Ирландцы

редактировать
Этническая группа, уроженец острова Ирландия, с общей историей и культурой

Ирландцы. Muintir na hÉireann
Общая численность населения
c. 70–80 миллионов человек во всем мире Ирландцы во всем мире.svg
Регионы со численностью населения
Ирландия 4 045 473 (оценка на 2020 г.) Северная Ирландия 1 810 863 (2011)
США 40,000,000+
Великобритания (за исключением Северной Ирландии)650,000 первое поколение
Австралия 7,000,000
Канада 4,627,000
Новая Зеландия 600,000
Аргентина 500,000
Чили 120,000
Франция 15,000
Языки
Ирландский,. Английский (Hiberno- Английский диалекты),. шотландцы (ольстерские шотландские диалекты ),. шелта
религия
в основном христианство. (большинство католицизм ; меньшинство протестантизм, особенно пресвитерианство, англиканство, методизм ). см. Также: Религия в Ирландии
Родственные этнические группы
ирландские путешественники, гэлы, англо-ирландцы, бретонцы, корнуолл, английский, исландцы, мэнский, норвежский, шотландский, шотландцы Ольстера, валлийцы

ирландцы (ирландцы : Muintir na hÉireann или Na hÉireannaigh) - это нация и этническая группа, уроженка острова Ирландия, которые имеют общие ирландские корни, идентичность и культуру. Согласно археологическим исследованиям, Ирландия была заселена примерно 12 500 лет назад (см. Доисторическая Ирландия ). На большей части зарегистрированной истории Ирландии ирландцы были в основном гэльским народом (см. гэльский народ Ирландии ). С 9 века небольшое количество викингов поселились в Ирландии, став норвежскими гэлами. англо-норманны завоевали части Ирландии в 12 веке, в то время как Англия 16/17 века (пере) завоевание и Колонизация Ирландии принесла много англичан и лоуленд шотландцев в некоторых частях острова, особенно на севере. Сегодня Ирландия состоит из Республики Ирландии (независимое государство) и меньшего Северной Ирландии (часть Соединения Королевства ). люди Северной Ирландии придерживаются различных национальных идентичностей, включая британцев, ирландцев, северных ирландцев или их комбинацию.

У ирландцев свои обычаи, язык, музыка, танцы, спорт, кухня и мифология. Хотя ирландский (Gaeilge) был основным языком в прошлом, сегодня большинство ирландцев говорят на английском как на родном языке. Исторически ирландская нация состояла из родственных групп или кланов, и ирландцы также имели свою собственную религию, кодекс закона, алфавит и стиль одежды.

На всей истории было много известных ирландцев. После обращения Ирландии в христианство ирландские миссионеры и ученые оказали большое влияние на Западную Европу, и ирландцы стали восприниматься как нация «святых и ученых». Ирландский монах и миссионер 6-го века Колумб считается одним из «отцов Европы», за ним следуют святые Киллиан и Фергал. Ученый Роберт Бойль считается «отцом химии », а Роберт Маллет - из «отцов сейсмологии ». Известные ирландские писатели включают Оскара Уайльда, У. Б. Йейтс, Сэмюэл Беккет, Джордж Бернард Шоу, Брэм Стокер, Джеймс Джойс, C.S. Льюис и Симус Хини. Известные ирландские исследователи включают Брендан Навигатор, сэр Роберт МакКлюр, сэр Александр Армстронг, сэр Эрнест Шеклтон и Том Крин. По некоторым данным, первый европейский ребенок, родившийся в Северной Америке, имеет ирландское происхождение с обеих сторон. Многие президенты Соединенных Штатов имели ирландское происхождение.

Население Ирландии составляет около 6,9 миллиона человек, но, по оценкам, от 50 до 80 миллионов человек во всем мире имеют ирландских предков, что делает среди ирландскую диаспору одной из главных всех наций. Исторически эмиграция из Ирландии была ошибками, голода и экономических проблем. Люди ирландского происхождения встречаются в основном в русскоязычных странах, особенно в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Есть также значащие числа в Аргентине, Мексике, Новой Зеландии и Бразилии. В Соединенных Штатах Америки большинство людей ирландского происхождения составляют более высокий процент населения, чем в другой стране за пределами Ирландии. Многие исландцы имели ирландских и шотландских гэльских предков.

Содержание
  • 1 Происхождение и предки
    • 1.1 Доисторические и легендарные предки
    • 1.2 Генетика
    • 1.3 Ирландские путешественники
    • 1.4 Черные Ирландский
  • 2 История
    • 2.1 Ранняя экспансия и приход христианства
    • 2.2 Миграция и вторжение в средние века
    • 2.3 Фамилии
    • 2.4 Позднее средневековье и Ирландия эпохи Тюдоров
    • 2.5 Плантации
    • 2.6 Просвещение Ирландия
    • 2.7 XIX век
      • 2.7.1 Великий голод / An Górta Mór
    • 2.8 XX век
  • 3 Новейшая история
    • 3.1 Религии в Ирландии
    • 3.2 Ирландская идентичность
    • 3.3 Европа
  • 4 Ирландская диаспора
  • 5 См. Также
  • 6 Цитаты
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Истоки и предшественники

Доисторические и легендарные предки

Кэрроумор гробница, ок. 3000 г. до н.э.

За последние 12500 лет своего существования Ирландия стала свидетелем того, как несколько разных народов на ее берега. Древние народы Ирландии, такие как создатели Сеида Филдс и Ньюгрейндж, почти неизвестны. Ни их языки, ни термины, которые они использовали для описания себя, не сохранились.

Сама Ирландия была известна под разными именами, в том числе Банба, Фодла, Эриу островитянами, Юерн и Хиверн до Греки и Гиберния до Римляне.

Пифей совершили путешествие в северо-западную Европу примерно в 325 г. до н.э., но его рассказ об этом широко известен в Античности, не сохранился и теперь известен только через сочинения других. В этом путешествии он совершил кругосветное плавание и посетил значительную часть современной Великобритании и Ирландии. Он был первым известным научным посетителем, который увидел и описал кельтские и германские племена. «Британия» больше всего похожа на валлийский Ynys Prydein, «остров Британия», на котором P -кельтский аллофон из Q-Celtic Круитн в ирландском Круитене - туат, «земля пиктов». Основное слово - шотландское / ирландское cruth, валлийский pryd, что означает «форма». Британцы были «людьми форм», с чувством формы или изображения, которое, как считается, относилось к их практике татуировки или военной живописи. Римское слово Picti, «пикты», означает «нарисованный». Эта этимология показывает, что Пифей взаимодействовал не столько с ирландским, сколько с Q-кельтским языком. Скорее, Пифей вернул П-кельтскую форму из более географически доступных регионов, где в настоящее время говорят на валлийском или бретонском. Кроме того, на некотором языке, на языке данного языка. Диодор, основанный на сообщениях Пифея, что Британия холодна и подвержена морозам, «слишком подвержена Медведю », а не «под Арктическим полюсом», как указано в некоторых переводах.. По его словам, многочисленное население туземцев живет в соломенных коттеджах, хранит зерно в подземных тайниках и пекет из него хлеб. Они «с простыми манерами» (ēthesin haplous) и довольствуются простой пищей. Ими правят многие короли и принцы, которые живут в мире друг с другом. Их войска сражаются на колесницах, как это делали греки во время Троянской войны.

Реконструкция кельтской хижины с соломенной крышей в Уэльсе.

Шотландия берет свое название от Скота, который в ирландской мифологии шотландской мифологии идоистория - это имя, данное псевдонимом мифологическим дочерним двух разных египетских фараонов, до которых гэлы проследили свою родословную, якобыняя имя Скоти, римляне применяли к ирландским налетчикам, а также к ирландским захватчикам <555 г.>Аргайл и Каледония, которая стала известна как Шотландия. Другие латинские имена людей из Ирландии в классических и средневековых источниках включают Attacotti и Gael. Это последнее, происходящее от валлийского gwyddel «рейдеры», в итоге слово было принято ирландцами для себя. Как он соответствует термину Viking, как его действующая деятельность (рейдерство, пиратство) и его сторонников, а не их действительную этническую принадлежность.

Термины ирландцы и ирландцы, вероятно, произошли от богини Эриу. Остров населяли различные исторические этнические группы, в том числе Airgialla, Fir Ol nEchmacht, Delbhna, Fir Bolg, Эрайн, Эоганахта, Майртин, Конмайн, Согайн и Улайд. В случаях Conmaicne, Delbhna и, возможно, Érainn, можно предположить, что племя получило свое имя от своего главного божества, или в случае Ciannachta, Eóganachta и, возможно, Soghain, обожествленного предка. Эта практика параллельна заявлениям англосаксонских династий о происхождении от Водена через его сыновей Wecta, Casere и Wihtlaeg.

Греческий мифограф Euhemerus положил начало концепции эвгемеризма, который рассматривает сформированный пересказом и традиционными нравами мифологические описания как верность исторических событий. В XII веке исландский бард и историк Снорри Стурлусон предположили, что норвежские боги изначально были историческими военчальниками и королями, которые позже стали культовыми фигурами, в конце концов вошли в общество как боги. Эта точка зрения согласуется с ирландскими историками, такими как Т. Ф. О'Рахилли и Фрэнсис Джон Бирн ; в первой главе соответствующих книг «Ранняя ирландская история и мифология» (переиздано в 2004 г.) и «Ирландские короли и высшие короли» (3-е исправленное издание, 2001 г.) подробно исследуется происхождение и статус многих ирландских предков.

Одна легенда гласит, что ирландцы произошли от некоего Míl Espáine, чьи сыновья предположительно завоевали Ирландию около 1000 г. до н.э. или позже. Этот персонаж почти наверняка является просто олицетворением предполагаемой миграции группы или групп из Иберии в Ирландию. Именно поэтому ирландцы еще в 1800-х годах были широко известны как «милетский ». Средневековые ирландские историки в течение столетия создали генеалогическую догму о том, что все ирландцы были потомками Мила, игнорируя факт, что их собственные работы кактут жителей Ирландии до его предполагаемого прибытие.

Эта была доктана адаптирована между 10-м и 12-м веками, как показано в трудах Эохайда Уа Флинна (936–1004); Фланн Майнистрех (умер 25 ноября 1056 г.); Танаида (умер ок. 1075) и Гилла Комайн мак Гилла Самтхайнде (фл. 1072). Многие из их сочинений были включены в сборник Лебор Габала Эренн.

Эта традиция была расширена и встроена в традиции последующими историками, такими как Dubsúilech Ó Maolconaire (умер в 1270 г.); Сеан Мор Ó Дубхагайн (ум. 1372); Джолла Тоса Мор Мак Фир Бхизиг (фл. 1390–1418); Пилип Баллах Ó Duibhgeannáin (fl. 1579–1590) и Flann Mac Aodhagáin (жив 1640). Первым ирландским историком, который поставил под сомнение достоверности таких отчетов, был Дубхалтах Мак Фхирбхизиг (убит в 1671 г.).

Генетика

Генетические исследования фамилии показывают сильное сходство между Y-хромосомой гаплотипами ирландских мужчин с гойдельскими лиями, и мужчины из Испании и Португалии, особенно из Галиции, Астурии и Кантабрии (и, возможно, из бывшей страны Басков). Распространенность гаплогруппы R1b-M269 составляет 70% или более в Ирландии, Камбрии и Корнуолл в Англии, Северном регионе Португалии (Дору Литораль, Минью и Трас-ос-Монтес и Альто-Дору ), север Испания (Галисия, Астурия, Леон, Кантабрия и Страна Басков ), западная Франция (Гасконь, Сентонж, Пуату и Бретань ), а также Уэльс и Шотландия в Великобритании. Заболеваемость R1b-M269 снижается по мере удаления от этих областей, но по-прежнему в центральных регионах Европы. R1b-M269 - наиболее часто встречающаяся гаплогруппа в Германии и Нидерландах, распространена в южной Скандинавии и в северной и центральной Италии.

теперь считается, что эта гаплогруппа возникла более 12 000 лет назад, чем считалось ранее, всего 5 000 лет назад. Согласно исследованиям, проведенным в 2009 г. Bramanti et al. и Malmström et al. на мтДНК родственные западноевропейские популяции, по-видимому, в основном к эпохе неолита, а не палеолита, как считалось ранее. Существовал разрыв между мезолитической Центральной Европой и современными европейскими популяциями, главным образом из-за высокой системы типов гаплогруппы (особенно U5) на мезолитических территориях Центральной Европы.

Существование особенно сильной генетической связи между ирландцами и басками впервые было поставлено под сомнение в 2005 году, а в 2007 году ученые начали рассматривать возможность более позднего мезолита или даже неолита. -эра вход R1b в Европу. Новое исследование, опубликованное в 2010 Balaresque et al. подразумевает вхождение R1b в Европу в эпоху мезолита или неолита (не палеолита). В отличие от предыдущих исследований были проанализированы большие участки аутосомной ДНК в дополнение к отцовским маркерам Y-ДНК. Они представляют аутосомный присутствующий у современных европейцев, которого не было у европейских эпохи неолита или мезолита, который должен быть занесен в Европу с отцовскими линиями R1b и R1a, а также с индоевропейскими языками. Этот генетический компонент, обозначенный в исследованиях как «Ямная», смешался в той или иной степени с более ранними мезолитическими охотниками-собирателями и / или неолитическими земледельцами, уже существовавшими в Европе. Более поздний полногеномный анализ скелетов неолита и бронзового века из Ирландии показал, что исходное неолитическое население более похоже на нынешнее сардинцев, тогда как три останки эпохи бронзы имели значительный генетический компонент из Понтийско-Каспийской степи. Ирландцы - это население, наиболее генетически похожее на останки бронзового века, за ними следуют шотландцы и валлийцы, которые имеют ДНК с тремя ранними бронзовыми веками с острова Ратлин, чем с более ранними ранними Баллинахэтти Женщина эпохи неолита.

Генетическое исследование ирландцев, проведенное в 2017 году, показало, что между различными региональными популяциями существует мелкомасштабная структура населения, с наибольшей разницей между коренным гэльским ирландским населением и населением Северной Ирландии. известно недавнее частичное британское происхождение. Также было обнаружено, что они имеют наибольшее сходство с двумя наследственными источниками: «французский» компонент (в основном северо-западный французский), который достиг наивысшего уровня в ирландском и других кельтских популяциях (валлийский, высокогорный шотландский и корнуоллский) и показывающий возможную связь с бретонцы ; и «западно-норвежский» компонент, относящийся к эпохе викингов.

Ирландские путешественники

Ирландские путешественники - это коренной народ Ирландии, Исследование ДНК показало, что они изначально произошли от ирландского населения в целом, однако теперь они сильно отличаются от него. Как показывает генетический анализ, появление странников как отдельной группы произошло задолго до Великого голода. Исследования показывают, что происхождение путешественников может на самом деле датироваться 420 лет до 1597 года. Плантация Ольстера началась примерно в то время, когда коренные ирландцы были перемещены с суши, возможно, чтобы сформировать кочевое население.

Черный ирландец

Черный ирландец - это неоднозначный термин, который иногда используется (в основном за пределами Ирландии) как ссылка на темноволосый фенотип, проявляющийся у людей ирландского происхождения. Тем не менее, темные волосы у людей ирландского происхождения распространены, хотя более темный цвет кожи появляется реже. Одно популярное предположение предполагает, что черные ирландцы являются потомками оставшихся живых испанской армады, нескольких кораблей, которые потерпели крушение или высадились на берегу западного ирландского побережья в 1588 году ; последующее исследование дискредитировало такие утверждения. Режиссер Боб Куинн в документальном сериале Atlantean выдвигает гипотезу о существовании древнего морского торгового пути, соединяющего Северную Африку и Иберию с такими регионами, как Коннемара. С помощью этой гипотезы Куинн объясняет фенотипические сходства между «ирландцами Атлантиды» и популяциями Иберии и берберов. Тезис Куинна об атлантах не был принят ирландским академическим истеблишментом, который критиковал его как ненаучный и не имеющий веских доказательств, подтверждающих его теории.

Афро-карибские люди произошли от ирландских поселенцев в Карибские острова, особенно те, которые находятся на Барбадосе и Монтсеррат, также называются «черными ирландцами». Заинтересованные люди часто имеют ирландские фамилии, говорят на одной из разновидностей карибского английского под влиянием ирландского языка и, в некоторых случаях, поют ирландские песни.

История

Ранняя экспансия и приход христианства

Финниан из Клонарда передает свое благословение «Двенадцати апостолам Ирландии "

. Один римский историк записал, что ирландский народ был разделен на« шестнадцать различных наций »или племен. Традиционно. Истории утверждают, что римляне никогда не пытались завоевать Ирландию, хотя это могло считаться возможным. Однако ирландцы не были отрезаны от Европы; они часто совершали набеги на римские территории, а также поддерживали торговые связи.

Среди них Самыми известными людьми древней ирландской истории являются Верховные короли Ирландии, такие как Кормак мак Аирт и Найл из девяти заложников, а также полулегендарные Фианна. Писатель 20 века Сеумас Макманус писал, что даже если Фианна и Ф Энианский цикл был чисто вымышленным, он все равно отражал бы характер ирландского народа:

... такие прекрасные выдумки таких прекрасных идеалов сами по себе предполагают и доказывают, что люди с красивой душой, способные ценить высокие идеалы.

Введение христианства среди ирландцев в V веке внесло радикальныеизменения в международных отношениях ирландцев. Единственный военный рейд за границу, зарегистрированный после этого столетия, - это предполагаемое вторжение в Уэльс, которое, согласно валлийской рукописи, могло иметь место примерно в VII веке. По словам Сеумаса Макмануса:

Если мы сравнима историю Ирландии в VI веке, после принятия христианства, с историей IV, до прихода христианства, то чудесное изменение и контраст, вероятно, более поразительны, чем любое другое подобное изменение в любой другой стране века, известная история.

После обращения ирландцев в христианство, ирландские светские законы и социальные институты остались в силе.

Миграция и вторжения в средние века

Примерная территория Dál Riata (заштрихована)

«Традиционная» точка зрения в том, что в 4-5 веках гойдельский язык и гэльская культура были принесены в Шотландию поселенцами из Ирландии, которые основали гэльское королевство Дал Риата на западном побережье Шотландии. Это основано в основном на средневековых писаниях IX и X веков. Археолог Юэнмпбелл возражает против этой точки зрения, говоря, что нет археологических или топонимических методов исследования обратных мер или захвата небольшая группы элит. Он заявляет, что «гипотетически принимается вторжение в смежных дисциплинах археологии и лингвистики». Даль Риата и территория соседних пиктов объединились и образовали Королевство Альба, и гойдельский язык и гэльская культура стали там доминировать. Страна стала называться Шотландия по римскому названию гэлов: Скоти. Остров Мэн и мэнский народ также испытали сильное гэльское влияние в своей истории.

Ирландские миссионеры, такие как Святой Колумба, принесли христианство в пиктскую Шотландию. Ирландцы того времени также «знали о культурном единстве Европы», и именно ирландский монах 6-го века Колумб считается «одним из отцов Европы». Другой ирландский святой, Эйдан Линдисфарнский, был предложен в качестве возможного покровителя Соединенного Королевства, в то время как святые Килиан и Вергилий стали святыми покровителями Вюрцбурга в Германии и Зальцбурга в Австрии соответственно. Ирландские миссионеры основали монастыри за пределами Ирландии, такие как Ионское аббатство, аббатство Галла в Швейцарии и аббатство Боббио в Италии.

Общими для монашеской и светской бардских школ были ирландский и латинский. С латынью ранние ирландские ученые «демонстрируют почти такое же знакомство, как и со своим собственным гэльским». Есть также свидетельства того, что иврит и греческий изучались, последний, вероятно, преподавался в Ионе.

«Знание греческого языка», - говорит профессор Сэндис в своей «Истории классической науки», который почти на западе, был рассредоточен в школах Ирландии, что, если кто-то знал греческий язык, предполагалось, что он, должно быть, происходил из этой страны ".

Со времен Карла Великого Ирландские ученые были широко представлены при франкском дворе, где они были известны своей ученостью. Самым значительным ирландским интеллектуалом раннего монашеского периода был 9 век Иоганн Скот Эриугена, выдающийся в плане оригинальности философа. Он был первым из основателей схоластики, доминирующей школы средневековой философии. Он хорошо знал греческий язык и перевел многие работы на латынь, открыв доступ к каппадокий отцам и греческой теским традициям, ранее почти неизвестной на латинском Западе <448.>

Приток викингов налетчиков и торговцев в IX и X веках привел к основанию многих самых важных городов Ирландии, включая Корк, Дублин, Лимерик. и Уход за городскими норвежскими портовыми гаванями не соответствовали городским территориям норвежских портов портов. Викинги не оказали большого влияния на Ирландию, кроме городов, и некоторые слова добавились к ирландскому языку, но многие ирландцы, взятые в рабство, вступили в брак со скандинавами, таким образом сформировали тесную связь с исландским народом. В исландской саге Лаксдела, например, «даже рабы - высокородные, потомки королей Ирландии». Имя Ньялла Торгейрссона, главный героя саги о Ньялсе, является наброском ирландского имени Нил. Согласно Саге об Эйрике Красном, первая европейская пара, родившая ребенка в Америке, произошла от викингов королевы Дублина, Глубокая, и гэльский раб, доставленный в Исландию.

Ирландец Гэлс на картине XVI века

Прибытие англо-норманнов принесло также Валлийцы, фламандцы, англосаксы и бретонцы. Большинство из них было ассимилировано в ирландскую культуру и государство к 15 веку, за исключением некоторых из окруженных стеной городов и Бледных области. Позднее средневековье также связано с поселениями шотландских гэльско-норвежских семейного гэльско-норвежского и пиктского происхождения, в основном на севере; из-за сходства языка и культуры они тоже были ассимилированы.

Фамилии

Ирландцы были одними из первых в Европе, кто использовал фамилии в том виде, в каком мы их знаем сегодня. Люди гэльского происхождения очень часто имеют английские версии своих фамилий, начинающиеся с «Ó» или «Mac» (однако со временем многие из них были сокращены до «O» или Mc). «О» происходит от ирландского Ó, которое, в свою очередь, происходит от Ua, что означает «внук » или «потомок » названного лица. Мак - ирландский сын.

Имена, начинающиеся с «O '», включая Ó Bánion (O'Banion ), Ó Briain (O'Brien ), Ó Cheallaigh (О 'Келли ), Кончобхейр (О'Коннор, О'Конор ), Ó Чонаилл (О'Коннелл ), О'Койлай (Кокс ), Ó Cuilinn (Каллен ), Ó Domhnaill (O'Donnell ), Ó Drisceoil (O'Driscoll ), Ó hAnnracháin, (Ханрахан ), Ó Мэйл (О'Мэлли ), Ó Матхамхна (О'Махони ), Ó Нейл (О'Нил ), Ó Се (О'Ши ), Ó Суйлеабхайн (О'Салливан ), Ó Кейсайд / Ó Касайд (Кэссиди ), (Брэди ) Ó Brádaigh / Mac Bradaigh и Ó Tuathail (O'Toole )

Имена, начинающиеся с Mac или Mc, включая Mac Cárthaigh (MacCarthy ), Mac Diarmada (MacDermott ), Мак Домнейл (МакДоннелл ) и Мак Матхамхна (МакМахон ) Мэг Уидхир (Магуайр )), (МакДонаг ), (MacNamara ), (McInerney ), (MacGrath ), (McEnery ), (Mc Ну и дела ), (Магеннис ), (МакКанн ), (Маккаффри ), (Маклафлин ) и (McNally ) Mac обычно англизируют Mc. Однако «Mac» и «Mc» не исключают друг друга, поэтому, например, используются как «MacCarthy», так и «McCarthy». оба префикса «Mac» и «Ó» имеют ирландское происхождение, английский префикс Mc гораздо более распространен в Ирландии, чем в Шотландии, причем 2/3 всех фамилий Mc имеют ирландское происхождение. Однако «Mac» чаще встречается в Шотландии и Ольстер, чем в остальной Ирландии; кроме того, фамилии "Ó" распространены в Шотландии, поскольку они были привезены в Шотландию из Ирландии. В правильной фамилии женщины по-ирландски используется префикс женского рода nic (что означает дочь) вместо mac. Таким образом, мальчика можно назвать Мак Домнейл, а его сестру - Ник Домнейл или Ни Домнейл - вставка «h» следует за женским префиксом в случае согласных (такты H, L, N, R и T).

У сына такая же фамилия, как у его отца. Женская фамилия заменяет Ó на Ní (сокращенно от Iníon Uí - «дочь внука») и Mac на Nic (сокращенно от Iníon Mhic - «дочь сына»); в обоих случаях смягчается следующее имя. Однако, если вторая часть фамилии начинается с буквы C или G, она не помещается после Nic. Таким образом, дочь человека по имени О Маолагайн носит фамилию Ни Мхаолагайн, а дочь человека по имени Гиараилт - Ника Геараилт. В англизированном виде имя может оставаться O 'или Mac, независимо от пола.

Существует ряд ирландских фамилий, образованных от скандинавских личных имен, в том числе Мак Суибхне (Суини) от Свейна и МакОлифф от «Олафа». Имя Коттер, местное в графстве Корк, происходит от норвежского личного имени Оттир. Имя Рейнольдс - это англицизация ирландского Мак Рэгнейла, происходящего от норвежских имен Рэндал или Реджинальд. Произошедшие викингов, носящие их.

«Фитц» - это старый нормандский французский вариант древнефранского языка слова fils (вариант написания filz, fiuz, fiz и т. Д.), Используемого норманнами, что означает сын. норманны сами были потомками викингов, которые обосновались в Нормандии и полностью переняли французский язык и культуру. За исключением гэльско-ирландской фамилии Фитцпатрик (Mac Giolla Phádraig ), все имена, начинающиеся с Фитца, включая Фитцджеральд (Mac Gearailt), Фитцсимонс (Mac Síomóin / Mac an Ridire) и ФитцГенри (Mac Anraí) - происходят от первых нормандских поселенцев. Небольшое количество ирландских семей гойделейского стали происхождения использовать нормандскую форму своей исходной фамилии - так что Мак Джолла Фадрейг стал Фитцпатриком - в то время как некоторые так хорошо ассимилировались, что ирландское имя было отброшено в пользу нового, Гиберно-нормандская форма. Другая распространенная ирландская фамилия нормандского ирландского происхождения - это приставка «де», означающая «из» и означающая престиж и владение землей. Примеры включают де Бурка (Берк), де Брун, де Барра (Барри), де Стак (Стек), де Тиуит, де Фаоит (Уайт), де Лондрас (Ландерс), де Пауэр (Пауэр). Ирландская фамилия «Уолш» (на ирландском языке Breathnach) давалась поселенцам валлийского происхождения, которые обычно во время и после норманнского вторжения. Семьи Джойс и Гриффин / Гриффит (Грифид) также имеют валлийское происхождение.

Семьи Mac Lochlainn, Maol Seachlainn, Ó Maol Seachnaill, Ó Conchobhair, Mac Loughlin и Mac Diarmada, все разные, теперь все вместе объединены в MacLoughlin. Полная фамилия обычно указывала, о каком семействе идет речь, что было уменьшено с потерей таких префиксов, как Ó и Mac. Разные семьи с одинаковой фамилией иногда использовали отличительные эпитеты, которые иногда становились самостоятельными фамилиями. Следовательно, вождя клана Ó Кирни (Кирни) называли Ан Сионнах (Лисица), которым его потомки пользуются по сей день. Подобные фамилии часто встречаются в Шотландии по многим причинам, таким как использование общего языка и массовая ирландская миграция в Шотландию в конце 19-го и начале-середине 20-го веков.

.

Позднее средневековье и Ирландия эпохи Тюдоров

Восприятие ирландских женщин и девочек в XVI веке, проиллюстрированное в рукописи «Театр де тус лесных людей и наций де ла terre avec leurs habits et ornemens divers, tant anciens que modernes, усердие зависимых» au naturel ". Написал Лукас д'Эр во 2-й половине 16 века. Хранится в библиотеке Гентского университета. гэльские ирландские солдаты в Нидерландах, из рисунка 1521 года Альбрехта Дюрера

Ирландцы в период позднего средневековья были активны как трейдеры на европейском континенте. Они отличались от англичан (которые использовали только свой собственный язык или французский) тем, что за границей они использовали только латынь - язык, на котором «говорят все образованные люди во всем Гаэльском государстве». Согласно писателю Сеумасу Макманусу, исследователь Христофор Колумб посетил Ирландию, чтобы собрать информацию о землях к западу, ряд ирландских имен внесен в список экипажа Колумба, сохранившийся в архивы Мадрида, и именно ирландец по имени Патрик Магуайр был первым, кто ступил на Америку в 1492 году; однако, согласно Морисону и мисс Гоулд, которые подробно изучили список экипажа 1492 года, в плавании не участвовали ни ирландские, ни английские моряки. что ирландский народ был разделен на более чем шестьдесят гэльских лордов и тридцать англо-ирландских лордов. Английский термин для обозначения этих светлостей был «нация» или «страна». Ирландский термин «oireacht» относится как к территории, так и к народу, которым управляет лорд. Буквально это означало «собрание», на котором брехоны держали свои суды на холмах, чтобы решать дела господства. Действительно, юрист Тюдоров Джон Дэвис описал ирландский народ в отношении их законов:

Нет людей под солнцем, которые любят равное и безразличное (беспристрастное) правосудие лучше, чем ирландцы, или лучше довольствоваться их исполнением, хотя это и против них самих, поскольку они могут иметь защиту и выгоду закона, по справедливой причине они этого желают.

Другой английский комментатор отмечает, что на собраниях присутствовали «все нечисть страны »- как трудовое население, так и помещики. Хотя различие между «свободными» и «несвободными» элементами ирландского народа было нереальным с юридической точки зрения, это было социальной и экономической реальностью. Социальная мобильность обычно была понижательной из-за социального и экономического давления. «Экспансия правящего клана сверху вниз» постоянно вытесняла простолюдинов и вытесняла их на обочину общества.

Для кланового общества генеалогия имела большое значение. Ирландию справедливо называли «Нацией летописцев». Различные отрасли ирландского образования, включая право, поэзию, историю и генеалогию, а также медицину, были связаны с наследственными образованными семьями. Поэтические семьи включали Uí Dhálaigh (Дали) и. Ирландские врачи, такие как О'Брайены в Мюнстере или МакКайлим Мор на Западных островах, были известны при дворах Англии, Испании, Португалии и Нидерландов. Однако обучение не ограничивалось только наследственными образованными семьями; Одним из таких примеров является Катал Мак Манус, епархиальный священник 15 века, написавший Анналы Ольстера. Среди других ученых семей были Мик Аодхагейн и Кланн Фхир Бхисиг. Именно эта последняя семья произвела на свет Дубхалтах Мак Фхирбхизиха, генеалога 17 века и составителя Леабхара на нГеналахе. (см. также Ирландские медицинские семьи ).

Плантации

Роберт Бойл, англо-ирландский ученый и отец химии, чья семья получила землю на плантациях

После того, как Ирландия была покорена Англией, англичане - под Яковом I Английским (r. 1603–1625), лорд-протектор Оливер Кромвель (1653–1658), Вильгельм III Английский (r. 1689–1702) и их британскими преемниками - начали заселение Протестантских шотландских и английских колонистов попали в Ирландию, где они наиболее сильно поселились в северной провинции в Ольстере. Плантации Ирландии, и в частности Плантации Ольстера в 17 веке, представили большое количество шотландских, английских, а также французских гугенотов в качестве колонистов.

Многие гэльские ирландцы были перемещены во время плантаций 17 века. Только в большей части Ольстера плантации, в основном, шотландские, оказались долгожителями; остальные три провинции (Коннахт, Ленстер и Мюнстер ) остались в степени гэльским ирландским. В конце концов, англо-ирландское и протестантское население этих трех провинций резко сократилось в результате событий в начале 20-го века в Ирландии, а также Не Темере католической церкви. указ о смешанных браках, который обязывал партнера-некатолика воспитывать детей католиками.

Просвещение Ирландии

Были известны ирландские ученые. Англо-ирландский ученый Роберт Бойл (1627–1691) считается отцом химии в своей книге Скептический химик, написанной в 1661 г. Бойль был атомщиком, наиболее известен закон Бойля. гидрограф контр-адмирал Фрэнсис Бофорт (1774–1857), ирландский морской офицер гугенотского происхождения, был создателем шкалы Бофорта для индикации силы ветра. Джордж Буль (1815–1864), математик, который изобрел булеву алгебру, провел последнюю часть своей жизни в Корке. Физик 19 века Джордж Стони представил идею и название электрона. Он был дядей другого известного физика, Джорджа Фицджеральда.

Джонатана Свифта, одного из выдающихся сатириков на английском языке

Ирландской бардской, системы а также гэльской культуры и выучили классы, были расстроены плантациями и пришли в упадок. Среди истинных бардовских поэтов были Брайан Мак Джолла Фадрайг (ок. 1580–1652) и Дайбхи О Бруадаир (1625–1698). Ирландские поэты конца 17-го и 18-го веков перешли к более современным диалектам. Среди наиболее выдающихся людей этого периода были Сеамас Далл Мак Куарта, Пидар О Дойрнин, Арт Мак Кумхей, Катал Буй Мак Джолла Гунна, и Шон Кларах Мак Домнейл. Ирландские католики продолжали получать образование в секретных «живых изгородях», несмотря на Уголовное законодательство. Знание латыни было распространено среди бедных ирландских горцев в 17 веке, которые говорили на нем в особых случаях, в то время как скот покупался и продавался на греческом на горных рынках Керри.

При сравнительно небольшом населении около 6 миллионов человек Ирландия внесла огромный вклад в литературу. Ирландская литература охватывает ирландский и английский языки. Известные ирландские писатели, драматурги и поэты: Джонатан Свифт, Лоуренс Стерн, Оскар Уайльд, Оливер Голдсмит, Джеймс Джойс, Джордж Бернард Шоу, Сэмюэл Беккет, Брэм Стокер, У. Б. Йейтс, Саймус Хини и Брендан Бехан.

19 век

Великий голод / An Górta Mór

На ирландском языке известен как An Górta Mór («Великая боль»), во время голода миллионы ирландцев погибли и эмигрировали во время самого большого голода в Ирландии. Голод длился с 1845 по 1849 год, а самый сильный голод наступил в 1847 году, который стал известен как Черный 47-й. Голод случился из-за того, что ирландское население стало основным продуктом питания обедневшего населения: картофель был заражен гнилью, и британская администрация присвоила все другие культуры и скот, прокормить свои армии за границей. Это означало, что урожай не получился и стал черным. Голодные люди, пытающиеся их съесть, вскоре после этого изрыгали их снова. Были устроены суповые кухни, но мало что изменилось. Британское правительство оказало небольшую помощь, отправив в Ирландию только сырую кукурузу, известную как «Сера Пила». Он был известен этим именем в честь премьер-министра Великобритании того времени, Роберта Пила, и того факта, что многие ирландцы не знали, как готовить кукурузу. Это произошло к незначительным улучшениям или совсем не привело к ним. Британское правительство создало работные дома, которые были поражены болезнями (холерой, туберкулезом и другими), но они также потерпели неудачу, поскольку было мало еды, и многие умерли по прибытии, так как были перегружены работой. Некоторые британские политические деятели в то время рассматривали голод как чистку от Бога, уничтожившую большинство коренного ирландского населения.

Ирландия, фреска, посвященная Холокосту, на Баллимёрфи-роуд, Белфаст. «Ан Горта Мор, британский геноцид голодом, холокост в Ирландии 1845–1849, более 1 500 000 смертей».

Ирландцы эмигрировали, спасаясь от голода, направляясь преимущественно на восточное побережье Соединенных Штатов, особенно Бостон и Нью-Йорк, а также Ливерпуль в Англии, Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Многие записи показывают, что большинство ирландских эмигрантов в Австралию на самом деле были заключенными. Значительная часть этих преступлений была совершена в надежде на экстрадицию в Австралию, что способствовало преследованию и невзгодам, которым они подверглись на своей родине. Эмигранты путешествовали на кораблях «Coffin Ships», получивших свое название из-за зачастую высокого уровня смертности на борту. Многие умерли от болезней или голодали. Условия на борту были ужасными - билеты были дорогими, поэтому безбилетные пассажиры были обычным явлением, мало продуктов питания выдавалось пассажирам, которых в глазах рабочих рассматривали просто как груз. Известные гробницы включают Джини Джонстон и Данброди.

. В Дублине, Нью-Йорке и других городах есть множество статуй и мемориалов в память о голоде. Поля Атенрия - это известная песня о Великом голоде, которую часто поют на спортивных соревнованиях национальных команд в память и дань уважения тем, кто пострадал от голода.

Великий голод - одно из самых значительных событий в истории Ирландии, и по сей день он укоренился в идентичности нации. Это было основным фактором ирландского национализма и борьбы Ирландии за независимость во время последующих восстаний, так как многие ирландцы чувствовали большую потребность в восстановлении независимости от британского владычества.

20 век

После ирландской войны за независимость (1919–1921) был подписан англо-ирландский договор, который привел к образованию независимого Ирландского свободного государства (теперь независимая Республика Ирландия), которая состояла из 26 из 32 традиционных графств Ирландии. Остальные шесть графств на северо-востоке остались в Соединенном Королевстве как Северная Ирландия. Две общности (национализм и юнионизм ) разделяют преимущественно религия, исторические и политические различия. Четыре опроса, проведенные в период с 1989 по 1994 год, показали, что, когда их просили указать свою национальную принадлежность, более 79% протестантов Северной Ирландии ответили «британцами» или «Ольстером», при этом 3% или менее ответили «ирландцами», в то время как более 60% католиков Северной Ирландии ответили «ирландцами». ответили «ирландцы», причем 13% или менее ответили «британцы» или «Ольстер». Опрос 1999 года показал, что 72% протестантов Северной Ирландии считают себя «британцами» и 2% - «ирландцами», при этом 68% католиков Северной Ирландии считают себя «ирландцами» и 9% «британцами». Опрос также показал, что 78% протестантов и 48% всех респондентов чувствовали себя «строго британцами», в то время как 77% католиков и 35% всех респондентов считали «строго ирландцами». 51% протестантов и 33% всех респондентов считали «совсем не ирландцами», в то время как 62% католиков и 28% всех респондентов считали «совсем не британцами».

Недавняя история

Религии в Ирландии

Корпус Кристи шествие в Типперэри в 1963 году

В Ирландской Республике по состоянию на 2016 год 3,7 миллиона человек или около 78,3% населения являются католиками. В Северной Ирландии около 41,6% населения составляют протестанты (19,1% пресвитериане, 13,7% Ирландская церковь, 3,0% методисты, 5,8% другие христиане), в то время как примерно 40,8% являются католиками по состоянию на 2011 год.

31-й Международный евхаристический конгресс состоялся в Дублине в 1932 году, в этом году предполагалось 1500 лет со дня прибытия Святого Патрика. В то время в Ирландии проживало 3 171 697 католиков, около трети из которых посетили Конгресс. В Time Magazine отмечалось, что специальной темой Конгресса будет «Вера ирландцев». Массовые толпы повторились на мессе Папы Иоанна Павла II в Феникс-парке в 1979 году. Идея веры затронула вопрос об ирландской идентичности даже в относительно недавние времена, очевидно, больше так для католиков и американцев ирландского происхождения. Сегодня большинство ирландцев в Республике Ирландия идентифицируют себя как католики, хотя посещаемость церкви за последние десятилетия значительно снизилась. В Северной Ирландии, где почти 50% населения составляют протестанты, посещаемость также снизилась.

Что определяет ирландца? Его вера, его место рождения? Что насчет американцев ирландского происхождения? Они ирландцы? Кто более ирландец: ирландец-католик, такой как Джеймс Джойс, который пытается убежать от своего католицизма и ирландства, или ирландец-протестант, такой как Оскар Уайльд, который в конечном итоге становится католиком? Кто больше ирландец... кто-то вроде C.S. Льюис, протестант Ольстера, который идет к нему, хотя в конечном итоге никогда не переступает порог?

Это было предметом беспокойства в течение последнего столетия для последователей националистических идеологов, таких как DP Моран.

ирландская идентичность

A Парад в День Святого Патрика в Дублине

Томас Дэвис, известный протестантский ирландский националист и основатель ирландского националиста Young Ireland определило ирландцев как кельтскую нацию. Он подсчитал, что этнически 5/6 нации были гэльского ирландского происхождения, потомками вернувшихся шотландских гэлов (включая большую часть ольстерских шотландцев ) и некоторых кельтских валлийцев (таких как его собственные предки и те, кто носят такие фамилии, как Уолш и Гриффитс). В рамках этого он был стойким сторонником ирландского как «национального языка». Что касается германского меньшинства в Ирландии (норманнского и англосаксонского происхождения), он считал, что они могут быть ассимилированы ирландцами, если у них будет «готовность стать частью ирландского народа».

Европа

Республика Ирландия и Соединенное Королевство присоединились к Европейскому Сообществу в 1973 году, и граждане Ирландии стали дополнительно гражданами Европейского Союза. с Маастрихтским договором, подписанным в 1992 году. Это поставило дальнейший вопрос о будущем ирландской идентичности; была ли Ирландия «ближе к Бостону, чем к Берлину

История и география поместили Ирландию в совершенно особенное место между Америкой и Европой... Как ирландцы, наши отношения с США и Европейским Союзом сложны. Географически мы ближе к Берлину, чем к Бостону. В духовном плане мы, вероятно, намного ближе к Бостону, чем к Берлину. - Мэри Харни, Танайст, 2000

Ирландская диаспора
Бернардо О'Хиггинс, отец родины Чили. Генерал 1-й герцог Тетуанский, гранд Испании и президент Совета министров Испании

Ирландская диаспора состоит из ирландских эмигрантов и их потомки в странах, таких как США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, и странах Карибского бассейна, таких как Ямайка и Барбадос. Во всех этих странах проживают большие меньшинства ирландского происхождения, которые, кроме того, составляют ядро ​​католической церкви в этих странах.

Многие известные и влиятельные фигуры утверждали ирландское происхождение, такие как Че Гевара, Уолт Дисней, Барак Обама, JFK, Мухаммед Али и Марешал 1-й герцог Маджента, второй президент Третьей республики.

Многие Ирландцев также переправляли на остров Монтсеррат, чтобы они работали наемными слугами, ссыльными заключенными или рабами. В отличие от африканских рабов из движимого имущества, большинство ирландских рабочих, отправленных на Монтсеррат, сделали это по личному выбору. Некоторые из них были войсками Ирландского Конфедерации, изгнанными английским парламентарием Оливером Кромвелем после Войн Ирландского Конфедерации. Большая часть ирландского населения предприняла попытку восстания 17 марта 1768 года. По сей день на острове отмечается Св. День Святого Патрика как государственный праздник в ознаменование этого события. Люди ирландского происхождения также широко представлены в Латинской Америке, особенно в Аргентине и важных меньшинствах в Бразилии, Чили и Мексике. В 1995 году президент Мэри Робинсон обратилась к «70 миллионам людей во всем мире, которые могут претендовать на ирландское происхождение». Сегодня диаспора насчитывает около 80 миллионов человек.

Марешал 1-й герцог Маджента, военачальник, а позже президент Французская Республика Уильям Браун, национальный герой Аргентины в Войне за независимость, считается отцом аргентинского флота.

. В некоторых странах континентальной Европы также проживают большие ирландские общины., особенно в Испании, Франции и Германии. Между 1585 и 1818 годами более полумиллиона ирландцев покинули Ирландию, чтобы участвовать в войнах на континенте, в условиях постоянной эмиграции, романтически названной «Полет диких гусей », а до этого - в «Полет графов ', прямо перед плантацией Ольстера. В первые годы гражданской войны в Англии один французский путешественник заметил, что ирландцы «за границей лучше солдаты, чем дома». Позже ирландские бригады во Франции и Испании участвовали в войнах за испанское и за австрийское наследство и в наполеоновских войнах. По словам фельдмаршала 1-го герцога Веллингтона, ирландского «Железного герцога», известного представителя ирландской военной диаспоры, «Ирландия был неиссякаемым приютом для лучших солдат ».

Британские легионы были отрядами, сражавшимися под командованием Симона Боливара против Испании за независимость Колумбии, Венесуэла, Эквадор и Перу. Венесуэльцы называли их Легионом Альбиона. В их состав входило более семи тысяч добровольцев, в основном ветераны наполеоновской войны из Великобритании и Ирландии. Добровольцы Британского легиона были мотивированы сочетанием подлинных политических и корыстных мотивов. Самой известной причиной эмиграции был Великий голод конца 1840-х годов. Считается, что миллион эмигрировали в Ливерпуль в результате голода. И для ирландцев в Ирландии, и для образовавшейся диаспоры голод вошел в народную память и стал точкой сплочения различных националистических движений.

Джон Кэрролл, первый римско-католический епископ и архиепископ в Соединенных Штатах.

Люди ирландского происхождения - вторая по величине этническая группа в Соединенных Штатах, о которой сообщают сами, после американцев немецкого происхождения. Девять из лиц, подписавших Декларацию независимости США, были выходцами из Ирландии. Среди них был единственный католик, подписавший документ, Чарльз Кэрролл из Кэрроллтона, чья семья была потомками Эли О'Кэрролла, ирландского принца, пострадавшего при Кромвеле. По крайней мере, двадцать пять президентов Соединенных Штатов имеют ирландское происхождение, в том числе Джордж Вашингтон. С тех пор как Джон Ф. Кеннеди вступил в должность в 1961 году, каждый американский президент (за исключением Джеральда Форда и Дональда Трампа ) имел немного ирландской крови. Американец ирландского происхождения Джеймс Хобан был дизайнером Белого дома. Коммодор Джон Барри, который родился в графстве Уэксфорд, был «отцом ВМС США ".

Джона Ф. Кеннеди, посетившего Мемориал Джона Барри в Уэксфорде, Ирландия

В середине XIX века большое количество ирландских иммигрантов было мобилизовано в ирландские полки армии США. во время мексикано-американской войны. Подавляющее большинство из 4811 ирландских солдат служили в армии США, но некоторые дезертировали в мексиканскую армию, в основном чтобы избежать жестокого обращения со стороны протестантских офицеров и жесткой антикатолической дискриминации в Америке. Это были Сан-Патрисиос, или батальон Святого Патрика - группа ирландцев, возглавляемая Голуэем рожденным Джон О'Райли с некоторыми немецкими, шотландскими и американскими католиками. Они сражались до своей капитуляции в решающей битве при Чурубуско. и казнены за пределами Мехико американское правительство 13 сентября 1847 года. День памяти батальона ежегодно отмечается в Мексике 12 сентября.

В течение 18 и 19 веков 300 000 свободных эмигрантов и 45 000 осужденных покинули Ирландию, чтобы поселиться в Австралии. Сегодня австралийцы ирландского происхождения являются одной из крупнейших этнических групп в Австралии, о которых сообщают сами люди, после англичан и австралийцев. По данным переписи 2006 года, 1 803 741 житель идентифицировал себя как имеющих ирландское происхождение либо отдельно, либо в сочетании с другим происхождением. Однако эта цифра не включает австралийцев ирландского происхождения, которые решили называть себя «австралийцами» или другими предками. Посольство Австралии в Дублине заявляет, что до тридцати процентов населения в той или иной степени заявляют о своем ирландском происхождении.

Считается, что до 30 000 ирландцев эмигрировали в Аргентину в период с 1830-х по 1890-е годы. Это поддерживалось духовенством, поскольку оно считало католическую страну Аргентину предпочтительнее более протестантских Соединенных Штатов. Этот поток эмигрантов резко упал, когда был введен вспомогательный проезд в Австралию, после чего правительство Аргентины ответило своим собственным планом и написало ирландским епископам, прося их поддержки. Однако приезд большого количества иммигрантов планировался мало или совсем не планировался, ни жилья, ни еды. Многие погибли, другие перебрались в Соединенные Штаты и другие места назначения, некоторые вернулись в Ирландию, некоторые остались и процветали. Томас Кроук Архиепископ Кашельский сказал: «Я самым торжественным образом заклинаю своих бедных соотечественников, поскольку они ценят свое счастье в будущем, никогда не ступать на территорию Аргентинской Республики, как бы ни соблазнялись они сделать это, предлагая проход или гарантия комфортного жилья ». Некоторые известные аргентинцы ирландского происхождения и ирландцы, поселившиеся в Аргентине, включают Че Гевару, бывший президент Эдельмиро Хулиан Фаррелл и адмирал Уильям Браун.

Есть ирландцы. потомки по всей Южной Америке, такие как чилийский освободитель Бернардо О'Хиггинс и перуанский фотограф Марио Тестино. Хотя некоторые ирландцы сохранили свои фамилии нетронутыми, другие были ассимилированы в испанском языке. Например, фамилия О'Брайен стала Обрегон.

Люди ирландского происхождения также являются одной из крупнейших этнических групп в Канаде, о которых сообщают сами люди, после англичан, французов и шотландских канадцев. По состоянию на 2006 год ирландские канадцы насчитывают около 4354155 человек.

См. Также
Цитаты
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с народом Ирландии.
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:53:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте