Алды-белская культура

редактировать

Алды-белская культура - это культура железного века Скифо-сибирские конные кочевники в районе Тувы на юге Сибири, датируемые VII-III вв. До н.э.

Памятники алды- Bel культуры идентифицировали А.Д. Грач и И.Ю. Самбу, издан в 1971 г. Культура названа в честь городища Алды-Бель I курган. В составе алды-бельской культуры выявлено более 30 курганных погребальных комплексов.

Культура является продолжением кочевой пазырыкской культуры в районе Горного Алтая в Южной Сибири.

Памятники алды-белской культуры синхронны и во многом схожи с памятниками культуры Алтая и тасмолинской культуры Центрального Казахстана. Географическое распространение охватывает правобережье Енисея к югу от хребта Уюк, р. Хемчик, вглубь Саянского каньона и Западного Саяна. Типологически памятники соседствуют с аналогичными курганными захоронениями в разных районах Тувы.

Д.Г. Савинов предполагает, что в конце VIII или начале VII века до н.э. народ Алды-Бель входил в состав племенного союза Аржан, сформировавшего культуру Алды-Бель и возглавлявшегося правящей династией.. Царский курган расположен в районе южнее хребта Уюк и связан переходами с основным ареалом алды-бельской культуры. Близость племен алды-бел, вероятно, объясняет тесные этнические связи аржанцев с народами алды-бел. После падения племенного союза аржан народ алды-бел долгое время сохранял независимость, по крайней мере, на протяжении 7-6 вв. До н.э., но в силу особенностей их социальной организации не возникло элитного правящего слоя, подобного династия Аржанов среди них.

Содержание
  • 1 Курганские захоронения
  • 2 Искусство
  • 3 Население
  • 4 Генетика
  • 5 Родственные культуры
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература
Курганные захоронения

Алды-бельская культура известна своими курганами. Они представляют собой округлые или овальные насыпи из валунов или обломков скал с более крупными камнями в основании, диаметром от 8 до 12 м и высотой в среднем 1 м, сгруппированные попарно, а иногда и по три, расположенных рядом друг с другом по оси север-юг. Обычно в кургане есть несколько захоронений, до семи и более: центральное захоронение в ящике из массивных каменных плит, с другими могилами молодых людей и детей в меньших каменных или деревянных ящиках по бокам, кроме восточной стороны. Могилы покрыты каменными плитами.

Курганы содержат смешанные типы могил с бревнами, каменными ящиками и землянками. Погребения в основном одиночные. Погребенных кладут в полусогнутом положении, преимущественно на левый бок. Основное захоронение ориентировано головой на запад, остальные могут несколько отклоняться в зависимости от их расположения в кургане. Характерной особенностью является наличие конской сбруи сбоку от центральной могильной ямы, но в отличие от памятников аржанского периода здесь, как правило, отсутствуют сопутствующие конные захоронения.

Так называемые «усатые курганы» с каменными изгибами, наиболее характерными для ранних кочевников Казахстана, известны и в Туве. Каменные сооружения со сферическими вершинами на концах «усов» в Казахстане аналогичны поверхностным сооружениям Алды-Бель в Туве. Некоторые ненарушенные курганы содержат хорошо сохранившиеся ограды и оленьи камни с отличным сопутствующим комплексом артефактов, аналогичных другим памятникам на Алтае, также связывающих памятники Алды-Бель с тасмолинской культурой в Центральном Казахстане. 32>

Арт

В арте Алды-Бель изображены изображения животных на цыпочках и композиции переплетенных фигур в виде «таинственной картинки». Художественный комплекс Алды-Бель многочислен и разнообразен, наиболее характерен для раннескифского времени и отражает очень устойчивые культурные традиции. Среди таких художественных черт - знаки в виде копыт, восходящие к раннескифскому времени и встречающиеся в кочевых культурах Средней Азии, Центрального Казахстана и алдыбельской культуре.

Население

Алды- Популяция Bel изучалась краниологически, одонтологически и генетически, что позволило исследователям проследить популяцию и ее изменения во времени. С точки зрения физической антропологии, субстратное население культуры Алды-Бель, обитавшее в горных районах Горного Алтая и Саян (центральная Тыва), принадлежало к автохтонному сообществу под названием Ранние кочевники, континууму ранних кочевых народов Сибири и Центрально-Евразийские степи от Таримской котловины до Черного моря. Этот субстрат восходит к древнему евразийскому морфологическому типу переходной зоны южной Евразии. Вероятно, он образовался в результате ранней древнеевропейской (кроманоидной) миграции, ассимилировавшей древний сибирский субстрат, и часто ассоциируется с распространением уральских языков. Эта южно-евразийская антропологическая формация описывается как:

«мезобрахикраниальная форма черепа средней высоты со сложным сочетанием монголоидных и европеоидных пропорций черепных частей, умеренным уплощением средней по высоте лицевой части, высокой переносицей с умеренной выступание носовых костей над общей линией ортогнатического профиля лица ".

Во второй половине VI века до нашей эры появился новый европеоидный компонент, генетически восходящий к коневодческому населению северных регионов Малой Азии и южных регионов России. Средняя Азия присоединилась к субстратной популяции Горного Алтая. На завершающем этапе развития алды-белской культуры в IV-III вв. До н.э. к алды-бельскому населению присоединился компонент, связанный со средой раннего сарматского населения, а в конце III в. До н.э. наблюдается заметный импульс со стороны населения Северного Китая в этом районе.

Генетика

В 2019 году генетическое исследование останков культуры Алды-Бел было опубликовано в Human Genetics. Большинство образцов (9/17) оказались носителями гаплогруппы R1a, включая двух носителей гаплогруппы R1a1a1b2. Также были обнаружены восточноазиатские примеси, поскольку также были раскопаны 6 образцов гаплогруппы Q-L54 (включая 5 образцов в культуре Сагли) и 1 образец гаплогруппы N-M231. Значительные отцовские генетические различия были обнаружены между народами алды-бел и скифами из понтийской степи. Эти две группы, по-видимому, имели совершенно разное отцовское происхождение, и между ними почти не было потока отцовских генов.

Родственные культуры

Помимо родства с соседними культурами Майемира и Тасмолина, многие Алды -Белое структурное и художественное сходство распространяется дальше на запад, в комплексы Средней Азии.

По мнению Д.Г. Савинова, обширный регион от центрального Казахстана до Енисея был затронут миграциями, не обнаруженными археологическими свидетельствами, в основном с запада на восток. Некоторая часть этого населения, наиболее заметная в тасмолинской культуре, слилась с зарождающейся алды-белской культурой.

Литература
Литература
Последняя правка сделана 2021-06-10 19:47:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте