Так-э-Бостан. | |
---|---|
Так-Бостан, известный скальный рельеф Сасанидской Персии | |
Местоположение | Керманшах, Иран |
Построен | ок. 4 век н.э. |
Архитектурный стиль (ы) | Персидская архитектура |
Расположение Так-э-Бостан. в Иране |
Так-э Бостан (перс. : طاق بستان,) означает «Арка в саду» или «Арка из камня» - это место с серия больших наскальных рельефов эпохи Сасанидской империи Персии (Иран), высеченных примерно в IV веке нашей эры.
Этот пример персидского искусства Сасанидов находится в 5 км от центра города Керманшаха. Он расположен в самом сердце гор Загрос, где он пережил почти 1700 лет ветра и дождя. Первоначально рядом с рельефами и арками и под ними было видно несколько источников, некоторые из которых теперь закрыты. Источники рядом с рельефами до сих пор питают большой бассейн перед скалой. Это место было превращено в археологический парк, и ряд позднесасанидских и исламских капителей колонн были объединены (одни найдены в Так-Бостан, другие в Бисутуне и Керманшахе).
Резные фигурки, одни из лучших и лучше всего сохранившихся образцов персидской скульптуры времен Сасанидов, включают изображения вложений Ардашира II (379–383) и Шапура III (383–388). Подобно другим сасанидским символам, Так-э Бостан и его рельефные узоры подчеркивают силу, религиозные тенденции, славу, честь, необъятность двора, игру и боевой дух, веселье, радость и ликование.
Сасанидские цари выбрали красивое место для своих каменных рельефов вдоль исторического Шелкового пути караванного пути путевой точки и палаточного лагеря. Рельефы примыкают к священным источникам, которые впадают в большой отражающий бассейн у подножия горного утеса.
Так-э-Бостан и его скальный рельеф являются одними из 30 уцелевших сасанидских реликвий в горах Загрос. Согласно Артуру Поупу, основателю Иранского института искусства и археологии в Соединенных Штатах Америки, «искусство было характерной чертой иранского народа и даром, которым он одарил мир».
Комплекс Так-э-Бостан включают отдельно стоящий скальный рельеф и еще несколько рельефов, связанных с двумя каменными сводами. Они иллюстрируют церемонии посвящения королей Ардашир II, Шапур II, Шапур III и Хосров II. На них также изображены сцены охоты Хосрова II.
Первый рельеф Так-э Бостан и, по-видимому, самый старый, - это наскальный рельеф церемонии коронации Ардашира II (379-383). Н.э.) его предшественником Шапуром II или Ахурой Маздой (хотя даже средняя фигура носит сасанидскую корону с шарообразным верхом / отделением [очевидно, чтобы удерживать волосы], а фигура - его слева - получатель кольца; значит, он тоже не мог быть Ахура Маздой). Исследователи долго обсуждали идентичность фигур на этом рельефе, но теперь установлено, что Ардашир II получил перстень с лентами - символ королевского владычества - от своего предшественника Шапура II или Ахура Мазды. Возможно намеренное смешение иконографии обеих идентичностей. Две главные фигуры стоят на павшем римском императоре Юлиане Апостате (361–363 гг.). Ардашир сыграл важную роль в его поражении во время правления Шапура II (309–379 гг.). Исключительным в сасанидском искусстве является то, что это портрет, основанный на изображении Юлиана Апостата на римских монетах. Ардашир II был назначен временным правителем в ожидании совершеннолетия королевского наследника Шапура III (383–388 гг. Н.э.). Четвертая фигура - бог Митра, который держит в руках барсум и стоит на цветке лотоса. Он защитник клятв и свидетель этого пакта. Местные верования и персидские народные сказки интерпретируют эту сцену как победу первых сасанидских царей над Артабаном IV, последним царем парфянской династии. Фигура Митры стала визуальным вдохновением для представлений пророка Зороастра.
Рельефная панель составляет прибл. 4,07 м в ширину и 3,9 м в высоту.
Меньшая арка или айван (Так-э Бустан II) имеет в верхней части задней стены две пехлеви надписи, идентифицирующие две королевские фигуры как Шапур II (Шапур Великий) и его сын Шапур III. Они показаны лицом друг к другу. Вестибюль арки имеет размеры 6 х 5 х 3,6 метра. Было высказано предположение, что он был построен во время правления Шапура III, и некоторые считают дату его завершения 385 годом нашей эры. Однако королевская корона Шапура III не совпадает с короной на его монетах и ближе к короне его предшественника Ардашира II. Утверждалось, что тексты представляют собой узурпацию рельефа Ардашира Шапуром III. Перевод надписей следующий:
Надпись Шапура II:
Надпись Шапура III:
Фигуры двух королей, смотрящие друг на друга, вырезаны с низким рельефом. Каждая цифра составляет ок. 2,97 метра. Шапур II справа, а Шапур III слева. Их руки положены на длинный прямой меч, направленный вниз. Правая рука держит захват, а левая опирается на ножны. На обеих фигурах свободные брюки, ожерелья, вьющиеся волосы и острая борода, оканчивающаяся кольцом.
Обычно считается, что три фигуры на задней стене большого айвана представляют Хосров Парвиз в окружении Ахура Мазды и Анахита. Они помещены над верхом на персидском рыцаре, предположительно сам Хусров верхом на своем любимом коне, Шабдиз. Однако нет единого мнения относительно точной идентификации этого покойного сасанидского царя. Две сопровождающие фигуры иногда считаются жрецом и жрицей, а не самими богами Ахура Мазда и Анахита.
Одним из самых впечатляющих рельефов внутри самого большого грота или ивана является гигантская конная фигура сасанидского царя Хосрова II (591-628 гг. Н.э.), установленная на его любимое зарядное устройство, Шабдиз. И конь, и всадник облачены в боевые доспехи.
Передняя часть высеченной в скале арки украшена изящно вырезанными узорами, изображающими древо жизни или священное дерево. Выше арки с двух противоположных сторон расположены фигуры двух крылатых женщин с диадемами.
Конное рельефное панно, измеренное 16.08.07 ок. 7,45 м в поперечнике и 4,25 м в высоту
На правой и левой стене арки есть изображение королевской охоты размером 3,8 X 5,7 метра. Со времен Кира Великого до конца периода Сасанидов охота была одним из самых любимых занятий иранских царей. Поэтому сцены охоты часто встречаются рядом со сценами коронаций.
По бокам от ивана по две сцены охоты. Одна сцена изображает охоту на императорского кабана, а другая в том же духе изображает царя, преследующего оленей. Пять слонов спугивают убегающих кабанов из болотистого озера для короля, который стоит с луком и стрелами в руке, пока ему исполняют серенаду музыкантами-женщинами. В следующей сцене другая лодка несет арфисток и показывает, что король убил двух больших кабанов. На следующей лодке изображен король, стоящий с полукруглым нимбом вокруг головы и с луком в руке, что означает, что охота окончена. Под этой картинкой слоны достают хоботом дичь и кладут ее на спину. Таким образом, одновременно показывают несколько эпизодов царской охоты.
Эти королевские сцены охоты - одни из самых ярких и ярких фресок, увековеченных в камне.
Панель с изображением охоты на кабана, измеренная 16.08.07 как прибл. 6,0 м шириной x 4,25 м высотой
Панно с изображением охоты на оленя, замерено 16.08.07 как прибл. 5,9 м в ширину и 4,35 м в высоту
Прыжок через 1300 лет во времени верхний рельеф показывает 19 век Каджар губернатор в Керманшах городе, Довлатшах резьба рельефа в большой арке.
Старая фотография, сделанная в Так-и-Бостан в конце периода КаджараЖенщины-музыканты, сопровождающие короля во время охоты
Столица сасанидской колонны в комплексе Так-и-Бостан с геометрическим рисунком
Головная часть колонны с фигурным орнаментом сасанидского царя
Детали сасанидского рельефа на коронации Ардашира, показывающие побежденный Юлиан.
рельеф Фатх Али Шаха, Каджар царь, добавленный к древнему комплексу в 19 веке.
Статуя Ардешира II
Столица Хосрау II
Викискладе есть материалы, связанные с Taq-e Bostan. |
Координаты : 34 ° 23′15 ″ N 47 ° 07′56 ″ E / 34,387528546 ° N 47,1320956476 ° E / 34,387528546; 47.1320956476 (Так-е Бостан, Керманшах, Иран)