Венгерский турнизм

редактировать

Венгерский туранизм ( венгерский : Turánizmus / Turanizmus) - это разнообразное явление, которое вращается вокруг идентификации или ассоциации венгерской истории и людей с историями и народами Центральной Азии, Внутренней Азии или Уральского региона. Он включает в себя множество различных концепций и служит руководящим принципом многих политических движений. Наиболее оживленно он был во второй половине XIX - первой половине XX века.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Обзор
  • 2 Предпосылки
    • 2.1 Ранняя история венгров
    • 2.2 Развитие финно-угроведения
    • 2.3 Урало-Алтайская и Туранская концепции
    • 2.4 Роль Габсбургов
  • 3 Развитие туранизма
    • 3.1 Работа Армина Вамбери
    • 3.2 Позже исследователи
  • 4 Политический туранизм
  • 5 Туранизм и венгерский фашизм
  • 6 Туранизм после 1945 г.
  • 7 Туранизм после 1989 г.
    • 7.1 Христианские туранисты
  • 8 Великий Курултай
  • 9 псевдонаучных теорий
  • 10 См. Также
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки
Обзор

Как научное движение, туранизм занимался исследованием азиатских культур в контексте венгерской истории и культуры. Его воплощали и представляли многие ученые, которые разделяли предпосылки (например, азиатское происхождение венгров и их родство с азиатскими народами ) и пришли к тем же или очень похожим выводам. Туранизм был движущей силой в развитии венгерских социальных наук, особенно в развитии лингвистики, археологии и ориентализма.

Политический турнизм зародился в 19 веке в ответ на растущее влияние пангерманизма и панславизма, которые венгры считали очень опасными для нации и государства Венгрия, потому что в стране проживали большие этнические группы. Немецкое и славянское население. Эта политическая идеология зародилась в работах финского националиста и лингвиста Матиаса Александра Кастрена, который верил в расовое единство и будущее величие урало-алтайских народов. Он пришел к выводу, что финны произошли из Средней Азии и считали, что они не были маленьким изолированным народом, а были частью более крупного сообщества, в которое входили такие народы, как мадьяры, турки, монголы и т. Д. Политический турнизм был романтическим националистом. движение, которое подчеркивало важность общего происхождения и культурной близости венгров, народов Кавказа и народов Внутренней и Средней Азии, таких как турки, монголы, парсы и т. д., оно призывало к более тесному сотрудничеству и политическому сотрудничеству. союз между ними и Венгрией как средство защиты и продвижения общих интересов и противодействия угрозам, которые исходили от политики великих держав Европы. Идея «туранского братства и сотрудничества» была заимствована из панславянской концепции «славянского братства и сотрудничества».

После Первой мировой войны политический турнизм сыграл роль в формировании венгерских ультраправых идеологий из-за своей этнической националистической природы. Он начал нести антиеврейские настроения и пытался доказать «существование и превосходство единой венгерской расы». Тем не менее, Эндрю К. Янош утверждает, что роль туранизма в межвоенном развитии ультраправых идеологий была незначительной.

В коммунистическую эпоху, которая началась после Второй мировой войны и закончилась в 1989 году, турнизм изображался и критиковался как исключительно фашистская идеология. После падения коммунизма в 1989 году интерес к турнизму возродился.

Фон

Ранняя история венгров

«Геза, верный король Туркии (то есть Венгрии)» на Священной короне Венгрии XI века.

До венгерского завоевания Карпатского бассейна, в венгры были полукочевые и их культура была похожа на других степных народов. Большинство ученых предполагают, что это уральская родина древних венгерских завоевателей (в основном на генеалогических лингвистических основаниях и на основе генетических исследований, проведенных на ограниченном количестве древних скелетов, найденных в могилах еще в эпоху завоевания). Протовенгерские племена жили в зоне евразийской лесостепи, поэтому эти древние предки венгров и их отношения с другими конными кочевыми народами были и остаются темой для исследований.

Венгерская дворянская историческая традиция учитывала и передала восточное происхождение венгров. Эта традиция сохранилась в средневековых летописях (например, Gesta Hungarorum и Gesta Hunnorum и др Hungarorum, в хронике Pictum и Chronica Hungarorum по Иоганн Де Терокс ) еще в 13 - м веке. Согласно Chronica Hungarorum, венгры являются потомками гуннов и пришли из азиатских частей Скифии, и турки разделяют с ними это скифское происхождение. Эта традиция в конечном итоге послужила отправной точкой для научных исследований этногенеза венгерского народа, которые начались в 18 веке в Венгрии и за рубежом. Шандор Корёси Чома (автор первого тибетско-английского словаря) путешествовал по Азии с твердой уверенностью, что он может найти род мадьяр где-нибудь в Средней Азии, среди уйгуров.

Развитие финно-угроведения

Хорошо известно, что заметный интерес к генетической классификации языков, преобладавший в прошлом веке и в начале нынешнего, имеет свои корни в европейских национализмах. Точное знание диалектов и языков должно было усилить национальную индивидуальность и объединить нации в «естественные» союзы.

Лингвистические теории голландского философа Маркуса Цериуса ван Боксхорна и немецкого мыслителя Готфрида Вильгельма Лейбница легли в основу современных научных исследований происхождения венгерского языка и народа. Боксхорн предположил, что все европейские и индоиранские языки произошли от общего языка предков, и назвал этот язык предков «скифским» в честь конных, кочевых воинов азиатских степей. Но лингвистам, теоретизирующим о языках предков, приходилось иметь дело с распространенным в то время убеждением, что, согласно Библии, иврит был изначальным языком всех людей. Лейбниц опубликовал материал, опровергающий библейскую теорию, и поддержал идею Боксхорна о скифском языке предков, лежащем в основе большинства языков Европы (сегодня известном как индоевропейский язык фейли). Лейбниц, однако, также признал, что некоторые европейские языки, такие как саамский, финский и венгерский, были связаны друг с другом, но не принадлежали к этой семье.

«Информация о неизвестных ранее народах и языках Азии и Америки попала в руки таких ученых, как Готфрид Лейбниц, который признал, что нет лучшего метода« для определения родства и происхождения различных народов Земли, чем сравнение их языков ». Чтобы классифицировать как можно больше языков по генеалогическим группам, Лейбниц предложил собирать аналогичные материалы по каждому вновь описанному языку. Для этого он попросил исследователей получить переводы известных христианских молитв, таких как как Pater Noster, или, еще лучше, «слова, обозначающие обычные вещи» (Dictionary rerum vulgarium), примерный список которых он приложил к письму к тюркологу Д. Подесте (Leibniz 1768 / 1989b). Список слов включал числительные., термины родства, части тела, потребности (еда, питье, оружие, домашние животные), naturalia (Бог, небесные и погодные явления, топографические особенности, дикие животные) и дюжина глаголов (есть, пить, sp еак, смотри...). Лейбниц проявлял особый интерес к расширению Российской империи на юг и восток, и списки, основанные на его модели, составлялись в экспедициях, посланных царем для изучения территорий, недавно взятых под их контроль, а также народов, живущих на них и в других местах. близлежащие земли ». Кевин Туйт: Взлет и падение и возрождение иберо-кавказской гипотезы. 2008 г. в: Historiographia Linguistica, 35 # 1; стр. 23-82.

Филипп Иоганн фон Штрахленберг о родстве финского и венгерского языков в своей книге «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии» 1738. Лондон.

Финско-венгерские связи были развиты Филипом Йоханом фон Штрахленбергом (в его работе: «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии») и Иоганном Эберхардом Фишером  [ де ], немецким историком и исследователем языков., участник Великой Северной экспедиции 1733–1743 гг. В своей работе «Qvaestiones Petropolitanae, De origine Ungrorum», опубликованной в 1770 году, Фишер включил венгерский язык в группу родственных народов и языков, которые он назвал «скифскими» (в отличие от концепции скифского языка ван Боксхорном). Он считал угорские народы (он называл их «югорами», это ханты и манси ) ближайшими родственниками венгров, фактически как «оставшихся позади мадьяр», и происходил их от уйгуров, живущих на западных границах Китая.

Урало-Алтайская и Туранская концепции

К началу 19 века связь с другими языками была замечена Расмусом Кристианом Раском, Вильгельмом Шоттом  [ де ; hu ] и Матиас Кастрен, который включил финно-угорские языки как часть более крупной гипотезы, известной сегодня как урало-алтайский язык. Немецкий лингвист и востоковед Шотт был сторонником финно-тюркско-венгерского родства и считал венгров смесью турок и « гиперборейцев » (т. Е. Приполярных народов, таких как саамы и самоеды ).

Северный отдел туранских языков Фридриха Макса Мюллера

Фридрих Макс Мюллер, немецкий востоковед и филолог, опубликовал и предложил группировку неарийских и несемитских азиатских языков в 1855 году. В своей работе «Языки очага войны на Востоке. С обзором трех языков». языковые семьи - семитский, арианский и туранский », он назвал эти языки« туранскими ». Венгерский язык был классифицирован Мюллером как член северного отдела ( урало-алтайский ), в финском классе ( финно-угорский ), в угорском отделении, с вогулами ( манси ) и угро-остяками ( ханты ). ближайшие родственники. (В конечном итоге его эволюционная теория о структурном развитии языков, связывающая растущее совершенствование грамматики с социально-экономическим развитием и деление языков на `` допотопную '', `` семейную '', `` кочевую '' и `` политическую '' стадии развития оказалась несостоятельной. Его теория была хорошо известна и широко обсуждалась в международных научных кругах, а также была известна венгерским ученым. Он стал членом-корреспондентом Венгерской академии наук. Его публичные лекции пользовались большим вниманием. Его термины «Туран» и «Туранский» были первоначально заимствованы из персидских текстов, таких как « Шахнаме», в котором термин «Туран» использовался для обозначения территорий Туркестана, к северу от реки Амударьи, населенных воинами-кочевниками.

Роль Габсбургов

В Венгрии рассуждения о предыстории венгров оставались полностью научными до Венгерской революции 1848 года и Войны за независимость 1848-49 годов, но после горьких переживаний войны и поражения все приобрело политическую окраску.

«… Солнце погрузилось в море крови. Ночь неизмеримого горя обрушилась на Венгрию; ее благородные силы были сломлены. Даже ворота научных учреждений закрылись…»

«… Nap vértengerbe áldozott le. Magyarországra a mérhetetlen gyásznak éjszakája borult; legnemesebb erői törve voltak. Még a tudományos intézetek kapui is bezárultak …»

(Герман Отто: Petényi JS a magyar tudományos madártan megalapítója. Стр. 39.)

Конституция Венгрии и ее территориальная целостность были отменены, а ее территория была разделена на земли короны. Это означало начало долгой эры абсолютистского правления. Габсбурги установили диктаторское правление, и каждый аспект венгерской жизни находился под пристальным вниманием и контролем правительства. Пресса и театральные / публичные выступления подвергались цензуре.

Немецкий стал официальным языком государственного управления. Указ от 1849 г. X.9. (Grundsätze für die provisorische Organization des Unterrichtswesens in dem Kronlande Ungarn), поставила образование под государственный контроль, учебная программа была предписана и контролировалась государством, образование национальной истории было ограничено, а история преподавалась с точки зрения Габсбургов. Даже бастион венгерской культуры, Академия находилась под контролем: в учреждении работали иностранцы, в основном немцы и этнические немцы, и до конца 1858 года оно практически не функционировало. Венгры ответили пассивным сопротивлением. Вопросы нации, языка, национального происхождения стали политически болезненными. Антигабсбургские и антинемецкие настроения были сильны. Большое количество борцов за свободу нашли убежище в Османской империи. Это привело к возобновлению культурного обмена и взаимной симпатии. Многие считали турок хорошими союзниками венгерского дела. Такова была атмосфера, когда Вамбери впервые приехал в Константинополь в 1857 году.

«Это должно произойти, и это произойдет, - я подбадривал себя на этом, и меня не беспокоили другие проблемы, только вот эта: как получить паспорт от строгих и подозрительных австрийских властей, и именно в Турцию, откуда венгерская эмиграция? проживал и, как считалось в Вене, без устали строил бунтарские планы ».

« Mennie kell és menni fog, - ezzel biztattam magam és nem bántott más gond, csak az az egy: hogy mi úton-módon kaphatok útlevelet a szigorú és gyanakvó osztrák hatósézázágóról; мята Bécsben hitték, pártütő terveket sző fáradhatatlanúl.

(Вамбери Армин: Küzdelmeim. Ch. IV. P. 42.)

И эта атмосфера вызвала общественный интерес к новой на тот момент теории Макса Мюллера. Правительство Габсбургов считало этот «тюркизм» опасным для империи, но не имело средств для его подавления. (Империя Габсбургов потеряла большие территории в начале 19 века / Фландрия и Люксембург /, а немного позже потеряла большую часть своих итальянских владений, поэтому многие члены австрийской политической элиты (сам Франц Иосиф I Австрийский, эрцгерцог Альбрехт, герцог Тешен, генерал-майор Фердинанд Франц Ксавер Иоганн Фрейгер Майерхофер фон Грюнбюэль например)) мечтал о захвате земель на Востоке.)

Вамбери Армин о туранских народах в его «Вамбери Армин вазлатай Кезеп-Азсиабол. 1868.

В результате франко-австрийской войны и австро-прусской войны империя Габсбургов оказалась на грани краха в 1866 году, потому что эти неудачные военные усилия привели к увеличению государственных расходов, ускорению инфляции, огромным государственным долгам и финансовому кризису.

Габсбурги были вынуждены примириться с Венгрией, чтобы спасти свою империю и династию. Габсбурги и часть венгерской политической элиты устроили Австро-Венгерский компромисс 1867 года. Компромисс был устроен и узаконен очень небольшой частью венгерского общества (избирательное право было очень ограниченным: менее 8 процентов населения имели право голоса) и был воспринят очень большой частью населения как предательство венгерского дела. и наследие Войны за независимость 1848-49 гг. Это вызвало глубокие и стойкие трещины в венгерском обществе. Академическая наука оставалась под контролем и давлением государства, а пресса оставалась под (хотя и более снисходительной) цензурой. Вопросы нации, языка, национального происхождения оставались политически чувствительными темами, а тюркизм оставался популярным.

Однако принятие Компромисса в обществе представляло серьезные трудности. Многие округа (например, Хевеш, Пешт, Сатмар) отвергли Компромисс и встали на защиту Кошута, оппозиция организовала сеть демократических кругов на Великой Венгерской равнине против - состоялись правительственные и антикомпромиссные демонстрации нескольких тысяч человек и т. д.

" Viszont kiegyezés elfogadtatása társadalommal, komoly nehézségekbe ütközött. TOBB Megye (például Хевеш, Pest, Szatmár) elutasította kiegyezést és kiállt Коссут mellett, аз ellenzék megszervezte Демократа körök hálózatát, аз Alföldön többezres kormány- és kiegyezés-ellenes népgyűlésekre került сор stb.

(Сигер Андраш: Kormány a mérlegen - múlt században.)

Развитие туранизма

Работы Армина Вамбери

Востоковед и тюрколог Армин Вамбери был ключевой фигурой в развитии туранизма. С конца 1850-х годов предполагаемые связи с финно-угорскими, тюркскими и другими азиатскими народами и языками побудили его отправиться в Азию и Османскую империю.

«… Отсюда я надеялся, что с помощью сравнительной лингвистики я смогу найти луч света в Центральной Азии, который рассеет мрак над темными уголками венгерской доисторической эпохи…» «... következett tehát ebből az a reménységem, hogy Középázsiában az összehasonlító nyelvtudomány segítségével világosságot vető sugarat lelhetek, mely eloszlatja a homályt a magyar őstörtémeleimázöröy.... Глава IV. п. 62.

Вамбери начал свое второе путешествие в Азию в июле 1861 года с одобрения и финансовой помощи Академии и ее президента Эмиля Дессевффи. После долгого и опасного путешествия он прибыл в Пешт в мае 1864 года. Он отправился в Лондон, чтобы организовать публикацию на английском языке своей книги о путешествиях. «Путешествие по Центральной Азии» и его венгерский аналог «Közép-ázsiai utazás» были опубликованы в 1865 году. Благодаря его путешествиям Вамбери стал всемирно известным писателем и знаменитостью. Он познакомился с представителями высшего британского сословия. Посол Австрии в Лондоне вручил ему рекомендательное письмо к императору, который принял его на аудиенции и вознаградил Вамбери за международный успех, предоставив ему звание профессора Королевского университета Пешта.

В работе 1868 года Вамбери, возможно, был первым, кто использовал слово turáni («туранский») в научном тексте на венгерском языке. Вамбери использовал «Туран» ( Turán) для обозначения территорий Восточных Балкан, Центральной и Внутренней Азии, населенных тюркскими народами, и «Туранский» для обозначения этих тюркских народов и языков (и он имел в виду финно-угорские народы и языки как члены этой группы), которые проживали или происходили из этого района «Туран». Его определение разделили венгерские ученые. Но в просторечии эти термины использовались во многих (и часто в разных) значениях и смыслах.

Вамбери был талантливым писателем-научно- популярным писателем, который в интересной и удобочитаемой форме излагал серьезные научные вопросы. Его книги и другие сочинения, рассказывающие об обычаях, традициях и культуре далеких народов и далеких мест, сыграли ключевую роль в повышении общественного интереса к этнографии, этнологии и истории. Наряду с широко распространенным разочарованием в политической элите, работа Вамбери обратила внимание общественности на низшие классы и крестьянство как на лучших наследников и хранителей настоящего венгерского наследия. (Неологи первой половины XIX века уже обращались к фольклору, мифам, балладам и сказкам в поисках нового национального литературного стиля, но не интересовались другими аспектами сельской крестьянской жизни.)

Основная статья: Альтернативные теории происхождения венгерского языка § Угорско-тюркский

Вамбери был также первым, кто выдвинул важную альтернативную теорию происхождения венгерского народа и языка. Его первая крупная лингвистическая работа, озаглавленная «Magyar és török-tatár nyelvekbeli szóegyezések» и опубликованная в 1869–1870 годах, была поводом для войны в «угорско-тюркской войне» ( Ugor-török ​​háború), которая началась как научный спор. но быстро переросла в ожесточенную вражду, продолжавшуюся два десятилетия. В этой работе Вамбери попытался продемонстрировать с помощью сравнений слов, что в результате смешения ранних венгров с тюркскими народами венгерский язык приобрел отчетливый двойственный характер, который был одновременно угорским и тюркским, хотя в основном это был Угорское происхождение, поэтому он представил вариант теории языковых контактов.

Поздние исследователи

«Угорско-тюркская война» Вамбери так и не завершилась должным образом. Это заставило ученых попытаться как-то согласовать и синтезировать различные теории. Это привело к развитию сложной национальной мифологии. Это объединило азиатские корни и происхождение мадьяр с их европейским настоящим. Туранизм получил новое значение: он стал именем варианта ориентализма, который исследовал Азию и ее культуру в контексте венгерской истории и культуры.

Туранизм был движущей силой в развитии венгерских социальных наук, особенно лингвистики, этнографии, истории, археологии и ориентализма, а также в развитии венгерского искусства, от архитектуры до прикладного и декоративного искусства. Ученые-туранисты внесли большой вклад в развитие венгерской и международной науки и искусства.

Это краткий список ученых и художников-тюркистов и художников, оставивших неизгладимое наследие в венгерской культуре:

  • Армин Вамбери (1832-1913) был отцом-основателем венгерской тюркологии. Он основал первое в Европе отделение тюркологии в Королевском университете Пешта (ныне Университет Этвеша Лоранда ). Он был членом MTA ( Венгерской академии наук ).
  • Янош Арани (1817-1882), поэт, автор большого сборника стихов об историческом прошлом Венгрии. Он поддерживал Вамбери в «угорско-тюркской войне». Он был членом и генеральным секретарем MTA.
  • Ференц Пульски (1814-1897), археолог, историк искусства. Он был членом MTA и директором Magyar Nemzeti Múzeum ( Венгерский национальный музей ). Он поддерживал Вамбери в «угорско-тюркской войне».
  • Алахош Пайкерт (1866-1948) был отцом-основателем «Magyar Mezőgazdasági Múzeum» (Музея венгерского сельского хозяйства) и одним из основателей общества Turan.
  • Бела Сечени (1837-1918), путешественник и исследователь Азии. Он был членом MTA.
  • Ено Зичи (1837–1906), путешественник и исследователь Азии. Он был членом MTA.
  • Геза Надь (1855-1915), археолог, этнограф. Он был членом MTA.
  • Хенрик Марцали (1856-1940), историк. Он был членом MTA.
  • Шандор Марки (1853-1925), историк. Он был членом MTA.
  • Лайош Лоци (1849-1920), геолог, географ. Он был членом MTA.
  • Еню Чольноки (1870-1950), географ. Он был членом MTA.
  • Вилмос Прёле (1871-1946), востоковед, лингвист, один из первых исследователей китайского и японского языка и литературы в Венгрии.
  • Бенедек Баратоси Балог (1870-1945), востоковед, этнограф, путешественник.
  • Дьюла Себастьен (1864-1946), фольклорист, этнограф. Он был членом MTA.
  • Ференц Зайти (1886-1961), востоковед, художник. Он был смотрителем / хранителем восточной коллекции Fővárosi Könyvtár («Библиотека столицы» на английском языке, в настоящее время Fővárosi Szabó Ervin Könyvtár ). Он был основателем Magyar Indiai Társaság (Венгерско-индийское общество). Он организовал визит Рабиндрана Тагора в Венгрию в 1926 году.
  • Йожеф Гуска (1854-1934), учитель рисования, этнограф.
  • Аладар Кёрёшфи-Криеш (1863-1920), художник, скульптор, ремесленник, теоретик искусства, один из основателей колонии художников Гёдёллё, ведущий деятель венгерского движения искусств и ремесел.
  • Оден Лехнер (1845-1914), архитектор, создавший новый национальный архитектурный стиль из элементов венгерского народного искусства, персидского, сасанидского и индийского искусства.
  • Кароли Кос (1883-1977), архитектор, писатель, график, ведущий деятель венгерского движения искусств и ремесел.
Аладар Корёшфди-Криш : «Хоровод шаманов», 1911. Марошвашархей, Kulturpalota

В начале венгерского туранизма некоторые из его известных покровителей и исследователей, такие как Вамбери, Вилмос Хевеши (также известный как Вильгельм фон Хевеши (1877-1945), он был старшим братом Дьёрдя Хевеши и инженером-электриком по профессии, хотя он был своего рода финно-угорским изданием книг и других сочинений о родстве финно-угорско-мунда, таких как «Мунда-мадьяр-маори, индийское звено между антиподами, новыми следами венгерского происхождения» и «Finnisch-Ugrisches aus Indien» в 1920-е и 30-е гг.) и Игнац Гольдзихер были евреями или евреями по происхождению (Вамбери не гордился и не стеснялся своего еврейского происхождения, он стал членом реформатской церкви и считал себя венгром).

Идея Венгерского института востоковедения возникла у Йену Зичи. К сожалению, эта идея не сбылась. Вместо этого в 1910 году был основан своего рода лицей под названием «Turáni Társaság» (Венгерское общество туранов (также называемое Венгерским азиатским обществом)). Туранское общество сконцентрировалось на Туране как на географическом месте, где, возможно, жили предки венгров.

«Целью Туранского общества является культурный и экономический прогресс, конфедерация, процветание всех туранцев, то есть венгерской нации и всех родственных ей европейских и азиатских народов, а также географические, этнографические, экономические и т. Д. Исследования азиатского континента, прошлого и настоящего.. Политические и религиозные вопросы исключены. Он желает достичь своих целей в согласии с нетуранскими народами ». " Turáni Társaság célja аз egész turánság, vagyis Magyar немзет és velünk Rokon Тобби Európai és ázsiai népek kulturális és Gazdasági előrehaladása, tömörülése, erősödése, úgymint аз ázsiai kontinens földrajzi, néprajzi, Gazdasági БВУ. Kutatása múltban és jelenben. Politikai és felekezeti kérdések kizártak. Céljait a nem turáni népekkel egyetértve óhajtja elérni ".

Ученые Туранского общества интерпретировали этническое и языковое родство и отношения между венграми и так называемыми туранскими народами на основе господствовавшей в то время урало-алтайской лингвистической теории. Общество организовало курсы турецкого, финского и японского языков. Общество Turan организовало и профинансировало пять экспедиций в Азию до 1914 года: экспедицию Месароша-Миллекера, экспедицию Тимко, экспедицию Миллекера, экспедицию Ковач-Хольцварт и экспедицию Себека-Шутца. Общество регулярно проводило публичные лекции. Среди лекторов были Абдул-Баха и Шухо Чиба. После начала Первой мировой войны деятельность Общества была скована политикой. В 1916 году общество Turan было преобразовано в «Венгерский восточный культурный центр» ( Magyar Keleti Kultúrközpont), и прямое правительственное влияние на его деятельность росло. Поражение в Первой мировой войне и последующие революционные движения и оккупация страны Антантой нарушили работу Восточного культурного центра, поэтому настоящая работа началась только в 1920 году. Но в тот год организация была разделена на три из-за явно выраженных внутренних идеологические стрессы. Те, кто хотел более научного подхода, сформировали «Общество Корёши Чома » ( Kőrösi Csoma-Társaság). Более радикальные политические туранисты покинули Туранское общество и сформировали «Федерацию Туран Венгрии» ( Magyarországi Turán Szövetség).

Эрцгерцог Иосиф Франсис Габсбург, первый покровитель венгерского общества Turan

В 1920 году эрцгерцог Австрии Иосиф Франциск (эрцгерцог Иосиф Франсис Габсбург) стал первым покровителем Венгерского общества Туран.

Политический туранизм

Венгры и их предки жили среди тюркских народов или в непосредственном контакте с ними с незапамятных времен до 1908 г. (Общая венгерско-турецкая граница перестала существовать после 1908 г., после аннексии Боснии и Герцеговины и эвакуации санджаков из Новибазара.. ) Эти народы сыграли выдающуюся роль в зарождении и становлении венгерского народа, языка, культуры, государства и нации. В этногенезе венгерского народа, Кабар, Яс (Alan), аварцы, булгар, Бесеий (печенеги), Куньте (Cuman) племена и фрагменты населения объединены и объединены в Венгрии населения.

Венгрия веками воевала с Османской империей. В результате разногласий по правопреемству Венгрия распалась на три части в 16 веке: одна находилась под властью Габсбургов, другая вошла в состав Османской империи (1541.VIII.29), а третья образовала «keleti Magyar Királyság». » (Восточно-Венгерское королевство) / « Erdélyi Fejedelemség » (Княжество Трансильвания). Эрдели стал союзником османов (1528.II. 29.). Интенсивные повседневные контакты в последующие полтора столетия привели к выраженному влиянию османских турок на венгерское искусство и культуру - от музыки до украшений и одежды, от сельского хозяйства до войны. В последней трети 17 века усилилась борьба между османами и Габсбургами. Главной ареной этой борьбы за власть была территория Венгрии. Османские попытки дальнейшей территориальной экспансии в конце концов потерпели неудачу, и Габсбурги отвоевали венгерские территории. Но в кругах венгерской политической элиты произошел конфликт: многие ее члены не хотели менять Османский союз на прямое правление Габсбургов. Большая группа стремилась к полной независимости, но чувствовала, что турецкая зависимость более податлива, чем правление Габсбургов. Освободительное движение Тёкёли и Война за независимость Ракоци означали кульминацию этого тюркизма. Итак, как видим, турецкая ориентация в Венгрии имела давнюю традицию.

Тюркизм возродился после Войны за независимость 1848-49 годов. Во время войны Венгрия подверглась нападению Габсбургов, и многие из ее этнических меньшинств обратились против страны. Серьезные столкновения произошли в Трансильвании и между венграми и южными сербами. В Трансильвании происходили серьезные взаимные злодеяния между этническими венграми и румынами; эти события вспоминаются как « буйства влахов » ( oláhjárások) и « буйства хулиганов » ( rácjárások). Венгрия потерпела поражение с помощью российского военного вмешательства.

Эти болезненные события и переживания глубоко изменили отношение венгров: они начали чувствовать себя незащищенными и находящимися под угрозой в собственном доме. С этого времени панславизм и пангерманизм стали рассматриваться как серьезные угрозы существованию Венгрии и венгров. Венгры искали союзников и друзей, чтобы закрепить свои позиции. Они обратились к соперникам Габсбургов - к Турции, итальянцам, даже к пруссакам - за поддержкой и помощью. Венгры были заинтересованы в стабильной, сильной и дружелюбной Турции, способной предотвратить экспансию России и / или Габсбургов на Балканы.

Венгерские политические движения и попытки восстановить независимость оказались безрезультатными. В то же время Габсбурги не смогли занять лидирующее положение в германском союзе, и Германия объединилась под властью Пруссии. Габсбурги довели свою империю до грани краха, совершив ряд просчитанных политических и военных действий. Это привело к Австро-Венгерскому Компромиссу 1867 года. Венгерские сторонники Компромисса утверждали, что и без того ослабленная Австрия больше не представляет угрозы для венгров, но может помочь предотвратить славянскую экспансию.

Несмотря на компромисс, венгры относились к этим старым-новым австрийским союзникам неоднозначно.

"Если бы баланс мнений в Венгрии всегда определялся трезвым политическим расчетом, этот храбрый и независимый народ, изолированный в обширном океане славянского населения и сравнительно незначительный по численности, оставался бы неизменным с убеждением, что его положение может быть только обеспечено. за счет поддержки немецких элементов в Австрии и Германии. Но эпизод с Кошутом и подавление в самой Венгрии немецких элементов, остававшихся лояльными Империи, с другими симптомами показали, что среди венгерских гусар и юристов самоуверенность склонна к критическим последствиям. моменты, позволяющие взять верх над политическим расчетом и самообладанием. Даже в спокойные времена многие мадьяры заставят цыган сыграть ему песню «Der Deutsche ist ein Hundsfott» («Немец - негодяй») ». Бисмарк, Отто фон: Бисмарк, человек и государственный деятель: отражение и воспоминания Отто, принца фон Бисмарка. 1898. Vol. II. п. 255-256.

За полвека до Первой мировой войны некоторые венгры поощряли туранизм как средство объединения турок и венгров против опасностей, исходящих от славян и панславизма. Однако пантуранизм всегда был впереди более распространенного пантюркистского движения. Turanism помог в создании важных турецко-австро-венгерских и болгарско-австро-венгерских военных и стратегических союзов.

Движение получило импульс после поражения Венгрии в Первой мировой войне. Согласно условиям Трианонского договора (1920.VI.4.), Новое венгерское государство составляло только 32,7 процента территории исторической Венгрии, существовавшей до заключения договора. и потеряла 58,4 процента от общей численности населения. Более 3,2 миллиона этнических венгров, одна треть всех венгров, проживали за пределами новых границ Венгрии, в государствах-правопреемниках, в тяжелых условиях. Были потеряны старые венгерские города, имеющие большое культурное значение, такие как Пожони, Касса, Коложвар. В этих условиях ни одно венгерское правительство не могло выжить, не добиваясь справедливости для мадьяр и Венгрии. Воссоединение мадьяр стало решающим моментом в общественной жизни и в политической повестке дня. Общественные настроения стали резко антизападными, антифранцузскими и антибританскими. Возмущение заставило многих отвергнуть Европу и повернуться на Восток в поисках новых друзей и союзников в попытке пересмотреть условия договора и восстановить власть Венгрии.

«Разочарование по отношению к Европе, вызванное« предательством Запада в Трианоне », и пессимистическое чувство одиночества привели разные слои общества к туранизму. Они пытались искать друзей, родственные народы и союзники на Востоке, чтобы Венгрия могла сломаться. выйти из своей изоляции и вернуть себе заслуженное положение среди народов. Более радикальная группа консервативных, правых людей, иногда даже с антисемитским намеком, пропагандировала резко антизападные взгляды и превосходство восточной культуры, необходимость про -Восточная политика и развитие осознания туранического расизма среди венгерского народа ». в: Uhalley, Stephen and Wu, Xiaoxin eds: China and Christianity. Burdened Past, Hopeful Future. 2001. стр. 219.

Туранизм так и не стал официальным, потому что он не соответствовал христианской консерватистской идеологической основе режима. Но правительство использовало его как неформальный инструмент для выхода из международной изоляции страны и создания союзов. Венгрия подписала договоры о дружбе и сотрудничестве с Турецкой Республикой в 1923 году, с Эстонской Республикой в 1937 году, с Финляндской Республикой в 1937 году, с Японией в 1938 году, с Болгарией в 1941 году.

В Трансильвании «тюранские этнографы и фольклористы отдавали предпочтение культурной« уникальности »крестьян, обнаруживая культурную сущность мадьярства во всем, от рыболовных крючков и методов животноводства до ритуальных народных песен, архаичных,« индивидуалистических »танцев, острых блюд и суеверий. " По словам историка Кристиана Унгвари, «с пробуждением венгерского национализма в начале 20 века этот вопрос снова стал актуальным. Элита хотела видеть себя военной нацией. Утверждения некоторых лингвистических исследователей относительно финно-угорских отношений были решительно отвергнуты, потому что многие сочли оскорбительной идею о том, что их нация связана с мирными земледельцами (финнами)... Шумеры и придерживались мнения, что Иисус был не евреем, а венгром или «благородным парфянским».

Туранизм и венгерский фашизм

По словам Эндрю С. Яноша, в то время как некоторые венгерские туранисты зашли так далеко, что утверждали, что оба они были расово здоровее и превосходили других европейцев (включая немцев, поскольку они считали, что немцы были развращены иудаизмом ), другие считали, что они больше скромно, что как туранцы, жившие в Европе, они могли бы обеспечить важный мост между Востоком и Западом, а также могли бы играть роль в мировой политике, которая была бы непропорциональна ни их численности, ни размеру. своей страны. Этот геополитический аргумент был доведен до абсурдных крайностей Ференцем Салаши, главой движения Arrow Cross-Hungarist, который считал, что благодаря своему уникальному историческому и географическому положению венгры смогут сыграть роль, равную: или даже больше, чем роль, которую Германия будет играть в построении нового европейского порядка, в то время как собственная харизма Саласи может в конечном итоге позволить ему вытеснить Гитлера как лидера международного фашистского движения.

Ференц Салаши, лидер Венгерской партии креста стрелы, верил в существование подлинной туранско-венгерской расы (в той мере, в какой его последователи проводили антропологические исследования и собирали измерения черепов), что было решающим аспектом развития его идеологии «Венгризм». Сам Саласи был практикующим католиком, но колебался между религиозной и расовой основой венгризма. Уникальным призванием «туранской» (тюркской) Венгрии была ее способность быть посредником и объединять Восток и Запад, Европу и Азию, христианские Балканы и мусульманский Ближний Восток, и отсюда ее высшее призвание было основано на распространении. свою культуру во всем мире и своим примером вести мировой порядок - задача, которую ни Италия, ни Германия не были готовы выполнить.

Туранизм после 1945 года

После Второй мировой войны Советская Красная Армия оккупировала Венгрию. Венгерское правительство было поставлено под прямой контроль администрации оккупационных сил. Все организации Turanist были распущены правительством, и большинство публикаций Turanist были запрещены, а все их копии были конфискованы. В 1948 году Венгрия была преобразована в коммунистическое однопартийное государство. Туранизм подвергался критике и изображался как исключительно фашистская идеология, хотя роль туранизма в межвоенном развитии ультраправых идеологий была незначительной. Официальный запрет туранизма длился до краха социалистического режима в 1989 году.

Туранизм после 1989 г.

Христианские туранисты

Иисус Христос как парфяно-венгерский князь-воин

Венгерский унтер-офицер по имени Ференц Йош Бадини написал свою книгу (Jézus Király, a pártus herceg) «Царь Иисус, парфянский князь», в которой он изобрел теорию об Иисусе, парфянском принце-воине. Многие христианские венгерские туранисты придерживались мнения, что Иисус Христос не был евреем. Вместо этого они верили, что Иисус был прото-венгром или «дворянином Парфии ». Теория «Иисуса, парфянского князя» такова, или возрождение реальных или предполагаемых элементов жрецов-магов древнего «магического» ближневосточного мира, шаманизма и языческой древневенгерской религии. Кроме того, некоторые турецкие туркисты- мусульмане придерживались мнения, что Мухаммед не был арабом. Вместо этого, они считают, что Мухаммад был шумерский, и в соответствии с тезисами Turanist, они считали, что шумеры были Turanid. Пропагандируя эти теории, христианские туранисты смогли отрицать еврейское наследие Иисуса и еврейские корни христианства, утверждая, что Иисус был туранцем, а не евреем, а корни христианства берут свое начало в учениях древних ближневосточных мистических религий и древних языческих венгерских верований. а не учение иудаизма. И католические, и протестантские религиозные лидеры Венгрии осудили эту теорию как ересь.

Партия Йоббик и ее бывший президент Габор Вона - бескомпромиссные сторонники туранизма (идеология Йоббик считает венгров туранской нацией).

Большой Курултай
Основная статья: Большой курултай

Великий курултай - это племенное собрание, основанное на общем наследии народов Центральной Азии, наследии кочевого происхождения. (Азербайджанцы, башкиры, болгары, буряты, чуваши, гагаузы, венгры, карачаевцы, каракалпаки, казахи, киргизы, маньчжуры, монголы, ногайцы, татары, турки, туркмены, уйгуры, узбеки, якуты и др.) Это также популярная туристическая достопримечательность. в Венгрии (с конца 2000-х гг.) и Средней Азии. Первый Курултай прошел в Казахстане в 2007 году, а последний был организован в 2014 году в Бугаце, Венгрия.

Баннер, использованный на современном мероприятии Большого Курултая.

С 1990-х годов хорошо развитый сувенирный и товарный бизнес вырос вокруг туранизма, традиционалистских и исторических реконструкционных групп, которые очень похожи на другие известные международные примеры этого вида бизнеса. По мнению венгерского исследователя Игаза Левенте, эта товарная индустрия, выросшая вокруг современного венгерского турнизма, стала своего рода бизнесом, который он назвал «Szittya biznisz» (скифский бизнес), и не имеет ничего общего с древним Венгерские традиции.

Псевдонаучные теории
Смотрите также: Псевдотюркология

Венгерский турнизм характеризуется псевдонаучными теориями. Согласно этим теориям, венгры разделяют предполагаемое урало-алтайское происхождение с болгарами, эстонцами, монголами, финнами, тюрками и даже японцами и корейцами. Сторонники этих теорий предполагали происхождение венгерского народа от гуннов, скифов или даже шумеров. Такие верования получили широкую поддержку в Венгрии в межвоенный период. Хотя с тех пор эти теории были широко дискредитированы, они снова получили поддержку среди определенных венгерских политических партий, в частности, среди Йоббик и некоторых фракций Фидес.

Смотрите также
дальнейшее чтение
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-27 10:57:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте