Григорий Нисский

редактировать
Епископ Нисского Малой Азии 4-го века

Григорий Нисский
Gregory of Nyssa.jpg Икона Святого Григория из Нисского. (14 век фреска, Церковь Хора, Стамбул )
Каппадокийский отец
Родилсяок. 335. Неокесария, Каппадокия
Умерок. 395. Нисса, Каппадокия
Почитается вВосточной Православной Церкви. Восточное Православие. Римско-католическая церковь. Англиканство
Канонизация Преконгрегация
Праздник 10 января (Восточное христианство ). 26 Хатор (Коптское христианство ). 10 января (Римский католицизм и Лютеранская церковь - Синод Миссури ). 14 июня, с Макрина (ELCA ). 19 июля с Макриной (Англиканская община ). 9 марта (Епископальная церковь США )
Атрибуты Облечен как епископ.

Григорий Нисский, также известный как Григорий Ниссен (Gree к : Γρηγόριος Νύσσης; c. 335 - ок. 395), был епископом из Нисского с 372 по 376 год и с 378 года до своей смерти. Его почитают как святого в римском католицизме, восточном православии, восточном православии, англиканстве и Лютеранство. Григорий, его старший брат Василий Кесарийский и их друг Григорий Назианзин вместе известны как каппадокийские отцы.

Григорий не обладал административными способностями своего брата Василия или современное влияние Григория Назианзина, но он был эрудитом теологом, внесшим значительный вклад в доктрину Троицы и Никейский символ веры. На философские труды Григория оказал влияние Ориген. С середины двадцатого века наблюдается значительный рост интереса к работам Григория со стороны академического сообщества, особенно связанных с всеобщим спасением, что привело к вызовам многих традиционных интерпретаций его богословия.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Биография
    • 2.1 Ранние годы и образование
    • 2.2 Епископат
  • 3 Богословие
    • 3.1 Концепция Троицы
    • 3.2 Бесконечность Бога
    • 3.3 Универсализм
    • 3.4 Антропология
    • 3.5 Неоплатонизм
  • 4 Праздник
  • 5 Наследие
  • 6 Комментарий к Григорию
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Далее чтение
  • 11 Внешние ссылки

Предыстория

В книге Деяний показано, что в День Пятидесятницы приходили евреи, которые были «жителями... Каппадокия "на службе. В Первом послании Петра, написанном после 65 г. н.э., автор приветствует христиан, которые являются «изгнанниками, рассеянными по… Каппадокии». В остальной части Нового Завета больше нет упоминания о Каппадокии.

Христианство возникло в Каппадокии относительно поздно, без каких-либо доказательств существования христианской общины до конца второго века нашей эры. Александр Иерусалимский был первым епископом провинции в начале-середине третьего века, период, когда христиане подвергались гонениям со стороны местных римских властей. Община оставалась очень маленькой на протяжении третьего века: когда Григорий Тауматург присоединился к епископству в ок. 250, по словам его тезки, Ниссена, в Кесарии было всего семнадцать членов Церкви.

Каппадокийские епископы были среди членов Никейского собора. Из-за широкого распределения населения для поддержки епископа Кесарийского были назначены сельские епископы [χωρεπισκοποι]. В конце четвертого века их было около пятидесяти. При жизни Григория христиане Каппадокии были набожными, причем культы Сорока мучеников Севастийских и Святого Георгия были особенно важны и представлены значительным присутствием монахов. Были некоторые приверженцы еретических ветвей христианства, в первую очередь ариане, энкратиты и мессалиане.

Биография

Ранняя жизнь и образование

Григорий родился около 335, вероятно, в городе Неокесария, Понта или недалеко от него. Его семья была аристократической и христианской - согласно Григорию Назианзину, его матерью была Эмелия Кесарийская, а его отец, ритор, был идентифицирован как Василий Старший или как Григорий. Среди его восьми братьев и сестер были Св. Макрина Младшая, Св. Наукратий, св. Петр Севастийский и св. Василий Кесарийский. Точное количество детей в семье было исторически спорным: в комментарии от 30 мая в Acta Sanctorum, например, сначала говорится, что им было девять, прежде чем Питер был описан как десятый ребенок. Было установлено, что эта путаница произошла из-за смерти одного сына в младенчестве, что привело к двусмысленности в сочинениях самого Грегори. Родители Григория подверглись гонениям за свою веру: он пишет, что у них «было конфисковано имущество за исповедание Христа». Бабушка Грегори по отцовской линии, Макрина Старшая. также почитается как святой, а его дед по материнской линии был мучеником, как сказал Григорий, «убитым имперским гневом» во время преследований римского императора Максимина II. Между 320-ми и началом 340-х годов семья восстановила свое состояние, отец Грегори работал в городе Неокесарии адвокатом и ритором.

Характер Грегори, как говорят, был тихим и кротким, в отличие от его брата. Василий, который, как известно, был гораздо более откровенен.

Грегори сначала получил домашнее образование у своей матери Эмелии и сестры Макрины. Мало что известно о том, какое дальнейшее образование он получил. В апокрифических житиях он изображен учившимся в Афинах, но это предположение, вероятно, основанное на жизни его брата Василия. Более вероятно, что он продолжил свое обучение в Кесарии, где он читал классическую литературу, философию и, возможно, медицину. Сам Григорий утверждал, что его единственными учителями были Василий, «Павел, Иоанн и остальные апостолы и пророки».

В то время как его братья Василий и Наукратий жили как отшельники с ок. 355 г. Григорий сначала не преследовал церковную карьеру как ритор. Однако он действовал как лектор. Известно, что в этот период он женился на женщине по имени Теозевия, которую иногда отождествляют с Теозебией диакониссой, почитаемой православным христианством как святой. Это является спорным, однако, и другие комментаторы предполагают, что Теусбия диаконисса была одна из сестер Грегори.

Епископат

В 371, то Император Валент разделить Каппадокию на две новые провинции, Каппадокию Прима и Каппадокию Секунду. Это привело к сложным изменениям церковных границ, в ходе которых было создано несколько новых епископств. Григорий был избран епископом нового см. из Нисского в 372 году, предположительно при поддержке своего брата Василия, который был митрополитом из Кесарии. Ранняя политика Григория как епископа часто противоречила политике Василия: например, в то время как его брат осуждал сабеллианиста последователей Марцелла Анкирского как еретиков, Григорий мог иметь пытался примирить их с церковью.

Григорий столкнулся с противодействием своему правлению в Нисе, и в 373 г. Амфилохий, епископ Иконии должен был посетить город, чтобы подавить недовольство. В 375 г. Десмофен Понтийский созвал синод в Анкире, чтобы судить Григория по обвинению в растрате церковных средств и нерегулярном рукоположении епископов. Он был арестован имперскими войсками зимой того же года, но бежал в неизвестном направлении. Синод в Нисе, созванный весной 376 г., низложил его. Однако в 378 году Григорий вновь обрел престол, возможно, благодаря амнистии, объявленной новым императором Грацианом. В том же году Василий умер, и, несмотря на относительную незначительность Ниссы, Григорий взял на себя многие из прежних обязанностей своего брата в Понте.

Первый Константинопольский собор, как изображено на фреске в Монастырь Ставрополеос, Бухарест, Румыния.

Он присутствовал на Синоде Антиохии в апреле 379 г., где он безуспешно пытался примирить последователей Мелетия Антиохийского с последователями Павлина. Посетив деревню Анниса, чтобы увидеть свою умирающую сестру Макрину, он вернулся в Ниссу в августе. В 380 г. он отправился в Себасте, в провинции Armenia Prima, чтобы поддержать проконикейского кандидата на выборах в епископство. К его удивлению, он сам был избран на этот пост, возможно, из-за того, что население ассоциировало его со своим братом. Тем не менее, Григорий глубоко не любил относительно незащищенное общество Армении, и он столкнулся с расследованием его ортодоксальности местными оппонентами никейского богословия. После нескольких месяцев пребывания там была найдена замена - возможно, брат Григория Петр, который был епископом Севастийского с 381 года - и Григорий вернулся домой в Ниссу, чтобы написать книги I и II Против Евномия.

Григорий участвовал в Первый Константинопольский собор (381 г.) и, возможно, произнес там свою знаменитую проповедь In suam ordinationem. Он был выбран для восхваления на похоронах Мелетия, которые произошли во время совета. Совет послал Григория с миссией в Аравию, возможно, чтобы улучшить ситуацию в Бостре, где двое мужчин, Агапий и Бадагиус, утверждали, что они епископы. Если дело обстоит так, Григорий не добился успеха, так как престол все еще оспаривался в 394 году. Затем он отправился в Иерусалим, где Кирилл Иерусалимский столкнулся с противодействием местного духовенства из-за того, что он был рукоположен Акакием Кесарийским, арианцем еретиком. Попытка Григория выступить посредником в споре не увенчалась успехом, а сам он был обвинен в неортодоксальных взглядах на природу Христа. Его более позднее правление в Нисе было отмечено конфликтом с его митрополитом Элладием. Григорий присутствовал на 394 синоде, созванном в Константинополе для обсуждения сохраняющихся проблем в Бостре. Год его смерти неизвестен.

Богословие

Традиционное мнение о Григории состоит в том, что он был ортодоксальным тринитарным богословом, на которого оказал влияние неоплатонизм из Плотина и верил в всеобщее спасение после Оригена. Однако Григория как весьма оригинального и изощренного мыслителя трудно классифицировать, и многие аспекты его богословия вызывают споры как среди консервативных восточно-православных богословов, так и среди западных академических ученых. Часто это происходит из-за отсутствия систематической структуры и наличия терминологических противоречий в трудах Григория.

Концепция Троицы

Григорий, вслед за Василием, определил Троицу как «одну сущность [οὐσία ] в трех лицах [ὑποστάσεις ] », формула, принятая Константинопольским собором в 381 году. Как и другие каппадокийские отцы, он был гомоузианцем, и Против Евномия подтверждает истинность единосущности троицы по сравнению с аристотелевской верой Евномия в то, что сущность Отца не имеет родства, в то время как сущность Сына порождается. Согласно Григорию, различия между тремя личностями Троицы заключаются в их различном ипостатическом происхождении, а триединая природа Бога раскрывается через божественное действие (несмотря на единство Бога в Его действиях). Следовательно, Сын определяется как порожденный Отцом, Святой Дух - как происходящий от Отца, а Отец - по его роли как прародителя. Однако эта доктрина, по-видимому, подчиняет Сына Отцу, а Святой Дух - Сыну. Роберт Дженсон предполагает, что Грегори подразумевает, что каждый член Божества имеет индивидуальный приоритет: Сын имеет эпистемологический приоритет, Отец имеет онтический приоритет и Дух имеет метафизический приоритет. Другие комментаторы не согласны: Морвенна Ладлоу, например, утверждает, что эпистемический приоритет в богословии Грегори находится прежде всего в Духе.

Современные сторонники социального тринитаризма часто утверждают, что имели находился под влиянием динамической картины Троицы каппадокийцами. Однако было бы в корне неверно идентифицировать Григория как социального тринитария, поскольку его богословие подчеркивает единство воли Бога, и он явно верит, что идентичности Троицы - это три личности, а не отношения между ними. их.

Беспредельность Бога

11 век мозаика Григория Нисского. Софийский собор в Киеве, Украина.

Григорий был одним из первых теологов, которые в противовес Оригену доказывали, что Бог есть бесконечное. Его главный аргумент в пользу бесконечности Бога, который можно найти в книге «Против Евномия», состоит в том, что благость Бога безгранична, и поскольку благость Бога существенна, Бог также безграничен.

Следствием веры Грегори в бесконечность Бога является его вера в то, что Бог, как безграничный, по существу непостижим для ограниченных умов сотворенных существ. В «Жизни Моисея» Григорий пишет: «… всякое понятие, исходящее из некоторого понятного образа, посредством приблизительного понимания и предположения о Божественной природе, составляет идола Бога и не провозглашает Бога». Таким образом, богословие Грегори было апофатическим : он предлагал определять Бога в терминах того, чем мы знаем, что Он не такой, а не того, чем мы могли бы предположить Его.

Соответственно, Ниссен учил, что из-за бесконечности Бога сотворенное существо никогда не может достичь понимания Бога, и, таким образом, для человека как в жизни, так и в загробной жизни существует постоянное движение [ἐπέκτασι un] к недостижимому познанию Бога как личности постоянно превосходит все, что было достигнуто ранее. В «Жизни Моисея» Григорий говорит о трех стадиях этого духовного роста: первоначальная тьма невежества, затем духовное озарение и, наконец, тьма разума в мистическом созерцании. Бога, которого невозможно постичь.

Универсализм

Григорий, кажется, верил во всеобщее спасение всех людей. Григорий утверждает, что когда Павел говорит, что Бог будет «всем во всем» (1 Кор. 15:28), это означает, что, хотя некоторым может потребоваться долгое время очищения, в конечном итоге «не останется ни одного существа вне числа спасенных» и что «никакое создание Богом не выпадет из Царства Божьего». Благодаря единству человеческой природы во Христе, «все, благодаря единству друг с другом, соединятся в общении с Добром в Иисусе Христе, Господе нашем». Своим воплощением, смертью и воскресением Христос достигает «общего спасения человеческой природы».

Григорий также так описал работу Бога: «Его [Божья] цель одна и только одна; это так: когда вся наша раса будет усовершенствована от первого до последнего человека - некоторые сразу же в этой жизни были очищены от зла, другие впоследствии, в необходимые периоды, были исцелены Огнем, другие в своей жизни здесь были не сознавая в равной степени добра и зла - предложить каждому из нас участие в благословениях, пребывающих в Нем, которых, как говорит нам Писание, «глаз не видел, ухо не слышало», и мысль никогда не доходила ». Большинство ученых утверждают, что именно в это верил и чему учил Григорий. Меньшая часть ученых утверждала, что Григорий только подтвердил всеобщее воскресение.

В Жизни Моисея Григорий пишет, что так же, как тьма покинула египтян через три дня, возможно искупление [ἀποκατάστασις ] будет распространяться на тех, кто страдает в аду [γέεννα ]. Это спасение может распространяться не только на людей; вслед за Оригеном, есть отрывки, в которых он, кажется, предполагает (хотя и голосом Макрины), что даже демонам будет место в «мире благости» Христа. Интерпретация Григорием 1 Коринфянам 15:28 («И когда все покорится Ему...») и Филиппийцам 2:10 («Во имя Иисуса все колено должно преклониться, о небесах, о том, что на земле, и о том, что находится под землей ") поддерживает это понимание его теологии.

Тем не менее, в Великом катехизисе Григорий предполагает, что, хотя каждый человек будет воскресшие, спасение будет даровано только крещеным, хотя он также утверждает, что другие, движимые своими страстями, могут быть спасены после очищения огнем. Хотя он верит, что в потустороннем мире больше не будет зла, можно утверждать, что это не исключает веры в то, что Бог может справедливо проклясть грешников на вечность. Таким образом, основное различие между концепцией Грегори ποκατάστασις и Оригеном будет заключаться в том, что Грегори верит, что человечество коллективно вернется к безгрешности, тогда как Ориген верит, что личное спасение будет всеобщим. Однако такое толкование Григория недавно подверглось критике. В самом деле, этому толкованию явно противоречит сам «Великий катехизис», поскольку в конце главы XXXV Григорий заявляет, что те, кто не был очищен водой через крещение, в конце концов будут очищены огнем, так что «их природа может очиститься снова для Бога ». Кроме того, в следующей главе (глава XXXVI) Григорий говорит, что те, кто очищены от зла, будут допущены в «небесную компанию».

Пытаясь примирить эти разрозненные позиции, восточно-православные теолог доктор Марио Багос отмечает, что «если принять за чистую монету, святой кажется, противоречит самому себе в этих отрывках; с одной стороны, он утверждал спасение всех и полное искоренение зла, а с другой стороны, что огонь, необходимый для очищения зла, «бессонный», то есть вечный. Единственное решение этого несоответствия - рассматривать любое упоминание о всеобщем спасении в Святом Григории как выражение Божьего намерения в отношении человечества, что фактически подтверждается, когда его святая сестра утверждает, что у Бога есть «одна цель […] некоторые сразу же даже в этой жизни очистились от зла, другие были исцелены в будущем огнем в течение соответствующего периода времени». То, что мы можем выбрать, принять или проигнорировать это очищение, подтверждается многочисленными наставлениями святого о том, что мы свободно вступаем на добродетельный путь ". Доктор Илария Рамелли сделала наблюдение, что для Грегори свобода воли была совместима со всеобщим спасением, поскольку каждый человек, в конце концов, принял добро, пройдя очищение. Тем не менее, некоторые истолковывают Григория как допускающего, что Иуда и подобные ему грешники никогда не будут полностью очищены, когда он писал: «То, чего никогда не существовало, должно быть предпочтительнее того, что существовало в таком грехе. Ибо что касается последнего, из-за глубина укоренившегося зла, наказание путем очищения будет распространено до бесконечности ». Однако Рамелли переводит греческое «ε ἄπειρον παρατείνεται ἡ διὰ τῆς καθάρσεως κόλασις» как «наказание, предусмотренное с целью очищения, будет иметь неопределенный срок».

Anthropology <2>61>антропология основана на онтологическом различении сотворенного и несотворенного. Человек является материальным творением, и поэтому он ограничен, но бесконечен в том, что его бессмертная душа обладает неограниченной способностью приближаться к божественному. Грегори считал, что душа создается одновременно с созданием тела (в отличие от Оригена, который верил в предсуществование ), и что эмбрионы были личностями. Для Григория человек исключительный, он создан по образу Божьему. Человечество теоморфно как в том, что касается самосознания, так и свободной воли, последняя дает каждому индивидуальную экзистенциальную силу, потому что Грегори, игнорируя Бога, отрицает собственное существование. В «Песне песней» Григорий образно описывает человеческие жизни как картины, созданные учениками мастера: ученики (человеческая воля) подражают работе своего учителя (жизни Христа) прекрасными красками (добродетелями ), и таким образом человек стремится быть отражением Христа. Грегори, разительно контрастируя с большинством мыслителей своего времени, видел огромную красоту в грехопадении : из греха Адама из двух совершенных людей в конечном итоге возникнет бесчисленное множество.

Григорий также был одним из первых Христианские голоса говорят, что рабство как институт изначально греховно. Он считал, что рабство нарушает присущую человечеству ценность и природу свободы; отход от классического и иудео-христианского прецедента, который он укоренил в Бытие, утверждая, что человеку было дано господство над животными, но не над человечеством. Хотя некоторые аспекты рабовладельческой системы подвергались критике со стороны таких стоиков, как Сенека, это была первая и единственная устойчивая критика самого института рабства, сделанная в древнем мире.

В «Проповедях на Экклезиаст» он писал: «« Я приобрел себе рабынь и рабынь ». За какую цену скажите мне? Что вы нашли в существовании такой же ценности, как эта человеческая природа? Какую цену вы поставили за рациональность? Сколько оболов вы посчитали эквивалентом подобия Богу? За сколько статеров вы получили Бог сказал: "Сотворим человека по нашему образу и подобию. Если он по подобию Бога и правит всей землей, и ему дарована власть над всем на земле от Бога, Который есть". его покупатель, скажи мне? Кто его продавец? Эта сила принадлежит только Богу, или, скорее, даже не самому Богу. Ибо его милостивые дары, как говорится, безвозвратны (Римлянам 11:29 Таким образом, Бог не стал бы низводить человеческий род до рабства, поскольку Он сам, когда мы были порабощены грехом, спонтанно призвал нас к свободе. Но если Бог не порабощает то, что свободно, то кто тот, кто ставит свою силу выше Божьей? ? "

Неоплатонизм

Между богословием Григория и философией неоплатонизма много общего, особенно Плотина. В частности, они разделяют идею о том, что реальность Бога полностью недоступна для людей и что человек может прийти к Богу только через духовное путешествие, в котором знание [γνῶσις ] отвергается в пользу медитации. Григорий в своей работе не ссылается ни на каких философов-неоплатоников, и есть только один спорный отрывок, который может прямо цитировать Плотина. Учитывая это, кажется возможным, что Григорий был знаком с Плотином и, возможно, с другими фигурами неоплатонизма. Однако существуют некоторые существенные различия между неоплатонизмом и идеями Григория, например, утверждение Григория о том, что красота и добро эквивалентны, что контрастирует с точкой зрения Плотина о том, что это два разных качества.

Восточно-православные богословы обычно критически относятся к теория о том, что Григорий находился под влиянием неоплатонизма. Например, митрополит Нафпактский Иерофей утверждает в «Жизнь после смерти», что Григорий выступал против всех философских (в отличие от богословских) усилий, как отравленных мирским. Эту точку зрения поддерживает книга «Против Евномия», где Григорий осуждает Евномия за то, что он ставит результаты своей систематической аристотелевской философии выше традиционных учений Церкви.

Праздник

Восточная Православная и Восточно-католическая церкви поминают Григория Нисского 10 января. Римский мартиролог отмечает кончину святого Григория Нисского 9 марта. В современных римско-католических календарях, которые включают праздник Святого Григория, например, в календарях бенедиктинцев, его праздник отмечается 10 января. Лютеранская церковь - Синод Миссури чествует Григория Нисского вместе с остальными каппадокийскими отцами 10 января.

Legacy

De virginitate

Григорий почитается как святой. Однако, в отличие от других каппадокийских отцов, он не Доктор Церкви. Его почитают в основном на Востоке. Его мощи хранились Ватиканом до 2000 года, когда они были переведены в греческую православную церковь св. Григория Нисского Сан-Диего, Калифорния.

Профессор богословия Натали Карнс писала: «Одна из причин, по которой Григорий не был принят в теологическое русло на Западе, состоит в том, что его мало переводили на латынь. Иоанн Скот Эриугена (ок. 800 – ок. 877) заслуживает большой признательности за влияние Грегори. Грегори оказал влияние не только на самого Эриугена, но и на его перевод «О создании человека» на латынь ».

Работы Григория не привлекали большого внимания ученых на Западе до середины двадцатого века, и исторически он считался второстепенной фигурой по сравнению с Василием Великим или Григорием Назианзином. Еще в 1942 году Ханс Урс фон Бальтазар писал, что его работы практически неизвестны. Отчасти благодаря стипендии Бальтазара и Жана Даниэлу, к 1950-м годам Грегори стал предметом очень серьезных богословских исследований, было опубликовано критическое издание его работы («Опера Григория Ниссени»), и был основан Международный коллоквиум, посвященный Григорию Нисскому. Это внимание продолжается и по сей день. Современные исследования в основном сосредоточены на эсхатологии Грегори, а не на его более догматических трудах, и он приобрел репутацию нетрадиционного мыслителя, чья мысль, возможно, является прообразом постмодернизма. В число основных фигур в современных исследованиях входят Сара Коакли, Джон Зизиулас и Роберт Дженсон.

Натали Карнес также отметила: «В том же году была опубликована книга Коакли, одна из авторы этого тома выпустили его собственную книгу, в значительной степени опирающуюся на Грегори: Дэвид Бентли Харт опубликовал «Красоту бесконечного». Харт пишет систематическое богословие в традициях Грегори, но в беседе с современными мыслителями. Он пишет теологию Ниссена. таким же образом теологи годами писали августинское богословие ».

Комментарий к Григорию

В 787 году нашей эры был проведен Седьмой Вселенский собор (также известный как Второй Никейский собор ) Григорий Нисский:

Давайте тогда рассмотрим, кто были почтенными врачами и неукротимыми поборниками Церкви [включая] Григория Примаса Нисского, которого все называли отцом отцов.

Генри Фэйрфилд Осборн написал в своей работе по истории эволюционной мысли, От греков до Дарвина (1894):

Среди христианских отцов движение к частично натуралистической интерпретации порядка Творения было сделано Григорием Нисским в четвертом веке, а завершено Августином в четвертом и пятом веках.... [Грегори] учил, что Творение потенциально. Бог наделил материю ее фундаментальными свойствами и законами. Объекты и завершенные формы Вселенной постепенно развивались из хаотического материала.

пишет о мистических и апофатических писаниях Григория в своей книге «Григорий Нисский (Отцы ранней церкви)» (1999):

Григорию часто приписывают открытие мистического богословия или, скорее, восприятие тьмы как чего-либо соответствующий символ, под которым можно обсуждать Бога. В этом много правды... Григорий, кажется, был первым христианским писателем, который подчеркнул этот важный момент.

пишет о позиции Грегори в отношении рабства в книге Race a Theological Account (2008):

Что меня интересует, так это определяющие черты видения Грегори справедливого общества: его недвусмысленная позиция против «своеобразного института рабства» и его призыв к освобождению всех рабов. Мне интересно читать Грегори как аболициониста-интеллектуала четвертого века... Его мировоззрение превосходило не только более умеренную (но справедливо по отношению к Павлу в его момент революционную) позицию по этому вопросу, но и взгляды всех древних. интеллектуалы - язычники, иудеи и христиане - от Аристотеля до Цицерона и от Августина на христианском Западе до его современника, самого златоротого проповедника Иоанна Кризотома на Востоке. Действительно, миру придется подождать еще пятнадцать веков - до девятнадцатого века, в конце современного аболиционистского движения - прежде чем такая недвусмысленная позиция против рабства появится снова.

Католический теолог и писатель Ганс Урс фон Бальтазар описывает Грегори в своей книге «Присутствие и мысль: очерк религиозной философии Григория Нисского» (1988):

Менее плодовитый, чем Ориген, менее образованный, чем Грегори Назианзен, менее практичный, чем Василий, Григорий Нисский тем не менее, он превосходит их всех по глубине своей мысли.

Библиография

Полное собрание сочинений Григория Нисского опубликовано на греческом оригинале с латинскими комментариями как Gregorii Nysseni Opera:

  • Vol. 1 - Вернер Йегер, изд. (2002). Contra Eunomium libri I et II. Брилл. ISBN 978-90-04-03007-7.
  • Том. 2 - Вернер Йегер, изд. (2002). Contra Eunomium liber III. Брилл. ISBN 978-90-04-03934-6.
  • Том. 3/1 - Фридрих Мюллер, изд. (1958). Опера малая догматика, пар. И. Брилль. ISBN 978-90-04-04788-4.
  • Том. 3/2 - К. Кеннет Даунинг; Якобус А. Макдонаф; С.Дж. Хадвига Хёрнер, ред. (1987). Opera Dogmatica Minora, части II. Брилл. ISBN 978-90-04-07003-5.
  • Том. 3/3 - Opera dogmatica minora, pars III - De Anima Et Resurrectione, 2014 Издатель = Brill ISBN 978-90-04-12242-0 Редактор: Андреас Спира
  • Том. 3/4 - Эккехард Мюленберг, изд. (1996). Opera Dogmatica Minora, части IV. Брилл. ISBN 978-90-04-10348-1.
  • Том. 3/5 - Эккехард Мюленберг, изд. (2008). Опера малая догматика, парс В. Брилль. ISBN 978-90-04-13314-3.
  • Том. 4/1 - Хьюберт Дробнер, изд. (2009). Opera exegetica In Genesim, пар. И. Брилль. ISBN 978-90-04-13315-0.
  • Том. 4/2 - Opera exegetica В Genesim, часть II - в настоящее время недоступна.
  • Vol. 5 - Дж. Макдонаф; П. Александр, ред. (1986). В Incriptiones Psalmorum: In Sextum Psalmum: In Ecclesiasten Homiliae. Брилл. ISBN 978-90-04-08186-4.
  • Том. 6 - Х. Лангербек, изд. (1986). В Canticum Canticorum. Брилл. ISBN 978-90-04-08187-1.
  • Том. 7/1 - Джон Ф. Каллахан, изд. (2009). Opera exegetica In Exodum et Novum Testamentum, pars 1. Brill. ISBN 978-90-04-00747-5.
  • Vol. 7/2 - John F. Callahan, ed. (1992). Opera exegetica In Exodum et Novum Testamentum, pars 2. Brill. ISBN 978-90-04-09598-4.
  • Vol. 8/1 - Werner Jaeger; J.P. Cavarnos; V.W. Callahan, eds. (1986). Opera ascetica et Epistulae, pars 1. Brill. ISBN 978-90-04-08188-8.
  • Vol. 8/2 - Giorgio Pasquali, ed. (2002). Opera ascetica et Epistulae, pars 2. Brill. ISBN 978-90-04-11182-0.
  • Vol. 9 - G. Heil; A. van Heck; E. Gebhardt; A. Spira, eds. (1992). Sermones, pars 1. Brill. ISBN 978-90-04-00750-5.
  • Vol. 10/1 - G. Heil; J. P. Cavarnos; O. Lendle, eds. (1990). Sermones, pars 2. Brill. ISBN 978-90-04-08123-9.
  • Vol. 10/2 - Ernestus Rhein; Friedhelm Mann; Dörte Teske; Hilda Polack, eds. (1996). Sermones, pars 3. Brill. ISBN 978-90-04-10442-6.

References

Sources

  • Azkoul, Michael (1995). St. Gregory of Nyssa and the Tradition of the Fathers. Lewiston, NY: E. Mellen Press. ISBN 0-7734-8993-2.
  • Ene D-Vasilescu, Elena (2017). "Chapter 55: Gregory of Nyssa". In Esler, Philip F. (ed.). The Early Christian World. Routledge - Taylor Francis Group. pp. 1072–1987.
  • Maspero, Giulio (2007). Trinity and Man - Gregory of Nyssa's Ad Ablabium. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-474-2079-8.
  • Meredith, Anthony (1995). The Cappadocians. Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press. ISBN 0-88141-112-4.
  • Mateo-Seco, Lucas Francisco; Maspero, Giulio, eds. (2010). The Brill Dictionary of Gregory of Nyssa. Leiden: Brill.

Further reading

  • Gregory of Nyssa, Life of Macrina, London, 2012. limovia.net ISBN 978-1-78336-017-8
  • John J. Cleary, ed. (1997). The perennial tradition of Neoplatonism. Leuven University Press. ISBN 978-90-6186-847-7.
  • Sarah Coakley; и другие. (2003). Re-thinking Gregory of Nyssa. Вили-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0637-5.
  • Jean Daniélou (1956). "Le mariage de Grégoire de Nysse et la chronologie de sa vie" (PDF). Revue d'Études Augustiniennes et Patristiques. 2(1–2): 71–78. doi :10.1484/J.REA.5.103908. Archived from the original (PDF) on 2005-10-20. Retrieved 2009-09-02.
  • Stephen T. Davis; Daniel Kendall; Gerald O'Collins, eds. (2002). The Trinity: an interdisciplinary symposium on the Trinity. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924612-0.
  • González, Justo (1984), The Story of Christianity, Peabody: Prince Press, ISBN 978-1-56563-522-7, retrieved 20 January 2013
  • Robert Jenson (2002). The Triune Identity: God According to the Gospel. Wipf Stock. ISBN 978-1-57910-962-2.
  • Duane H. Larson (1995). Times of the trinity: a proposal for theistic cosmology. П. Ланг. ISBN 978-0-8204-2706-5.
  • Morwenna Ludlow (2000). Universal salvation: eschatology in the thought of Gregory of Nyssa and Karl Rahner. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-827022-5.
  • Morwenna Ludlow (2007). Gregory of Nyssa : ancient and (post)modern. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928076-6.
  • Giulio Maspero; Lucas F. Mateo Seco, eds. (2009). The Brill dictionary of Gregory of Nyssa. Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-16965-4.
  • Metropolitan Hierotheos of Nafpaktos, Life after Death. Retrieved 22 January 2012.
  • Pfister, J. Emile (June 1964). "A Biographical Note: The Brothers and Sisters of St. Gregory of Nyssa". Vigiliae Christianae. 18(2): 108–113. doi :10.2307/1582774. JSTOR 1582774.
  • Raymond Van Dam (2002). Kingdom of snow: Roman rule and Greek culture in Cappadocia. Университет Пенсильвании Press. ISBN 978-0-8122-3681-1.
  • Raymond Van Dam (2003). Becoming Christian: the conversion of Roman Cappadocia. Университет Пенсильвании Press. ISBN 978-0-8122-3738-2.
  • John W. Watt; Jan Willem Drijvers ( 1999). Portraits of spiritual authority: religious power in early Christianity, Byzantium, and the Christian Orient. Leiden: BRILL. ISBN 978-90-04-11459-3.

External links

Последняя правка сделана 2021-05-22 10:27:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте