Кавказская Албания

редактировать

Кавказская Албания (экзоним ). Агванк и Алуанк (современные эндонимы )
2 век до н.э. - 8 век нашей эры
Границы Кавказской Албании в 387–706 гг. (Красная пунктирная линия) Границы Кавказской Албании в 387–706 годах (красная пунктирная линия)
СтатусНачальное состояние неизвестно; позднее вассальное царство и сатрапия Парфянская и Сасанидская империи
СтолицаГабала (Габала); Барда
Общие языкиКавказский Албанский, Парфянский, Среднеперсидский
РелигияЯзычество, Христианство, Зороастризм
Историческая эпохаАнтичность
• Основание2 век до н.э.
• Исчезновение8 век нашей эры
Сегодня частьАзербайджана. Россия. Грузия. Армения

Кавказская Албания - современный экзоним бывшего государства, расположенного в древности на Кавказе : в основном на территории современного западного Азербайджана (где располагались обе его столицы) и южного Дагестана. Современные эндонимы для этой местности - Агванк и Алуанк, среди удинцев, считающих себя потомками жителей Кавказа. Албания. Однако его первоначальный эндоним неизвестен.

Название Албания происходит от древнегреческого названия Ἀλβανία и латинского Альбания. Приставка «Кавказский» используется исключительно во избежание путаницы с современной Албанией на Балканах, которая имеет известные географические или исторические связи с Кавказской Албанией. Мало что известно о предыстории региона, в том числе о происхождении Кавказской Албании как географической и или этнолингвистической концепции. В I веке до н.э. и в I веке нашей эры территории к югу от Большого Кавказа и к северу от Малого Кавказа была разделена на востоке между Кавказской Албанией, Кавказской Иберией. в центре, Колчис на западе, Армения на юго-западе и Атропатене на юго-востоке. После подъема Парфянской империи царей Кавказской Албании сменила семья Аршакидов, а позже их сменила другая иранская царская семья в V веке. Нашей эры, Михраниды.

Содержание

  • 1 Геонимы
  • 2 География
  • 3 Этногенез
    • 3.1 Алфавит и языки
      • 3.1.1 Кавказский албанский язык
      • 3.1.2 Иранские языки
    • 3.2 Религия
  • 4 История
    • 4.1 Срединная и Ахеменидская эпоха
    • 4.2 Эллинистическая эпоха
    • 4.3 Римская империя
    • 4.4 Парфянский период
    • 4.5 Сасанидский период
    • 4.6 Влияние армянской политики, культура и цивилизация
    • 4.7 Христианизация
    • 4.8 Исламская эпоха
  • 5 В азербайджанской историографии
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 10 Ссылки

Геонимы

Старая карта, показывающая Колхиду, Иберию и Албанию.

Aghuank (Древнеармянский : Աղուանք Ałuankʿ, Современный армянский : Աղվանք Avank ') - армянское название Кавказской Албании. Армянские авторы отмечают, что это имя образовано от слова «ału » («աղու»), означающего любезный на армянском языке. Термин Агуанк многозначен и также используется в армянских источниках для обозначения региона между реками Кур и Аракс как часть Армения. В последнем случае он иногда употребляется в форме «Армянский Агуанк» или «Ай-Агуанк».

Армянский историк региона Мовсес Каганкатваци, оставивший единственное больше или менее исторический отчет о регионе, объясняет название Агванк как производное от слова ału (по-армянски сладкий, мягкий, нежный), которое, по его словам, было прозвищем первого правителя Кавказской Албании Аррана и сослался на его снисходительную личность. Мовсес Каганкатваци и другие древние источники объясняют Арран или Архан как имя легендарного основателя Кавказской Албании (Агвана) или даже иранского племени, известный как Аланы (Алани), в некоторых версиях был сыном сын Ноя Яфет. Джеймс Дарместетер, переводчик Авесты, сравнил Аррана с Айрианой Ваего, который он также считал, что находился в области Аракс - Арарат, хотя современные теории склонны относить это к востоку Ирана.

Кавказская Албания до 387 г.

Парфянское название региона было Ардан (Среднеперсидское : Арран). арабский был ар-ран. В грузинском он был известен как რანი (рани). В древнегреческий он назывался Ἀλβανία Альбания. Как называли его жителей, неизвестно.

География

В доисламские времена Кавказская Албания / Арран представляла собой более широкое понятие, чем постисламский Арран. Древний Арран охватывал все восточное Закавказье, которое входила большая часть территории современной Азербайджанской Республики и часть территории Дагестана. Однако в постисламские времена географическое понятие Аррана сводилось к территории между реками Кура и Аракс.

Древняя Кавказская Албания лежала в юго-восточной части Большого Кавказа горы. Он был ограничен Кавказской Иберией (современная Грузия ) на западе, Сарматией на севере, Каспийским морем на восток, и провинциями Арцах и Утик в Армении к западу по реке Кура. Однако эти границы, вероятно, никогда не были статичными - временными территориями Кавказской Албании включала земли к западу от реки Кура.

Албания или Арран в исламских временах представляли собой треугольник земли, равнины на востоке и горный хребет на западе, образованный слиянием рек Кура и Арас, равнины Мил и части равнины Муган, и в доисламские времена примерно соответствовал территории современной Азербайджанской Республики.

Районы Албании были:

  • Камбизен
  • Гетару
  • Эльни / Ксени
  • Бег
  • Шейк
  • Ксолмаз
  • Капалак
  • Хамбаси
  • Гелаву
  • Хеджери
  • Каладашт

Столицей царства в древности была Габала (Габала; Капалак).

Классические источники единодушны в том, что река Кура (Кирос) является границей между Арменией и Албания после завоевания армянами территории на правом берегу Куры во II веке до нашей эры.

Первоначальная территория Албании составляла приблизительно 23 000 км². После 387 года нашей эры территории Кавказской Албании, ученые иногда называют «Великой Албанией», выросла примерно до 45 000 км². В V веке столица была перенесена в Партав в Утике, который, как сообщается, был построен в середине V века королем Албании Ваче II, но, по словам М.Л. Шомона, он существовал раньше как Армянский город.

В средневековой летописи «Аджайиб-ад-Дуниа», написанной в 13 веке неизвестным автором, Арран регистрируется в 30 фарсахах (200 км) в ширину и 40 фарсахов (270 км) в длину. Весь правый берег реки Куры до ее соединения с Арасом относился к Аррану (левый берег Куры был известен как Ширван ). Границы Аррана менялись на протяжении всей истории, иногда охватывая всю территорию нынешней Азербайджанской Республики, а иногда только часть Южного Кавказа. В некоторых случаях Арран был частью Армении.

Средневековые исламские географы дали описание Аррана в целом и его городах, в том числе Барда, Бейлаган, Гянджа и др.

Этногенез

Первоначально, по крайней мере, некоторые из кавказских албанцев, вероятно, говорили на лезгических языках, близких к тем, которые встречаются в современных Дагестане ; в целом, однако, в Кавказской Албании, возможно, говорили на 26 различных языках.

После того, как кавказские албанцы были христианизированы в 4 веке, часть населения была ассимилирована армянами (которые доминировали в провинциях). Арцаха и Утика, ранее отделившихся от Армянского ) и грузин (на севере), аочные части Кавказской Албании были исламизированы и поглощены иранскими, а <иметь252>тюркскими народами (современные азербайджанцы). Небольшие остатки группы продолжают существовать независимо и известны как удинцы. Доисламское население Кавказской Албании могло сыграть роль в этногенезе ряда современных этносов, в том числе азербайджанцев Габалы, Закаталы, Шеки и Огуза. армяне Варташен и Шеки, грузины Кахетии и Эрети (Ингилой ), лакцы, лезгины и цахуры из Дагестана.

Алфавит и языки

Кавказский албанский язык

Согласно армянским средневековым историкам Мовсес Хоренаци, Мовсес Каганкатваци и Корюн, кавказский албанец (название армянского языка - Агванк, родное название языка неизвестно) алфавит создали Месроб Маштоц, армянский монах, теолог и переводчик, которому также приписывают создание армянина. Этот алфавит использовался для записи удинского языка, который вероятно, был основным языком кавказских албанцев.

Корюн, ученик Месроба Маштоца, ученик Месроба Маштоца писал о том, как его наставник создавал алфавит:

Затем пришел и навестил их пожилой мужчина, албанец по имени Вениамин. И он (Маштоц) исследовал и исследовал варварскую лексику албанского языка, а затем с помощью своей обычной Богом данной чуткости изобрел алфавит, который милостью Христа успешно организовал и упорядочил.

Капитель колонны христианской церкви VII в. С надписью на кавказском албанском языке, найден в Мингячевире. Капитель колонны сейчас хранится в Государственном историческом музее Азербайджана.

A из 52 букв, имеющих сходство с грузинскими, эфиопскими и армянскими иероглифами, сохранившийся благодаря нескольким надписям и Армянский манускрипт XV века. Эта рукопись, Матенадаран № 7117, впервые опубликованная Ильей Абуладзе в 1937 году, представляет собой языковое руководство, в котором для сравнения представлены различные алфавиты - армянский алфавит, греческий, латинский, сирийский, грузинский, коптский и кавказский албанский среди них. Алфавит назывался «Ałuanicʿ girn ē» (армянский : Աղուանից գիրն Է, что означает «Это албанские буквы»).

В 1996 году Заза Алексидзе из Грузинского центра рукописей обнаружил в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, Египет, текст, написанный на пергаменте был повторно использован в грузинском палимпсесте. В 2001 году Алексидзе определил его шрифт как кавказский албанский, а текст как ранний лекционарий, датируемый, возможно, до VI века. Многие из обнаруженных в нем букв не принадлежали к албанскому алфавиту, перечисленному в армянской рукописи XV века.

мусульманские географы Аль-Мукаддаси, Ибн-Хаукал и Эстахри записал, что на языке, который они называли арранским, все еще говорили в столице Барде и остальной части Аррана в X веке.

иранские языки

Иранские зоны роста в восходят к мидианскому и ахеменидскому временам. Во время династии Аршакидов Кавказской Албании в регионе распространился парфянский язык. Возможно, что язык и литература для управления и учета имперской канцелярии по внешним связям естественным образом парфянскими, основанными на арамейском алфавите. Согласно Туманову: «за преобладание эллинизма, как при Артаксиадах, теперь последовало преобладание« иранства », и симптоматично, вместо греческого, как прежде, парфянский стал языком образованных людей.

С учреждением Сасанидов среднеперсидский, язык, связанный с парфянским, сталым языком империи Сасанидов. В это время персидский язык пользовался даже большим успехом, чем кавказский албанский язык, и регион пострадал от Ирана. Согласно Владимиру Минорскому : «Присутствие иранских поселенцев в Закавказье, и особенно в непосредственной близости от перевалов, должно было сыграть роль в поглощении и оттеснении жителей. Такие имена, как Шарван, Лайзан, Байлакан и др. Предполагают, что иранская иммиграция шла в основном из Гиляна и других регионов южного побережья Каспия ». Присутствие персидского языка и иранской культуры продолжалось и после исламской эры.

Религия

Коренное население Кавказа исповедовало разные языческие религии. Под регион Ахеменидов, Парфян и особенно Сасанидов, Зороастризм этом также вырос в регионе. Христианство начало распространяться в конце 4 века в эпоху Сасанидов.

Арабское завоевание и халкидонский кризис привели к серьезному распаду Церкви Кавказской Албании. Начиная с VIII века, большая часть местного населения принимает ислам. К XI веку соборные мечети уже существовали в Партаве, Габале и Шеки; города, которые были символом христианства кавказских албанцев.

Эти исламизированные группы позже известны как лезгины и цахуры или смешаны с тюркскими и иранское население, сформировавшееся современное азербайджанское, тогда как те, кто оставались христианами, постепенно поглощались армянами или продолжали существовать самостоятельно и были известны как удинские народы.

Кавказские албанские племена эрети были обращены в восточное православие царицей Эрети Динаром в 10 веке. Религиозные дела этого небольшого княжества теперь официально управлялись Грузинской православной церковью. В 1010 году Эрети вошла в состав соседнего грузинского царства Кахети. В конце концов, в начале 12 века эти земли вошли в состав Грузинского царства при Давиде Строителе, завершив процесс их грузинизации.

История

История Албании до VI века до нашей эры неизвестна.

Срединная и Ахеменидская эпохи

Согласно одной из гипотез, Кавказская Албания была включена в Срединную империю еще в VII или VI веке до нашей эры. Тем не менее, возрастающее персидское влияние на регион обычно связывают с защитой северных границ Персии от вторжений кочевников. Еще в империи Ахеменидов могли быть приняты меры по укреплению кавказских перевалов. К середине VI века до нашей эры Албания была включена в империю Ахеменидов ; Позже он находился под контролем Ахеменидской сатрапии Мидии. Строительство укреплений и ворот внутри и вокруг Дарбанда традиционно относят к империи Сасанидов.

Эллинистической эпохе

Руины ворот албанской столицы Габалы в Азербайджане

Греческий историк Арриан впервые регистрирует (возможно, анахронично) кавказских албанцев в битве при Гавгамеле, где албанцы, мидяне, кадусси и саки находились под властью команда Атропаты. Впервые в истории Албания фигурирует как вассальное государство в империи Тиграна Великого в Армении (95-56 гг. До н.э.). Царство Албания возникло на Восточном Кавказе во II или I веке нашей эры и вместе с грузинами и армянами составило одну из трех наций Южного Кавказа. Албания находилась под сильным армянским религиозным и региональным регионам.

Геродот, Страбон и другие классические авторы неоднократно упоминали Каспийцев, но, кажется, мало о них знают; они сгруппированы с другими обитателями южного берега Каспийского моря, такими как Amardi, Anariacae, Cadusii, Albani (см. ниже) и Vitii (Eratosthenes apud Strabo, 11.8.8), и их земля (Caspiane ) считается частью Албании (Theophanes Mytilenaeus apud Strabo, 11.4.5).

Во II веке до нашей эры части Албании были захвачены Королевство Армения, предположительно из Мидий (хотя, возможно, раньше входил в Оронтидскую Армению ).

Первоначальное население территорий на правом берегу Куры до армянского завоевания состояло из различных автохтонных народов, населявших эти районы, в том числе районы Арцах и Утик. утяне, микийцы, каспы, гаргары, Сакасенийцы, гелийцы, содийцы, лупены, баласы, парсы и паррасы. По словам Роберта Х. Хьюзена, эти племена «определенно не принадлежат к Ар. », И« хотя некоторые иранские народы, должны быть, поселились здесь в течение длительного периода персидского и мидийского правления, большинством туземцев не были индоевропейцами ». Он также утверждает, что несколько народов правого берега Куры были сильно арменизированы, и то, что многие из них на самом деле были армянами как таковые, не подлежи т сомнению ". Многие из этих людей все еще называются отдельными этническими образованиями, когда правый берег Куры был приобретен кавказскими албанцами в 387 году нашей эры.

Римская империя

Римская надпись в Гобустане, Баку оставлена ​​Легион XII Фульмината

. Албания была прочно связана с Древним Римом.

Латинским наскальная надпись недалеко от горы Беюкдаш в Гобустане, Баку, в которой упоминается Legio XII Fulminata, Самый востребованный римским свидетельством в мире. В Албании римляне впервые достигли Каспийского моря.

Римские монеты ходили в Кавказской Албании до конца III века нашей эры. Два денария, обнаруженные в слое II в. До н.э., чеканили Клодий и Цезарь. Монеты Августа распространены повсеместно. В Кабальских сокровищах обнаружены динарии Отона, Веспасиана, Траяна и Адриана.

в 69-68 гг. До н. Э. 317>Лукулл, победив армянского правителя Тиграна II, подошел к границам Кавказской Албании и его сменил Помпей.

После зимовки 66-65 г. до н.э. Помпей запустил в действие Иберийская кампания. Об этом сообщает Страбон по счету Феофана Митиленского, который участвовал в этом. Как свидетельствует Камилла Тревер, Помпей достиг границы с Албанией в современном Газахском районе Азербайджана. Играр Алиев показал, что этот регион, называемый Камбизеном, в то время населен в основном животноводами. При переходе реки Алазань он был атакован войсками Ороэза, короля Албании, и в конце концов разбил их. Согласно Плутарху, албанцами «руководил брат царя по имени Козис, который, как только битва приблизилась к концу, бросился на самого Помпея и ударил его копьем в складку его тела. нагрудник; но Помпей пронзил его тело и убил ». Плутарх также сообщил, что «после битвы Помпей двинулся в поход к Каспийскому морю, но был отброшен множеством смертоносных рептилий, когда он находился всего в трех днях пути, и отступил в Малую Армению». Первые короли Албании, безусловно, были представителями местной племенной знати, о чем свидетельствуют их неармянские и неиранские имена (Ороэзес, Козис и Зобер в греческих источниках).

Население Кавказской Албании римский период, как полагают, принадлежал либо народам Северо-Восточного Кавказа, либо народам Южного Кавказа. Согласно Страбону, албанцы были группой из 26 племен, которые жили к северу от реки Куры, и у каждого из них был свой царь и язык. Незадолго до I века до нашей эры они объединились в одно государство и управлялись одним царем.

Страбон писал о кавказских албанцах в I веке до нашей эры:

В настоящее время действительно один царь правит всеми племена, но раньше несколькими племенами по отдельности управляли их собственные цари в соответствии с их несколькими языками. У них двадцать шесть языков, потому что у них нет простых средств общения друг с другом.

Кавказская Албания былавассалом Римской империи около 300 г. н.э.

Албания также упоминается Дионисием Перигетом (II или III век н.э.), который упомянут албанцев как нацию воинов, жившую у иберов и грузин.

В 1899 году возле азербайджанского села Галина была раскопана серебряная плита с изображением римской торевтики Калага. Наскальная надпись у юго-восточной части подножия Беюкдаша (70 км от Баку ) была обнаружена 2 июня 1948 года азербайджанским археологом Ишагом Джафарзаде. Легенда - IMPDOMITIANO CAESARE · AVG GERMANIC L · IVLIVS MAXIMVS>LEG XII · FVL. Согласно названию Домициана в нем, соответствующий марш проходил между 84 и 96 годами. Надпись изучила русский эксперт Евгений Пахомов, предположил, что связанная с этим кампания была начата с контролируют Дербентские ворота и что XII Fulminata вышли из Мелитены, откуда они постоянной базы, или из Армении, они могли двигаться раньше. Пахомов предположил, что легион непрерывно продвигался к месту по реке Аракс. В более поздней версии, опубликованной в 1956 году, говорится, что к тому времени легион дислоцировался в Каппадокии, тогда как центурион мог находиться в Албании с какой-либо дипломатической миссией, потому что для переговоров с восточными правителями обычно выступали римские полководцы. посылая центурионов.

В 1953 году было обнаружено двенадцать динариев Августа. В 1958 году один денарий, отчеканенный ок. 82 г. н.э., был обнаружен в Чамакси клад.

Во время правления римского императора Адриана (117-138) Албания была захвачена аланами, группа иранских кочевников. Это вторжение способствовало союзу между Римом и албанцами, который был усилен Антонином Пием в 140 году нашей эры. Сасаниды оккупировали эту территорию около 240 г. н.э., но через несколько лет Римская империя восстановила контроль над Кавказской Албанией.

Действительно, в 297 г. договор Нисибиса предусматривает восстановление римского протектората над Кавказской Иберией и Албанией. Но пятьдесят лет спустя Рим потерял территорию, которая оставалась неотъемлемой частью Сасанидской Империи.

Парфянский период

Под Парфянским правлением иранским политическим и культурным влиянием в регионе. Каким бы ни был периодический сюзеренитет Рима, теперь была частью - вместе с Иберией (Восточная Грузия) и (Кавказской) Албанией, где правили другие ветви Арсакидов - пан-арсакидской семейной федерации. В культурном отношении преобладание эллинизма, как при Артаксиадах, теперь преобладание «иранства», и симптоматически вместо греческого, как прежде, парфянский стал языком образованных. Вторжение в эту эпоху было совершено аланами, которые между 134 и 136 годами напали на Албанию, Мидию и Армению, проникнув в Каппадокии. Но вологасы уговорили их уйти, вероятно, заплатив им.

период Сасанидов

В 252-253 годах Кавказская Албания вместе с Кавказской Иберией и Великой Арменией была захвачена и аннексирована Империя Сасанидов. Албания стала вассальным государством империи Сасанидов, но сохранила свою монархию; у албанского царя не было реальной власти, и большая часть гражданской, религиозной и военной власти губала сасанидскому марзбану (военномернатору) территории.

Римская империя снова получила контроль над Кавказской Албанией. как вассальное государство в течение нескольких лет, около 300 г. н.э., но затем Сасаниды восстановили контроль и безопасность доминировали в этом на протяжении веков до арабских вторжений.

Албания упоминается сасанидских провинций, перечисленных в трехъязычной надписи Шапура I в Накш-э Рустам.

В середине 4-го века король Албании Урнайр прибыл в Армению и принял крещение автор Григорий Просветитель, но христианство распространилось в Албании постепенно, и албанский царь оставался верным Сасанидам. После раздела Армении между Византией и Персией (в 387 году нашей эры) Албания с помощью Сасанидов смогла захватить в Армении весь правый берег реки Куры до реки Аракс, включая Арцах и Утик.

В В середине V века царь Сасанидов Йездигерд II издал указ, требующий от всех христиан в его империи перейти в зороастризм, опасаясь, что христиане могут вступить в союз с Римской империей, которая недавно приняла христианство в качестве официальной религии. Это привело к восстанию албанцев вместе с армянами и грузинами. В битве при Аварайре союзные силы Кавказской Албании, Грузии и Армении, приверженные христианству, потерпели поражение от армии Сасанидов. Многие представители армянской знати бежали в горные районы Албании, особенно в Арцах, который стал центром сопротивления Сасанидской Персии. Сюда же переехал религиозный центр албанского государства. Однако король Албании Ваче, родственник Йездигерда II, был вынужден принять зороастризм, но вскоре после этого обратился обратно в христианство.

В середине V века по приказу персидского царя Пероза I царь Ваче построил город, используемый называвшийся Перозабад в Утике, а позже названный Партав и Барда ; он сделал его столицей Албании. Партав был резиденцией албанских царей и персидского марцбана, а в 552 году н.э. резиденция албанского католикоса была также передана Партаву.

После смерти короля Ваче Албания оставалась без короля в течение тридцати лет. Царь Сасанидов Балаш восстановил албанскую монархию, сделав Вачагана, сына Йездигерда и брата короля Ваче, королем Албании.

К V века древний королевский дом Аршакидов в Албании, ветвь правой династии Парфии, вымер, а в VI веке его сменили князья персидского или парфянского рода Мигранидов, которые утверждали, что они живут от Сасанидов. Они приняли персидский титул Арраншах (т.е. шах Аррана, персидское название Албании). Правящая династия была названа в честь ее персидского основателя Миграна, дальнего родственника сасанидов. Династия Михранидов просуществовала под мусульманским сюзеренитетом до 821-22 гг.

В конце VI - начале VII веков территория Албании стала ареной войн между Сасанидской Персией, Византией и Хазарское ханство, последние два очень часто выступали союзниками против Сасанидской Персии. В 628 г., во время Третьей персо-тюркской войны, хазары вторглись в Албанию, и их лидер Зибель объявил себя лордом Албании, обложив налогом торговцев и рыбаков Куры и Реки Аракс «в соответствии с топографической съемкой Персидского царства ». До прихода арабов большая часть Закавказья находилась под властью хазар. Однако некоторые другие утверждают, что позже хазары покинули регион из-за политической нестабильности.

По словам Питера Голдена, «постоянное давление тюркских кочевников было типичным для хазарской эпохи, хотя нет однозначных ссылок на постоянные поселения», а Владимир Минорский утверждал, что в исламские времена «город Габала, расположенный между Ширван и Шакки, был местом, где, вероятно, проживали хазары ».

Влияние армянской политики, культуры и цивилизации

Армянская политика, культура и цивилизация сыграли решающую роль во всей истории Кавказской Албании (Агванк, по-армянски). Это связано с тем, что после раздела Армянского царства между Персией и Византией в 387 году нашей эры, армянские провинции Арцаха и Утик были отделены от собственно Армении и включены персами в единую провинцию (марзпанат) под названием Агванк (Арран). Эта новая единица включается: первоначальную Кавказскую Албанию, расположенную между рекой Кура и Большим Кавказом; племена, живущие на берегу Каспия; а также Арцах и Утик, две территории, теперь отделенные от Армении.

Месроп Маштоц Франческо Маджотто (1750-1805). Месроп Маштоц, армянский средневековый евангелист и просветитель, изобрел гаргарейский («кавказский албанский») алфавит в V веке, вскоре после создания армянского письма.

Армянский средневековый атлас Ашхарацуитс (Աշխարացույց), составленный в VII веке. столетия Анания Ширакаци (Անանիա Շիրակացի, но иногда также приписывается Мовсесу Хоренаци ), классифицирует Арцах и Утик как области Армении, несмотря на их предполагаемую отделенность от Армянского царства и их политическая связь с Кавказской Албанией и Персией на момент написания. Ширакаци указывает, что Арцах и Утик «теперь отделены» от Армении и включены в «Агванк», и он заботится о том, чтобы отличить это новое образование от старого «Агванка, строго» (Բուն Աղվանք), расположенного к северу от реки Кура. Правила она более однородная и более развитой, чем первоначальные племена северу от Куры, армянский элемент захватил политическую жизнь Кавказской Албании и смог постепенно навязать свой язык и культуру.

Армянское население Арцаха и Утик осталось на месте, как и вся политическая, социальная, культурная и военная провинция провинции. В V векенесредневековый историк Хоренаци (Խորենացի) свидетельствует, что население Арцах и Утика говорило по-армянски, и река Кура, по его словам, знаменовала «границу армянской речи» (... զեզերս հայկական խօսիցս). хотя это не означает, что ее население состояло исключительно из этнических армян.

То, что мало что известно о Кавказской Албании после 387 года нашей эры, взято из текста «История земли Агванк» (Պատմությտմութն Աղվանից Աշխարհի), приписываемого двум армянским авторам : Мовсес Каганкатваци и Мовсес Дасхуранци. Этот текст, написанный на древнеармянском языке, по сути представляет историю армянских провинций Арцах и Утик. Каганкатваци, повторяя Хоренаци, упоминает, что само название «Агванк» / «Албания» имеет армянское происхождение, и связывает его с армянским словом «агху» (աղու, что означает «добрый», «доброжелательный». Хоренаци утверждает, что «агу») прозвище, данное князю Аррану, которого армянский царь Вологас I (Вагарш I) назначил губернатором северо-восточных провинций, граничащих с Арменией. Согласно легенде Хоренаци, Арран был потомком Сисака, предок сиунидов армянской провинции Сюник и, таким образом, правнук предкового эпонима армян праотец Айк. Каганкатваци и другой армянский писатель, Киракос Гандзакеци, подтвердите принадлежность Аррана к родословной Айка, назвав Арраншахиков «династией Айказян».

Монастырь Амарас в Нагорном Карабахе, основанный в 4 веке святым Григорием Просветитель. В V веке Месроб Маштоц, изобретатель Ar менинский алфавит, установленный в Амарасе, первой школе, использующей его письменность.

В «Истории» Каганкатваци и в историческом тексте армянского раннесредневекового автора Агафангелос, феодальное царство Агванк., включая политическую терминологию, был армянским. Как и в Армении, дворяне Агванка обозначаются терминами нахарары (նախարար), азаты (ազատ), хазарапец (հազարապետ), марзпеты (մարզպաետ), шинаканы (շին) и т. д.

Княжеские семьи, которые позже упоминались в «Истории…» Каганкатваци, были включены в Табель о рангах «Гахнамак» (прямой перевод: «Список престолов», Арм. Գահնամակ) Королевства Армения, который определил аристократическую иерархию Армении. Княжеские семьи Кавказской Албании также были включены в Таблицу войск под названием «Зоранамак» (арм. Զորանամակ) Королевства Армения, которая определяла военные обязанности ключевых аристократических семей перед армянским королем во время войны.

Как и в Армении, «албанское» духовенство использовало исключительно армянские церковные термины для обозначения духовной иерархии (katholikos / կաթողիկոս, vardapet / վարդապետ, sargavag / սարգավագ и т. Д.). Очевидно, что армянские топонимы также являются большинством, если не всеми топонимами, встречающимися в «История» Мало того, что названия большинства городов, деревень, гор и рек являются исключительно армянскими морфологически, точно такие же топонимы были и остаются в других частях исторической Армении. Они включают корень kert («город») для городов (арм.: կերտ, например, Дастакерт, Hnarakert - сравните с Тигранакертом или современным Стапанакертом в Нагорном Карабахе), shen и kan (деревня) для деревень (арм. Շեն, и կան, такие как Карашен или Дютакан) и т. д.

Имена большинства правителей, простолюдинов и духовенства в «Истории…» Каганкатваци являются исключительно армянскими. Многие из этих имен сохранились веками и до сих пор используются только современными армянами. К ним относятся: Вачаган (Վախագան), Ваче (Վաչե), Бакур (Բակուր), Тагухи (Թագուհի), Вртанес (Վրթաննես), Виро (Վիրո), Вараз-Трдат (Վարազ-Տրդաթ), и т. Д. из этих имен можно перевести с армянского как обычные слова: например, Тагуи означает «королева», а Вараз - «кабан». Фактически, армяне и по сей день используют имя Агван (Աղվան), которое напрямую относится к Королевству Агванк.

После раздела столица Кавказской Албании была перенесена с территорий на восточном берегу река Кура (называемая армянами «Агванк собственно», арм. Բուն Աղվանք) до Партава, расположенная в бывшей армянской провинции Утик. За этим последовал перенос престола религиозного лидера Королевства Албания (Католикоса) с территорий к северу от Куры в Партав.

Королевство Албания было обращено в христианство в начале 4 века никем. кроме армянского евангелиста св. Григорий Просветитель (арм. Սբ. Գրիգոր Լուսավորիչ), крестивший Армению в первое христианское государство к 301 году нашей эры. Примерно в 330 году нашей эры Внук святого Григория, святой Григорий, вселенский глава восточных провинций Армении, был назначен епископом Агванкского царства. Мавзолей с останками Григориса, монастырь Амарас стоит как самый старый из датированных памятников в Нагорном Карабахе. Амарас был основан святым Григорием и самим святым Григорисом.

Согласно, в монастыре Амарас находилась первая армянская школа в исторической традиции Армении, которая была открыта в начале V века изобретателем Армянский алфавит Св. Месроб Маштоц. Св. Месроб Маштоц активно проповедовал Евангелие в Арцахе и Утике. «История» Мовсеса Каганкатваци посвящает главы миссии святого Маштоца, называя его «просветителем» и «святым» (главы 27, 28 и 29 Книги первой и глава 3 Книги второй). Всего святой Месробил совершил три поездки в Королевство Албания, где посетил не только армянские земли Арцах и Утика, но и на территории к северу от реки Кура.

«История» Каганкатваци оказывает влияние Армении на Церковь Агванка, юрисдикцию которой простиралась от Арцаха и Утика до к северу от реки Кура, на территориях «исконной», «доармянской» Кавказской Албании. Из последствий этого было то, что армянский язык постепенно вытеснял албанский язык как язык церкви и государства (и только при наличии какого-либо единственного «албанского» языка, что в первую очередь сомнительно, поскольку население Албании / Агванка описывалось как существее из 26 племен). В том же VII веке армянский поэт Давтак Кертог пишет свою элегию о смерти великого князя Хуаншера, где каждый отрывок начинается с буквы армянского алфавита в алфавитном порядке

.

Христианизация

Политеистическая религия Албании сосредоточена на поклонении трем божествам, обозначенным Interpretatio Romana как Sol, Зевс, и Луна.

христианство начало проникать в Кавказскую Албанию рано, согласно Мовсес Каганкатваци, еще в I веке. Первая христианская церковь в этом районе была построена св. Елисей, ученик Фаддея Эдесского, в месте под названием Гис. Вскоре после того, как Армения приняла христианство в качестве своей государственной религии (301 г. н.э.), кавказский албанский царь Урнайр отправился на престол Армянской Апостольской церкви, чтобы принять крещение от Святого Григория. Просветитель, первый Патриарх Армении.

царь Вачаган III помог насаждать христианство в Кавказской Албании через синод, предоставив церкви юридические права в некоторых домашних вопросах. В 498 году нашей эры (в других источниках, 488 году нашей эры) в поселении под названием Алуен (Агуэн) (современный Агдам регион Азербайджана), албанский церковный совет собрался, чтобы принять законы, укрепляющие позиции христианства в Албании..

Албанские церковники принимали участие в миссионерской деятельности на Кавказе и в Причерноморье. В 682 году католикос, Израиль возглавил неудачную делегацию, чтобы обратить Алпа Илютуэра, правителя северокавказских гуннов, в Христианство. Албанская церковь содержала ряд монастырей на Святой Земле. В VII веке Вараз-Григор, правительство Албании, и «его народ» были крещены императором Ираклием в Гардмане.

После свержения Нерсеса в 705 г., кавказская албанская элита решила восстановить традицию положения своих католикосов через Патриарха Армении, как это было до 590 г. Это событие обычно рассматривается как упразднение Церкви Кавказской Албании и пони ее уровня. религиозный статус до статуса католиката в составе Армянской Апостольской церкви.

Исламская эпоха

Сасанидская Албания пала после исламского завоевания Персии в середине VII в. века и был включен в Рашидунский халифат. Король Джаваншир Албании, самый выдающийся правитель династии Михранидов, сражался против арабского вторжения халифа Усмана на стороне Сасанидов Иран. Столкнувшись с угрозой арабского вторжения на юге и хазар наступления на севере, Джаваншир был вынужден признать сюзеренитет халифа. Затем арабы присоединили территорию с Арменией под одним правителем.

К 8-му веку «Албания» была сокращена до строго географического и титульного церковного коннотации и называлась таковой. средневековыми армянскими историками; на его месте возник ряд княжеств, таких как Армянское княжество и царство Хачен, а также различные кавказские, иранские и арабские княжества: княжество Шаддадидов, княжество Ширван, княжество Дербент. Большая часть региона находилась под властью персидской династии Саджидов с 890 по 929 год. Временными регионами входил в состав Аббасидской провинции Армении на основании нумизматических и исторических свидетельств.

Ранние мусульманские правящие династии того времени включаются Равадидов, Саджидов Саларидов, Шаддадидов Ширваншахов и Шеки и Тифлис эмираты. Основными городами Аррана в раннее средневековье были Барда (Партав) и Гянджа. Барда приобрела известность в 10 веке и использовалась для размещения монетного двора. Барда была разграблена русью и норвежской несколько раз в 10 веке в результате. Барда так и не возродился после этих набегов и был заменен столицей Байлаканом, который, в свою очередь, был разграблен монголами в 1221 году. После этого Гянджа приобрела известность и стала центральным городом региона. Столица династии Шаддадидов, Гянджа считалась «метрополией Аррана» во время их правления.

Территория Аррана стала частью Сельджукской империи, за которой последовало государство Ильдегизидов. Он был ненадолго захвачен династией Хорезмидов, а затем захвачен монгольской империей Хулагу в 13 веке. Позже он стал частью государств Чобанидов, Джалаирид, Тимуридов и Сефевидов.

В азербайджанской историографии

История Кавказской Албании была главной темой азербайджанских ревизионистских теорий, которые подвергались критике в западных и российских академических и аналитических кругах и часто характеризовались как «причудливые». «и« бесполезно ».

В своей статье« Албанский миф »российский историк и антрополог Виктор Шнирельман продемонстрировал, что азербайджанские ученые« переименовали выдающихся средневековых армянских политических лидеры, историки и писатели, которые жили в Нагорном Карабахе и Армении, превращаясь в «албанцев». Шнирельманн утверждает, что эти усилия были впервые предприняты в 1950-х годах и были направлены на «отторжение населения раннесредневекового Нагорного Карабаха от их армянское наследие »и« очищение Азербайджана от армянской истории ». В 1970-х годах в Азербайджане произошел переход от игнорирования, игнорирования или сокрытия армянского исторического наследия в Советском Азербайджане к неправильному приписыванию и неверной характеристике превращая его в образец азербайджанской культуры, произвольно объявляя «кавказских албанцев» предками современных азербайджанцев. В этой связи Томас де Ваал, ученый из Фонда Карнеги за международный мир, пишет о политическом контексте исторического ревизионизма в Азербайджане:

Этот довольно странный аргумент имеет сильную политический подтекст, что Нагорный Карабах на самом деле был кавказским албанцем и что армяне не имели на него никаких претензий.

Ключевым ревизионистским методом, используемым азербайджанскими учеными, упомянутыми Шнирельманом и другими, было «переиздание древних и средневековых источников, где термин «Армянское государство» регулярно и систематически удалялось и заменялось «албанским государством». Американский писатель Джордж Бурнутян приводит примеры того, как это делал Зия Буньядов, вице-председатель Академии наук Азербайджана, получивший прозвище «выдающийся армянофоб Азербайджана».

По словам де Ваала:

научная репутация Буниатова сомнительна. Позже выяснилось, что две статьи, опубликованные им в 1960 и 1965 годах о Кавказской Албании были прямым плагиатом. Под своим именем он просто опубликовал без указания атрибуции перевод двух статей, первоначально написанных на английском языке западными учеными C.F.J. Доусетт и Роберт Хьюзен.

Хьюзен, историк из Роуэн-колледжа и признанный авторитет в этой области, написали в своей книге «Армения: исторический атлас», опубликованной Чикаго. University Press :

Ученые должны быть настороже при использовании советских и постсоветских азербайджанских изданий азербайджанских, персидских и даже российских и западноевропейских источников, напечатанных в Баку. Они были отредактированы, чтобы удалить ссылки на армян, и в последние годы были распространены в большом количестве. При использовании таких источников исследователи должны по возможности искать досоветские издания.

Роберт Хьюзен

По словам де Ваала, ученица Буньядова Фарида Мамедова «приняла албанскую теорию». и использовала его, чтобы полностью вытеснить армян с Кавказа. Она переместила Кавказскую Албанию на территорию, которая сейчас является Республикой Армения. Все эти земли, церкви и монастыри в Республике Армения - все были албанскими. Никаких священных армянских фактов не существовало. остались незамеченными ". Де Ваал описывает Мамедову как изощренный конец того, что «в Азербайджане действительно превратилось в очень грубый инструмент». И Зия Бунядов, и Фарида Мамедова известны своими антиармянскими публичными заявлениями и брошюрами.

Исторический ревизионизм в Азербайджане поддерживал ряд политика на местах, включая культурный вандализм, направленный против армянских памятников в советском и постсоветском Азербайджане. Армянские мемориальные каменные кресты, известные как «хачкары » на территории Азербайджана регулярно искажались как «кавказские албанцы» как до, так и после обретения Азербайджаном независимости. Кроме того, неправильное определение армянских хачкаров как якобы неармянских памятников Кавказской Албании было связано с актами культурного вандализма против армянских исторических памятников в Нахичевани. Уничтожение хачкаров в Нахчыване относится к систематической кампании правительства Азербайджана по полному сносу армянского кладбища в Джульфе с тысячами армянских хачкаров около города Джульфа (по-армянски Джуга), Нахчыван. Утверждения армян о том, что Азербайджан проводил систематическую кампанию по разрушению и сносу памятников, впервые возникли в конце 1998 года, и эти обвинения были возобновлены в 2002 и 2005 годах. В ответ на обвинения, выдвинутые Арменией и международными организациями, Азербайджан ложно заявил: что на этих территориях никогда не было армян. В декабре 2005 года официальный представитель Азербайджана заявил в интервью BBC, что армяне «никогда не жили в Нахчыване, который с незапамятных времен был азербайджанской землей, и поэтому там нет армянских кладбищ и памятников и никогда их не было». Адам Т. Смит, антрополог и доцент антропологии в Университете Чикаго, назвал удаление хачкаров «позорным эпизодом в отношении человечества к своему прошлому, прискорбным актом со стороны правительство Азербайджана, которое требует как объяснений, так и ремонта ». Смит и другие ученые, а также несколько сенаторов подписали письмо ЮНЕСКО и другим организациям, осуждающее правительство Азербайджана. Вместо этого Азербайджан утверждает, что памятники были не армянского, а кавказского албанского происхождения, что, согласно Томасу Де Ваалу, не защищало «кладбище от действий в исторических войнах.. "

Армянское культурное наследие на землях, которые в средневековье временно ассоциировались с Кавказской Албанией, также стало мишенью азербайджанских националистов во время Нагорно-Карабахской войны. Роберт Беван пишет: «Азербайджанская кампания против армянского анклава Нагорного Карабаха, начавшаяся в 1988 году, сопровождалась культурной чисткой, в результате которой был разрушен монастырь Эгеазар и 21 другая церковь».

Антиармянский Культурный вандализм в Азербайджане, совершенный с использованием ревизионистских теорий в отношении Кавказской Албании, был также отмечен в северном Азербайджане, где норвежские археологи участвовали в реставрации армяно-грузинской церкви в селе Киш недалеко от города Шеки. Азербайджанцы стерли армянские надписи на стенах церкви, что привело к официальной жалобе министерства иностранных дел Норвегии.

. Армянское наследие стало главной, но не единственной целью нападок азербайджанских историков и политиков. Ревизионистские теории о Кавказской Албании использовались азербайджанскими государственными деятелями в продолжающемся азербайджано-грузинском споре о территориальном статусе монастырского комплекса Давид-Гареджа, грузинского духовного и исторического памятника, частично расположенного на территории азербайджанцев. Республика. Давид Гареджа - это высеченный в скале комплекс грузинских православных монастырей в регионе Кахети в Восточной Грузии, на полупустынных склонах горы Гареджа, примерно в 60–70 км к юго-востоку от столицы Грузии Тбилиси. Георгий Манджгаладзе, заместитель министра иностранных дел Грузии, предложил, чтобы Грузия была готова обменять другие территории на оставшуюся часть Давид-Гареджи из-за ее исторического и культурного значения для грузин. Баку не одобряет этот обмен землями, и в апреле 2007 года заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов заявил на пресс-конференции в Баку, что «не может быть и речи» о том, чтобы Азербайджан «отказался от своих претензий на приграничные территории. "включая Давида Гареджи. Затем Халафов заявил, что монастырь «был домом для кавказских албанцев, которые, как считается, были первыми жителями Азербайджана». Грузинский историк искусства Дмитрий Туманишвили отверг это утверждение и заявил, что комплекс «покрыт работами грузинских мастеров». «Повсюду есть грузинские надписи, датируемые шестым веком, - сказал он, - там нет никаких следов другой культуры. После этого, я не думаю, что вам нужны дальнейшие доказательства».

См. Также

Примечания

Сноски

Ссылки

  • Марко Байс Албания кавказская: этнос, история, территория аттракционо ле fonti greche, latine e armene. Mimesis Edizioni. Рома, 2001 ISBN 88-87231-95-8 (на итальянском языке)
  • Мовсес Каланкатуаци. История Алуанка. Перевод с древнеармянского (Грабаря) Ш.В. Смбатяна, Ереван, 1984.
  • Корюн, Жизнь Маштоца, перевод со древнеармянского (Грабар) Бедроса Норехад.
  • Мовсес Каланкатуаци. История Албании. Перевод Л. Давлианидзе-Татишвили, Тбилиси, 1985. (на грузинском языке)
  • Мовсес Хоренаци История Армении. Перевод с древнеармянского (Грабар) Гагика Саргсяна, Ереван, 1990.
  • Илья Абуладзе. «Об открытии алфавита кавказских албанцев». Вестник Института языка, истории и материальной культуры (ЭНИМК), Вып. 4, гл. I, Тбилиси, 1938.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Кавказской Албанией.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:53:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте