Албания находилась под властью Османской империи в разные периоды с 1479 по 1912 год. Османы впервые вошли в Албанию в 1385 году по приглашению албанского дворянина Карла Топиа, чтобы подавить силы другого албанского дворянина Балши II в битве при Савре. Санджак Албании был основан в 1420 году и контролировал в основном Центральную Албанию, в то время как османское владычество стало более консолидированным в 1479 году после падения Шкодры. Албанцы снова восстали в 1481 году, но османы окончательно контролировали Албанию к 1488 году. Османы ранее управляли некоторыми регионами Албании после битвы при Савре в 1385 году. Османы разместили гарнизоны по всей южной Албании к 1418 году и установили формальную юрисдикцию в центральной Албании к 1431 году. Несмотря на то, что османы утверждали, что правят всеми албанскими землями, большинство албанских этнических территорий все еще управлялись теми, кто был свободен от османского владычества. В 1431 году многие албанские князья, в том числе Гьердж Арианити, семья Зеневиси и Гьон Кастриоти начали войну против Османской империи, которая привела к поражению Гьон Кастриоти, но победе в 5 сражения за Гьерджа Арианити (Гьерджа Атианити - первого европейского принца, победившего османов в 5 битвах). Эти албанские победы открыли путь для прихода Скандербега в 1443 году в Крую. Независимость большинства албанских регионов сохранилась в течение 1443–1479 гг., Когда восстание возглавил Скандербег. Албанское сопротивление и война против османов продолжались 37 лет. Последними городами, захваченными османами, были Шкодер в 1479 году и Дуррес в 1501 году. Период полунезависимости начался в 1750-х годах с приходом независимых албанских пашей. В 1754 г. будет основан автономный албанский пашалик из семьи Бушати с центром в городе Шкодра, который назывался Шкодринский пашалик. Позже будет учрежден тот же автономный пашалик Берата, кульминацией которого станет албанский пашалик Али-паше Тепелена в 1787 году. Албанские пашалики закончатся в 1831 году, и последним будет пашалик Бушати. Эти полунезависимые албанские пашалики простирались бы от Боснии до Южной Греции.
Позднее, в 16-17 веках, албанцы вступят в период исламизации. Территория, которая сегодня принадлежит Республике Албания, оставалась частью Османской империи до тех пор, пока не провозгласила независимость в 1912 году во время Балканских войн.
В 1909 году, Нью-Йорк Газета The Sun опубликовала статью об Османской империи, в которой описывались подданные Османской империи, которые в целом гордились тем, что называли себя турками, но мусульманские албанцы никогда не соглашались с этим и заявляли, что они «принадлежат к другой расе».
Османы расширили свой контроль с Анатолии на Балканы в середине 14 века. Они вступили на европейскую территорию в 1352 году и победили сербскую армию в битве за Косово в 1389 году. Османское давление уменьшилось в 1402 году, когда турко-монгольский лидер Тимур (Тамерлан) напал на Анатолию. с востока убил султана и вызвал гражданскую войну. Когда порядок был восстановлен, османы возобновили свое продвижение на запад. В 1453 году войска султана Мехмеда II захватили Константинополь и убили последнего византийского императора.
Правило разделение албанских земель на небольшие враждующие владения. независимые феодалы и вожди племен сделали их легкой добычей для османских армий. В 1385 г. албанский правитель Дуррес, Карл Топиа обратился к султану за поддержкой против своих соперников, дворянского рода Балшичей. Османские войска быстро вошли в Албанию по Виа Эгнатия и разбили Балша II в битве при Савре. Некоторые из албанских княжеств вскоре после 1420 года стали вассалами Османской империи. Гирокастра стал уездным городом санджака Албании в 1420 году. Круджа была основана как центр Санджака в Албании после того, как Гьердж Арианити победил османов между 1431 и 1435 годами. Османы позволили вождям албанских кланов сохранить свои позиции, правление и собственность, но они должны были платить дань, а иногда и отправлять своих сыновей в Османский двор в качестве заложников и предоставить Османской армии вспомогательные войска. Однако многие албанские кланы и княжества не признавали османскую власть и не платили дань.
Сопротивление албанцев османам в 14 веке и особенно в 15 веке принесло им признание во всей Европе. Гьон Кастриоти из Круя был одним из лидеров албанского клана, который подчинился османскому сюзеренитету в 1425 году. Он был вынужден отправить своих четырех сыновей в столицу Османской империи для подготовки к военной службе. Младший, Георгий Кастриоти (1403–68), который впоследствии стал национальным героем албанцев, привлек внимание султана. Переименовав Искандера в ислам, молодой человек участвовал в военных экспедициях в Малую Азию и Европу. Когда Искандера назначили руководить балканским округом, он стал известен как Скандербег. После того, как османские войска под командованием Скандербега потерпели поражение в битве около Ниша на территории современной Сербии в 1443 году, Скандербег бросился к Круе и обманом заставил турецкого пашу сдать албанскую крепость. Затем Скандербег принял римский католицизм и объявил туркам священную войну.
Кёпрюлю Мехмед-паша был самым могущественным османским великим визирем албанского происхождения1 марта 1444 года албанские вожди. собрались в соборе Леже вместе с князем Черногории и делегатами из Венеции и провозгласили Скандербега командующим албанским сопротивлением. Вся Албания приняла его руководство против османов, но местные лидеры сохранили контроль над своими районами. Под красным флагом с геральдической эмблемой Скандербега албанские силы численностью около 10 000-15 000 человек сдерживали османские кампании против своих земель в течение двадцати четырех лет. Трижды албанцы преодолевали осаду Круи. В 1450 году албанцы разгромили самого султана Мурада II. Позже они отбили атаки султана Мехмеда II в 1466 и 1467 годах. В 1461 году Скандербег пошел на помощь своему сюзерену, королю Неаполитанскому Альфонсу I, против королей Сицилии. Однако правительство Скандербега было нестабильным, и временами местные албанские правители сотрудничали с османами против него.
При политической и незначительной материальной поддержке Неаполитанского королевства и Ватикан, сопротивление Османской империи продолжалось 35 лет. Круджа пал перед османами только в 1478 году, через десять лет после смерти Скандербега; Шкодер пал в 1479 году после неудачной осады в 1474 году и более сильной осады в 1478 году, закончившейся тем, что Венеция уступила Шкодру османам. Затем венецианцы эвакуировали Дуррес в 1501 году. Завоевания вызвали массовый исход албанцев в Венецию и Италию, особенно в Неаполитанское королевство, а также в Сицилию, Румынию и Египет. Большинство албанских беженцев принадлежали к православной церкви. Итальянские албанцы оказали значительное влияние на албанское национальное движение в будущие столетия, и албанские францисканские священники, большинство из которых происходили от эмигрантов в Италию, сыграли значительную роль в сохранении католицизма в северных регионах Албании. 112>
Долгая борьба Скандербега за свободу Албании стала очень важной для албанского народа, поскольку она укрепила его солидарность, заставила его лучше осознавать свою национальную идентичность, а позже послужила большим источником вдохновения в их борьбе за национальное единство., свобода и независимость. Память о сопротивлении середины 15 века при Скандербеге по-прежнему важна для албанцев, и знамя его семьи с черным двуглавым орлом на красном поле стало флагом, под которым албанское национальное движение сплотился столетия спустя.
После смерти Скендербега и падения Круи Османская империя получила контроль над территориями этнических албанцев и внесла много изменений.
Албанское население постепенно начало переходить в ислам через учение бекташизма, которое давало значительные материальные преимущества в османских торговых сетях, бюрократии и армии. Многие албанцы были завербованы в янычары и Девширме, а позже, став мусульманами, они открыли свой путь для очень успешных военных и политических носителей. Например, 42 великих визиря были албанского происхождения. Самыми выдающимися албанцами во время османского владычества были: Георгий Кастриоти Скандербег, Баллабан Бадера, Коджа Давуд Паша, Хамза Кастриоти, Илджаз Ходжа, Мимар Синан, Незим Фракулла, Кёпрюлю Мехмед-паша, Али-паша, Эдхем-паша, Омер Вриони, Патрона Халил, Хаши Шехрети, Али-паша из Гусии, Ибрагим-паша из Берата, Копрюлю Фазил Ахмед, Мухаммед Али из Египта, Кара Махмуд Бушати, Кара Мурад-паша, Ахмет Курт-паша, Мустафа Бушати, Ибрагим Бушати, Седефкар Мехмед Ага.
Албанцы также сыграли решающую роль во время османско-венецианской войны (1499–1503), Османско-венгерские войны и Османско-Габсбургские войны до обретения независимости.
Ослабление центральной власти в Османской империи и система тимар привели к анархии в населенных албанцами странах. В конце 18 века возникли два албанских центра власти: Шкодер при семье Бушати; и Янина, под именем Али-паша из Тепелене. Когда это соответствовало их целям, оба места сотрудничали с Высокой Портой, а когда было целесообразно бросить вызов центральному правительству, каждое действовало независимо.
Семья Бушати доминировала в регионе Шкодер через сеть союзов с различными горными племенами. Кара Махмуд Бушати пытался основать независимое княжество и расширить земли под своим контролем, натравливая Австрию и Россию на Великую Порту. В 1785 году войска Кара Махмуда напали на черногорскую территорию, и Австрия предложила признать его правителем всей Албании, если он вступит в союз с Веной против Великой Порты. Воспользовавшись случаем, Кара Махмуд в 1788 году отправил султану глав австрийской делегации, и османы назначили его губернатором Шкодера. Однако, когда он попытался отвоевать землю у Черногории в 1796 году, он потерпел поражение и обезглавил. Брат Кара Махмуда, Ибрагим Бушати, сотрудничал с Возвышенной Портой до своей смерти в 1810 году, но его преемник, Мустафа Паша Бушати, проявил непокорность, несмотря на участие в османских военных кампаниях против Греческие революционеры и мятежные паши. Он сотрудничал с горными племенами и подчинил себе большую территорию.
Флаг династии Бушатли (1796).Южнее реки Шкумбини, в основном крестьяне Тоски жили компактными деревнями при избранных правителях. Некоторые тоски, жившие в высокогорных поселениях, сохраняли свою независимость и часто избегали уплаты налогов. Однако Тоски низменностей османским властям было легко контролировать. Албанская племенная система там исчезла, и османы наложили систему военных феодальных владений, при которой султан предоставлял солдатам и кавалеристам временные земельные владения или тимары в обмен на военную службу. К XVIII веку многие военные феодальные владения фактически превратились в наследственные земельные владения экономически и политически влиятельных семей, которые выжимали богатство из своих бедных христианских и мусульманских фермеров-арендаторов. Беи, подобно вождям кланов северных гор, стали фактически независимыми правителями в своих провинциях, имели свои собственные воинские контингенты и часто вели войны друг против друга, чтобы увеличить свои земельные владения и власть. Возвышенная Порта пыталась провести политику «разделяй и властвуй», чтобы не дать местным бекам объединиться и создать угрозу самому османскому правлению, но без особого успеха.
Османско-албанские отношения ухудшились в 1826 году во время правления Махмуда II, он спровоцировал пресловутую Благоприятный инцидент и последовавшие за ним беспорядки вызвали насильственный роспуск янычар, Девширме и всего балканского мусульманского руководства в Румелии, вызвав новую волну восстаний и нестабильности в постепенно ослабевающей Османской империи.
После разгрома Бушати и Али-паши Великая Порта провела серию реформ, известных как танзимат, которые были направлены на укрепление империи путем обуздания капризных пашей. Тимары официально стали крупными индивидуальными земельными владениями, особенно в низинах. В 1835 году Великая Порта разделила населенные албанцами земли на вилайеты Янина и Румелия и направила чиновников из Константинополя для управления ими. Это вызвало серию восстаний в 1843–1844 годах, но они были подавлены османской армией.
После 1865 года центральные власти переделили албанские земли между вилайетами Скутари, Янина и Монастир. Реформы разозлили вождей горных албанцев, которые обнаружили, что их привилегии уменьшены без видимой компенсации, и власти в конечном итоге отказались от попыток контролировать их. Однако османские войска подавили местные восстания в низинах, и условия там оставались мрачными. Религиозное разделение северных албанских племен поставило их в оппозицию. Мусульманские племена северных албанцев участвовали в османских кампаниях против христианских албанских племен, например, в 1876 году, когда они опустошили территорию, населенную католиками мирдите. Большое количество тосков эмигрировало, чтобы присоединиться к многочисленным албанским эмигрантским общинам в Румынии, Египте, Болгарии, Константинополе, на юге Италии, а затем в Соединенных Штатах.
В 1906 году в Османской империи возникли оппозиционные группы, одна из которых превратилась в Комитет единства и прогресса, более известный как Молодые Турки, предложившие при необходимости восстановить конституционное правление в Константинополе революционным путем. В июле 1908 года, через месяц после восстания младотурков в Македонии, поддержанного албанским восстанием в Косово и Вардар Македония, переросшее в широкомасштабное восстание и мятеж в имперской армии, султан Абдул Хамид II согласился с требованиями младотурок восстановить конституционное правление. Многие албанцы участвовали в восстании младотурок, надеясь, что это даст их людям автономию в пределах империи. Младотурки сняли османский запрет на школы с албанским языком обучения и письменность на албанском языке. Как следствие, албанские интеллектуалы, собравшиеся в Манастире (современный город Битола ) в 1908 году, выбрали латинский алфавит в качестве стандартного письма. Младотурки, однако, были настроены на сохранение империи и не были заинтересованы в уступках бесчисленным националистическим группировкам внутри ее границ. После отречения Абдул Хамида II в апреле 1909 года новые власти ввели налоги, объявили партизанские отряды и националистические общества вне закона и попытались расширить контроль Константинополя над горцами северной Албании. Кроме того, младотурки легализовали бастинадо, или избиение палкой, даже за проступки, запретили ношение винтовок и отрицали наличие албанского гражданства. Новое правительство также призвало к исламской солидарности, чтобы разрушить единство албанцев, и использовало мусульманское духовенство, чтобы попытаться навязать арабский алфавит.
Албанцы отказались подчиниться кампании младотурок по их насильственной «османизации». Новые албанские восстания начались в Косово и северных горах в начале апреля 1910 года. Османские силы подавили эти восстания через три месяца, объявили албанские организации вне закона, разоружили целые регионы, закрыли школы и издания. Черногория, готовящаяся захватить для себя земли, населенные албанцами, поддержала восстание горных племен 1911 года против режима младотурков, которое переросло в широкомасштабное восстание. Не имея возможности контролировать албанцев силой, правительство Османской империи сделало уступки в отношении школ, набора в армию и налогообложения, а также санкционировало использование латинского алфавита для албанского языка. Однако правительство отказалось объединить четыре населенных албанцами вилайета в один, албанский вилайет.
В административном отношении османы разделили населенные албанцами земли между несколькими районами или вилайет. Османские власти изначально не делали упор на обращение в ислам.
К 1479 году вся страна, за исключением Дуррес, Улцинь и Бар, находился под османским сюзеренитетом. Выдающиеся визири и паша были выходцами из Албании и были назначены на свои посты задолго до того, как большинство албанцев исповедовали ислам.
Османский султан считал себя агентом Бога на Земле, лидером религиозное, а не национальное государство, целью которого была защита и распространение ислама. Немусульмане платили дополнительные налоги и имели более низкий статус, но они могли сохранить свою старую религию и большую часть местной автономии. Обратившись в ислам, люди из числа побежденных могли подняться до привилегированных слоев общества. В первые годы существования империи все высшие должностные лица Османской империи были рабами султана, детьми христианских подданных, выбранными в детстве за их обещание, обращенными в ислам и получившими образование для служения. Некоторые были выбраны из военнопленных, другие были отправлены в качестве подарков, а третьи были получены через девширме - дань с детей, взимаемую на балканских землях Османской империи. Многие из лучших бойцов элитной гвардии султана, янычары, были мобилизованы молодыми мальчиками из христианских албанских семей, а у высокопоставленных османских чиновников часто были албанские телохранители.
По словам историка Зии Шкодры, Албания была развита так же, как и остальные Балканы. В горах к северу от реки Шкумбини гегские пастухи поддерживали свое самоуправляемое общество на основе кланов. Объединение кланов называлось байрак.
. Налоги с северных племен было трудно, если вообще возможно, собирать османы из-за пересеченной местности и жестокости албанских горцев. Некоторым горным племенам удалось отстоять свою независимость на протяжении веков османского владычества, периодически вступая в партизанскую войну с османами, которые никогда не считали целесообразным их подчинять.
До недавнего времени вожди клана Гег, или байрактары, обладали патриархальной властью, устраивали браки, посредничали в ссорах и назначали наказания. Жители северных гор Албании не признавали никаких законов, кроме Кодекса Леке Дукаджини (Кануни и Лекэ Дукагджинит ), собрания племенных законов, записанных в XIV веке римско-католическим священником.. Кодекс регулирует множество тем, в том числе кровную месть. Даже сегодня многие албанские горцы считают канон высшим законом страны.
За пять веков османского владычества албанский народ сгруппировался по религиозным, региональным и племенным признакам. Однако в начале 17 века албанцы в больших количествах приняли ислам силой в результате османской оккупации. В течение столетия мусульманская албанская община была самой большой религиозной общиной в стране, к сожалению, утратившей прежнюю полностью католическую религиозную идентичность. Албанцы в это время были разделены на две отдельные племенные и диалектные группы: геги и тоски (см. албанский язык ). В суровых северных горах пастухи гэгов жили в племенном обществе, часто полностью независимом от османского владычества. На юге мусульманские и православные тоски обрабатывали землю для мусульманских бейев, провинциальных правителей, которые часто восставали против власти султана.
В начале 17 века многие албанцы, принявшие ислам, мигрировали в другие районы Османской империи и сделали карьеру в османских вооруженных силах и правительстве. Некоторые из них достигли влиятельных позиций в османской администрации, что поставило католическую общину в невыгодное положение, поскольку обращение в ислам было связано с многочисленными принадлежностями к высшему классу. Около тридцати албанцев дослужились до высшего визиря, главного наместника самого султана. Во второй половине 17-го века албанская семья Кёпрюлю предоставила четырех великих визирей, которые боролись с коррупцией, временно укрепили ослабивший контроль центрального правительства над хищными местными беями и одержали несколько военных побед.
Уже в XVIII веке мистическая исламская секта, Бекташи дервишей, распространилась на земли империи, населенные албанцами. Основанный, вероятно, в конце 13 века в Анатолии, бекташизм стал официальной верой янычар в конце 16 века. Секта бекташи содержит черты, совершенно отличные от нормативного ислама, и делает упор на человеке как на отражении Божественного. Женщины в чадрах участвуют в церемониях бекташи, а участники праздника употребляют вино, несмотря на запрет алкоголя в большинстве исламских толкований шариата. Бекташи превратились в маргинальную религиозную группу на юге Албании после того, как султан распустил янычар в 1826 году. Лидеры бекташи сыграли ключевую роль в албанском националистическом движении конца 19 века.
В 19 веке османские султаны тщетно пытались укрепить свою разрушающуюся империю, проводя серию реформ, направленных на то, чтобы обуздать непокорных местных чиновников и потушить огонь национализма среди бесчисленных народов. Однако сила национализма оказалась слишком сильной, чтобы ей противостоять.
В настоящее время албанцы, как правило, не имеют сильной привязанности к своей разнообразной религиозной идентичности в результате примерно 50-летнего коммунистического правления, которое запретило религиозную практику. Непоправимые изменения религиозного ландшафта страны были внесены османской оккупацией, которая несет ответственность не только за физическую колонизацию страны в течение примерно пяти веков, но и за навсегда изменившиеся религиозные идентичности по сравнению с тем, что было до османской оккупации. именно в Косово.
В результате контактов, поддерживаемых между тосками и их родственниками, живущими или возвращающимися из-за границы, иностранные идеи начали просачиваться в Албанию.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Османская Албания. |