Курды

редактировать

Иранская этническая группа

Курды. Курды کورد
Roj emblem.svg Курдское солнце
Общая численность населения
30– 40 млн. (The World Factbook, оценка за 2015 год). 36,4–45,6 миллиона. (Курдский институт в Париже, оценка за 2017 год год)
Турция стандартное восточное время. 14,3–20 миллионов
Иран оценен. 8,2–12 млн
Ирак оценочно. 5,6–8,5 миллиона
Сирия оценена. 2–3,6 миллиона
Германия 1,2–1,5 миллиона
Франция 150,000
Нидерланды 100,000
Швеция 83,600
Россия 63,818
Бельгия 50,000
Великобритания 49,841
Казахстан 46,348
Армения 37,470
Швейцария 35,000
Дания 30,000
Иордания 30,000
Австрия 23,000
Греция 22,000
США 20,591
Грузия 13,861
Кыргызстан 13,200
Канада 16,315
Финляндия 14,054
Австралия 10,551
Азербайджан 6,100
Языки
курдский. В разных вариантах: Сорани, Курманджи, Пехлевани, Лаки. Заза, Горани
Религия
Большинство Ислам. (Мусульмане-сунниты, ислам алевитов, ислам шиитов ). с меньшинствами езидизма, ярсанизма, Зороастризм, агностицизм, иудаизм, христианство
Родственные этнические группы
Другие иранские народы

курды (курды : کورد, курд) или курды являются иранскими этническая группа родом из горного региона Азии, известный как Курдистан, охват юго-восток Турции, северо-запад Иран, север Ирак и северная Сирия. Есть эксклавы курдов в Центральной Анатолии, Хорасане и Кавказе, а также значительная курдская диаспора общины в городах за пределами Турции (в частности, Стамбул ) и европы (в основном в Германии ). курдское население оценивается от 30 до 45 миллионов.

Курды говорят на курдских языках и языках заза-горани, принадлежат к западноиранской ветви иранских языков в индоевропейской языковой семье. Большинство курдов принадлежат к шафиитской школе суннитского ислама, но большое число исповедуют шиитский ислам и алевизм, а некоторые являются приверженцами ярсзмаани, езидизма, зороастризма и христианства.

После Первой мировой войны и поражения Османская империя, победившие западные союзники создали курдское государство в Севрском договоре 1920 . Это обещание было нарушено три года спустя, когда Лозаннский договор установил границы современной Турции и не сделал такого положения, оставив курдам статус меньшинства во всех новых странах. Недавняя история курдов включает многочисленные геноциды и восстания, а также продолжающиеся вооруженные конфликты в Турецком Курдистане, Иранском Курдистане, Рожава и Иракский Курдистан. Курды в Ираке и Сирии автономные регионы, имеют то время как курдские движения продолжают добиваться больших культурных прав, автономии и независимости по всему Курдистану.

Содержание

  • 1 Язык
  • 2 Население
  • 3 История
    • 3.1 Античность
    • 3.2 Средневековый период
    • 3.3 Сефевидский период
    • 3.4 Период Занда
    • 3.5 Османский период
    • 3.6 Курдский национализм ХХ века
  • 4 Название
  • 5 Курдские общины
    • 5.1 Турция
    • 5.2 Иран
    • 5.3 Ирак
    • 5.4 Сирия
    • 5.5 Закавказье
    • 5.6 Диаспора
  • 6 Религия
    • 6.1 Ислам
      • 6.1.1 Алевизм
    • 6.2 Ахл-и Хакк (Ярсан)
    • 6.3 Езидизм
    • 6.4 Зороастризм
    • 6.5 Христианство
  • 7 Культура
    • 7.1 Образование
    • 7.2 Женщины
    • 7.3 Фольклор
    • 7.4 Ткачество
    • 7.5 Ремесла
    • 7.6 Татуировки
    • 7.7 Музыка и танцы
    • 7.8 Кино
    • 7.9 Спорт
    • 7.10 Архитектура
  • 8 Галерея
  • 9 См. Также организации и правительства с курдским большинством
  • 10 Ссылки
  • 11 Источники
  • 12 Дополнительная литература
    • 12.1 Историография
  • 13 Внешние ссылки
    • 13.1дский вопрос в Турции
  • Язык

    населенные курдами районы на М праздный Восток (1992) Карта Маунселла, британская карта Ближнего Востока до Первой мировой войны, показывающая курдские этнографические регионы желтым (как светлым, так и темным)

    Курдский (курдский: курдский или کوردی) представляет собой набор родственных диалектов, на которых говорят курды. В основном на нем говорят в тех частях Ирана, Ирака, Сирии и Турции, которые составляют Курдистан. Курдский язык имеет официальный статус в Ираке как национальный язык среди арабским, признан в Иране как региональный язык, а в Армении как язык меньшинства.

    Большинство курдов либо двуязычных, либо многоязычных, говорящих на языках языков своей национальной происхождения, таких как арабский, персидский и Турецкий как второй язык наряду с их родным курдским, в то время как представители диаспоры часто говорят на трех или более языках.

    Согласно Маккензи, есть несколько лингвистических функций, которые являются общими для всех курдских диалектов, которые одновременно не встречаются в других иранских языках.

    Курдские диалекты согласно Маккензи классифицируются как:

    • Северная группа ( диалектная группа Курманджи )
    • Центральная группа (часть диалектной группы Сорани )
    • Южная группа (часть диалектной группы ксвар ), включая лаки

    Заза и горани - этнические курды, но языки заза-горан не относятся к курдским.

    Комментируя различия между диалектами курдского языка, Крейенбрук поясняет, что в некотором смысле курманджи и сорани так же отличаются друг от друга, как английский и немецкий, приводя пример того, что у курманджи есть грамматический род и падежные окончания, а у сорани нет., и отмечая, что упоминание «диалектов» одного языка подтверждено только «их общее происхождение... и тем фактом, что это использование отражает чувство этнической идентичности и единства курдов».

    Население

    Число курдов, проживающих в Юго-Восточной Азии, оценивается примерно в 30 миллионов еще один или два миллиона жителей в диаспоре. Курды составляют от 18 до 20% населения Турции, возможно, до 25%; От 15 до 20% в Ираке ; 10% в Иране ; и 9% в Сирии. Курды самого регионального большинства во всех четырех этих стран. в Турецком Курдистане, Иракском Курдистане, Иранском Курдистане и Сирийском Курдистане. Курды - четвертая по численности этническая группа в регионе Азии после арабов, персов и турок.

    Общее количество курдов в 1991 г. было 22,5 миллиона человек, из которых 48% проживали в Турции, 18% в Ираке, 24% в Иране и 4% в Сирии.

    Недавняя эмиграция составляет около 1,5 миллиона человек. в западных странах около половины из них в Германии.

    Обычно случаются курдские операции в Закавказье и Средней Азии, перемещенные туда в основном во времена Российская Империя которые более века претерпевали самостоятельное развитие и сформировали самостоятельную этническую идентичность. Население этой группы в 1990 году оценивалось примерно в 0,4 миллиона человек.

    История

    Античность

    «Земля Карда» регистрируется на шумерской глиняной табличке, датированной 3 тысячелетием до нашей эры. Эта земля была заселена «людьми», которые жили в южных районах озера Ван ; филологическая связь между "курдом" и "кардой" неясна, но связь считается возможной. Другие шумерские глиняные таблички называли людей, живших в земле Карда, Кардучи (Кардучи, Кардучои) и Курти. Карда / Карду этимологически связаны с ассирийским термином Урарту и еврейским термином Арарат. Однако некоторые современные ученые не верят, что кардучи связаны с курдами.

    Карти или карты, которые используются в горах к северу от Месопотамии, считаются вероятными предками курды. аккадцы подверглись нападению кочевников, пришедших через территорию Картыса в конце 3-го тысячелетия до эры, и определили их как гути, носителей доиранского язык изолировать. Они завоевали Месопотамию в 2150 г. до н.э. и правили с 21 царем, пока не были побеждены шумерским царем Уту-хенгалом.

    Многие курды считают себя потомками мидян, древний иранский народ, и даже использовать календарь, датируемый 612 г. до н.э., когда ассирийская столица Ниневия была завоевана мидянами. Заявленное мидийское происхождение отражено в словах курдского государственной гимназии : «Мы дети Мидян и Кая Хосрова ». Однако Маккензи и Асатриан оспаривают связь мидийского языка с курдским. курдские языки, с другой стороны, образуют подгруппу северо-западных иранских языков, например срединный. Некоторые исследователи независимых независимых кардучоев предками курдов, другие предпочитают киртиан. Однако термин впервые встречается в арабских источниках седьмого века. Книги ранней исламской эпохи, в том числе те, которые содержат легенды, такие как Шахнаме и среднеперсидский Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган, и другие ранние исламские источники обеспечить раннее засвидетельствование имени Курд. У курдов разное этническое происхождение.

    В эпоху Сасанидов, в Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган, короткое прозаическое произведение, написанное на среднеперсидском языке, Ардашир I изображен сражавшимся с курдами и их лидером Мадигом. Поначалу потерпев тяжелое поражение, Ардашир I успешно покорил курдов. В письме Ардашира, которое я получил от его врага, Ардавана V, которое также упоминается в той же работе, он регистрируется как сам курд.

    Вы откусили больше, чем можете жуй. и ты принес смерть себе.. О сын курда, выросший в шатрах курдов,. кто разрешил тебе надеть корону на голову?

    Использование термин курд в этот период, скорее всего, был социальным термином, обозначающим кочевников Северо-Западного Ирана, а не конкретную этническую группу.

    Точно так же в 360 г. н.э. сасанидский царь Шапур II прошел маршем в римскую провинцию Забдицен, чтобы завоевать ее главный город, Безабде, современный Джизре. Он нашел его сильно укрепленным и охраняемым тремя легионами и большим отрядом курдских лучников. После долгого и упорной осады, Шапур II нарушил стены, завоевал город и перебили всех его защитников. После этого он отремонтировал стратегически расположенный город, снабдил его продовольствием и поставил гарнизон своими лучшими войсками.

    Кадишайе, поселенные Кавадом в Сингара, вероятно, были курдами и поклонялись мученику. Абд аль-Масих. Они восстали против Сасанидов и совершали набеги на всю персидскую территорию. Позже они вместе с арабами и армянами присоединились к Сасанидам в их войне против византийцев.

    Существует также текст 7-го века неустановленного автора, написанный о легендарном христианском мученике Мар Карда. Он жил в 4 веке, во время правления Шапура II, и во время своих путешествий, как говорят, встретил Мар Абдишо, дьякона и мученика, который после того, как Марда и его расспросили о его происхождении. его марзобанцы, заявили, что его родители были родом из ассирийской деревни под названием Хазза, но были изгнаны и имели поселились в Таманоне, деревне на земле курдов, которая, как было установлено, находилась в районе Гора Джуди.

    Средневековый период

    Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, или Саладин, основатель династии Айюбидов на Ближнем Востоке

    Ранние сирийские источники используют термины Hurdanaye, Kurdanaye, Kurdaye для обозначения курдов. Согласно Михаилу Сирийцу, Хурданайе отделился от арабов Тайе и искал убежища у византийского императора Феофила. Он также упоминает персидские войска, которые сражались против Мусы, вождя Хурданаи в районе Карду в 841 году. Согласно Бархебреаусу, Курданаи явился король, и они восстали против арабов в 829. Михаил Сирин считал их язычниками, последователями махди и адептами магианизма. Их махди называл себя Христом и Святым Духом.

    В раннем Средневековье курды время от времени появляются в арабских источниках, хотя этот термин все еще не использовался для конкретного народа; вместо этого он относился к слиянию кочевых западно-иранских племен, отличных от персов. В Средневековье курдская этническая идентичность постепенно материализовалась, поскольку в текстах XII и XIII веков можно найти явные свидетельства курдской этнической идентичности и солидарности, хотя этот термин все еще оставался в социальном смысле. Начиная с X века в арабских текстах, включая работы ал-Масуди, курды называются отдельной лингвистической группой. Начиная с 11 века, термин курд явно определен как этноним, и это не предполагает его синонимности с этнографической категорией кочевник. Ат-Табари писал, что в 639 г. Ормузан, сасанидский генерал из знатной семьи, сражался против исламских захватчиков в Хузестане и призвал курдов помочь ему в битве. Однако они потерпели поражение и оказались под властью ислама.

    Курдские воины. Автор Фрэнк Феллер

    В 838 году курдский лидер, базирующийся в Мосуле, по имени Мир Джафар восстал против халифа Аль-Мутасима, который послал командира Итах, чтобы сразиться с ним. Итах выиграл эту войну и казнил многих курдов. В конце концов арабы завоевали курдские регионы, часто вовлекающие большинство курдов в ислам, например, хамданидов , членов династической семьи.

    В 934 г. была основана династия Дайламитов Буидов, которая имеет завоевала большую часть нынешнего Ирана и Ирака. Во времена правления этой династии курдский вождь и правитель Бадр ибн Хасанвайх зарекомендовал себя как один из самых важных эмиров того времени.

    В X-XII веках число Были основаны курдские княжества и династии, правившие Курдистаном и соседними областями:

    . Из -за тюркского вторжения в Анатолию курдские династии XI века распались и вошли в состав династии Сельджуков. В дальнейшем курды будут в больших количествах в армиях Зенгидов. После Зенгидов курдские Айюбиды обосновались в 1171 году, сначала под предводительством Саладина. Саладин повел мусульман отбить город Иерусалим у крестоносцев в битве при Хаттине ; также часто сталкивается с Ассасинами. Династия Айюбидов просуществовала до 1341 года, когда султанат Айюбидов пал от монгольских вторжений.

    Период Сефевидов

    Династия Сефевидов, основанная в 1501 году, также установила свою власть над территориями, населенными курдами. Отцовская линия этой семьи на самом деле имеет курдские корни, восходящие к Фируз-шаху Заррин-Колаху, сановнику, который переехал из Курдистана в Ардебиль в 11 веке. Битва при Чалдиране в 1514 году, которая завершилась тем, что сегодня провинцией Западный Азербайджан Ирана, положила начало Османско-персидской войне между иранскими Сефевидами ( и сменявшие друг друга иранские династии) и османы. В течение следующих 300 лет многие курды оказались на территориях, которые часто переходили из рук в руки между Османской Турцией и Ираном во время продолжительной серии османско-персидских войн.

    Царь Сефевидов Исмаил I (годы правления 1501–1524) подавил восстание езидов, продолжавшееся с 1506 по 1510 год. Спустя столетие, продолжавшаяся год Битва при Димдим произошел, когда королю Сефевидов Аббасу I (годы правления 1588–1629) удалось подавить восстание, назначенным курдским правителем. После этого многие курды были депортированы в Хорасан не только для ослабления курдов, но и для защиты восточной границы от вторжений афганских и туркменских племен. Другие насильственные перемещения и депортации других групп были также осуществлены Аббасом I и его преемниками, в первую очередь из армян, грузин и черкесов, которые были массовоелены в другие районы Персидской империи и из них.

    Курды Хорасана, насчитывающие около 700 000 человек, до сих пор используют курманджи курдский диалект. Несколько курдских дворян служили Сефевидам и стали известными, например, Шейх Али Хан Зангане, который служил великим визирем Сефевидов шах Сулейман I (годы правления 1666–1694) с 1669 по 1689 год. Благодаря его усилиям по реформированию приходящей в упадок иранской экономики, в современной историографии он был назван «Сефевидом Эмиром Кабиром ». Его сын, Шахколи Хан Зангане, также был великим визирем с 1707 по 1716 год. Другой курдский государственный деятель, Гандж Али Хан, был близким другом Аббаса I и занимал пост губернатора в различных провинций и был известен своей верной службой.

    период Занд

    Карим-хан, правитель лаков из династии Занд

    После падения Сефевидов Иран попал под контроль Империи Афшаридов Автор Надер Шах на пике популярности. После смерти Надера в Иране началась гражданская война, и несколько лидеров пытались установить контроль над страной. В конце концов, к власти пришел Карим Хан, генерал лакийцев из племени Занд. Страна будет процветать во время правления Карим-хана; произойдет сильное возрождение искусства и укрепятся международные связи. Карим-хан изображался как правитель, который искренне заботился о своих подданных, благодаря чему получил титул Вакил э-Рааая (что означает «Представитель народа» на персидском ). Хотя он и не был столь могущественным в своем геополитическом и военном охвате, как предыдущие Сефевиды и Афшариды или даже ранние Каджары, он сумел восстановить иранскую гегемонию над его неотъемлемыми территориями на Кавказе и руководил эпохой относительный мир, благополучие и спокойствие. В Османском Ираке после Османско-персидской войны (1775–76) Карим Хан сумел захватить Басру на несколько лет.

    После смерти Карим-хана династия уступила место сопернику Каджаров из-за борьбы между некомпетентными потомками хана. Лишь 10 лет спустя Лотф Али-Хан династией снова возглавил искусный правитель. К этому времени, однако, Каджары уже значительно продвинулись вперед, захватив ряд территорийЗандов. Лотф Али добился нескольких успехов, прежде чем в конечном итоге уступил конкурирующей фракции. Таким образом, Иран и все его курдские территории будут включены в династию Каджаров.

    . Курдские племена, присутствующие в Белуджистане, и некоторые из них в Фарс считаются остатками те, которые помогли и сопровождалиф Али Хан и Карим Хан, соответственно.

    Османский период

    Когда султан Селим I, после победы над Шахом Исмаилом I в 1514, аннексировал Западную Армению и Курдистан, он поручил организацию завоеванных территорий Идрису, историку, курду Битлиса.. Разделил на территорию санджаки или районы и, не нарушая принципов наследственности, назначил местных вождей губернаторами. Он также заселил богатую пасторальную страну между Эрзерумом и Эривань, которая лежала в запуске после перехода Тимура, с курдами из Хаккари и Ботан. В течение следующих столетий, с мира Амасьи до первой половины XIX века, несколько региональных курдских земель также будут оспариваться между османами и соседними соперничающими иранскими династиями. (Сефевиды, Афшариды, Каджары ) в частых Османско-персидских войнах.

    Политика османского централизма в начале XIX века была направлена ​​на устранение власти из княжеств и населенных пунктов, связанных с привлечением курдских эмиров. Бедирхан бей был последним эмиром Джизре Ботана эмирата после того, как в 1847 году он поднял восстание против османов для защиты нынешних структур курдских княжеств. Хотя его восстание не классифицируется националистическое, его дети играют значительную роль в возникновении и развитии курдского национализма в следующем столетии.

    Первое современное курдское националистическое движение возникло в 1880 году, когда восстание возглавил курдский землевладелец и глава могущественной Шемдинан, шейх Убейдулла, который требовал политической автономии или полной независимости курдов, а также признания государства Курдистан без вмешательства со стороны турецких или персидских властей. Восстание против Персии Каджаров и Османской империи было в конечном итоге подавлено османами, и Убейдулла вместе с другими знатными людьми был сослан в Стамбул.

    Курдский национализм 20 века

    Положения Севрского договора о независимом Курдистане (в 1920 году)

    Курдский национализм возник после Первая мировая война с распадом Османской империи, которая исторически успешно интегрировала (но не ассимилировала) курдов посредством принудительных репрессий против курдских движений с целью обретения независимости. Бунты действительно происходили спорадически, но только в 1880 году, когда восстание возглавил шейх Убейдулла, курды как этническая группа или нация выдвинули требования. Османский султан Абдул Хамид II (r. 1876–1909) ответил кампанией интеграции, кооптировав известных курдских оппонентов для усиления османской власти, предложив им престижные должности в своем правительстве. Эта стратегия оказалась успешной, учитывая лояльность курдских Хамидие полков во время Первой мировой войны

    Курдское этнонационалистическое движение, возникшее после Первой мировой войны и конец Османской империи в 1922 году в в 1922 году в в. силы представляли реакцию на изменения, происходящие в господствующей Турции, в первую очередь на радикальную секуляризацию, централизацию власти и безудержный турецкий национализм. в новой Турецкой республике.

    Якоб Кюнцлер, руководитель миссионерской больницы в Урфе, задокументировал широкомасштабную этническую чистку обоих Армяне и курды младотурками. Он подробно о рассказал депортации курдов из Эрзурума и Битлиса зимой 1916 года. Курды воспринимаются как подрывные элементы, которые захватили русских сторона в войне. Чтобы устранить эту угрозу, младотурки предприняли широкомасштабную депортацию курдов из отрицательного Джабачджур, Муш, Эрзурум и Битлис. Около 300 000 курдов были вынуждены двинуться на юг в Урфу, а затем на запад в Айнтаб и Мараш. Летом 1917 года курды были переселены в Конью в центральной Анатолии. Посредством этих мер лидеры младотурков стремились ослабить политическое влияние курдов, депортируя их с их исконных земель и рассредоточив их по небольшим группам изгнанных общин. К концу Первой мировой войны до 700 000 курдов были насильственно депортированы, и почти половина перемещенных лиц погибли.

    Некоторые курдские группы стремились к самоопределению и подтверждению курдской автономии в 1920 г. Севрский договор, но после Первой мировой войны Кемаль Ататюрк предотвратил такой результат. Курды, поддерживаемые Соединенным Королевством, провозгласили независимость в 1927 году и создали республику Арарат. Турция подавляла курдские восстания в 1925, 1930 и 1937–1938 годах, в то время как Иран в 1920-е годы подавлял Симко Шикак озере Урмия и Джаафара Султана из региона Хевраман, который контролирует регион между Мариваном и севернее Халабджи. Недолго просуществовавшая советская курдская республика Махабад (с января по декабрь 1946 г.) просуществовала на территории современного Ирана.

    Населенные курдами районы Ближнего Востока и Советского Союза в 1986 году.

    С 1922–1924 годов в Ираке Королевство Курдистан существовало. Когда баасистская администрация помешала курдским националистическим амбициям в Ираке, в 1960-х годах разразилась война. В 1970 году курды отвергли ограниченное территориальное самоуправление Ираке, потребовав больших территорий, включая богатый нефтью Киркук регион.

    В течение 1920-х и 1930-х годов в Курдистане произошло несколько крупномасштабных восстаний курдов. После этих восстаний на территории Турецкого Курдистана было введено военное положение, и многие курды были перемещены. Турецкое правительство также изменило переселение албанцев из Косово и ассирийцев в этот регион, чтобы изменить население. Эти события и меры приводят к длительному взаимному недоверию между Анкарой и курдами.

    Курдские офицеры иракской армии [...], как сообщается, обратились к властям Советской армии вскоре после их прибытия в Иран в 1941 году. и распространать курдские добровольческие силы для борьбы на стороне Красной Армии. Это предложение было отклонено.

    Во время открытого правительства 1950-х годов в Турции курды получили политические должности и начали работать в рамках Турецкой Республики для продвижения своих интересов, но это движение к интеграции было остановлено Турецкий государственный переворот 1960 года. В 1970-е годы произошла эволюция курдского национализма, поскольку марксистская политическая мысль оказала влияние на некоторых в новом поколении курдских националистов, противостоящих местным феодальным властям, которые были традиционными средствами оппозиции власти; в 1978 году курдские студенты образуют воинствующую сепаратистскую организацию PKK, также известную как Рабочая партия Курдистана на английском языке. Рабочая партия Курдистана позже отказалась от марксизма-ленинизма.

    Курды часто рассматриваются как «самая многочисленная этническая группа без государства ». Некоторые исследователи, например , Мартин ван Брюнессен, который, кажется, согласен с официальной турецкой позицией, утверждает, что, хотя может существовать некоторый уровень курдской культурной, социальной, политической и идеологической неоднородности, курдская община долгое время процветала на всей протяженности веков как в целом мирная и хорошо интегрированная часть турецкого общества, военные действия вспыхнули только в последние годы. Майкл Раду, который работал в требованиях Штатах 'Пенсильвании Исследовательский институт внешней политики отмечает, что к курдскому государству исходят всего от курдских националистов, западных правозащитников и европейских левых.

    Имя

    Точное происхождение имени курд - не понятно. Основной топоним записан в ассирийском как Карду, а в Среднем бронзовом веке шумерском как Карда. Ассирийский Карду относится к форме в верхней области Тигра, предположительно, он отражен в искаженной в классическом арабском худи, повторно принятом на курдском языке как Cûdî. Имя будет продолжено как первый элемент в топониме Кордуин, упомянутыйом Ксенофонтом как племя, которое выступило против отступления Десяти тысяч через горы к северу. Месопотамии в 4 веке до нашей эры.

    существуют разные точки зрения, в которых название курдов происходит не от Карду и Кордуене, а от слова Cyrtii (Cyrtaei).

    Независимо от его корней в древней топонимии, этноним курд может быть образован от терминала kwrt - использованного в среднеперсидском как существительное нарицательное для обозначения «кочевников "или" обитатели палаток ", которые могут быть применены как атрибут к любому иранской группе с таким образом жизни.

    Термин получил Персику этнонима после Мусульманское завоевание

    Также признано, что курды могли происходить от Персидское слово горд (см. <

    ), поскольку оно было принято на арабский язык и постепенно стало ассоциироваться с объединением иранских иранизированных племен и групп в регионе. 781>в арабском письме отсутствует символ, однозначно соответствующий g (گ).

    Шерефксан Бидлиси в 16 веке утверждает, что существует деление Ион «курдов»: Курмандж, Лур, Калхор и Гуран, каждый из которых говорит на свое м диалекте или языковом вариант. Пол (2008) отмечает, что использование в XVI веке термина курд, записанное Бидлиси независимо от лингвистической группировки, может все еще отражающую зарождающуюся северо-западную иранскую «курдскую» этническую идентичность, объединяющую курмандж, Калхур и Гуран.

    Курдские общины

    Турция

    Два курда из Константинополя 1899

    Согласно Сборнику фактов ЦРУ, курды образовались примерно 18% населения Турции (примерно 14 миллионов) в 2008 году. По оценкам одного западного источника, до 25% населения Турции составляют курды (примерно 18–19 миллионов человек). Курдские источники утверждают, что в Турции проживает от 20 до 25 миллионов курдов. В 1980 году Ethnologue оценил количество курдских говорящих в Турции примерно в пять миллионов, тогда как население страны составляло 44 миллиона. Курды составляют самую большую группу меньшинств в Турции, и они представляют собой наиболее серьезный и постоянный вызов официальному имиджу однородного общества. Эта классификация была изменена на новый эвфемизм восточных тюрков в 1980 году. В настоящее время курды в Турции все еще известны под именем восточники (Doulu).

    Несколько крупных курдских восстаний в 1925, 1930 и 1938 годах были подавлены турецким правительством, и более миллиона курдов были насильственно переселены в период с 1925 по 1938 год. Использование курдского языка, одежды, фольклора, а имена были запрещены, а населенные курдами районы оставались под военным положением до 1946 года. Араратское восстание, достигшее апогея в 1930 году, было подавлено только после массированных военных действий. кампания, включающая разрушение многих деревень и их населения. К 1970-м годам в Турции появились курдские левые организации, такие как Социалистическая партия Курдистана-Турция (KSP-T), которые выступали против насилия и поддерживали гражданскую деятельность и участие в выборах. В 1977 году сторонник KSP-T Мехди Зана занял пост мэра Диярбакыра на местных выборах. Примерно в то же время раскол поколений породил две новые организации: Национальное освобождение Курдистана и Рабочую партию Курдистана.

    Курдские мальчики в Диярбакыре

    Слова «курды», Курдистан "или" курдский "были официально запрещены правительством Турции. После военного переворота 1980 года курдский язык был официально запрещен в общественной и частной жизни. Многие люди, которые говорили, публиковались или пели на курдском языке, были арестованы и заключены в тюрьму. Курдам по-прежнему не разрешается получать начальное образование на их родном языке, и они не имеют права на самоопределение, даже несмотря на то, что Турция подписала МПГПП. В обществе продолжается дискриминация курдов и их «иное отношение».

    Рабочая партия Курдистана или РПК (по-курдски: Partiya Karkerên Kurdistanê) - курдская боевая организация, которая вела вооруженную борьбу против турецкого государства за культурные и политические права и самоопределение курдов. Военные союзники Турции США, ЕС и НАТО называют РПК террористической организацией, в то время как UN,Швейцария, Россия, Китай и Индия отказались добавить РПК в свой список террористов. Некоторые из них даже поддерживали РПК.

    Между 1984 и 1999 годами РПК и турецкие вооруженные силы участвовали в открытой войне, и большая часть сельской местности на юго-востоке была обезлюдена, поскольку курдское гражданское население переехало из деревень в более крупные. такие города, как Диярбакыр, Ван и Ширнак, а также города западной Турции и даже Западной Европы. Причины депопуляции включали в основном военные операции турецкого государства, политические действия государства, действия турецкого глубокого государства, бедность юго-востока и зверства РПК против курдских кланов, которые были против них. Действия турецкого государства включали насильственную регистрацию, принудительную эвакуацию, разрушение деревень, жестокие преследования, незаконные аресты и казни курдских гражданских лиц.

    С 1970-х годов Европейский суд по правам человека осудил Турция за тысячи нарушений прав человека. Приговоры касаются казней курдского гражданского населения, пыток, принудительных перемещений, систематического разрушения деревень, произвольных арестов убитых и исчезнувших курдских журналистов.

    Лейла Зана

    Лейла Зана, первая курдская женщина-депутат из Диярбакыра, вызвала шум в Парламент Турции после добавления следующего предложения в курдском к ее парламенту присяге во время приведения к присяге в 1994 году: «Я приношу эту клятву братству турецкого и курдского народов»

    .

    В марте 1994 г. турецкий парламент проголосовал за снятие иммунитета с Заны и пяти других курдских членов DEP : Хатип Дикле, Ахмет Тюрк, Сирри Сакик, Орхан Доган и Селим Садак. Зана, Дикле, Садак и Доган были приговорены Верховным судом к 15 году тюремного октября 1995 года. В 1995 году Зана была удостоена Премии Сахарова за права человека Европейским парламентом. Она была освобождена в 2004 году на фоне предупреждений европейских институтов о том, что продолжающееся тюремное заключение четырех курдских депутатов повлияет на заявку Турции на присоединение к ЕС. На местных выборах 2009 года курдская политическая партия набрала 5,7% голосов. DTP.

    Официально охраняемые эскадроны смерти обвиняются в исчезновении 3200 курдов и ассирийцев в 1993 и 1994 годах в результате так называемых "таинственных убийств". Среди жертв были курдские политики, правозащитники, журналисты, учителя и другие представители интеллигенции. Практически никто из виновных не расследован. Турецкое правительство также поддерживает исламскую экстремистскую группировку Хезболла к убийствам различных членов РПК и часто обычных курдов. Азимет Кёйлуоглу, государственный министр по правам человека, раскрыть масштабы эксцессов сил безопасности осенью 1994 года: в то время как террористические акты в других регионах совершаются РПК; в Тунджели это государственный терроризм. В Тунджели государство эвакуирует и сжигает деревню. На юго-востоке два миллиона человек остались без крова.

    Иран

    Курдский регион из Иран был частью страны с древних времен. раз. Почти весь Курдистан был частью Персидской империи, пока его западная часть не была потеряна во время войн против Османской империи. После распада Османской империи на Парижской мирной конференции 1919 года Тегеран потребовал все потерянные территории, включая Турецкий Курдистан, Мосул, и даже Диярбакыр, но требования были быстро отвергнуты западными державами. Эта территория была разделена на современные Турцию, Сирию и Ирак. Сегодня курды населяют в основном северо-западные территории, известные как Иранский Курдистан, но также и северо-восточный регион Хорасан, и составляют примерно 7-10% от общей численности населения Ирана (6, 5-7,9 миллиона), по сравнению с 10,6% (2 миллиона) в 1956 году и 8% (800000) в 1850 году.

    Желтые районы - это районы Ирана, населенные курдами.

    В отличие от других курдонаселенных стран, между ними существуют сильные этнолингвистические и культурные связи. Курды, персы и другие как иранские народы. Некоторые современные иранские династии, такие как Сефевиды и Занды, частично считаются курдскими по происхождению. Курдская литература во всех ее формах (Курманджи, Сорани и Горани ) была ограничена в рамках исторической Иранские границы находились под сильным регионом персидского языка. Курды, разделяющие большую часть своей истории с остальным Ираном, рассматриваются как причина того, почему курдские лидеры в Иране не хотят отдельного курдского государства.

    правительство Ирана никогда не использовало такой же уровень жестокости по отношению к собственному курдам, как Турция или Ирак, но он всегда непримиримо против любого предложения курдского сепаратизма. Во время и вскоре после Первой мировой войны правительство Ирана было неэффективным и получили практически не управляло событиями в стране, а несколько курдских племенных вождей местную политическую власть и даже крупные конфедерации.. В то же время волны национализма со стороны распадающейся Османской империи частично повлияли на некоторых курдских вождей в приграничных регионах, чтобы они выдавали себя за лидеров курдских националистов. Шиитского ислама в конкретном случае Ирана. В 19 веке Иран, шиитско-суннитская вражда и описание суннитов курдов как османских пятой колонны было довольно частым. 580>

    В конце 1910-х - начале 1920-х годов племенное восстание, опасное курдским вождем Симко Шикаком, поразило северо-западный Иран. Хотя в этом движении были элементы курдского национализма, историки согласны с тем, что они были недостаточно четко сформулированы, чтобы оправдать утверждение о том, что признание курдской идентичности было основной проблемой в движении Симко, и ему приходилось в степени степени полагаться на традиционные племенные принципы. мотивы. Правительственные силы и не курды были не единственными, кто пострадал в результате нападения, курдское население также было ограблено и подверглось нападению. Повстанцы, похоже, не чувствовали единства или солидарности с другими курдами. Курдистание и сезонные миграции в конце 1920-х годов, наряду с длительной напряженностью между Тегераном и Анкарой, привели к пограничным столкновениям и даже военным вторжениям как на иранскую, так и на турецкую территорию. Две региональные державы использовали курдские племена в качестве инструмента для предоставления политических выгоды: Турция предоставила военную помощь и убежище антииранским туркоязычным повстанцам-шикакам в 1918–1922 годах, Иран сделал то же самое во время Араратского восстания. против Турции в 1930 году. Военная победа Реза-шаха над курдскими и тюркскими племенными лидерами положила начало репрессивной эре в отношении не- иранских меньшинств. Принудительная детрайбализация и оседлость со стороны правительства в 1920-х и 1930-х годах привели к множеству других племенных восстаний в иранских регионах Азербайджана, Луристана и Курдистана. В конкретном случае курдов эта репрессивная политика способствовала развитию национализма среди некоторых племен.

    Иранские курды празднуют Навруз, 20 марта 2018 г.

    В ответ на рост пантюркизм и панарабизм в регионе, которые рассматривались как потенциальные угрозы территориальной целостности Ирана, паниранистская идеология была в самом начале 1920-е гг. Некоторые из таких групп и журналов открыто выступили за поддержку Ираном восстания курдов против Турции. Светская династия Пехлеви одобрила иранский этнический национализм, который рассматривал курдов как неотъемлемую часть иранской нации. Мохаммад Реза Пехлеви лично хвалил курдов как «чистых иранцев» "или" один из самых знатных иранских народов ". Другая известная идеологией этого периода был марксизм, возникший среди самых знатных иранских народов. курдов под СССР. Его кульминацией стал иранский кризис 1946 года, который включил сепаратистскую попытку ДПК-I и коммунистических групп создать советский марионеточное правительство называлось республикой Махабад. Оно возникло вместе с Народным правительством Азербайджана, еще одним советом марионеточным государством. включая Махабад и прилегая к нему, неспособное включить южный иранский Курдистан, входившее в пределы самого англо-американскую зону, и неспособное привлечь националистам племена за пределами самого Махабада. года, правительственные войска смогли беспрепятственно войти в Ма хабад.

    Кази Мухаммад, президент Республики Курдистан

    Несколько националистов и марксистские восстания продолжались десятилетиями (1967, 1979, 1989–96 ) под руководством ДПК-I и Комала, но эти две организации никогда не защищали отдельное курдское государство или Большой Курдистан, как это делала РПК в Турции. Тем не менее, многие лидеры диссидентов, в том числе Кази Мухаммад и Абдул Рахман Гассемлоу, были казнены или убиты. Во время ирано-иракской войны Тегеран предоставил поддержку базирующимся в Ираке курдским группировкам, таким как KDP или PUK, а также предоставил убежище 1,4 миллиона иракских беженцев, в основном Курды. Курдские марксистские группы были маргинализированы в Иране после распада Советского Союза. В 2004 году новое восстание началось PJAK, сепаратистской организацией, созданной с базирующейся в Турции PKK и обозначенной как террористической Ираном, Турцией и соответствующим США. Некоторые аналитики утверждают, что PJAK не представляют серьезной угрозы для правительства Ирана. Прекращение огня было установлено в сентябре 2011 года после наступления Ирана на базе PJAK, но после этого произошло несколько столкновений между PJAK и IRGC. После иранской революции 1979 года обвинения в «дискриминации» со стороны западных организаций иранской стороны стали очень частыми.

    Курды хорошо интегрировались в Политическая жизнь Ирана в период правления различных правительств. Курдский либеральный политик Карим Санджаби занимал пост министра образования при Мохаммаде Мосаддыке в 1952 году. Во время правления Мохаммада Реза Пехлеви некоторые члены парламента и высшие армейские офицеры были курды, и даже был курдский министр в кабинете кабинета министров. Во время правления пехлевитов курды получили множество услуг от властей, например, чтобы сохранить свою землю после земельной реформы 1962 года. В начале 2000-х годов присутствие 30 курдских депутатов в парламенте в составе 290 человек также способствовал опровержению заявлений о дискриминации. В число наиболее влиятельных курдских политиков входят последние годы бывший бывший первый вице-президент Мохаммад Реза Рахими и Мохаммад Багер Галибаф, мэр Тегерана и занявший второе место кандидат в президенты в 2013 году. Курдский язык сегодня используется чаще, чем когда-либо после революции, в том числе в нескольких газетах и ​​среди школьников. Многие иранские курды не проявляют интереса к курдскому национализму, особенно курды шиитской веры, которые иногда даже решительно отвергают идею автономии, предпочитаемое прямое правление из Тегерана. Вопрос о курдском национализме и иранской национальной идентичности обычно ставится под сомнение только в периферийных регионах, где доминируют курды, где преобладает суннитская вера.

    Ирак

    Президент Ирака, Джаляль Талабани, встреча с официальными лицами США в Багдаде, Ирак, 26 апреля 2006 г.

    Курды составляют примерно 17% населения Ирака. Они самые как минимум в трех провинциях на севере Ирака, которые вместе известны как Иракский Курдистан. Курды также присутствуют в Киркуке, Мосуле, Ханакине и Багдаде. Около 300 000 курдов живут в столице Ирака Багдаде, 50 000 - в городе Мосул и около 100 000 в других местах на юге Ирака.

    Курды во главе с Мустафой Барзани великие бои против сменявших друг друга иракских режимов с 1960 по 1975 год. В марте 1970 года Ирак объявил мирный план, предусматриваетвающий курдскую автономию. План планировалось реализовать через четыре года. Однако в то же время иракский режим начала арабизации в богатых нефтяных регионах Киркук и Ханакин. Мирное соглашение продлилось недолго, и в 1974 году иракское правительство начало нового наступления против курдов. Более, в марте 1975 года Ирак и Иран подписали Алжирское соглашение, согласно которому Иран прекратил поставки иракским курдам. Ирак начал новую волну арабизации, переместив арабов на нефтяные месторождения в Курдистане, особенно в районе Киркука. Между 1975 и 1978 годами 200 000 курдов были депортированы в другие части Ирака.

    Курдские дети носили традиционную одежду для Навруз из Киркук

    Во время ирано-иракской войны В 1980-е годы режим проводил антикурдскую политику, и де-факто разразилась гражданская война. Ирак широко осуждался международного сообщества, но никогда не подвергался серьезному наказанию за репрессивные меры, такие как массовое разрушение тысяч деревень и депортация тысяч курдов в южный и центральный Ирак.

    Кампания геноцида, проводившаяся в период с 1986 по 1989 год и завершившаяся в 1988 году иракским правительством против курдского населения, называлась Анфаль («Военные трофеи»). Кампания Анфаль привела к разрушению более двух тысяч деревень и гибели 182 000 курдских мирных жителей. Кампания включала использование наземных операций, воздушных бомбардировок, систематического уничтожения населенных пунктов, массовых депортаций, расстрелов и химических атак, включая наиболее печальное известное нападение на курдский город Халабджа в 1988, в результате которого погибло 5000 мирных жителей. мгновенно.

    Митинг в поддержку независимости в Эрбиле в сентябре 2017 года

    После краха курдского восстания в марте 1991 года иракские войска отбили большую часть курдских территорий, и 1,5 миллиона курдов покинули свои дома и бежали в турецкая и иранская границы. По оценкам, около 20 000 курдов скончались из-за истощения, недостатка пищи, холода и болезней. 5 апреля 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 688, в которой осудил репрессии против курдского гражданского населения Ирака и потребовал, чтобы Ирак прекратил свои репрессивные меры и разрешил немедленный доступ международной гуманитарной организации. Это был первый международный документ (после арбитража Мосула Лигой в 1926 году), в котором курды упоминались поименно. В середине апреля Коалиция создала убежище внутри иракских границ и запретила иракским самолетам летать к северу от 36-й параллели. В Октябрь 1991 года курдские партизаны захватили Эрбиль и Сулейманию после серии столкновений с иракскими войсками. В конце октября иракское правительство в ответ ввело эмбарго на продукты и топливо для курдов и прекратило платить государственным служащим в курдском регионе. Однако эмбарго имело неприятные последствия, и курды провели парламентские выборы в мае 1992 года и учредили Региональное правительство Курдистана (KRG).

    Курдское население приветствовало американские войска в 2003 году, проводя праздники и танцуя улицы. Территория, контролируемая пешмерга, была расширена, и курды теперь эффективный контроль в Киркуке и некоторые части Мосула. Авторитет РПК и законность его положений и постановлений были признаны в статьях 113 и 137 новой Конституции Ирака, ратифицированной в 2005 году. К началу 2006 года два курдских администрации Эрбиля и Сулеймании были едиными. 14 августа 2007 года езиды подверглись серии взрывов, ставших самой смертоносной атакой террористов-смертников с начала войны в Ираке, в результате чего 796 мирных жителей погибли, 1562 были ранены.

    Сирия

    курды YPG и YPJ бойцы в Сирии

    Курды составляют 9% населения Сирии, всего около 1,6 миллион человек.. Это делает их самым этническим меньшинством в стране. В основном они сконцентрированы на северо-востоке и севере, но также значительно курдское население проживает в Алеппо и Дамаске. Курды часто говорят на курдском публично, если только не все присутствующие. Согласно Amnesty International, курдские правозащитники подвергаются жестокому обращению и преследованиям. Никакие политические партии не допускаются для какой-либо группы, курдской или иной.

    Методы, используемые для подавления этнической идентичности курдов в Сирии, включают запреты на использование курдского языка, отказ регистрировать детей с курдскими именами, замену курдских топонимов с новыми названиями на арабском, запрет предприятий, у которых нет арабских названий, запрет курдских частных школ и запрет книг и других материалов, написанных на курдском языке. Будучи лишенным права на сирийское гражданство, около 300 000 курдов были лишены каких-либо социальных прав в нарушение международного права. Как следствие, эти курды фактически оказались в ловушке в Сирии. В марте 2011 года, отчасти во избежание дальнейшего распространения демонстраций и беспорядков по Сирии, сирийское правительство пообещало решить эту проблему и предоставить сирийское гражданство примерно 300 000 курдов этого ранее было отказано в праве.

    12 марта 2004 года, начавшийся на стадионе в Камышлы (преимущественно курдский город на северо-востоке Сирии), вспыхнули столкновения между курдами и сирийцами, которые продолжались в течение нескольких дней. Не менее тридцати человек погибли и более 160 получили ранения. Беспорядки распространились на другие курдские города вдоль северной границы с Турцией, а затем на Дамаск и Алеппо.

    . В результате сирийской гражданской войны с июля 2012 г. Курды смогли взять под свой контроль большую часть сирийского Курдистана от Андивара на крайнем северо-востоке до Джиндиреса на крайнем северо-западе Сирии. Сирийские курды начали революцию Рожавы в 2013 году.

    Населенный курдами Кантон Африн был оккупирован турецкими вооруженными силами и Поддерживаемая Турцией Свободная сирийская армия со времени турецкой военной операции в Африне в начале 2018 года. От 150 000 до 200 000 человек были перемещены из-за турецкого вмешательства.

    В октябре 2019 года Турция и временное правительство Сирии начало наступление на населенные курдами районы в Сирии, побудив около 100 000 мирных жителей бежать из этого района, опасаясь, что Турция совершит этническую чистку.

    Закавказье

    В период с 1930-х по 1980-е годы Армения входила в состав Советского Союза, в котором курды, как и другие этнические группы, имели статус защищенного меньшинства. Армянским курдам разрешено выпускать собственные спонсируемые государством газеты, радиопередачи и культурные мероприятия. Во время конфликта в Нагорном Карабахе многие курды-неазиды были вынуждены покинуть свои дома, так как как азербайджанские, так и неазидские курды были мусульманами.

    В 1920 году две населенные курдами области - Джуэншир (столица Кельбаджар ) и восточный Зангезур (столица Лачин ) были объединены в Курдистанский округ (или «Красный Курдистан»). Период существования курдской административной единицы был недолгим и продлился не дольше 1929 года. Курды впоследствии столкнулись со многими репрессивными мерами, включая депортацию, наложенными советским правительством. В результате конфликта в Нагорном Карабахе многие курдские районы были разрушены, и более 150 000 курдов были депортированы с 1988 года сепаратистскими армянскими силами.

    Диаспора

    Протест в Берлине, Германия, против военного наступления Турции на северо-восток Сирии 10 октября 2019 года Хамди Улукая, курдско-американский миллиардер, основатель и генеральный директор Чобани

    Согласно докладу Совета Европы, примерно 1,3 миллиона курдов проживают в Западной Европе. Самыми ранними иммигрантами были курды из Турции, которые поселились в Германии, Австрии, странах Бенилюкса, Соединенном Королевстве, Швейцария и Франция в 1960-е годы. Последовательные периоды политических и социальных потрясений в регионе в 1980-х и 1990-х годах принесли в Европу новые волны курдских беженцев, в основном из Ирана и Ирака при Саддаме Хусейне. В последние годы многие курдские просители убежища из Ирана и Ирака поселились в Соединенном Королевстве (особенно в городе Дьюсбери и в некоторых северных районах Лондона ), что иногда вызвали споры в СМИ по поводу их права остаться. Между курдами и устоявшейся мусульманской общиной в Дьюсбери, где расположены очень традиционные мечети, такие как Маркази, существует напряженность. С начала беспорядков в Сирии многие из беженцев сирийской гражданской войны являются сирийскими курдами, и в результате многие из нынешних сирийских просителей убежища в Германии имеют курдское происхождение.

    В Канаде и Соединенных Штатах иммигрировали значительные количества этнических курдов, которые в основном являются политическими беженцами и иммигрантами, ищущими экономические возможности. Согласно опросу домохозяйств Статистического управления Канады 2011 года, в Канаде проживало 11 685 человек курдского этнического происхождения, а по данным переписи 2011 года 10 325 канадцев говорили на курдских языках. В Соединенных Штатах курдские иммигранты начали массово селиться в Нэшвилле в 1976 году, который в настоящее время является домом для самой большой курдской общины в Соединенных Штатах и ​​получил прозвище Маленький Курдистан. Курдское население в Нашвилле оценивается примерно в 11 000 человек. Общее количество этнических курдов, проживающих в Соединенных Штатах, по оценке Бюро переписи населения США, составляет 20 591 человек. Другие источники утверждают, что в Соединенных Штатах проживает 20 000 этнических курдов.

    Религия

    В целом курдский народ является приверженцем различных религий и верований, возможно, составляя самый религиозно разнообразный народ в США. Западная Азия. Традиционно курды были известны своей вольностью. Это мнение отражено в поговорке «По сравнению с неверующим курд - мусульманин».

    Ислам

    Шахада - «Я свидетельствую, что бога нет (илах) но () Бог (Аллах) ", кредо ислама

    Сегодня большинство курдов - мусульмане-сунниты, принадлежащие к школе шафи. Курдское следование правовому кодексу Шафи вызвало некоторую напряженность, когда выступило против турок-суннитов и арабов-суннитов, которые подписываются под ханафитским правовым кодексом.

    Большинство курдов-суннитов-мусульман, принадлежащих к школе Шафи, говорят на северокурдском (курманджи) диалекте.

    Существует также значительное меньшинство курдов, которые шииты мусульмане. В некоторых источниках упоминается, что большинство курдов в Иране - шииты, которые в основном проживают в провинциях Илам, Керманшах и Хорасан в Иране ; другие курды-шииты (часто) проживают в восточном Ираке (курды-фейли ), а также курды-шииты, которые находятся в Сирии и особенно в Турции. Среди шиитских мусульманских курдс ких общин, в частности, исповедующих алевизм в Анатолии, чаще встречается язык заза.

    Мистические практики и участие в суфийских орденах также являются широко распространен среди курдов, среди выдающихся курдских суфийских святых, в том числе Пирион.

    Зульфикар, символ мусульман-шиитов и алевитов

    алевизм

    алевитов (обычно считающихся приверженцами ветвь шиа ислама с элементами суфизма ) - еще одно значимое религиозное меньшинство курдов, проживающих в Восточной Анатолии в Турции, между тем, где-то от 10 до 40% курдов в Турции являются алевитами. алевизм развился на основе учения Хаджи Бекташа Вели, мистика 13 века из Хорасана. Среди гызылбашей, воинственных группировок, которые предшествовали алевитам и помогли установить династию Сефевидов, было множество курдских племен. Американский миссионер Стивен ван Ренссалаер Троубридж, работающий в Айнтабе (ныне Газиантеп ), сообщил, что его знакомые-алевиты считали своими высшими духовными лидерами семью Ахл-и Хакк сайид из района Гуран.

    Ахл-и Хакк (Ярсан)

    Ахл-и Хакк или ярсанизм - синкретическая религия, основанная султаном Сааком в конце 14 века. в западном Иране. Большинство его приверженцев, которых насчитывается около 500 000 или 1 миллион человек, проживают в основном в западном Иране и восточном Ираке и составляют в основном этнические горанские курды, хотя есть и меньшие группы персов, Лори, азербайджанцы и араб адепты. Его центральный религиозный текст - Калам-и Саранджам, написанный в Гурани. В этом тексте основные столпы религии резюмируются следующим образом: «Ярсан должен стремиться к этим четырем качествам: чистоте, порядочности, самоуничижению и самоотречению».

    Уникальные черты веры Ярсана включают милленаризм, нативизм, эгалитаризм, метемпсихоз, ангелология, божественное проявление и дуализм. Многие из этих черт можно найти в езидизме, другой курдской вере, в вере зороастрийцев и в гулат (неосновных шиитских) группах; конечно, названия и религиозная терминология Ярсана часто явно мусульманского происхождения. В отличие от других коренныхперсидских верований, ярсаны однозначно отвергают класс, касту и ранг, что отличает их от езидов и зороастрийцев.

    Ахли-хакк рассматривает бекташи и Алеви как родственные общины.

    Езидизм

    Празднование Нового года у езидов в Лалише, 18 апреля 2017 г.

    Езидизм - еще одна синкретическая религия практикуется среди курдских общин, основанных шейхом Ади ибн Мусафиром, мистиком XII века из Ливана. Их число превышает 500 000, по некоторым оценкам, их насчитывается 1,2 миллиона во всем мире. Его центральные религиозные тексты - это Китеба Сильве и Мешаф Реш.

    Согласно езидским верованиям, Бог создал мир, но оставил его на попечение семи святых существ или ангелов. Самый выдающийся ангел - Мелек Таус (курдский: Tawûsê Melek), ангел-павлин, представитель Бога на земле. Езиды верят в периодическое перевоплощение семи существ в человеческом обличье. Езиды, вступающие в брак с не-езидами, считаются обращенными в религию своего супруга, и поэтому им не разрешается называть себя езидами.

    Они живут в основном в мухафазе Ниневия Ирака. Их святая святыня и могила основателя веры находится в Лалише на севере Ирака.

    Зороастризм

    Фаравахар (или Ферохар), один из основных символов Зороастризма, как полагают, является символом фраваши (духа-хранителя)

    Иранская религия зороастризма оказала большое влияние на иранскую культуру, частично которой являются курды, и сохранилось определенное влияние после упадка религии в средние века. Иранский философ Сохреварди во многом опирается на зороастрийские учения. Приписываемый учению пророка Зороастра, Высшее Существо веры - это Ахура Мазда. Основные характеристики, такие как мессианизм, Золотое правило, рай и ад, и свобода воли оказали влияние на религиозные системы, включая иудаизм второго храма, гностицизм, христианство и ислам.

    В 2016 году первый официальный зороастрийский храм огня из Иракский Курдистан открыт в Сулеймании. Присутствующие отметили это событие, зажгли ритуальный огонь и ударили по рамному барабану или «даф». Ават Тайиб, главный последователь зороастризма в Курдистане, утверждал, что многие возвращаются к зороастризму, но некоторые держали его в секрете, опасаясь репрессий со стороны исламистов.

    Христианство

    Хотя исторически существовало. Существуют различные рассказы о курдских христианах, чаще всего это были отдельные личности, а не сообщества. Однако в 19 и 20 веках различные путевые журналы рассказывают о курдских христианских племенах, а также о курдских мусульманских племенах, среди которых проживало большое христианское население. Значительное количество из них якобы изначально были армянскими или ассирийскими, и было записано, что небольшое количество христианских традиций сохранилось. Несколько христианских молитв на курдском языке были найдены с более ранних веков. В некоторые курды мусульманского последнего происхождения обратились в христианство.

    Отрывки из Библии были впервые доступны на курдском языке в 1856 году на диалекте курманджи. Евангелия были переведены Степаном, армянским сотрудником Американского библейского общества, и были опубликованы в 1857 году. Известные исторические курдские христиане включают братьев Закаре и.

    Культура

    Флаг Курдистана

    Курдская культура - это наследие различных древних народов, которые сформировали современные курдов и их общество. Как и для других народов Ближнего Востока, между курдами и соседними народами очевидна высокая степень взаимного влияния. Следовательно, в курдской культуре можно увидеть элементы различных других культур. Однако в целом курдская культура наиболее близка к культуре других иранских народов, в частности тех, которые исторически имели самую географическую близость к курдам, таких как персы и Люрс. Курды, например, также отмечают Навруз (21 марта) как Новый год.

    Образование

    Система медресе использовалась до современной эпохи. Меле - исламские священнослужители и инструкторы.

    Женщины

    женщины-бойцы YPG в Сирии

    В целом права курдских женщин и их равенство улучшились в 20-м и 21-м векех благодаря прогрессивным движениям в курдском обществе. Однако, несмотря на прогресс, курдские и международные организации по защите прав женщин по-прежнему сообщают о проблемах, связанных с гендерным равенством, принудительными браками, убийствами чести и в Иракском Курдистане. также калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО).

    Фольклор

    лиса, широко повторяющийся персонаж в курдских сказках

    Курды обладают богатыми фольклорными традициями, которые до недавнего времени в основном передавались речью или песнями от одного поколения к другому. Хотя некоторые рассказы курдских писателей были хорошо известны во всем Курдистане; большинство рассказанных и спетых историй были записаны только в 20 и 21 веках. Многим из них якобы столетия.

    Широко различающиеся по предназначению и стилю, среди курдского фольклора встречаются рассказы о природе, антропоморфных животных, любви, героях и злодеях, мифологических существах и повседневной жизни.. Некоторые из этих мифологических персонажей можно найти в других культурах, таких как Симург и Каве Кузнец в более широком иранской мифологии и рассказы о Шахмаран по всей Анатолии. Информационно-развлекательные услуги.

    Возможно, наиболее часто повторяющийся элемент - это лиса, которая благодаря хитрости и проницательности побеждает менее умные существа, но часто встречает свою кончину.. Еще одна распространенная тема в курдском фольклоре - происхождение племени.

    Рассказчики выступали перед публикой, иногда состоящей из целой деревни. Люди из-за пределов региона приезжали, чтобы присутствовать на их рассказах, а сами рассказчики посещали другие деревни, чтобы распространять свои рассказы. Они были особенно популярны зимой, когда было трудно найти развлечения, так как вечера приходилось проводить внутри.

    Совпадает с разнородными курдскими группировками, хотя некоторые истории и элементы обычно встречаются по всему Курдистану, другие были уникальными для конкретная область; в зависимости от региона, религии или диалекта. курдские евреи из Захо, возможно, являются лучшим примером этого; их одаренные рассказчики, как известно, пользовались большим уважением во всем регионе благодаря уникальной устной традиции. Другими примерами являются мифология езидов и рассказы дерсимских курдов, имевших значительное армянское влияние.

    Во время криминализации курдского языка после государственного переворота 1980 г. dengbêj (певцы) и çîrokbêj (рассказчики) заставили замолчать, и многие истории оказались под угрозой. В 1991 году язык был декриминализован, но теперь доступные радиоприемники и телевидение снизили интерес к традиционному повествованию. Однако ряд писателей добились больших успехов в сохранении этих сказок.

    Ткачество

    Современный ковер из Биджара

    Курдское ткачество известно во всем мире благодаря прекрасным образцам ковров и сумок. Самыми известными курдскими коврами являются ковры из региона Биджар в провинции Курдистан. Благодаря уникальному способу плетения ковров Биджар они очень прочные и долговечные, отсюда их название «Железные ковры Персии». Коврики Bijar демонстрируют широкий выбор узоров, от цветочных узоров, медальонов и животных до других орнаментов. Обычно они имеют два утка и имеют очень красочный дизайн. В связи с повышенным интересом к этим коврам в прошлом веке и меньшей потребностью в том, чтобы они были такими же прочными, как они были, новые ковры Bijar стали более изысканными и нежными по дизайну.

    Еще один известный курдский ковер - это коврик Сенне, который считается самым сложным из курдских ковров. Они особенно известны своей большой плотностью узлов и высококачественной горной шерстью. Они заимствовали свое имя из области Санандадж. В других курдских регионах, таких как Керманшах, Сиирт, Малатья и Битлис, также ткали ковры в значительной степени.

    Курдские сумки в основном известны по произведениям одного большого племени: джаффов, живущего в приграничной зоне между Ираном и Ираком. Эти сумки Jaff имеют те же характеристики, что и курдские ковры; очень красочные, плотные по дизайну, часто с узорами в виде медальонов. Они были особенно популярны на Западе в 1920-е и 1930-е годы.

    Ремесла

    Курдский дворянин, несущий джамбия кинжал

    Помимо ткачества и одежды, есть много других курдских ремесла, которые традиционно часто изготавливались кочевыми курдскими племенами. Они особенно хорошо известны в Иране, особенно ремесла из регионов Керманшах и Санандадж. Среди этих ремесел - шахматные доски, талисманы, украшения, украшения, оружие, инструменты и т. Д.

    Курдские клинки включают отчетливую джамб характерной I-образной рукоятью и продолговатое лезвие. Как правило, они обладают обоюдоострым клинком, усиленным центральным выступом, ножнами, украшенными деревянными, кожаными или серебряными украшениями, и рукоятью из рога, кроме того, они все еще часто носят декоративные украшения пожилые мужчины. Делались и мечи. Большинство этих лезвий в обращении к 19 веку.

    Еще одна отличная форма искусства от Санандаджа - это «Ороози», тип окна, в котором стилизованные деревянные части соединяются друг с другом, а не склеиваются. Они также украшены цветным стеклом, это проходит из старого поколения через комбинацию семи цветов.

    Среди курдских евреев распространенной практикой было изготовление талисманов, которые считались, борются с болезнями и защищают владельцев от злых духов.

    Татуировки

    Украшение тела татуировками (deq по-курдски) широко распространено среди курдов; хотя в суннитском исламе не допускаются постоянные татуировки. Поэтому эти традиционные татуировки восходят к доисламским временам.

    Татуировка чернила путем смешивания сажи с (грудным) молоком и ядовитой жидкостью из желчного пузыря животного. Рисунок наносится на кожу тонкой веточкой и иглой вводится под кожу. Они имеют широкий спектр значений и целей, среди которых защита от зла ​​или болезней; повышение красоты; и демонстрация племенной принадлежности. Религиозный символизм также распространен как среди людей, так и среди современных курдских татуировок. Татуировки более распространены среди женщин, чем среди мужчин, и обычно их носили на ногах, подбородке, лбу и других местах тела.

    Популярность постоянных татуировок среди нового поколения курдов значительно снизилась. Однако современные татуировки становятся все более распространенными; временные татуировки все еще носят в некоторых случаях (например, хна, ночь перед свадьбой) и как дань уважения культурному наследию.

    Музыка и танцы

    Курдские музыканты, 1890

    Традиционно существует три типа курдских классических исполнителей: сказочники (çîrokbêj), менестрели (stranbêj) и барды (dengbêj). Никакая конкретная музыка не была связана с курдскими княжескими дворами. Вместо этого классической считается музыка, исполняемая на ночных собраниях (şevbihêrk). В этом жанре встречается несколько музыкальных форм. Многие песни имеют эпический характер, например популярные «Лавики», героические баллады, повествующие о сказках курдских героев, таких как Саладин. Heyrans - это любовные баллады, обычно выражающие меланхолию разлуки и неудовлетворенную любовь, одна из первых курдских певиц, которые поют heyrans - Chopy Fatah, в то время как Lawje - это форма религиозной музыки, а Payizok - песни, исполняемые песни песни осенью. Также популярные любовные песни, танцевальная музыка, свадебные и другие праздничные песни (dîlok / narînk), эротическая поэзия и рабочие песни.

    По всему Ближнему Востоку есть много выдающихся курдских художников. Наиболее известны Ибрагим Татлисес, Низаметтин Арыч, Ахмет Кая и Камкары. В Европе широко известны Дарин Заняр, Сиван Первер и Азад.

    Синема

    Бахман Гобади на презентации своего фильма «Никто» Знает о персидских кошках в Сан-Себастьяне, 2009

    Основные темы курдского кино - это бедность и лишения, которые приходится переносить обычным курдам. Первые фильмы о курдской культуре действительно снимались в Армении. "Заре", выпущенная в 1927 году и выпущенная Хамо Бекназарян, подробно описывают историю Заре и ее любви к пастуху Сейдо, а также трудности, с которыми они столкнулись из-за руки старейшины деревни. В 1948 и 1959 годах были сняты два документальных фильма о курдах-езидах в Армении. Это были совместные армяно-курдские постановки; с Х. Кочарян и Хесийе Синди, объединившимися для курдов Советской Армении, и Эребом Самиловым и Ч. Джамхарян для курдов Армении.

    Первые получившие признание критиков и известные курдские фильмы были созданы Йылмазом Гюней. Первоначально популярный, отмеченный наградами актер в Турции по прозвищу Ширкин Крал (Уродливый король, после его грубого вида), он провел более позднюю часть своей карьеры, продюсируя социально-критические и политически насыщенные фильмы. Sürü (1979), Yol (1982) и Duvar (1983) - его самые известные работы, из которых вторая получила Золотую пальмовую ветвь на Каннский кинофестиваль 1982 года, самая престижная награда в мире кино.

    Другой выдающийся курдский кинорежиссер - Бахман Кубади. Его художественным фильмом был Время для пьяных лошадей первым, выпущенным в 2000 году. Он был встречен критиками и получил множество наград. Другие его фильмы последуют этому примеру, что делает его одним из самых известных кинопродюсеров Ирана на сегодняшний день. Недавно он выпустил Сезон носорогов, в главных ролях Бехруз Воссуги, Моника Беллуччи и Йилмаз Эрдоган, подробно рассказывая о бурной жизни курдского поэта.

    Среди других выдающихся курдских режиссеров, получивших признание критиков, есть Махсун Кирмизыгюль, Хайнер Салим и вышеупомянутый Йилмаз Эрдоган. В Курдистане также был снят ряд фильмов, снятых некурдскими режиссерами, например Ветер унесет нас, Таридж, Экзорцист и Рынок: История торговли.

    Спорт

    Эрен Дердийок, курдский футболист, нападающий Швейцарской национальной сборной по футболу

    Самый популярный вид спорта среди Курды - это футбол. Независимого государства, у них нет представительной команды в FIFA или AFC ; однако команда, представляющая Иракский Курдистан, принимает активное участие в Viva World Cup с 2008 года. Они заняли второе место в 2009 и 2010 годах, прежде чем окончательно стать чемпионом в 2012 году.

    На национальном уровне курдские клубы Ирака также добились успеха в последние годы, выиграв Премьер-лигу Ирака раза за последние пять лет. Известными клубами являются Erbil SC, Duhok SC, Sulaymaniyah FC и Zakho FC.

    . В Турции курд по имени Джелал Ибрагим был одним из основателей Галатасарай СК в 1905 году, а также из игроков первых. Самый известный курдско-турецкий клуб - Диярбакырспор. В диаспоре наиболее успешным курдским клубом является Далкурд FF, самым известным игроком является Эрен Дердийок.

    Еще одним известным видом спорта является борьба. В иранской борьбе есть три стиля, происходящие из курдских регионов:

    Кроме того, наиболее распространенный из местных курдских стилей борьбы, Бачукхех получил название от местного курдского костюма Хорасани, в котором он практикуется.

    Курдские медалисты на летних Олимпийских игр 2012 были Нур Татар, Киануш Ростами и Езид Миша Алоян ; завоевавшие медали в тхэквондо, тяжелой атлетике и боксе соответственно.

    Архитектура

    Марваниды Мост Дикле, Диярбакир Цитадель Эрбиля

    Традиционная курдская деревня имеет простую дом, сделанный из грязи. В большинстве случаев с плоскими деревянными крышами, если деревня построена на склоне горы, крыша дома в саду дома на один уровень выше. Однако есть и дома с крышей, похожей на улей, в отличие от домов в Харране.

    На протяжении веков было возведено множество курдских архитектурных чудес в разных стилях. Курдистан может похвастаться множеством примеров древнеиранского, римского, греческого и семитского происхождения, самого известного из них - Бисотун и Так-е Бостан в Керманшахе, Тахт-е Солейман Такаба, гора Немруд около Адиямана и цитаделей Эрбиль и Диярбакыр.

    Первые сохранившиеся подлинно курдские образцы были построены в 11 веке. Эти самые ранние примеры включают Марванидский мост Дикле в Диярбакыре, Шададдид мечеть Минучир в Ани и Хисн аль-Акрад возле Хомса.

    В XII и XIII веках династии Айюбидов построило множество зданий по всему Ближнему Востоку, находясь под областью своих предшественников, Фатимидов, и их соперников, крестоносцев, одновременно развивая свои собственные методы. Кроме того, женщины из семьи Айюбидов сыграет заметную роль в патронаже новых построек. Самыми известными произведениями Айюбидов являются мечеть Халил-ур-Рахман, которая окружает бассейн священной рыбы в Урфе, Каирская цитадель и большая часть цитадели Алеппо. Еще одна важная часть курдского архитектурного наследия конца XII - начала XIII веков - это место паломничества езидов Лалиш с его фирменными коническими крышами.

    В более поздние периоды курдские правители и их соответствующие методы оставят свой след на земле в виде мечетей, замков и мостов, некоторые из которых пришли в упадок или были (частично) разрушены попытки стереть курдское культурное наследие, такое как Белый замок эмирата Ботан. Хорошо известными примерами являются замок Хосап 17 века, замок Шервана начала 18 века и мост Элвен в Ханакине 19 века.

    Самым известным является Дворец Исхак-паши в Догубеязите, сооружение с сильным положением как анатолийских, так и иранских архитектурных традиций. Строительство дворца началось в 1685 году под руководством Чолака Абди-паши, курдского бея Османской империи, но строительство не было завершено до 1784 года его внуком Исхаком-пашой. Этот дворец состоит из почти 100 комнат, включая мечеть, столовые и темницы, обильно украшен высеченными орнаментами, имеет репутацию одного из лучших архитектурных памятников Османского периода и Анатолии.

    В последние годы РПК отвечает за реконструкцию многоквартирных домов, таких как Цитадель Эрбиля и Минарет Мудхафария.

    Галерея

    См. Также

    Современные правительства с курдским большинством образования

    Источники

    Источники

    • Асланян, Себух ( 2011). От Индийского океана до Средиземного моря: глобальные торговые сети армянских купцов из Новой Джульфы. Калифорния: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0520947573. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: Безжалостный царь, ставший Иранская легенда. IBTauris. ISBN 978-0857716767. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Бурнутян, Джордж (2002). Краткая история армянского народа: (от древних времен до наших дней) ( 2-е изд.). Mazda Publishers. Стр. 208. ISBN 978-1568591414. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Floor, Willem; Herzig, Edmund (2012). Иран и мир в эпоху Сефевидов. IBTauris. ISBN 978-1850439301. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Барт, Ф. 1953. Принципы социальной организации в Южном Курдистане. Бюллетень университета Этнографический музей 7. Осло.
    • Хансен, HH 1961. Жизнь курдской женщины. Копенгаген. Запись этнографического музея 7 : 1–213.
    • Лич, ER 1938. Социально-экономическая организация Rowanduz Kurds. Лондонская школа экономики Монографии по социальному Антропология 3: 1–74.
    • Лон григг, С.Х. 1953. Ирак, 1900–1950 гг. Лондон.
    • Мастерс, W.M. 1953. Ровандуз. Кандидат наук. диссертация, Мичиганский университет.
    • Маккирнан, Кевин. 2006. Курды - народ в поисках своей родины. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 978-0-312-32546-6
    • Микаберидзе, Александр (2015). Исторический словарь Грузии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1442241466. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Матти, Руди. «ШАЙУ-ЖАЛИ ХАН ЗАНГАНА». Энциклопедия Iranica. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

    Дополнительная литература

    • Самир Амин (октябрь 2016 г.). Курдский вопрос тогда и сейчас, в Ежемесячный обзор, том 68, выпуск 05
    • Дандас, Чад. «Курдские американцы.» Гейлская энциклопедия мультикультурной Америки, под редакцией Томаса Риггса (3-е изд., Том 3, Gale, 2014), 3: 41-52. онлайн
    • Эппель, Майкл. Народ без государства: курды от подъема ислама до рассвета национализма, 2016, Техасский университет Пресс
    • Майзел, Себастьян, изд. Курды: энциклопедия жизни, культуры и общества. Abc-Clio, 2018.
    • Шариф, Мохаммед. Соединенные Штаты, Ирак и курды: шок, трепет и последствия (Routledge, 2014).

    Историография

    • Максвелл, Александр; Смит, Тим (2015). «Постановка« еще не национализма »: пределы воздействия теории национализма на курдскую ториографию». льности. 43 (5): 771–787. doi : 10.1080 / 00905992.2015.1049135. S2CID 143220624.
    • Мехо, Локман И., изд. Курдский вопрос во внешней политике США: документальный справочник (Praeger, 2004).

    Внешние ссылки

    На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с курдами.

    Курдский вопрос в Турции

    Последняя правка сделана 2021-05-26 03:35:59
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте