Феникс (мифология)

редактировать
Птица-долгожитель, циклически регенерируемая или возрождающаяся в греческой мифологии Феникс, изображенный в книге легендарных существ автор FJ Bertuch (1747–1822) Феникс на двускатной крыше дома в стиле барокко Maison de la Louve в Брюсселе.

A феникс (; Древнегреческий : φοῖνιξ, phoînix) - мифологическая птица, которая циклически регенерирует или иным образом возрождается заново. Связанный с огнем и солнцем, феникс обретает новую жизнь, возникая из пепла своего предшественника. Некоторые легенды говорят, что он умирает в шоу пламени и возгорания, другие говорят, что он просто умирает и разлагается, прежде чем родиться свыше. В большинстве источников говорится, что он жил 500 лет до возрождения. Геродот, Лукан, Плиний Старший, Папа Климент I, Лактанций, Овидий и Исидор Севильский среди тех, кто внес свой вклад в пересказ и передачу мотива феникса. Феникс символизировал обновление в целом, а также такие сущности и концепции, как Солнце, время, Римская Империя, Христос, Мария и девственность.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Предпосылки
  • 3 Внешний вид
  • 4 Другие тексты
    • 4.1 В гностических текстах
    • 4.2 В христианских текстах
    • 4.3 Европейская культура и литература
    • 4.4 Современная арабская поэзия
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Этимология

Современный феникс происходит от латинского phoenīx через Древнеанглийский. Латинское слово происходит от греческого φοῖνιξ phoinīx. Греческое слово впервые засвидетельствовано в микенском греческом po-ni-ke, что, вероятно, означало «грифон », хотя могло означать «пальма». Это слово, вероятно, заимствовано из западно-семитского слова для марены, красного красителя, сделанного из Rubia tinctorum. Слово финикийский происходит от того же корня, что означает «те, кто работает с красными красками». Таким образом, феникс может означать «финикийская птица» или «пурпурно-красная птица».

Написания феникс и феникс в наши дни встречаются редко.

Общие сведения

Феникс наиболее известен как существо из греческой мифологии, но имеет аналоги в других традициях, включая индуист гаруду (गरुड) и берунда (भेरुण्ड), русский жар-птица, персидский симорг (سیمرغ), грузинский paskunji, арабский anqa (عنقاء), тюркский Konrul, также называемый Zümrüdü Anka («изумрудный anqa»), тибетский Me byi karmo, китайский Fenghuang (鳳凰) и zhu que (朱雀), и японский hō-ō (鳳凰).

Миф о фениксе также является частью раннехристианских традиций. Некоторые ученые предполагают, что эти ранние легенды о фениксах могут иметь свои корни в бенну из египетской мифологии. В XIX веке подозрения схоластов подтвердились открытием, что египтяне Гелиополиса почитали бенну. Однако египетские источники, касающиеся бенну, часто проблематичны и открыты для различных интерпретаций. На некоторые из этих источников, возможно, на самом деле повлияли греческие представления о фениксе, а не наоборот.

Классический дискурс о фениксе указывает на потенциальное происхождение феникса в Древнем мире. Египет. Геродот, писавший в V веке до н.э., дает несколько скептическое описание феникса. Например:

[У египтян] есть еще одна священная птица, называемая фениксом, которую я сам никогда не видел, кроме как на фотографиях. Действительно, это большая редкость, даже в Египте, приходить туда (согласно рассказам жителей Гелиополя) только раз в пятьсот лет, когда умирает старый феникс. Его размер и внешний вид, если он похож на изображения, следующие: - Оперение частично красное, частично золотистое, в то время как общая конструкция и размер почти такие же, как у орла. Они рассказывают историю о том, что делает эта птица, что мне не кажется правдоподобным: что она прилетела из Аравии и принесла родительскую птицу, покрытую миррой, в храм Солнца, и там закапывает тело. Говорят, что для того, чтобы принести его, он сначала формирует шар из мирры такого размера, который он считает возможным унести; затем он выдалбливает шар и кладет внутрь своего родителя, после чего покрывает отверстие свежей миррой, и тогда шар становится точно такого же веса, как и вначале; поэтому он приносит его в Египет, оклеенный, как я уже сказал, и кладет в храм Солнца. Такова история, которую они рассказывают о действиях этой птицы.

Внешний вид

Феникс иногда изображается в древней и средневековой литературе и средневековом искусстве как наделенный нимбом, который подчеркивает связь птицы с Солнцем. На самых старых изображениях фениксов, о которых упоминалось, эти нимбы часто имеют семь лучей, например Гелиос (греческое олицетворение Солнца). Плиний Старший также описывает птицу с перьями на голове, а Драматург Иезекииль сравнивает ее с петухом.

Хотя обычно считалось, что феникс красочный и яркий, источники не пришли к единому мнению о его окраске. Тацит говорит, что его цвет выделял его среди других птиц. Некоторые говорили, что птица имела павлиноподобную окраску, и утверждение Геродота о том, что Феникс является красно-желтым, популярно во многих версиях этой истории. Драматург Иезекииль заявил, что у феникса красные ноги и поразительно желтые глаза, но Лактанций сказал, что его глаза были голубыми, как сапфиры, и что его ноги были покрыты желто-золотой чешуей с розовыми когтями.

Геродот, Плиний, Солин и Филострат описывают феникса как похожего по размеру на орла, но Лактантий и Драматический Иезекииль утверждают, что феникс был больше, с Лактанций заявляет, что он был даже больше страуса.

Другие тексты

В гностических текстах

Идеи, принимающие во внимание феникса, представлены в Гностике рукопись О происхождении мира из коллекции Библиотеки Наг Хаммади :

Таким образом, когда София Зоя увидела, что правители тьмы наложили проклятие на своих коллег она была возмущена. И, выйдя с первого неба в полной силе, она прогнала тех правителей с их небес и бросила их в греховный мир, чтобы они там жили в виде злых духов на земле. [...], чтобы в их мире прошло тысячу лет в раю - одаренное душой живое существо по имени «феникс». Он убивает себя и возвращается к жизни в качестве свидетеля приговора против них, поскольку они сделали зло Адаму и его расе до конца века. Есть [...] трое мужчин, а также его потомки до завершения мира: одаренные духом вечности, одаренные душой и земные. Точно так же есть три феникса в раю: первый бессмертен, второй живет 1000 лет; Что касается третьего, то в священной книге написано, что он употребляется. Также есть три крещения: первое - духовное, второе - огнем и третье - водой. Подобно тому, как феникс выступает в качестве свидетеля в отношении ангелов, так и случай с водным гидри в Египте, который был свидетелем тех, кто спускался в крещение истинного человека. Два быка в Египте обладают тайной, Солнцем и Луной, которые свидетельствуют Саваофу : а именно, что над ними София получила вселенную; с того дня, когда она сотворила Солнце и Луну, она наложила печать на свое небо до вечности. И червь, рожденный от феникса, тоже человек. Об этом написано: «Праведник расцветет, как феникс». И феникс сначала появляется в живом состоянии, и умирает, и снова воскресает, что является знаком того, что стало очевидным в конце века.

В христианских текстах

Фрагмент XII века Абердинский бестиарий с изображением феникса

Древнеанглийская книга Эксетера содержит анонимную аллитеративную поэму 9-го века из 677 строк, состоящую из перефразирования и сокращения Лактанция, за которым следует объяснением Феникса как аллегории для воскресения Христа.

Þisses fugles gecynd fela gelices. bi þam gecornum Cristes þegnum;. beacnað in burgum hu hi beorhtne gefean. urh Fæder fultum on ar frecnan tid. healdaþ под heofonum и его heanna blæd. в þam uplican eðle gestrynaþ.

Природа этой птицы очень похожа. на избранных слуг Христа;. указывает людям, как они могут обладать светлой радостью. благодаря помощи Отца в это опасное время. под небом, и возвышенное счастье. в стране небесной может обрести.

- в оригинальном староанглийском- в современном английском переводе (1842)

Европейская культура и литература

Данте относится к фениксу в Inferno Canto XXIV:

Così per li gran savi si confessa. che la fenice more e poi rinasce,. quando al cinquecentesimo anno appressa;.. erba né biado in sua vita non pasce,. ma sol d'incenso lagrime e d'amomo,. e nardo e mirra son l'ultime fasce.

Даже так великие мудрецы признали. Феникс умирает, а затем рождается заново,. Когда приближается пятисотый год жизни;.. травами или зерном он не питается в своей жизни. Но только на слезах ладана и амомума,. и нарда и мирры последние обмотка.

- в итальянском оригинале - в английском переводе

В пьесе Генрих VIII по Уильяму Шекспиру и Джон Флетчер, архиепископ Крэнмер говорит в Акте V, Сцена v относительно Елизаветы (которая должна была стать Королевой Елизаветой I ):

...Ни этот мир не уснет с ней; но как когда. умирает чудо-птица, дева феникс,. из ее праха рождается еще один наследник. столь же велика в восхищении, как и она сама;. так она оставит свое блаженство одному,. Когда небо вызовет ее из этого облака тьмы,. Кто из священного пепла ее чести. Взойдет, как звезда, в славе, столь же великой, как она,. И так стой на месте...

Фениксы встречаются и относительно часто встречаются в европейской геральдике. Чаще всего они появляются как эмблемы, реже как заряды. Геральдический феникс изображен в виде головы, груди и крыльев орла, поднимающегося из огня; все существо никогда не изображается.

Современная арабская поэзия

Миф о вечном возвращении и Фениксе как его символе был мотивом, использованным сирийским поэтом Адонисом в Поэма «Воскресение и прах»:

Есть птица, влюбленная в свою смерть. Которая ради нового начала. Сожжет себя заживо.

Адонис связывает Феникса с мифом о Таммузе, который удобряет землю своей кровью.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

  • Барнхарт, Роберт К. (1995), Краткий словарь Барнхарта. Этимология, HarperCollins, ISBN 0-06-270084-7.
  • Blake, NF (1964), The Phoenix, Manchester: Manchester U Press.
  • Гарри, Джейн; Эль-Шами, Хасан (2005), Архетипы и мотивы в фольклоре и литературе, М.Э. Шарп, ISBN 978-0-76561260-1.
  • Нигг, Джозеф (2016), Феникс. Неестественная биография мифического зверя, Чикаго, University of Chicago Press.
  • Томпсон, Стит. (2001), Индекс народной литературы: классификация повествовательных элементов в народных сказках, балладах, мифах, баснях, средневековых романах, Exempla, Fabliaux, Jest-Books и Local Legends, том 1; Том 6. Издательство Индианского университета. 9780253340894
  • Ван дер Брук, Р. (1972), Миф о Фениксе, Сигер, И. транс, Лейден, Брилл.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 03:56:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте