Гунны

редактировать
"Хун" перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Хун (значения).

Гунны
370–469
Территория под контролем гуннов около 450 г. н.э. Территория под контролем гуннов около 450 г. н.э.
Общие языки
Правительство Племенная Конфедерация
Король или вождь  
• 370-е? Баламбер ?
• c. 395 -? Курсич и Басич
• c. 400–409 Ульдин
• c. 412 -? Charaton
• c. 420–430 Октар и Ругила
• 430–435 Ругила
• 435–445 Аттила и Бледа
• 445–453 Аттила
• 453–469 Денгизич и Эрнак
• 469–? Эрнак
История  
• Гунны появляются к северо-западу от Каспийского моря. до 370-х годов
• Завоевание аланов и готов 370 с
•  Аттила и Бледа становятся соправителями объединенных племен. 437
• Смерть Бледы, Аттила становится единоличным правителем 445
•  Битва на Каталаунских равнинах 451
• Вторжение в северную Италию 452
•  Битва при Недао 454
•  Умер Денгизич, сын Аттилы. 469
Предшествует Преемник
Аланы
Greuthungi
Тервинги
Паннония
Гепиды
Ругиленд
Остготское королевство
Королевство свевов (дунай)

В Гунны были кочевым народом, которые жили в Средней Азии, на Кавказе и Восточной Европе между 4 - м и 6 - м веке нашей эры. Согласно европейской традиции, о них сначала сообщалось, что они жили к востоку от реки Волги, на территории, которая в то время была частью Скифии ; Приход гуннов связан с переселением на запад иранского народа - аланов. К 370 году нашей эры гунны прибыли на Волгу, а к 430 году гунны установили обширное, хотя и недолговечное, господство в Европе, покорив готов и многие другие германские народы, живущие за пределами римских границ, и заставив многих других покинуть пределы Рима. бежать на римскую территорию. Гунны, особенно при их царе Аттиле, совершали частые и разрушительные набеги на Восточную Римскую империю. В 451 году гунны вторглись в западно-римскую провинцию Галлию, где они сражались с объединенной армией римлян и вестготов в битве на Каталаунских полях, а в 452 году вторглись в Италию. После смерти Аттилы в 453 году гунны перестали быть серьезной угрозой для Рима и потеряли большую часть своей империи после битвы при Недао (454?). Потомки гуннов, или преемники с похожими именами, зарегистрированы соседними народами на юг, восток и запад как населявшие части Восточной Европы и Центральной Азии примерно с 4-го по 6-й века. Варианты названия гуннов зафиксированы на Кавказе до начала 8 века.

В 18 веке французский ученый Джозеф Де Гигнс стал первым, чтобы предложить связь между гуннами и гуннских людей, которые были северные соседи Китая с 3 века до н.э. до конца эры первого века. Со времен Гиня значительные научные усилия были посвящены исследованию такой связи. Вопрос остается спорным. Их отношения с другими образованиями, такими как иранские гунны и индийский народ хуна, также были предметом споров.

О гуннской культуре известно очень мало, и очень мало археологических памятников окончательно связано с гуннами. Считается, что они использовали бронзовые котлы и выполняли искусственную деформацию черепа. Не существует описания гуннской религии времен Аттилы, но такие практики, как гадание, засвидетельствованы, и существование шаманов вероятно. Также известно, что у гуннов был свой язык, однако об этом свидетельствуют только три слова и личные имена. В экономическом отношении они, как известно, практиковали одну из форм кочевого скотоводства ; по мере того, как их контакты с римским миром росли, их экономика становилась все более связанной с Римом через дань, набеги и торговлю. Похоже, что у них не было единого правительства, когда они вошли в Европу, а скорее сформировали единое племенное руководство в ходе своих войн с римлянами. Гунны правили множеством народов, которые говорили на разных языках, и некоторые из них поддерживали своих собственных правителей. Их основной боевой техникой была конная стрельба из лука.

Гунны, возможно, стимулировали Великое переселение народов, способствовавшее распаду Западной Римской империи. Память о гуннах также жила в жизнях различных христианских святых, где гунны играли роли антагонистов, а также в германских героических легендах, где гунны по-разному являются антагонистами или союзниками германских главных фигур. В Венгрии, легенда, разработанная на основе средневековых хрониках, что венгры, и Székely этнической группы, в частности, являются потомками гуннов. Однако традиционная наука отвергает тесную связь между венграми и гуннами. Современная культура обычно ассоциирует гуннов с крайней жестокостью и варварством.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
    • 1.1 Отношение к хунну и другим народам, называемым гуннами
    • 1.2 Название и этимология
    • 1.3 Внешний вид
    • 1.4 Генетика
  • 2 История
    • 2.1 До Аттилы
    • 2.2 Под Аттилой
    • 2.3 После Аттилы
  • 3 Образ жизни и экономика
    • 3,1 пастырское кочевничество
    • 3.2 Лошади и транспорт
    • 3.3 Экономические отношения с римлянами
    • 3.4 Связи с Великим шелковым путем
  • 4 Правительство
  • 5 Общество и культура
    • 5.1 Искусство и материальная культура
    • 5.2 Искусственная деформация черепа
    • 5.3 Языки
    • 5.4 Брак и роль женщины
    • 5.5 Религия
  • 6 Война
    • 6.1 Стратегия и тактика
    • 6.2 Военная техника
  • 7 Наследие
    • 7.1 В христианской агиографии
    • 7.2 В германской легенде
    • 7.3 Ссылки на венгров
    • 7.4 использование 20-го века по отношению к немцам
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 цитат
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Источник

Евразийская Степь пояс (в  на карте).

Происхождение гуннов и их связи с другими степными народами остаются неопределенными: ученые в целом согласны с тем, что они произошли из Средней Азии, но расходятся во мнениях относительно специфики их происхождения. Классические источники утверждают, что они появились в Европе внезапно около 370 г. Чаще всего попытки римских писателей выяснить происхождение гуннов просто приравнивали их к более ранним степным народам. Римские писатели также повторяли сказку о том, что гунны вторглись во владения готов, когда они гнались за диким оленем или сбежавшими коровами через Керченский пролив в Крым. Открыв землю, они напали на готов. В « Гетике» Иордана говорится, что готы считали гуннов потомками «нечистых духов» и готских ведьм.

Отношение к хунну и другим народам, называемым гуннами

Дополнительная информация: Происхождение гуннов. Домен и влияние гуннов под Модэ около 205 г. до н.э., поверяемого место происхождения гуннов.

Со времен Жозефа де Гиня в 18 веке современные историки связывают гуннов, появившихся на границах Европы в 4 веке нашей эры, с хунну, вторгшимися в Китай с территории современной Монголии между 3 веком до нашей эры и вторым веком. век нашей эры. Из-за сокрушительного поражения китайской династии Хань северная ветвь сюнну отступила на северо-запад; их потомки, возможно, мигрировали через Евразию, и, следовательно, они могут иметь некоторую степень культурной и генетической преемственности с гуннами. Ученые также обсудили отношения между хунну, гуннами и рядом людей в Центральной Азии, которые также были известны или стали идентифицироваться под именем «гунны» или « иранские гунны ». Наиболее известными из них были хиониты, кидариты и эфталиты.

Кампании гуннов под командованием Аттилы в Европе, приведшие к их поражению на Каталаунских равнинах в 451 году нашей эры, происходят примерно в то же время, что и конфликты между кидаритами и Сасанидской империей и империей Гупта в Южной Азии. Сасанидская империя временно проиграла кидаритам в 453 году нашей эры, попав в отношения данников, в то время как империя Гупта отразила кидаритов в 455 году нашей эры при императоре Скандагупте. Это похоже на то, как если бы империалистическая империя, а также восток и запад объединили свой ответ на одновременную гуннскую угрозу по всей Евразии. В конце концов, Европе удалось дать отпор гуннам, и их власть там быстро исчезла, но на востоке и Сасанидская империя, и империя Гупта остались сильно ослабленными.

Отто Дж. Менхен-Хельфен был первым, кто бросил вызов традиционному подходу, основанному в первую очередь на изучении письменных источников, и подчеркнул важность археологических исследований. После работы Менхен-Хельфен идентификация хунну как предков гуннов стала спорной. Кроме того, несколько ученых подвергли сомнению отождествление «иранских гуннов» с европейскими гуннами. Вальтер Поль предупреждает, что

ни одна из великих конфедераций степных воинов не была этнически однородной, и одно и то же название использовалось разными группами из соображений престижа или посторонними для описания их образа жизни или географического происхождения. [...] Поэтому бесполезно рассуждать о тождественности или кровных родственных связях между H (s) iung-nu, Hephthalites и, например, гуннами Аттилы. Все, что мы можем с уверенностью сказать, - это то, что имя гунны в поздней античности описывало престижные правящие группы степных воинов.

Недавние исследования, в частности, Хюн Джин Ким и Этьен де ла Вэссьер, возродили гипотезу о том, что хунны и сунну - одно и то же. Де ла VAISSIERE утверждает, что древние китайские и индийские источники использовали сюнну и гунны переводить друг друга, и что различные «иранские гунны» были также определены с хунну. Ким считает, что термин «гунны» был «не этнической группой, а политической категорией», и выступает за фундаментальную политическую и культурную преемственность между хунну и европейскими гуннами, а также между хунну и «иранскими гуннами».

Имя и этимология

Имя Хун засвидетельствовано в классических европейских источниках как греческое Οὖννοι ( Ounnoi) и латинское Hunni или Chuni. Джон Малалас записывает их имя как Οὖννα ( Оунна). Другим возможным греческим вариантом может быть Χοὖνοι ( Khounoi), хотя отождествление этой группы с гуннами оспаривается. Классические источники также часто используют имена старых и не связанных между собой степных кочевников вместо имени гуннов, называя их, среди прочего, массагетами, скифами и киммерийцами.

Этимология слова Hun неясна. Различные предлагаемые этимологии обычно предполагают, по крайней мере, что названия различных евразийских групп, известных как гунны, связаны между собой. Там было несколько предложенных тюркские этимологии, выводя название по- разному от тюркского ÖN, ONA (расти), Qun (обжора), КУН, gün, во множественном числе суффикс «якобы означает„народ“», Цюнь (сила), и хюн (свирепый). Отто Менхен-Хельфен отвергает все эти тюркские этимологии как «простые догадки». Сам Менхен-Хельфен предлагает иранскую этимологию от слова, родственного авестийскому hūnarā (умение), hūnaravant- (искусный), и предполагает, что оно могло первоначально обозначать ранг, а не этническую принадлежность. Роберт Вернер развил этимологию от тохарского ку (собака), предполагая - как китайцы называли собак сюнну, - что собака была тотемным животным гуннского племени. Он также сравнивает имя Massagetae, отмечая, что элемент saka в этом имени означает собака. Другие, такие как Гарольд Бейли, С. Парлато и Джамшид Чокси, утверждали, что название происходит от иранского слова, родственного авестийскому yaona, и было обобщенным термином, означающим «враги, противники». Кристофер Этвуд отвергает эту возможность по фонологическим и хронологическим причинам. Не придавая значения этимологии как таковой, Этвуд получил название от реки Онги в Монголии, которая произносилась так же или аналогично имени Xiongnu, и предполагает, что это было первоначально династическое имя, а не этническое имя.

Внешность

Древние описания гуннов единообразно подчеркивают их странную внешность с римской точки зрения. Эти описания обычно изображают гуннов как монстров. Йорданес подчеркивал, что гунны были невысокого роста, имели загорелую кожу и круглые бесформенные головы. Различные писатели отмечают, что у гуннов были маленькие глаза и плоские носы. Римский писатель Приск дает следующее описание Аттилы от очевидца: «Невысокого роста, с широкой грудью и большой головой; его глаза были маленькими, его борода тонкая, с серыми пятнами; у него был плоский нос и загорелая кожа, показывающая доказательства его происхождения ".

Многие ученые считают это нелестным изображением восточноазиатских (« монголоидных ») расовых характеристик. Менхен-Хельфен утверждает, что, хотя многие гунны обладали восточноазиатскими расовыми характеристиками, они вряд ли выглядели такими же азиатскими, как якуты или тунгусы. Он отмечает, что археологические находки предполагаемых гуннов предполагают, что они были расово смешанной группой, состоящей только из некоторых лиц с восточноазиатскими чертами. Ким также предостерегает от того, чтобы рассматривать гуннов как однородную расовую группу, в то же время утверждая, что они были «частично или преимущественно монголоидного происхождения (по крайней мере, первоначально)». Некоторые археологи утверждали, что археологические находки не смогли доказать, что у гуннов вообще были какие-либо «монголоидные» черты, а некоторые ученые утверждали, что гунны были преимущественно « кавказскими » по внешнему виду. Другие археологи утверждали, что «монголоидные» черты встречаются в основном среди членов гуннской аристократии, в которую, однако, также входили германские лидеры, интегрированные в гуннское государство. Ким утверждает, что состав гуннов постепенно становился все более «кавказским» во время их пребывания в Европе; он отмечает, что к битве при Шалоне (451 г.) «подавляющее большинство» свиты и войск Аттилы, по-видимому, имели европейское происхождение, в то время как сам Аттила, похоже, имел восточноазиатские черты.

Генетика

См. Также: Журанский каганат § Генетика, Сянбэй § Генетика, Сюнну § Генетика, Люди Дунху § Генетика и Паннонские авары § Генетика

Damgaard et al. В 2018 году было установлено, что гунны имели смешанное восточноазиатское и западноевразийское происхождение. Авторы исследования предположили, что гунны произошли от хунну, которые расширились на запад и смешались с саками.

Neparáczki et al. В 2019 году исследованы останки трех мужчин с трех отдельных гуннских кладбищ V века в Паннонском бассейне. Было обнаружено, что они несут отцовские гаплогруппы Q1a2, R1b1a1b1a1a1 и R1a1a1b2a2. В современной Европе Q1a2 встречается редко и имеет самую высокую частоту среди секели. Было установлено, что все изученные гуннские мужчины имели карие глаза и черные или каштановые волосы и имели смешанное европейское и восточноазиатское происхождение. Результаты согласуются с хуннским происхождением гуннов.

В междисциплинарном исследовании Савельев и Чонг 2020 не обнаружили явных доказательств преемственности между хунну и хуннами и пришли к выводу, что нет генетических доказательств того, что степной компонент хуннов произошел от хунну или других популяций восточной степи.

Keyser et al. 2020 обнаружил, что хунны разделяют определенные отцовские и материнские гаплотипы с хуннами, и предположил на этом основании, что гунны произошли от хунну, которые, в свою очередь, предположили, были потомками скифо-сибиряков.

История

Основная статья: История гуннов

Перед Аттилой

Предлагаемый путь движения гуннов на запад (надписи на немецком языке)

Римлянам стало известно о гуннах, когда вторжение последних в понтийские степи вынудило тысячи готов перебраться в Нижний Дунай в поисках убежища в Римской империи в 376 году. Гунны завоевали аланов, большую часть гротунгов или восточных готов, и затем большинство тервингов или западных готов, многие из которых бежали в Римскую империю. В 395 году гунны начали свое первое крупномасштабное нападение на Восточную Римскую империю. Гунны напали во Фракии, захватили Армению и разграбили Каппадокию. Они вошли в некоторые части Сирии, угрожали Антиохии и прошли через провинцию Евфратия. В то же время гунны вторглись в Сасанидскую империю. Это вторжение было первоначально успешным, приблизившись к столице империи Ктесифону ; однако во время контратаки персов они потерпели сокрушительное поражение.

Во время своего непродолжительного ухода из Восточной Римской империи гунны могли угрожать племенам дальше на запад. Ульдин, первый гунн, названный по имени в современных источниках, возглавлял группу гуннов и аланов, сражавшихся против Радагайса при защите Италии. Улдин был также известен тем, что победил готских повстанцев, доставляющих беспокойство восточным римлянам у Дуная, и обезглавил готских гайнов около 400–401 годов. Восточные римляне снова начали ощущать давление со стороны гуннов Ульдина в 408 году. Ульдин пересек Дунай и разграбил Фракию. Восточные римляне пытались подкупить Ульдина, но его сумма была слишком высока, поэтому они вместо этого подкупили подчиненных Ульдина. Это привело ко многим дезертирствам из группы гуннов Улдина. Сам Улдин бежал обратно через Дунай, после чего о нем больше не упоминают.

Несколько раз упоминаются гуннские наемники, которые использовались восточными и западными римлянами, а также готами в конце 4-го и 5-го веков. В 433 некоторые части Паннонии были переданы им Флавия Аэция, на магистерскую militum в Западной Римской империи.

Под Аттилой

Изображение Аттилы в девятнадцатом веке. Чертоза ди Павия - Медальон в основании фасада. Латинская надпись гласит, что это Аттила, бич Бога.

С 434 года братья Аттила и Бледа вместе правили гуннами. Аттила и Бледа были такими же амбициозными, как их дядя Ругила. В 435 году они вынудили Восточную Римскую империю подписать Маргийский договор, дающий гуннам торговые права и ежегодную дань от римлян. Когда римляне нарушили договор в 440 году, Аттила и Бледа напали на Кастру Константиас, римскую крепость и рынок на берегу Дуная. Началась война между гуннами и римлянами, и гунны преодолели слабую римскую армию и разрушили города Маргус, Сингидунум и Виминациум. Хотя перемирие было заключено в 441 году, два года спустя Константинополь снова не смог доставить дань, и война возобновилась. В следующей кампании армии гуннов подошли к Константинополю и разграбили несколько городов, прежде чем нанести поражение римлянам в битве при Херсонесе. Император Восточной Римской империи Феодосий II уступил требованиям гуннов и осенью 443 г. подписал Анатолийский мир с двумя гуннскими королями. Бледа умер в 445 году, и Аттила стал единоличным правителем гуннов.

В 447 году Аттила вторгся на Балканы и во Фракию. Война закончилась в 449 году соглашением, в котором римляне согласились платить Аттиле ежегодную дань в размере 2100 фунтов золота. Во время своих набегов на Восточную Римскую империю гунны поддерживали хорошие отношения с Западной империей. Однако Гонория, сестра западного римского императора Валентиниана III, послала Аттиле кольцо и попросила его помочь избежать ее помолвки с сенатором. Аттила объявил ее своей невестой, а половину Западной Римской империи - приданым. Кроме того, возник спор о законном наследнике короля салианских франков. В 451 году войска Аттилы вошли в Галлию. Оказавшись в Галлии, гунны сначала атаковали Мец, затем их армии двинулись на запад, пройдя через Париж и Труа, чтобы осадить Орлеан. Император Валентиниан III поручил Флавию Аэцию освободить Орлеан. Объединенная армия римлян и вестготов затем победила гуннов в битве на Каталаунских равнинах.

В романе Рафаэля « Встреча Льва Великого и Аттилы» изображена встреча Папы Льва I в сопровождении Святых Петра и Павла с императором гуннов за пределами Рима.

В следующем году Аттила возобновил свои притязания на Гонорию и территорию в Западной Римской империи. Ведя свою армию через Альпы в Северную Италию, он разграбил и разрушил несколько городов. Надеясь избежать разграбления Рима, император Валентиниан III послал трех посланников, высоких гражданских офицеров Геннадия Авиена и Тригетиуса, а также Папу Льва I, который встретил Аттилу в Минчо в окрестностях Мантуи и получил от него обещание, что он уйдет из Италии и заключит мир с императором. Новый император Восточной Римской империи Маркиан прекратил выплату дани, в результате чего Аттила планировал атаковать Константинополь. Однако в 453 году Аттила умер от кровотечения в первую брачную ночь.

После Аттилы

После смерти Аттилы в 453 году Гуннская империя столкнулась с внутренней борьбой за власть между ее вассализированными германскими народами и правящим органом гуннов. Во главе с Эллаком, любимым сыном Аттилы и правителем Акацири, гунны вступили в бой с царем гепидов Ардариком в битве при Недао, который возглавил коалицию германских народов, чтобы свергнуть гуннскую имперскую власть. В Amali Готы восстанут в том же году под Валамир, якобы разгроме гуннов в отдельном помолвке. Однако это не привело к полному краху власти гуннов в Карпатском регионе, но привело к потере многих их германских вассалов. В то же время гунны также имели дело с приходом большего количества огурских тюркоязычных народов с Востока, включая огур, сарагуров, оногуров и сабиров. В 463 году Сарагуры победили акацири, или акатирских гуннов, и утвердили свое господство в Причерноморье.

Западные гунны под властью Денгизича испытали трудности в 461 году, когда они потерпели поражение от Валамира в войне против садов, народа, союзного с гуннами. Его кампания также вызвала недовольство Эрнака, правителя гуннов Акацири, который хотел сосредоточить внимание на приходящих народах, говорящих на огурском языке. Денгзич напал на римлян в 467 году без помощи Эрнака. Он был окружен римлянами и осажден, и пришел к соглашению, что они сдадутся, если им дадут землю, а его голодающие силы дадут пищу. Во время переговоров гунн на службе у римлян по имени Челчел убедил вражеских готов напасть на их гуннских повелителей. Затем римляне под командованием своего генерала Аспара и с помощью его букеллариев атаковали враждующих готов и гуннов, нанеся им поражение. В 469 году Денгизич потерпел поражение и был убит во Фракии.

После смерти Денгизича гунны, похоже, были поглощены другими этническими группами, такими как булгары. Ким, однако, утверждает, что гунны продолжали под Ernak, став Kutrigur и Utigur Hunno- булгар. Этот вывод до сих пор вызывает споры. Некоторые ученые также утверждают, что другая группа, идентифицированная в древних источниках как гунны, северокавказские гунны, были настоящими гуннами. Известно, что правители различных постгуннских степных народов заявляли о своем происхождении от Аттилы, чтобы узаконить свое право на власть, а различные степные народы также назывались «гуннами» в западных и византийских источниках, начиная с четвертого века.

Образ жизни и экономика

Пастырское кочевничество

Гунны традиционно описывались как кочевники-скотоводы, живущие за счет выпаса скота и переходящие с пастбища на пастбище, чтобы пасти своих животных. Хён Джин Ким, однако, считает, что термин «кочевник» вводит в заблуждение:

[Т] термин «кочевник», если он обозначает бродячую группу людей, не имеющих четкого представления о территории, не может быть применен в целом к ​​гуннам. Все так называемые «кочевники» в истории евразийских степей были народами, чья территория / территории обычно были четко определены, которые как скотоводы перемещались в поисках пастбищ, но в пределах фиксированного территориального пространства.

Менхен-Хельфен отмечает, что кочевники-пастухи (или «полукочевники») обычно чередуют летние пастбища и зимние кварталы: хотя пастбища могут быть разными, зимние кварталы всегда оставались прежними. Собственно, это то, что Иордан пишет о гуннском племени альтзиагири: они паслись недалеко от Херсона в Крыму, а затем зимовали дальше на север, и Менхен-Хельфен держала Сиваш как вероятное место. В древних источниках упоминается, что стада гуннов состояли из различных животных, включая крупный рогатый скот, лошадей и коз; овцы, хотя и не упоминаемые в древних источниках, «более необходимы для степных кочевников, чем лошади» и, должно быть, составляли значительную часть их стада. Кроме того, Менхен-Хельфен утверждает, что гунны, возможно, держали небольшие стада бактрийских верблюдов на части своей территории в современной Румынии и Украине, что свидетельствовало о сарматах.

Аммиан Марцеллин говорит, что большая часть диеты гуннов составлялась из мяса этих животных, а Менхен-Хельфен на основании того, что известно о других степных кочевниках, утверждает, что они, вероятно, в основном ели баранину, а также овечий сыр и молоко.. Также они «непременно» ели конину, пили кобылье молоко и, вероятно, делали сыр и кумыс. Во время голода они могли варить кровь своих лошадей для еды.

Древние источники однозначно отрицают, что гунны занимались каким-либо сельским хозяйством. Томпсон, поверив этим рассказам на слово, утверждает, что «без помощи оседлого земледельческого населения на краю степи они не смогли бы выжить». Он утверждает, что гунны были вынуждены дополнять свой рацион охотой и собирательством. Менхен-Хельфен, однако, отмечает, что археологические находки указывают на то, что различные группы степных кочевников действительно выращивали зерно; в частности, он определяет находку в Куня Уазах в Хорезме на реке Обь в сельском хозяйстве среди людей, которые практиковали искусственную деформацию черепной как свидетельство гуннского сельского хозяйства. Ким также утверждает, что все степные империи владели как скотоводческими, так и оседлыми популяциями, классифицируя гуннов как «агро-скотоводов».

Лошади и транспорт

Гунны по Рочегроссу 1910 г. (фрагмент)

Как кочевой народ, гунны проводили много времени верхом на лошадях: Аммиан утверждал, что гунны «почти приклеены к своим лошадям», Зосим утверждал, что они «живут и спят на своих лошадях», а Сидоний утверждал, что «[s ] Карсе научил младенца стоять без помощи матери, когда лошадь берет его на спину ". Похоже, они так много времени проводили верхом, что ходили неуклюже, что наблюдается у других кочевых групп. Римские источники характеризуют гуннских лошадей как уродливых. Невозможно определить точную породу лошадей, которую использовали гунны, несмотря на относительно хорошие римские описания. Синор считает, что это, скорее всего, порода монгольских пони. Однако во всех идентифицированных хуннских захоронениях останки лошадей отсутствуют. Основываясь на антропологических описаниях и археологических находках других кочевых лошадей, Менхен-Хельфен считает, что в основном они ездили на меринах.

Помимо лошадей, в древних источниках упоминается, что гунны использовали повозки для перевозки, которые, по мнению Менхен-Хельфен, в основном использовались для перевозки своих палаток, добычи и стариков, женщин и детей.

Экономические отношения с римлянами

Гунны получили от римлян большое количество золота либо в обмен на борьбу за них в качестве наемников, либо в качестве дани. Набеги и грабежи также снабжали гуннов золотом и другими ценностями. Денис Синор утверждал, что во времена Аттилы экономика гуннов стала почти полностью зависеть от грабежа и дани с римских провинций.

1910 год: изображение римской виллы в Галлии, разграбленной ордами Аттилы Гунна на Рочегроссе.

Гражданские лица и солдаты, захваченные гуннами, также могли быть выкуплены или проданы римским торговцам рабами в качестве рабов. Сами гунны, утверждал Менхен-Хельфен, мало использовали рабов из-за их кочевого скотоводческого образа жизни. Однако более поздние исследования показали, что кочевники-скотоводы на самом деле более склонны использовать рабский труд, чем оседлые общества: рабы использовались для управления стадами крупного рогатого скота, овец и коз гуннов. Приск свидетельствует, что рабы использовались в качестве домашней прислуги, но также и что образованные рабы использовались гуннами на руководящих должностях или даже в качестве архитекторов. Некоторых рабов даже использовали в качестве воинов.

Гунны также вели торговлю с римлянами. Э. А. Томпсон утверждал, что эта торговля была очень крупномасштабной: гунны обменивали лошадей, меха, мясо и рабов на римское оружие, белье, зерно и различные другие предметы роскоши. Хотя Менхен-Хельфен признает, что гунны обменяли своих лошадей на то, что он считал «очень значительным источником дохода в виде золота», в остальном он скептически относится к аргументу Томпсона. Он отмечает, что римляне строго регулировали торговлю с варварами и что, по словам Приска, торговля происходила на ярмарке только один раз в год. Хотя он отмечает, что, вероятно, имела место и контрабанда, он утверждает, что «объем как легальной, так и нелегальной торговли был явно скромным». Однако он отмечает, что вино и шелк, по-видимому, ввозились в Гуннскую империю в больших количествах. Римские золотые монеты, по-видимому, находились в обращении в качестве валюты на всей территории Гуннской империи.

Связи с Великим шелковым путем

Кристофер Этвуд предположил, что целью первоначального гуннского вторжения в Европу, возможно, было создание выхода к Черному морю для согдийских купцов, находящихся под их властью, которые были вовлечены в торговлю вдоль Шелкового пути в Китай. Этвуд отмечает, что Иордан описывает, как крымский город Херсон, «куда скупые торговцы привозят товары из Азии», находился под контролем гуннов Акацири в шестом веке.

Правительство

Структура гуннского правительства обсуждалась давно. Питер Хизер утверждает, что гунны были неорганизованной конфедерацией, лидеры которой действовали совершенно независимо и которая в конечном итоге установила иерархию ранжирования, во многом похожую на германские общества. Денис Синор также отмечает, что, за исключением исторически неопределенного Баламбера, ни один гуннский лидер не упоминается в источниках до Ульдина, что указывает на их относительную незначительность. Томпсон утверждает, что постоянное царство развилось только после вторжения гуннов в Европу и последовавших за этим почти постоянных войн. Что касается организации гуннского правления при Аттиле, Питер Голден отмечает, что «это вряд ли можно назвать государством, а тем более империей». Голден говорит вместо «Гуннская конфедерация». Ким, однако, утверждает, что гунны были гораздо более организованными и централизованными, имея некоторую основу в организации государства хунну. Вальтер Поль отмечает соответствие правительства гуннов правительствам других степных империй, но, тем не менее, утверждает, что гунны, похоже, не были единой группой, когда они прибыли в Европу.

Аммиан писал, что у гуннов его времени не было царей, а вместо этого каждая группа гуннов имела группу руководителей ( приматов) на время войны. Э. А. Томпсон полагает, что даже на войне у руководителей было мало реальной власти. Далее он утверждает, что они, скорее всего, не приобрели свое положение исключительно по наследству. Хизер, однако, утверждает, что Аммиан просто имел в виду, что у гуннов не было единого правителя; он отмечает, что Олимпиодор упоминает, что у гуннов было несколько царей, один из которых был «первым из царей». Аммиан также упоминает, что гунны принимали решения на общем совете ( omnes in commune), сидя верхом на лошади. Он не упоминает об организации гуннов в племена, но Приск и другие писатели упоминают, называя некоторых из них.

Первый гуннский правитель, известный по имени, - Улдин. Томпсон воспринимает внезапное исчезновение Ульдина после того, как он потерпел неудачу в войне, как знак того, что гуннское царство было «демократическим» в то время, а не постоянным институтом. Ким, однако, утверждает, что Ульдин на самом деле титул и что он, скорее всего, был просто подкоролем. Приск называет Аттилу «королем» или «императором» ( βασιλέυς), но неизвестно, какой местный титул он переводил. За исключением единоличного правления Аттилы, у гуннов часто было два правителя; Сам Аттила позже назначил своего сына Эллака соправителем. Подчиненные народы гуннов возглавляли их собственные цари.

Приск также говорит о «избранных людях» или logades ( λογάδες), составляющих часть правительства Аттилы, называя пятерых из них. Некоторые из «избранных», кажется, были выбраны по рождению, другие - по заслугам. Томпсон утверждал, что эти «избранные люди» «были стержнем, на котором повернулась вся администрация империи гуннов»: он утверждает, что они существовали в правительстве Ульдина, и что каждый из них командовал отрядами гуннской армии и управлял определенными части Гуннской империи, где они также отвечали за сбор дани и провизии. Менхен-Хельфен, однако, утверждает, что слово logades обозначает просто выдающихся личностей, а не фиксированный ранг с фиксированными обязанностями. Ким подтверждает важность логад для гуннской администрации, но отмечает, что между ними существовали различия в рангах, и предполагает, что налоги и дань собирали, скорее, чиновники более низкого ранга. Он предполагает, что различные римские перебежчики к гуннам могли работать в своего рода имперской бюрократии.

Общество и культура

Искусство и материальная культура

Гуннский котел Деталь гуннского браслета из золота и граната, V век, Художественный музей Уолтерса Хуннская овальная ажурная фибула с сердоликом, украшенная геометрическим узором из золотой проволоки, IV век, Художественный музей Уолтерса.

Есть два источника материальной культуры и искусства гуннов: древние описания и археология. К сожалению, кочевой характер общества гуннов означает, что они оставили очень мало археологических данных. В самом деле, хотя с 1945 года было обнаружено большое количество археологических материалов, по состоянию на 2005 год было только 200 положительно идентифицированных гуннских захоронений, производящих гуннскую материальную культуру. Отличить гуннские археологические находки от сарматских находок может быть сложно, поскольку оба народа жили в непосредственной близости и, кажется, имели очень похожие материальные культуры. Таким образом, Ким предупреждает, что сложно отнести какой-либо артефакт к гуннам по этническому признаку. Также возможно, что гунны в Европе переняли материальную культуру своих германских подданных. Между тем, римские описания гуннов часто очень предвзяты, подчеркивая их предполагаемую примитивность.

Археологические находки привели к появлению большого количества котлов, которые после работ Пауля Рейнеке в 1896 году были идентифицированы как произведенные гуннами. Хотя их обычно называют «бронзовыми котлами», они часто сделаны из меди, которая, как правило, низкого качества. Менхен-Хельфен перечисляет 19 известных находок гуннских котлов со всей Центральной и Восточной Европы и Западной Сибири. Судя по состоянию бронзовых отливок, он утверждает, что гунны были не очень хорошими кузнецами по металлу и что, вероятно, котлы были отлиты в тех же местах, где и были найдены. Они бывают разных форм и иногда встречаются вместе с сосудами различного происхождения. Менхен-Хельфен утверждает, что котлы были сосудами для варки мяса, но тот факт, что многие из них были найдены рядом с водой и, как правило, не хоронили вместе с людьми, также может указывать на сакральное использование. Котлы, кажется, произошли от тех, что использовались хунну. Аммиан также сообщает, что у гуннов были железные мечи. Томпсон скептически относится к тому, что гунны сами бросили их, но Менхен-Хельфен утверждает, что «идея о том, что гуннские всадники пробивались к стенам Константинополя и к Марне с помощью проданных и захваченных мечей, абсурдна».

Как древние источники, так и археологические находки из могил подтверждают, что гунны носили искусно украшенные золотые или позолоченные диадемы. Менхен-Хельфен перечисляет в общей сложности шесть известных гуннских диадем. Гуннские женщины, кажется, носили ожерелья и браслеты, в основном из импортных бус и различных материалов. Более поздняя распространенная раннесредневековая практика украшения драгоценностей и оружия драгоценными камнями, по-видимому, возникла у гуннов. Известно также, что они делали небольшие зеркала китайского типа, которые часто, кажется, преднамеренно разбивались при помещении в могилу.

Археологические находки указывают на то, что гунны носили золотые бляшки в качестве украшений на своей одежде, а также импортированные стеклянные бусины. Аммиан сообщает, что они носили одежду из льна или меха сурка и поножи из козьей шкуры.

Аммиан сообщает, что у гуннов не было построек, но мимоходом упоминает, что у гуннов были палатки и повозки. Менхен-Хельфен считает, что у гуннов, вероятно, были «шатры из войлока и овчины»: Приск однажды упоминает шатер Аттилы, а Иордан сообщает, что Аттила лежал в шелковом шатре. Однако известно, что к середине V века гунны владели постоянными деревянными домами, которые, по мнению Менхен-Хельфен, были построены их готическими подданными.

Искусственная деформация черепа

Деформированный череп Landesmuseum Württemberg, аллеманническая культура начала VI века.

Различные археологи утверждали, что гунны, или знать гуннов, а также германские племена, находящиеся под их влиянием, практиковали искусственную деформацию черепа, процесс искусственного удлинения черепа младенцев путем связывания их. Целью этого процесса было «создать четкое физическое различие между дворянством и населением в целом». В то время как Эрик Крабези выступает против гуннского происхождения для распространения этой практики, большинство ученых считают гуннов ответственными за распространение этого обычая в Европе. Однако эта практика была первоначально введена в Европу не гуннами, а скорее аланами, с которыми были тесно связаны гунны, и сарматами. Его также практиковали другие народы, называемые гуннами в Азии.

Языки

Дополнительная информация: гуннский язык

В Империи гуннов говорили на разных языках. Приск отметил, что гуннский язык отличается от других языков, на которых говорили при дворе Аттилы. Он вспоминает, как шут Аттилы Зерко рассмешил гостей Аттилы еще и «беспорядочной смесью слов, латыни, смешанной с гуннским и готическим». Приск сказал, что « скифские » подданные Аттилы говорили «помимо своих собственных варварских языков, будь то гуннский или готский, или, как многие имели дело с западными римлянами, латынь; но никто из них не говорит легко по-гречески, за исключением пленных из фракийцев или Иллирийские приграничные районы ". Некоторые ученые утверждали, что готический язык использовался в качестве лингва-франка Гуннской империи. Хён Джин Ким утверждает, что хунны могли использовать до четырех языков на разных уровнях управления, при этом ни один из них не был доминирующим: хуннский, готский, латынь и сарматский.

Что касается самого гуннского языка, только три слова записаны в древних источниках как «гуннские», и все они, по-видимому, взяты из индоевропейского языка. Вся остальная информация о гуннах содержится в личных именах и племенных этнонимах. На основе этих имен ученые предположили, что гуннский язык мог быть тюркским языком, языком между монгольским и тюркским или енисейским языком. Однако, учитывая небольшой корпус, многие считают язык неклассифицируемым.

Брак и роль женщины

Элита гуннов практиковала многоженство, в то время как простолюдины, вероятно, были моногамными. Аммиан Марцеллин утверждал, что гуннские женщины жили в уединении, однако свидетельства Приска из первых рук показывают, что они свободно перемещались и общались с мужчинами. Приск описывает гуннских женщин, кишащих вокруг Аттилы, когда он вошел в деревню, а также жену министра Аттилы Онегезия, предлагающего царю еду и питье со своими слугами. Приск без труда смог войти в шатер главной жены Аттилы, Хереки.

Приск также свидетельствует о том, что вдова брата Аттилы Бледа управляла деревней, через которую проезжали римские послы: ее территория могла включать большую территорию. Томпсон отмечает, что у других степных народов, таких как утигуры и сабиры, как известно, были женщины-лидеры племен, и утверждает, что гунны, вероятно, очень уважали вдов. Из-за пастырского характера хозяйства гуннов женщины, вероятно, имели большую степень власти над домашним хозяйством.

Религия

О религии гуннов почти ничего не известно. Римский писатель Аммиан Марцеллин утверждал, что у гуннов не было религии, а христианский писатель V века Сальвиан классифицировал их как язычников. В « Гетике» Иордана также говорится, что гунны поклонялись «мечу Марса», древнему мечу, который означал право Аттилы править всем миром. Менхен-Хельфен отмечает широко распространенное поклонение богу войны в форме меча у степных народов, в том числе у хунну. Денис Синор, однако, считает поклонение саблю у гуннов апокрифом. Менхен-Хельфен также утверждает, что, хотя сами гунны, похоже, не считали Аттилу божеством, некоторые из его подчиненных явно считали. Вера в пророчества и гадания также засвидетельствована среди гуннов. Менхен-Хельфен утверждает, что исполнители этих гаданий и предсказаний, вероятно, были шаманами. Синор также считает вероятным, что у гуннов были шаманы, хотя они совершенно не подтверждены. Менхен-Хельфен также выводит веру в духов воды из обычая, упомянутого в Аммиане. Он также предполагает, что гунны могли делать небольших металлических, деревянных или каменных идолов, которые засвидетельствованы среди других степных племен и что византийский источник свидетельствует о гуннах в Крыму в шестом веке. Он также связывает археологические находки гуннских бронзовых котлов, захороненных рядом с проточной водой или в проточной воде, с возможными ритуалами, проводимыми гуннами весной.

Джон Ман утверждает, что гунны времен Аттилы, вероятно, поклонялись небу и степному божеству Тенгри, которому, как известно, поклонялись хунну. Менхен-Хельфен также предполагает возможность того, что гунны этого периода могли поклоняться Тенгри, но отмечает, что этот бог не упоминается в европейских записях до девятого века. Поклонение Тенгри под именем «Тангри-хан» засвидетельствовано у кавказских гуннов в армянских хрониках, приписываемых Мовсесу Дашшуранчи в конце седьмого века. Мовсес также сообщает, что кавказские гунны поклонялись деревьям и сжигали лошадей в качестве жертвоприношений Тенгри, и что они «приносили жертвы огню и воде, некоторым богам дорог, и луне, и всем существам, которые в их глазах считались находящимися на земле. в некотором роде замечательно. " Есть также некоторые свидетельства человеческих жертвоприношений среди европейских гуннов. Менхен-Хельфен утверждает, что люди, похоже, были принесены в жертву во время погребального обряда Аттилы, записанного в Иордании под именем Страва. Приск утверждает, что гунны приносили своих пленников в жертву «ради победы» после того, как они вошли в Скифию, но это не подтверждается иным образом как гуннский обычай и может быть вымыслом.

Помимо этих языческих верований, существуют многочисленные свидетельства того, что гунны обращались в христианство и принимали христианских миссионеров. Миссионерская деятельность среди гуннов Кавказа, кажется, была особенно успешной, что привело к обращению гуннского князя Альпа Илтебера. Аттила, похоже, терпел как никейское, так и арианское христианство среди своих подданных. Однако пастырское письмо Папы Льва Великого к церкви Аквилеи указывает на то, что христианские рабы, взятые оттуда гуннами в 452 году, были вынуждены участвовать в гуннской религиозной деятельности.

Военное дело

Гунны в битве с аланами. Гравюра 1870-х годов по рисунку Иоганна Непомука Гейгера (1805–1880).

Стратегия и тактика

Война гуннов в целом изучена недостаточно. Одним из основных источников информации о войне гуннов является Аммиан Марцеллин, который включает расширенное описание методов войны гуннов:

Иногда они дерутся, когда их спровоцировали, а затем вступают в бой, выстроившись клиновидными массами, в то время как их смесь голосов издает дикий шум. И поскольку они легко приспособлены к быстрому движению и неожиданны в действии, они намеренно внезапно разделяются на разбросанные группы и атакуют, беспорядочно метаясь туда и сюда, нанося ужасную бойню; и из-за их необычайной скорости передвижения они никогда не нападают на крепостной вал или грабят лагерь врага. И по этой причине вы без колебаний назовете их самыми ужасными из всех воинов, потому что они сражаются на расстоянии метательными снарядами, имеющими острую кость, а не их обычные острия, прикрепленные к древкам с удивительным мастерством; затем они скачут через промежуточные пространства и сражаются на мечах рука об руку, невзирая на свою жизнь; и пока противник защищает от ран от ударов саблей, они бросают полосы ткани, сплетенные в петли, на своих противников и так опутывают их, что они сковывают их конечности и лишают их возможности верховой езды или ходьбы.

Основываясь на описании Аммиана, Менхен-Хельфен утверждает, что тактика гуннов не сильно отличалась от тактики других кочевых конных лучников. Он утверждает, что упомянутые Аммианом «клиновидные массы» ( cunei), вероятно, были подразделениями, организованными племенными кланами и семьями, лидеров которых можно было назвать дворнягами. Этот титул затем передавался по наследству клану. Как и Аммиан, писатель VI века Зосим также подчеркивает почти исключительное использование гуннами конных лучников и их чрезвычайную быстроту и подвижность. Эти качества отличались от других воинов-кочевников в Европе того времени: например, сарматы полагались на катафрактов с тяжелой броней, вооруженных копьями. Использование гуннами ужасных боевых кличей встречается и в других источниках. Однако ряд утверждений Аммиана были оспорены современными учеными. В частности, в то время как Аммиан утверждает, что гунны не знали обработки металлов, Менхен-Хельфен утверждает, что столь примитивный народ никогда не смог бы добиться успеха в войне против римлян.

Гуннские армии полагались на свою высокую мобильность и «проницательное чувство, когда атаковать, а когда отступать». Важной стратегией, которую использовали гунны, было притворное отступление - притвориться бегством, а затем повернуться и атаковать расстроенного врага. Об этом говорят писатели Зосим и Агафий. Однако они не всегда были эффективны в генеральном сражении, потерпев поражение в Тулузе в 439 году, едва выиграв в битве при Утусе в 447 году, вероятно проиграв или попав в тупик в битве на Каталаунских равнинах в 451 году и проиграв в битве при Недао (454?). Кристофер Келли утверждает, что Аттила стремился избежать «насколько это возможно [...] крупномасштабного столкновения с римской армией». Война и угроза войны были часто используемыми инструментами для вымогательства у Рима; Гунны часто полагались на местных предателей, чтобы избежать потерь. В отчетах о сражениях отмечается, что гунны укрепляли свои лагеря, используя переносные заборы или создавая круг из повозок.

Кочевой образ жизни гуннов поощрял такие особенности, как прекрасное верховое искусство, в то время как гунны тренировались для войны путем частой охоты. Некоторые ученые предположили, что у гуннов возникли проблемы с поддержанием конницы и кочевого образа жизни после поселения на Венгерской равнине, и что это, в свою очередь, привело к заметному снижению их эффективности как бойцов.

Гунны почти всегда упоминаются как сражающиеся бок о бок с негуннскими, германскими или иранскими подданными народами или, в более ранние времена, союзниками. Как отмечает Хизер, «военная машина гуннов увеличивалась и увеличивалась очень быстро за счет включения все большего числа германцев из Центральной и Восточной Европы». В битве на Каталаунских равнинах Иордан отмечает, что Аттила поставил подчиненные ему народы во главе армии, в то время как гунны держали центр.

Основным источником информации о степных войнах времен гуннов является « Стратегикон» 6-го века, в котором описывается «борьба со скифами, то есть с аварами, турками и другими людьми, образ жизни которых напоминает образ жизни Гуннские народы ". Стратегикон описывает аваров и гуннов, как коварный и очень опытный в военном деле. Они описаны как предпочитающие побеждать своих врагов обманом, внезапными атаками и прекращением поставок. Гунны привезли большое количество лошадей, чтобы использовать их в качестве замены и чтобы произвести впечатление большой армии в кампании. Гуннские народы не разбивали укрепленный лагерь, а рассредоточились по пастбищам в соответствии с кланами и охраняли своих необходимых лошадей, пока они не начали строить боевую линию под покровом раннего утра. Стратегикон утверждает, гуннам также дислоцированные караулы на значительных расстояниях и в постоянном контакте друг с другом для того, чтобы не допустить внезапное нападение.

Согласно Стратегикону, гунны формировали боевую линию не тем методом, который использовали римляне и персы, а в составе дивизий нестандартной численности в одну линию и держали рядом отдельные силы для засад и в качестве резерва. В « Стратегиконе» также говорится, что гунны использовали глубокие порядки с плотным и ровным фронтом. В « Стратегиконе» говорится, что гунны держали запасных лошадей и обоз по обе стороны от боевой линии на расстоянии около мили, с охраной среднего размера, и иногда связывали запасных лошадей вместе позади основной боевой линии. Гунны предпочитали сражаться на больших расстояниях, используя засады, окружение и притворное отступление. Стратегикон также делает к сведению клинообразных образований, упомянутых Аммианы, и подтверждались в семейных полках по Maenchen-Хельфен. В « Стратегиконе» говорится, что гунны предпочитали безжалостно преследовать своих врагов после победы, а затем изматывать их длительной осадой за поражением.

Питер Хизер отмечает, что гунны смогли успешно осадить обнесенные стеной города и крепости в своей кампании 441 года: таким образом, они были способны строить осадные машины. Хизер отмечает несколько возможных путей получения этих знаний, предполагая, что они могли быть возвращены из службы при Аэции, приобретены у захваченных римских инженеров или разработаны из-за необходимости оказывать давление на богатые города-государства Шелкового пути и перенесены в другие страны. Европа. Дэвид Николле согласен с последним пунктом и даже предполагает, что у них был полный набор инженерных знаний, включая навыки для строительства передовых укреплений, таких как крепость Игдуи-Кала в Казахстане.

Военная техника

В «Стратегиконе» говорится, что гунны обычно использовали кольчугу, мечи, луки и копья, и что большинство гуннских воинов были вооружены как луком, так и копьем и при необходимости использовали их взаимозаменяемо. В нем также говорится, что гунны использовали стеганые льняные, шерстяные, а иногда и железные доспехи для своих лошадей, а также носили стеганые капюшоны и кафтаны. Эта оценка во многом подтверждается археологическими находками гуннского военного снаряжения, такими как могильники Вольниковка и Брют.

Поздний римский Хребет шлет из Беркасово-Type был найдено с захоронением гуннского в Concesti. Гуннского шлем Segmentehelm типа был найден в Chudjasky, в гуннского каркасный шлем в Тарасовском могила 1784, а другой из Bandhelm типа в Тураево. Фрагменты ламеллярных шлемов, относящиеся к гуннскому периоду и в пределах гуннской сферы, были найдены в Ятрусе, Ильичевке и Калхни. Хуннский пластинчатый доспех не был обнаружен в Европе, хотя два фрагмента, вероятно, гуннского происхождения, были найдены на Верхней Оби и в Западном Казахстане, датируемые III – IV веками. Находка пластинчатых пластинок, датируемая примерно 520 годом, на складе Топрахой в крепости Халмирис недалеко от Бадабага, Румыния, предполагает появление в конце 5-го или начале 6-го века. Известно, что евразийские авары представили пластинчатые доспехи римской армии и германскому народу эпохи переселения в середине 6 века, но этот более поздний тип не появился раньше.

Также широко признано, что гунны ввели в Европу лангсакс, режущее лезвие длиной 60 см (24 дюйма ), которое стало популярным среди германцев эпохи миграции и в позднеримской армии. Считается, что эти клинки возникли в Китае и что сарматы и гунны служили вектором передачи, используя более короткие секи в Центральной Азии, которые превратились в узкие лангсы в Восточной Европе в конце 4-й и первой половине 5-го века. Эти более ранние лезвия датируются I веком нашей эры, а первый из новых клинков, появившихся в Восточной Европе, - это образец Wien-Simmerming, датируемый концом IV века нашей эры. Среди других примечательных примеров гуннов - Langseax из недавней находки в Вольниковке в России.

Хунны использовали спату в иранском или сасанидском стиле с длинным прямым клинком примерно 83 см (33 дюйма), обычно с ромбовидной железной защитной пластиной. Мечи этого стиля были найдены в таких местах, как Альтлуссхайм, Сирмабесеньо, Вольниковка, Ново-Ивановка и Цибилиум 61. У них обычно были рукояти из золотой фольги, ножны из листового золота и фурнитура для ножен, украшенная в полихромном стиле. Меч носили в «иранском стиле» на ремне, а не на перевязи.

Самым известным оружием гуннов является составной изогнутый лук типа Кум-Дарья, часто называемый «гуннским луком». Этот лук был изобретен где-то в третьем или втором веках до нашей эры с самых ранних находок у озера Байкал, но распространился по Евразии задолго до переселения гуннов. Эти луки были асимметричными в поперечном сечении от 145 до 155 см (57 и 61 дюйм) в длину и имели от 4 до 9 токарных станков на рукоятке и в сиях. Хотя целые луки редко выживают в европейских климатических условиях, находки костяных сий довольно обычны и характерны для степных захоронений. Полные образцы были обнаружены в таких местах в Таримской котловине и пустыне Гоби, как Ния, Кум-Дарья и Шомбуузиин-Белчир. Евразийские кочевники, такие как гунны, обычно использовали трехлопастные ромбовидные железные наконечники стрел, прикрепляемые березовым дегтем и хвостовиком, обычно с древками диаметром 75 см (30 дюймов) и оперением, прикрепляемым смолой и плеткой из сухожилий. Такие трехлопастные наконечники стрел считаются более точными и обладают большей проникающей способностью или способностью наносить повреждения, чем плоские наконечники стрел. Находки луков и стрел этого стиля в Европе ограничены, но археологически подтверждены. Самые известные образцы происходят из Вены-Зиммерминг, хотя больше фрагментов было найдено на Северных Балканах и в Карпатах.

Наследие

В христианской агиографии

Мученичество святой Урсулы, картина Ганса Мемлинга. Фигуры в тюрбанах и доспехах представляют гуннов.

После падения Гуннской империи о гуннах возникли различные легенды. Среди них есть ряд христианских агиографических легенд, в которых участвуют гунны. В анонимной средневековой биографии Папы Льва I марш Аттилы в Италию в 452 году остановлен, потому что, когда он встречает Льва за пределами Рима, апостолы Петр и Павел появляются перед ним с мечами над головой и угрожающими убить его, если он не последует за папой. команда повернуть назад. В других версиях Аттила берет папу в заложники, и святые вынуждают его освободить. В легенде о Святой Урсуле Урсула и ее 11000 святых дев прибывают в Кельн на обратном пути из паломничества, когда гунны под предводительством безымянного князя осаждают город. Урсула и ее девственницы были убиты гуннами стрелами после того, как они отказались от сексуальных домогательств гуннов. После этого души убитых дев образуют небесную армию, которая прогоняет гуннов и спасает Кельн. Другие города с легендами о гуннах и святом включают Орлеан, Труа, Дьёз, Мец, Модену и Реймс. В легендах о Святом Серватии Тонгеренском, датируемых по крайней мере восьмым веком, говорится, что Серватий обратил Аттилу и гуннов в христианство, прежде чем они позже стали отступниками и вернулись к своему язычеству.

В германской легенде

Гунны (снаружи) подожгли свой зал, чтобы убить бургундов. Иллюстрация из Хундешагенского кодекса о Нибелунгах.

Гунны также играют важную роль в германских героических легендах, которые часто передают версии событий периода миграции и первоначально передавались устно. Воспоминания о конфликтах между готами и гуннами в Восточной Европе, по-видимому, сохраняются в древнеанглийской поэме Видсит, а также в древнескандинавской поэме « Битва готов и гуннов », которая передается в исландском Хервараре XIII века. Сага. Видсит также упоминает Аттилу как правителя гуннов, ставя его во главе списка различных легендарных и исторических правителей и народов и отмечая гуннов как самых известных. Имя Аттила, переведенное на древнеанглийский язык как Атла, было именем, используемым в англосаксонской Англии (например, епископ Атла Дорчестерский), и его использование в Англии в то время могло быть связано с легендой о героических королях, представленной в таких произведениях, как как Уидсит. Менхен-Хельфен, однако, сомневается, что использование этого имени англосаксами имело какое-либо отношение к гуннам, утверждая, что это «не редкое имя». Беде в своей « Церковной истории английского народа» перечисляет гуннов среди других народов, живших в Германии, когда англосаксы вторглись в Англию. Это может указывать на то, что Беда считал англосаксов частично потомками гуннов.

Гунны и Аттила также являются центральными фигурами в двух наиболее распространенных германских легендарных циклах: о Нибелунгах и Дитрихе фон Берне (исторический Теодерих Великий ). Легенда о нибелунгах, в частности, записанная в древнескандинавской поэтической Эдде и саге о Вёльсунгах, а также в немецкой песне о нибелунгах, связывает гуннов и Аттилу (а в норвежской традиции смерть Аттилы) с разрушением Бургундского королевства на Рейне. в 437. В легендах о Дитрихе фон Берне Аттила и гунны предоставляют Дитриху убежище и поддержку после того, как он был изгнан из своего королевства в Вероне. Версия событий битвы при Надао может быть сохранена в легенде, переданной в двух различных версиях в средневерхненемецком рабеншлахте и древнескандинавском тидрекссаге, в которой сыновья Аттилы погибают в битве. Между тем легенда о Вальтере Аквитанском показывает, что гунны принимали детей-заложников в качестве дани от своих подчиненных народов. В целом, континентальные германские традиции рисуют более позитивную картину Аттилы и гуннов, чем скандинавские источники, где гунны предстают в отчетливо негативном свете.

В средневековой немецкой легенде гунны отождествлялись с венграми, а их столица Эцельбург (город Аттила) отождествлялась с Эстергомом или Будой. Однако древнескандинавская Тидрекссага, основанная на северогерманских источниках, указывает местонахождение Хуналенда на севере Германии со столицей в Зоесте в Вестфалии. В других древнескандинавских источниках термин гунн иногда применяется без разбора к разным людям, особенно с юга Скандинавии. С тринадцатого столетия вперед, то средневерхненемецкий слово Hun, hiune, стал синонимом великан, и продолжал использоваться в этом значении в формах Хьюн и Heune в современную эпоху. Таким образом, различные доисторические мегалитические сооружения, особенно в Северной Германии, стали идентифицироваться как Hünengräber (могилы гуннов) или Hünenbetten (кровати гуннов).

Ссылки на венгров

Смотрите также: Венгерская предыстория и происхождение Секели «Праздник Аттилы». Венгерская романтическая картина Мора Тана (1870). Аттила (справа) в образе короля Венгрии вместе с Дьюлой и Белой I, иллюстрация к костюму Il antico e moderno Джулио Феррарио (1831 г.).

Начиная с позднего средневековья, венгерские источники утверждали, что они произошли от венгров (мадьяр) и гуннов или имели тесные отношения между ними. Утверждение, по-видимому, впервые возникло в невенгерских источниках и лишь постепенно было подхвачено самими венграми из-за его негативного подтекста. Анонимный Gesta Hungarorum (после 1200 г.) является первым венгерским источником, в котором упоминается, что линия королей Арпадия была потомками Аттилы, но он не утверждает, что венгерский и гуннский народы связаны между собой. Первым венгерским автором, утверждающим, что гунны и венгерские народы родство, был Симон Кеза в его Gesta Hunnorum et Hungarorum (1282–1285). Симон утверждал, что гунны и венгры произошли от двух братьев по имени Хунор и Магор. Эти претензии дали венграм древнее племя и послужили узакониванием их завоевания Паннонии.

Современные ученые в основном отвергают эти утверждения. Что касается заявленных гуннских корней, обнаруженных в этих хрониках, Йено Сеч пишет:

Гуннское происхождение мадьяр, конечно, вымысел, точно так же, как троянское происхождение французов или любые другие теории origogentis, сфабрикованные примерно в то же время. На самом деле мадьяры произошли от угорской ветви финно-угорских народов; в ходе своих странствий по степям Восточной Европы они ассимилировали различные (особенно иранские и различные тюркские) культурные и этнические элементы, но у них не было ни генетических, ни исторических связей с гуннами.

Обычно считается, что доказательство связи между венгерским и финно-угорскими языками в XIX веке научно опровергает гуннское происхождение венгров. Другое утверждение, также полученное от Симона Кезского, заключается в том, что говорящие на венгерском языке секейцы в Трансильвании произошли от гуннов, которые бежали в Трансильванию после смерти Аттилы и оставались там до венгерского завоевания Паннонии. Хотя происхождение секелей неясно, современные ученые скептически относятся к их родству с гуннами. Ласло Маккай также отмечает, что некоторые археологи и историки полагают, что секели были венгерским племенем или племенем оногур-булгар, привлеченным в Карпатский бассейн в конце VII века аварами (которых современные европейцы отождествляли с гуннами). В отличие от легенды, секейцы были переселены в Трансильванию из Западной Венгрии в XI веке. Их язык также не показывает никаких свидетельств перехода с какого-либо неенгерского языка на венгерский, как можно было бы ожидать, если бы они были гуннами. Хотя венгры и секели не могут быть потомками гуннов, они исторически были тесно связаны с тюркскими народами. Пал Энгель отмечает, что «нельзя полностью исключить», что арпадские цари могли быть потомками Аттилы, и полагает, что вполне вероятно, что венгры когда-то жили под властью гуннов. Хён Джин Ким предполагает, что венгры могли быть связаны с гуннами через булгар и аваров, оба из которых, по его мнению, имели хуннские элементы.

Хотя представление о том, что венгры произошли от гуннов, было отвергнуто основной наукой, эта идея продолжала оказывать соответствующее влияние на венгерский национализм и национальную идентичность. Большинство венгерской аристократии продолжали придерживаться гуннских взглядов до начала двадцатого века. Фашистская Arrow Cross Party так же называют Венгрию Hunnia в своей пропаганде. Гуннское происхождение также играет большую роль в идеологии современной праворадикальной партии Йоббик идеологии «s из пан-туранизм. Между тем легенды о гуннском происхождении меньшинства секели в Румынии продолжают играть большую роль в этнической идентичности этой группы. Гуннское происхождение Секели остается самой распространенной теорией их происхождения среди венгерской общественности.

Использование 20-го века по отношению к немцам

Смотрите также: Список терминов, используемых для немцев § Hun (уничижительный)

С 27 июля 1900 года, во время боксерского восстания в Китае, Кайзер Вильгельм II в Германии отдал приказ действовать беспощадно по отношению к повстанцам: «Милосердие не будет показано, заключенные не будут приняты. Так же, как и тысячи лет назад, гунны под Аттила завоевал репутацию сильного мира сего, которая живет в легендах, как и имя Германии в Китае, так что ни один китаец не осмелится даже снова взглянуть на немца косо ». Это сравнение позже широко использовалось британской и англоязычной пропагандой во время Первой мировой войны и, в меньшей степени, во время Второй мировой войны, чтобы изобразить немцев дикими варварами.

Смотрите также

Сноски

Цитаты

использованная литература

  • Акчалы, Эмель; Коркут, Умут (2012). «Географические метанарративы в Центральной и Восточной Европе: нео-туранизм в Венгрии». Евразийская география и экономика. 53 (3): 596–614. DOI : 10.2747 / 1539-7216.53.5.596. S2CID   144370189.
  • Аммиан, Марцеллин (1939), АММИАН МАРЦЕЛЛИН РИМСКИЕ АНТИЧНОСТИ - Книга XXXI (Том III издания Классической библиотеки Леба)
  • Этвуд, Кристофер П. (2012). «Хунны и Xingnú: новые мысли о старой проблеме». В Boeck, Brian J.; Martin, Russell E.; Роуленд, Дэниел (ред.). Дубитандо: Исследования по истории и культуре в честь Дональда Островски. Издательство Кембриджского университета. С. 27–52. ISBN   978-0-8-9357-404-8.
  • Этвуд, Кристофер П. (2015). «Кай, Хонгаи и имена Xiōngnú». Международный журнал евразийских исследований. 2: 35–63.
  • Бургарский, Иван (2005). «Вклад в изучение ламеллярных доспехов». Старинар (55): 161–179. DOI : 10.2298 / STA0555161B.
  • Кэмпбелл, Джеймс (1986). Очерки англосаксонской истории. Лондон: Hambledon Press. ISBN   978-0907628323. OCLC   458534293.
  • Крубези, Эрик (1990). «Деформации черепа Меровингов с юго-запада Франции». В Остине, Дэвид; Олкок, Лесли (ред.). От Балтики до Черного моря: Исследования по средневековой археологии. Лондон: Психология Пресс. С. 189–208 (195–196).
  • Дамгаард, ПБ; и другие. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей». Природа. Исследования природы. 557 (7705): 369–373. Bibcode : 2018Natur.557..369D. DOI : 10.1038 / s41586-018-0094-2. PMID   29743675. S2CID   13670282. Проверено 11 апреля 2020.
  • Деннис, Джордж Т. (1984). Стратегикон Мориса: Справочник по византийской военной стратегии. Филадельфия: Пенсильванский университет Press.
  • Дёрфер, Герхард (1973). "Zur Sprache der Hunnen". Центральноазиатский журнал. 17 (1): 1–50.
  • Истман, Дэвид Л. (2011). Павел Мученик: культ апостола на латинском Западе. Атланта: Общество библейской литературы.
  • Энгель, Пал (2001). Эйтон, Эндрю (ред.). Царство Святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг. Перевод Палосфальви, Тамаш. Лондон, Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN   978-1860640612.
  • Гиллеспи, Джордж Т. (1973). Каталог лиц, названных в немецкой героической литературе, 700–1600: включая названные животные и предметы, а также этнические имена. Оксфорд: Оксфордский университет. ISBN   978-0198157182.
  • Рад, Дэмиен (2010). «Влияние Империи на варварскую элиту от Понта до Рейна (V – VII века): тематическое исследование ламеллярного оружия и сегментных шлемов». Понтийско-Дунайское царство в период Великого переселения народов: 349–362.
  • Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке. Висбаден: Харрасовиц. ISBN   978-3-447-03274-2.
  • Золотой, Питер Б. (2002). «Война и военные действия в дочингизидских западных степях Евразии». В ди Космо, Николо (ред.). Война в истории Внутренней Азии (500–1800). Лейден, Бостон, Кельн: Brill. С. 105–172.
  • Холсолл, Гай (2007). Варварские миграции и римский Запад, 376–568. Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0521434911.
  • Хеймс, Эдвард Р.; Образцы, Сьюзан Т. (1996). Героические легенды Севера: введение в циклы Нибелунга и Дитриха. Нью-Йорк: Гарленд. ISBN   978-0815300335.
  • Вереск, Питер (1996). Готы. Оксфорд: Уайли-Блэквелл.
  • Вереск, Питер (1995). «Гунны и конец Римской империи в Западной Европе». Английский исторический обзор. 90 (435): 4–41. DOI : 10.1093 / ЭМК / CX.435.4.
  • Вереск, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы. Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-973560-0.
  • Вереск, Питер (2005). Падение Римской империи: новая история Рима и варваров. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. С. 146–167. ISBN   978-0-19-515954-7.
  • Хедагер, Лотте (2011). «Пересмотр производства знаний». Миф и материальность железного века: археология Скандинавии, 400–1000 гг. Абингдон, Оксфордшир; Нью-Йорк: Рутледж. стр.  177 -190. ISBN   9780415606042. OCLC   666403125.
  • Генрик ван Велдекен (2008). Гуссенс, Ян; Шлюземанн, Рита; Воорвинден, Норберт (ред.). Sente Servas. Мюнстер: повестка дня.
  • Джеймс, Саймон (2011). Рим и меч. Лондон: Темза и Гудзон.
  • Иордан (2006). Mierow, Чарльз Кристофер Mierow (ред.). Готическая история Иордании. Evolution Publishing. ISBN   978-1-889758-77-0.
  • Камуселла, Томаш (2009). Политика языка и национализма в современной Центральной Европе. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Казанский, Мишель (2013). «Варварское военное снаряжение и его эволюция в период позднего Рима и Великой миграции (3-5 CAD)». Война и военные действия в поздней античности. 8 (1): 493–522. DOI : 10.1163 / 9789004252585_016. ISBN   9789004252585.
  • Казанский, Мишель (2018). "Могилы лучников гуннского периода в Северном Иллирике". В Надь; и другие. (ред.). Сделать свисток феи из вересковой розы: "Этюды, представленные Эстер Иштваниц на ее шестидесятилетие. Ньиредьхаза: Музей Йосы Андраша. Стр. 407–17.
  • Келли, Кристофер (2015). «Ни завоевание, ни поселение: Империя Аттилы и ее влияние». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский компаньон эпохи Аттилы. Издательство Кембриджского университета. С. 193–208. ISBN   978-1-107-63388-9.
  • Кейзер, Кристина; и другие. (30 июля 2020 г.). «Генетические данные свидетельствуют о чувстве семьи, равенства и завоеваний у кочевников железного века хунну в Монголии». Генетика человека. Springer. 557 (7705): 369–373. DOI : 10.1007 / s00439-020-02209-4. PMID   32734383. S2CID   220881540. Проверено 29 сентября 2020.
  • Ким, Хён Джин (2015). Гунны. Рутледж. ISBN   9781138841758.
  • Ким, Хён Джин (2013). Гунны, Рим и рождение Европы. Издательство Кембриджского университета. ISBN   9781107009066.
  • Поцелуй, Аттила П. (2014). «Гунны, германцы, византийцы? Происхождение длинных саксофонов с узким лезвием». Acta Archaeologica Carpathica. 49: 131–164.
  • Ковальчик, Михал (2017). «Венгерский турнизм. От зарождения идеологии до современности - очерк проблемы». История и политика. 20 (27): 49–63. DOI : 10.12775 / HiP.2017.011.
  • Лаффертон, Эмес (2007). «Мадьярские усы: лица образования Венгерского государства 1867–1918 гг.». Исследования по истории и философии науки Часть C: Исследования по истории и философии биологических и биомедицинских наук. 38 (4): 706–732. DOI : 10.1016 / j.shpsc.2007.09.006. PMID   18053929.
  • Лендвай, Пол (2003). Венгры: Тысяча лет победы в поражениях. Перевод майора, Энн. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN   9781400851522.
  • Ленский, Ноэль (2015). «Плен среди варваров и его влияние на судьбу Римской империи». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский компаньон эпохи Аттилы. Издательство Кембриджского университета. С. 230–246. ISBN   978-1-107-63388-9.
  • Линерт, Элизабет (2015). Mittelhochdeutsche Heldenepik. Берлин: Эрих Шмидт. ISBN   978-3-503-15573-6.
  • Менхен-Хельфен, Отто Дж. (1973). Рыцарь, Макс (ред.). Мир гуннов: исследования по их истории и культуре. Калифорнийский университет Press. ISBN   978-0-520-01596-8.
  • Менхен-Хельфен, Отто Дж. (1959). «Этническое имя Гунн». В Эгероде, Сорен (ред.). Studia Serica Bernhard Karlgren dedicata. Копенгаген. С. 223–238.
  • Маккай, Ласло (2001). «Трансильвания в средневековом Венгерском королевстве (896–1526)». В Köpeczi, Béla (ред.). История Трансильвании. Я. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. С. 333–589.
  • Человек, Джон (2005). Аттила: варвар, бросивший вызов Риму. Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина. ISBN   9780553816587.
  • Микс, Кристиан (2009). "RELIKTE EINES FRÜHMITTELALTERLICHEN OBERSCHICHTGRABES? Überlegungen zu einem Konvolut bemerkenswerter Objekte aus dem Kunsthandel". Jahrbuch des Römisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz. 56: 395–538.
  • Монтгомери, Скотт Б. (2010). Святая Урсула и одиннадцать тысяч дев из Кельна: реликвии, реликварии и визуальная культура групповой святости в средневековой Европе. Оксфорд и др.: Питер Ланг.
  • Мольнар, Моника; Янош, Иштван; Сеч, Ласло; Сатмари, Ласло (апрель 2014 г.). «Искусственно деформированные черепа гунно-германского периода (V – VI века нашей эры) на северо-востоке Венгрии: историко-морфологический анализ». Журнал нейрохирургии. 36 (4): E1. DOI : 10.3171 / 2014.1.FOCUS13466. PMID   24684322.
  • Непарацкий, Эндре; и другие. (12 ноября 2019 г.). «Гаплогруппы Y-хромосомы от гуннов, аварцев и кочевых народов завоевавшего венгерского периода Карпатского бассейна». Научные отчеты. Исследования природы. 9 (16569): 16569. Bibcode : 2019NatSR... 916569N. DOI : 10.1038 / s41598-019-53105-5. PMC   6851379. PMID   31719606.
  • Николь, Дэвид (2006). Аттила и орды кочевников. Оксфорд: Osprey Publishing.
  • Нейдорф, Леонард (2013). «Датировка Видсиа и изучение германской древности». Неофилолог. 97 (1): 165–183. DOI : 10.1007 / s11061-012-9308-2. ISSN   0028-2677. S2CID   163940868.
  • Поль, Уолтер (2015). «Миграции, этнические группы и государственное строительство». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский компаньон эпохи Аттилы. Издательство Кембриджского университета. С. 246–263. ISBN   978-1-107-63388-9.
  • Поль, Уолтер (1999). «Гунны». В Бауэрсоке, GW; Браун, Питер; Грабарь Олег (ред.). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру. Belknap Press издательства Гарвардского университета. С.  501–502. ISBN   978-0-674-51173-6.
  • Прицак, Омелян (1982). "Гуннский язык клана Аттила" (PDF). Гарвардское украиноведение. Кембридж, Массачусетс: Украинский научно-исследовательский институт Гарвардского университета. IV (4): 428–476. ISSN   0363-5570.
  • Раджуш, Олег; Щеглова, Ольга (2014). Вольниковский клад: комплекс конной и всадной экипировки. Первая половина V века нашей эры. Каталог коллекции. Москва.
  • Райзингер, Микаэла Р. (2010). «Новые свидетельства о составных луках и стрелах во Внутренней Азии». Шелковый путь. 8: 42–62.
  • Рона-Тас, Андраш (1999). Венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю. Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета.
  • Шоттки, Мартин (2004). «Гунны». Энциклопедия Iranica.
  • Синор, Денис (1997). Исследования в Средневековой Внутренней Азии. Хэмпшир: Ашгейт. ISBN   978-0860786320.
  • Синор, Денис (1990). «Период Гуннов». В Sinor, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии (1-е изд.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажмите. С. 177–203. ISBN   9780521243049.
  • Синор, Денис (2005). «Религия гуннов». В Джонс, Линдси (ред.). Энциклопедия религии. 6 (2-е изд.). Справочник Macmillan. С.  4228–4229. ISBN   9780028657332. OCLC   56057973.
  • Соммер, Ульрике (2017). «Археология и национализм». В Мошенской, Габриэль (ред.). Ключевые понятия общественной археологии. Лондон: UCL Press. С. 166–186. ISBN   978-1-911576-41-9. JSTOR   j.ctt1vxm8r7.16.
  • Szűcs, Jenő (1999). "Теоретические элементы в мастере Саймоне из Gesta Hungarorum Кезы (1282–1285)". В Веспреми, Ласло; Шаер, Фрэнк (ред.). Симон из Кезы: дела венгров. Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. xxix – cii.
  • Томпсон, EA (1996). Вереск, Питер (ред.). Гунны. Издательство Blackwell. ISBN   978-0-631-15899-8.
  • Томпсон, EA (1946). «Христианские миссионеры среди гуннов». Герматена. 67: 73–79.
  • Uecker, Heiko (1972). Germanische Heldensage. Штутгарт: Мецлер. ISBN   978-3476101068.
  • Савельев, Александр; и другие. (7 мая 2020 г.). «Ранние кочевники Восточной степи и их предварительные связи на Западе». Эволюционные гуманитарные науки. Издательство Кембриджского университета. 2 (e20). DOI : 10.1017 / ehs.2020.18.
  • Xiong, Виктор Cunrui (2000), Sui-Tang Chang'an: Исследование городской истории позднесредневекового Китая (Мичиганские монографии в китайских исследованиях), U of M Центр китайских исследований, ISBN   0892641371
  • де ла Вэссьер, Этьен (2015). «Степной мир и восстание гуннов». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский компаньон эпохи Аттилы. Издательство Кембриджского университета. С. 175–192. ISBN   978-1-107-63388-9.
  • Вернер, Роберт (1967). "Das früheste Auftreten des Hunnennamens Yüe-či und Hephthaliten". Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 15 (4): 487–558.
  • Вольфрам, Хервиг (1990). История готов. Калифорнийский университет Press. ISBN   978-0-5200-6983-1.
  • Вольфрам, Хервиг (1997). Римская империя и ее германские народы. Калифорнийский университет Press. п. 142. ISBN.   978-0-5200-8511-4.
  • Райт, Дэвид Кертис (2011). История Китая (2-е изд.). Санта-Барбара: Гринвуд. ISBN   978-0-313-37748-8.
  • Вайда, Эдвард Дж. (2013). Енисейские народы и языки: история енисейоведения с аннотированной библиографией и справочником. Оксфорд / Нью-Йорк: Рутледж.
  • Захариаде, Михаил (2009). "Позднеримские образцы военной техники из Халмириса". Thraco-Dacica. 24: 125–130.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-20 10:54:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте