Зия Гёкалп

редактировать
Мехмет Зия Гёкалп
Зия Бей Гёкалп.jpg
РодилсяМухаммад Зия. 23 марта 1876 г.. Диярбакыр, Османская империя
Умер25 октября 1924 г. (1924-10-25) (48 лет). Стамбул, Турция
Место упокоенияЧемберлиташ, Фатих, Стамбул
ОбразованиеВетеринарная школа
Научная карьера
ВлиянияИбн Араби, Эмиль Дюркгейм
Находившийся под влияниемБранко Меркшани, Мустафа Кемаль Ататюрк

Мехмет Зия Гёкалп (23 марта 1876 г. - 25 октября 1924 г.) был турком социолог, писатель, поэт, политик. После младотурецкой революции 1908 года , которая восстановила конституционализм в Османской империи, он принял псевдоним Гёкалп («небесный герой»), который он сохранил для остаток его жизни. Как социолог Зия Гёкалп оказал влияние на отрицание исламизма, панисламизма и османизма как идеологических, культурных и социологических идентификаторов. В публикации 1936 года социолог Ниязи Беркеш описал Гёкалпа как «настоящего основателя турецкой социологии, поскольку он не был простым переводчиком или интерпретатором зарубежной социологии»

<18.>Работа Гёкальпа оказала особое влияние на формирование реформ Мустафы Кемаля Ататюрка ; его влияние сыграло важную роль в развитии кемализма и его наследии в современной Турецкой Республике. Под влиянием современной европейской мысли, особенно социологической точки зрения Эмиля Дюркгейма, Гёкалп отверг османизм и исламизм в пользу турецкого национализма. Он выступал за ре- тюркизацию Османской империи, продвигая турецкий язык и культуру всем османским гражданам. Он обнаружил, что греки, армяне и евреи являются инородным телом в национальном турецком государстве. Его мысль, популяризировавшая пантюркизм и туранизм, была описана как «культ национализма и модернизации». Его националистические идеалы поддерживали отказ от идентификации с соседними арабскими соседями Османской Турции вместо наднациональной турецкой (или пан- тюркской ) идентичности с «территориальной ориентацией на северо-восток [на] тюркские народы ".

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
    • 2.1 Суфизм
    • 2.2 Поэтические произведения
    • 2.3 Принципы тюркизма
    • 2.4 Наследие
  • 3 Работы
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Ранние годы

Мухаммад Зия родился в Диярбакыре в Османской империи 23 марта 1876 года в семье Мухаммада Тефвика. Бей и Зелиха Ханым. Дом, в котором он родился, был переоборудован в музей Зия Гёкалпа в 1956 году. Он был турецкого происхождения. Диярбакыр был «культурной границей», где правили арабы и персы до XVI века, и отличающиеся «конфликтующими национальными традициями» среди местного населения турок, курдов и армян. Эта культурная среда часто предлагалось проинформировали его о чувстве национальной идентичности; Позже в его жизни, когда политические недоброжелатели предположили, что он был курдского происхождения, Гёкалп ответил, что, хотя он был уверен в патрилинейном турецком расовом наследии, это было несущественным: «Я узнал из своих социологических исследований, что национальность основана на исключительно на воспитании ».

После получения начального и среднего образования в Диярбакыре он поселился в Стамбуле в 1895 году. Там он посетил ветеринарную школу и стал участвовать в подпольной революционной политике, ради чего он отсидел десять месяцев в тюрьме. В этот период он установил отношения со многими деятелями революционного подполья, отказался от своих ветеринарных исследований и стал членом подпольной революционной группы Общества Союза и Прогресса (CUP). Революционные течения Константинополя в то время были чрезвычайно разнообразны; Непопулярность режима Абдул Гамида II к этому времени пробудила в Константинополе различные революционные настроения. Он открыл первый офис CUP в Диярбакыре в июле 1908 года.

Карьера

Работа Гёкалпа в контексте упадка Османской империи сыграла важную роль в развитии турецкой национальной идентичности, которую он сам уже тогда называл турецкостью. Он считал, что нация должна иметь «общее сознание», чтобы выжить, что «индивидуум становится подлинной личностью только тогда, когда он становится подлинным представителем своей культуры». Он считал, что современное государство должно стать однородным с точки зрения культуры, религии и национальной идентичности. Эта концепция национальной идентичности была дополнена его верой в первенство тюркизма как объединяющей добродетели. В статье 1911 года он предположил, что «турки - это« сверхлюдей », которых воображает немецкий философ Ницше ".

Его основная социологическая работа была направлена ​​на дифференциацию Аврупалилык (« европеизм », подражание Западные общества) и Модернлик («Современность», проявляющая инициативу); он интересовался Японией как моделью в этом, поскольку он считал, что она модернизировалась, не отказываясь от своей врожденной культурной идентичности. Гёкалп предположил, что подчинить «культуру» (неутилитарность, альтруизм, общественность) «цивилизации» (утилитаризм, эгоизм, индивидуализм) означало обречь государство на упадок: «цивилизация разрушила общественную солидарность и мораль».

Ознакомившись с книгой Эмиля Дюркгейма, Гёкальп пришел к выводу, что западный либерализм как социальная система уступает солидаризму, потому что либерализм поощряет индивидуализм, что, в свою очередь, снижает целостность государства. Дюркгейм, труд которого Гёкалп перевел сам в турецкий, воспринимал религию как средство социального объединения населения и даже «религию как поклонение общества самому себе». Утверждение Дюркгейма о том, что жизнь группы важнее, чем жизнь отдельного человека, было принято Гёкалпом.

Могила Гёкалпа в Стамбуле

Человеческая культура - это не что иное, как синтез национальной культуры и международная цивилизация.

Известный газетный обозреватель и политический деятель, Гёкалп был главным идеологом Комитета Союза и Прогресса. Его взгляды на «нацию», а также способы, в которых они проинформировали развитие современного турецкого государства, сделали для противоречивого наследия. Многие историки и социологи предполагают, что его национализм способствовал геноциду армян. Его концепция нации основывалась на «социальной солидарности», которая требовала «культурного единства». «Географический национализм», в котором каждый, живущий в рамках одной политической системы, был частью нации, был неприемлем для Гёкальпа, который представлял нацию как лингвистически и культурно единую. Наконец, просто поверить в то, что кто-то был частью нации, тоже было недостаточно; По его мнению, нельзя выбрать принадлежность к нации, поскольку членство в нации является принудительным. После Первой мировой войны он был арестован за участие в Комитете Союза и прогресса и сослан на Мальту на два года с 1919 по 1921 год.

Хотя сосланный на Мальту, он продолжал писать и консолидировать свои идеи и разработал свои «Принципы тюркизма», опубликованные в 1923 году. Он вернулся в Турцию весной 1921 года, но ему не вернули кафедру в Стамбульском университете. Он поселился в своем родном городе Диярбакыр, где преподавал социологию и психологию в средней школе и учительской семинарии. Он начал публиковать небольшой еженедельный информационный бюллетень Küçük Mecmua, который постепенно стал влиятельным и привел к публикациям в основных ежедневных газетах Стамбула и Анкары. В конце 1922 года Гёкалпа пригласили руководить отделом публикаций и переводов в Министерстве просвещения. Он был избран членом Великого национального собрания Турции до своей смерти в 1924 году и работал в Комитете по образованию, который реформировал школьную систему, учебную программу и учебники. Кроме того, он участвовал в разработке конституции 1924 года.

Зия Гёкалп был владельцем земли, в которую входили 5 деревень на северо-востоке Диярбакира.

Суфизм

Альп Эрен Топал, ученый из Билькентского университета, пытаясь продемонстрировать оригинальность Гёкальпа, а не как человека, который только «повторял» европейские идеи, также говорит о сильно пренебрегаемом влиянии суфизма на мыслителя: «оказал большое влияние на всю его жизнь». образование и рост », он хвалил его« военный »лексикон и восхищался солидарностью суфийских орденов,« особенно Накшбандийа », которые не только имели духовное влияние, но и также сыграл роль в модернизации Османской империи, в то время как он также ценил метафизику средневекового андалузского мыслителя Ибн Араби, говоря, что его идеализм как система мысли, превосходил идеи Джорджа Беркли или Иммануила Канта, который, по его словам, переработал идеи, уже известные Ибн Араби, но не заходя слишком далеко, и он далек от того, чтобы быть «гностицизмом - мистицизмом или пантеизмом, но его идеи были довольно современными, резонирующими с идеями современных людей, таких как Альфред Фуйе, Жан-Мари Гуйо, Ницше и Уильям Джеймс, заключив, что «во всем своем развитии идеалистическая философия не превзошла абсолютный и совершенный идеализм арабов».

Поэтические произведения

Помимо социологической и политической карьеры Гёкалп был еще и плодовитым поэтом. Его поэтические произведения дополняли и популяризировали его социологические и националистические взгляды. По стилю и содержанию он возродил чувство до исламской турецкой идентичности. Главный герой своей «Кызылелмы», «идеальная женщина», предлагает: «Люди подобны саду, / мы должны быть его садовниками! / Сначала нужно срезать плохие побеги / а затем привить побеги. " Она - учитель в Йени Хайят («Новая жизнь»), где восточные и западные идеалы встречаются и образуют «новый тюркский мир».

Его поэзия отходит от его более серьезных социологических работ, хотя и использует националистический сентимент: «Беги, возьми знамя и пусть его снова посадят в Плевне / Ночью и днем, пусть воды Дуная станут красными от крови…» Возможно его самым известным стихотворением был «Туран» 1911 года, который дополнял его туранистский интеллектуальный продукт: «Для турок Отечество не означает ни Турцию, ни Туркестан ; Отечество - это большая и вечная страна - Туран ! " Во время Первой мировой войны его Кызыл Дестан («Красный эпос») призывал к уничтожению России в интересах пантюркизма.

Принципы тюркизма

Его 1923 г. «Принципы тюркизма», опубликованные всего за год до его смерти, обрисовывают в общих чертах широкую националистическую идентичность, которую он давно популяризировал в своих учениях и поэзии. Национализм, который он поддерживает, влечет за собой «нацию [которая] не является расовой, этнической, географической, политической или волевой группой, но состоит из людей, разделяющих общий язык, религию, мораль и эстетику, то есть получивших такое же образование ».

Он продолжает выделять три эшелона пантюркистской идентичности, которые он себе представляет:

  • турки в Турецкой Республике, нация согласно культурным и другим критериям;
  • турки-огузы, имея в виду также туркмен из Азербайджана, Ирана и Хорезма, которые... по сути, имеют одну общую культуру, аналогичную культуре турок в Турции - все эти четыре образуют Огузистан;
  • более далекие, тюркоязычные народы, такие как якуты, киргизы, узбеки, кипчаки и татары, обладающие традиционным языковым и этническим единством, имеющие родство - но не идентичность - с Турецкая культура.

Второй этап был «Огузизм», а завершающим этапом будет «туранизм », который он и другие националистические поэты продвигали еще до Первой мировой войны, тогда как эта широкая концепция «тюркизма», пантюркизма, часто принял то, что Гёкалп считал этнической общностью, он не принижал другие расы, как позже сделали некоторые из его пантюркистских преемников.

Наследие

Зия Гёкалп был охарактеризован как "отец Турецкий национализм »и даже« Великий магистр тюркизма ». Его мысли занимали видное место в политическом ландшафте Турецкой Республики, которая возникла из руин Османской империи примерно во время его смерти. Его влияние находило широкий отклик. Например, его «Принципы тюркизма» утверждали, что османская классическая музыка имеет византийское происхождение; это привело к тому, что государство на короткое время запретило передачу османской классической музыки на радио в 1930-х годах, поскольку турецкая народная музыка сама по себе «олицетворяла гений нации»

Для популяризации пан- Тюркизм и туранизм, Гёкалп рассматривался попеременно как расистский и экспансионистский, а также как антирасистский и антиэкспансионистский. Эти противоположные толкования его наследия нелегко разделить на сторонников и противников, поскольку националистические элементы в Турции (такие как «Партия националистического действия ») присвоили его работу, утверждая, что он поддерживал физическую реализацию туранизма., а не просто идеологическое пантюркистское родство. Некоторые прочтения Гёкальпа, напротив, утверждают, что его туранизм и пантюркизм были лингвистическими и культурными моделями, идеалами, из которых могла быть получена постосманская идентичность, а не воинственным призывом к физической экспансии Турецкой Республики. Гюнтер Леви пишет, что «практически все интерпретаторы мысли Гёкальпа подчеркивают, что его представление о туране или туранстве не связано с какими-либо экспансионистскими планами».

Хотя он часто придерживался совершенно разных идей, арабский националист Сати аль-Хусри находился под сильным влиянием Гёкалпа.

Мустафа Кемаль Ататюрк сказал: «Отец моего мяса и костей - Али Риза Эфенди, а отец моей мысли - Зия Гокалп.

Работы
  • Принципы тюркизма
  • История турецкой цивилизации
  • Кызылельма (стихи)
  • Тюркизм, исламизм и модернизм
  • История курдских племен (Kürt Aşiretleri Hakkında Sosyolojik Tetkikler)
Ссылки
Дополнительная литература
  • Адаптация социологии Эмиля Дюркгейма Зия Гёкалпом Туркая Салима Нефеса в его формулировке современной турецкой нации Международная социология, май 2013 г., т. 28 нет. 3 335-350.
  • Таха Парла: Социальная и политическая мысль Зии Гёкалпа: 1876-1924 гг. Лейден 1985
  • Мигран Дабаг: Jungtürkische Visionen und der Völkermord an den Armeniern, in: Dabag / Platt: Genozid und Moderne (Band 1), Opladen 1998. ISBN 3-8100-1822-8
  • Кэти Шредер: Die Türkei im Schatten des Nationalismus. Гамбург, 2003 г., ISBN 3-8311-4266-1, S. 50–54
  • Александр Сафарян: Зия Гёкалп о национальном образовании, Иран и Кавказ », том 8.2, Брилл, Лейден - Бостон, 2004, стр. 219–229.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-23 10:34:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте