Алани | |
---|---|
Карта с миграцией аланов | |
Языки | |
Скифы | |
Родственные этнические группы | |
Осетины |
Аланы (латин : аланы) были иранцами кочевыми скотоводами люди древности.
Имя Алан является иранским диалектной формой арийского. Возможно, связанные с массагетами, аланы были связаны современными историками с среднеазиатскими янцай и аорси китайцами. и римские источники соответственно. Переместившись на запад и заняв доминирующее положение среди сарматов в Понтийско-Каспийской степи, они упоминаются в римских источниках в I веке нашей эры. В то время они заселили регион к северу от Черного моря и часто совершали набеги на Парфянскую империю и Кавказские провинции Римской империи. С 215 по 250 год нашей эры их власть в Понтийской степи была сломлена готами.
. После гуннского поражения готов в Причерноморской степи около 375 г. н.э., многие аланы мигрировали на запад. вместе с различными германскими племенами. Они пересекли Рейн в 406 году нашей эры вместе с вандалами и свебами, поселившись в Орлеане и Валентность. Около 409 года нашей эры они присоединились к вандалам и свебам в переходе Пиренеев на Пиренейский полуостров, обосновавшись в Лузитании и Hispania Carthaginensis. Иберийские аланы потерпели сокрушительное поражение от вестготов в 418 году нашей эры и впоследствии уступили свою власть хасдинги вандалам. В 428 году нашей эры вандалы и аланы пересекли Гибралтарский пролив в Северную Африку, где они основали могущественное королевство, просуществовавшее до его завоевания Византийский Император Юстиниан I в 6 веке нашей эры.
Аланы, оставшиеся под властью гуннов, основали могущественное царство на Северном Кавказе. в средневековье, которое закончилось монгольскими нашествиями в 13 веке нашей эры. Считается, что эти аланы являются предками современных осетин.
. Аланы говорили на восточно-иранском языке, который произошел от скифо-сарматского и который, в свою очередь, превратился в современный Осетин.
Различные формы алана - греческий : Ἀλανοί Alanoi; Китайский : 阿蘭 聊 Alanliao (Pinyin ) во 2 веке, 阿蘭 Alan в 3 веке и позже Alanguo (阿蘭國) - происходят от иранского диалектного формы арийца. Это слово сохранилось в современном осетинском языке в форме аллон. Эти и другие варианты арийского языка (например, Иран) были обычным самоназванием индоиранцев, общих предков индоариев и иранских народов Кому принадлежали аланы.
Более редкие варианты написания включают Алауни или Халани. Аланы также были известны на протяжении своей истории под другой группой родственных имён, включая вариации Аси, Ас и Ос (румынский Иаси или Олани, болгарский Узи, Венгерский Яс, русский Ясы, грузинский Оси). Именно это имя является корнем современного осетинского.
Первые упоминания имен, которые историки связывают с аланами, появляются почти в то же время в текстах из Средиземноморья, Средиземноморья. Восток и Китай.
В I веке нашей эры аланы мигрировали на запад из Средней Азии, заняв доминирующее положение среди сарматов, живущих между рекой Дон и Каспийское море. Аланы упоминаются в надписи Вологес, где говорится, что Вологес I, парфянский царь между 51 и 78 годами нашей эры, в 11-м году своего правления (62 г. н.э.), сражался с царем аланов. Иудейский историк I века Иосиф дополняет эту надпись. Иосиф сообщает в «Иудейских войнах» (книга 7, гл. 7.4), как аланы (которых он называет «скифским » племенем), живущие около Азовского моря, пересекли Железный Врата для грабежа (72 г. н.э.) и разгромили армии Пакора, царя Мидии, и Тиридата, царя Армении, два брата Вологеса I (для которых сделана указанная выше надпись):
4. Так вот, существовал народ алан, о котором мы ранее где-то упоминали как о скифах и который жил вокруг Танаиса и озера Маэотида. Примерно в это же время этот народ задумал напасть на Мидию и части за ее пределами, чтобы ограбить их; с каким намерением они обращались с царем Гиркании ; ибо он был хозяином того прохода, который царь Александр затворил железными воротами. Этот король позволил им пройти через них; так они пришли в большом количестве и напали на мидий неожиданно, и разграбили их страну, которая, как они нашли, была полна людей и изобиловала скотом, в то время как никто не осмеливался сопротивляться им; ибо Пакор, король страны, бежал из страха в места, где им было нелегко напасть на него, и отдал им все, что у него было, и только спас свою жену и своих наложниц от них, и это с также трудность, когда они были взяты в плен, отдав сто талантов в качестве выкупа. Поэтому эти аланы без сопротивления и с большой легкостью разграбили страну и дошли до Армении, опустошая все перед собой. Теперь, Тиридат был царем этой страны, который встретил их и сражался с ними, но ему повезло, что он не был взят живым в битве; ибо некий человек накинул на него петлю и вскоре затянул бы его, если бы он немедленно не перерезал веревку своим мечом и не убежал. Итак, аланы, еще более раздраженные этим зрелищем, опустошили страну и прогнали множество людей и большое количество другой добычи из обоих королевств вместе с ними, а затем отступили обратно в свою страну.
Тот факт, что аланы вторглись в Парфию через Гирканию, показывает, что в то время многие аланы все еще проживали к северо-востоку от Каспийского моря. К началу II века нашей эры аланы твердо контролировали Нижнюю Волгу и Кубань. Эти земли ранее были заняты аорси и сираками, которых аланы, по-видимому, поглотили, рассеяли и / или уничтожили, поскольку они больше не упоминались в источниках того времени. Вполне вероятно, что влияние аланов простиралось дальше на запад, охватив большую часть сарматского мира, который к тому времени обладал относительно однородной культурой.
В 135 г. н.э. аланы совершили крупный набег на Малую Азию. через Кавказ, опустошая СМИ и Армению. В конце концов они были отброшены Аррианом, губернатором Каппадокии, который написал подробный отчет (Ektaxis kata Alanoon или «Война против аланов»), т.е. главный источник для изучения римской военной тактики.
С 215 по 250 год нашей эры германские готы расширились на юго-восток и сломили господство аланов на Причерноморье. Степь. Однако аланы, похоже, оказали значительное влияние на готическую культуру, они стали отличными наездниками и переняли искусство аланских животных. (Римская империя во время хаоса гражданских войн 3-го века подвергалась разрушительным набегам готских армий с их тяжелой конницей, прежде чем иллирийские императоры приспособились к готской тактике, реорганизовали и расширили римскую тяжелую кавалерию, и победил готов при Галлиене, Клавдии II и Аврелиане ).
После проникновения гот в степь многие аланы, похоже, отступили на восток, в сторону Дона, где они, кажется, установили контакты с гуннами. Аммиан пишет, что аланы были «чем-то похожи на гуннов, но по своему образу жизни и привычкам они менее дикие». Иордан противопоставлял их гуннам, отмечая, что аланы «были равными им в битве»., но не похожи на них своей цивилизацией, манерами и внешним видом ». В конце 4-го века Вегетиус объединяет аланов и гуннов в своем военном трактате - Hunnorum Alannorumque natio, «нация гуннов и аланов» - и объединяет готов, гуннов и аланов, пример Gothorum et Alannorum Hunnorumque. 387>
Римский историк 4 века Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы «раньше назывались массагеты », а Дион Кассий писал, что «они массагеты.. " Вполне вероятно, что аланы были объединением различных иранских народов, включая сарматов, массагетов и саков. Ученые связывают аланов с кочевым государством янцай, упомянутым в китайских источниках. Яньцай впервые упоминается в связи с путешествиями дипломата конца II века до нашей эры Чжан Цянь в главе 123 книги Шицзи (автор которой, Сыма Цянь, умер около 90 г. ДО НАШЕЙ ЭРЫ). Янцай в китайских записях снова приравнивается к аорси, могущественному сарматскому племени, живущему между рекой Доном и Аральским морем, упомянутым в Римские записи, в частности Страбон.
Поздняя династия Хань Китайские хроники, Хоу Ханьшу, 88 (охватывающий период 25–220 гг. и завершенный в 5 веке), упоминает сообщение о том, что степные земли Янцай стали вассальным государством Канджу и теперь известны как Аланляо (阿蘭 聊)
Ю. А. Заднепровский предполагает, что канджуское подчинение Янцай произошло в I веке до н.э., и что это подчинение привело к миграции различных сарматских племен, в том числе аорси, на запад, что сыграло важную роль в начале миграционного периода. III век Вейлюэ также отмечает, что Янцай тогда был известен как аланы, хотя они больше не были вассалами Кангжу.
Около 370 г., согласно Аммиану, мирные отношения между аланами и гуннами были нарушены после того, как гунны напали на донских аланов, убив многих из них и установление союза с выжившими. Эти аланы успешно вторглись в готы в 375 году вместе с гуннами. Впоследствии они сопровождали гуннов в их экспансии на запад.
После вторжения гуннов в 370 г. другие аланы вместе с другими сарматами мигрировали на запад. Одна из этих аланских групп сражалась вместе с готами в решающей битве при Адрианополе в 378 году нашей эры, в которой император Валент был убит. По мере того как Римская империя продолжала приходить в упадок, аланы разделились на различные группы; одни сражались на стороне римлян, а другие присоединились к гуннам, вестготам или остготам. Часть западных аланов присоединилась к вандалам и свебам в их вторжении в римскую Галлию. Григорий Турский упоминает в своей Liber Historiae Francorum («Книга франкской истории»), что король аланов Respendial спас положение для вандалы вместе с франками на переходе через Рейн 31 декабря 406 г.). По словам Грегори, другая группа аланов во главе с Гоаром в это же время пересекла Рейн, но сразу же присоединилась к римлянам и поселилась в Галлии.
Под Беоргором (Beorgor rex Alanorum) они перемещались по Галлии до правления Петрония Максима, когда они пересекли Альпы зимой 464 г. Лигурия, но там была побеждена, а Беоргор убит Рицимером, командующим войсками Императора.
В 442 году, после того, как она стала Аэцию ясно, что он больше не может полагаться на поддержку гуннов, он обратился к Гоару и убедил его переселить часть своих людей в поселения в Орлеана для того, чтобы контролировать bacaudae в Armorica и не дать вестготам расширить свои территории на север через Луару. Гоар поселил значительное количество своих последователей в Орлеане и в районе к северу и лично перенес свою столицу в город Орлеан.
Под Гоаром, они объединились с бургундами во главе с Гундахарием, вместе с которыми они установили императора Иовина узурпатором. При преемнике Гоара Сангибане аланы Орлеана сыграли решающую роль в отражении вторжения Аттилы Гунна в битве при Шалоне. В 463 году аланы победили готов в битве при Орлеане, а позже они победили франков во главе с Хильдериком в 466. Около 502–503 Хлодвиг атаковал Арморику, но был разбит аланами. Однако аланы, которые были халкидонскими христианами, такими как Хлодвиг, желали добрых отношений с ним, чтобы уравновесить враждебных ариан вестготов, жаждавших земли к северу от <305 г.>Луара. Поэтому было заключено соглашение, по которому Хлодвиг стал править различными народами Арморики, и военная мощь этого района была объединена с армией Меровингов.
После удач вандалов и свевов на Иберийский полуостров (Hispania, включая современные Португалия и Испания) в 409 г. аланы во главе с Респендиалом поселились в провинциях Лузитания и Карфагененсис. Королевство аланов было одним из первых варварских царств, которые были основаны. силинские вандалы поселились в Бетике, свебы - в прибрежной Галлеции, а асдинги вандалы - в остальной части Галлеции. Хотя пришельцы контролировали Испанию, они все еще составляли крошечное меньшинство среди более крупного испанско-римского населения, примерно 200 000 из 6 000 000.
В 418 г. (или 426 г., по мнению некоторых авторов), король аланов, аттаки, был убит в битве против вестготов, и эта ветвь аланов впоследствии обратилась к королю Асдингу вандалов Гундеру с просьбой принять корону аланов. Отдельная этническая идентичность аланов Респендиала исчезла. Хотя считается, что некоторые из этих аланов остались в Иберии, большинство отправилось в Северную Африку с вандалами в 429. Позже правители Королевства вандалов в Северной Африке называли себя Rex Wandalorum et Alanorum («Король вандалов и аланов»).
Королевство вандалов и аланов в Северной Африке (526 г. н.э.).Есть некоторые остатки аланов в Португалии, а именно в Аленкере (чье имя может быть германским от Храма Аланы, из «Алан Керк», и чей замок, возможно, был основан ими; Алаунт до сих пор представлен на гербе этого города), при строительстве замков Торрес Ведраш и Альмурол, и в городских стенах Лиссабона, где следы их присутствия могут быть найдены под фундаментом церкви Санта-Лузия.
в На Пиренейском полуострове аланы заселили Лузитанию (Алентежу ) и провинции Картаджиненсе. В ретроспективе они стали известны благодаря своей массовой охотничьей и боевой собаке типа Молоссер, Алаунт, которую они, по-видимому, завезли в Европу. Порода вымерла, но ее название носит испанская порода собак, до сих пор называемая алано, традиционно используемая в охоте на кабана и скотоводстве. Название алано, однако, исторически использовалось для ряда пород собак в нескольких европейских странах, которые, как считается, произошли от оригинальных собак аланов, таких как немецкий мастиф (немецкий дог) и французский бордоский дог, среди других..
Аланы, которые оставались в своих первоначальных поселениях к северу от Кавказа (и какое-то время к востоку от Каспийского моря ), пришли в контакт и конфликт с булгарами, гектурками и хазарами, которые вытеснили большинство из них с равнин в горы.
Аланы приняли византийское православие в первой четверти X века, во времена патриархата Николая I Мистика. Аль-Масуди сообщает, что они отступили в 932 году, но, похоже, это длилось недолго. Аланы все вместе упоминаются как христиане византийского обряда в 13 веке. Кавказские аланы были предками современных осетин, этноним которых происходит от имени Ас (весьма вероятно, древнего аорси; аль-Масуди упоминает ал-Арсийа как охранника у хазар, а русов называли алан Яси), родственное племя аланов. Название Аштигор используется для обозначения наиболее западно расположенных аланов, название, которое сохранилось как дигорское и до сих пор относится к западному разделению осетин. Кроме того, в осетинском языке Аси относится к региону вокруг горы Эльбрус, где они, вероятно, раньше жили.
Понтийская степь ок. 650Некоторые другие аланы остались под властью гуннов. Представители восточной части, хотя и рассредоточенные по степям до позднего средневековья времен, были вытеснены монголами на Кавказ, где они остаются осетинами. Между IX и XII веками они образовали сеть племенных союзов, которые постепенно превратились в христианское царство Алании. Большинство аланов подчинялось Монгольской империи в 1239–1277 гг. Они участвовали в монгольских нашествиях на Европу и династии Сун в Южном Китае, а также в Куликовской битве под Мамаем из <194 г.>Золотая Орда.
В 1253 году францисканский монах Вильгельм Рубрук сообщил о многочисленных европейцах в Средней Азии. Также известно, что 30 000 аланов составляли королевскую гвардию (Асуд ) двора Юань в Даду (Пекин). Марко Поло позже сообщил об их роли в династии Юань в своей книге Il Milione. Говорят, что эти аланы внесли свой вклад в современный монгольский клан Асуд. Иоанн Монтекорвино, архиепископ Даду (Ханбалык), как сообщается, обратил многих аланов в римско-католическое христианство в дополнение к армянам в Китае. В Польше и Литве аланы также были частью могущественного клана Остоя.
. Против аланов и половцев (кипчаков) монголы использовали тактику «разделяй и властвуй», сначала говоря половцам, чтобы они прекратили союз с половцами. Аланы и, после того, как половцы последовали их предложению, монголы напали на половцев после победы над аланами. Аланы набирались в монгольские силы одним отрядом под названием «Право аланской гвардии», который был объединен с «недавно сданными» солдатами, монголами и китайскими солдатами, расквартированными в районе бывшего Королевства Кочо и в Беше. Монголы Балих основали китайскую военную колонию во главе с китайским генералом Ци Кунчжи (Ch'i Kung-chih). Аланскую и кипчакскую гвардию использовал Хубилай-хан. В 1368 году в конце правления династии Юань в Китае Тогхана Темура сопровождали его верные аланские стражи. Мангу зачислил в свой телохранитель половину войск аланского князя Арслана, младший сын которого Николай участвовал в походе монголов на Караджанг (Юньнань). Эта аланская имперская гвардия все еще существовала в 1272, 1286 и 1309 годах и была разделена на два корпуса со штабом в провинции Лингпей (Каракорум). В 1254 году Рубрукс нашел в Каракоруме русского диакона среди других христиан. Причина, по которой монголы постепенно отказались от более раннего персидского слова tersa в пользу сиро-греческого слова arkon, говоря о христианах, очевидно, в том, что ни о какой конкретно греческой церкви никогда не слышали в Китае, пока русские не были завоеваны; кроме того, во второй половине XIII и первой половине XIV века в Пекине находились большие отряды русских и аланских стражников, и католики вряд ли будут поощрять использование персидского слова, которое, скорее всего, было применимо в первый пример несторианам, которых они сочли настолько выродившимися. Охранники-аланы обратились в католицизм, как сообщает Одорико. Они были «русской гвардией».
Языгиа, населенная ясским народом, в 18 веке в пределах Венгерского королевства.Считается, что некоторые аланы переселились на север (Барсилы ), слияние с волжскими булгарами и буртасом, со временем преобразовавшись в волжских татар. Предполагается, что Яссы, группа аланов, основали город на северо-востоке Румынии (около 1200–1300 гг.), Недалеко от реки Прут, под названием Яссы. Последний стал столицей древней Молдавии в средние века.
Аланские наемники были замешаны в деле с каталонской компанией.
Потомки аланов, проживающие в автономных республиках России и Грузии, говорят на осетинском языке, который принадлежит северо-восточной иранской языковой группе и является единственным остатком Скифо-сарматский диалектный континуум, который когда-то простирался на большую часть Понтийской степи и Средней Азии. Современный осетинский язык имеет два основных диалекта: дигорский, на котором говорят в западной части Северной Осетии; и железо, на котором говорят в остальной Осетии. Третья ветвь осетинского, Jassic (Jász), ранее использовалась в Венгрии. Литературный язык, основанный на железном диалекте, закрепил народный поэт, Коста Хетагуров (1859–1906).
Римский историк четвертого века Аммиан Марцеллин писал, что аланы были высокими и светловолосыми :
Почти все аланы мужчины большой рост и красота; волосы у них несколько желтые, глаза ужасно свирепые.
В исследовании, проведенном В.В. Ильинским в 2014 году на фрагментах костей из 10 аланских захоронений на реке Дон, ДНК можно было извлечь из всего семь. Оказалось, что четыре из них принадлежат к гаплогруппе G2 яДНК, а шесть из них имеют мтДНК I. Тот факт, что многие образцы имеют одну и ту же гамма- и мтДНК, повышает вероятность того, что испытуемые принадлежали к одному племени или даже были близкими родственниками.. Тем не менее, это сильный аргумент в пользу прямого аланского происхождения осетин, конкурирующий с гипотезой о том, что осетины являются аланизированными носителями кавказского языка, поскольку основная гаплогруппа среди осетин - также G2.
В 2015 г. Институт археологии в Москве провел исследования различных курганских захоронений сармато-аланской и салтово-маякской культур. В этом анализе два аланских образца с 4 по 6 век нашей эры имели яДНК G2a-P15 и R1a-z94, тогда как из трех сарматских образцов со 2 по 3 век нашей эры два имели яДНК J1-M267, а один - R1a. Кроме того, три образца Салтово-Маяки с 8 по 9 век н.э., как оказалось, содержали yDNA G, J2a-M410 и R1a-z94 соответственно.
Генетическое исследование, опубликованное в Nature в мае 2018 исследовали останки шести аланов, захороненных на Кавказе с ок. 100 г. н.э. до 1400 г. н.э. Извлеченный образец Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1 и гаплогруппе Q-M242. В одном из образцов Q-M242, обнаруженных в Беслане, Северная Осетия, с 200 г. н.э., были обнаружены 4 родственника среди чеченцев из Шоанойского тейпа. Образцы извлеченной мтДНК принадлежали HV2a1, U4d3, X2f, H13a2c, H5 и W1.
Археологические находки подтверждают письменные источники. П. Д. Рау (1927) впервые отождествил позднесарматские памятники с историческими аланами. Судя по археологическим материалам, они были одним из ираноязычных кочевых племен, которые начали проникать на территорию сарматов между серединой I и II вв.
Древний язык аланов был восточноиранским диалектом, либо идентичным, либо, по крайней мере, тесно связанным с древними восточно-иранскими языками. Это подтверждается сравнением слова, обозначающего лошадь, в различных индоиранских языках и реконструированного аланского слова, обозначающего лошадь:
Язык | Принадлежность | Лошадь |
---|---|---|
Аланский язык | * aspa | |
Хотанец | Северо-Восточный Иран | аша |
Осетин | Северо-Восточный Иран | efs |
Вахи | Северо-Восточный Иран | yaš |
Ягноби | Северо-восточный Иран | asp |
авестийский | юго-восточный иранский | aspa |
белуджи | северо-западный иранский | asp |
Курди | Северо-западный иранский | asp, hesp, hasp |
Срединный | Северо-западный иранский | aspa |
древнеперсидский | юго-западный иранский | asa |
среднеперсидский | юго-западный иранский | asp |
персидский | юго-западный иранский | asb |
санскрит | индоарийский | áśva |
До христианизации аланы были индоиранскими политеистами, подписавшими е Это относится к плохо изученному скифскому пантеону или к политеистической форме зороастризма. Некоторые традиции были напрямую унаследованы от скифов, например, воплощение своего господствующего бога в сложных ритуалах.
В IV – V веках аланы были, по крайней мере, частично христианизированы византийскими миссионерами арианской церкви.. В 13 веке вторгшиеся монгольские орды вытеснили восточных аланов дальше на юг, на Кавказ, где они смешались с коренными кавказскими группами и последовательно образовали три территориальных образования, каждое с разным развитием. Около 1395 армия Тимура вторглась на Северный Кавказ и уничтожила большую часть аланского населения.
Со временем дигор на западе попал под кабардинское и исламское влияние. Именно через кабардинцев (восточное черкесское племя) ислам был введен в этот регион в 17 веке. После 1767 г. вся Алания перешла под власть России, что значительно укрепило православие в этом регионе. Значительное меньшинство сегодняшних осетин являются последователями традиционной осетинской религии.