Марк Зуериус ван Боксхорн (28 августа 1612 - 3 октября 1653) был голландским ученым (его латинизированное имя было Маркус Зуериус Боксхорниус). Родился в Берген-оп-Зом, он был профессором Лейденского университета. Он обнаружил сходство между индоевропейскими языками и предположил существование примитивного общего языка, который он назвал «скифским». Он включил в свою гипотезу голландский, греческий, латинский, персидский и немецкий, позже добавив славянский, кельтский и балтийский языки. Он исключил из своей гипотезы такие языки, как иврит. Он умер в Лейдене.
Боксхорн написал множество работ, особенно об истории своей родины.
Маркус Зуэриус ван Боксхорн был одним из самых выдающихся лингвистов-историков. Его индо-скифская теория заложила основу сегодняшнего понимания индоевропейской языковой семьи. В 17 веке он впервые исследовал возможное генетическое родство в основном в европейских языках. По его мнению, такие языки, как греческий, латинский, валлийский, немецкий, русский, кельтский, турецкий, латышский, литовский, а позже и персидский, имели общий исходный язык. Ван Боксхорн впервые описал свою индо-скифскую теорию в 1637 году в письме своему другу Клавдию Салмасиусу, который позже добавил санскрит к теории ван Боксхорна. В 1647 году ван Боксхорн опубликовал свою теорию в трех частях.
В то время многие люди считали иврит изначальным человеческим языком. Это предположение было в основном основано на библейских источниках. Однако два соотечественника ван Боксхорна, Иоганнес Горопиус Беканус (1519–1572) и Адриан ван Шрик (1560–1621), придерживались мнения, что голландский язык был исходным языком. Ван Боксхорн отверг эту теорию и принял общий исходный язык из латыни, греческого, германского, русского, валлийского, латышского, литовского, турецкого и персидского языков, который он назвал скифским. Он не считал, что все языки произошли от одного языка.
Ван Боксхорн впервые публично постулировал свою теорию в работе о богине Нехалении, чьи статуи и алтари были обнаружены в январе 1647 года в голландской провинции Зеландия. Ван Боксхорн занимался происхождением названия Нехаления, которое еще не было выяснено. Первый том своего труда ван Боксхорн написал в форме открытого письма графине Амалии Зольмс-Браунфельс, в третьем томе он объяснил свою так называемую индо-скифскую теорию и представил доказательства в ее пользу.
Вдохновением для теории ван Боксхорна послужил, среди прочего, Lexicon Symphonum, опубликованный в Базеле в 1537 году богемским гуманистом Сигизмундом Гелениусом, который родился в Праге. Еще до Боксхорна Лейденский университет изучал генетические отношения языков и языковых групп. В 1575 году Франциск Рафеленгиус (Равленгиен) (1539–1597), профессор иврита в Лейдене, рассказывал своим ученикам о сходстве между персидским и германским языками, что предполагало генетическое родство. Позднее эта идея была развита в Лейдене Бонавентурой де Сметом, а затем Иоганном Элихманном. В библиотеке своего друга Петруса Скривериуса, также известного как Питер Шрайвер, Боксхорн нашел работы Рудольфа Агриколы фон Гронингена, он же Рулоф Хейсман, Иоганн Авентин (Турмайр) и Адрианус Юниус фон Хорн, он же Адриан де Йонге, который исследовал взаимосвязь между Греческий, латинский и германский.
Спустя столетие после того, как Боксхорн постулировал свою теорию, французский ученый Гастон-Лоран Курду (1691–1779) обнаружил грамматические доказательства того, что санскрит связан с индо-скифскими, то есть индоевропейскими языками. В 1771 году он обнаружил родственники глагола «Быть» на санскрите и латыни, что указывало на родство. В Германии теория ван Боксхорна получила распространение в 1686 году в диссертации шведского филолога Андреаса Йегера в университете Виттенберга. В Англии теория стала известна в начале 18 века и была распространена лордом Монбоддо (Джеймс Бернет). Вдохновленный этими сочинениями, сэр Уильям Джонс (1746–1794) также занимался индоевропейской теорией. Благодаря своему высокому положению в британском колониальном правительстве и своему положению в азиатском обществе, он добился признания родства санскрита с греческим и латинским. Хотя сам Джонс не изучал эти отношения, он упомянул работу лорда Монбоддо, из которой он узнал о результатах ван Боксхорна.
Чтобы доказать общее происхождение языков, ван Боксхорн сравнил этимологии, схемы перегиба и грамматику греческого, латинского, персидского, старосаксонского, голландского и немецкого, готического, русского, датского, шведского, литовского, чешского, хорватского и валлийского языков. Он обнаружил сходства, которые предполагают генетическое родство этих языков. Ван Боксхорн первым включил в языковую семью не только греческий, германский, романский и славянский языки, но также персидский, санскрит, кельтские и балтийские языки.
Маркус Зуэриус ван Боксхорн сравнивал не только похожие слова в разных языках, но и целые модели словоизменения и грамматику. Он придерживался мнения, что отношения между языками должны поддаваться проверке на основе систематических грамматических соответствий, а не только постулироваться на основе похожих на вид словоформ. Он был основателем методологии изучения языка, которую мы теперь называем сравнительным методом.
Ван Боксхорн рассматривал язык как органическую систему и предостерегал от заимствованных слов и Wanderworts, которые распространяются как заимствования между языками и культурами и могут влиять на сравнение языков. Родство языков часто ошибочно подозревают на основании схожих слов, но они были заимствованы из одного языка и изначально произошли из другого языка. Ван Боксхорн хотел предотвратить такое неправильное толкование, систематически сравнивая морфологию перегиба и другие грамматические особенности.