История евреев в Курдистане

редактировать

Этническая история и еврейское подразделение

Курдские евреи. יהודי כורדיסטן. Курден cihû, کوردە جووەکان
RABBI MOSHE GABAIL.jpg Раввин Моше Габай, глава евреев Захо, с президентом Израиля Ицхаком Бен-Цви
Общее население
200,000–300,000
Регионы со значительным населением
Израиль 200000
Языки
Северо-восточные неоарамейские диалекты (особенно иудео-арамейский ), курдский (в основном курманджи диалекты), иврит мизрахи (литургический употребление) и некоторые азербайджанцы (в Иране).
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
прочие евреи-мизрахи, евреи-сефарды, евреи-ашкенази, ассирийцы, самаритяне
Доска с подсветкой на бумаге с каллиграфия и декоративные элементы. Включает четыре литургических стихотворения к Пуриму, обычному среди курдских евреев; середина XIX века, Курдистан.

Евреи Курдистана (иврит : יהודי כורדיסטן, романизированный : Иегудей Курдистан; Курдский : курдский язык, کوردە جووەکان, лит. «курдские евреи») - древние восточноеврейские общины, населяющие регион, известный как Курдистан, примерно охватывающий части северо-запада Ирана, северного Ирака, северо-востока Сирии и юго-востока Турции. До своей иммиграции в Израиль в 1940-х и начале 1950-х годов евреи Курдистана жили как закрытые этнические общины. Евреи Курдистана в основном говорили на арамейском и курдском диалекте, в частности на курманджи диалекте в Иракском Курдистане.

Сегодня подавляющее большинство евреев Курдистана живут в Израиле.

Содержание

  • 1 Древние времена и классическая древность
    • 1.1 Средние века
    • 1.2 Османская эпоха
  • 2 Современность раз
  • 3 Историография
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

Древние времена и классическая древность

Курдские евреи в Равандузе, северный Ирак, 1905

Предание гласит, что израильтяне из племени Вениамина впервые прибыли в территорию современного Курдистана после ассирийского завоевания Царство Израиль в 8 веке до нашей эры; Впоследствии они были переселены в ассирийскую столицу. В первом веке до нашей эры царский дом Адиабене, который, согласно еврейскому историку Флавию Иосифу, был этнически ассирийским и столицей Эрбиль (арамейский : арбала) - был обращен в иудаизм. Король Монобаз I, его королева Елена Адиабенская и его сын и преемник Изат бар Монобаз записаны как первые прозелиты.

средневековья

Согласно воспоминаниям Бенджамина Тудельского и Петахия из Регенсбурга, в Курдистане было около 100 еврейских поселений и значительное еврейское население. 12 век. Вениамин из Туделы также приводит рассказ о Давиде Алрои, мессианском лидере из центрального Курдистана, который восстал против царя Персии и имел планы вести евреев. назад в Иерусалим. Эти путешественники также сообщают об устойчивых и богатых еврейских общинах в Мосуле, который был торговым и духовным центром Курдистана. Многие евреи, опасаясь приближаться к крестоносцам, бежали из Сирии и Палестины в Вавилонию и Курдистан. Евреи Мосула пользовались некоторой степенью автономии в управлении своей общиной.

Османская эпоха

Еврейские курды, XIX век, Османская эпоха

Таннаит Асенат Барзани, живший в Мосуле с 1590 по 1670 год, была дочерью раввина Самуэля Барзани из Курдистана. Позже она вышла замуж за Якоба Мизрахи раввина из Амадии (в Иракском Курдистане ), который читал лекции в ешиве. Она была известна своим знанием Торы, Талмуда, Каббалы и еврейского закона. После ранней смерти своего мужа она стала главой ешивы в Амадии и в конечном итоге была признана главным инструктором Торы в Курдистане. Ее звали таннаит (женщина-знаток Талмуда), она практиковала мистицизм и имела репутацию знатока тайных имен Бога. Асенеф также хорошо известна своими стихами и прекрасным владением ивритом языком. Она написала длинное стихотворение жалоб и прошения в традиционной рифмованной метрической форме. Ее стихи - одни из немногих примеров древнееврейских текстов раннего нового времени, написанных женщинами.

Иммиграция курдских евреев в Землю Израиля началась в конце 16 века, когда в прибыла группа ученых-раввинов. В результате здесь были основаны Цфат, Галилея и курдский еврейский квартал. Однако период процветания Цфата закончился в 1660 г. друзами борьбой за власть в регионе и экономическим спадом.

Новое время

С начала 20 века некоторые курдские евреи были активны в сионистском движении. Одним из самых известных членов Легия (борцов за свободу Израиля) был Моше Баразани, семья которого иммигрировала из Иракского Курдистана и поселилась в Иерусалиме в конце 1920-х годов..

Подавляющее большинство курдских евреев были изгнаны из Иракского Курдистана и эвакуированы в Израиль в начале 1950-х годов вместе с Иракская еврейская община. Подавляющее большинство курдских евреев Иранского Курдистана также переселились в основном в Израиль в 1950-х годах.

The Times of Israel 30 сентября 2013 г. сообщила: «Сегодня в Израиле проживает почти 200 000 курдских евреев, примерно половина из которых живет в Иерусалиме. Кроме того, по всей стране было основано более 30 сельскохозяйственных деревень. курдскими евреями ».

18 октября 2015 года региональное правительство Курдистана было назначено представителем еврейской общины в Министерстве по делам религий и благотворительности, но он был уволен после утверждений еврейской общиной в Израиле, что в Курдистане не осталось евреев.

Историография

Одной из главных проблем в истории и историографии евреев Курдистана было отсутствие письменных история и отсутствие документов и исторических записей. В 1930-е годы немецко-еврейский этнограф, Эрих Брауэр начал интервьюировать членов общины. Его помощник, Рафаэль Патай, опубликовал результаты своего исследования на иврите. Книга «Иегуде курдитан: мехкар этнография» (Иерусалим, 1940 г.) была переведена на английский язык в 1990-х годах. Израильский ученый Мордехай Закен написал докторскую диссертацию и книгу, используя письменные, архивные и устные источники, которые прослеживают и реконструируют отношения между евреями и их курдскими хозяевами. или вожди, также известные как Агас ). Он опросил 56 курдских евреев, в общей сложности проведя сотни интервью, таким образом спасая их воспоминания от потери навсегда. Он опросил курдских евреев в основном из шести городов (Захко, Акра, Амадия, Дохук, Сулеймания и Шинно / Ушно / Ушновийя ), а также из десятков деревень, в основном в районе Бахдинана. Его исследование открывает новые источники, отчеты и яркие рассказы, которые образуют новый набор исторических записей о евреях и племенном курдском обществе. Его докторская диссертация была прокомментирована членами юридического комитета PhD и вместе с книгой, по которой она была переведена на несколько ближневосточных языков, включая арабский, сорани, курманджи, а также французский.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с курдскими евреями.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте