Амир Кабир

редактировать
Мирза Таги Хан
AmirKabir naghashbashi.jpg
Канцлер Персии
В офисе . 12 мая 1848 г. - 13 ноября 1851 г.
МонархНасер ад-Дин Шах
ПредшественникХадж Мирза Агаси
ПреемникМирза Ака Хан-э Нури
Личные данные
Родился1807. Деревня Хазаве, Арак, Персия
Умер10 января 1852 (1852-01-10) (45 лет). Фин Гарден, Кашан, Персия
Причина смертиУбийство
Политическая партияНезависимый
Супруг (ы)
  • Ян Ян Ханом ​​(m.1830; див. 1849) ​
  • Эззат эд-Даулех ​​(m.1849; div.1851)​
Дети5, в том числе Тадж ол-Молук и Хамдам ол-Молук
РодителиКербалаи Горбан Ашпазбаши. Фатемех Ханом

Мирза Таги Хан Фарахани (персидский : میرزا تقی‌خان فراهانی), более известный как Амир Кабир (персидский : امیرکبیر) (1807 - 10 января 1852 г.), также известный под титулами Атабак и Амир-е Незам, был главным министром Насера ​​ад-Дина Шаха Каджара (шаха Персии ) в течение первых трех лет его правления. Его широко считают «первым реформатором Ирана», модернизатором, который был «несправедливо повержен», когда пытался провести «постепенные реформы» в Иране. Как премьер-министр, он также приказал убить многих Баби и казнить основателя движения Баба. В последние годы своей жизни он был сослан в Фин Гарден в Кашан и был убит по приказу Насера ​​ад-Дина Шаха Каджара 10 января 1852 г..

Содержание

  • 1 Предпосылки и достижения
    • 1.1 Начало карьеры
    • 1.2 Реформы армии
    • 1.3 Административные реформы
    • 1.4 Дар аль-Фанун и культурные достижения
    • 1.5 Меньшинства
    • 1.6 Внешняя политика
  • 2 Подавление Баби и казнь Баба
  • 3 Увольнение и казнь
  • 4 Наследие
    • 4.1 Современное наследие
    • 4.2 В художественной литературе
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки и примечания

История и достижения

Начало карьеры

Амир Кабир родился в Хазаве в районе Фарахан, где сейчас Провинция Маркази из Ирана. Его отец, Кербалаи Мохаммад Корбан, поступил на службу к Мирзе Абу'л-Касиму Фарахани Ка'им Макаму из Фарахана в качестве повара, а когда Мирза Бозорг был назначен главным министром to Аббаса Мирзы, наследный принц, в Тебризе, Кербалади Корбан сопровождал его туда, взяв с собой сына. Амир Кабир сначала помогал своему отцу выполнять домашние обязанности в хозяйстве Мирзы Бозорга, который увидел в мальчике признаки необычного таланта и заставил его учиться вместе с собственными детьми. Мирза Бозорг умер в 1237/1822 году, и на посту министра наследного принца его сменил его сын Мирза Абу'л-Касем Кагем-макам. Под эгидой сына Амир Кабир поступил на государственную службу, будучи первым назначенным на должность лашкарневиса [военного регистратора] армии Азербайджана. В 1251/1835 году он был произведен в должность мостофи-йе незамам, став ответственным за надзор за финансами азербайджанской армии; несколько лет спустя он был назначен ответственным за обеспечение, финансирование и организацию той же армии, получившую титул вазир-э незам.

За время своего пребывания в должности Амир Кабир участвовал во многих зарубежных миссиях. Он провел почти четыре года в Эрзуруме, входя в состав комиссии по определению османской - иранской границы. Он сопротивлялся попыткам исключить Мохаммаре (современный Хоррамшахр ) из-под суверенитета Ирана и заставить Иран выплатить компенсацию за его военные вторжения в район Солаймании. При этом он действовал независимо от центрального правительства в Тегеране, которое не только не смогло сформулировать последовательную политику в отношении османов, но и выступило против большинства инициатив Амира Кабира. Хотя между Ираном и Османским государством был заключен договор, границы все еще не были очерчены, когда разразилась Крымская война, и британские и российские посредники, теперь находившиеся в состоянии войны друг с другом, ушли. Тем не менее Амир Кабир из первых рук получил знания о процедурах международной дипломатии, а также о целях и политике Великобритании и России в отношении Ирана. Это помогло ему в разработке его собственной отдельной политики в отношении двух держав, когда он стал главным министром.

Более того, его годы в Эрзуруме приходились на период османских военных и административных реформ, известных как Танзимат. Некоторое осознание этого достигло Амира Кабира в Эрзуруме и вдохновило его по крайней мере на один аспект его политики как главного министра: устранение влияния духовенства на дела государства. Объясняя британскому консулу в Тебризе в 1265/1849 году свое собственное намерение сделать власть государства первостепенной, он сказал: «Османское правительство смогло начать возрождение своей власти только после того, как сломило власть мулл».

Реформы армии

Амир Кабир вернулся в Тебриз в 1263/1847 году. Год спустя, сохранив пост и титул вазир-э незам, он был назначен лала-баши, или главным наставником наследного принца Насер-ад-дина, которому было всего пятнадцать лет. Вскоре после этого, в Шаввале, 1264 / сентябрь 1848 года, Мохаммад Шах умер, и Насер-ад-дин должен был отправиться в Тегеран и занять трон. Но его министр, Мирза Фатхаллах Насир-ал-молк Алиабади, не смог получить необходимые средства, поэтому Насер-ад-дин обратился к Амиру Кабиру, который принял необходимые меры. Доверие Насер-ад-дина к Амиру Кабиру возросло, и вскоре после того, как он покинул Тебриз, он присвоил ему звание амир-э-незам, с полной ответственностью за всю иранскую армию. По прибытии в Тегеран он также назначил его главным министром (шахс-е аввал-е Иран) с дополнительными титулами амир-е кабир и атабак (u’l-qaʿda, 1264 / октябрь 1848 г.). Прежний титул стал его общим обозначением; последнее, употребленное впервые с периода Салджуков, относится к наставническим отношениям между министром и его молодым господином.

Его назначение главным министром вызвало негодование, особенно у королевы-матери и других принцев, которые были возмущены сокращением Амиром Кабиром их расходов и пособий. Происки его оппонентов привели к мятежу роты азербайджанских войск, размещенных в Тегеране; но при содействии Мирзы Абу'л-Касема имама Пятничной молитвы в Тегеране, который приказал торговцам Тегерана закрыть базар и вооружиться, мятеж вскоре был подавлен. и Амир Кабир возобновил свои обязанности.

Более серьезные беспорядки царили в ряде провинциальных городов, особенно в Мешхеде. К концу правления Мохаммад-шаха Хамза Мирза Хешмат-ад-долех был назначен губернатором Хорасана, но его власть оспаривала Хасан Хан Салар, который с помощь некоторых местных вождей, восставших против центрального правительства (1262/1846). Хамза Мирза оставил Машад Хасан-хану и бежал в Герат. Амир Кабир послал две армии против Хасан-хана, вторая из которых, под командованием Солтана Морада Мирзы, разбила его силы и захватила его. Амир Кабир казнил его (1266/1850) вместе с одним из своих сыновей и одним из своих братьев, что стало беспрецедентно суровым наказанием за такое провинциальное сопротивление центральной власти и явным признаком намерения Амира Кабира отстоять прерогативы властей. штат.

Административные реформы

С восстановлением порядка в провинциях Амир Кабир обратился к широкому спектру административных, культурных и экономических реформ, которые стали главным достижением его недолгого служения. Его самым непосредственным успехом была вакцинация иранцев от оспы, спасшая жизни многих тысяч, если не миллионов. Столкнувшись с пустой казной по прибытии в Тегеран, он сначала попытался сбалансировать государственный бюджет, попытавшись увеличить источники доходов и сократить государственные расходы. Чтобы помочь ему в выполнении этой задачи, он создал бюджетный комитет во главе с ним, который оценил дефицит бюджета в один миллион иранских томанов. После этого Амир Кабир решил резко снизить заработную плату государственных служащих, часто наполовину, и отменить большое количество стипендий, выплачиваемых пенсионерам, которые мало или совсем не работали на государственном уровне. Эта мера увеличила его непопулярность среди многих влиятельных фигур и, таким образом, способствовала его окончательному позору и смерти.

В то же время он стремился собирать просроченные налоги с провинциальных губернаторов и вождей племен, отправляя асессоров и сборщиков в каждую провинцию страны. Сбор таможенных пошлин, ранее отдававшийся отдельным лицам, теперь стал прямой обязанностью центрального правительства, а Каспийский рыбный промысел, важный источник доходов, был возвращен российской монополии и заключили контракт с иранцами.

Управление королевскими землями (халесаджат) подверглось пересмотру, и доходы, полученные от них, контролировались более тщательно, чем раньше. Урожайность и продуктивность, а не площадь, были установлены в качестве основы для исчисления налога на другие земли, а ранее мертвые земли были взяты в обработку. Эти различные меры по стимулированию сельского хозяйства и промышленности также пошли на пользу казне, повысив уровень национального благосостояния и, следовательно, налогообложения.

Особый интерес представляет забота, проявленная Амиром Кабиром к экономическому развитию Хузестана (тогда известного как Арабестан), который он определил как район стратегической важности, учитывая его расположение в глава Персидского залива, а также потенциального процветания. Он ввел в провинцию посадки сахарного тростника, построил плотину Насери на реке Кархех и мост в Шуштар, а также разработал планы развития Мохаммары. Он также предпринял шаги по содействию посадки Тегерана и Урмии.

Дар аль-Фанун и культурных достижений

Среди различных мер, принятых Амиром Кабиром, основание Дарольфонун в Тегеране, вероятно, был самым продолжительным по своим последствиям. Десятилетия спустя многие части этого заведения были преобразованы в Тегеранский университет, а оставшаяся часть стала Даролфонун средней школой. Первоначальная цель учреждения заключалась в обучении офицеров и государственных служащих, чтобы продолжить возрождение государства, начатое Амиром Кабиром, но как первое учебное заведение, дающее обучение современному обучению, оно имело гораздо более широкое влияние. Среди преподаваемых предметов были медицина, хирургия, фармакология, естествознание, математика, геология и естественные науки. Инструкторами были по большей части австрийцы, завербованные в Вене Дагудом Ханом, ассирийцем, который познакомился с Амиром Кабиром во время работы османско-иранской пограничной комиссии. К тому времени, когда инструкторы прибыли в Тегеран в Мохаррам, 1268 / ноябрь 1851 года, Амир Кабир уже был уволен, и принять их выпало Дагуд Хану. Австрийские инструкторы изначально не знали персидского языка, поэтому приходилось нанимать переводчиков для помощи в обучении; но некоторые из них вскоре выучили персидский достаточно хорошо, чтобы составлять на этом языке учебники по различным естественным наукам. Они должны были повлиять на развитие более простого и эффективного стиля прозы на персидском языке, чем существовавший ранее. Набор в Дар уль-Фунун сильно колебался, в первую очередь из-за неустойчивой приверженности шаха финансированию этого учреждения. Явное сокращение инвестиций стало очевидным, когда посетитель сообщил в 1870 году, что в этом учебном заведении обучаются семьдесят студентов и только один европейский преподаватель. Мирза Ака Хан Нури, преемник Амира Кабира, пытался убедить Насер-ад-Дин Шаха аннулировать весь проект, но Дарольфонун вскоре стал посмертным памятником его основателю.

Амир Кабир внес второй косвенный вклад в развитие персидского языка как современного медиума, основав газету Vaqayeʿ-ye Ettefaqiyeh, которая сохранилась под разными названиями до правления Мозаффар-ад-дина. Шах. Для обеспечения минимального тиража требовалось, чтобы каждый чиновник, зарабатывающий более 2 000 риалов в год, подписывался. Основав журнал, Амир Кабир надеялся повысить эффективность постановлений правительства, привлекая к ним внимание общественности; Таким образом, текст указа, запрещающего взимание союрсата, был опубликован в третьем листе газеты. Он также хотел познакомить читателей с мировыми политическими и научными событиями; среди статей, о которых сообщалось в первый год публикации, были борьба Мадзини против империи Габсбургов, разработка проекта Суэцкого канала, изобретение воздушный шар, перепись населения Англии и действия каннибалов на Борнео.

Картина Амира Кабира, 19 век нашей эры, Дворцовый комплекс Ниаваран.

Все перечисленные меры имели своей целью создание хорошо упорядоченной и процветающей страны с неоспоримой властью центральной правительство. Этой цели отчасти препятствовали улема, которые на протяжении периода Каджара оспаривали легитимность государства и часто стремились осуществлять независимую и соперничающую власть. Амир Кабир предпринял ряд шагов, направленных на ограничение их влияния, прежде всего в сфере права. Первоначально он стремился заменить шариатские суды в столице, самостоятельно вынося решения по переданным ему делам; он отказался от попытки, когда понял, что неадекватность его юридических знаний заставила его выносить неверные приговоры. Затем он установил косвенный контроль над шариатскими судами, придав особое значение одному из них, пользующемуся его особой благосклонностью, и назначив диван-хану, высшую инстанцию ​​юрисдикции Торфа, более важной ролью. Все дела должны были быть переданы ему до передачи в шариатский суд по выбору государства, и любой приговор, вынесенный шариатским судом, имел силу только в том случае, если он был одобрен диван-хане. Кроме того, любое дело с участием представителя немусульманского меньшинства относилось исключительно к юрисдикции диван-ханы. Не удовлетворившись таким образом ограничением прерогатив шариатских судов, Амир Кабир принял строгие меры против шариатских судей, признанных виновными во взяточничестве или нечестности; таким образом, Молла Абд-ар-Рахим Боруджерди был изгнан из Тегерана, когда он предложил урегулировать дело с участием одного из слуг Амира Кабира по усмотрению министра.

Амир Кабир также стремился уменьшить власть духовенства, ограничив возможность улемов предоставлять убежище (баст) в своих резиденциях и мечетях. В 1266/1850 гг. Лапоть был упразднен, например, в Масджед-э-шахе в Тегеране, хотя после падения Амира Кабира он был восстановлен. В Тебризе предпринимались длительные попытки сохранить лык в различных мечетях города, и даже пришлось прибегнуть к предполагаемому чуду, когда корова дважды сбежала с бойни, врезавшись в святыню, известную как Боха-йе Сахеб-аль-амр. Непосредственные зачинщики «чуда» были доставлены в Тегеран, и вскоре после этого были изгнаны эмам-е-джомха и шейх-аль-эслам Тебриза, которые довели гражданское правительство в городе до фактического бессилия. Менее осуществимо было желание Амира Кабира запретить тазие, шиитскую «игру страсти», разыгранную в Мохаррам, а также публичное самобичевание, имевшее место в период траура.. Он заручился поддержкой нескольких улемов в своей попытке запретить эти обряды, но был вынужден уступить перед лицом сильного сопротивления, особенно со стороны Исфахана и Азербайджана.

Меньшинства

Амир Кабир проявлял в значительной степени благожелательный интерес к немусульманским меньшинствам Ирана, хотя и для того, чтобы способствовать его стремлению к укреплению государства. В Эрзуруме он узнал, как европейские державы вмешивались в дела Османской империи под предлогом «защиты» христианских меньшинств, и были признаки того, что Великобритания, Россия и Франция надеялись на аналогичные выгоды от ассирийцев и армян Иран. Поэтому он решил устранить любые возможные недовольства и, следовательно, любую потребность в иностранном «защитнике». Он освободил священников всех конфессий от налогов и оказал материальную поддержку христианским школам в Азербайджане и Исфахане. Кроме того, он установил тесные отношения с зороастрийцами Йезда и дал строгие распоряжения губернатору города, чтобы они не подвергались притеснениям и не подвергались произвольным налогам. Он также запретил попытки, предпринятые в Шуштаре, принудительно обратить мандеев общину в ислам.

Внешняя политика

Внешняя политика Амира Кабира была такой же новаторской, как и его внутренняя политика. Ему приписывают новаторство в политике «отрицательного равновесия» (уступки ни Великобритании, ни России), которая впоследствии оказала влияние на внешнюю политику Ирана. Таким образом, он аннулировал соглашение, по которому русские должны были управлять торговым центром и больницей в Астарабаде, и попытался положить конец российской оккупации Ашураде, острова в юго-восточном углу. Каспийского моря, а также права на якорную стоянку, которыми пользуются российские корабли в лагуне Анзели.

На юге Ирана он предпринял аналогичные попытки ограничить британское влияние в Персидском заливе и отказал Великобритании в праве останавливать иранские корабли в Персидском заливе под предлогом поиска рабов. Неудивительно, что он часто конфликтовал с Долгоруким и Шейлем, представителями России и Великобритании в Тегеране. Чтобы противодействовать британскому и российскому влиянию, он стремился установить отношения с державами, не имеющими прямых интересов в Иране, особенно с Австрией и США. Наконец, можно отметить, что он создал контрразведывательную организацию, агенты которой находились в посольствах России и Великобритании.

Подавление Баби и казнь Баба

Амир Кабир считал сторонниками Бабизм, предшественник Веры Бахаи, как угрозу и подавлял их. Он подавил восстания Баби 1848-51 годов и лично приказал казнить Семь Тегеранских мучеников и казнить Баба, основателя движения. ʻAbdu'l -Баха называл Амира Кабира величайшим угнетателем религии.

Увольнение и казнь

С самого начала политика Амира Кабира вызывала враждебность во влиятельных кругах иранской элиты - в большинстве своем. в частности, внутренний круг монархии, чьи пенсии и доходы были сокращены его финансовыми реформами. Позже ему также противостояли те, кто завидовал его многочисленным постам; их сильно поддерживали иностранные державы, влияние которых под его руководством сильно уменьшилось. Таким образом, среди этой оппозиции была сформирована коалиция, видные члены которой состояли из Королевы-матери, Мирзы Ака Хан-э Нури (помощник Амира Кабира, по общему мнению англофилов) и Мирзы Юсуфа Хан Аштияни ( главный бухгалтер Суда, по общему мнению русофил).

Когда подросток Насир ад-Дин Шах начал проявлять свою независимость в правительстве, он находился под сильным влиянием Королевы-матери. Благодаря ее влиянию Амир Кабир был понижен в должности до начальника армии и заменен Нури на посту премьер-министра. Этот переход ознаменовал отказ «от… реформистских мер в пользу традиционной практики правления». Борьба за власть в правительстве, наконец, привела к его аресту и изгнанию из столицы при продолжающемся вмешательстве России и Великобритании. Амир Кабир был отправлен в Кашан под принуждением и содержался в изоляции по указу шаха. Его казнь была назначена через шесть недель после того, как королева-мать и его палач Али Хан Фараш-баши убедили короля, что русские скоро предоставят защиту Амиру Кабиру, что, возможно, позволит ему попытаться восстановить контроль над правительством. силой. Молодой шах, возможно, был склонен верить этим обвинениям из-за высокомерия и пренебрежения протоколом, которые Амир Кабир проявлял с самого начала своей правительственной карьеры в Тебризе. Амир Кабир был убит в Кашане 10 января 1852 года. Многие полагают, что с ним умерла перспектива независимого Ирана, руководимого меритократией, а не кумовством.

Наследие

Среди своих иранских современников Амир Кабир получил похвалы от нескольких поэтов того времени, в частности, Соруш и, но его заслуги перед Ираном в период Каджара в целом оставались недооцененными.. Современная иранская историография воздала ему должное, изображая его как одного из немногих способных и честных государственных деятелей, появившихся в период Каджара, и прародителя различных политических и социальных изменений, произошедших примерно полвека спустя.

Современное наследие

В художественной литературе

См. Также

Ссылки и примечания

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Амиром Кабиром.
Последняя правка сделана 2021-06-10 19:03:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте