Аббревиатура | Бекташия / Бекташизм |
---|---|
Формация | 1501 |
Тип | Орден дервишей |
Штаб | Тирана |
Дедебаба | Баба Монди |
Ключ люди |
|
Веб-сайт | bektashiorder.com |
Орден бекташи (албанский : Tarikati Bektashi; турецкий : Bektaşi Tarîkatı), сокращение от шииты Imāmī Alevī -Bektāshī Ṭarīqah, является орденом Sufi дервиша (тарикат ) назван в честь 13 века Алеви Вали (святой) Хаджи Бекташ Ве Ли из Хорасана, но основан Балимом Султаном. Орден, штаб-квартира которого находится в Тиране, Албании, в основном встречается в Анатолии и Балканах, и был особенно силен в Албания, Болгария и среди Османской эпохи греческих мусульман из регионов Эпира, Крита и Македония. Однако орден бекташи, похоже, не привлекал столько приверженцев из числа боснийских мусульман, которые имели тенденцию отдавать предпочтение более распространенным суннитским порядкам, таким как накшбандийа и кадирийа. Орден представляет официальную идеологию бекташизма (турецкого : бекташилик).
Внутренний вид Арабати Баба Теше, Тетово, Северная Македония.Помимо духовных учений Хаджи Бекташа Вели, орден Бекташи позже подвергся значительному влиянию в период его формирования хуруфитами (в начале 15 века), потоком Каландария суфизма и, в разной степени, шиитскими верованиями, циркулировавшими в Анатолии в XIV-XVI веках. Мистические практики и ритуалы ордена Бекташи были систематизированы и структурированы Балимом Султаном в 16 веке, после чего оформились многие различные практики и верования ордена.
Основатель суфийского ордена Бекташийа , Хаджи Бакташ Вали, мюрид из Маламати - Каландари Шейх Кутб ад-Дин Хайдар, представил доктрину Ахмада Ясави «Четыре двери и сорок стоящих "в его тарикат..Многие академики считают, что бекташизм соединил ряд шиитских и суфийских концепций, хотя в ордене содержатся различные ритуалы и доктрины. На протяжении всей своей истории бекташи всегда пользовались широкой популярностью и влиянием как среди османской интеллектуальной элиты, так и среди господствующей элиты корпуса Джаннисары.
Орден Бекташи - это Суфийский порядок и имеет много общего с другими исламскими мистическими движениями, например, потребность в опытном духовном наставнике, называемом баба на языке бекташи, а также доктрина «четырех ворот, которые необходимо преодолеть. «:« шариат »(религиозный закон ),« тарикат »(духовный путь),« марифа »(истинное знание), «Хакика » (правда).
Бекташизм уделяет большое внимание концепции Вахдат-уль-Вуджуд وحدة الوجود, «Единства Бытия», сформулированной Ибн Араби. Это часто обозначается как пантеизм, хотя это понятие ближе к пантеизму. Бекташизм также сильно пронизан шиитскими концепциями, такими как явное почитание Али, Двенадцати имамов и ритуальное поминовение Ашура, обозначающее Битва при Кербеле. Старый персидский праздник Навруз отмечается Бекташи как день рождения имама Али.
В соответствии с центральным убеждением Вахдат-уль-Вуджуд бекташи видят реальность, заключенную в Хакк-Мухаммад-Али, единой объединенной сущности. Бекташи не считают это формой троицы. Есть много других практик и церемоний, которые имеют сходство с другими религиями, например, ритуальная трапеза (мухаббет) и ежегодное исповедание грехов бабе (magfirat-i zunub مغفرة الذنوب). Бекташи основывают свои практики и ритуалы на своей неортодоксальной и мистической интерпретации и понимании Корана и пророческой практики (Сунна ). У них нет письменного учения, относящегося к ним, поэтому правила и ритуалы могут различаться в зависимости от того, под чьим влиянием человек был обучен. Бекташи обычно почитают суфийских мистиков вне их собственного ордена, таких как Ибн Араби, Аль-Газали и Джелалудин Руми, которые близки им по духу.
Бекташи считают, что Коран имеет два уровня значения: внешний (захир اهر) и внутренний (батин باطن). Они считают последнее высшим и вечным, и это отражено в их понимании как вселенной, так и человечества (эту точку зрения также можно найти в Исмаилизме - см. Батинийя ).
Бекташизм также инициатический, и его члены должны проходить различные уровни или ранги, продвигаясь по духовному пути к Реальности. Члены первого уровня называются aşıks عاشق. Это те, кто, хотя и не принял посвящения в орден, тем не менее тянут к нему. После инициации (называемой насип) человек становится мухип محب. Через некоторое время в качестве мюхипа можно принять следующие обеты и стать дервишем. Следующий уровень выше дервиша - это баба. Баба (букв. Отец) считается главой текке и имеет право давать духовное руководство (irshad إرشاد). Выше бабы стоит ранг халиф-баба (или деде, дед). Традиционно их было двенадцать, самым старшим из которых был дедебаба (прадед). Дедебаба считался высшим авторитетом в Ордене Бекташи. Традиционно резиденцией дедебабы был Пир Эви (Дом святого), который находился в святилище Хаджи Бекташа Вали в центральном анатолийском городе Хаджибекташ (он же Солукакарахююк), известный as Комплекс Хаджибекташ.
Бекташи почитают Али и являются учениками некоторых из его потомков.
Орден Бекташи был широко распространен в Османской империи, их ложи были разбросаны по всей Анатолии, а также во многих частях, особенно на юге Балкан ( особенно Албания, Болгария, Эпир и оба Вардарская Македония и греческая Македония), а также в имперском городе Константинополь. Орден имел тесные связи с янычарским корпусом, элитным пехотным корпусом Османской армии, и поэтому также стал в основном ассоциироваться с анатолийскими и балканскими мусульманами восточно-православных.>новообращенное происхождение, в основном албанцы и северные греки (хотя большинство ведущих баба бекташи имели южное албанское происхождение). С отменой янычар орден бекташи был запрещен на всей территории Османской империи султаном Махмудом II в 1826 году. Это решение было поддержано суннитской религиозной элитой, а также лидерами других стран., более ортодоксальные, суфийские ордена. Текке бекташи были закрыты, а их дервиши сосланы. Бекташи постепенно обрели свободу с наступлением эры Танзимат. После основания республики Мустафа Кемаль Ататюрк запретил все суфийские ордена и закрыл ложи в 1925 году. Следовательно, руководство бекташи переехало в Албанию и основало свою штаб-квартиру в городе Тирана. Среди самых известных последователей бекташи суфизма на Балканах 19 века были Али-паша и Наим Фрашери.
. Несмотря на негативное влияние этого запрета на культуру бекташи, большинство бекташи в Турции до сих пор в целом поддерживают секуляризм, поскольку эти реформы относительно ослабили религиозную нетерпимость, которая исторически проявлялась против них официальным суннитским истеблишментом.
На Балканах орден Бекташи оказал значительное влияние на исламизацию многих областей, в первую очередь Албании и Болгарии, а также частей Македонии, особенно среди османских -era греческие мусульмане из западной греческой Македонии, такие как Валлахад. К 18 веку бекташизм начал значительно влиять на население южной Албании и северо-западной Греции (Эпир и западная Греческая Македония). После запрета суфийских орденов в Турецкой Республике штаб-квартира общины бекташи была перенесена из Хаджибекташа в центральной Анатолии в Тирану, Албания. В Албании община бекташи объявила о своем отделении от суннитской общины, и с тех пор они воспринимались как отдельная исламская секта, а не ветвь суннитского ислама. Бекташизм продолжал процветать до Второй мировой войны. После того, как коммунисты пришли к власти в 1945 году, несколько баба и дервишей были казнены, и началось постепенное сокращение влияния Бекташи. В конце концов, в 1967 году все текке были закрыты, когда Энвер Ходжа запретил все религиозные обряды. Когда этот запрет был отменен в 1990 году, бекташизм восстановился, хотя осталось мало людей, которые действительно знали духовный путь. Тем не менее, сегодня в Албании действует множество текке (домиков). Последним главой ордена в Албании был Хаджи Решат Барди Дедебаба (1935–2011), и в Тиране вновь открылось главное текке. В июне 2011 года совет албанских бабас избрал главой ордена Бекташи Баба Эдмонд Брахимай. Сегодня симпатия к ордену широко распространена в Албании, где примерно 20% мусульман считают себя имеющими какую-то связь с бекташизмом.
Есть также важные общины бекташи среди албанских общин Македонии и Косово, наиболее важной из которых является Харабати Баба Текке в городе. из Тетово, которое до недавнего времени находилось под руководством Бабы Тахира Эмини (1941–2006). После смерти Бабы Тахира Эмини деделик из Тираны назначил Бабу Эдмонда Брахимажа (Баба Монди), ранее возглавлявшего Туран Текке в Корче, курировать Харабати баба текке. Отколовшаяся ветвь ордена недавно возникла в городе Кичево, который больше связан с турецкой общиной бекташи при Хайдар Эрджан Деде, чем с Тираной. Меньшая по размеру бекташи текке, Дикмен Баба Теккеси, действует в тюркоязычном городе Канатларчи, Македония, который также имеет более тесные связи с турецкими бекташи. В Косово относительно небольшая община бекташи имеет текке в городе Гьяковэ, находится под руководством Бабы Мумина ламы и признает руководство Тираны.
В Болгарии тюрбы Кидлеми Баба, Ак Язылы Баба, Демир Баба и Отман Баба функционируют как неортодоксальные исламские места паломничества и раньше. 1842 г. были центрами бекташи теккес.
Бекташи продолжают действовать в Турции, и их полуподпольные организации можно найти в Стамбуле, Анкаре и Измире. В настоящее время в Турции есть два конкурирующих претендента на dedebaba: Мустафа Эке и Хайдар Эрджан.
Большое действующее бекташи текке было также основано в Соединенных Штатах в 1954 году Бабой Рекшебом. Этот текке находится в пригороде Детройта Тейлор, и гробница (türbe) Бабы Рекшеба продолжает привлекать паломников всех вероисповеданий.
Согласно оценке 2005 года, сделанной Бабой Решатом, во всем мире насчитывается более 7 миллионов бекташи.
В 2002 году группа вооруженных членов Исламского религиозного сообщества Македонии (ICM), суннитской группы, которая является юридически признанной организацией, которая утверждает, что представляет всех мусульман в Северная Македония, вторглась в Арабати Баба Тете шиитского ордена бекташи, пытаясь превратить эту текке в мечеть, хотя объект никогда не функционировал как такой. Впоследствии Орден бекташи Северной Македонии подал в суд на правительство за неспособность восстановить текке бекташи в соответствии с законом, принятым в начале 1990-х годов, о возврате собственности, ранее национализированной правительством Югославии. Однако закон касается реституции частным гражданам, а не религиозным общинам.
Требование ICM в отношении текке основано на их утверждении, что они представляют всех мусульман в Республике Македония; и действительно, это одна из двух признанных правительством мусульманских организаций, обе суннитских. Община бекташи подала заявку на признание в качестве отдельной религиозной общины в правительство Македонии в 1993 году, но правительство Македонии отказалось признать их.
Поэзия играет важную роль в передача духовности Бекташи. Несколько важных поэтов османской эпохи были бекташи, и Юнус Эмре, самый известный поэт турецкого языка, обычно признается подписчиком ордена бекташи.
Поэма Бекташи Балим Султан (умер около 1517/1519):
Рассказывание анекдотов и юмористические рассказы - важная часть культуры и учения бекташи. Часто они высмеивают традиционные религиозные взгляды, противопоставляя дервиша бекташи как иконоборца. Например:
Бекташи был прайи нг в мечети. Пока окружающие молились: «Дай Бог мне веры», он пробормотал: «Дай Бог мне побольше вина». Имам услышал его и сердито спросил, почему вместо того, чтобы просить веры, как все, он просит Бога о чем-то греховном. Бекташи ответили: «Ну, все спрашивают, чего у них нет».
Бекташи был пассажиром в гребной лодке, следовавшей из Эминеню в Ускюдар в Стамбуле. Когда разразилась буря, лодочник попытался успокоить его, сказав: «Не бойся - Бог велик!» Бекташи ответил: «Да, Бог велик, но лодка мала».
Имам проповедовал о вреде алкоголя и спросил: «Если вы положите ведро с водой и ведро с раки Из какого осла он будет пить? " Тут же ответил бекташи в собрании. "Вода!" «Действительно, - сказал имам, - а почему?» «Потому что он осел».
Нет. | Портрет | Имя | Срок полномочий | |
---|---|---|---|---|
1 | . (1876–1941) | 20 марта 1930 г. | 28 ноября 1941 г. | |
11 лет, 8 месяцев и 8 дней | ||||
2 | . (1882–1944) | 6 января 1942 г. | 22 февраля 1944 г. | |
2 года, 1 месяц и 16 дней | ||||
3 | . (1869–1950) | 12 апреля 1944 года | 1945 | |
0 или 1 год | ||||
4 | . (1882–1945) | 5 мая 1945 года | 2 августа 1945 года | |
2 месяца и 28 дней | ||||
5 | . (1887–1947) | 6 сентября 1945 года | 19 марта 1947 года | |
1 год, 6 месяцев и 13 дней | ||||
6 | . (1916–1980) | 8 июня 1947 г. | 1958 | |
9 или 10 лет | ||||
7 | Баба Решат. (1935–2011) | 20 Июль 1993 г. | 2 апреля 2011 г. | |
17 лет, 8 месяцев и 13 дней | ||||
8 | Баба Монди. (1959) | 11 июня 2011 г. | Действующий президент | |
9 лет, 4 месяца и 15 дней |
.
Историческое появление шиитов-двунадесятников Орден Алеви Бекташи |
---|
Арабати Баба Текке, в Тетово
Бекташи Текке
Кутуклу Баба Текке в Греции.
Каллиграфическая шляпа в алевитах - бекташизм
Бекташи Исламская каллиграфия