Курганные стелы

редактировать
Антропоморфные каменные стелы по периметру кургана Керносовский идол (Керносовский идол ), датированный до середины 3-го тысячелетия до н. э. и связана с поздней культурой ямных могил. Антропоморфная стела раннего типа (период неолита ) из Хамангиа-Байя, Румыния, экспонируется в Музей истории

Курганные стелы (монгольский : хүн чулуу; русский : каменные бабы; украинский : камень Баби кам'яні бабас "; киргизский : балбал ) или балбал (балбал балбал, скорее всего от тюркского слова балбал означающие «предок» или «дед» или монгольское слово «баримал», что означает «статуя ручной работы») являются антропоморфными каменными стелами, изображениями, вырезанными из камня, установленными на вершине, внутри или вокруг курганы (т.е. курганы ), на курганных кладбищах или в двойную линию, отходящую от кургана. Стелы также описываются как «обелиски» или «статуя менгиры ».

На протяжении более трех тысячелетий они явно являются продуктом различных культур. Самые ранние связаны с ямной культурой Понтийско-Каспийской степи (и, следовательно, с протоиндоевропейцами в соответствии с господствующим течением Курганская гипотеза ). Образцы железного века отождествляются с скифами и средневековыми образцами с тюркскими народами.

Такие стелы в большом количестве встречаются в Юг России, Украина, Пруссия, юг Сибирь, Средняя Азия, Турция и Монголия.

Содержание
  • 1 Цель
  • 2 История и распространение
  • 3 Антропоморфные стелы Ближнего Востока
  • 4 Запись
  • 5 Числа
  • 6 Внешний вид
  • 7 См. Также
  • 8 Библиография
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Цель

Антропоморфные стелы, вероятно, были памятниками почитаемым умершим. Они встречаются в контексте захоронений и надгробий от энеолита до средневековья. Ивановский сообщил, что Тарбагатайские торгоуты (калмыки ) почитали курганные обелиски в своей стране как изображения своих предков, и что, когда статуя держала чашу, она должна была отложить часть пепла после кремация умершего, а другая часть была заложена под основание статуи.

При использовании в архитектурном плане стелы могли выступать в качестве системы каменных заборов, часто окруженных рвом, с жертвенные очаги, иногда облицованные изнутри плиткой.

История и распространение
Стела № 25 из Petit Chasseur в Сионе, Швейцария, датируемая 2700–2150 гг. До н.э.

Самая ранняя антропоморфная дата стелы до 4-го тысячелетия до нашей эры, и связаны с ранним бронзовым веком горизонтом Ямна, в частности с культурой Кеми Оба Крым и прилегающий степной регион. Таких в Украине около трехсот, большинство из них представляют собой очень грубые каменные плиты с простой схематической выступающей головой и некоторыми особенностями, такими как глаза или грудь, вырезанными на камне. Около двадцати экземпляров, известных как статуи менгиров, более сложные, с украшениями, оружием, фигурами людей или животных.

Простой, ранний тип антропоморфных стел также встречается в альпийском регионе Италии, юга Франции и Португалии. Примеры также были найдены в Болгарии в Плахидоле, Езерово и Дуранкулаке. Пример, проиллюстрированный выше, был найден в Хамангиа-Байя, Румыния.

Распространение более поздних стел ограничено на западе Одесским уездом Подольской губернии, Галичиной, Калишской губернией, Пруссией; на юге по реке Кача, Крым; на юго-востоке по р. Кума в Ставропольской губернии и Кубани; на севере по Минской губернии и Обоянскому уезду Курской губернии (по некоторым данным даже Рязанской губернии), Ахтырскому уезду Харьковской губернии, Воронежская губерния, Балашский и Аткарский уезды в Саратовской губернии до берега реки Самара в Бузулукском уезде Самарской губернии, на востоке распространены в киргизской (казахской ) степи до берегов реки Иртыш и до Туркестана (около Иссык-Куля, Токмак р-н), затем в верховьях рек Томь и Енисей, в Сагайской степи в Монголии (по Потанину и Ядринцевой).

киммерийцы в начале 1-го тысячелетия до нашей эры оставили небольшое количество (известно около десяти) отличительных каменных стел. Еще четыре или пять «оленьих камней » того же времени известны на Северном Кавказе.

С VII века до нашей эры скифские племена стали господствовать в Причерноморской степи. Они, в свою очередь, были вытеснены сарматами со II века до нашей эры, за исключением Крыма, где они существовали еще несколько столетий. Эти народы оставили тщательно обработанные каменные стелы со всеми элементами, вырезанными глубоким рельефом.

Ранние славянские стелы снова более примитивны. В районе среднего Приднестровья имеется около тридцати стоянок, где были обнаружены такие антропоморфные фигуры. Самым известным из них является Збручский идол (ок. 10 века), столб размером около 3 метров с четырьмя лицами под остроконечной шляпой (ср. Световид ). Борис Рыбаков выступал за отождествление лиц с богами Перун, Макошь и Велес.

Антропоморфные стелы Ближнего Востока

Антропоморфные погребальные стелы бронзового века были найдены в Саудовской Аравии. Есть сходство с курганским типом в обращении с плиточным телом с резными деталями, хотя обработка головы более реалистична.

Антропоморфные стелы, найденные до сих пор в Анатолии, по-видимому, относятся к более позднему времени. таковые из культуры Кеми Оба в степи и предположительно происходят от степных типов. Фрагмент одного из них был найден в самом раннем слое отложений в Трои, известном как Троя I.

Тринадцать каменных стел, похожих на стелы евразийских степей, были найдены в 1998 г. на их первоначальном месте в центре Хаккари, города в юго-восточной части Турции, и теперь экспонируются в Музее Ван. Стелы были вырезаны на вертикальных плитах, напоминающих плиту, высотой от 0,7 до 3,10 м. Камни содержат только одну ограненную поверхность, на которой высечены человеческие фигуры. Тема каждой стелы раскрывает передний план верхней части человеческого тела. Одиннадцать из стел изображают обнаженных воинов с кинжалами, копьями и топорами - мужскими символами войны. Обеими руками они всегда держат сосуд для питья из кожи. Две стелы содержат женские фигуры без рук. Самые ранние из этих стел выполнены в стиле барельефа, а последние - в линейном стиле. Они датируются 15-11 веками до нашей эры и могут представлять правителей царства Хубушки, возможно, происходящего из евразийской степной культуры, проникшей на Ближний Восток.

Запись

европейский путешественник Вильгельм Рубрук впервые упомянул о них в 13 веке, увидев их на курганах в стране Куман (Кипчак ), он сообщил, что половцы установили эти статуи на могилах их умерших. Эти статуи также упоминаются в «Большой книге чертежей» 17-го века как указатели границ и дорог или ориентиры. В XVIII веке сведения о некоторых курганных стелах собирали Паллас, Фальк, Гульденштедт, Зуев, Лепехин, а в первой половине XIX века - Клапрот, Дубоа-де-Монпере и Спасский (сибирские обелиски). Граф Алексей Уваров в «Трудах I Археологического съезда в Москве 1869 г. (т. 2)» собрал все имеющиеся на тот момент сведения о курганных обелисках и проиллюстрировал их рисунками 44 статуй.

Позднее, в 19 веке, данные об этих статуях были собраны А.И. Кельсиева, в Сибири, Туркестане и Монголии - Потаниным, Петцольдом, Поярковым, Василием Радловым, Ивановым, Адриановым и Ядринцевым, в Пруссии - Лиссауэром и Гартманом.

Скифы V-IV вв. До н.э. Салбыкский курган в окружении балбалов с курганным обелиском на вершине. Снято до раскопок, начало ХХ века, Минусинский край, Сибирь
Номера

В Историческом музее в Москве хранится 30 экземпляров (в залах и двор); другие находятся в Харькове, Одессе, Новочеркасске и т. д. Это лишь небольшая часть примеров, разбросанных по различным регионам Восточной Европы, множество которых уже были разрушались и использовались в качестве строительного материала для построек, заборов и т. д.

В 1850-х годах Пискарев, обобщая все имеющиеся в литературе сведения о курганных обелисках, насчитал 649 предметов, в основном в Екатеринославе губернии (428), в Таганроге (54), в Крыму губернии (44), в Харькове (43), в Донские казаки земли (37), в Енисей губернии, Сибири (12), в Полтаве (5), в Ставрополе (5) и др..; но многие статуи оставались ему неизвестными.

Внешний вид
Собрание рисунков скифских стел VI-V вв. До н.э. Курганная стела (баба) близ Луганска

скифские балбалы, позднее Куман, обычно изображают воина, держащего рог в поднятой правой руке. На многих также изображен меч или кинжал, подвешенный на поясе воина.

Сочинение об алтайских курганах, Л.Н. Гумилев утверждает: «К востоку от гробниц стоят цепи балбалов, грубо вылепленные камни, вживленные в землю. Количество балбалов в исследованных мною гробницах колеблется от 0 до 51, но чаще всего бывает 3–4 балбала. на могилу ". Подобные номера также приводит Л. Р. Кызласов. Они являются памятниками подвигам усопшего, каждый балбал олицетворяет убитого им врага. У многих гробниц нет балбалов. По всей видимости, здесь захоронены прахы женщин и детей.

Балбалы имеют две четко выраженные формы: коническую и плоскую, с бритой вершиной. Учитывая свидетельство орхонских надписей о том, что каждый балбал представлял определенного человека, такое различие не может быть случайным. Вероятно, здесь отмечен важный этнографический атрибут - головной убор. Степи и поныне носят конический малахай, а алтайцы - плоские круглые шляпы. Такие же формы головных уборов зафиксированы для 8 века. Еще одно наблюдение Льва Гумилева : «От Цайдамских соленых озер до памятника Кюль-тегин ведет трехкилометровая цепь балбалов. До нашего времени сохранилось 169 балбалов, видимо, их было больше. Некоторым балбалам приписывают грубое сходство с людьми, показаны руки, намек на пояс. Вдоль рва на восток проходит вторая цепь балбалов, что дало И. Лиси повод предположить, что они обошли ограду стены памятника. вероятно, это еще одна цепь, принадлежащая другому умершему, захороненному ранее ».

Некоторые курганы обелиски найдены еще стоящими на курганах, другие были найдены захороненными на склонах. Не всегда можно сказать, были ли они современниками курганов, на которых они стоят, существовали раньше или были вырезаны позже и подняты на курган. Курганские обелиски состоят из песчаника, известняка, гранита и др. Их высота от 3,5 до 0,7 м, но чаще 1,5–2 м. Некоторые из них представляют собой простые каменные колонны, с грубым изображением человеческого лица, на других отчетливо изображена голова (с зауженной шеей); в большинстве случаев изображается не только голова, но и тело, руки, а часто и обе ноги, и головной убор, и платье. На более грубых статуях секс невозможно различить, но в основном он выражен четко: мужчины с усами (иногда с бородой, один бородатый курганный обелиск находится во дворе Исторического музея в Москве ), в костюме с металлическими нагрудниками и поясами, иногда с мечом и т. Д.; женщины с обнаженной грудью, в необычных головных уборах, с поясами или ожерельями на шее и т. д.

Балбал возле Башни Бурана в Кыргызстан Каменная стела найдена в селе Бояхмадли Агдамского района Азербайджана.

На других обелисках фигуры изображены полностью обнаженными, обычно только голова покрыта, а ноги обуты. Курганские статуи сидят (чаще женщины) и стоят (чаще мужчины); в обоих случаях ноги не изображены. Если изображены ноги, то они либо босые, либо чаще обутые, в высоких или низких сапогах («башмаках»), иногда с различимыми брюками с орнаментом. Многие женские курганные обелиски (и некоторые мужские) обнажены выше пояса, но ниже пояса и платья видны, иногда два платья, одно длиннее снизу, а другое сверху, как полу- 'кафтан 'или короткую шубу, с аппликациями и вставками (орнамент вставок состоит из геометрических линий, двойных спиралей и т. д. или даже кирасы ). У других полосы на плечах, у многих две полосы (редко три или одна широкая в поперечнике), пластинки (по-видимому, металлические) на груди, прикрепленные к поясу или, чаще, к двум поясам. На поясе иногда можно различить пряжку посередине или свисающие с нее ремешки с иногда прикрепленной сумкой, круглый металлический карман зеркало, нож, гребень, иногда также показан (мужские статуи) кинжал или прямой меч, лук, колчан (колчан ), крюк, топор. На шее у мужчин металлическая повязка, у женщин ожерелье из бус или чешуек, иногда видны даже 2 или 3, у некоторых широкая тесьма или пояс, падающий с ожерелья, заканчивая 4-х угольным полотном. На руках, запястьях и плечах (особенно для обнаженных фигур) браслеты (кольца) и манжеты, в ушах, для женщин и мужчин, серьги, на голове (лоб) иногда представляет собой орнаментальную повязку или диадему. Женские косы не всегда можно отличить от лент или повязок, они тоже изображены для мужчин. В некоторых случаях мужская шляпа, несомненно, представляет собой небольшой шлем («мисюрка»), иногда с пересекающимися металлическими полосами. Женский головной убор более разнообразен: шапка с загнутыми полями, башлык, кыргызская (казахская) шапка и т. Д.

Тип лица - не всегда четко изображены. Подавляющее большинство женщин складывают руки в области пупка или внизу живота и держат сосуд, часто цилиндрический, например чашку или стакан. Иногда он настолько размыт, что его можно принять за сложенный шарф. Одна мужская фигурка держит в левой руке чашу, а в правой - меч; а у другого руки просто соединены вместе, без чаши, одна женская фигурка держит кольцо, некоторые держат ритон (рог для питья).

См. Также
Библиография
  • Археологическая энциклопедия Каталог каменных обелисков Sati.archaeilogy.nsc.ru
  • Арсланова Ф.Х., Чариков А.А., «Каменные обелиски Верхнего Иртыша», Советская археология, № 3, 1974.
  • (на корейском языке).) Баяр Д. «Каменные обелиски Монголии», Сеул, 1994.
  • (на монгольском языке) Баяр Д. «Каменные статуи в Центральном регионе Монголии», Улан-Батор, Монголия, 1997.
  • Чариков А.А., «Скульптуры раннего средневековья в Восточном Казахстане», Советская археология, № 4, 1974.
  • Евтюхова Л.А., «Каменные обелиски Северного Алтая», Труды Государственного Исторического музея., Vol. 16, Москва, 1945.
  • Евтюхова Л.А., «Каменные обелиски Южной Сибири и Монголии», МВД, 1952, № 24.
  • Грач А.Д. » Древнетюркские обелиски в Туве », М., 1961.
  • Харрисон, Р., Хейд, В., Преобразование Европы в третьем тысячелетии до нашей эры: на примере« Le Petit-Chasseur I + III »( Сион, Вале, Швейцария), Praehistorische Zeitschrift, vol. 82, нет. 2 (2007), с. 129–214
  • Исмагулов О. «Черепа из каменных курганов (Центральный Казахстан)» / «Кочевники», Т. 1, Павлодар ЭКО, 2006, ISBN 978-9965-635-21-2
  • Казакевич В.А., "Могильные изваяния в Дариганге", Ленинград, 1930.
  • (на азербайджанском языке) Халилов М.Дж., «Каменные обелиски Азербайджана (2-я половина 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-е тысячелетие нашей эры)», Москва, 1988.
  • (на русском языке) Кубарев В.Д. » Древние обелиски на Алтае. Оленьи плиты », Новосибирск, 1979.
  • Кубарев В.Д.« Древнетюркские обелиски на Алтае », Новосибирск, 1984.
  • Кызласов Л.Р., «История Тувы в средние века», М., 1969.
  • Новгородова Е., Печерский А., «Раннесредневековые скульптуры кипчаков», Бюллетень Международной ассоциации изучения Средней Азии. Культуры, Москва, 1986.
  • Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. «Скифские изваяния VII – III вв. До н.э.» [Скифские изваяния VII – III вв. сделанный.]. М.: МТО МЕТЕО, 1994.
  • Плетнева С.А., Кипчакские каменные обелиски, Сб. археологических источников, ГАИ, Выпуск Е 4-2, Москва, «Наука», 1974.
  • Плетнева С.А., «Антиквариат черных клобуков (Огузов)», Москва, 1972 г.
  • Робб Дж. Люди из камня: стелы, личность и общество в доисторической Европе, Журнал археологического метода и теории, т. 16, нет. 3 (сентябрь 2009 г.), с. 162–183.
  • Шер А.Я., «Каменные обелиски Семи-су», Москва, 1966.
  • ) Телегин Д. Я., «Антропоморфные стелы Украины», 1994.
  • Веселовский Н.И., Современное состояние вопроса о «каменных бабах» или «балбалах» («Современное состояние вопроса о «каменные бабы» или «балбалы»), Записки Одесского общества истории и древностей, т. 33, Одесса (1915).
  • Юдин А.И., «Эволюция социальной организации деревянно-могильного общества на позднем культурном этапе (на примере Новопокровского 2 курганного захоронения)» / 16-я Уральская археологическая конференция, Екатеринбург, 2007, ISBN 978-5-903594-04-7
  • Публикации XIX века
    • Граф Алексей Уваров, Сведения о К. бабах («Обзор каменных баб») в Трудах I Моск. арх. съезда (Материалы 1-го Московского археологического конгресса) (1869 г.) с 2 таблицами)
    • Хартман, «Becherstatuen in Ostpreussen und die Literatur der Becherstatuen», в «Archiv für Anthropologie» (том 21, 1892).
    • Малый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона (1890–1916) Cultinfo.ru
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Курганные стелы.
Последняя правка сделана 2021-05-26 03:37:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте