Симург

редактировать
Мифическая птица в иранской мифологии и литературе

Симург возвращается в гнездо к Залу и его птенцам (деталь).. - " Зала видит караван "(Тахмасп Шахнама, fol. 62v), Галерея Саклера LTS1995.2.46

Симург (; Персидский <20: سيمرغ, также пишется как simorgh, simorg, simurg, simoorg, simorq или simourv) - доброжелательная мифическая птица в иранской мифологии и литературе. Его иногда приравнивают к другим мифологическим птицам, таким как «феникс » (персидский: ققنوس quqnūs) и humā (персидский: هما). Эта фигура встречается во все периоды иранского искусства и литературы, а также очевидна в иконографии Азербайджана, Грузии, средневековой Армении, Восточная Римская империя и другие регионы, находившиеся в сфере персидского культурного влияния.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Мифология
    • 2.1 Форма и функция
    • 2.2 В Шахнаме
    • 2.3 В суфийской поэзии
    • 2.4 В курдском фольклоре
  • 3 Современное употребление
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Этимология

персидское слово sīmurğ (سیمرغ ) происходит от Среднеперсидский 𐭮𐭩𐭭𐭬𐭥𐭫𐭥 sēnmurw (и ранее sēnmuruγ), также засвидетельствован в текстах Пазенд как sīna-mrū. Среднеперсидское слово происходит от авестийского 𐬨𐬆𐬭𐬆𐬖𐬋⸱𐬯𐬀𐬉𐬥𐬋 mərəγō Saēnō "птица Saēna", первоначально хищник, вероятно, орел, сокол или перепелятник, как можно вывести из этимологического родственного слова санскрит śyena (श्येन) «хищник, орел, хищная птица», которая также появляется как божественная фигура. Саена - это тоже личное имя. Слово было заимствовано у армянского как siramarg (սիրամարգ ) «павлин».

С другой стороны, фраза sī murğ (سی مرغ) означает «тридцать птиц» на персидском языке; это было использовано Аттаром из Нишапура в его символической истории Совещание птиц, которую он сыграл с именем.

Мифология

Форма и функция

Сасанидская серебряная пластина симурга (Sēnmurw), 7 или 8 век н. Э.

Симург изображен в иранском искусстве как крылатое существо в форме птицы, достаточно гигантское, чтобы унести слона или кита. Он выглядит как павлин с головой собаки и когтями льва, но иногда и с человеческим лицом. Симург по своей природе доброжелателен и однозначно женского пола. Будучи наполовину млекопитающим, она кормит детенышей. У симурга есть зубы. Он питает неприязнь к змеям, а его естественная среда обитания - много воды. Говорят, что его перья цвета меди, и хотя первоначально он был описан как собака-птица, позже он был изображен либо с головой человека, либо с головой собаки.

«Si-», первый элемент в названии был связан в народной этимологии с современным персидским си («тридцать»). Хотя эта приставка исторически не связана с происхождением имени симург, «тридцать», тем не менее, послужило основанием для легенд, включающих это число - например, что симург был размером с тридцать птиц или имел тридцать цветов (сиронг). Другие предлагаемые этимологии включают Pahlavi sin murgh («птица-орел») и авестийское saenomergo («орел»).

Иранские легенды считают эту птицу настолько древней, что она трижды видела разрушение мира. Симург многому научился, прожив такую ​​долгую жизнь, что считается, что он обладает знаниями всех возрастов. В одной легенде симург прожил 1700 лет, прежде чем погрузился в огонь (как и феникс ).

Считалось, что симург очищает землю и воду и, следовательно, дарует плодородие. Существо олицетворяет союз между Землей и небом, служа посредником и посланником между ними. Симург уходит корнями в Гаокерена, Хум (авестийский: Хаома) Древо Жизни, которое стоит посреди мирового моря (Вурукаша ). Растение является сильнодействующим лекарством и называется всецелебным, и на нем откладываются семена всех растений. Когда симург взлетел, листья древа жизни задрожали, и все семена всех растений выпали. Эти семена плыли по миру под ветрами Ваю-Вата и дождями Тиштрия, в космологии пустили корни, чтобы стать всеми видами растений, которые когда-либо жили, и лечить все болезни человечество.

Отношения между Симургом и Хэмом очень близкие. Как и симург, Хом представлен как птица, посланник и сущность чистоты, способная исцелить любую болезнь или рану. Хум - назначенный первым священником - это сущность божественности, свойство, которое оно разделяет с симургом. Кроме того, Хум является проводником фарра (ах) (МП: khwarrah, авестийский: khvarenah, kavaēm kharēno) («божественная слава» или «удача»). Фарра, в свою очередь, представляет божественный мандат, который был основой власти короля.

Он выглядит как птица, покоящаяся на голове или плече потенциальных королей и клериков, что указывает на то, что Ормузд принимает этого человека как своего божественного представителя на Земле. Для простолюдинов удача / слава окутывает «дом поклоняющегося, для богатства скотом, как великая птица Саена, и как водянистые облака покрывают великие горы» (Яшт 14.41, ср. дожди Тиштрии выше). Как и симург, фарра также ассоциируется с водами Вурукаши (Яшт 19.51, 0.56–57). В Yašt 12.17 дерево Симорга (Саены) стоит посреди моря, Вурукаша, оно имеет хорошее и сильнодействующее лекарство и называется всецелебным, и на нем откладываются семена всех растений.

В Шахнаме

Зал и Симург

Симург наиболее известен в эпосе Фирдоуси Шахнаме (Книга царей), где описывается его связь с Князем Залом. Согласно Шахнаме, Зал, сын Саама, родился альбиносом. Когда Саам увидел своего сына-альбиноса, он решил, что ребенок был порождением дьяволов, и бросил его на горе Альборз.

Плач ребенка услышал добросердечный Симург, живший на вершине этой вершины, и она вернула ребенка и вырастила его как своего собственного. Зала многому научил любящий Симург, обладающий всеми знаниями, но пришло время, когда он превратился в человека и возжелал вернуться в мир людей. Хотя Симург был ужасно опечален, она дала ему три золотых пера, которые он должен был сжечь, если когда-нибудь понадобится ее помощь.

Вернувшись в свое королевство, Зал влюбился и женился на прекрасной Рудабе. Когда пришло время родить их сыну, роды были долгими и ужасными; Зал был уверен, что его жена умрет во время родов. Рудаба был близок к смерти, когда Зал решил призвать Симург. Появился Симург и проинструктировал его, как выполнить кесарево сечение, тем самым спасая Рудабу и ребенка, который стал одним из величайших персидских героев, Ростам. Симург также появляется в рассказе «Семь испытаний Ростама» и в истории Ростама и Эсфандиара.

В суфийской поэзии

Симург из произведений Аттара из Нишапура

В классической и современной персидской литературе часто упоминается Симоро, особенно как метафора Бога в суфийском мистицизме. В XII веке Конференция птиц иранский суфийский поэт Фарид уд-Дин Аттар писал о группе птиц-паломников в поисках Симурга. В стихотворении птицы мира собираются, чтобы решить, кто будет их королем, поскольку у них его нет. удод, самый мудрый из них, предлагает найти легендарного Симорга, мифическую персидскую птицу, примерно эквивалентную западному фениксу. Удод ведет птиц, каждая из которых представляет собой человеческий недостаток, не позволяющий человеку достичь просветления. Когда группа из тридцати птиц наконец достигает места обитания Симорга, все, что они находят, - это озеро, в котором они видят собственное отражение. В этой сцене используется игра слов на персидском выражении «тридцать птиц» (si morgh).

Благодаря культурной ассимиляции Симург был представлен арабоязычным странам, где это понятие было объединено с другими арабскими мифическими птицами, такими как Ghoghnus, птица, имеющая некоторую мифическую связь с финиковой пальмой и получившая дальнейшее развитие как Рух (происхождение английского слова «Roc ").

Изображения Симурга были приняты в раннем Омейядском искусстве и чеканке.

В курдском фольклоре

Симург сокращается до «Симир» в Курдский язык. Ученый Тревер цитирует две курдские сказки о птице. Эти версии восходят к обычным историям иранских симоро. В одной из народных сказок герой спасает потомство Симурга, убив змею, которая ползла по дереву, чтобы питаться ими. В награду Симург дает ему три своих пера, которые герой может использовать, чтобы призвать ее на помощь, сжигая их. Позже герой использует перья, и Симург уносит его в далекую страну. В другой сказке Симург выносит героя из преисподней; здесь Симург кормит своих детенышей своими сосками, черта, которая согласуется с описанием Симурга в среднеперсидской книге. В другой сказке Симург кормит героя в пути, а герой кормит Симурга кусочками овечьего жира.

Современное использование

Галерея

См. Также

  • Гаруда, индийская мифологическая птица
  • Анка, арабская мифологическая птица, отождествляемая с Симургом
  • Гибридными существами в мифологии
  • Симаргл, родственным существом в славянской мифологии
  • Жар Птица, родственная птица в русской мифологии, параллельная Фениксу
  • Конрулу, тюркской мифологической гибридной птице
  • Оксоко, славянскому мифологическому двуглавому орлу
  • Грифон или грифон, гибрид льва и птицы
  • Сфинкс, мифическое существо с телом льва и человеческой головой
  • Пегас, крылатый жеребец в греческой мифологии
  • Химера, Гибридный монстр из греческих мифов
  • Ламассу, ассирийское божество, гибрид быка / льва-орла-человека
  • Анзо (старое чтение: Zû), месопотамское чудовище
  • Зиз, гигантский грифон- как птица в еврейской мифологии
  • Нуэ, японское легендарное существо
  • Пиксиу или Пи Яо, китайское мифическое существо
  • Фэнхуан, мифологическая птица Восточной Азии
  • Кристалл Симорг

Примечания

Ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Симургом.
Последняя правка сделана 2021-06-08 02:12:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте