Болгары

редактировать
Славянская этническая группа, проживающая на Балканах

Болгары
Българи. Булгари
Флаг Болгарии.svg Флаг Болгарии
Общая численность населения
c.9 миллионов болгарский народ вокруг the world.svg
Регионы со значительной численностью населения
Болгария 6,000,000 (2011 г.)
Турция 351,000–600,000 (2014–2008 гг.)
Германия 310,415 (2017 г.)
Украина 204,574–500,000 (2001)
Испания 126,997–350,000 (2017)
США 115,012–300,000 (2016)
Великобритания 91,000 / 77,000–105,000 / (2016–2017)
Молдова (включая Приднестровье )79,520 (2004)
Греция 72,893–300,000 (2015)
Аргентина 70,000 (2008)
Бразилия 62,000 (2006)
Италия 58,620–120,000 (2016)
Канада 30,485–70,000 (2011)
Бельгия 29,100 (2014)
Нидерланды 23 612–27 729 (2017)
Австрия 25 686 (2017)
Россия (2010 г.)24 038–330 000 (2010)
Кипр (кроме TRNC )19,197 (2011)
Сербия 18,543 (2011)
Fra nce 17 626–50 000 (2015)
Чешская Республика 12 250 (2016)
Дания 9 955 (2018)
Швеция 6 257–9 105 (2016)
Норвегия 6,752–8,180 (2017)
Швейцария 8,588 (2017)
Португалия 7,019–12,000 (2016)
Румыния 7,336 (2011)
Австралия 5436 (2011)
Казахстан 4523 (2009)
Южная Африка 4,224–20,000 (2015)
Венгрия 4,022 (2016)
Финляндия 2,840 ( 2018)
Северная Македония 1417 (2002)
Языки
Болгарский
Религия
Преимущественно Православное христианство. (Болгарская Православная Церковь ). с мусульманскими, католиками, протестантскими и еврейскими меньшинствами
родственными этническими группами
другими южными славянами, особенно македонцы, торлаки и славянские говорящие в Греции.

^a:По данным переписи 2011 года, было 5 664 624 человека. Вопрос об этнической принадлежности был добровольным, и 10% населения не указали свою национальность, поэтому эта цифра считается заниженной. Этнические болгары оцениваются примерно в 6 миллионов, 85% населения.. ^b:По оценкам, количество помаков, которых большинство ученых относит к болгарам. ^c:Согласно переписи 2002 года, на севере проживало 1417 болгар. Македония. В период с 2003 по 2017 год, согласно данным, предоставленным болгарскими властями, около 87 483-200 000 постоянных жителей Македонии заявили о болгарском происхождении в своих заявлениях на получение болгарского гражданства, из которых 67 355 запросов были удовлетворены. Незначительная часть из них - среди 2934 жителей Македонии, которые проживают в Болгарии к 2016 году.. ^d:по гражданству без двойного гражданства. ^e:по одной этнической группе на человека. ^f:по иностранному рождению. ^h:по наследству. ^n:по законному гражданству. ^m:по национальности, натурализации и происхождению по происхождению.

болгары (болгарский : българи, латинизированный : Blgari, IPA: ) - это нация и южнославянская этническая группа коренных жителей Болгария и ее соседний регион.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Гражданство
  • 3 Этногенез
    • 3.1 Болгарская этногенетическая концепция
  • 4 Генетическое происхождение
  • 5 История
    • 5.1 Болгарское национальное движение
  • 6 Демография
  • 7 Связанные этнические группы
  • 8 Культура
    • 8.1 Язык
      • 8.1.1 Кириллица
      • 8.1.2 Система имен
    • 8.2 Религия
    • 8.3 Искусство и наука
    • 8.4 Кухня
    • 8.5 Народные верования и обычаи
    • 8.6 Народная одежда и музыка
    • 8.7 Спорт
    • 8.8 Символы
  • 9 Карты
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки
Этимология

Болгары получают свой этноним от булгары. Их название не совсем понятно, и его трудно отследить до 4 века нашей эры, но, возможно, оно происходит от прототюркского слова bulģha («смешивать», «встряхивать», «перемешивать»). и производное от него булгак («бунт», «беспорядок»). Альтернативные этимологии включают производное от соединения прототюркских bel («пятерка») и gur («стрелка» в смысле «племя »), предлагаемое подразделение в рамках утигуров или Оногур («десять колен»).

Гражданство

Согласно статье 25 (1) Конституции Болгарии, болгар Гражданин - это любое лицо, рожденное по крайней мере от одного из родителей, имеющих болгарское гражданство, или рожденное на территории Республики Болгарии, если они не имеют права на другое гражданство в силу происхождения. Болгарское гражданство может быть приобретено путем натурализации. Около 77% населения Болгарии идентифицировали себя как этнические болгары в болгарской переписи 2011 года.

Этногенез

Население Болгарии происходит от народов совершенно разного происхождения и численности, и, таким образом, является результатом эффект «плавильного котла». Основные этнические элементы, которые объединились, чтобы произвести современную болгарскую этническую принадлежность, следующие:

  • фракийцы - коренное древнее балканское индоевропейское население, у которого культурные и этнические элементы были сохранены;
  • славяне - индоевропейское население, которое мигрировало из Северо-Восточной Европы на Балканы в период V-VI вв. н.э. и навязывало свой язык и культуру местным жителям. Фракийские, римские и греческие общины.
  • Булгары - полукочевой конгломерат племен из Центральной или Северной Азии, прибывший в VII веке н.э., объединившийся с местным славянским и славянским населением, организовал раннесредневековую болгарскую государственность. и завещали свой этноним современному болгарскому народу, в конечном итоге ассимилировав славянскую культуру на местном уровне.

От коренного фракийского народа были взяты определенные культурные и этнические элементы. Другие праславянские индоевропейские народы, в том числе даки (если отличны от фракийцев), кельты, готы, римляне, Древние греки, сарматы, пеониане и иллирийцы также поселились на более поздних болгарских землях. фракийский язык был описан как южный балтийский язык. На нем все еще говорили в VI веке, и, вероятно, впоследствии он вымер, но тот факт, что в более поздний период болгары заменили давно устоявшиеся греческие / латинские топонимы фракийскими топонимами, может предполагать, что фракийский язык тогда не был полностью уничтожен. Некоторые дославянские лингвистические и культурные следы могли быть сохранены у современных болгар (и македонцев). Малая Скифия и Мезия Нижняя, по-видимому, романизированная, хотя регион стал центром переселения варваров (различных готов и гуннов) в течение 4-го и начала 5-го веков нашей эры, до дальнейшего эпизода «романизации» в начале 6-го века. Согласно археологическим свидетельствам поздних периодов римского владычества, римляне не уменьшили значительно количество фракийцев в крупных городах. К 4 веку главный город Сердика имел преимущественно фракийское население, судя по эпиграфическим данным, которые показывают преобладающие латино-фракийские имена, но после этого имена были полностью заменены христианскими.

Ранние славяне возникли со своей исконной родины в начале VI века и распространились на большую часть восточной Центральной Европы, Восточной Европы и Балканы., образуя три основные ветви: западные славяне в восточной части Центральной Европы, восточные славяне в Восточной Европе и южные славяне в Юго-Восточная Европа (Балканы). Последние постепенно вызывали полную языковую замену фракийского, если фракийцы еще не были романизированы или эллинизированы. Большинство ученых признают, что они начали крупномасштабное заселение Балкан в 580-х годах, основываясь на заявлении историка VI века Менандра, говорящего о 100000 славян во Фракии и последовательные нападения на Грецию в 582 году. Они продолжали приходить на Балканы многими волнами, но также уходили, в первую очередь Юстиниан II (685-695), поселивший до 30 000 славян из Фракии в Азии. Незначительный. византийцы сгруппировали многочисленные славянские племена в две группы: склавеной и антов. Некоторые болгарские ученые предполагают, что анты стали одними из предков современных болгар.

булгары впервые упоминаются в IV веке в окрестностях севера кавказца степь. Ученые часто предполагают, что изначальное происхождение булгар - тюркское, и его можно проследить до центральноазиатских кочевых конфедераций, в частности, как часть о слабо связанных племен огуров, которые простирались от Причерноморских степей до Средней Азии. Однако любая прямая связь между булгарами и предполагаемыми азиатскими аналогами основывается не более чем на спекулятивных и «искаженных этимологиях». Некоторые болгарские историки ставят под сомнение идентификацию булгар как тюркского племени и предполагают иранское происхождение. В 670-х годах некоторые булгарские племена, дунайские булгары во главе с Аспарухом и македонские булгары во главе с Кубером пересекли реку Дунай и с одной миграционной волной поселились на Балканах. Первый из которых сириец Михаил описал как число 10 000. Часто считается, что булгары не многочисленны и становятся правящей элитой в контролируемых ими районах. Однако, согласно Стивену Рансимену, племя, которое смогло победить византийскую армию, должно было иметь значительные размеры. Булгары Аспаруха заключили племенной союз с северянами и «семью родами », которые были переселены для защиты флангов булгарских поселений в Малой Скифии, так как столица Плиска была построена на месте бывшего славянского поселения.

В ранневизантийскую эру римские провинциалы в Малой Скифии и Мезии-Секунде уже вели экономический и социальный обмен с «варварами» к северу от Дуная. Это могло облегчить их окончательную славонизацию, хотя большая часть населения, по-видимому, была переселена во внутренние районы Константинополя или Малой Азии до появления каких-либо постоянных поселений славян и булгар к югу от Дунай. Крупнейшие портовые города Понтийской Болгарии оставались византийскими греческими по своему видению. Масштабные перемещения населения и территориальные экспансии в течение 8-го и 9-го веков дополнительно увеличили количество славян и византийских христиан в государстве, сделав булгар очевидным меньшинством. Создание нового государства превратило славян, булгар и более раннее или позднее население в «болгарский народ» Первой Болгарской империи, говорящий на южнославянском языке. В разные периоды в этногенез местного населения способствовали также разные индоевропейские и тюркские народы, которые поселились или жили на Балканах.

Болгарская этногенетическая концепция

Болгары обычно считаются частью славянской этнолингвистической группы. Однако спорный вопрос об их этногенезе - популярная тема в работах националистических ученых. Ожесточенные дебаты начались в XIX веке, и сомнительные пропорции предполагаемого фракийского, булгарского и славянского происхождения зависели от геополитической ситуации в стране, а также от идеологических и политических пристрастий. Эти предполагаемые пропорции менялись несколько раз в течение ХХ века, подчеркивая, как правило, славянскую часть болгарского происхождения, связанную с традиционно сильной русофилией в стране. Однако в течение 1970-х годов фракология была особенно поддержана коммунистической властью как попытка подчеркнуть влияние коренных народов на болгарский этногенез. После падения коммунизма одухотворенный образ фракийцев начал блекнуть. После охлаждения отношений с Россией и вступления страны в ЕС в националистических кругах, которые в последнее время преуменьшают славянское происхождение страны, возникло мнение о значительном генетическом влиянии Болгарии.

Генетическое происхождение

Согласно тройному анализу - аутосомный, митохондриальный и отцовский - имеющихся данных из крупных Масштабные исследования балто -славян и их ближайших популяций, данные всего генома SNP помещают болгар в кластер с румынами, македонцами и гагаузы, и они находятся в такой же близости к черногорцам и сербам.

История
Офицеры из болгарского гусарского полка в России (1776–1776 гг.) 1783)

Первое Болгарское царство было основано в 681 году. После принятия православного христианства в 864 году оно стало одним из культурных центров славянской Европы. Его ведущее культурное положение было закреплено с изобретением кириллицы в его столице Преславе накануне X века. Развитие старославянской грамотности в стране имело эффект предотвращения ассимиляции южных славян в соседние культуры, а также стимулировало развитие отчетливой этнической идентичности. Симбиоз был осуществлен между малочисленными булгарами и многочисленными славянскими племенами на этой обширной территории от Дуная на севере до Эгейского моря на юге и Адриатического моря на запад, к Черному морю на восток, принявшие общий этноним «болгары». В течение 10 века болгары установили форму национальной идентичности, которая была далека от современного национализма, но помогла им выжить как отдельное образование на протяжении веков.

В 1018 году Болгария потеряла независимость и оставалась византийским подданным до 1185 года, когда была создана Вторая болгарская империя. Тем не менее, в конце XIV века османы захватили всю Болгарию. При османской системе христиане считались низшим классом людей. Таким образом, болгары, как и другие христиане, облагались высокими налогами, и небольшая часть болгарского населения подвергалась частичной или полной исламизации. Православные христиане были включены в особую этнорелигиозную общину под названием Ром Миллет. Для простых людей принадлежность к этой православной общине стала важнее их этнического происхождения. Это сообщество стало одновременно основной формой социальной организации и источником идентичности для всех этнических групп внутри нее. Таким образом, этнонимы использовались редко, и между 15 и 19 веками большинство местного населения постепенно начало идентифицировать себя просто как христиан. Однако духовенство в некоторых изолированных монастырях сохраняло самобытность болгар, и это помогало им выжить преимущественно в отдаленных сельских районах. Несмотря на процесс этнорелигиозного слияния среди православных христиан, сильные националистические настроения сохранялись в католической общине в северо-западной части страны. В то время среди интеллигенции и городского населения происходил процесс частичной эллинизации в результате более высокого статуса греческой культуры и греческой православной церкви среди балканских христиан. Во второй половине 18 века Просвещение в Западной Европе оказало влияние на начало Национального пробуждения Болгарии в 1762 году.

Некоторые болгары поддержали русскую армию, когда они переправились через Дунай в середине 18 века. Россия старалась убедить их селиться на недавно завоеванных ею территориях, особенно в Бессарабии. Как следствие, здесь поселились многие болгарские колонисты, а позже они сформировали два военных полка в рамках военной колонизации территории Россией в 1759–1763 гг.

Болгарское национальное движение

Русско-турецкие войны (1806–1812 гг.) и (1828–1829 гг.) Болгарские эмигранты сформировали Армию болгарских соотечественников и присоединились к русской армии, надеясь, что Россия принесет Освобождение Болгарии, но его имперские интересы были сосредоточены тогда на Греции и Валахии. Подъем национализма в Османской империи привел к борьбе за культурную и религиозную автономию болгарского народа. Болгары хотели иметь свои собственные школы и богослужения на болгарском языке, и им нужна была независимая церковная организация. Недовольство превосходством греческого православного духовенства, борьба начала разгораться в нескольких болгарских епархиях в 1820-х годах.

Только в 1850-х годах болгары начали целенаправленную борьбу против Константинопольского патриархата. Борьба между болгарами и греками фанариотами усилилась на протяжении 1860-х гг. В 1861 г. Ватикан и правительство Османской империи признали отдельную Болгарскую униатскую церковь. Поскольку в конце десятилетия греческие священнослужители были изгнаны из большинства болгарских епископств, значительные области вышли из-под контроля Патриархата. Это движение восстановило выраженное болгарское национальное самосознание среди простых людей и привело к признанию болгарского проса в 1870 году османами. В результате уже в начале 1870-х годов начали развиваться два движения вооруженной борьбы: Внутренняя революционная организация и Болгарский революционный центральный комитет. Их вооруженная борьба достигла апогея с Апрельским восстанием, вспыхнувшим в 1876 году. Это привело к русско-турецкой войне (1877–1878) и привело к основанию. третьего болгарского государства после Сан-Стефанского договора. Проблема болгарского национализма приобрела большее значение после Берлинского конгресса, который вернул области Македонии и Адрианополь, вернув их под контроль Османская империя. Также в северной Фракии была создана автономная Османская провинция под названием Восточная Румелия. Как следствие, болгарское национальное движение провозгласило своей целью включение большей части Македонии, Фракии и Мезии в состав Великой Болгарии.

Восточная Румелия была присоединена к Болгарии в 1885 году в результате бескровной революции. В начале 1890-х годов были основаны две проболгарские революционные организации: Внутренняя македонско-адрианопольская революционная организация и Верховный македонско-адрианопольский комитет. В 1903 году они участвовали в неудачном Илинден-Преображенском восстании против османов в Македонии и Адрианополе вилайете. Македонские славяне тогда идентифицировались преимущественно как болгары, и значительные болгарофильские настроения сохранялись среди них до конца Второй мировой войны.

В начале 20 века контроль над Македонией стал ключевым фактором. спорным моментом между Болгарией, Грецией и Сербией, которые участвовали в Первой Балканской войне (1912–1913) и Второй Балканской войне (1913). Дальнейшие боевые действия за этот район велись во время Первой мировой войны (1915–1918) и Второй мировой войны (1941–1944).

Демография

Большинство болгар живут в Болгария, где их около 6 миллионов, что составляет 85% населения. Также есть значительные болгарские меньшинства в Сербии, Турции, Албании, Румынии (банатские болгары ). как в Украина и Молдова (см. бессарабские болгары ). Многие болгары также проживают в диаспоре, которую составляют представители и потомки старой (до 1989 г.) и новой (после 1989 г.) эмиграции. Старая эмиграция состояла из примерно 2 470 000 экономических и нескольких десятков тысяч политических эмигрантов и была направлена ​​по большей части в США, Канаду, Аргентину, Бразилию и Германию. Новая эмиграция оценивается примерно в 970 000 человек и может быть разделена на две основные подкатегории: постоянная эмиграция в начале 1990-х годов, направленная в основном в США, Канаду, Австрию и Германия и трудовая эмиграция в конце 1990-х годов была направлена ​​в основном в Грецию, Италию, Великобританию и Испанию. Миграция на Запад была довольно устойчивой даже в конце 1990-х - начале 21 века, поскольку люди продолжают переезжать в такие страны, как США, Канада и Австралия. Большинство болгар, живущих в Канаде, можно найти в Торонто, Онтарио и провинциях с наибольшим количеством болгар в Канаде: Онтарио и Квебек. Согласно переписи 2001 г., в городе София было 1,124,240 болгарских граждан, в Пловдиве - 302,858, в Варне - 300,000, в Бургасе - около 200,000. Общее число болгар превышало 9 миллионов.

Связанные этнические группы

Считается, что болгары наиболее тесно связаны с соседними македонцами. Этнические македонцы считались болгарами большинством этнографов до начала 20 века и позже, и большая часть из них, очевидно, считала себя таковыми. Славяно-говорящие в греческой Македонии и большинство торлаков в Сербии также идентифицировали себя как болгары, и многие из них были членами болгарского экзархата, который включал большую часть территории, считающейся Торлак. Большая часть этих людей также считалась болгарами большинством этнографов до начала 20 века и позже.

Культура

Болгарская культура в значительной степени является продуктом влияния пришедших культур и в настоящее время продолжает развиваться. через вестернизацию, особенно кухню.

Язык

Болгары говорят на южнославянском языке, который взаимно понятен с македонским и в меньшей степени с Сербохорватский, особенно восточные диалекты. лексическое сходство между болгарским и македонским языками составляет 86%, между болгарским и другими славянскими языками - от 71% до 80%, но с балтийскими языками они составляют 40–46%, а с английским - около 20%. Лишь менее дюжины болгарских слов происходят от тюркского булгарского.

болгарский демонстрирует некоторые лингвистические изменения, которые отличают его от других славянских языков, общих с румынским, албанским и Греческий (см. балканский языковой регион ). На болгарский язык оказали лексическое влияние средневековые и современные греческие и турецкие. Средневековый болгарский оказал влияние на другие южнославянские языки и румынский. С болгарским и русским было взаимовлияние в обоих направлениях. Оба языка были официальными или лингва-франка друг друга в средние века и в период холодной войны. В последнее время болгарский язык заимствовал много слов из немецкого, французского и английского языков.

На болгарском языке говорит большинство болгарской диаспоры, но в меньшей степени - потомки более ранних эмигрантов в США, Канаду, Аргентину и Бразилия.

Болгарские лингвисты считают официальный македонский язык (с 1944 года) местной вариацией болгарского языка, так же как большинство этнографов и лингвистов до начала 20 века считали местную славянскую речь в регионе Македонии. Президент Болгарии Желю Желев отказался признать македонский язык в качестве отдельного языка, когда Республика Македония стала новым независимым государством. В болгарском языке используется кириллица.

кириллица

средневековая кириллица древнеболгарский язык

В первой половине 10 века Кириллица была разработана в Преславской литературной школе, Болгарии на основе глаголицы, греческой и Латинские алфавиты. Современные версии алфавита теперь используются для написания еще пяти славянских языков, таких как белорусский, македонский, русский, сербский и <10.>Украинский, а также монгольский и еще 60 языков, на которых говорили в бывшем Советском Союзе. Средневековая Болгария была важнейшим культурным центром славянских народов в конце 9-го и на протяжении 10-го века. Две литературные школы Преслав и Охрид развили богатую литературную и культурную деятельность с авторами ранга Константин Преславский, Иоанн Экзарх, Черноризец Храбар, Климент и Наум Охридский. Подобное влияние Болгария оказывала на соседние с ней страны в середине-конце 14 века, во времена Тырновской литературной школы, с работами Патриарха Евтимия, Григория Цамблака., Константин Костенец (Константин Костенечки). Болгарское культурное влияние было особенно сильным в Валахии и Молдове, где кириллица использовалась до 1860 года, а церковнославянский был официальным языком. княжеской канцелярии и церкви до конца 17 века.

Система имен

Есть несколько разных уровней болгарских имен. Подавляющее большинство из них имеют либо христианское (такие имена, как Лазарь, Иван, Анна, Мария, Екатерина), либо славянское происхождение (Владимир, Святослав, Велислава). После Освобождения в 1878 году имена исторических Булгар правителей, таких как Аспарух, Крам, Кубрат и Тервел были воскрешены. Старое булгарское имя Борис распространилось из Болгарии во многие страны мира.

Большинство болгарских мужских фамилий имеют -ov суффикс фамилии (кириллица : -ов), традиция, используемая в основном восточнославянскими народами, такими как Россия, Украина и Беларусь. Иногда транскрибируется как -off или -of (Джон Атанасов - Джон Атанасов ), но чаще как -ov (например, Бойко Борисов ). Суффикс -ov - это славянский род- , соответствующий суффиксу, таким образом, Иванов (болгарский : Иванов) буквально означает «Иван». Булгарские вторые имена имеют отчество и также используют суффикс род- согласующийся, таким образом, второе имя сына Николы становится Николов, а второе имя сына Ивана становится Иванов. Поскольку имена в болгарском языке основаны на гендерной принадлежности, болгарские женщины имеют суффикс фамилии -ova (кириллица: -ова), например, Мария Иванова. Форма множественного числа болгарских имен оканчивается на -ovi (кириллица: -ови), например семья Иванови (Иванови).

Другие распространенные болгарские мужские фамилии имеют суффикс -ev фамилию (кириллица: -ев), например Стоев, Ганчев, Пеев и т. Д. Женская фамилия в этом случае будет иметь суффикс фамилии -eva (кириллица: -ева), например: Галина Стоева. Фамилия всей семьи будет иметь форму множественного числа -evi (кириллица: -еви), например: семья Стоеви (Стоеви).

Другой типичный суффикс болгарской фамилии, хотя и менее распространенный, - -ски. Это окончание фамилии также получает –a, когда имя носит женщина (Смирненский становится Смирненской). Форма множественного числа суффикса фамилии -ski все еще -ski, например семья Смирненских (болгарский : Смирненски).

Окончание -in (женский -ina) также встречается редко. Раньше его дарили ребенку от незамужней женщины (например, сын Куна получит фамилию Кунин, а сын Ганы - Ганин). Суффикс фамилии -ич можно встретить лишь изредка, в первую очередь у римско-католических болгар. Окончание фамилии –ich не получает дополнительного –a, если имя носит женщина.

Религия

Карта Болгарского экзархата (1870–1913). Османы требовали порога в две трети положительных голосов православного населения, чтобы включить регион в эту юрисдикцию.

Большинство болгар, по крайней мере, номинально являются членами Болгарской православной церкви, основанной в 870 году нашей эры (автокефальный с 927 г. н.э.). Болгарская православная церковь является независимой национальной церковью Болгарии, как и другие национальные ветви православной общины, и считается доминирующим элементом болгарского национального самосознания. Церковь была упразднена один раз, в период османского владычества (1396–1878), в 1873 году возрождена как Болгарский экзархат и вскоре снова возведена в Болгарский Патриархат. В 2011 году православная церковь, по крайней мере, номинально насчитывала в общей сложности 4 374 000 членов в Болгарии (59% населения), по сравнению с 6 552 000 (83%) по переписи 2001 года. 4 240 000 из них указали на болгарскую этническую группу. Православные болгарские меньшинства в Республике Македонии, Сербии, Греции, Албании, Украине и Молдове в настоящее время верны своему национальному Православные церкви.

Несмотря на то, что Болгарская православная церковь позиционируется как объединяющий символ для всех болгар, небольшие группы болгар со временем обратились в другие религии. Во время османского владычества значительное число болгар обратилось в ислам, образовав общину помаков или болгар-мусульман. В XVI и XVII веках католические миссионеры обратили небольшое количество болгар павликиан в районах Пловдива и Свиштов в католицизм. В настоящее время в Болгарии проживает около 40 000 римско-католических болгар, еще 10 000 - в Банате в Румынии и до 100 000 человек болгарского происхождения в Южной Америке. Римско-католические болгары Баната также являются потомками павликиан, которые бежали туда в конце 17 века после неудачного восстания против османов. Протестантизм был привнесен в Болгарию миссионерами из Соединенных Штатов в 1857 году. Миссионерская работа продолжалась на протяжении второй половины XIX и первой половины XX века. В настоящее время в Болгарии проживает около 25 000 болгар-протестантов.

Искусство и наука

Иорданов Ассен Джорданофф (слева), болгарский американский изобретатель, которого видные авиационные специалисты считают основным вкладчиком в американские знания об авиации, равно как и Boeing, подушка безопасности и магнитофон.. Джон Винсент Атанасов (справа), болгарский американский изобретатель компьютера Атанасова-Берри, юридически изобретатель электронного цифрового компьютера в США и считается «отцом компьютера».

Борис Кристофф, Николай Гиауров, Раина Кабаиванская и Гена Димитрова сделали драгоценный вклад в оперное пение. Гяуров и Кристофф были двумя величайшими басистами послевоенного периода. Имя арфистки - Анна-Мария Равнопольская-Дина - одна из самых известных арфисток сегодня. Болгары внесли ценный вклад в мировую культуру и в наше время. Юлия Кристева и Цветан Тодоров были одними из самых влиятельных европейских философов второй половины ХХ века. Художник Христо является одним из самых известных представителей экологического искусства с такими проектами, как Обернутый Рейхстаг.

Болгары в диаспоре также были активны. Среди американских ученых и изобретателей болгарского происхождения: Джон Атанасов, Питер Петров и Ассен Джорданофф. Американец болгарско-американского происхождения Стефан Груев написал знаменитую книгу «Манхэттенский проект » о создании первой атомной бомбы, а также написал «Терновый венец», биографию царя . Борис III Болгарии. Согласно Mensa International, Болгария занимает 2-е место в мире по результатам тестов Mensa IQ, а ее студенты занимают второе место в мире по результатам SAT. Кроме того, по результатам международного тестирования MENSA IQ, завершенного в 2004 году, самой умной женщиной в мире (и одним из самых умных людей в мире) была признана Даниэла Симидчиева из Болгарии, имеющая IQ 200. По состоянию на 2007 год в ЦЕРН работало больше более 90 болгарских ученых, и около 30 из них будут активно участвовать в экспериментах на Большом адронном коллайдере.

Кухня

Болгарский персик Компот - безалкогольный прозрачный сок полученные путем приготовления фруктов

Болгарская кухня, известная своими богатыми салатами, необходимыми при каждом приеме пищи, также известна разнообразием и качеством молочных продуктов, а также разнообразием местных вин и алкогольных напитки, такие как ракиа, мастика и мента. В болгарской кухне также представлены разнообразные горячие и холодные супы, например, холодный суп таратор. Есть много различных болгарских пирожных, таких как баница.

Большинство болгарских блюд запекаются в духовке, готовятся на пару или в виде тушеного мяса. Жарение во фритюре не очень распространено, но приготовление на гриле - особенно различных видов мяса - очень распространено. Свинина - самое распространенное мясо в болгарской кухне. Восточные блюда существуют в болгарской кухне, наиболее распространенными из которых являются мусака, гюветч и пахлава. Очень популярный ингредиент в болгарской кухне - болгарский белый рассольный сыр под названием «сирене » (сирене). Он является основным ингредиентом многих салатов, а также разнообразной выпечки. Рыба и курица широко употребляются в пищу, и хотя говядина встречается реже, поскольку большая часть крупного рогатого скота разводится для производства молока, а не мяса, телятина является естественным побочным продуктом этого процесса и содержится во многих популярных рецептах. Болгария является нетто-экспортером баранины, и ее собственное потребление мяса преобладает во время его производства весной. Хлеб и соль традиция в контексте гостеприимства, которая распространена у балто-славян, является обычным приемом незнакомцев и политиков.

Народные верования и обычаи

Кукери из области Бургас Девушки празднуют Лазаруване из Габры, Софийской области

Болгары могут отмечают скачками. В канун Рождества готовится Погача с гадостями, которые потом кладут под подушку. На Пасха первое яйцо окрашивается в красный цвет и хранится целый год. В Крещение Иисуса проводится соревнование по ловле креста в реке, и считается, что небо «открыто» и любое желание будет исполнено.

как болгары, так и албанцы кивают головой вверх и вниз в знак «нет» и встряхивают в знак «да». С 1 марта до конца месяца они могут носить мартеница (мартеница) - украшение из бело-красной пряжи, которое носят на запястье или прикрепляют булавками. В качестве альтернативы можно не Снимите мартеницу раньше, если увидите аиста (считается предвестником весны). Затем мартеницу можно привязать к цветущей ветке дерева. Члены семьи и друзья в Болгарии обычно обмениваются мартеницами, которые они считают символом здоровья и долголетия. Увидев аиста, мартеницу следует оставить на дереве. Белая нить олицетворяет мир и покой, а красная - жизненные циклы. Болгары могут также называть праздник 1 марта как Баба Марта (Баба Марта), что означает «Бабушка Марш». Он сохраняет древнюю языческую традицию, возможно, празднование старого римского нового года, начинающегося 1 марта, что идентично румынскому Мэрцишору. Языческие обычаи нашли свое отражение в христианских праздниках. Древний ритуал кукери (кукери), аналогичный словенскому Kurentovanje, Busójárás и Halloween, исполняется костюмированными мужчинами в разное время. года и после Пасхи. Это направлено на то, чтобы отпугнуть злых духов и принести обществу хороший урожай и здоровье. Символизируется коза, оставшаяся от фракийского культа Дионисийских мистерий. Ритуал состоит из танцев, прыжков, криков и сбора подарков из домов в попытке изгнать все зло из деревни. Украшения на костюмах меняются от региона к региону. фракийский Герос остается в образе святого Георгия, на празднике которого отмечается земледелие, традиционно едят ягненка, совершая ритуальное омовение. Плодородие и вино святого Трифона приписываются фракийскому происхождению, что, как считается, сохранило культ Сабазия как Кукери. За этим в феврале следует Поклади, традиция разжигания большого костра и перепрыгивания, как в Купальской ночи, и проводится соревнование между парами, чтобы съесть яйцо на нитке. Другой характерный обычай, называемый нестинарство (нестинарство), или стрельба, выделяет регион Странджа, а также Собачье прядение. Подлинное нестинарство с состояниями транса сохранилось только в деревне Балгари. Этот древний обычай включает танец в огне или над тлеющими углями. Женщины танцуют в огне босыми ногами, не испытывая при этом ни травм, ни боли.

Славянские языческие обычаи сохраняются в болгарских христианских праздниках. Братья Миладиновы и зарубежные авторы заметили, что сохранились даже языческие молитвы, цитирующие множество славянских языческих обрядов и сказок, оставшихся у болгар, в том числе македонцы и помаки, в основном посвящен божественным нимфам самовили и пеперуна на праздники сурва, день Святого Георгия, Коледа и др..с доказательствами топонимии по всем региональным группам, напрямую связанным с божествами Сварог, Перун, Хорс и Велес, тогда как региональная группа Хартсои получили свое имя от бога Хорс. Песни, посвященные фракийскому божеству Орфею, были найдены у помаков, который, как говорят, женился на самовилах. Старое болгарское название Сретения Иисуса в Храме было Громница и Перунов логово, посвященное верховному славянскому богу-громовержцу Перуну. В сочетании христианских и языческих покровителей грома в день праздника святого Илии поклоняются Огньене Марии, славянским богиням, помогающим Перуну, которые заняли замещающую двойную позицию христианской Матери Бога. Обычай просить милостыню у дождя Пеперуна происходит от жены Перуна и бога дождя Додола, это было описано в болгарской книге 1792 года как продолжающееся поклонение Перуну во времена отсутствие дождя с ритуалом, проводимым парнем или девушкой, одетыми как Перун. Подобное попрошайничество дождя называется немецкий. В случае постоянного отсутствия дождя выполняется обычай вывоза змея с территории. В дуалистической славянской вере змей может быть как добрым духом-покровителем, так и злом, и в этом случае считается не местным и добрым, а злом и пытается причинить вред и засуху. Святой Иеремия празднует змеи и рептилии, есть традиция прыгать через огонь. На Русальской неделе девушки не выходят на улицу, чтобы уберечься от болезней и вреда, которые могут причинить мертвые силы Русалии. Так и остался праздник самовиля. Мужчин, выполняющих обычай, также называют русалиями, они не пропускают никого между собой, не разговаривают друг с другом, кроме вечера, избегают воды, если кого-то не хватает позади члена, налетает меч на голову лакея, чтобы уберечь его от злых духов. Если на пути группа встречает колодец, сухое дерево, старые кладбища, перекресток, они объезжают их трижды. Перед отъездом русалии прощаются с родственниками, как будто они пошли на войну, что неудивительно, ведь некоторые из них убиты. Когда встретились две группы русалий, произошла смертельная схватка, в которой мертвых хоронили на специальном «русалийском кладбище». Ежегодно проводятся праздники в честь волков и мышей. Облегчение для напуганных верующих отмечается в Усекновение главы Иоанна Крестителя, когда, согласно болгарским верованиям, все мифические персонажи возвращаются в свои пещеры в мифической деревне в посреди никуда Змейково царя змей вместе с русалками, самодивами, и возвращаются в Благовещение. Согласно другим поверьям, опасность достигает пика в так называемые несколько дней в канун Нового года «Грязные дни», на этот раз начинается с Коледа, которое слилось с Рождеством, когда группы дети коледари ходят в дома, поют колядки и получают подарок на прощание. Считается, что в Змеёво не может зайти ни один мужчина, и только сорока знает, где это место. Говорят, что во время многих праздников соблюдается сексуальное табу, чтобы не допустить зачатия вампира или оборотня и не работать, не ходить в Седенки или выходить на улицу. Живой огонь устанавливается на случай эпидемий. Бабинден, например, происходит от матери-богини. В день св. Влас, утвердилась традиция «шерстистого» бога Велеса, бога, который считается защитником пастухов, и в этот день скоту дают хлеб. Древний славянский обычай жениться на умерших существовал в болгарском обществе. Сурвакане исполняется каждый новый год с украшенной палкой детьми, которые бьют взрослых по спине для здоровья в канун Нового года, обычно в обмен на Деньги. В Чехии существует обычай, запрещающий «прикасаться к земле», то есть строительство и сельское хозяйство, в день равноденствия 25 марта, и такой же обычай встречается в белорусской Волыни и Полесье.

Булгарская мифология и сказки в основном о лесных фигурах, таких как дракон змей, нимфы самовили (самодиви), ведьма вештица. Обычно они вредны и разрушительны, но также могут помочь людям. Говорят, что самовили живут в буках и сикоморах, которые поэтому считаются священными и запрещены для сжигания. Самовили, хотя и считается мастером всего, что между небом и землей, «убегает» от фраксинуса, чеснока, росы и грецкого ореха. Грецкий орех остался в христианстве, чтобы использовать его в молитвах, чтобы «увидеть» мертвых в День духов. Диктамн считается их любимой травой, которая опьяняет. Самовили - это духи в болгарских верованиях, сами болезни и наказание людей, похищение пастухов, ослепление людей или их топление. Они в белых одеждах, их количество нечетное, что предполагает, что они одни из «мертвых». Считается, что эпические герои, такие как принц Марко, произошли от самодивов. Считается, что вяз отпугивает злых сил. Сакральными деревьями в болгарских поверьях являются буки и дубы. Считается, что боярышник изгоняет все злые силы и применяется для лечения подозреваемых вампиров. Традиция запрещает убивать священных животных - оленей, при этом считается, что самодивы сбежали с лошади. Предполагаемые как «нечистые» животные, похожие на дьявола, такие как коза, однако, освобождены от употребления в пищу как святые. Змей трансчеловек и может превращаться «в» животных, растения и предметы, он также «несет ответственность» за болезни, безумие и пропавших без вести женщин. Женская версия славянского zmey - Lamia, а Ala - другая версия. Девушки, которые практиковали лазаруване и другие ритуалы, «не могли» быть похищены змеями. Главный враг Солнца - змея, который пытается съесть Солнце, сцена которого сохранилась в церковном искусстве. Солнце нарисовано одноглазым, как записано в поверьях, что Перун ударил один из солнечных глаз, чтобы спасти мир от перегрева. , рожденные в субботу, считаются обладающими сверхъестественными способностями, рожденные на волчьих праздниках, а некоторые люди называются варколаками и вампирами. Наиболее распространенным болгарским представлением о вампире было представление о катящемся луковицеобразном воздушном шаре с кровью, происходящем от славянского термина пир «напиток». Русалка считается разновидностью самодиви и нава, но последние считаются маленькими феями. В болгарских верованиях четверг оставался праздником Перуна. Считается, что ветер и горячий пар хлеба - души умерших. Считается, что от Пасхи до праздника Вознесения смерть в цветах и ​​животных. Мора в болгарских верованиях - черный волосатый злой дух с четырьмя горящими глазами, ассоциирующимися с кошмарами, когда заставляет кого-то кричать, подобно Кикиморе. Полуноштница и Полудница считаются злыми духами, вызывающими смерть, а Лесник, Домовник и Водник приписывают дуалистический характер. Благодаря Влшебнику, человеку общины, магу и священнику, состоялось общение с «потусторонним» миром. Торбалан - Человек-мешок, которым пугают детей, вместе с Бабой Ягой, которая в своей болгарской версии

Кума Лиза и Хитар Петар - хитрый лис и деревенский житель из сказок, обманутым антагонистом часто оказывается Насреддин Хока, а Бэй Ганьо - высмеянный болгарский сельский житель. Иванчо и Мариика - главные герои анекдотов.

Несмотря на очевидное влияние восточной Османской империи в таких областях, как кухня и музыка, болгарские народные верования и мифология, похоже, не имеют аналогий с тюркской мифологией, язычеством и любым другим Европейские народные верования, так что в дохристианские времена древние булгары значительно уступали славянам в этногенезе и культуре, в результате которых появились современные болгары. Славянский язык был официально оформлен одновременно с христианством, поэтому славянское язычество никогда не было государственной религией Болгарии или более влиятельной, чем тенгрианство. На большей части болгарской земли отсутствует какая-либо языческая археология, оставшаяся от булгар, несмотря на раннюю христианизацию и то, что на протяжении большей части языческого периода средневековые болгарские границы значительно распространялись только в современной северной Болгарии. Хотя наследие, указывающее на древнюю булгарскую культуру, в лучшем случае практически отсутствует в современной болгарской культуре, некоторые авторы утверждают, что существует сходство между одеждой и обычаями чувашей, которые происходят от <386 г.>Волжские булгары и булгарская этнографическая группа капанци из провинции Тырговиште и провинции Разград, среди которых утверждается, что они являются прямыми потомками Аспаруха ' s Булгары популярны, но среди них присутствуют славянские элементы.

Народная одежда и музыка

Болгарские народные танцовщицы в национальных костюмах с вышивкой в ​​предпоследнем ряду фартуков с изображением самая распространенная славянская криптограмма Бур с крестом внутри ромба, представляющим солнце, и спиралями, обозначающими дождь, которая аналогично представлена ​​как восходящее солнце орнамент на флаге Беларуси. Аналогичные узоры ковров встречаются на флаге Туркменистана, в конечном итоге заимствованном из древней Персии.

. В болгарских народных костюмах используются длинные белые одежды, обычно с красной вышивкой и орнаментами, заимствованными из славянских раченик. Считается, что болгарский народный костюм в основном произошел от одежды древних славян, женской одежды с соединенными на плечах верхней одежды, которая произошла от сарафана и всех видов одежды, Saya и фартуки, застегивающиеся на талии, считаются прямым потомком древних славян с незначительными изменениями. Женский головной убор, ставший обязательным для болгарского костюма, представляет собой украшение с цветами, возможно на повязке на голову, что отличает все балто-славянские народы и не встречается в западных культурах. Мужское платье имеет аналогичное происхождение, обычно риза «халат», пояс «пояс», потури «пышные галифе», типичные для славян и часто царвул и калпак для обуви и куртки. Среди наиболее близких родственников последних, например, украинский гуцул, но калпак приписывается османскому влиянию. Мужская юбка fustanella появляется на одежде только македонских болгар и имеет коренное балканское происхождение или влияние. В некоторых одеждах Фракии встречается символ змеи, как в средневековых гробницах, и он считается фракийским культурным наследием и верой.

В народных песнях чаще всего говорится о нимфах из Болгарии и Западнославянская мифология (самовили ) и эпические герои (юнаки). Орудия Гадулка, Гусла Дудук, гаида Двоянка аналогичны другим славянским гудок, дудка и Дворцовка. Кавал распространен на Балканах и в Турции и сродни арабскому Кавале, а также Тапану, кубковому барабану, Зурна. Самый распространенный танец - хоровод, называемый хоро и хоровод. Песни вообще громкие. Недавние восточные влияния жанров музыки чалга и турбо-фолк даже принесли престиж мужским голосам женщин.

Валя Балканская - фолк-певица, благодаря которой болгарская речь в ее песне «Излел йе Дельё Хайдутин » будет исполнена в Космическом пространстве по меньшей мере 60 000 лет в рамках музыкальной подборки Voyager Golden Record, включенной в два космических корабля Voyager, запущенных в 1977 году.

Sport

Христо Стоичков, награжден Золотым мячом и считается одним из лучших футболистов Барселоны. Веселин Топалов, 21-й чемпион мира по шахматам.

Что касается большинства европейских народов, футбол стал самым популярным видом спорта для болгар. Христо Стоичков был одним из лучших футболистов второй половины ХХ века, выступал за сборную и ФК «Барселона». Он получил ряд наград и был одним из лучших бомбардиров чемпионата мира 1994. Димитар Бербатов, бывший в Манчестер Юнайтед, Тоттенхэм Хотспур, Байер Леверкузен и другие, национальная команда и два национальных клуба, все еще самый популярный болгарский футболист 21 века.

В начале 20 века Болгария была известна двумя лучшими борцами в мире - Даном Коловым и Никой Петровым. Стефка Костадинова - лучшая женщина-прыгунья в высоту , по-прежнему удерживающая мировой рекорд 1987 года, один из старейших мировых рекордов во всех видах легкой атлетики. Ивет Лалова вместе с Ириной Приваловой в настоящее время является самой быстрой белой женщиной на 100 метров. Калоян Махлянов был первым европейским борцом сумо, выигравшим Кубок Императора в Японии. Веселин Топалов выиграл 2005 чемпионат мира по шахматам. С апреля 2006 года по январь 2007 года он занимал первое место в мире и был вторым по величине рейтингом Эло за все время (2813). В октябре 2008 года он снова занял первое место в мире.

Символы

Национальными символами болгар являются флаг, герб, Государственный гимн и Национальной гвардии, а также другие неофициальные символы, такие как флаг Самары.

. Государственный флаг Болгарии представляет собой прямоугольник с тремя цветами. : белый, зеленый и красный, расположенные горизонтально сверху вниз. Цветные поля имеют одинаковую форму и размер. Общеизвестно, что белый цвет представляет собой небо, зеленый цвет - лес и природу, а красный - кровь людей, что указывает на сильную связь нации через все войны и революции, которые потрясли страну в прошлом.. Герб Болгарии - государственный символ суверенитета и независимости болгарского народа и государства. Он представляет собой коронованного свирепого золотого льва на темно-красном фоне в форме щита. Над щитом изображена корона, сделанная по образцу корон императоров Второго Болгарского царства, с пятью крестами и дополнительным крестом наверху. Два коронованных свирепых золотых льва держат щит с обеих сторон лицом к нему. Они стоят на двух скрещенных ветвях дуба с желудями, которые символизируют могущество и долголетие Болгарского государства. Под щитом - белая полоса с тремя национальными цветами. Полоса помещается на концах ветвей, и на ней начертана фраза «Единство делает силу».

Болгарский флаг и герб также используются в качестве символов различных болгарских организаций, политических партий и учреждений.

Лошадь Мадарского всадника сохранилась на обратной стороне болгарской стотинки.

Карты
См. также
  • flag Болгария портал
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Болгары на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-13 04:52:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте