Зульфакар (арабский : ذُو ٱلْفَقَار, Ḏū-l-Faqār, IPA : [ðu‿l.fa.qaːr]), также пишется Zu al-Faqar, Zulfiqar, Dhu al-Faqar, Dhulfaqar или Зульфикар, это меч Али ибн Аби Талиба. Исторически он часто изображался как ножничный меч с двумя лезвиями на мусульманских флагах, и он обычно показан на шиитских изображениях Али и в форме украшений, функционирующих как талисманы как ятаган оканчивающийся двумя точками.
На ближневосточном оружии обычно есть надписи с цитатой, в которой упоминается Зульфикар, а ближневосточные мечи иногда делаются с расколотым наконечником по отношению к оружию.
Значение имени неизвестно. Слово ḏu (ذُو) означает «обладатель, хозяин», а конструкция idafa «обладатель...» распространена в арабской фразеологии, например, в Зу аль-Карнайн, Зу аль-Кифл, Зу аль-Када и Зу аль-Хиджа.
Значение слова факар (فَقَار) означает «разделитель, дифференцирующий». Часто это звучит как фикар вместо факара; Лейн ссылается на авторитеты, предпочитающие faqār и отвергающие fiqār как "вульгарные", но вокализация fiqār по-прежнему находит более широкое применение. Слово faqār имеет значение «позвонки спины, кости позвоночника, которые расположены в правильном порядке, один на другой», но может также относиться к другим экземплярам регулярно расположенных рядов, в частности, это имя звезды пояса Ориона.
Интерпретации имени меча в исламских теологических писаниях или народном благочестии делятся на четыре категории:
Последняя интерпретация дает начало популярному изображению меча. d как двухконечный ятаган в современной шиитской иконографии. Хегер (2008) рассматривает две дополнительные возможности:
Зульфикар часто изображался на Османские флаги, особенно использовавшиеся янычарами конницами в XVI и XVII веках.
Зульфикар также часто используется в талисманах. Распространенной талисманской надписью или заклинанием является двойное утверждение:
Порядок двухчастной фразы иногда меняется на противоположный, вместо этого говорится: «Нет молодежи, кроме Али, и нет меча, кроме Зульфикара ». Запись об этом заявлении как части более длинной талисманской надписи была опубликована Тевфиком Ханааном в« Расшифровке арабских талисманов »(1938). Хегер ( 2008) предполагает, что формула талисмана может быть древней и, возможно, возникла как христианский призыв.
В легенде восклицание lā sayfa ʾillā Ḏū l- Факари ва-ла фата Шилла Али приписывается Мухаммеду, который, как говорят, произнес его в битве при Ухуде в честь подвига Али, расколовшего щит и шлем сильнейшей Мекки. Русский воин, одним ударом разбивший собственный меч. Говорят, что тогда Мухаммад отдал Али свой собственный меч Зу-л-Фикар вместо сломанного меча. В другом варианте восклицание принадлежит не Мухаммеду, а «голосу на поле битвы», и меч был передан Али непосредственно архангелом Гавриилом.
Ат-Тирмизи приписывает Ибн Аббасу предание о том, что Мухаммад приобрел меч в день Бадра, после того, как он увидел его во сне, относящемся к дню Ухуда.
Согласно шиитам-двунадесятникам, Дху аль-Фикар в настоящее время находится во владении скрытого имама Худжат-Аллах аль-Махди, наряду с другими религиозными реликвиями, такими как аль-Джафр.
В Каджарском Иране настоящие мечи были изготовлены на основе легендарной конструкции с двумя остриями. Так, в Коллекции Хиггинса находится церемониальная сабля с клинком из вутц-стали конца XIX века с расщелиной на конце. Куратор комментирует, что «переломы наконечника не были редкостью для ранних клинков Wootz из Аравии», предполагая, что легендарный двухконечный дизайн основан на общем типе повреждений, наносимых клинками в бою. Наконечник этого образца разделен в плоскости лезвия, то есть «примерно на 8 дюймов своей длины от острия лезвие вертикально разделено по своей оси, образуя расположенные бок о бок лезвия, каждое из которых является законченным само по себе», По мнению куратора, «виртуозное достижение мастера». Другой клинок 19 века из той же коллекции отличается разрезным лезвием и зубьями по краю, объединяющими две возможные интерпретации имени Зу-л-Факар. Этот клинок, вероятно, индийского производства, и он был объединен с более древней (эпоха Великих Моголов ) индийской рукоятью.
«Зульфикар» и его фонетические вариации вошли в употребление в качестве данного имени, поскольку с бывшим премьер-министром Пакистана Зульфикаром Али Бхутто.
В Иране название меча использовалось как эпоним в военных контекстах; таким образом, Реза Шах Пехлеви переименован военный орден «Портрет военачальника верных ордену Золфагара» в 1925 году. 58-я Такаварская дивизия Шахруда также называется d после меча.
Иранский основной боевой танк также назван в честь меча, Зульфикар.
Во время боснийской войны, боснийская армия <73 Специальное подразделение>называлось «Зульфикар».
Рисунок Фатимидской версии Зульфикара в 10 веке; это самое раннее визуальное изображение в истории, вырезанное на Баб ан-Наср, одних из ворот Каира.
Османский флаг Зульфикара, захваченный во время битвы при Гуруслау (1601), нарисованный после Кароли Черны, трансильванских и турецких флагов (1898)
Моголов Император Шах Джахан, возглавляющий армию Великих Моголов, в верхнем левом углу Война слоны несут эмблемы легендарного Зульфикара (17 век)
Флаг Кара Махмуд-паши (Османская Албания, 1796).
Изображение стоящего на коленях Али с Зульфикаром на коленях (19 век, инв. № 2003,197,7)
Крупный план зубчатого и зазубренного острия индийского «Зульфикара» 19 века. меч, хранящийся в коллекции Хиггинса (инвентарный № 2240); около 1800.
Герб Пехлеви, Иран, с изображением Зульфикарского меча в нижнем левом квадранте щита (1925 г. и позже).
Флаг Хайреддина Барбаросса.