Осетинская мифология

редактировать

Осетинская мифология - собирательный термин, обозначающий верования и обычаи осетинского народа региона Кавказа, в котором обитают несколько богов и сверхъестественных существ. Считается, что сама религия имеет сарматское происхождение, но содержит много более поздних элементов из христианства, а осетинские боги часто отождествляются с христианскими святыми. Боги играют роль в знаменитых историях о расе полубожественных героев, называемых нартами.

Содержание

  • 1 Божества
  • 2 Фольклор
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Источники
    • 4.2 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки

Божества

  • Хуйкау или Ксукау (Осетин : Хуыцау). Повелитель богов.
  • Уастырджи (Уастырджи; «Святой Георгий »). Покровитель мужчин и путешественников, гарант клятв. Главный покровитель Северной Осетии - Алании.
  • Уацилла (Уацилла; «Святой Илия »). Также пишется Watsilla. Бог дождя, грома и молнии. Как защитник урожая он известен как Хоры Уацилла (Хори Уацилла, «Уацилла пшеницы»). Любой, кого ударила молния, считался избранным богом, и, если они выживали, в их честь приносилась в жертву овца. Его праздник отмечался летом принесением в жертву ягненка и быка и употреблением специально сваренного пива. В этот день женщины молча пекли хлеб в знак почтения.
  • Сафа (Сафа). Бог домашнего очага. Важнейшее домашнее божество для осетин.
  • Донбеттыр (Осетин : Донбеттыр). Повелитель вод. Его имя представляет собой сплав осетинского дон (что означает вода) и Святой Петр. Он использует свою цепь, чтобы тащить тех, кто неосторожно поплавать слишком поздно, в его царство на дне моря. У него много красивых дочерей, сравнимых с Русалки из славянской мифологии. Вплоть до XIX века его день отмечался в субботу после Пасхи молодыми девушками.
  • Дзерассе (Осетинка : Дзерассæ), одна из дочерей Донбеттыра, мать многих нартов. герои.
  • Тутыр (Тутыр). Повелитель волков. Отождествляется с святым Феодором Тирским.
  • Fælværa (Фæлвæра). Имя, возможно, является результатом слияния святых Флора и Лавра. Фулвэра был защитником овец, и его праздник отмечался перед стрижкой овец в сентябре. У него только один глаз. Часто он враг Тутыра.
  • fsati (Æфсати). Мужчина-бог охоты.
  • Курдалэгон (Курдалæгон). Небесный кузнец. Близкий друг нартов.
  • Сатана (Сатана). Мать-богиня, мать нартов.
  • Саубараг (Саубараг или Сау бараджи дзуар, «черный всадник»), бог тьмы и воров. Отождествляется с Сатаной.
  • Хюйондон Эльдар (Хуыæндон Слдар). Повелитель рыбы. Великий маг и дух, который ведет себя как земной вождь («Эльдар»). Его имя означает «Владыка пролива» (по словам Абаева, это, скорее всего, Киммерийский Босфор, современный Керченский пролив ).
  • Барастыр (Барастыр, также транслитерируемый Барастэр или Барастир) Осетинский психопомп. Правитель подземного мира, который назначает прибывающих мертвых душ либо в рай, либо в свое собственное царство.
  • Аминон (Аминон). Страж преисподней.
  • Аларды (Аларды). Повелитель оспы, которого нужно было успокоить.

Префикс uac- в Уастырджи и Уацилла не имеет синхронного значения в осетинском языке и обычно понимается для обозначения "святой" (также применяется к Тутыру, Уак Тутыр, возможно Святой Феодор и Святой Николай, Уак Никкола). Синхронный термин для «святого», однако, syhdaeg (родственный авестийскому Язата ). Гершевич (1955) связывает uac со словом, обозначающим слово (санскрит vāc, ср латинское vox) в смысле логос.

Курыс (Дигор Бурку) - это страна грез, луг, принадлежащий мертвым, w его могут посещать некоторые люди во сне. Посетители могут принести чудесные семена удачи и удачи, иногда преследуемые мертвыми. Вместо этого неопытные души могут вернуть лихорадку и болезнь. Гершевич (с В.И. Абаев ) сравнивает название Курыс с горой Каоирис в Яшт 19.6 (авестийский * Карвиса), что может указывать на то, что это название является ложным остатком легенды происхождения Airyanem Vaejah из алан.

Фольклор

Осетинский фольклор также включает несколько мифологических персонажей, в том числе в нартских сагах, таких как Батраз, воин-герой.

См. Также

Литература

  1. ^ Арыс-Джанаева 2004, с. 163.
  2. ^Чаудри, Анна (1996), «Кавказское божество охоты, мужчина и женщина: следы богини охоты в осетинском фольклоре», Биллингтон, Сандра; Грин, Миранда (ред.), Концепция Богини, Рутледж, стр. 167–168, ISBN 9781134641529
  3. ^Сау бараджи дзуар (на русском)
  4. ^Lurker, Манфред (1987), Словарь Богов и Богинь, Дьяволов и Демонов Рутледж, Рутледж, стр. 30, ISBN 0-415-34018-7
  5. ^Арысь-Джанаева 2004, с. 165.

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 03:53:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте