Скифская религия относится к мифологии, ритуальным практикам и верованиям скифов, древнего иранского народа, который доминировал в Средней Азии и Причерноморско-Каспийских степях в Восточной Европе на протяжении всей классической античности. То, что мало что известно о религии, почерпнуто из работ греческого историка и этнографа 5-го века Геродота. Считается, что скифская религия была связана с более ранней протоиндоиранской религией и оказала влияние на более поздние славянские, венгерские и тюркские мифологии, а также на некоторые современные восточно-иранские и осетинские традиции.
Основным археологическим контекстом жертвоприношения лошадей являются захоронения, особенно захоронения колесниц, но могилы с останками лошадей простираются от энеолита до исторических времен. Геродот описывает казнь лошадей при захоронении скифского царя и курганные могилы железного века, в которых количество лошадей исчисляется сотнями.
В скифы имел некоторое почтение к оленю, который является одним из самых распространенных мотивов в своих работах, особенно на похоронных сайтах (см, например, погребения пазырыкских ).
Согласно Геродоту, скифы поклонялись пантеону семи богов и богинь (гептада), который он приравнивает к греческим божествам классической античности в соответствии с интерпретацией graeca. Он, в частности, упоминает восемь божеств, восьмому поклоняются царские скифы, и дает скифские имена семи из них следующим образом:
Способ жертвоприношения скифских животных был, по мнению Геродота, относительно простым. Жертвенные животные включали в себя различный домашний скот, но самым престижным подношение считалась лошадь. Свинью же никогда не приносили в жертву, и, очевидно, скифы не хотели держать свиней на своих землях. Геродот описывает скифский способ жертвоприношения следующим образом:
Жертва стоит со связанными передними лапами, а приносящий жертву жрец стоит позади жертвы и, потянув за конец веревки, бросает зверя вниз; и когда жертва падает, он взывает к богу, которому приносит жертву, а затем сразу набрасывает ей на шею петлю и, вставив в нее небольшую палку, поворачивает ее и таким образом душит животное, не зажигая огня. или сделать какое-либо первое приношение жертвы или облить ее возлиянием; а когда он задушит ее и содерет кожу, он приступит к ее кипячению. [...] Затем, когда мясо сваривается, приносящий жертву берет первое приношение плоти и жизненно важных органов и бросает его перед собой.
Хотя Табити, по- видимому, было самым важным божеством в скифском пантеоне, поклонение божеству, которое Геродот называет «Аресом», было уникальным. Он отмечает, что «это не их [...] обычай делать изображения, алтари или храмы кому-либо, кроме Ареса, но для него это их обычай делать их». Он описывает строительство жертвенника и последующее жертвоприношение следующим образом:
В каждом округе нескольких правительств у них есть храм Ареса, устроенный таким образом: связки хвороста складываются примерно на три стадиона в длину и ширину, но меньше по высоте; и наверху этого сделан ровный квадрат, и три стороны которого поднимаются отвесно, но оставшаяся одна сторона может подниматься вверх. Ежегодно они складывают сто пятьдесят телег хвороста, потому что он постоянно оседает из-за погоды. На этой куче, о которой я говорю, у каждого народа установлен древний железный меч, и это священный символ Ареса. К этому мечу ежегодно приносят в жертву скот и лошадей; Кроме того, у них есть следующая жертва, помимо того, что они приносят другим богам, то есть из всех врагов, которых они берут в плен на войне, они приносят в жертву одного человека из каждой сотни, а не так, как они приносят в жертву скот, но иначе: они сначала выливают вино на головы свои, а потом перерезают людям глотки, так что кровь стекает в чашу; а затем они несут это на вершину кучи хвороста и поливают меч кровью. Это, я говорю, несут; А тем временем внизу у храма они делают так: отрезают все правые руки убитым руками и подбрасывают их в воздух, а затем, когда они заканчивают приносить другие жертвы, они уходят. ; и рука лежит там, где она могла упасть, и труп отдельно от нее.
По словам Тадеуша Сулимирского, эта форма поклонения продолжалась среди потомков скифов, аланов, вплоть до 4 века нашей эры; эта традиция может быть отражена в утверждении Джордана, что Аттила смог утвердить свою власть над скифами благодаря владению особым клинком, именуемым « Марсовым мечом ».
Enarei были привилегированной кастой потомственных священников, которые играли важную политическую роль в скифском обществе, как считалось, что они получили дар пророчества непосредственно от богини Аргимпаса. Метод, применявшийся Энареями, отличался от метода, применяемого традиционными скифскими прорицателями: последние использовали связку ивовых прутьев, а Энареи использовали полосы, вырезанные из коры липы (род tilia ), чтобы предсказывать будущее. Enarei также были отмечены для одевания себя в одежде женщин, обычай, который Геродот понимает, как отражается в названии ENA-REI, замазать это как ἀνδρό-γυνοι или «человек-женщин».