Туранизм, также известный как пантуранизм или пантуранизм, представляет собой националистическое культурное и политическое движение, провозглашающее необходимость тесного сотрудничества или политического объединения между (культурно, лингвистически или этнически родственными) народами внутреннего и центральноазиатского происхождения, такими как финны, японцы., Корейцы, саамы, самоеды, венгры, турки, монголы, маньчжуры и другие более мелкие этнические группы как средство защиты и продвижения общих интересов и противодействия угрозам, исходящим от политики великих держав Европы. Он родился в 19 веке, чтобы противостоять влиянию паннационалистических идеологий, таких как пангерманизм и панславизм. Идея «туранского братства и сотрудничества» была заимствована из панславянской концепции «славянского братства и сотрудничества».
Сам термин происходит от названия географической области - Туранской впадины. Термин Туран широко использовался в научной литературе с XVIII века для обозначения Средней Азии. Европейские ученые заимствовали этот термин из исторических работ Абу аль-Гази Бахадура ; Аннотированный английский перевод его Shajare-i Türk был опубликован в 1729 году и быстро стал часто используемым источником для европейских ученых.
Эта политическая идеология зародилась в работах финского националиста и лингвиста Матиаса Александра Кастрена, отстаивавшего идеологию пантуранизма - веру в этническое единство и будущее величие урало-алтайских народов. Он пришел к выводу, что финны произошли из Центральной Азии (точнее, в Горном Алтае ) и были далеко не маленьким изолированным народом, а частью более крупного государства, в которое входили такие народы, как мадьяры, турки, монголы и им подобные. Это подразумевает не только единство всех тюркских народов (как в пантюркизме ), но и союз более широкой туранской или урало-алтайской семьи, которая, как считается, включает в себя все народы, говорящие на « туранских языках ».
Хотя туранизм - это политическое движение за объединение всех урало-алтайских народов, существуют разные мнения относительно инклюзивности. По мнению известного туранца Зия Гёкалпа, туранизм предназначен только для тюркских народов, поскольку другие туранские народы (финны, венгры, монголы и т. Д.) Слишком различаются в культурном отношении; таким образом, он сузил турнизм до пантюркизма. Согласно описанию, данному Лотропом Стоддардом во время Первой мировой войны :
Прямо через северную Европу и Азию, от Балтики до Тихого океана и от Средиземного моря до Северного Ледовитого океана, простирается обширная группа народов, которым этнологи дали название «урало-алтайская раса», но которые в более общем плане называются «Туранцы». Эта группа включает в себя наиболее широко рассеянное фолк-на османских турок из Константинополя и Анатолии, на туркмен из Центральной Азии и Персии, с татарами Южной России и Закавказья, в мадьяр в Венгрии, на финнов в Финляндии и Прибалтике, на аборигенные племена из Сибири и даже далеких монголов и маньчжуров. Хотя эти народы разнообразны по культуре, традициям и даже внешнему виду, они, тем не менее, обладают некоторыми ярко выраженными общими чертами. Все их языки схожи, и, что еще важнее, их физическое и психическое состояние демонстрирует несомненное сходство.
Северный отдел туранских языков Макса МюллераКонцепция урало-алтайской этнической и языковой семьи восходит к лингвистическим теориям Готфрида Вильгельма Лейбница ; по его мнению, нет лучшего метода для определения родства и происхождения различных народов Земли, чем сравнение их языков. В своем « Brevis designatio meditationum de originibus gentium ductis potissimum ex indicio linguarum», написанном в 1710 году, он берет начало в каждом человеческом языке от языка одного общего предка. Со временем этот язык предков разделился на две семьи: яфетическую и арамейскую. Иафетическая семья раскололась еще дальше, на скифскую и кельтскую ветви. Членами скифской семьи были: греческий язык, семья сармато-славянских языков (русский, польский, чешский, далматинский, булгарский, словенский, аварский и хазарский), семья тюркских языков (турецкая, куманская, калмыцкая и монгольская).), семейство финских языков (финский, саамский, венгерский, эстонский, ливский и самоедский). Хотя его теория и группировка были далеки от совершенства, они оказали огромное влияние на развитие лингвистических исследований, особенно в немецкоязычных странах.
Пантуранианство уходит своими корнями в финское националистическое движение феннофилов и фенноманов, а также в работы лингвиста Матиаса Александра Кастрена. Отсюда концепция распространилась на родственные народы финнов.
Языки Азии и Европы расположены в соответствии с их грамматическими принципами в письме Макса Мюллера шевалье Бунзену о классификации туранских языков, опубликованном в 1854 году.Фридрих Макс Мюллер, немецкий востоковед и филолог, опубликовал и предложил новую группировку неарийских и несемитских азиатских языков в 1855 году. В своей работе «Языки места войны на Востоке» он назвал эти языки «туранскими». ". Мюллер разделил эту группу на две подгруппы: Южный дивизион и Северный дивизион. В конечном итоге его эволюционная теория о структурном развитии языков, связывающая растущее грамматическое совершенствование с социально-экономическим развитием и деление языков на «допотопную», «семейную», «кочевую» и «политическую» стадии развития, оказалась несостоятельной. но его Северный отдел был переименован и переведен в урало-алтайские языки. Тем не менее его терминология прижилась, и термины «туранские народы» и «туранские языки» вошли в обиход.
Как термин арийский используется для индоевропейского, туранский используется в основном как лингвистический термин, синоним урало-алтайского.
Семья алтайцев остается актуальной - и все еще недостаточно изученной, - хотя урало-алтайская теория была научно опровергнута, концепции ареальной лингвистики и типологии, даже если в генетическом смысле эти термины могут считаться устаревшими.
Пантуранианство уходит своими корнями в финское националистическое движение феннофилов и фенноманов, а также в работы финского националиста и лингвиста Матиаса Александра Кастрена. Кастрен провел более семи лет полевых исследований в Западной и Южной Сибири между 1841 и 1849 годами. Его обширные полевые материалы сосредоточены на обско-угорских, самодийских, кетических и тюркских языках. Он собрал ценную этнографическую информацию, особенно о шаманизме. Основываясь на своем исследовании, он утверждал, что финские, угорские, самоедские, тюркские, монгольские и тунгусские языки принадлежат к одной «алтайской семье». Он пришел к выводу, что финны произошли из Средней Азии (в Горном Алтае ) и что они были далеко не маленьким изолированным народом, а частью более крупного государства, в которое входили такие народы, как мадьяры, турки, монголы и т. Д. Основываясь на своих исследованиях, он отстаивал идеологию пантуранизма, веру в этническое единство и будущее величие урало-алтайских народов. Отсюда концепция распространилась на родственные народы финнов. Как выразился Кастрен:
Я полон решимости показать финскому народу, что мы не одинокий народ из болота, живущий изолированно от мира и от всемирной истории, но на самом деле связаны как минимум с одной шестой человечества. Написание грамматик не является моей главной целью, но без грамматик эта цель не может быть достигнута.
Кастрен придерживался мнения, что Россия систематически стремилась воспрепятствовать развитию в Финляндии более свободных условий, и на основании этого сделал вывод, что финны должны начать готовить восстание против России. По его словам, это должно было быть связано с благоприятным международным кризисом и будет реализовано как всеобщее восстание против русского правления, в котором примут участие нерусские народы от турок и татар до финнов. Это его политическое видение разделяли и некоторые другие интеллектуалы. Фенноманы, такие как Элиас Лённрот и Закрис Топелиус, разделяли это или даже более смелое видение грядущего величия. Как сказал Топелиус:
Двести лет назад мало кто мог бы поверить, что славянское племя займет видное (и постоянно растущее) положение, которое оно занимает сегодня в истории культуры. Что, если однажды финское племя, занимающее почти такую же обширную территорию, будет играть на мировой арене большую роль, чем можно было бы ожидать в наши дни? [...] Сегодня люди говорят о панславизме; однажды они могут говорить о панфенницизме или пансуомизме. В таком панфиннском сообществе финская нация должна занимать лидирующее положение из-за своего культурного старшинства [...].
Венгерский Turanism ( венгерский : Turanizmus) был романтическим националистическим культурным и политическим движением, которое было наиболее активным со второй половины 19 века до первой половины 20 века. Он был основан на многовековой и все еще живой национальной традиции об азиатском происхождении мадьяр. Эта традиция сохранилась в средневековых хрониках (таких как Gesta Hungarorum и Gesta Hunnorum et Hungarorum и Chronicon Pictum ) еще в 13 веке. Эта традиция послужила отправной точкой для научных исследований этногенеза венгерского народа, начавшихся в 18 веке как в Венгрии, так и за рубежом. Шандор Корёси Чома (автор первого тибетско-английского словаря) путешествовал по Азии с твердой уверенностью, что он может найти род мадьяр в Туркестане среди уйгуров. Как научное движение, туранизм занимался исследованиями Азии и ее культуры в контексте венгерской истории и культуры. Политический турнизм зародился в 19 веке в ответ на растущее влияние пангерманизма и панславизма, которые венгры считали очень опасными для государства и нации Венгрии, поскольку в стране проживало большое количество этнических немцев и славян. Политический турнизм был романтическим националистическим движением, которое подчеркивало важность общего происхождения и культурную близость венгров с народами Кавказа, Внутренней и Средней Азии, такими как турки, монголы, парсы и т. Д., И призывало к сближению сотрудничество и политический союз с ними как средство обеспечения и дальнейшего развития общих интересов и противодействия неизбежным угрозам, исходящим от политики западных держав, таких как Германия, Британская империя, Франция и Россия.
Идея Венгерского института востоковедения возникла у Йено Зичи. Эта идея не сбылась. Вместо этого в 1910 году был основан своего рода лицей под названием Turáni Társaság (Венгерское общество туранов, также называемое Венгерским азиатским обществом). Туранское общество сконцентрировалось на Туране как на географическом месте, где, возможно, жили предки венгров.
Движение получило импульс после поражения Венгрии в Первой мировой войне. По условиям Трианонского договора (1920 г.) новое венгерское государство составляло только 32,7% территории исторической Венгрии, которая была до заключения договора, и потеряла 58,4% своей территории. всего населения. Более 3,2 миллиона этнических венгров (одна треть всех венгров) проживали за пределами новых границ Венгрии в государствах-преемниках в тяжелых условиях. Были потеряны старые венгерские города, имеющие большое культурное значение, такие как Пожони (бывшая столица страны), Касса и Коложвар (современные Братислава, Кошице и Клуж-Напока соответственно). В этих условиях ни одно венгерское правительство не могло выжить, не добиваясь справедливости как для мадьяр, так и для Венгрии. Воссоединение мадьяр стало решающим моментом в общественной жизни и в политической повестке дня. Возмущение заставило многих отвергнуть Европу и повернуться к Востоку в поисках новых друзей и союзников в попытке пересмотреть несправедливые условия договора и восстановить целостность Венгрии.
Разочарование по отношению к Европе, вызванное «предательством Запада в Трианоне», и пессимистическое чувство одиночества привели к туранизму разные слои общества. Они пытались искать друзей, родственных народов и союзников на Востоке, чтобы Венгрия могла вырваться из своей изоляции и вернуть себе заслуженное положение среди народов. Более радикальная группа консервативных, правых людей, иногда даже с антисемитским намеком, пропагандировала резко антизападные взгляды и превосходство восточной культуры, необходимость провосточной политики и развитие осознания тюранского расизма среди венгров. люди.
1 июня 1924 года частными лицами было основано Magyar-Nippon Társaság (Венгерское общество Nippon) с целью укрепления венгерско-японских культурных связей и обменов.
Туранизм никогда не принимался официально, потому что он не соответствовал христианской консерватистской идеологической основе режима, но он использовался правительством как неформальный инструмент для выхода из международной изоляции страны и создания союзов. Венгрия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Турецкой Республикой в 1923 году, с Эстонской Республикой в 1937 году, с Финляндской Республикой в 1937 году, с Японией в 1938 году и с Болгарией в 1941 году.
После Второй мировой войны Советская Красная Армия оккупировала Венгрию. Венгерское правительство было поставлено под прямой контроль администрации оккупационных сил. Все организации Turanist были распущены правительством, а большинство публикаций Turanist было запрещено и конфисковано. В 1948 году Венгрия была преобразована в коммунистическое однопартийное государство. Туранизм изображался и критиковался как исключительно фашистская идеология, хотя роль туранизма в межвоенном развитии ультраправых идеологий была незначительной. Официальный запрет продержался до краха социалистического режима в 1989 году.
Традиционная история берет свое начало среди османских офицеров и интеллигенции, которые учились и проживали в имперской Германии 1870-х годов. Тот факт, что многие официальные лица Османской Турции осознали свое чувство «турецкости», несомненно, несомненно, и роль последующих националистов, таких как Зия Гёкалп, полностью установлена исторически. Как сказал турецкий историк Хасан Бюлент Паксой, возникло стремление к тому, чтобы тюркские народы «образовали политическое образование, простирающееся от Горного Алтая в Восточной Азии до Босфора ». В конце 19 века работы известного венгерского востоковеда и лингвиста Армина Вамбери способствовали распространению турецкого национализма и туранизма. Вамбери работал в министерстве иностранных дел Великобритании в качестве советника и агента. Ему хорошо платили за его отчеты о встречах с представителями османской элиты и султаном Абдул Хамидом II, а также за его эссе об османской политике. Османская империя в 19 веке приходила в упадок. Попытки реформ и модернизации предпринимались еще в 1830-х годах ( Танзимат ), но на рубеже веков страна была понижена до почти полуколониального состояния (государство накопило огромные долги, а государственные финансы были переданы под прямые иностранные контроль ), а великие державы свободно охотились на нее, оккупируя или аннексируя части ее территории по своему желанию (например, Кипр ). В то время Российская и Британская империи были антагонистами в так называемой « Большой игре » по усилению влияния в Персии и Средней Азии (Туркестан). Россия и Великобритания систематически раздували соперничающие национализмы многонациональной империи в своих интересах, что в результате привело к усилению турецкого национализма. Националистическое движение младотурков стремилось к секуляризованному национальному государству и конституционному правлению в условиях парламентской демократии.
Политическая партия младотурок, Комитет единства и прогресса, исповедовала туранизм и прославление турецкой этнической идентичности и была посвящена защите тюркских народов, живущих под иностранным правлением (большинство из которых находились под властью России в результате российского правления). огромная территориальная экспансия в течение 18 и 19 веков), а также восстановление разрушенной национальной гордости Османской империи.
Турецкая версия пантуранизма была резюмирована американскими политиками во время Первой мировой войны следующим образом: «Выше было показано, что турецкая версия пантуранианства содержит две общие идеи: (а) очистить и укрепить Турецкая национальность в пределах Османской империи и (б) связать османских турок с другими турками в мире. Эти цели сначала преследовались в культурной сфере частной группой «интеллектуалов» и продвигались мирной пропагандой. В 1913 году они приняли политическую форму и были включены в программу «КЕП», но поражение Османской империи в Первой мировой войне ненадолго подорвало представление о пантуранстве.
После Первой мировой войны турецкие националисты и туранисты присоединились к движению басмачей в Средней Азии, чтобы помочь их борьбе против Советского Союза. Самым известным среди них был Энвер-паша, бывший военный министр Османской империи.
Туранизм составляет важный аспект идеологии современной Партии турецкого националистического движения (ПНД), молодежное движение которой неофициально известно как « Серые волки». Серый волк (мать-волчица Асена ) был главным символом древнетюркских народов.
Японский туранизм был основан на тех же основаниях, что и его европейские аналоги. Австрийский немецкий филолог Иоганн Антон Боллер (1811–1869) был первым, кто систематически пытался доказать урало-алтайскую принадлежность японского языка. Японский лингвист Фудзиока Кацудзи (藤 岡 勝 二, 1872–1935) выдвинул набор в основном типологических характеристик, связывающих японский язык с урало-алтайской семьей. Представление о японском как об урало-алтайском языке было довольно широко распространено до Второй мировой войны. В настоящее время японский язык является одним из немногих основных языков в мире, генетическая принадлежность которого к другим языкам или языковым семьям не доказана должным образом.
В настоящее время лингвисты Александр Вовин и Герхард Йегер считают, что японский язык связан с языками Юго-Восточной Азии ( австронезийскими или австрийскими языками ), хотя, как и опровергнутые алтайские языки, это также не было доказано.
В 1920-е и 30-е годы туранизм получил некоторую поддержку в Японии, в основном среди военной элиты и интеллигенции. Японские туранисты утверждали, что японцы имеют внутреннеазиатское происхождение, а предки японцев мигрировали из Средней Азии, чтобы завоевать японские острова. Китагава Сикадзо (北 川 鹿 藏, 1886–1943) утверждал, что японцы произошли от тунгусской ветви туранской семьи, точно так же, как корейцы и маньчжуры, происхождение которых было на северо-востоке Китая, в Маньчжурии. А поскольку японцы, корейцы и маньчжуры произошли от тунгусов, у них также была связь с другими туранскими субэтническими группами, такими как турки, монголы, самоеды и финно-угры, с точки зрения крови, языка и культуры. Первая в истории японская организация туранистов, Туранский национальный альянс - Цуран Миндзоку Домеи (ツ ラ ン 民族 同盟), была основана в Токио в 1921 году Дзюитиро Имаока (今 岡 十一 郞, 1888–1973) и венгерским востоковедом и этнографом Бенедеком Бартоси. Балог (1870–1945). Были основаны и другие организации, такие как Туранское общество Японии - Ниппон Цуран Кёкай (日本 ツ ラ ン 協會, начало 1930-х) и Японско-венгерское культурное объединение - Никко Бунка Кёкай (日 洪 文化 協會, 1938). В межвоенный период некоторые японские националисты, находившиеся под влиянием туранизма, вели профинскую деятельность в Японии. Это нашло теоретическое выражение, например, в книге экономиста под названием Hann tsuranizumu to keizai burokku (汎 ツ ラ ニ ズ と 經濟 ブ ロ ツ ク, Pan-Turanism and the Economic Bloc). Писатель настаивает на том, чтобы японцы покинули трагически маленькие японские острова и переселились в северную и западную части азиатского континента, где когда-то жили их предки. Для этого им пришлось отвоевать эти исконные земли у славян, заключив союз с туранскими народами. Финны, один из тех народов, должны были принять участие в этом великом достижении. Туранское родство наряду с антикоммунистической позицией рассматривалось как оправдание вмешательства Японии в гражданскую войну в России и Китае, а также для создания сферы интересов Японии посредством создания новых японских вассальных государств в Северо-Восточной Азии. После создания Маньчжоу-Го и Мэнцзян Япония настаивала на дальнейшей экспансии в Монгольской Народной Республике, но после инцидента в Номонгане отказалась от этих планов и заключила советско-японский пакт о нейтралитете с Советским Союзом в 1941 году.
После Халкин-Гола японцы повернули в сторону Юго-Восточной Азии и Тихого океана в рамках паназиатской повестки дня.
Большинство организаций туранистов были распущены во время войны на Тихом океане в соответствии с имперским законом, продвигавшим паназиатскую повестку дня.
Пантуранисты пришли к выводу, что коренные американцы имеют возможную генетическую и языковую связь с тюркскими и другими кочевыми племенами в Азии, хотя это утверждение остается в значительной степени спорным и неподтвержденным. Коренные американцы, по мнению пантуранистов, имели почти идентичную культуру, танцы и обычаи, хотя они были изменены и отличались от их тюркских собратьев, например, Мелунджон, который, как полагали, имел тюркские и индейские принадлежности, а также Эскимосы и кечуаны. Несмотря на широкую критику, движение за связь коренных американцев с туранскими племенами по-прежнему живет в рамках пантюркистской и пантуранистской идеологии и, таким образом, становится частью пантюркистской псевдопропаганды.
Туранизм характеризуется псевдонаучными теориями. Согласно этим теориям, к «туранцам» относятся болгары, эстонцы, монголы, финны, турки и даже японцы и корейцы, которые якобы имеют урало-алтайское происхождение. Хотя он был повсеместно дискредитирован ведущими учеными, у туранизма все еще есть много приверженцев в некоторых тюркоязычных странах. Эти ученые, которых называют псевдотюркологами, считают всех евразийских кочевников и все основные цивилизации, существовавшие на протяжении всей истории человечества, тюркскими или туранскими. В таких странах туранизм служил формой национальной терапии, помогая своим сторонникам справляться с неудачами прошлого.