Панславизм, движение, которое кристаллизовалось в середине 19 века, представляет собой политическую идеологию, направленную на продвижение целостности и единства славянских народов. Его основное влияние произошло на Балканах, где неславянские империи веками правили южными славянами. В основном это были Византийская империя, Австро-Венгрия (обе были отдельными образованиями на протяжении большей части периода), Османская империя и Венеция.
Экстенсивный панславизм зародился во многом как пангерманизм, оба из которых выросли из чувства единства и национализма, испытанного внутри этнических групп после Французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн против европейских монархий. Как и другие романтические националистические движения, славянские интеллектуалы и ученые в развивающихся областях истории, филологии и фольклора активно поощряли страсть к своей общей идентичности и предкам. Панславизм сосуществовал с независимостью южных славян.
Обычно используемыми символами панславянского движения были панславянские цвета (синий, белый и красный) и панславянский гимн « Эй, славяне».
Первыми панславистами были хорватский писатель 16 века Винко Прибоевич и Александр Комулович 17 века, Бартол Кашич, Иван Гундулич и хорватский католический миссионер Юрай Крижанич. Некоторые из самых ранних проявлений панславянской мысли в Габсбургской монархии были приписаны Адаму Францу Коллару и Павлу Йозефу Шафарику. Движение началось после окончания наполеоновских войн в 1815 году. После этого лидеры Европы стремились восстановить довоенный статус-кво. На Венском конгрессе представитель Австрии принц фон Меттерних почувствовал, что угроза этому статус-кво в Австрии представляют националисты, требующие независимости от империи. Хотя их подданные состояли из многочисленных этнических групп (таких как итальянцы, румыны, венгры и т. Д.), Большинство из них были славянами.
Первый пан-славянский конгресс проходили в Праге, Чехии в июне 1848 года, во время революционного движения 1848 года. Чехи отказались прислать представителей на Франкфуртскую ассамблею, считая, что славяне имеют особый интерес по сравнению с немцами. Austroslav, Палацкий, председательствовал на мероприятии. Большинство делегатов были чехами и словаками. Палацкий призвал к сотрудничеству Габсбургов, а также одобрил Габсбургскую монархию как политическое образование, которое, скорее всего, защитит народы Центральной Европы. Когда немцы попросили его заявить о своем стремлении к национальному единству, он ответил, что не будет, поскольку это ослабит государство Габсбургов: «Поистине, если бы Австрия не существовала давно, это было бы необходимо в в интересах Европы, в интересах самого человечества, создать его ».
Панславянский конгресс собрался во время революционных потрясений 1848 года. Молодые жители Праги вышли на улицы, и в ходе противостояния шальная пуля убила жену фельдмаршала Альфреда I, принца Виндиш-Гретца, командующего Австрийские войска в Праге. В ярости Виндишгрец захватил город, распустил конгресс и ввел военное положение по всей Богемии.
Первый панславянский съезд состоялся в Праге 2–16 июня 1848 года. Делегаты съезда были одновременно и антиавстрийскими, и антироссийскими. По-прежнему «правые» - умеренно либеральное крыло Конгресса - под руководством Франтишка Палацкого (1798–1876), чешского историка и политика, и Павола Йозефа Шафарика (1795–1861), словацкого филолога, историка и археолога, выступал за автономию славянских земель в рамках австрийской (габсбургской) монархии. В отличие от «левых» - радикального крыла Конгресса - под руководством Карела Сабины (1813–1877), чешского писателя и журналиста, Йозефа Вацлава Фрича, чешского националиста, Кароля Либельта (1817–1861), поляка. писатель, политик и другие люди настаивали на тесном союзе с революционно-демократическим движением, которое происходило в Германии и Венгрии в 1848 году.
Национальное возрождение в венгерской «Верхней земле» (ныне Словакия ) пробудилось в совершенно новом свете как до словацкого восстания 1848 года, так и после него. Движущей силой этого движения возрождения были словацкие писатели и политики, называвшие себя Штуровци, последователи Людовита Штура. Поскольку словацкая знать была мадьяризованной, а большинство словаков были просто крестьянами или священниками, это движение не привлекло большого внимания. Тем не менее кампания увенчалась успехом, поскольку братское сотрудничество между хорватами и словаками приносило свои плоды на протяжении всей войны. Большинство сражений между словаками и венграми, однако, не обернулось для словаков, которых австрийцы материально поддержали, но недостаточно. Решающим фактором оказалась и нехватка рабочей силы.
Во время войны Словацкий национальный совет предъявил свои требования молодому австрийскому императору Францу Иосифу I, который, казалось, принял это к сведению и пообещал поддержку словакам против революционных радикальных венгров. Однако, когда революция закончилась, словацкие требования были забыты. Эти требования включали автономную землю в составе Австрийской империи под названием «Slovenský kraj», которую в конечном итоге возглавит сербский принц. Этот акт невежества императора убедил словацкую и чешскую элиту, которые объявили концепцию австрославизма мертвой.
Испытывая отвращение к политике императора, в 1849 году Людовит Штур, человек, систематизировавший первый официальный словацкий язык, написал книгу, которую он назвал бы « Славянство и мир будущего». Эта книга послужила манифестом, в котором он отметил, что австрославизм больше не подходит. Он также написал предложение, которое до сих пор часто служит цитатой: «У каждого народа свое время под солнцем Бога, и липа [символ славян ] цветет, а дуб [символ тевтонцев] цвел долго. назад."
Однако он выразил уверенность в Российской империи, так как это была единственная страна славян, в которой никто не доминировал, но при этом она была одной из самых могущественных держав в мире. Он часто символизировал славян деревом, «второстепенные» славянские народы - ветвями, а ствол дерева - русским. Его панславянские взгляды были раскрыты в этой книге, где он заявил, что земля словаков должна быть аннексирована царской империей и что в конечном итоге население может быть не только русифицировано, но и преобразовано в обряд Православия, первоначально распространенная религия. от Кирилла и Мефодия во времена Великой Моравии, который служил в качестве оппозиции к католическим миссионерам из франков. После венгерского вторжения в Паннонию венгры обратились в католицизм, что оказало сильное влияние на славян, живущих в Паннонии и на земле к югу от Леха.
Однако Российская империя часто заявляла о панславизме как оправдание своих агрессивных действий на Балканском полуострове в Европе против Османской империи, которая веками завоевывала и удерживала земли славян. В конечном итоге это привело к балканской кампании Российской империи, в результате которой весь Балканы были освобождены от Османской империи с помощью и по инициативе Российской империи. У панславизма есть сторонники среди чешских и словацких политиков, особенно среди националистических и крайне правых, таких как Народная партия - Наша Словакия.
Во время Первой мировой войны пленным славянским солдатам предлагалось бороться против «угнетения в Австрийской империи». Следовательно, некоторые так и поступили. (см. Чехословацкие легионы )
Создание независимой Чехословакии сделало старые идеалы панславизма анахронизмом. Отношения с другими славянскими государствами были разными, иногда настолько напряженными, что перерастали в вооруженный конфликт, например, со Второй Польской республикой, где пограничные столкновения из-за Силезии привели к короткому враждебному конфликту, польско-чехословацкой войне. Даже напряженность между чехами и словаками возникла до и во время Второй мировой войны.
Панславизм на юге часто обращался за поддержкой к России. Южно-славянское движение выступало за независимость славянских народов в Австро-Венгерской империи, Венецианской республике и Османской империи. Некоторые сербские интеллектуалы стремились объединить всех южных, балканских славян, католиков ( хорваты, словенцы ) или православных ( сербы, болгары ), в качестве «южнославянской нации трех конфессий».
Австрия опасалась, что панслависты поставят под угрозу империю. В Австро-Венгрии южные славяне были распределены между несколькими образованиями: словенцы в австрийской части ( Карниола, Штирия, Каринтия, Гориция и Градиска, Триест, Истрия (также хорваты )), хорваты и сербы в венгерской части в пределах автономного Королевства Хорватия. -Славония и в австрийской части в автономном королевстве Далмация, и в Боснии и Герцеговине, под прямым контролем из Вены. Из-за разного положения в Австро-Венгрии у южных славян Австро-Венгрии было несколько разных целей. Сильной альтернативой панславизму был австрославизм, особенно среди хорватов и словенцев. Поскольку сербы были распределены между несколькими регионами, а также тем фактом, что они были связаны с независимой нацией государства от Королевства Сербии, они были одними из самых сильных сторонников независимости Юго-славяне из Австро-Венгрии и объединения в общее государство под сербски монархия.
В 1863 году Ассоциация сербской филологии почтили память смерти Кирилла за тысячу лет до этого, ее президент Димитрий Матич говорил о создании этнически «чистого» славянского народа: «с Божьей помощью должен быть весь славянский народ с чисто Славянские лица и чисто славянского характера »
После Первой мировой войны создание Королевства Югославия под сербской королевской властью династии Караджорджевичей объединило большинство южных славяноязычных народов независимо от религии и культурного происхождения. Единственные, с кем они не объединились, были болгары. Тем не менее, в годы после Второй мировой войны поступали предложения о включении Болгарии в Великую Югославию, объединив таким образом все южнославяноязычные народы в одно государство. От этой идеи отказались после раскола между Иосипом Броз Тито и Иосифом Сталиным в 1948 году. Впоследствии это привело к некоторым ожесточенным настроениям между народами Югославии и Болгарии.
В конце Второй мировой войны лидер партизан Иосип Броз Тито, хорват, стал президентом Югославии, и страна стала социалистической республикой с девизом « Братство и единство » между различными славянскими народами.
За исключением России, польский народ отличается от других славянских народов тем, что пользовался независимостью в составе различных образований в течение нескольких столетий до прихода панславизма.
После 1795 года революционная и наполеоновская Франция оказала влияние на многих поляков, поскольку они рассматривались как поборники восстановления их существующей страны - особенно потому, что она была общим врагом Австрии, Пруссии, а также России, чья панславянская риторика освободила всех остальных. Славяне встревожили поляков. С этой целью панславизм не был полностью воспринят поляками, кроме как в ранний период с момента его зарождения. Тем не менее Польша выразила солидарность со своими собратьями-славянскими народами, пострадавшими от угнетения и стремившимися к независимости.
В то время как панславизм как идеология наносил ущерб австро-венгерским интересам, поляки вместо этого воспользовались широкой автономией внутри государства и заняли лоялистскую позицию по отношению к Габсбургам. В рамках австро-венгерского государства они смогли развить свою национальную культуру и сохранить польский язык, оба из которых находились под угрозой как в Германской, так и в Российской империях. Была предложена панславянская федерация, но при условии, что Российская империя будет исключена из такого образования. После того, как Польша восстановила свою независимость (от Германии, Австрии и России) в 1918 году, ни одна внутренняя фракция не рассматривала панславизм как альтернативу, рассматривая панславизм как русификацию. В коммунистическую эпоху в Польше СССР использовал панславизм как инструмент пропаганды, чтобы оправдать свой контроль над страной. Проблема панславизма не являлась частью нынешней политики мейнстрима и широко рассматривается как идеология российского империализма.
Джозеф Конрад в «Записках о жизни и письмах»: «... между полонизмом и славонизмом не столько ненависть, сколько полная и неискоренимая несовместимость».. .. Конрад утверждает, что «нет ничего более чуждого, чем то, что в литературном мире называется славонизмом для его индивидуальной чувствительности и всего польского менталитета».
Во времена Советского Союза большевистские учения рассматривали панславизм как реакционный элемент, ранее использовавшийся Российской империей. В результате большевики считали это противоречащим их марксистской идеологии.
Подлинная идея единства славянского народа почти исчезла после Первой мировой войны, когда изречение « Версаль и Трианон положили конец всем славянам» и, наконец, было положено в конец с падением коммунизма в Центральной и Восточной Европе в конец 1980-х гг. С распадом федеративных государств, таких как Чехословакия и Югославия, и проблемой доминирования России в любой предлагаемой общеславянской организации, идея панславянского единства в большинстве случаев считается мертвой в западном мире. Между славянскими странами существуют разные отношения; они варьируются от взаимного равноправия и симпатии друг к другу через традиционную неприязнь и вражду до безразличия. Ни одна, кроме организаций, ориентированных на культуру и наследие, в настоящее время не рассматривается как форма сближения между странами со славянским происхождением. Политические партии, которые включают панславизм в свои программы, обычно находятся на периферии политического спектра (например, в Польше кандидаты от Звинжека Словянского набрали не более нескольких тысяч голосов). В наше время апелляции к панславизму часто звучат в Беларуси, России, Сербии и Словакии.
Сходство славянских языков вдохновило многих людей на создание панславянских языков, т. Е. Зональных сконструированных языков для общения всех славянских народов друг с другом. Некоторые из этих языков были созданы в прошлом, но благодаря Интернету в цифровую эпоху появилось гораздо больше панславянских языков. Самый популярный современный панславянский язык - межславянский.
Панславизм в Центральной и Юго-Восточной Европе. Гуманитарные и социальные науки 1 (2010 3) 13-21.