скифские языки

редактировать

Скиф
Космография Птолемея 1467 года - Каспийское море, Центральная Азия.jpg Скифия Птолемея
Родом изСарматии, Скифии, Систан, Малая Скифия, Алания
РегионСредняя Азия, Восточная Европа
ЭтносСкифы, Сарматы и аланы
эпохаклассическая древность, поздняя античность
языковая семья индоевропейская
диалекты
коды языков
ISO 639-3 Различно:. xsc - скиф. xln - аланский. oos - древнеосетинский
лингвист Список xsc скиф
xln аланский
oos древнеосетинский
глоттолог oldo1234 старый Осетинский
Эта статья содержит фонетические символы IPA. Без надлежащей вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо Unicode символов. Вводное руководство по символам IPA см. В .

Скифские языки (или ) являются группа восточноиранских языков классического и позднеантичного периода (среднеиранский период), на которых говорят в обширном регионе Евразия под названием Скифия. За исключением современного осетинского, который происходит от аланской разновидности, все эти языки считаются вымершими. Современные восточно-иранские языки, такие как вакхи, однако, связаны с восточными скифо-хотанскими диалектами, засвидетельствованными из царств Хотана и Тумшука в древней Таримской котловине, в современном южном Синьцзяне, Китае.

Местоположение и размеры Скифии менялись со временем, но в целом она охватывала часть Восточная Европа к востоку от реки Висла и большая часть Средней Азии вплоть до Таримского бассейна. Его носители были частью более широких скифских культур, в которые входили массагеты, саки, сарматы, скифы и другие. Доминирующими этническими группами среди скифоязычных были кочевые скотоводы Средней Азии и Причерноморско-Каспийской степи. Фрагменты их речи, известные из надписей и слов, цитируемых древними авторами, а также анализ их имен показывают, что это был индоевропейский язык, точнее из иранской группы индоиранских языков. Александр Любоцкий резюмирует известный лингвистический ландшафт следующим образом:

К сожалению, мы почти ничего не знаем о скифах того периода [древнеиранском] - в нашем распоряжении имеется только пара личных и племенных имен в греческих и персидских источниках - и не может даже с какой-либо степенью уверенности определить, был ли это единый язык.

Содержание

  • 1 Классификация
  • 2 История
  • 3 Корпус
    • 3.1 Надписи
    • 3.2 Личные имена
    • 3.3 Скифские этимологии Геродота
    • 3.4 Скифские теонимы Геродота
    • 3.5 Плиний Старший
    • 3.6 Аристофан
  • 4 Аланский
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Дополнительно литература
  • 9 Внешние ссылки

Классификация

Подавляющее большинство ученых-скифологов сходятся во мнении, что скифские языки (и осетинский) являются частью восточноиранской группы языков. Эта иранская гипотеза основывается главным образом на том факте, что греческие надписи Северного Причерноморья содержат несколько сотен сарматских имен, свидетельствующих о близком родстве с осетинским языком. Классификация иранских языков в целом, однако, полностью не решена, и восточно-иранские языки не образуют фактическую генетическую подгруппу.

Некоторые ученые обнаруживают разделение скифского языка на два диалекта: западный и другой диалекты. консервативный диалект и восточный, более новаторский. Скифские языки, возможно, образовали диалектный континуум :

  • аланские языки или скифо-сарматские на западе: на них говорили люди из иранского происхождения с 8-го и 7-го веков до нашей эры. на территории Украины, Южной России и Казахстана. Современный осетинский выживает как продолжение языковой семьи, возможно, представленной скифо-сарматскими надписями, хотя скифо-сарматская языковая семья «не просто представляет тот же [осетинский] язык» в более раннюю дату
Документ из Хотана, написанный на хотанском саке, части восточноиранской ветви индоевропейских языков, с перечислением животных китайского зодиака в цикле предсказаний для людей, родившихся в этом году; тушь на бумаге, начало 9 века

Другое К скифским относятся восточноиранские языки: хорезмийский и согдийский.

История

Примерное распространение восточноиранских языков в 100 г. до н.э. выделено оранжевым цветом.

Ранневосточные иранцы произошли от культуры яз (около 1500–1100 гг. До н.э.) в Центральной Азии. Скифы мигрировали из Средней Азии в Восточную Европу в VIII и VII веках до н.э., заняв сегодняшнюю Южную Россию и Украину и Карпатский бассейн и части Молдовы и Добруджи. Они исчезли из истории после гуннского вторжения в Европу в V веке нашей эры, а тюркские (аварские, батсанги и т. Д.) И славянские народы, вероятно, ассимилировали больше всего. люди, говорящие на скифском языке. Однако на Кавказе осетинский язык, относящийся к скифскому языковому континууму, продолжает использоваться и сегодня, в то время как в Центральной Азии до сих пор говорят на некоторых языках, принадлежащих к восточноиранской группе, а именно: 100>пушту, памирские языки и ягнобский.

Корпус

Надписи

Некоторые ученые приписывают определенные надписи, обнаруженные в Карпатах Бассейн и в Средней Азии скифам, но толкование этих надписей остается спорным (учитывая, что никто окончательно не идентифицировал алфавит и не перевел содержание).

Надпись из Саккеза, написанная Иероглифическим хеттским письмом, может представлять скифский язык:

Транслитерация:пар-ти-та₅-ва₅ ки-ś₃-a₄-á KUR-u-pa-ti QU-wa-a₅ | i₅-pa-ś₂-a-m₂
Транскрипция:Partitava xšaya DAHYUupati xva | ipašyam
Перевод:Доставлено блюдо. Стоимость: 40 телят 30 серебряных шиклу. И его подарили королю. Царь Партитавас, хозяева земельной собственности.

Царь Партитава приравнивается к скифскому царю по имени Прототес в Геродоте (1.103) и известном как Пар-та-ту-а в ассирийских источниках. («Партатуа Сакасене» женился на дочери Асархаддона ок. 675 г. до н.э.)

Иссыкская надпись, найденная в скифском кургане приблизительно до 4 века до н.э., остается нерасшифрованным, но некоторые авторитетные источники предполагают, что оно представляет собой скифское.

Личные имена

Первичными источниками скифских слов остаются скифские топонимы, племенные имена и многочисленные личные имена в древнегреческих текстах и ​​греческих надписях, найденных в греческих колониях на севере Черное море Побережье. Эти названия предполагают, что сарматский язык имел близкое сходство с современным осетинским. Майрхофер (апуд Линкольн) приписал иранские этимологии скифским именам, записанным Геродотом: например, Ταργιτάος Таргитаос из древнеиранского * дарга-тава - и означает «тот, чья сила непреходящая».

Некоторые ученые считают, что многие топонимы и гидронимы русской и украинской степей имеют скифские ссылки. Например, Фасмер связывает название реки Дон с предполагаемым / реконструированным неустановленным скифским словом * dānu «вода, река», а также с авестийским дану-, пушту дандом и осетинским доном.. Названия рек Дон, Донец, Днепр, Дунай, Днестр и озеро Донузлав. (самый глубокий в Крыму ) также может принадлежать к той же группе слов.

Скифские этимологии Геродота

Греческий историк Геродот дает еще один источник скифского; он сообщает, что скифы называли амазонок Oiorpata, и объясняет это имя как соединение oior, означающего «человек», и pata, что означает «убивать» (Hist. 4,110).

  • Большинство ученых ассоциируют «мужчина» с авестийским vīra - «человек, герой», санскритским vīra-, латинским vir (ген. Virī) «мужчина, герой, муж», PIE * wiHrós. Пата "убивать" объясняется различными объяснениями:
    1. персидский pat- "(чтобы) убить", patxuste "убил";
    2. согдийский pt- "(чтобы) убить", ptgawsty "убил" ;
    3. осетинский fædyn «раскол», санскрит pātayati «упал», PIE * peth₂- «падение».
    4. авестийский paiti- «господин», санскрит páti, PIE * pótis, ср. Лат. potestate (т.е. «человек-правитель»);
    5. осетинский maryn «убивать», пушту mrəl, санскрит mārayati, PIE * mer- «die» (путаница греческих Μ и Π );
  • В качестве альтернативы, один ученый предлагает иранское aiwa- "один" + warah- "грудь", по мнению некоторых древних фольклористов, амазонки удалили грудь, чтобы помочь натянуть лук, и как это отражено в греческой народной этимологии : a- (привативное) + mazos, «без груди ".

В другом месте Геродот объясняет название мифического одноглазого племени аримаспои как соединение скифских слов arima, что означает« один », и spu, что означает «глаз» (Hist. 4,27).

  • Некоторые ученые связывают arima «один» с осетинским ærmæst «только», авестийским airime «тихий», греч. erēmos «пустой», PIE * h₁ (e) rh₁mo-? и spu «глаз» с авестийскими spas- «предсказывать», санскрит spaś-, PIE * speḱ- «видеть».
  • Однако иранские обычно выражают «один» и «глаз» такими словами, как aiwa- и čašman- (осетинские īw и cæst).
  • Другие ученые отвергают этимологию Геродота и выводят этноним аримаспой от иранского aspa - «лошадь».
  • Или первая часть имени может отражать что-то вроде иранского raiwant - «богатый», ср. Осетинский riwæ «богатый».

Скифские теонимы Геродота

Геродот также приводит список скифских теонимов (Hist. 4.59):

  • Табити = Гестия. Возможно, связано с санскритом Тапати, героиней в Махабхарате, буквально «горящий (один)».
  • Папайос = Зевс. Либо «отец» (Геродот), либо «защитник», авестийский, санскритский pā- «защищать», PIE * peh₃-.
  • Api = Gaia. Либо «мать», либо «вода», авестийский, санскритский āp-, PIE Hep-
  • Goitosyros или Oitosyros = Apollo. Возможно, авестийский gaēθa- «животное» + сура- «богатый».
  • Аргимпаса или Артимпаша = Афродита Урания. К осетинскому искусству и пушту, или «огню», авестийский āθra-.
  • Thagimasadas = Посейдон.

Плиний Старший

Естественная история Плиния Старшего (77–79 гг.) получил название Кавказ от скифского kroy-khasis = ледяной, белый со снегом (ср. греч. cryos = ледяной).

Аристофан

В комедийных произведениях Аристофана точно имитируются диалекты различных греков. В его Thesmophoriazusae, скифский лучник (сотрудник полиции в Афинах) говорит на ломаном греческом, последовательно опуская финальные -s (-ς) и -n (ν), использование lenis вместо аспирата и однократное использование ks (ξ) вместо s (sigma ); их можно использовать для разъяснения скифских языков.

аланский

аланский язык, на котором говорили аланы примерно с 5 по 11 веков нашей эры сформировался диалект, непосредственно произошедший от более ранних скифо-сарматских языков, и составивший, в свою очередь, прародителя осетинского языка. Византийские греческие авторы записали лишь несколько фрагментов этого языка.

См. Также

Примечания

Библиография

Дополнительная литература

  • Харматта, Дж. : Исследования по истории и языку сарматов, Сегед 1970.
  • Майрхофер, М. : Einiges zu den Skythen, ihrer Sprache, ихрем Нахлебен. Вена, 2006.
  • Згуста, Л. : Die griechischen Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzältnisküste., namentlich das Verhältnis der Skythen und Sarmaten, im Lichte der Namenforschung, Прага 1955.

Внешние ссылки

  • Скифский язык Краткий обзор скифского и осетинского языков (на испанском)
  • Sc Хмитт, Рюдигер (2018). «СКИФСКИЙ ЯЗЫК». Encyclopaedia Iranica. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-06-07 07:06:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте