, что скифы совершали набеги и взимали дань со «всей Азии». В 620-х годах Киаксар, вождь мидийцев, вероломно убил большое количество скифских вождей на пиру. Впоследствии скифы были изгнаны в степь. В 612 г. до н.э. мидяне и скифы участвовали в разрушении Ассирийской империи в битве при Ниневии. В этот период вторжений на Ближний Восток скифы оказались под сильным влиянием местных цивилизаций.
В VI веке до нашей эры греки начали основывать поселения на побережьях и реках Понтийская степь, соприкоснувшаяся со скифами. Отношения между греками и скифами, по-видимому, были мирными, при этом на скифов оказали значительное влияние греки, хотя город Пантикапей мог быть разрушен скифами в середине века до нашей эры. В это время скифский философ Анахарсис побывал в Афинах, где произвел на местных жителей большое впечатление своей «варварской мудростью».
. К концу VI века до нашей эры археменидский царь Дарий Великий превратили Персию в самую могущественную империю в мире, простирающуюся от Египта до Индии. Планируя вторжение в Грецию, Дарий сначала стремился защитить свой северный фланг от вторжений скифов. Таким образом, Дарий объявил войну скифам. Сначала Дарий послал своего каппадокийского сатрапа Ариамна с огромным флотом (по оценкам Геродота в 600 кораблей) на скифскую территорию, где было пленено несколько скифских дворян. Затем он построил мост через Босфор и легко победил фракийцев, перейдя Дунай на скифскую территорию с большой армией (700000 человек, если верить. Геродот) в 512 г. до н. Э. В это время скифы были разделены на три главных царства, вождь крупнейшего племени, царь Идантирс, был верховным правителем, а его подчиненные цари были Скопасис и.
Не имея возможности получить поддержку со стороны соседних кочевых народов против персов, скифы эвакуировали своих мирных жителей и скот на север и приняли стратегию выжженной земли, одновременно беспокоясь о обширных персидских линиях снабжения. Понеся тяжелые потери, персы достигли Азовского моря, пока Дарий не был вынужден вступить в переговоры с Идантирсом, которые, однако, потерпели неудачу. Дарий и его армия в конце концов отступили через Дунай обратно в Персию, и после этого скифы заработали репутацию непобедимых среди соседних народов.
После поражения персов вторжения, сила скифов значительно выросла, и они начали походы против своих фракийских соседей на западе. В 496 г. до н.э. скифы предприняли большой поход во Фракию, достигнув Херсонеса. В это время они заключили союз с Империей Ахеменидов против спартанского царя Клеомена I. Выдающимся царем скифов в V веке был Скил.
. Наступление скифов на фракийцев было остановлено Одрисским царством. После этого граница между скифами и Одрисским царством была установлена на Дунае, и отношения между двумя династиями были хорошими, династические браки часто происходили. Скифы также расширились на северо-запад, где они разрушили многочисленные укрепленные поселения и, вероятно, подчинили себе многочисленное оседлое население. Похожая судьба постигла греческие города северо-западного побережья Черного моря и части Крыма, над которыми скифы установили политический контроль. Греческие поселения вдоль реки Дон также попали под контроль скифов.
Возникло разделение ответственности, при котором скифы обладали политической и военной властью, городское население занималось торговлей, и местное малоподвижное население, выполняющее физический труд. На их территории выращивали зерно и отправляли в Грецию пшеницу, стада и сыр. Скифы, очевидно, получили большую часть своего богатства благодаря контролю над работорговлей с севера в Грецию через греческие Черное море колониальные порты в Ольвии., Херсонес, Киммерийский Босфор и Горгиппия.
Когда Геродот писал свои «Истории» в V веке до нашей эры, греки выделяли Малую Скифию, в современной Румынии и Болгарии, от Великой Скифии, которая простиралась на восток на 20-дневный путь от реки Дунай через степи сегодняшней Восточной Украины до нижнего Дона бассейна.
Наступления скифов против греческих колоний на северо-восточном побережье Черного моря были в основном безуспешными, так как греки объединились под руководством города Пантикапея и оказали мощную оборону. Эти греческие города превратились в Боспорское царство. Тем временем несколько греческих колоний, ранее находившихся под контролем скифов, начали восстанавливать свою независимость. это Возможно, скифы в это время страдали от внутренних неурядиц. К середине IV в. До н.э. сарматы, родственный иранский народ, живший к востоку от скифов, начали проникать на территорию скифов.
царь скифов Скилур, рельеф из скифского Неаполя, Крым, II век до нашей эрыIV век до нашей эры был периодом расцвета скифской культуры. Скифский царь Атей сумел объединить под своей властью скифские племена, жившие между мэотийскими болотами и Дунаем, одновременно посягнув на фракийцев. Он завоевал территории вдоль Дуная до реки Сава и установил торговый путь от Черного моря до Адриатики, что способствовало процветанию торговли в Скифском царстве. Экспансия Атея на запад привела его к конфликту с Филиппом II Македонским (правил с 359 по 336 г. до н.э.), с которым он ранее был в союзе, который предпринял военные действия против скифов в 339 г. до н.э. Атей погиб в битве, и его империя распалась. Сын Филиппа, Александр Македонский, продолжал конфликт со скифами. В 331 г. до н.э. его полководец Зопирион вторгся на территорию Скифов с отрядом в 30 000 человек, но был разбит и убит скифами около Ольвии.
из-за конфликта между Македонией и скифами, кельты, кажется, вытеснили скифов с Балкан ; в то время как на юге России их постепенно одолело родственное племя сарматы. В 310–309 гг. До н. Э., Как отмечает Диодор Сицилийский, скифы в союзе с Боспорским царством победили сираков в великой битве у реки Тоис.
К началу III века до нашей эры скифская культура Причерноморской степи внезапно исчезает. Причины этого спорны, но экспансия сарматов, безусловно, сыграла свою роль. Скифы, в свою очередь, сосредоточили свое внимание на греческих городах Крыма.
Территория скифов василеев («царских скифов») вдоль северного берега Черного моря около 125 г. н.э.Примерно к 200 г. до н.э. скифы в основном ушли в Крым. К моменту рассказа Страбона (первые десятилетия нашей эры) крымские скифы создали новое царство, простирающееся от нижнего Днепра до Крыма, с центром в скифском Неаполе около современного Симферополя. Они стали более оседлыми и смешались с местным населением, в частности с таврами, а также подверглись эллинизации. Они поддерживали тесные отношения с Боспорским царством, с династией которого были связаны браком. Отдельная скифская территория, известная как Малая Скифия, существовала в современном Добрудже, но имела небольшое значение.
Во II веке до нашей эры скифские цари Скилур и Палак стремились установить свой контроль над греческими городами к северу от Черного моря. Греческие города Херсонес и Ольвия, в свою очередь, просили помощи Митридат Великий, царь Понта, чей полководец Диофант победил их армии в битве, взял их столицу и присоединили свою территорию к Боспорскому царству. По прошествии этого времени скифы практически исчезли из истории. Малая Скифия также была разбита Митридатом.
В годы после смерти Митридата скифы перешли к оседлому образу жизни и ассимилировались с соседними народами. Они возродились в I веке нашей эры и осадили Херсонес, которые были вынуждены обратиться за помощью к Римской империи. Скифы, в свою очередь, были разбиты римским полководцем Тиберием Плавтием Сильванусом Элианом. Ко II веку нашей эры археологические данные показывают, что скифы в значительной степени ассимилировались сарматами и аланами. Столица скифов, Скифский Неаполь, была разрушена переселенцами готов в середине III века нашей эры. В последующие века оставшиеся скифы и сарматы в значительной степени ассимилировались ранними славянами. Скифы и сарматы сыграли важную роль в этногенезе осетин, которые считаются прямыми потомками аланов.
Археологические останки скифов включают курганы гробницы (от простых образцов до сложных «царских курганов», содержащих «скифскую триаду» оружия, конскую сбрую, и искусство диких животных в скифском стиле), золото, шелк и жертвоприношения животных, в местах также предполагаемых человеческих жертв. Мумификация методы и вечная мерзлота помогли в относительной сохранности некоторых останков. Скифская археология также исследует остатки городов и укреплений.
Скифскую археологию можно разделить на три этапа:
На юге Восточной Европы раннескифская культура пришла на смену местам так- называется Новочеркасского типа. Дата этого перехода оспаривается археологами. Были предложены даты в диапазоне от середины 8 века до конца 7 века до нашей эры. Наибольшую научную поддержку получил переходный период в конце 8-го века. Истоки раннескифской культуры спорны. Многие из его элементов имеют центральноазиатское происхождение, но культура, похоже, достигла своей окончательной формы в Причерноморской степи, частично благодаря влиянию северокавказских элементов и, в меньшей степени, влиянию Ближневосточные элементы.
Период VIII и VII веков до нашей эры, когда киммерийцы и скифы совершили набеги на Ближний Восток, относят к более поздним этапам раннескифской культуры. Примеры раннескифских захоронений на Ближнем Востоке включают захоронения Норшунтепе и Имирлер. Предметы раннескифского типа были найдены в урартских крепостях, таких как Тейшебаини, Бастам и Аянис-кале. Ближневосточные влияния, вероятно, объясняются изделиями, изготовленными ближневосточными мастерами по поручению скифских вождей.
Рука с трона скифского царя, 7 век до нашей эры. Обнаружен в кургане Керкемес Краснодарский край в 1905 году. На выставке в ЭрмитажеРаннескифская культура известна прежде всего по погребальным памятникам, поскольку скифы в то время были кочевниками без постоянного проживания. населенные пункты. Наиболее важные памятники расположены в северо-западных частях скифских территорий в лесостепях Днепра и в юго-восточных частях скифских территорий на Северном Кавказе. В то время скифов хоронили на окраинах своих территорий. Раннескифские стоянки характеризуются подобными артефактами с небольшими локальными вариациями.
Курганы раннескифской культуры обнаружены на Северном Кавказе. Некоторые из них отличаются большим богатством и, вероятно, принадлежали королевским особам аристократов. В них содержатся не только покойники, но и лошади и даже колесницы. Погребальные обряды, проводимые в этих курганах, полностью соответствуют описанным Геродотом. Самые большие курганы раннескифской культуры на Северном Кавказе обнаружены на Келермесской, Новозаведенном II (Ульские курганы ) и Костромской. Один курган на Ульском был найден высотой 15 метров и вмещал более 400 лошадей. Курганы VII века до нашей эры, когда скифы совершали набеги на Ближний Восток, обычно содержат предметы ближневосточного происхождения. Курганы конца VII века, однако, содержат мало предметов Ближнего Востока, а скорее предметы греческого происхождения, что указывает на усиление контактов между скифами и греческими колонистами.
Важные раннескифские памятники также были найдены в лесостепи Днепра. Самая важная из этих находок - Мельгунов курган. В этом кургане есть несколько предметов ближневосточного происхождения, настолько похожих на найденные в кургане в Келермесской, что, вероятно, изготовлены в одной мастерской. Большинство раннескифских стоянок в этом районе расположено по берегам Днепра и его притоков. Погребальные обряды на этих стоянках похожи, но не идентичны обрядам курганов на Северном Кавказе.
Важные раннескифские стоянки также были обнаружены на территориях, разделяющих Северный Кавказ и лесостепи. К ним относятся Криворожский курган на восточном берегу Донецка и Темир-гора в Крыму. Оба датируются 7 веком до нашей эры и содержат греческий импорт. Криворожские также имеют влияние Ближнего Востока.
Знаменитый золотой олень Костромской, РоссияПомимо погребальных памятников, были обнаружены многочисленные поселения раннескифского периода. Большинство этих населенных пунктов расположены в зоне лесостепи и не укреплены. Важнейшими из этих памятников в Приднепровье являются Трахтемирово, Мотронинское и Пастырское. К востоку от них, на берегу реки Ворскла, притока Днепра, находится поселение Бильск. Бильск, занимающий площадь в 4400 га с внешним валом более 30 км, является крупнейшим поселением в зоне лесостепи. Группа археологов под руководством Бориса Шрамко предварительно идентифицировала его как место Гелона, предполагаемой столицы Скифии.
Еще одно важное крупное поселение можно найти на Мирив. Датируемый VII и VI веками до нашей эры, Мирив содержит значительное количество импортированных греческих предметов, свидетельствующих об оживленных контактах с Борисфеном, первой греческой колонией, основанной в Понтийской степи (около 625 г. до н.э.). В пределах крепостных валов этих поселений были участки без построек, которые, вероятно, были заняты скифами-кочевниками, сезонно посещавшими эти места.
Раннескифская культура закончилась во второй половине VI века до нашей эры.
К концу VI века до н.э. в материале начинается новый период культура скифов. Одни ученые считают это новым этапом в скифской культуре, другие - совершенно новой археологической культурой. Не исключено, что эта новая культура возникла благодаря заселению новой волны кочевников с востока, которые смешались с местными скифами. Классический скифский период претерпел серьезные изменения в скифской материальной культуре, как в отношении оружия, так и в художественном стиле. Во многом это произошло благодаря греческому влиянию. Другие элементы, вероятно, были привезены с востока.
Как и в раннескифской культуре, классическая скифская культура в основном представлена через захоронения. Однако ареал распространения этих сайтов изменился. Большинство из них, в том числе и самые богатые, находятся в Причерноморской степи, в частности в районе Днепровских порогов.
. В конце VI века до н.э. появились новые погребальные обряды, характеризующиеся более сложными курганами. Этот новый стиль быстро распространился по всей скифской территории. Как и прежде, в элитных захоронениях обычно содержались лошади. Похороненного короля обычно сопровождали несколько человек из его свиты. Могилы, содержащие как мужчин, так и женщин, довольно распространены как в элитных захоронениях, так и в захоронениях простых людей.
Важнейшими скифскими курганами классической скифской культуры VI-V вв. До н.э. являются Острая Томаковская Могила, Завадская Могила 1, Новогригорьевка 5, Бэби и Раскопана Могила на Днепровских порогах, Золотой и Кулаковский курганы в Крыму.
Самые большие, так называемые «царские» курганы классической скифской культуры - это датируется 4 веком до нашей эры. К ним относятся Солоха, Большая Цымбалка, Чертомлык, Огуз, Александрополь и Козел. Ко вторым по величине, так называемым «аристократическим» курганам относятся Бердянский, Толстая Могила, Чмырева Могила, Пять братьев 8, Мелитопольский, Желтокаменка и Краснокутский.
Западная сторона Козельских кургановПри раскопках кургана Сенгилеевское-2 были обнаружены золотые чаши с покрытиями, указывающими на употребление крепкого опиумного напитка, а поблизости горела конопля. На золотых чашах были изображены сцены с изображением одежды и оружия.
Ко времени классической скифской культуры Северный Кавказ, кажется, больше не находится под контролем скифов. Богатые курганы на Северном Кавказе были обнаружены в Городище Семи Братьев, Елизаветовке и Уляпе, но, хотя они содержат элементы скифской культуры, вероятно, они принадлежали неродственное местное население. Богатые курганы лесостепной зоны V-IV вв. До н.э. были обнаружены в таких местах, как Рыжановка, но они не так велики, как курганы степей южнее.
В нескольких греческих городах были обнаружены захоронения со скифскими характеристиками. К ним относятся несколько необычайно богатых захоронений, таких как Куль-Оба (около Пантикапея в Крыму) и некрополь Нимфейон. Эти памятники, вероятно, представляют скифских аристократов, имевших тесные, если не семейные, связи с элитой Нимфея и аристократами, возможно, даже членами королевской семьи, Боспорского царства.
Всего более 3000 скифских захоронений из 4 в. До н.э. были обнаружены в Понтийской степи. Это число намного превышает количество всех захоронений прошлых веков.
Помимо погребальных памятников, были обнаружены остатки скифских городов этого периода. К ним относятся как продолжения раннескифского периода, так и новообразованные поселения. Самым важным из них является поселение Каменское на Днепре, существовавшее с V века до начала III века до нашей эры. Это было укрепленное поселение площадью 12 квадратных километров. Основным занятием его жителей, по-видимому, была обработка металла, и город, вероятно, был важным поставщиком металлических изделий для кочевых скифов. Часть населения, вероятно, составляли земледельцы. Вероятно, Каменское также служило политическим центром Скифии. Значительная часть Каменского не была застроена, возможно, для того, чтобы выделить ее для скифского царя и его свиты во время сезонных посещений города. Янош Харматта предполагает, что Каменское служило резиденцией скифского царя Атея..
К IV веку, похоже, некоторые из скифов стали вести земледельческий образ жизни, аналогичный образу жизни народов лесных степей. В результате в районе нижнего Днепра возникает ряд укрепленных и неукрепленных поселений. Часть оседлых жителей Ольвии также имела скифское происхождение.
Классическая скифская культура длится до конца IV или начала III века до нашей эры.
Последний период в скифской археологической культуре - это позднескифская культура, существовавшая в Крыму и Нижнем Днепре с III века до нашей эры. Эта территория в то время была заселена преимущественно скифами.
Археологически позднескифская культура имеет мало общего со своими предшественниками. Он представляет собой сплав скифских традиций с традициями греческих колонистов и тавров, населявших горы Крыма. Население позднескифской культуры было в основном оседлым, занималось скотоводством и земледелием. Они также были важными торговцами, выступая посредниками между классическим миром и варварским миром.
Недавние раскопки в Ак-Кая / Вишенное подразумевает, что это место было политическим центром скифов в 3 веке до нашей эры и в начале 2 века до нашей эры. Это была хорошо защищенная крепость, построенная по греческим принципам.
Важнейшим памятником позднекрымской культуры является Скифский Неаплис, который находился в Крыму и служил столицей Позднескифского царства с с начала 2 века до нашей эры до начала 3 века нашей эры. Скифский Неаполь был построен в основном по греческим принципам. Его королевский дворец был разрушен Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата VI, в конце II века до нашей эры и не был восстановлен. Тем не менее город продолжал существовать как крупный городской центр. Он претерпел значительные изменения с 1-го по 2-й век нашей эры, в конечном итоге от него практически не осталось построек, кроме укреплений. Появляются также новые погребальные обряды и материальные особенности. Вероятно, эти изменения представляют собой ассимиляцию скифов сарматами. Однако наблюдается определенная преемственность. С конца II века до середины III века нашей эры Скифский Неаполь превращается в неукрепленное поселение, состоящее всего из нескольких построек.
Помимо Скифского Неаполя и Ак-Кая / Вишенного, более Обнаружено 100 укрепленных и неукрепленных поселений позднескифской культуры. Часто их сопровождает некрополь. Позднескифские стоянки чаще всего встречаются в предгорьях Крымских гор и вдоль западного побережья Крыма. Некоторые из этих поселений ранее были греческими, например, Калос Лимен и Керкинитис. Многие из этих прибрежных поселений служили торговыми портами.
Наиболее крупными скифскими поселениями после Неаполя и Ак-Кая-Вишенного были Булганак, Усть-Алма и Кермен-Кыр. Подобно Неаполису и Ак-Кая, для них характерно сочетание греческих архитектурных принципов и местных.
Уникальной группой позднескифских поселений были города-государства, расположенные на берегах Нижнего Днепра. Материальная культура этих поселений была еще более эллинизированной, чем в Крыму, и они, вероятно, были тесно связаны с Ольвией, если не зависели от нее.
Могилы позднескифской культуры можно разделить на два кургана и некрополи, некрополи становятся все более и более распространенными с течением времени. Самый крупный такой некрополь был найден в Усть-Алме.
Из-за близкого сходства материальной культуры поздних скифов и соседних греческих городов многие ученые предполагали, что позднескифские цитируют, особенно те из Нижний Днепр был заселен наконец частично греками. Отмечены влияния сарматских элементов и латиноамериканской культуры.
Позднескифская культура заканчивается в III веке нашей эры.
Поскольку у скифов не было письменности, их нематериальная культура может быть соединена воедино только через сочинения нескифских авторов, параллели найдены среди других иранских народов и археологические свидетельства.
Скифы жили в конфедеративных племенах, политической форме добровольной ассоциации, которая регулировала пастбища и организовывала общие защита от посягательств соседей для пастушеских племен, в основном конных пастухов. В то время как продуктивность домашнего животноводства значительно превышала продуктивность оседлых сельскохозяйственных обществ, скотоводческое хозяйство также нуждалось в дополнительных сельскохозяйственных продуктах, и стабильные кочевые конфедерации создавали симбиотические или вынужденные союзы с оседлыми народами - в обмен на продукцию животного происхождения и военную защиту.
Геродот сообщает, что три основных племени скифов произошли от трех сыновей Таргитая: липоксаев, арпоксаев и колаксаев. Они назвали себя сколотами в честь одного из своих королей. Геродот пишет, что племя Auchatae произошло от Lipoxais, Catiari и Traspians - от Arpoxais, а Paralatae (царские скифы) - от Colaxais, который был младшим братом. Согласно Геродоту, царские скифы были самым большим и могущественным скифским племенем и смотрели «на все другие племена сквозь призму рабов».
Хотя ученые традиционно считали эти три племени географически разными, Жорж Дюмезиль интерпретировал божественные дары как символы социальных занятий, иллюстрируя его трехфункциональное видение ранних индоевропейских обществ: плуг и ярмо символизировали фермеров, топор - воины, чаша - жрецы. Первым ученым, сравнившим три слоя скифского общества с индийскими кастами, был Артур Кристенсен. Согласно Дюмезилу, «бесплодные попытки Арпоксаев и Липоксаев, в отличие от успеха Колаксайса, могут объяснить, почему высшие слои не принадлежали земледельцам или магам, а, скорее, воинам».
Скифы были воинственным народом. Во время войны почти все взрослое население, включая большое количество женщин, участвовало в битве. Афинский историк Фукидид отмечал, что ни один народ ни в Европе, ни в Азии не мог противостоять скифам без посторонней помощи.
Скифы были особенно известны своими навыками конного и их умениями. раннее использование составных луков, стреляющих с лошади. Обладая большой подвижностью, скифы могли отражать атаки более неповоротливых пехотинцев и конницы, просто отступая в степи. Такая тактика изматывала их врагов, облегчая их победу. Скифы были известны своей агрессивностью воинов. Управляемые небольшим числом тесно связанных элит, скифы имели репутацию своих лучников, и многие получили работу в качестве наемников. У скифской элиты были курганы гробницы: высокие курганы, насыпанные над каменными гробницами из лиственницы дерева, лиственного хвойного дерева, которое, возможно, имело особое значение как дерево обновления жизни, так как оно стоит голо зимой.
клад Зивие, клад из золотых и серебряных металлических изделий и слоновой кости, найденный недалеко от города Сакиз к югу от озера Урмия и датированный между 680 и 625 гг. до н.э. включает предметы со скифскими чертами «звериный стиль ». На одном серебряном блюде из этой находки есть еще нерасшифрованные надписи, которые, возможно, представляют собой форму скифского письма.
Скифы также имели репутацию использования колючих и отравленных стрел нескольких типов, для кочевой жизни, сосредоточенной на лошадях - «питающихся конской кровью» согласно Геродоту, - и для мастерство партизанской войны.
Некоторые скифо-сарматские культуры могли дать начало греческим историям амазонок. Могилы вооруженных женщин обнаружены на юге Украины и России. Дэвид Энтони отмечает: «Около 20% скифо-сарматских« могил воинов »на нижнем Доне и в низовьях Волги содержали женщин, одетых для битв, как мужчин, - стиль, который, возможно, вдохновил греческие сказки о амазонок. "
Согласно Геродоту, скифский костюм состоял из стеганых и стеганых кожаных штанов, заправленных в сапоги, и открытых туник. Они ехали без стремена или седел, используя только седельные тряпки. Геродот сообщает, что скифы использовали коноплю как для плетения своей одежды, так и для омовения ее дымом (Hist. 4.73–75); археология подтвердила использование каннабиса в погребальных ритуалах. Казалось, что мужчины носили самые разные мягкие головные уборы - либо конические, как описанный Геродотом, либо более округлые, больше похожие на фригийские шапки.
Костюм считался одним из основных критериев идентификации скифов. Женщины носили множество различных головных уборов, некоторые из которых имели коническую форму, другие больше походили на приплюснутые цилиндры, также украшенные металлическими (золотыми) бляшками.
Скифские женщины носили длинные свободные одежды, украшенные металлическими бляшками (золото). Женщины носили шали, часто богато украшенные металлическими (золотыми) бляшками.
Согласно многочисленным археологическим находкам на Украине, на юге России и в Казахстане, мужчины и женщины-воины носили туники с длинными рукавами, которые всегда были с поясом, часто с богато украшенными поясами.
Мужчины и женщины носили длинные брюки, часто украшенные металлическими бляшками и часто вышитые или украшенные фетровыми аппликациями; брюки могли быть шире или плотнее, в зависимости от местности. Используемые материалы зависели от богатства, климата и необходимости.
Мужчины и женщины-воины носили вариации длинных и более коротких сапог, гетры-гетры из шерсти, кожи и войлока и туфли, похожие на мокасины. Они были либо шнурованного, либо простого типа без шнуровки. Также женщины носили мягкую обувь с металлическими (золотыми) бляшками.
Мужчины и женщины носили пояса. Воинские пояса делались из кожи, часто с золотыми или другими металлическими украшениями, и к ним прилагалось множество кожаных ремешков для крепления горитошей, меча, точильного камня, хлыста и т.д.>, кожаные ремешки и металлические (часто золотые) или роговые поясные пластины.
Скифская религия была разновидностью дозороастрийской иранской религии и отличалась от пост- зороастрийский иранские мысли. Скифская вера была более архаичной стадией, чем зороастрийская и индуистская системы. Использование конопли для возбуждения транса и гадания предсказателями было характерной чертой скифской системы верований.
Нашим самым важным литературным источником скифской религии является Геродот. По его словам, ведущим божеством в скифском пантеоне было Табити, которого он сравнивал с греческим богом Гестией. Табити в конечном итоге заменили Атар, огненный пантеон иранских племен, и Агни, огненное божество индоариев. Другие божества, упомянутые Геродотом, включают Папайоса, Апи, Гойтозироса / Оитосироса, Аргимпаса и Тагимасадаса, которых он отождествлял с Зевсом, Гайей, Аполлоном, Афродитой. и Poseidon соответственно. Геродот также говорит, что скифы поклонялись эквивалентам Геракла и Ареса, но он не упоминает их скифские имена. Еще одно скифское божество, богиня Дитагоя, упоминается в посвящении в Пантикапее Сенамотиды, дочери царя Скилуроса. Большинство имен скифских божеств восходит к иранским корням.
Геродот утверждает, что Фагимасадасу поклонялись только царские скифы, а остальным божествам поклонялись все. Он также заявляет, что Арес, бог войны, был единственным богом, которому скифы посвящали статуи, алтари или храмы. Тумули воздвигались ему в каждом скифском округе, и в его честь совершались как жертвоприношения животных, так и человеческие жертвоприношения. По крайней мере, одна святыня "Ареса" была обнаружена археологами.
У скифов были профессиональные священники, но неизвестно, составляли ли они потомственный класс. Среди жрецов была отдельная группа, Энарей, которые поклонялись богине Аргимпасе и принимали женские идентичности
. В скифской мифологии большое значение придавалось мифу о " Первый человек », который считался предком их и их царей. Подобные мифы распространены и у других иранских народов. Немалое значение придавалось разделению скифского общества на три наследственных класса, которые состояли из воинов, жрецов и производителей. Короли считались частью класса воинов. Царская власть считалась святой и имела солнечное и небесное происхождение. Иранский принцип царской харизмы, известный как хварена в Авесте, играл заметную роль в скифском обществе. Вероятно, у скифов был ряд эпических легенд, которые, возможно, послужили источником сочинений о них Геродота. Следы этих эпосов можно найти в эпосах осетин наших дней.
В скифской космологии мир был разделен на три части: воины, считавшиеся частью высшего мира, жрецы средний уровень, а производители нижнего.
Искусство скифов и родственных им народов скифских культур известно как скифское искусство. Он особенно характерен использованием звериного стиля.
. Скифский звериный стиль проявляется в уже сложившейся форме в Восточной Европе в 8 веке до нашей эры вместе с самой раннескифской археологической культурой. Оно мало похоже на искусство доскифских культур этого региона. Некоторые ученые предполагают, что этот художественный стиль развился под влиянием Ближнего Востока во время военных кампаний VII века до нашей эры, но более распространена теория, что он развился в восточной части евразийской степи под влиянием Китая. Другие пытались примирить эти две теории, предполагая, что звериный стиль западной и восточной частей степи развивался независимо друг от друга под влиянием Ближнего Востока и Китая соответственно. Тем не менее, искусство звериного стиля скифов значительно отличается от искусства народов, живущих дальше на восток.
Работы скифского звериного стиля обычно делятся на птиц, копытных и хищных зверей. Вероятно, это отражает трехлетнее деление скифского космоса: птицы относятся к верхнему уровню, копытные - к среднему уровню, а хищные звери - к нижнему.
Изображения мифологических существ, таких как грифоны не редкость в скифском зверином стиле, но, вероятно, это результат ближневосточных влияний. К концу VI века, когда активность скифов на Ближнем Востоке уменьшилась, изображения мифологических существ в значительной степени исчезли из скифского искусства. Однако он снова появляется в IV веке до нашей эры в результате греческого влияния.
Антропоморфные изображения в раннескифском искусстве известны только по курганным стелам. На них изображены воины с миндалевидными глазами и усами, часто с оружием и другим военным снаряжением.
С V века до н.э. скифское искусство значительно изменилось. Вероятно, это было результатом греческого и персидского влияния, а также, возможно, внутренних событий, вызванных прибытием нового кочевого народа с востока. Изменения заметны в более реалистичных изображениях животных, которые теперь часто изображаются сражающимися друг с другом, а не по отдельности. Курганные стелы того времени также отображают следы греческого влияния: воины изображаются с круглыми глазами и пышными бородами.
IV век до нашей эры демонстрирует дополнительное греческое влияние. Хотя звериный стиль все еще использовался, похоже, что большая часть скифского искусства к этому моменту создавалась греческими мастерами от имени скифов. Такие предметы часто встречаются в царских скифских захоронениях того периода. Изображения людей становятся все более распространенными. Многие предметы скифского искусства, созданные греками, вероятно, являются иллюстрациями скифских легенд. Считается, что некоторые предметы имели религиозное значение.
К концу III века до нашей эры оригинальное скифское искусство исчезает в результате продолжающейся эллинизации. Однако создание антропоморфных надгробий продолжалось.
Произведения скифского искусства хранятся во многих музеях и были представлены на многих выставках. Самые большие коллекции скифского искусства находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Музее исторических сокровищ Украины в Киеве, а коллекции меньшего размера найдены. в Staatliche Antikensammlungen в Берлине, в Музее Ашмола в Оксфорде и в Лувре в Париж.
Скифы говорили на языке, принадлежащем к скифским языкам, скорее всего, ответвлению восточноиранских языков. Все ли народы, входящие в «скифо-сибирскую» археологическую культуру, говорили на языках этой семьи, неясно.
Скифские языки могли образовывать диалектный континуум : «скифо-сарматский» на западе и «скифо-хотанский» или сакский на востоке. Скифские языки были в основном маргинализованы и ассимилированы в результате поздней античности и раннего средневековья славянской и тюркской экспансии. Западная (сарматская) группа древних скифов сохранилась как средневековый язык алан и в итоге дала начало современному осетинскому языку.
Физический и генетический анализ древние остатки пришли к выводу, что скифы обладали преимущественно чертами европеоидов. Некоторые смешанные монголоидные фенотипы также присутствовали, но чаще у восточных скифов, что позволяет предположить, что скифы в целом также частично произошли от восточноевразийского населения.
В произведениях искусства скифы изображены с европеоидными чертами. В Истории греческий историк 5-го века Геродот описывает Будини Скифии как рыжеволосого и сероглазого. В V веке до нашей эры греческий врач Гиппократ утверждал, что скифы были светлокожими. В III веке до нашей эры греческий поэт Каллимах описал Арисмапа (Аримаспи) Скифии как белокурого. 2 век до н.э. ханьский посланник Чжан Цянь описал сай (сака), восточный народ, тесно связанный со скифами, как имеющий желтый (вероятно, означающий ореховый или зеленый) и синий глаза. В Естественной истории римский автор 1 века нашей эры Плиний Старший характеризует Серес, иногда называемых саками или тохарцами, как рыжеволосый, голубоглазый и необычайно высокий. В конце 2 века нашей эры христианский богослов Климент Александрийский говорит, что у скифов и кельтов и длинные каштановые волосы. Греческий философ II века Полемон относит скифов к северным народам, для которых характерны рыжие волосы и серо-голубые глаза. В конце II или начале III века нашей эры греческий врач Гален пишет, что скифы, сарматы, иллирийцы, германские народы и другие северные народы имеют рыжие волосы. Римский историк четвертого века Аммиан Марцеллин писал, что аланы, народ, тесно связанный со скифами, были высокими, светловолосыми и светлоглазыми. Епископ IV в. Григорий Нисский писал, что скифы были светлокожими и светловолосыми. Врач 5-го века Адамантий, который часто следует за Полемоном, описывает скифов светловолосыми. Возможно, что более поздние физические описания скифов Адамантием и Григорием относятся к восточногерманским племенам, так как последние в то время в римских источниках часто назывались «скифами».
В 2017 году в Nature Communications было опубликовано генетическое исследование различных скифских культур, в том числе скифов. Исследование показало, что скифы возникли независимо от культурно сходных групп восточнее. Хотя все групповые исследования имели общее происхождение в ямной культуре, присутствие восточно-евразийских митохондриальных линий в значительной степени отсутствовало среди скифов, но присутствовало среди других групп дальше на восток. Было обнаружено, что современные популяции, наиболее близкие к скифам, - это популяции, живущие в непосредственной близости от изученных участков, что свидетельствует о генетической преемственности.
Другое генетическое исследование 2017 года, опубликованное в Scientific Reports, показало, что Скифы имели общие митокондриальные линии с более ранней срубной культурой. Также было отмечено, что скифы отличались от материально подобных групп дальше на восток отсутствием восточно-евразийских митохондриальных линий. Авторы исследования предположили, что срубная культура явилась источником скифских культур как минимум понтийской степи.
В 2018 году генетическое исследование более ранней срубной культуры, а также более поздних народов скифских культур, включая скифов, была опубликована в Science Advances. Было обнаружено, что представители культуры Srubnaya являются исключительно носителями гаплогруппы R1a1a1 (R1a-M417), которая значительно расширилась в период бронзового века. Шесть скифских образцов мужского пола из курганов ст. Старосилля и Глиное были успешно проанализированы. Оказалось, что это носители гаплогруппы R1b1a1a2 (R1b-M269). Установлено, что скифы имеют близкое родство с афанасьевской культурой и андроновской культурой. Авторы исследования предположили, что скифы не были прямым потомком срубной культуры, но что скифы и срубная имели общее происхождение через более раннюю ямную культуру. Существенные генетические различия были обнаружены между скифами и сходными в материальном отношении группами восточнее, что подкрепляло идею о том, что, хотя в материальном плане скифы и группы, находящиеся дальше на восток, должны рассматриваться как отдельные народы, принадлежащие к общему культурному горизонту, источником которого, возможно, является Восточно-Причерноморско-Каспийская степь и Южный Урал.
В 2019 году было проведено генетическое исследование останков алды-бельской культуры южной Сибири, материально сходной со скифами. опубликовано в Human Genetics. Было обнаружено, что большинство образцов Aldy-Bel являются носителями гаплогруппы R1a, включая двух носителей гаплогруппы R1a1a1b2 (R1a-Z93). Обнаружена также восточноазиатская примесь. Результаты показали, что скифы и народы алды-бел имели совершенно разное отцовское происхождение, между ними практически не было потока отцовских генов.
В 2019 году было проведено генетическое исследование различных народов, принадлежащих к скифским культурам, в том числе скиф ians, была опубликована в Current Biology. Останки скифов в большинстве своем оказались носителями гаплогруппы R1a и различных ее субкладов. Авторы исследования предположили, что миграции, должно быть, сыграли роль в становлении скифов как доминирующей державы в Причерноморских степях.
В Поздняя Античность и Средние века, название «скифы» использовалось в греко-римской литературе для различных групп кочевых »варваров «живущие в Причерноморско-Каспийской степи. Сюда входят гунны, готы, остготы, тюрки, паннонские авары и хазары. Ни один из этих народов не имел никакого отношения к настоящим скифам.
В византийских источниках также упоминаются набеги Руси, которые напали на Константинополь около 860 в современных источниках, как " Тавроскифы ", в силу своего географического происхождения и несмотря на отсутствие какого-либо этнического отношения к скифам. Патриарх Фотий, возможно, впервые применил этот термин к ним во время осады Константинополя.
Благодаря своей репутации, установленной греческими историками, скифы долгое время служили воплощением дикости и варварства.
Новый Завет включает единственное упоминание скифов в Колоссянам 3:11: в письме, приписываемом Павлу, слово «скиф» используется как пример людей, которых некоторые уничижительно называют, но которые во Христе угодны Богу:
Здесь нет грека или еврея. Нет разницы между обрезанными и не обрезанными. Нет грубого постороннего или даже скифа. Нет раба или свободного человека. Но Христос - это все. И он есть во всем.
Шекспир, например, в своей пьесе Король Лир :
Ссылается на легенду о том, что скифы съели своих детей
Или тот, кто делает его поколение беспокоит. Чтобы утолить свой аппетит, должно быть у меня за пазухой. С таким же успехом будет соседство, жалость и облегчение,.
Как ты, моя когда-то дочь.
Характерно, что раннее Новое время Английский дискурс о Ирландии, например дискурс Уильяма Камдена и Эдмунда Спенсера, часто прибегал к сравнениям со скифами, чтобы подтвердить, что коренные жители Население Ирландии произошло от этих древних «призраков» и проявило себя столь же варварским, как и их предполагаемые предки.
Романтический национализм : Битва между скифами и славянами (Виктор Васнецов, 1881)Некоторые легенды поляков, пиктов, Гаэльс, венгры, среди прочих, также упоминают скифское происхождение. Некоторые писатели утверждают, что скифы участвовали в формировании империи мидян, а также Кавказской Албании.
. Скифы также фигурируют в некоторых национальных легендах кельтов. Во втором абзаце Арбротской декларации 1320 г. элита Шотландии заявляет, что Скифия является бывшей родиной шотландцев. Согласно 11 веку Лебор Габала Эренн (Книга о взятии Ирландии ), 14 веку Auraicept na n-Éces и др. Ирландский фольклор, ирландцы возникли в Скифии и были потомками Фениуса Фарсаида, скифского князя, создавшего огамский алфавит.
Каролинги короли франков проследили происхождение Меровингов с германским племенем Сикамбри. Григорий Турский документирует в своей Истории франков, что, когда Хлодвиг крестился, он упоминался как сикамбер со словами «Mitis depone colla, Sicamber, adora quod incendisti, incendi quod adorasti. " Хроника Фредегара, в свою очередь, показывает, что франки считали сикамбров племенем скифского или киммерийского происхождения, которое сменило свое имя на франки в честь своего вождя Франко в 11 г. ДО Н.Э.
В 17-18 веках иностранцы считали русских потомками скифов. В поэзии XVIII века русских стало принято называть скифами, и Александр Блок саркастически использовал эту традицию в своем последнем крупном стихотворении «Скифы» (1920). В XIX веке романтические ревизионисты на Западе превратили «варваров » литературных скифов в диких и свободных, выносливых и демократичных предков всех белокурых индоевропейцев.
. скифских основателей определенных германских, а также кельтских племен, британская историография в период Британской империи, например, Шарон Тернер в его Истории англосаксов, сделали их предками англосаксов.
Эта идея была подхвачена в британском израильтянине из Джона Уилсона, который принял и продвигал идею, что "европейские Расы, в частности англосаксы, произошли от определенных скифских племен, и эти скифские племена (как многие ранее заявляли, начиная со средневековья и далее), в свою очередь, произошли от Десяти потерянных колен Израиля. " Тюдор Парфитт, автор книги «Затерянные племена Израиля» и профессор современного иудаизма, отмечает, что доказательства, приводимые приверженцами британского исраилизма, «слабо сложны даже по низким стандартам жанра»
Геродот и другие классические историки перечислили довольно много племен, которые жили рядом со скифами и предположительно разделяли одну общую среду и кочевую степную культуру, часто называемую «скифской культурой», хотя ученые могли иметь трудности в определении их точного отношения к «языковым скифам». Неполный список этих племен включает агафирси, гелони, будини и неври.
.