Движение басмачей

редактировать
Восстание мусульманских народов Центральной Азии против Российской Империи и Советского Союза (1916-1934 гг.)
Движение басмачей
Часть Первой мировой войны и Гражданской войны в России
Пожары в Бухаре 1920.jpg . Бухара, осажденная войсками Красной Армии и сожженная, 1 сентября 1920 г.
Дата1916–1934
МестоположениеРусский Туркестан
РезультатПобеда Советского Союза
Воюющие
Российская Империя. (1916–17)
Россия Российская Республика. (1917)
Российская СФСР. • Туркестанская АССР. • Киргизская АССР. Хорезмская ССР. Бухарская ПСР
Советский Союз. (С 30 декабря 1922 года)

В сотрудничестве с: .

Флаг Афганистана (1928–1929).svg сторонниками Амануллы. (1929). Флаг Афганистана (1929–1931).svg Королевство Афганистан. (1930)
Басмачи. Хива (1918–2020 гг.)). Россия Белая армия (1919–20). Бухара (1920). При поддержке:. Афганистан. (до середины 1922 года)
саккависты (1929)
Командиры и вожди
Михаил Фрунзе. Григорий Сокольний kov. Владимир Лазаревич. Василий Шорин. Август Корк. Семен Пугачев. Михаил Левандовский. Константин Авксентьевский. Филипп Голощекин. Магазин Масанчи. Файзулла Ходжа Паша . Ибрагим Бек . [ru ]. [ru ]. Джунаид-хан. Мохаммед Алим-хан. Россия [ru ]
Хабибуллах Калакани Казнен
Сила
Туркестанский фронт. 120 000–160 000Возможно, 30 000 на своем рост, более 20 000 (конец 1919 г.)
Жертвы и потери
9 338 убитых или умерших от болезней. 29 617 раненых или больных (янв. 1921 - июль 1922). 516 убитых. 867 раненых или больных (октябрь 1922 - июнь 1931). Всего: 40 000+. 9 854+ погибших. 30 484+ раненых или больнойНеизвестно
Десятки тысяч мирных жителей убиты. Несколько сотен тысяч казахов и киргизов убиты или выселены. Неизвестное число убитых голодом.

Движение басмачей (русский : Басмачество, басмачество, происходит от тюркского : «баскинджи» означает «нападающий»). децентрализованное движение, которое начало затяжное восстание против российского имперского и советского господства мусульманских народов Средней Азии. Корни движения лежат в насилии против призыва в армию 1916, которое вспыхнуло, когда Российская Империя начала призывать мусульман на военную службу во время Первой мировой войны. Через несколько месяцев после октябрьской революции 1917 года большевики захватили власть во многих частях Российской империи, и началась гражданская война в России. Политические движения туркестанских мусульман пытались сформировать автономное правительство в городе Коканд, в Ферганской долине. Большевики начали штурм Коканда в феврале 1918 года и устроили массовую резню до 25000 человек. Резня мобилизовала поддержку движений басмачей, которые вели партизанскую и обычную войну, которая захватила контроль над значительными частями Ферганской долины и большей частью Туркестана. Заметными лидерами группы были Энвер-паша, а затем Ибрагим Бек.

Судьба децентрализованного движения колебалась в течение начала 1920-х годов, но к 1923 году обширные кампании Красной Армии нанесли басмачам много поражений.. После крупных кампаний Красной Армии и уступок в отношении экономических и исламских практик в середине 1920-х годов военная удача и поддержка народа басмачей пошли на убыль. Сопротивление российскому правлению и советскому руководству снова вспыхнуло, в меньшей степени, в ответ на кампании коллективизации в период до Второй мировой войны.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Кокандская автономия и начало военных действий
  • 3 Первая фаза восстания в Ферганской долине
  • 4 Басмачи в Хиве и Бухаре
  • 5 Энвер-паша и разгар движения басмачей
  • 6 Поражение движения
  • 7 Приграничные операции в северном Афганистане
    • 7,1 1929
    • 7,2 1930
  • 8 Характер движения
  • 9 Последствия
    • 9.1 Периодические операции басмачей после Советская победа
  • 10 В массовой культуре
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
  • 14 Библиография
  • 15 Дополнительная литература

Предпосылки

До Первая мировая война, Русский Туркестан управлялся из Ташкента как край или генерал-губернаторство. К востоку от Ташкента Ферганская долина была этнически разнообразным, густонаселенным регионом, который делили между оседлыми фермерами (часто называемыми сартами ) и кочевниками (в основном Кыргызский). Под властью России он был превращен в крупный хлопковый регион. В результате экономического развития в регионе появилась небольшая промышленность, но местные рабочие были в худшем положении, чем их российские коллеги, и новое богатство от хлопка распределялось очень неравномерно. В целом уровень жизни не улучшился, и многие фермеры оказались в долгах. Многие преступники объединились в банды, которые составили основу раннего движения басмачей, когда оно зародилось в Ферганской долине.

Фиксирование цен на хлопок во время Первой мировой войны усугубило положение, и большое Вскоре развился безземельный сельский пролетариат. Мусульманское духовенство осудило азартные игры и алкоголизм, которые стали обычным явлением, а преступность значительно выросла.

В 1916 году в российском Туркестане вспыхнуло массовое насилие. когда царское правительство прекратило освобождение мусульман от военной службы. Это вызвало восстание в Центральной Азии 1916, сосредоточенное в современном Казахстане и Узбекистане, которое было подавлено военным положением. Напряженность между жителями Средней Азии (особенно казахами) и российскими поселенцами привела к массовым убийствам с обеих сторон. Тысячи погибли, сотни тысяч бежали, большинство в соседнюю Китайскую Республику. Центральноазиатское восстание 1916 года было первым антироссийским инцидентом в массовом масштабе в Средней Азии, и оно подготовило почву для местного сопротивления после падения царя Николая II в в следующем году.

Подавление восстания было преднамеренной кампанией уничтожения казахских и киргизских племен со стороны русских солдат и поселенцев. Сотни тысяч казахов и киргизов были убиты или изгнаны. Этническая чистка уходит корнями в проводившуюся царским правительством политику этнической гомогенизации.

Кокандская автономия и начало военных действий

Флаг движения басмачей

После февральской революции 1917 г. начали организовываться мусульманские политические силы. Члены Всероссийского мусульманского совета сформировали шура -и ислам (Исламский совет), джадидистский орган, стремившийся к федеративному демократическому государству с автономией для мусульман. Более консервативные религиозные ученые сформировали Ulema Jemyeti (Совет образованных людей), больше озабоченных защитой исламских институтов и законов шариата. Вместе эти мусульманские националисты сформировали коалицию, но она распалась после Октябрьской революции, когда джадиды оказали поддержку большевикам, захватившим власть. Ташкентский Совет солдатских и рабочих депутатов, организация, в которой преобладали российские железнодорожники и колониальные пролетарии, отвергала участие мусульман в правительстве. Уязвленный этим очевидным подтверждением колониального правления, ислам шураи воссоединился с улемой Джемети и сформировал Кокандское автономное правительство. Это должно было стать ядром автономного государства в Туркестане, регулируемого по законам шариата.

Здание Ташкентского Совета в 1917 году

Ташкентский Совет первоначально признал власть Коканда, но ограничила свою юрисдикцию мусульманской старой частью Ташкента и потребовала последнего слова в региональных делах. После жестоких беспорядков в Ташкенте отношения рухнули, и, несмотря на левые склонности многих его членов, Коканд присоединился к белым. Слабое в политическом и военном отношении мусульманское правительство начало искать защиты. С этой целью группа вооруженных грабителей во главе с ним была амнистирована и набрана для защиты Коканда. Однако эта сила не смогла противостоять нападению на Коканд войск Ташкентского Совета. В феврале 1918 года красноармейцы и армяне дашнаки полностью разграбили Коканд и осуществили то, что было названо «погромом », в ходе которого до Погибло 25000 человек. Эта резня, наряду с казнью многих ферганских крестьян, подозреваемых в хранении хлопка и продовольствия, вызвала гнев мусульманского населения. Иргаш-бей поднял оружие против Советов, провозгласив себя «Верховным лидером Исламской армии», и восстание басмачей началось всерьез.

Эмир Сайед Алим-хан Бухары (1880–1944), последний эмир Бухара.

Тем временем советские войска временно низложили эмира Бухары Сайед Алим-хана в пользу левой фракции младобухарцев во главе с Файзуллой Ходжаевым. Русские войска были отбиты бухарским населением после периода грабежей, и эмир сохранил свой трон на некоторое время. В Хивинском ханстве лидер басмачей Джунаид-хан сверг русскую марионетку и подавил модернизирующее движение левых.

Первая фаза восстания в Ферганской долине

Претензии России на руководство армией верующих получили признание духовенства Ферганской долины, и вскоре он контролировал значительные боевые силы. Широко распространенные кампании по национализации, проведенные из Ташкента, привели к экономическому коллапсу, и Ферганская долина столкнулась с голодом из-за отсутствия импорта зерна. Все эти факторы побудили людей присоединиться к басмачам. Ташкентский Совет не смог сдержать мятеж, и в конце 1918 года децентрализованные банды боевиков общей численностью около 20 000 человек контролировали Фергану и сельскую местность вокруг Ташкента. Иргаш-бей столкнулся с конкурирующими командирами, такими как, которых поддерживали более умеренные мусульманские фракции, но он обеспечил формальное номинальное руководство движением на совете в марте 1919 года.

Поскольку Ташкентский Совет находится в уязвимом военном положении, большевики оставили русских поселенцев, чтобы организовать собственную оборону, создав в. Это часто сопровождалось жестокими репрессиями за нападения басмачей со стороны советских войск и российских фермеров. Однако жесткая политика военного коммунизма вызвала резкую критику крестьянской армии на Ташкентский Совет. В мае 1919 года Мадамин-бей заключил союз с поселенцами, что повлекло за собой пакт о ненападении и создание коалиционной армии. Новые союзники строили планы создания совместного российско-мусульманского государства с разделением власти и культурными правами для обеих групп. Споры по поводу исламской ориентации басмачей привели к распаду союза, однако и Мадамин, и поселенцы потерпели поражение от рук мусульманской волжско-татарской красной бригады. Жители Ферганской долины были измучены суровой зимой 1919-20 гг., И в марте Мадамин-бей перешел на сторону Советского Союза. Тем временем помощь голодающим достигла региона в рамках более либеральной Новой экономической политики, а земельная реформа и амнистия успокоили жителей Ферганы. В результате движение басмачей потеряло контроль над большинством населенных пунктов и в целом сократилось.

Умиротворение Ферганы длилось недолго. Летом 1920 года Советы чувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы реквизировать продовольствие и мобилизовать мусульманских призывников. Результатом стало возобновление восстания и распространение новых групп басмачей, подпитываемых религиозными лозунгами. Возобновление конфликта приведет к распространению движения басмачей по Туркестану.

Басмачи в Хиве и Бухаре

В январе 1920 года Красная Армия захватила Хиву и сформировала временное правительство младохивинцев. Джунаид-хан вместе со своими последователями бежал в пустыню, и зародилось движение басмачей в Хорезмской области. До конца года Советы свергли правительство младохивинцев, и мусульманские националисты бежали, чтобы присоединиться к Джунаиду, значительно усилив его силы.

В августе того же года эмир Бухары был окончательно низложен, когда Красная Армия захватила Бухару. Находясь в изгнании в Афганистане, эмир руководил движением бухарских басмачей, поддерживаемым разгневанным населением и духовенством. Бойцы действовали от имени эмира и находились под командованием Ибрагим-бея, вождя племени. Войска басмачей продолжительное время успешно действовали как в Хиве, так и в Бухаре. Повстанческое движение также начало распространяться на Казахстан, а также на таджикские и туркменские земли.

Энвер-паша и разгар движения басмачей

Переговоры с басмачами, Фергана, 1921 г.

В ноябре 1921 г. генерал Энвер-паша прибыл в Бухару, чтобы помочь советским военным усилиям. Вместо этого он дезертировал и стал самым важным лидером басмачей, централизовав и возродив движение. Энвер-паша намеревался создать пантюркскую конфедерацию, охватывающую всю Среднюю Азию, а также Анатолию и земли Китая. Его призыв к джихаду получил широкую поддержку, и ему удалось превратить партизан басмачей в армию из 16 000 человек. К началу 1922 года значительная часть Бухарской Народной Советской Республики, включая Самарканд и Душанбе, находилась под контролем басмачей. Тем временем дунганский Муслим Магаза Масанчи сформировал Дунганский кавалерийский полк, чтобы сражаться на стороне Советов против басмачей.

Поражение движения

Туркестанский фронт, 1922 год Советская Средняя Азия в 1922 г.

Теперь, опасаясь полной потери Туркестана, советские власти снова приняли двойную стратегию подавления восстания: политическое примирение и культурные уступки наряду с подавляющей военной мощью. Религиозные уступки восстановили законы шариата, а Корана школы и вакф земли были восстановлены. Москва стремилась сделать эту борьбу исконной, создав добровольческое ополчение из крестьян-мусульман, получившее название Красные палки, и, по оценкам, 15-25% советских войск в этом регионе были мусульманами. Советский Союз в первую очередь полагался на тысячи солдат регулярной Красной Армии, ветеранов Гражданской войны, которым теперь оказывала поддержку авиация. Стратегия уступок с авиаударами оказалась успешной, и когда в мае 1922 года Энвер-паша отклонил мирное предложение и выдвинул ультиматум с требованием вывода всех войск Красной Армии из Туркестана в течение пятнадцати дней, Москва была хорошо подготовлена ​​к конфронтации. В июне 1922 года советские части под командованием генерала (ru ) разбили силы басмачей в битве при Кафруне. Красная Армия начала гнать повстанцев на восток, отвоевав значительную территорию. Сам Энвер был убит в последней неудачной кавалерийской атаке 4 августа 1922 года возле Балджуана (на территории современного Таджикистана ). Его преемник, Селим-паша, продолжил борьбу, но в конце концов бежал в Афганистан в 1923 году.

В июле-августе 1923 года в ходе крупного советского наступления удалось вытеснить басмачей из Гарма. Присутствие басмачей оставалось в Ферганской долине до 1924 года, и боевиков там возглавлял Курширмат, который возобновил восстание в 1920 году. Британская разведка сообщила, что Курширмат располагал силами в 5000-6000 человек. Однако после многих лет войны народная поддержка дела басмачей иссякла. Крестьяне хотели вернуться к работе, особенно теперь, когда советская политика снова сделала Туркестан пригодным для жизни. Силы Курширмата сократились до 2000, многие прибегли к бандитизму, и вскоре он бежал в Афганистан. Туркестан был истощен войной. 200 000 человек покинули таджикские земли, оставив две трети пахотных земель заброшенными. Меньшие разрушения наблюдались в Фергане.

Трансграничные операции на севере Афганистана

Хабибулла Калакани, изображенный со своими последователями в Афганистане, стал убежищем для бойцов басмачей

1929

В январе 1929 г., после прихода к власти в Афганистане во время гражданской войны в Афганистане (1928–1929), Хабибулла Калакани позволил повстанцам басмачей действовать в северном Афганистане, которые затем обосновались в Имансейиде, Хан Абад, Ростак, Талокан, Файзабад к концу марта 1929 года. В середине марта 1929 года было проведено два рейда. предприняли афганские басмачи в Советский Союз, первый - в Амударью, к юго-западу от Куляба, а второй - Курбаши Керим Бердой с 100 басмачскими войсками. Оба набега потерпели поражение. Дальнейшие вторжения были отражены 17 марта и 7 апреля. 12 апреля повстанцы басмачей успешно переправились через реку Пяндж и захватили город Тогмай. Вскоре после этого эти силы достигли Дзафра и Кеврона. 13 апреля басмачи захватили Калаи-Хумб. и несколько дней спустя заняли Гомоде, а 15-го они захватили Ванч, который на следующий день Советы отбили.

Из-за атак басмачей Советский Союз направил небольшие силы в Афганистан из Термез 15 апреля под командованием Виталия Примакова для поддержки свергнутого афганского короля Аманулла-хана. Эти силы Красной Армии численностью от 700 до 1000 человек в итоге взяли под свой контроль города Мазари-Шариф и Ташкурган. Во время советской операции басмачи продолжали совершать набеги через границу, захватив Калаи-Лиабоб 20 апреля и 21 апреля захватив Нимичи в 35 км к востоку от Гарма после ожесточенного боя. В период с 20 по 22 апреля на территорию Советского Союза вторглись следующие отряды басмачей, одна из которых добралась до Тавильдара, а 30 апреля была отброшена стражей. 22 апреля басмачи захватили Гарм, который Советы отбили либо в тот же день, либо на следующий день. 24 апреля Советы начали крупное контрнаступление и в тот же день отбили Калаи-Лиабоб. 3 мая последние отряды басмачей отступили в Афганистан.

Красная Армия планировала направиться в Кабул, чтобы вернуть его от саккавистов к Аманулле-хану. Однако операция была остановлена ​​после того, как Москва узнала, что Аманулла-хан 23 мая бежал к британскому правлению в изгнании. Вдобавок международное возмущение (в то время как Советский Союз пытался добиться международного признания) также приводилось как причина для отмены операции. Последнее советское подразделение вернулось из Афганистана в июне 1929 года.

1930

После того, как саккависты проиграли гражданскую войну и Калакани был казнен, премьер-министр Афганистана Мохаммад Хашим Хан от имени нового короля, Мохаммед Надер-шах, потребовал от Ибрагима Бека сложить оружие против Советского Союза, но тот отказался. Афганистан и Советский Союз согласились на еще одну интервенцию, начатую Красной Армией в июне 1930 года под командованием полковника Якова Мелкумова. Кавалерийская бригада продвинулась на 50-70 км вглубь территории северного Афганистана и тщательно контролировалась, чтобы не «задеть» фермы и имущество местных жителей, чтобы не затронуть их националистические или религиозные чувства. Это было относительно успешно, так как афганские местные жители были дружелюбны и руководили ими. Ибрагим Бек изначально хотел сражаться, но, услышав о силе кавалерии и отсутствии сочувствия местных афганцев, остановил свои планы. В результате Советы не столкнулись с организованным сопротивлением и сумели уничтожить басмачей и их пособников. юрты в долине реки, включая села Ак Тепе и Алиабад, где базировались басмачи, а также владения басмачей были сожжены, хотя местное афганское население осталось нетронутым. Басмачи и их сообщники потеряли 839 человек, в то время как Советская армия понесла одну потерю (утопление) и два ранения.

Характер движения

Движение басмачей характеризовалось как национально-освободительное движение, стремившееся положить конец иностранному господству над территориями Средней Азии, известными тогда как Туркестан, а также протекторатами Хивы и Бухары. Предполагается, что «basmacı» - это тюркское слово, которое относится к бандиту или мародеру, например к бандам воров, которые охотились на караваны в этом регионе, производное от слова basmak - налетать, давить. Термин басмачи часто использовался в советских источниках из-за его уничижительного значения.

Советы изображали движение как состоящее из разбойников, движимых исламским фундаментализмом, ведущих контрреволюционную Война при поддержке британских агентов. В действительности басмачи представляли собой разнообразную и многогранную группу, получающую незначительную иностранную помощь. Западные державы не одобряли басмачей, которые рассматривали басмачей как потенциальных врагов из-за пантюркистской и панисламистской идеологии, которые некоторые из их лидеры приписывают. Однако некоторые группы басмачей получили поддержку британских и турецких спецслужб, и для того, чтобы отрезать эту помощь извне, специальные военные отряды Красной Армии замаскировались под силы басмачей и успешно перехватили припасы.

Хотя многие боевики были мотивированы. призывами к джихаду басмачи получили поддержку многих идеологических лагерей и основных слоев населения. В какой-то момент басмачи пользовались поддержкой джадидских реформаторов, пантюркских идеологов и левых туркестанских националистов. Крестьяне и кочевники, долгое время выступавшие против российского колониального правления, враждебно отреагировали на антиисламскую политику и советскую реквизицию продуктов питания и скота. Тот факт, что большевизм в Туркестане находился под властью русских колонистов в Ташкенте, сделал царскую и советскую власть идентичными. Ряды басмачей пополнились теми, кто остался без работы из-за плохих экономических условий, и теми, кто чувствовал, что они сопротивляются нападению на их образ жизни. Первые бойцы басмачи были бандитами, как следует из их названия, и они вернулись к грабежу, когда движение прекратилось позже. Хотя басмачи были относительно едины в определенных моментах, движение в целом пострадало от раздробленности. Соперничество между различными лидерами и более серьезные этнические споры между киргизами и узбеками или туркменами создавали серьезные проблемы для движения.

Последствия

Лидеры коренных народов начали сотрудничать с советскими властями, и большое количество жителей Центральной Азии присоединились к Коммунистической партии Советского Союза в соответствии с политикой коренизации Ленина и Сталина. Многие заняли высокие посты в правительствах Узбекской, Таджикской, Киргизской, Казахской и Туркменской Советских Социалистических Республик, образованных в составе Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики в 1924 году. Во время советизации Центральная Азия, ислам стал центром антирелигиозных кампаний. Правительство закрыло большинство мечетей, подавляя исламских священнослужителей и преследуя такие символы исламской идентичности, как чадра. Узбеков, оставшихся исповедующими мусульманство, считали националистами и часто бросали в тюрьму или казнили. Сталинская коллективизация и индустриализация продолжались, как и везде в Советском Союзе.

Периодические операции басмачей после победы Советского Союза

После того, как движение басмачей было уничтожено как политическая и военная сила, боевики, которые оставались укрытыми в горных районах, вели партизанскую войну. К 1926 году восстание басмачей прекратилось на большей части территории Средней Азии. Однако стычки и периодические бои на границе с Афганистаном продолжались до начала 1930-х годов. Джунаид Хан угрожал Хиве в 1926 году, но был окончательно изгнан в 1928 году. Два выдающихся командира, Файзал Максум и Ибрагим-бей, продолжали действовать из Афганистана и провели ряд рейдов в таджикских советских социалистических странах. Республика в 1929 году. Ибрагим Бек возглавил кратковременное возрождение движения, когда коллективизация вызвала сопротивление и преуспела в том, чтобы отложить проведение политики до 1931 года в Туркменистане, но вскоре был пойман и казнен. Затем движение в значительной степени вымерло. Последняя крупная боевая операция басмачей произошла в октябре 1933 года, когда войска [ru ] потерпели поражение в пустыне Каракумы. Движение басмачей прекратилось к 1934 году.

В массовой культуре

Восстание было показано в нескольких «красных вестернах », таких как Белое солнце пустыни, Седьмая пуля и Телохранитель в телесериале.

См. Также

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • Мари Броксуп : Басмачи. Обзор Центральной Азии, Том. 2 (1983), No. 1, pp. 57–81.
  • Марко Буттино: «Ethnicité et politique dans la guerre civile: à Propos du 'basmačestvo' au Fergana», 'Cahiers du monde russe et sovietique, Vol. 38, No. 1-2, (1997)
  • Сэр Олаф Кэро : Советская Империя: Турки Средней Азии и сталинизм 2-е изд., Лондон, Macmillan (1967) ISBN 0-312-74795-0
  • Джозеф Кастань. Les Basmatchis: Национальное движение коренных народов Азии Centrale depuis la Révolution d'Octobre 1917 jusqu'en octobre 1924. Париж: Издания Э. Леру, 1925.
  • Мустафа Чокай : «Движение басмачей в Туркестане», The Asiatic Review Vol.XXIV (1928)
  • Павел Густерин : История Ибрагим-бека. Басмачество одного курбаши с его слов. - Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 60 с. - ISBN 978-3-659-13813-3.
  • Б. В. Лунин: Басмачество Ташкент (1984)
  • Гленда Фрейзер: «Басмачи (части I и II)», Central Asian Survey, Vol. 6 (1987), № 1, стр. 1–73, и № 2, стр. 7–42.
  • Баймирза Хаит : Basmatschi. Nationaler Kampf Turkestans in den Jahren 1917 - 1934. Köln, Dreisam-Verlag (1993)
  • М. Холдсворт: "Советская Средняя Азия, 1917–1940", Советские исследования, Vol. 3 (1952), № 3, стр. 258–277.
  • Александр Маршалл: «Туркфронт: Фрунзе и развитие советских действий по борьбе с повстанцами в Центральной Азии» в Том Эверетт-Хит (Ред.) » Центральная Азия. Аспекты переходного периода », RoutledgeCurzon, Лондон, 2003; ISBN 0-7007-0956-8 (ткань) ISBN 0-7007-0957-6 ( pbk.)
  • Яков Нальский: В горах Восточной Бухары. (Повесть по воспоминаниям сотрудников КГБ) Душанбе (1984)
  • Марта Б. Олькотт: «Басмачи или восстание свободных людей в Туркестане 1918-24 гг.», Советские исследования, Vol. 33 (1981), № 3, стр. 352–369.
  • Хасан Б. Паксой, «БАСМАЧИ»: турецкое национально-освободительное движение 1916–1930-х годов, Современная энциклопедия религий в России и Советский Союз (FL: Academic International Press) 1991, Vol. 4, pp. 5–20.
  • Зеки Велиди Тоган, [2 ] Воспоминания.
  • Фазал-ур-Рахим Хан Марват: движение басмачей в советской Средней Азии : Исследование политического развития., Пешавар, Emjay Books International (1985)
  • Проф. Зеки Велиди Тоган, Мемуары: национальное существование и культурная борьба Туркестана и других мусульманских восточных турок (2011 г.) Перевод полного текста с оригинала 1969 года. Перевод Паксоя. [3]
  • Х. Турсунов: Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстана. Ташкент (1962)
Последняя правка сделана 2021-05-12 14:14:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте