Аланы

редактировать
Древний иранский народ Аланы
Алани
Alans.jpg Карта с миграцией аланов
Языки
Скифы
Родственные этнические группы
Осетины

Аланы (латин : аланы) были иранцами кочевыми скотоводами люди древности.

Имя Алан является иранским диалектной формой арийского. Возможно, связанные с массагетами, аланы были связаны современными историками с среднеазиатскими янцай и аорси китайцами. и римские источники соответственно. Переместившись на запад и заняв доминирующее положение среди сарматов в Понтийско-Каспийской степи, они упоминаются в римских источниках в I веке нашей эры. В то время они заселили регион к северу от Черного моря и часто совершали набеги на Парфянскую империю и Кавказские провинции Римской империи. С 215 по 250 год нашей эры их власть в Понтийской степи была сломлена готами.

. После гуннского поражения готов в Причерноморской степи около 375 г. н.э., многие аланы мигрировали на запад. вместе с различными германскими племенами. Они пересекли Рейн в 406 году нашей эры вместе с вандалами и свебами, поселившись в Орлеане и Валентность. Около 409 года нашей эры они присоединились к вандалам и свебам в переходе Пиренеев на Пиренейский полуостров, обосновавшись в Лузитании и Hispania Carthaginensis. Иберийские аланы потерпели сокрушительное поражение от вестготов в 418 году нашей эры и впоследствии уступили свою власть хасдинги вандалам. В 428 году нашей эры вандалы и аланы пересекли Гибралтарский пролив в Северную Африку, где они основали могущественное королевство, просуществовавшее до его завоевания Византийский Император Юстиниан I в 6 веке нашей эры.

Аланы, оставшиеся под властью гуннов, основали могущественное царство на Северном Кавказе. в средневековье, которое закончилось монгольскими нашествиями в 13 веке нашей эры. Считается, что эти аланы являются предками современных осетин.

. Аланы говорили на восточно-иранском языке, который произошел от скифо-сарматского и который, в свою очередь, превратился в современный Осетин.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Хронология
    • 2.2 Ранние аланы
    • 2.3 Связь с Яньцай / Аланляо
    • 2.4 Миграция в Галлию
    • 2.5 Испания и Африка
    • 2.6 Средневековая Алания
    • 2.7 Поздняя история
  • 3 Внешний вид
  • 4 Генетика
  • 5 Археология
  • 6 Язык
  • 7 Религия
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Имя

Различные формы алана - греческий : Ἀλανοί Alanoi; Китайский : 阿蘭 聊 Alanliao (Pinyin ) во 2 веке, 阿蘭 Alan в 3 веке и позже Alanguo (阿蘭國) - происходят от иранского диалектного формы арийца. Это слово сохранилось в современном осетинском языке в форме аллон. Эти и другие варианты арийского языка (например, Иран) были обычным самоназванием индоиранцев, общих предков индоариев и иранских народов Кому принадлежали аланы.

Более редкие варианты написания включают Алауни или Халани. Аланы также были известны на протяжении своей истории под другой группой родственных имён, включая вариации Аси, Ас и Ос (румынский Иаси или Олани, болгарский Узи, Венгерский Яс, русский Ясы, грузинский Оси). Именно это имя является корнем современного осетинского.

История

Хронология

Ранние аланы

Примерная протяженность Скифии в пределах ареала распространения из восточноиранских языков (показано оранжевым) в I веке до нашей эры Европа, 117–138 гг. Аланы в то время были сосредоточены к северу от Кавказских гор (в центре справа).

Первые упоминания имен, которые историки связывают с аланами, появляются почти в то же время в текстах из Средиземноморья, Средиземноморья. Восток и Китай.

В I веке нашей эры аланы мигрировали на запад из Средней Азии, заняв доминирующее положение среди сарматов, живущих между рекой Дон и Каспийское море. Аланы упоминаются в надписи Вологес, где говорится, что Вологес I, парфянский царь между 51 и 78 годами нашей эры, в 11-м году своего правления (62 г. н.э.), сражался с царем аланов. Иудейский историк I века Иосиф дополняет эту надпись. Иосиф сообщает в «Иудейских войнах» (книга 7, гл. 7.4), как аланы (которых он называет «скифским » племенем), живущие около Азовского моря, пересекли Железный Врата для грабежа (72 г. н.э.) и разгромили армии Пакора, царя Мидии, и Тиридата, царя Армении, два брата Вологеса I (для которых сделана указанная выше надпись):

4. Так вот, существовал народ алан, о котором мы ранее где-то упоминали как о скифах и который жил вокруг Танаиса и озера Маэотида. Примерно в это же время этот народ задумал напасть на Мидию и части за ее пределами, чтобы ограбить их; с каким намерением они обращались с царем Гиркании ; ибо он был хозяином того прохода, который царь Александр затворил железными воротами. Этот король позволил им пройти через них; так они пришли в большом количестве и напали на мидий неожиданно, и разграбили их страну, которая, как они нашли, была полна людей и изобиловала скотом, в то время как никто не осмеливался сопротивляться им; ибо Пакор, король страны, бежал из страха в места, где им было нелегко напасть на него, и отдал им все, что у него было, и только спас свою жену и своих наложниц от них, и это с также трудность, когда они были взяты в плен, отдав сто талантов в качестве выкупа. Поэтому эти аланы без сопротивления и с большой легкостью разграбили страну и дошли до Армении, опустошая все перед собой. Теперь, Тиридат был царем этой страны, который встретил их и сражался с ними, но ему повезло, что он не был взят живым в битве; ибо некий человек накинул на него петлю и вскоре затянул бы его, если бы он немедленно не перерезал веревку своим мечом и не убежал. Итак, аланы, еще более раздраженные этим зрелищем, опустошили страну и прогнали множество людей и большое количество другой добычи из обоих королевств вместе с ними, а затем отступили обратно в свою страну.

Тот факт, что аланы вторглись в Парфию через Гирканию, показывает, что в то время многие аланы все еще проживали к северо-востоку от Каспийского моря. К началу II века нашей эры аланы твердо контролировали Нижнюю Волгу и Кубань. Эти земли ранее были заняты аорси и сираками, которых аланы, по-видимому, поглотили, рассеяли и / или уничтожили, поскольку они больше не упоминались в источниках того времени. Вполне вероятно, что влияние аланов простиралось дальше на запад, охватив большую часть сарматского мира, который к тому времени обладал относительно однородной культурой.

В 135 г. н.э. аланы совершили крупный набег на Малую Азию. через Кавказ, опустошая СМИ и Армению. В конце концов они были отброшены Аррианом, губернатором Каппадокии, который написал подробный отчет (Ektaxis kata Alanoon или «Война против аланов»), т.е. главный источник для изучения римской военной тактики.

С 215 по 250 год нашей эры германские готы расширились на юго-восток и сломили господство аланов на Причерноморье. Степь. Однако аланы, похоже, оказали значительное влияние на готическую культуру, они стали отличными наездниками и переняли искусство аланских животных. (Римская империя во время хаоса гражданских войн 3-го века подвергалась разрушительным набегам готских армий с их тяжелой конницей, прежде чем иллирийские императоры приспособились к готской тактике, реорганизовали и расширили римскую тяжелую кавалерию, и победил готов при Галлиене, Клавдии II и Аврелиане ).

После проникновения гот в степь многие аланы, похоже, отступили на восток, в сторону Дона, где они, кажется, установили контакты с гуннами. Аммиан пишет, что аланы были «чем-то похожи на гуннов, но по своему образу жизни и привычкам они менее дикие». Иордан противопоставлял их гуннам, отмечая, что аланы «были равными им в битве»., но не похожи на них своей цивилизацией, манерами и внешним видом ». В конце 4-го века Вегетиус объединяет аланов и гуннов в своем военном трактате - Hunnorum Alannorumque natio, «нация гуннов и аланов» - и объединяет готов, гуннов и аланов, пример Gothorum et Alannorum Hunnorumque. 387>

Римский историк 4 века Аммиан Марцеллин отмечал, что аланы «раньше назывались массагеты », а Дион Кассий писал, что «они массагеты.. " Вполне вероятно, что аланы были объединением различных иранских народов, включая сарматов, массагетов и саков. Ученые связывают аланов с кочевым государством янцай, упомянутым в китайских источниках. Яньцай впервые упоминается в связи с путешествиями дипломата конца II века до нашей эры Чжан Цянь в главе 123 книги Шицзи (автор которой, Сыма Цянь, умер около 90 г. ДО НАШЕЙ ЭРЫ). Янцай в китайских записях снова приравнивается к аорси, могущественному сарматскому племени, живущему между рекой Доном и Аральским морем, упомянутым в Римские записи, в частности Страбон.

Ссылка на Янцай / Аланляо

Поздняя династия Хань Китайские хроники, Хоу Ханьшу, 88 (охватывающий период 25–220 гг. и завершенный в 5 веке), упоминает сообщение о том, что степные земли Янцай стали вассальным государством Канджу и теперь известны как Аланляо (阿蘭 聊)

Ю. А. Заднепровский предполагает, что канджуское подчинение Янцай произошло в I веке до н.э., и что это подчинение привело к миграции различных сарматских племен, в том числе аорси, на запад, что сыграло важную роль в начале миграционного периода. III век Вейлюэ также отмечает, что Янцай тогда был известен как аланы, хотя они больше не были вассалами Кангжу.

Миграция в Галлию

Миграции аланов во время IV – V века нашей эры, из своей родины на Северном Кавказе

Около 370 г., согласно Аммиану, мирные отношения между аланами и гуннами были нарушены после того, как гунны напали на донских аланов, убив многих из них и установление союза с выжившими. Эти аланы успешно вторглись в готы в 375 году вместе с гуннами. Впоследствии они сопровождали гуннов в их экспансии на запад.

После вторжения гуннов в 370 г. другие аланы вместе с другими сарматами мигрировали на запад. Одна из этих аланских групп сражалась вместе с готами в решающей битве при Адрианополе в 378 году нашей эры, в которой император Валент был убит. По мере того как Римская империя продолжала приходить в упадок, аланы разделились на различные группы; одни сражались на стороне римлян, а другие присоединились к гуннам, вестготам или остготам. Часть западных аланов присоединилась к вандалам и свебам в их вторжении в римскую Галлию. Григорий Турский упоминает в своей Liber Historiae Francorum («Книга франкской истории»), что король аланов Respendial спас положение для вандалы вместе с франками на переходе через Рейн 31 декабря 406 г.). По словам Грегори, другая группа аланов во главе с Гоаром в это же время пересекла Рейн, но сразу же присоединилась к римлянам и поселилась в Галлии.

Под Беоргором (Beorgor rex Alanorum) они перемещались по Галлии до правления Петрония Максима, когда они пересекли Альпы зимой 464 г. Лигурия, но там была побеждена, а Беоргор убит Рицимером, командующим войсками Императора.

В 442 году, после того, как она стала Аэцию ясно, что он больше не может полагаться на поддержку гуннов, он обратился к Гоару и убедил его переселить часть своих людей в поселения в Орлеана для того, чтобы контролировать bacaudae в Armorica и не дать вестготам расширить свои территории на север через Луару. Гоар поселил значительное количество своих последователей в Орлеане и в районе к северу и лично перенес свою столицу в город Орлеан.

Под Гоаром, они объединились с бургундами во главе с Гундахарием, вместе с которыми они установили императора Иовина узурпатором. При преемнике Гоара Сангибане аланы Орлеана сыграли решающую роль в отражении вторжения Аттилы Гунна в битве при Шалоне. В 463 году аланы победили готов в битве при Орлеане, а позже они победили франков во главе с Хильдериком в 466. Около 502–503 Хлодвиг атаковал Арморику, но был разбит аланами. Однако аланы, которые были халкидонскими христианами, такими как Хлодвиг, желали добрых отношений с ним, чтобы уравновесить враждебных ариан вестготов, жаждавших земли к северу от <305 г.>Луара. Поэтому было заключено соглашение, по которому Хлодвиг стал править различными народами Арморики, и военная мощь этого района была объединена с армией Меровингов.

Испания и Африка

Королевство аланов в Испании ( 409–426 нашей эры).

После удач вандалов и свевов на Иберийский полуостров (Hispania, включая современные Португалия и Испания) в 409 г. аланы во главе с Респендиалом поселились в провинциях Лузитания и Карфагененсис. Королевство аланов было одним из первых варварских царств, которые были основаны. силинские вандалы поселились в Бетике, свебы - в прибрежной Галлеции, а асдинги вандалы - в остальной части Галлеции. Хотя пришельцы контролировали Испанию, они все еще составляли крошечное меньшинство среди более крупного испанско-римского населения, примерно 200 000 из 6 000 000.

В 418 г. (или 426 г., по мнению некоторых авторов), король аланов, аттаки, был убит в битве против вестготов, и эта ветвь аланов впоследствии обратилась к королю Асдингу вандалов Гундеру с просьбой принять корону аланов. Отдельная этническая идентичность аланов Респендиала исчезла. Хотя считается, что некоторые из этих аланов остались в Иберии, большинство отправилось в Северную Африку с вандалами в 429. Позже правители Королевства вандалов в Северной Африке называли себя Rex Wandalorum et Alanorum («Король вандалов и аланов»).

Королевство вандалов и аланов в Северной Африке (526 г. н.э.).

Есть некоторые остатки аланов в Португалии, а именно в Аленкере (чье имя может быть германским от Храма Аланы, из «Алан Керк», и чей замок, возможно, был основан ими; Алаунт до сих пор представлен на гербе этого города), при строительстве замков Торрес Ведраш и Альмурол, и в городских стенах Лиссабона, где следы их присутствия могут быть найдены под фундаментом церкви Санта-Лузия.

в На Пиренейском полуострове аланы заселили Лузитанию (Алентежу ) и провинции Картаджиненсе. В ретроспективе они стали известны благодаря своей массовой охотничьей и боевой собаке типа Молоссер, Алаунт, которую они, по-видимому, завезли в Европу. Порода вымерла, но ее название носит испанская порода собак, до сих пор называемая алано, традиционно используемая в охоте на кабана и скотоводстве. Название алано, однако, исторически использовалось для ряда пород собак в нескольких европейских странах, которые, как считается, произошли от оригинальных собак аланов, таких как немецкий мастиф (немецкий дог) и французский бордоский дог, среди других..

Средневековая Алания

Аланы, которые оставались в своих первоначальных поселениях к северу от Кавказа (и какое-то время к востоку от Каспийского моря ), пришли в контакт и конфликт с булгарами, гектурками и хазарами, которые вытеснили большинство из них с равнин в горы.

Аланы приняли византийское православие в первой четверти X века, во времена патриархата Николая I Мистика. Аль-Масуди сообщает, что они отступили в 932 году, но, похоже, это длилось недолго. Аланы все вместе упоминаются как христиане византийского обряда в 13 веке. Кавказские аланы были предками современных осетин, этноним которых происходит от имени Ас (весьма вероятно, древнего аорси; аль-Масуди упоминает ал-Арсийа как охранника у хазар, а русов называли алан Яси), родственное племя аланов. Название Аштигор используется для обозначения наиболее западно расположенных аланов, название, которое сохранилось как дигорское и до сих пор относится к западному разделению осетин. Кроме того, в осетинском языке Аси относится к региону вокруг горы Эльбрус, где они, вероятно, раньше жили.

Понтийская степь ок. 650

Некоторые другие аланы остались под властью гуннов. Представители восточной части, хотя и рассредоточенные по степям до позднего средневековья времен, были вытеснены монголами на Кавказ, где они остаются осетинами. Между IX и XII веками они образовали сеть племенных союзов, которые постепенно превратились в христианское царство Алании. Большинство аланов подчинялось Монгольской империи в 1239–1277 гг. Они участвовали в монгольских нашествиях на Европу и династии Сун в Южном Китае, а также в Куликовской битве под Мамаем из <194 г.>Золотая Орда.

В 1253 году францисканский монах Вильгельм Рубрук сообщил о многочисленных европейцах в Средней Азии. Также известно, что 30 000 аланов составляли королевскую гвардию (Асуд ) двора Юань в Даду (Пекин). Марко Поло позже сообщил об их роли в династии Юань в своей книге Il Milione. Говорят, что эти аланы внесли свой вклад в современный монгольский клан Асуд. Иоанн Монтекорвино, архиепископ Даду (Ханбалык), как сообщается, обратил многих аланов в римско-католическое христианство в дополнение к армянам в Китае. В Польше и Литве аланы также были частью могущественного клана Остоя.

. Против аланов и половцев (кипчаков) монголы использовали тактику «разделяй и властвуй», сначала говоря половцам, чтобы они прекратили союз с половцами. Аланы и, после того, как половцы последовали их предложению, монголы напали на половцев после победы над аланами. Аланы набирались в монгольские силы одним отрядом под названием «Право аланской гвардии», который был объединен с «недавно сданными» солдатами, монголами и китайскими солдатами, расквартированными в районе бывшего Королевства Кочо и в Беше. Монголы Балих основали китайскую военную колонию во главе с китайским генералом Ци Кунчжи (Ch'i Kung-chih). Аланскую и кипчакскую гвардию использовал Хубилай-хан. В 1368 году в конце правления династии Юань в Китае Тогхана Темура сопровождали его верные аланские стражи. Мангу зачислил в свой телохранитель половину войск аланского князя Арслана, младший сын которого Николай участвовал в походе монголов на Караджанг (Юньнань). Эта аланская имперская гвардия все еще существовала в 1272, 1286 и 1309 годах и была разделена на два корпуса со штабом в провинции Лингпей (Каракорум). В 1254 году Рубрукс нашел в Каракоруме русского диакона среди других христиан. Причина, по которой монголы постепенно отказались от более раннего персидского слова tersa в пользу сиро-греческого слова arkon, говоря о христианах, очевидно, в том, что ни о какой конкретно греческой церкви никогда не слышали в Китае, пока русские не были завоеваны; кроме того, во второй половине XIII и первой половине XIV века в Пекине находились большие отряды русских и аланских стражников, и католики вряд ли будут поощрять использование персидского слова, которое, скорее всего, было применимо в первый пример несторианам, которых они сочли настолько выродившимися. Охранники-аланы обратились в католицизм, как сообщает Одорико. Они были «русской гвардией».

Языгиа, населенная ясским народом, в 18 веке в пределах Венгерского королевства.

Считается, что некоторые аланы переселились на север (Барсилы ), слияние с волжскими булгарами и буртасом, со временем преобразовавшись в волжских татар. Предполагается, что Яссы, группа аланов, основали город на северо-востоке Румынии (около 1200–1300 гг.), Недалеко от реки Прут, под названием Яссы. Последний стал столицей древней Молдавии в средние века.

Аланские наемники были замешаны в деле с каталонской компанией.

Более поздняя история

Потомки аланов, проживающие в автономных республиках России и Грузии, говорят на осетинском языке, который принадлежит северо-восточной иранской языковой группе и является единственным остатком Скифо-сарматский диалектный континуум, который когда-то простирался на большую часть Понтийской степи и Средней Азии. Современный осетинский язык имеет два основных диалекта: дигорский, на котором говорят в западной части Северной Осетии; и железо, на котором говорят в остальной Осетии. Третья ветвь осетинского, Jassic (Jász), ранее использовалась в Венгрии. Литературный язык, основанный на железном диалекте, закрепил народный поэт, Коста Хетагуров (1859–1906).

Внешность

Римский историк четвертого века Аммиан Марцеллин писал, что аланы были высокими и светловолосыми :

Почти все аланы мужчины большой рост и красота; волосы у них несколько желтые, глаза ужасно свирепые.

Генетика

Осетины

В исследовании, проведенном В.В. Ильинским в 2014 году на фрагментах костей из 10 аланских захоронений на реке Дон, ДНК можно было извлечь из всего семь. Оказалось, что четыре из них принадлежат к гаплогруппе G2 яДНК, а шесть из них имеют мтДНК I. Тот факт, что многие образцы имеют одну и ту же гамма- и мтДНК, повышает вероятность того, что испытуемые принадлежали к одному племени или даже были близкими родственниками.. Тем не менее, это сильный аргумент в пользу прямого аланского происхождения осетин, конкурирующий с гипотезой о том, что осетины являются аланизированными носителями кавказского языка, поскольку основная гаплогруппа среди осетин - также G2.

В 2015 г. Институт археологии в Москве провел исследования различных курганских захоронений сармато-аланской и салтово-маякской культур. В этом анализе два аланских образца с 4 по 6 век нашей эры имели яДНК G2a-P15 и R1a-z94, тогда как из трех сарматских образцов со 2 по 3 век нашей эры два имели яДНК J1-M267, а один - R1a. Кроме того, три образца Салтово-Маяки с 8 по 9 век н.э., как оказалось, содержали yDNA G, J2a-M410 и R1a-z94 соответственно.

Генетическое исследование, опубликованное в Nature в мае 2018 исследовали останки шести аланов, захороненных на Кавказе с ок. 100 г. н.э. до 1400 г. н.э. Извлеченный образец Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе R1 и гаплогруппе Q-M242. В одном из образцов Q-M242, обнаруженных в Беслане, Северная Осетия, с 200 г. н.э., были обнаружены 4 родственника среди чеченцев из Шоанойского тейпа. Образцы извлеченной мтДНК принадлежали HV2a1, U4d3, X2f, H13a2c, H5 и W1.

Archeology

Археологические находки подтверждают письменные источники. П. Д. Рау (1927) впервые отождествил позднесарматские памятники с историческими аланами. Судя по археологическим материалам, они были одним из ираноязычных кочевых племен, которые начали проникать на территорию сарматов между серединой I и II вв.

Язык

Древний язык аланов был восточноиранским диалектом, либо идентичным, либо, по крайней мере, тесно связанным с древними восточно-иранскими языками. Это подтверждается сравнением слова, обозначающего лошадь, в различных индоиранских языках и реконструированного аланского слова, обозначающего лошадь:

ЯзыкПринадлежностьЛошадь
Аланский язык* aspa
Хотанец Северо-Восточный Иранаша
Осетин Северо-Восточный Иранefs
Вахи Северо-Восточный Иранyaš
Ягноби Северо-восточный Иранasp
авестийский юго-восточный иранскийaspa
белуджи северо-западный иранскийasp
Курди Северо-западный иранскийasp, hesp, hasp
Срединный Северо-западный иранскийaspa
древнеперсидский юго-западный иранскийasa
среднеперсидский юго-западный иранскийasp
персидский юго-западный иранскийasb
санскрит индоарийскийáśva

Религия

Православная церковь в Северной Осетии-Алании

До христианизации аланы были индоиранскими политеистами, подписавшими е Это относится к плохо изученному скифскому пантеону или к политеистической форме зороастризма. Некоторые традиции были напрямую унаследованы от скифов, например, воплощение своего господствующего бога в сложных ритуалах.

В IV – V веках аланы были, по крайней мере, частично христианизированы византийскими миссионерами арианской церкви.. В 13 веке вторгшиеся монгольские орды вытеснили восточных аланов дальше на юг, на Кавказ, где они смешались с коренными кавказскими группами и последовательно образовали три территориальных образования, каждое с разным развитием. Около 1395 армия Тимура вторглась на Северный Кавказ и уничтожила большую часть аланского населения.

Со временем дигор на западе попал под кабардинское и исламское влияние. Именно через кабардинцев (восточное черкесское племя) ислам был введен в этот регион в 17 веке. После 1767 г. вся Алания перешла под власть России, что значительно укрепило православие в этом регионе. Значительное меньшинство сегодняшних осетин являются последователями традиционной осетинской религии.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 02:41:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте